Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды: Агрессивная. -убегающая (спасающаяся) толпа. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов.
Выбор Редакции
- Характеристика различных видов толпы
- СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- Тема 2.5. Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей
- Психология толпы (часть 2)
- Схема социального поведения
СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Действующая, которая подразделяется на: агрессивную, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушениям и убийствам; спасающуюся; паническую (стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности); стяжательскую (мародерскую). Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков.
Поведение людей в толпе
Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды: Агрессивная. это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Действующая толпа может быть спасающейся, стяжательской и так называемой агрессивной. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе). Аффективно-действующая толпа психологически заражена на групповые действия.
Модели поведения
- Толпа и социальный психоз
- СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- 6.2. Социальное поведение
Психология толпы, виды толп. как управлять толпой
Действующая толпа подразделяется на. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. — Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стяжательскую и паническую, в зависимости от ее поведения и целей.
Социальное поведение
В свою очередь, психология поведения активной толпы подразделяется на агрессивный тип, спасающийся и стяжательский. это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически. это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями.
Виды толпы
Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности. Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и готовностью жертвовать собой ради своего идола.
Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Рождение легенд, легко распространяющихся в толпе, обусловливается ее легковерием. Одинаковое направление чувств определяется внушением. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Невозможного для толпы не существует. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.
Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе. Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер.
Толпе знакомы только простые и крайние чувства. Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам а именно по характеру возбуждений , великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить. В толпе преувеличение чувства обусловливается тем, что само это чувство, распространяясь очень быстро посредством внушения и заражения, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы. Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности тем более сильная, чем многочисленнее толпа и сознание значительного хотя и временного могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.
Основную роль в развитии этих механизмов играет массовое общение, обладающее свойством воздействия на поведение и деятельность участников толпы, которое сознательно используется организаторами эксцессов. Основные средства формирования толпы: 1 слово в экспрессивном выражении в виде призывов, междометий и т.
Потенциальными толпами являются: 1 публика — кратковременное образование людей на основе общих интересов; 2 внешне неорганизованные контактные общности, действующие крайне эмоционально и единодушно; 3 большие по численности аморфные группы, члены которых не имеют в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанные общим постоянным интересом. Ролевая структура толпы: 1 организаторы массовых эксцессов — физические лица.
Слайд 18 Описание слайда: Выделяют пять типов поведения: 1.
Слайд 19 Описание слайда: Конформизм подчинение означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Слайд 20 Инновация нововведение выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения.
Слайд 21 Ритуализм от слова «ритуал» выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Слайд 22 Описание слайда: Ретритизм уход проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, уйти в себя.
Слайд 23 Описание слайда: Причины девиантного поведения: Биологический - указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков.
Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками. Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией — слухами. Слухи охватывают события, не освоенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам. Регулятивный механизм поведения толпы — коллективное бессознательное — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика Карла Юнга , заключен исторический опыт человечества.
Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные модели поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, по терминологии В. Бехтерева — «коллективные рефлексы». Однородные, единообразные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения. Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарно ориентированными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками.
СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Характеристика различных видов толпы | § убегающая (спасающаяся) толпа. |
СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды: Агрессивная. |
Психология толпы | Шпаргалка к написанию экзаменов | агрессивную, · спасающуюся, · стяжательскую. |
Виды толпы и их характеристики
Существует пять типов поведения: конформизм: Подчинение общественным нормам и ожиданиям. Социальный контроль бывает двух видов: формальный: Осуществляется через законы, правила и организации, такие как полиция и суды. К методам формального социального контроля относятся: наказание: Применение наказания или санкций в ответ на нарушение правил. К типам неформального контроля относятся: социальные вознаграждения: Положительные реакции и поощрения со стороны окружающих.
В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: зарождение: Начало конфликта, возможно, из-за различий и противоречий.
Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует. Таким образом, становясь частицей толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культурным человеком; в толпе — это варвар, т. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие его интересам и его привычкам».
Самая тяжкая потеря человека при слиянии с толпой — это отказ от разумности.
Основные средства формирования толпы: 1 слово в экспрессивном выражении в виде призывов, междометий и т. Потенциальными толпами являются: 1 публика — кратковременное образование людей на основе общих интересов; 2 внешне неорганизованные контактные общности, действующие крайне эмоционально и единодушно; 3 большие по численности аморфные группы, члены которых не имеют в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанные общим постоянным интересом. Ролевая структура толпы: 1 организаторы массовых эксцессов — физические лица. Виды толп.
По характеру поведения людей толпа может быть простой, экспрессивной, конвенциональной и действующей. Простая окказиональная толпа представляет собой скопление людей, которые образуются на основании желания получить сведения о неожиданно возникшем происшествии, свидетелями которого люди стали например, пожар, дорожная авария, драка и др. Подобную толпу образуют лица, которые испытывают потребность в острых ощущениях , впечатлениях.
Она способна объединять несколько сотен человек, не представляя опасности, но создавая помехи и неудобства. Тем не менее, в случае особых ситуаций подобная толпа способна превращаться в действующую и агрессивную иногда даже она прибегает к совершению самосуда. Формирование экспрессивной толпы чаще всего осуществляется из людей, которые совместно выражают сильные чувства радость , горе, гнев, возмущение, протест и др. Подобная толпа часто формируется из поклонников рок-музыкантов, эстрадных звезд. Происходит это на концертах или других мероприятиях из числа зрителей, которые присутствуют на спортивных состязаниях, участников праздничных и похоронных шествий например, на похоронах людей, которые погибли в результате аварий, катастроф и др. Причиной может быть потребность в острых ощущениях, которые возникают под воздействием азартных игр наркотиков, алкоголя.
Поведение людей в толпе
Помимо того, что, по сути дела, бесструктурность такой разновидности сообщества, как толпа, и, как правило, достаточная размытость изначальных целей подобного объединения людей, приводят к легкой смене типов толпы, нельзя не заметить и того, что выше изложенная и при этом практически общепринятая классификация видов толпы очевидно несовершенна. Прежде всего, подобный вывод базируется на том, что здесь не прослеживается единое классификационное основание и потому, например, конвенциональная и действующая толпа могут быть одновременно и толпой экспрессивной, а, скажем, окказиальная толпа одновременно может являться и толпой панической одна из разновидностей толпы действующей и т. Французский исследователь Г. Лебон выделил ряд закономерностей, характерных практически для любой толпы и обусловливающих поведение ее членов. Прежде всего, в толпе отчетливо наблюдается эффект деперсонификации и ослабление контроля эго: «... Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы. Для того, чтобы хоть несколько разъяснить себе эти причины, мы должны вспомнить одно из положений современной психологии, а именно то, что явления бессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но и в отправлениях ума.
Наши сознательные поступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влияниями наследственности. В этом субстрате заключаются бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно души расы. Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие почти в одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают;... Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличается от решений, принятых собранием глупцов, так как в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех.
В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума»1. При том, что Г. Лебон весьма упрощенно трактует проблему индивидуального и коллективного бессознательного и его взгляды подвержены сильному влиянию биологического детерминизма, в целом его выводы как о практически неизбежной деперсонификации и деперсонализации личности в толпе, так и о деструктивности толпы в целом совершенно справедливы. Более того, как показывает, в частности, практика организационной психологии, даже высокоструктурированные большие группы профессионалов, строго говоря, не являющихся толпой, часто оказываются совершенно неэффективны при решении задач, требующих творческого и новаторского подхода. Не случайно техники практической социально-психологической работы с такого рода сообществами, как правило, строятся на их дефрагментации по тому или иному принципу с последующим поиском решения в сформированных таким образом малых группах. Лебон также отчетливо выделил ряд социально-психологических механизмов, опосредствующих поведение индивида в толпе: «Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами.
Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности»2. По сути дела, речь идет о деиндивидуализации, под которой в современной социальной психологии понимается, как правило, потеря испуга перед внешней оценкой и, как минимум, снижение уровня самосознания. Как показали многочисленные исследования, степень деиндивидуализации отчетливо коррелирует с анонимностью, обусловленной, в частности, размерами толпы. Так, например, «проведя анализ 21 случая, когда кто-то в присутствии толпы угрожал спрыгнуть с небоскреба или с моста, Леон Манн обнаружил, что когда толпа была маленькой и освещалась дневным светом, то, как правило, попыток спровоцировать самоубийство не делалось. Но когда размер толпы или ночной мрак обеспечивали анонимность, люди обычно подначивали самоубийцу, всячески издеваясь над ним.
Брайан Маллен сообщает о подобных эффектах в шайках линчивателей: чем больше шайка, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознования и тем с большей готовностью соглашаются пойти на зверства, такие как сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Для каждого из приведенных примеров... Поскольку «так делали все», то и свое поведение они объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором»1. Вторая причина, на которую указывает Г. Лебон, — «заразительность или зараза — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному»2.
В современной социальной психологии под социальным заражением понимается «... При этом нередко «... Классическим примером подобного рода может служить превращение в толпу под воздействием паники такой жестко организованной группы, как воинское подразделение. Механизм заражения активно используется в рамках так называемых «грязных политтехнологий» во время массовых мероприятий, когда группы подставных провокаторов сознательно толкают толпу на те или иные действия от скандирования определенных лозунгов до массовых погромов. Третья, самая главная, с точки зрения Г. Лебона, причина, «...
Он уже не осознает своих поступков, и у него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения такой субъект будет совершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе же эта неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так как влияние внушения, одинаковое для всех, увеличивается путем взаимности»4. Данный эффект «в чистом виде» часто наблюдается и целенаправленно используется в практике религиозных сект, всевозможных «целителей», «чудотворцев», «экстрасенсов» и т.
В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди с определенными социокультурными особенностями, импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть и поведение болельщиков на стадионе. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками. Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией — слухами. Слухи охватывают события, не освоенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам. Регулятивный механизм поведения толпы — коллективное бессознательное — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика Карла Юнга , заключен исторический опыт человечества.
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм или правил общества. Компонентами девиантного поведения являются нарушение норм правил и стигма отклонительная метка, которая прикладывается к человеку из-за его девиантного поведения. Существует пять типов поведения: конформизм подчинение и согласие с нормами и ожиданиями группы , ритуализм подчинение нормам группы, но с отказом от постижения общих целей , инновацию отклонение от норм группы, но стремление достичь общих целей , отчуждение отклонение и от норм группы, и от распространенных целей и оппортунизм использование механизмов группы для достижения личных целей. Социальный контроль имеет два вида: формальный и неформальный. Формальный социальный контроль — это наблюдение и наказание со стороны социальных институтов и органов власти. Методы формального социального контроля включают наказания, изоляцию и надзор. Неформальные методы социального контроля включают социальные поощрения, объяснение, переоценку норм и использование сверхъестественных с Ты знаешь ответ, а друзья - нет...
Поводами для скопления ее служит какое-либо происшествие, как правило, дорожно-транспортное, поведение лиц, не соответствующее общепринятым нормам, необычное явление и т. Экспрессивная толпа — это группа людей, совместно выражающих чувства радости, горя, гнева и т. Так, поклонники рок-музыкантов, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтированностью в поведении. Подобные группы нередко складываются из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях и выражающих восторг успехами спортсменов, а также любителей острых ощущений, возникающих под воздействием азартных игр, наркотиков. Праздничные шествия во время больших событий, похоронные и иные процессии носят характер экспрессивной общности. Особое внимание органы внутренних дел уделяют экспрессивной толпе при похоронах людей, погибших в результате аварий, катастроф и т. Конвенциональная толпа образуется, например, во время спортивных состязаний. Болельщики на стадионе неистовствуют так, как никогда не ведут себя в других ситуациях. Это обстоятельство является далеко не безобидной вещью. Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательную и так называемую агрессивную. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе при стихийных бедствиях, пожарах, авариях, эпидемиях и террористических актах в местах массового скопления людей. Паника может возникать в организованных и неорганизованных группах. Паникер — это слабая личность, у которой усиленно работает фантазия, но снижена способность разумного суждения в экстремальных ситуациях.
Тема 2.5. Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей
Действующая толпа. Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении. Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных. — Стяжательская толпа.