Дельфы – античный город у подножия горы Парнас (Фокида, центральная часть Греции), известный благодаря оракулу, определявшему многие решения в политической и религиозной сферах древней Эллады.
Эллада или Греция? :)
После тяжелого 1940 года, когда монастырь пришёл в упадок и последние насельники покинули его, старица Евсевия из ближней деревни Кастраки в течение долгих 20 лет сохраняла строение монастыря. Благодаря этому, он дожил до наших дней, получив еще одно название в честь святой Варвары. Женский монастырь сейчас в своем расцвете, неописуемые пейзажи покорят каждого, кто захочет увидеть это рукотворное чудо. Монастырь Святого Стефана, пожалуй, самый богатый из монастырей Метеоры, построенный в конце 14 века.
К концу 19 века в монастыре проживал 31 насельник. Поворотным годом в судьбе храма стали шестидесятые годы прошлого столетия, когда он был преобразован в женский. При монастыре ведется большая просветительская работа по возрождению византийской музыки, проводится обучение иконографии.
Монастырь святого Николая Анапавсаса по внешнему виду ассоциируется с настоящим лабиринтом: постройки расположены на небольшой скале таким образом, что церкви и кельи находятся на разных уровнях. Впечатляющий по красоте памятник святыне точной даты не имеет, известно, лишь то, что первые насельники появились в 12-13 веках. В конце восьмидесятых годов прошлого столетия случилось знаменательное событие: монастыри Метеоры были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Святая гора Афон. Одно из главных святых мест Греции, куда никогда за всю историю человечества не ступала женщина. Святая гора Афон расположена на полуострове, на востоке Греции.
Его высота больше 2000 метров над уровнем моря. Общая площадь Афона составляет более 335 кв. Высота самой горы составляет 2033 метра.
Согласно легенде во время морского путешествия Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн сбились с курса во время сильного шторма, после долгих мучений пристали к подножию Афона. Красота спокойного убежища поразила Богородицу, она попросила Господа сделать это место ее земным уделом. По преданию именно по завету Матери Божией ни одна женщина не может ступать на Афон.
Законодательно запрет был введен в 1045 году византийским императором Константином IX Мономахом. А в 1953 году указом президента Греции предусмотрено даже тюремное заключение от 2 месяцев до одного года за нарушение запрета. На Святой Горе кроме монастырей располагаются 12 скитов, кельи, каливы, кафисмы и исихастерии.
Мы прикоснемся к истории некоторых монастырей, приоткроем завесу тайны и уединения мест, которые многим только предстоит познать. Великая Лавра основана в 963 году. Расположена обитель на юго-восточной стороне вершины Афона.
А сами сюжеты греческих легенд о Троянской войне послужат основой для рыцарских романов. Войны Древней Греции Хотя греки прославились достижениями в науке, искусстве и философии, им также приходилось немало воевать. В источниках сохранились сведения, что воинами были поэты Тиртей, Архилох и Алкей. Философ Сократ сражался в рядах афинского ополчения. В войнах между полисами решалось, кому стать гегемоном.
Спарта вела трудные войны с Аргосом, Афины — с Элевсином. Беотийцы отразили вторжение фессалийцев в 6-м веке до н. Сначала афиняне разбили персидский десант при Марафоне в Аттике. Через десять лет в Грецию пришла армия во главе с царём Ксерксом. Завоеватели привели с собой отряды, собранные со всех концов царства, но лучшими их частями были персидская конница и Корпус бессмертных.
После побед при Саламине, Платеях и Микале эллинам удалось не только отстоять свободу, но и перейти в наступление. С Греко-персидских войн начался рост Афинского морского союза. Война закончилась в 404 году до н. В 4-м веке до н. Афины и Спарта оставались сильнейшими полисами Греции, но на лидерство претендовали также Фивы.
Во главе с талантливыми полководцами Пелопидом и Эпаминондом Беотийский союз добился больших успехов. Александр Македонский: рождение новой эпохи К середине 350 гг. В это время началось возвышение Македонского царства. После долгих войн и дипломатических переговоров царь Филипп II смог объединить значительную часть Греции в Коринфский союз, главой которого стал он сам. Его сын Александр повёл войско греков и македонян на завоевание Персидской империи.
Царь не только разгромил армии персов, но и включил в свою империю земли на северо-западе Индостана. Позже владения в Индии были захвачены индийским царём Чандрагуптой. Её особенностью было сосуществование полисного строя и территориальных монархий.
Спарта была одним из главных городов-государств Лаконии и была известна своими военными достижениями. Эфес был главным городом Йонии и был центром торговли. Тебы были важным городом Беотии и были известны своей литературой. Коринф был одним из самых важных городов Греции и был центром торговли и ремесла. Пирей был главным портом Афин и одним из самых оживленных городов Греции. Кроме того, в Элладе было множество других городов-государств, таких как Мегара, Аргос, Тиринт и многие другие. Каждый из них имел свои особенности и вклад в развитие древнегреческой культуры и цивилизации. Культурное и историческое значение Эллады для современности Эллада — это государство на юге Европы, которое имеет богатую историю и культуру. Известно, что в древности на территории Эллады находились города-государства Афины, Спарта, Коринф, которые были известны своими архитектурными достопримечательностями, философией, театром и олимпийскими играми. Для современности, Эллада имеет большое значение как источник культурного наследия. Акрополь в Афинах — это известнейшая достопримечательность, которая привлекает многих туристов со всего мира. Кроме того, элладская культура стала основой для основных принципов западной культуры, античность считается основой европейской цивилизации. Олимпийские игры — это еще один аспект культурного и исторического значения Эллады для мирового сообщества. С Олимпийскими играми связаны многие традиции и эти игры привлекают множество участников со всего мира. Олимпийский факел является символом мирового спорта и мира. В целом, Эллада имеет огромное значение не только для Греции, но и для всего мирового сообщества как держава, которая внесла огромный вклад в историю и культуру Запада. Именно поэтому, Европейский союз уважает и поддерживает эту страну. Что мы можем узнать о Древней Греции из археологических находок Эллады? Эллада — это древнее государство, расположенное на территории современной Греции. Она играла важную роль в истории Древней Греции и была домом для многих легендарных персонажей, таких как Одиссей, Геракл и Ахилл.
Греция от Greek. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире. Греция сегодня Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км с учетом островов! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров, на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей.
Прекрасная Греция
Их покровителями были и правители соседних государств. При дворе Архелая Македонского жил и писал Еврипид. Гробницу правителя Галикарнаса Мавсола создавали лучшие архитекторы и скульпторы, а ораторы выступали с надгробным словом. Всемирную известность получили статуи Дорифор, Дискобол и скульптурная группа Тираноубийцы , возведённая в память о любовной паре, решившейся на убийство тирана Афин. Философия Греции началась с Милетской школы в 6-м веке до н. От вопросов происхождения Вселенной и человека философы перешли к этической философии.
Вопросы этики изучали афинские философы софисты и Сократ. Слушателями последнего были многие знатные афиняне, среди которых оказался и будущий лидер тирании Тридцати Критий. Другой слушатель Сократа, Платон , вошёл в историю как один из самых значимых философов человечества. Он пытался быть наставником правителей Сицилии и основал в Афинах Академию, просуществовавшую до конца Античности. Мифы Древней Греции Основным источником сюжетов для древнегреческой скульптуры, вазовой живописи, театра и поэзии была греческая мифология.
В ней отражались истории о богах, героях и чудовищах. Мифы давали объяснения происхождению отдельных полисов и народов. Легендарные герои, такие как Геракл или Ахиллес, считались предками царских и аристократических династий. Отдельные вариации содержались в пьесах афинских поэтов-трагиков. Позже, в эпоху Эллинизма и Рима, был создан ряд сочинений, содержавших систематическое изложение мифов.
Важнейший из них — «Мифологическая библиотека» Аполлодора. Гармодий и Аристогитон Источник: Wikimedia Commons Легенды о героях оказались востребованы римлянами, которые возводили своё происхождение к троянцам. Эта традиция будет поддерживаться королями даже в Средние века. А сами сюжеты греческих легенд о Троянской войне послужат основой для рыцарских романов. Войны Древней Греции Хотя греки прославились достижениями в науке, искусстве и философии, им также приходилось немало воевать.
В источниках сохранились сведения, что воинами были поэты Тиртей, Архилох и Алкей. Философ Сократ сражался в рядах афинского ополчения.
Женский монастырь сейчас в своем расцвете, неописуемые пейзажи покорят каждого, кто захочет увидеть это рукотворное чудо. Монастырь Святого Стефана, пожалуй, самый богатый из монастырей Метеоры, построенный в конце 14 века. К концу 19 века в монастыре проживал 31 насельник. Поворотным годом в судьбе храма стали шестидесятые годы прошлого столетия, когда он был преобразован в женский. При монастыре ведется большая просветительская работа по возрождению византийской музыки, проводится обучение иконографии. Монастырь святого Николая Анапавсаса по внешнему виду ассоциируется с настоящим лабиринтом: постройки расположены на небольшой скале таким образом, что церкви и кельи находятся на разных уровнях. Впечатляющий по красоте памятник святыне точной даты не имеет, известно, лишь то, что первые насельники появились в 12-13 веках.
В конце восьмидесятых годов прошлого столетия случилось знаменательное событие: монастыри Метеоры были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Святая гора Афон. Одно из главных святых мест Греции, куда никогда за всю историю человечества не ступала женщина. Святая гора Афон расположена на полуострове, на востоке Греции. Его высота больше 2000 метров над уровнем моря. Общая площадь Афона составляет более 335 кв. Высота самой горы составляет 2033 метра. Согласно легенде во время морского путешествия Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн сбились с курса во время сильного шторма, после долгих мучений пристали к подножию Афона. Красота спокойного убежища поразила Богородицу, она попросила Господа сделать это место ее земным уделом.
По преданию именно по завету Матери Божией ни одна женщина не может ступать на Афон. Законодательно запрет был введен в 1045 году византийским императором Константином IX Мономахом. А в 1953 году указом президента Греции предусмотрено даже тюремное заключение от 2 месяцев до одного года за нарушение запрета. На Святой Горе кроме монастырей располагаются 12 скитов, кельи, каливы, кафисмы и исихастерии. Мы прикоснемся к истории некоторых монастырей, приоткроем завесу тайны и уединения мест, которые многим только предстоит познать. Великая Лавра основана в 963 году. Расположена обитель на юго-восточной стороне вершины Афона. Лавра занимает первое место в иерархии афонских монастырей. Ее основатель - один из наиболее почитаемых монахов Святой Горы Афанасий Афонский.
Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.
Именно в Древней Элладе произошло зарождение театра, драматургии, олимпийского движения, науки и искусства, философии как таковой, демократической модели государственного устройства. Культура Греции, читайте здесь V век до н. Каждый год тысячи туристов приезжают в Грецию, чтобы посетить и полюбоваться Акрополем. В период, примерно с 3000 г.
Минойцы были искусными мастерами, хорошими земледельцами, имели мощный морской флот, вели активную торговлю. Минойская цивилизация просуществовала 500 лет и исчезла, по мнению историков, после сильного цунами, возникшего от извержения санторинского вулкана. Также к цивилизации бронзового века относится Кикладская цивилизация 3-е и 2-е тысячелетие до н. Мягкий климат и выгодное географическое положение на островах Киклад, образовывали подобие естественного моста между в Европой и Азией, материковой Грецией и Критом. Мощная и загадочная кикладская цивилизация известна своими искусными мастерами, создавшими необычайной красоты мраморные скульптуры, керамические сосуды, украшения, фигурки людей различных размеров. За ней следует Микенская цивилизация 1600 - 1120 до н.
В это время строятся богатые города на возвышенностях с мощными крепостными стенами, возводятся акрополи, где располагаются царские дворцы. Царские гробницы-толосы после погребения знати, заполнялись золотыми и серебряными украшениями.
Прекрасная Эллада, или Греция — одна из древнейших стран мировой культуры
Смотрите онлайн Что такое «Эллада»? 50 с. Видео от 24 января 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Эллада (греч. Ελλάδα) — самоназвание греками своей страны. Вышел в свет двадцатитысячным тиражом второй номер нового журнала «ЭЛЛАДА – греческий мир в веках и сегодня», единственного журнала специализирующегося на тематике Греции и Кипра и греко-российских отношений. После падения Византии, во время владычества Османской империи, особых изменений в языке Эллады не происходило. Синонимы: Смотреть что такое "Эллада" в других словарях. Для агентств. Партнеры. Новости.
Небанальная Греция: 15 интересных фактов о древней стране
Греки использовали сложные механизмы для астрономических расчётов. Им принадлежит множество открытий классической механики и первенство в изобретении водяной мельницы. В греческих городах были водопроводы акведуки , воины пользовались огнемётами, а медики орудовали скальпелями, щипцами и даже вагинальными расширителями. Хирургические инструменты Древней Греции V век до н. И всё это ещё тогда, когда цивилизации Древней Греции не существовало.
Восточные астрономы не хуже греческих разбирались в циклах дня и ночи, длительности года и месяца. Например, индийцы в VI веке до н. Античная наука в это время только зарождалась. При этом и у восточных, и у древнегреческих исследователей было много домыслов и суеверий.
Например, Аристотель писал, что некоторые животные появляются в воде, пыли и грязи сами по себе. Древние греки жили в равном демократическом обществе Афинская демократия, существовавшая около 200 лет примерно 500—321 годы до н. Однако есть много нюансов. Перикл произносит речь на Народном собрании в Афинах.
Точнее, была она только в Афинах. В Спарте существовал режим олигархии геронтов вперемешку с царской властью, а в Фессалии правил пожизненно избираемый вождь тагос. Также власть мог просто захватить тиран. Греческие полисы существовали за счёт рабского труда.
Лишённые личной свободы люди никаких прав не имели. Наконец, даже свободные люди из других полисов, переехавшие в Афины, не имели гражданских прав и были обязаны платить специальные сборы. Коренные горожане презрительно называли таких жителей метеками. А нынешняя представительная демократия, при которой отстаивание наших интересов мы поручаем политикам, уходит корнями в XVIII век.
Крупнейшие центры—Афины, Коринф. О словаре Словарь исторических терминов и названий «Скифы. Причерноморье» — научно-справочный словарь, посвященный исторической и культурологической терминологии, применяемой при изучении цивилизации скифов, Византии и Причерноморья. В словарных статьях раскрываются основные сведения о быте, культуре и обычаях Скифии, Византии и Причерноморья, приведены названия крупных городов, рассказано о сражениях и войнах, проходивших на территории Византии и Причерноморья. Уделено внимание языку скифов и его влиянию на современный иранский язык. Словарь адресован всем интересующимся историей.
Добавить свое значение Предложите свой вариант значения к слову эллада Отправить.
Бурные ручьи и горные реки пересекли страну во всех направлениях, изрезав ее узором глубоких узких каньонов. Мировые империи в Новое время не особенно интересовались труднодоступным краем, и местное население наслаждалось относительным покоем долгие столетия. Научились выдалбливать в туфе дома, церкви, монастыри; использовать голубиный помет для удобрения почвы, делали оригинальные изделия из керамики. Производили прекрасное вино, а элитные породы лошадей выращивались здесь еще с хеттских времен по-хеттски Катпатука будущая Каппадокия — «Страна красивых коней». С другой стороны, Каппадокия, не особенно привлекая завоевателей сама по себе, всегда оказывалась на их пути — через нее проходили все армии, от персидских до арабских, крестоносных и османских. В таких случаях хитроумные горцы отсиживались в подземных городах. Они были так хорошо замаскированы, что «показались» миру только в тридцатые годы ХХ века.
Сейчас в районе между Кайсери и Невшехиром найдено уже свыше 200 таких катакомбных селений, причем самые обширные из них например, Деринкую углубляются на восемь этажей вниз и вместили бы, пожалуй, до 30 тысяч человек. Подземные города, строго говоря, не греческое изобретение. Первые из них возникли еще за две тысячи лет до Рождества Христова, и в них находят и хеттские печати, и сирийские статуи львов, и шумерские надписи. А эллины пришли сюда, уже окрестившись и именно новую веру «пряча» под землей от римских солдат. В освещаемых неверным светом факелов проходах зазвучали псалмы, стены покрылись изображениями рыб IXTYS — ранний символ Иисуса и крестами, в сырых помещениях разместились церкви, семинарии и винные погреба. Так продолжалось приблизительно до VIII века, когда скрываться пришлось уже от арабов… Каждое поселение на поверхности было связано с этими подземными укрытиями через систему замаскированных лазов. Входы быстро блокировались огромными валунами: если захватчикам все же удалось бы прорваться, то пришлось бы штурмовать каждый уровень подземелья в отдельности. Даже преодолев эти преграды, но не зная тайных ходов, они легко бы заблудились в лабиринтной сети туннелей, среди которых — множество тупиковых.
В то время как осажденные через известные только им проходы давно перешли бы в соседние катакомбы. Деринкую «Глубокий колодец» занимает территорию примерно четыре на четыре километра, а отдельные коридоры тянутся на девять километров до соседней деревни Каймаклы. Впрочем, туристам доступно только 10 процентов подземелья — эта часть хорошо освещена, даже на самых нижних уровнях там отличная вентиляция. В глубь «города» ведет сужающийся проход высотой 160—170 сантиметров не забывайте: предки были значительно меньше нас ростом! Вправо и влево отходят просторные камеры, которые еще недавно использовались местными крестьянами для хранения овощей и винограда. Дышится на удивление легко, воздух чист и прохладен. В нишах справа по ходу установлены круглые, похожие на вертикальные жернова, двери. С нижнего уровня города на поверхность ведет лестница из 204 ступенек, ее преодоление требует определенной физической подготовки.
Стрелки обозначают направление осмотра красная — на вход, синяя — на выход. На маршруте заблудиться нельзя, но по исконной страсти к запрещенному и неведомому так и тянет куда-нибудь свернуть... В следующий раз непременно захвачу с собой фонарик. И запас продуктов на неделю. Дальше некуда Название деревни Соганлы в переводе с турецкого означает «луковая». Но местные жители считают, что на самом деле оно происходит от слов «сонна кальды» «дальше некуда» , произнесенных в Средние века Баталом-Гази — предводителем арабов, захвативших на короткое время Каппадокию. Эта версия больше похожа на правду — дальше действительно некуда. Деревня находится в самом дальнем тупике провинции.
Из одной пещеры, где попрежнему живут обитатели здешних мест, вышел мужчина лет сорока, на вид — типичный «деревенщина». И вдруг, на сносном английском: — Откуда вы? Ничего подобного: — Мой сосед из соседней пещеры уже восемь месяцев работает в Москве на стройке. Вот она, глобализация. Если хочешь познакомиться с жителем такой турецкой глухомани, что туда и ишак не добредет, не надо садиться на ишака. И ехать никуда не надо. Достаточно зайти на ближайшую стройплощадку... Через полутемный чулан вошли в единственную жилую комнату.
Пол покрыт старым, но изысканным домотканым ковром, по углам разбросаны подушки. Мебели нет, зато имеется телевизор. По 214-му спутниковому каналу шли новости Первого канала. Стол-город Чтобы из Каппадокии сразу попасть в Россию, не нужно через всю страну возвращаться обратно в Стамбул. Достаточно проехать немного на север, до Трабзона Трапезунда эллинов и византийцев , а там сесть на паром до Сочи. Черноморское побережье Турции тянется от восточных пригородов Стамбула до границы с Грузией. С юга к нему примыкают горы. Они задерживают здесь наполненные влагой северные облака, поэтому в окрестностях Трабзона часто идут дожди и очень зелено, а там, откуда мы приехали, в Анатолии, — сухо и пустынно.
По его столообразной форме trapeze — на классическом языке Аристотеля и Платона — «стол», с тем же корнем связана наша «трапеза» город получил свое имя и процветал потом в течение всей византийской эпохи. В горах тогда возникло множество пограничных монастырей — форпостов на дальней окраине христианского мира. Он основан в 385 году в том месте, где монах Варнава нашел в пещере икону Богородицы, написанную, как полагают, самим святым евангелистом Лукой. Для ее хранения построили часовню, вокруг которой в V веке стал формироваться монастырь. В Средние века эта реликвия так высоко почиталась, что даже турецкие султаны совершали к ней паломничество. А в 1923 году, когда по всей стране шло выселение греков, монастырь закрыли. Монахи упрямо не желали верить, что не увидят больше своей обители, и потому не стали увозить с собой икону и книги, а закопали их где-то за оградой. Спустя шесть лет пустое здание сгорело, а еще двумя годами позднее один из бывших монахов тайком пробрался на пепелище и обнаружил, что чудотворный образ невредим.
Но больше уж рисковать не стали. В Греческом королевстве для иконы выстроили новый монастырь, и она уплыла на старом торговом корабле по Черному морю, а затем через Босфор и Геллеспонт-Дарданеллы, как будто замыкая обширное прибрежное пространство Малой Азии, где хранимый ею греческий народ обрел, а затем потерял в свое время новую родину. Завершив таким образом и наше путешествие. Хотя, конечно, и пользуемся несколько иным видом транспорта: паромы прибывают с противоположного берега Дарданелл к пристани в самом центре современного города Чанаккале, возле площади Кюмхюриет-Мейдани. От площади перпендикулярно морю отходит Демирчоглу-кад, которая в свою очередь упирается в улицу Ататюрка — городской участок шоссе Стамбул—Измир. В двух кварталах правее на этой улице находится стоянка долмушей. Эти маршрутные такси — основной вид и городского, и пригородного транспорта во всем турецком государстве. Отправляются они по мере наполнения, останавливаются по требованию в любой точке маршрута, стоимость проезда зависит от расстояния, но, как правило, не превышает нескольких лир.
Каждые 20—30 минут долмуши с табличкой Tefvikiye отправляются из Чанаккале и за 30 минут довозят прямо до входа в Музей Трои открыт ежедневно с 8. Автобусный вокзал также находится на улице Ататюрка, но еще на четыре квартала севернее. Оттуда три раза в день отправляются автобусы на причал Юкьери Искелеси. Время отправления рассчитано так, чтобы приезжать как раз к отправлению очередного парома на остров Бозджаада ежедневно в 10. Если вы хотите переправить еще и собственную машину — готовьте дополнительные 8 лир. Через 40 минут вы на месте: в гавани у северо-восточной оконечности Бозджаады. Найти ночлег не составит труда — практически все дома представляют собой пансионы — даже те, на которых нет соответствующих табличек. Внутренняя часть острова занята виноградниками.
Самое популярное красное сухое вино «Талай» местного производства продается во всех магазинчиках, но можно купить его и прямо на заводе 7 лир , в трехстах метрах от порта. По пути к пляжу Аязма, лежащему на противоположном берегу, обязательно стоит задержаться у заброшенного греческого монастыря и набрать святой воды из источника. Когда паромы возвращаются с острова обратно на Юкьери Искелеси, их уже встречает целая «стайка» из соседней деревни Гейикли, где вам придется сделать пересадку на другой долмуш, чтобы добраться наконец до Эзине, города, более всего известного особым сортом сыра. Пыльный уездный центр тянется вдоль все того же шоссе Стамбул—Измир, и на любом автобусе, держащем путь на юг, можно преодолеть 30 километров до Айваджика. Там опять смена транспорта, и долмушем до Бехрамкале 25 километров, 2 лиры и приблизительно 45 минут в дороге. Конечная остановка — у подножия горы, чуть-чуть ниже руин древнего Асса. Там, в уютной бухте, есть маленькая гавань, всегда полная рыбацких баркасов, а по берегам — множество отелей и пансионов. Вдоль кромки воды выстроились сплошные ряды ресторанных столиков, принадлежащих гостиницам: «Асс», «Мехтап» и «Пладж-пансион», но платить там приходится почти исключительно за вид.
Чтобы поужинать спокойно и сытно от 20 лир плюс напитки , лучше зайти в заведение под названием «Феверлихан», возле поста жандармерии, а чтобы сделать это быстро и дешево, закажите кебаб с лепешками в кафе отеля «Пансион доктора Но». Там же, кстати, можно снять и приличный двухместный номер за 15 лир. Более экзотический вариант — кемпинг «Оз» в самом северном углу бухты. Его владелец, похожий на «киношного» пирата, старик по имени Тарик, сдает деревянные шале всего за 5 лир в сутки каждое. А наутро, возвратившись пешком из Асса обратно на трассу Стамбул — Измир, можно продолжить движение на юг до Y-образного перекрестка с указателем «Бергам». До старого центра города оттуда всего 5 километров. Акрополь древнего Бергама находится еще немного дальше — на склоне горы за рекой. Но городской транспорт к нему не ходит.
Самым нетерпеливым придется ловить такси, остальным же лучше прогуляться на своих двоих мимо Кызыл Авлу что буквально означает «Красная Базилика». Это огромное полуразушенное здание из кирпича открыто для посетителей каждый день с 8. Автомобильная дорога ведет в обход, петляя серпантином по склонам, а для пешеходов есть более короткие тропинки — прямо наверх к Акрополю. Возвращаясь назад, можно прямо на центральной улице заглянуть в Археологический музей открыт зимой ежедневно с 8. На ночь в городе лучше не оставаться, а добраться сразу до Измира. Ведь он лежит всего в ста километрах, и автобусы с автовокзала отправляются каждые полчаса. Рейсовые автобусы приходят на гигантский, скорее, подобный аэропорту, междугородный автовокзал Измира. Он находится напротив цементного комбината, в 8 километрах к северо-востоку от центра.
Оттуда на любом из городских автобусов с номерами от 601 до 609 отправляемся в район Конак. Все пешеходные улочки, прилегающие к одноименной площади, забиты разного рода магазинчиками, киосками и торговыми лотками. Там продают и продукты, и ширпотреб, но всем без исключения россиянам норовят, конечно же, всучить «очень дешевую кожу». Здесь же можно найти сносную непритязательную гостиницу от 7 лир за ночь с человека , а если запросы ваши более строги, к вашим услугам 80-этажный «Хилтон», самое высокое здание в городе и прекрасный ориентир для заблудившихся. Как раз возле этой гостиницы, в районе Докузэйлюль-мейдани, сконцентрированы конторы автобусных компаний — они обеспечивают бесплатный трансфер своих пассажиров до автовокзала. На автобусе в Селчук некоторые произносят «Сельджук» 2 часа езды, они отправляются каждые 20 минут. Чтобы попасть сразу в Эфес, лучше выйти, не доезжая двух километров до города, возле поворота направо у мотеля «Тусан». Оттуда до нижнего входа на руины остается только около километра примерно на полпути попадется поворот налево к «Пещере семи спящих».
А возвращаясь после посещения Эфеса которое может состояться в любое время между 8. Она видна слева от дороги. Из Селчука с пересадкой в Кушадасы добираемся до Соке, пересаживаемся на долмуш и едем 14 километров до деревни Гюлюбахче, на окраине которой, у склона горы Самсун, лежат заросшие сосновым лесом руины античного Приене открыты с 8. Многие приезжают сюда только за тем, чтобы посмотреть, как на закате, когда весь город уже погружен в тени, мраморные колонны храма Афины краснеют в последних лучах солнца. Если же приехать в Приене пораньше, то до вечера можно успеть еще и на заболоченные руины Милета «работают» ежедневно с 8. Кстати, дорога проходит мимо храма Аполлона в Дидиме, где имеется гостиница «Пеншен Оракл» с видом на руины. Если особого желания выйти там не возникнет, то достаточно просто на ходу окинуть взглядом лежащие справа от дороги мраморные фрагменты и продолжить путь до пляжа. Вот уж где нет недостатка в отелях и пансионах.
Ими застроены все «Золотые пески» так переводится с турецкого Алтынкум. Продолжив путь на юг, в старинном, но ничем не примечательном городе Миласе свернем в сторону полуострова Бодрум.
В 1877 году по инициативе Харилаоса Трикуписа, наиболее яркой фигуры греческой политики того времени, король был лишён права влиять на Национальное собрание путём выдвижения вотума недоверия премьер-министру страны.
В последующие годы политическая борьба между королём Константином I и премьер-министром Элефтериосом Венизелосом расколола греческое общество накануне Первой мировой войны. После завершения последней Греция вступила в войну с Турцией , возглавляемой тогда Мустафой Кемалем Ататюрком. Эта война привела к потере Грецией части территории и массовому обмену населением между двумя странами в рамках подписанного 24 июля 1923 года Лозаннского мирного договора.
Хотя немецкие войска были выведены с территории страны в 1944 году в результате наступления советской армии , с 1942 года в Греции празднуют день отказа Италии как общенациональный праздник — день Охи. В Гражданской войне 1946 года Коммунистическая партия Греции потерпела поражение. В 1949 году в Греции восстановлена монархия, которая была окончательно отменена 21 апреля 1967 года , после военного переворота «чёрных полковников», поддерживаемых Соединёнными Штатами Америки.
После свержения военной хунты в 1975 году была принята новая Конституция, в страну из Парижа вернулся предыдущий премьер-министр Константинос Караманлис, а по результатам всенародного референдума монархия была упразднена и Греция стала парламентской республикой. В 1980 году Греция повторно присоединилась к военному союзу НАТО в 1974 году она вышла из него в знак протеста против оккупации северного Кипра. Членом Евросоюза Греция стала 1 января 1981 года.
В Македонском вопросе Греция до сих пор остаётся непреклонной в своём решении не признавать Республику Македонию за попытку последней заявить свои права на историко-культурное наследие Македонии. В декабре 2008 года в Афинах вспыхнули массовые беспорядки, которые быстро охватили и всколыхнули всю Европу. Причиной беспорядков было давно нарастающее недовольство экономическим положением, которое значительно осложнялось в связи с начавшимся в том же году Всемирным экономическим кризисом.
Поводом к развёртыванию массовых акций протеста, которые нередко перерастали в погромы и беспорядки, стало убийство 6 декабря 15-летнего подростка патрульным афинской полиции. С весны 2010 года настоящим испытанием для правительства стали почти непрерывные общенациональные забастовки, беспорядки и теракты [11]. В 1983 году законодательно установлено, что вопросами местного значения ведают советы, избираемые населением путём прямых выборов.
Файл:Hellenic Parliament from high above.
Как сегодня: Союз Крита с Грецией
Ответ на вопрос: Эллада это что такое?. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. Значение слова эллада в словарях Энциклопедический словарь, 1998 г., Большая Советская Энциклопедия, Википедия, Словарь кроссвордиста. Греция сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики. 25 марта 1821 стало началом нового витка истории, когда потерявшая свою государственность Древняя Эллада собралась с силами и сбросила ненавистное ярмо четырёхсотлетнего османского ига. Что такое ЭТНОМИР. Если во время путешествия по Элладе тебе попадётся какой-то участок, огороженный забором, а за ним в поте лица трудятся люди, будь уверен – это ведут свой поиск археологи.
Эллада – это Древняя Греция. История, культура и герои Эллады
Значение слова «Эллада» | Кроме значения слова «эллада» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «эллада». |
Последние новости Греции на русском языке | ГРЕЦИЯ Древняя (Эллада), общее название территории древнегреческих государств на юге Балканского п-ова, островах Эгейского м., побережье Фракии, по западной береговой полосе М. Азии. |
Что такое эллада по истории. Культура Древней Эллады
Эллада, оказывается была частью Италии: Однажды в той части Италии, которая называлась тогда Великой Елладой, сожжены были дома, где собирались пифагорейцы (Полибий, ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ, КНИГА II, 39) Статья Великая Греция в. Древняя Эллада пережила несколько интервенций – сначала армии соседней Персии, вторгавшейся несколько раз подряд, а затем, в 146 году до н.э., римских легионеров. Эллада (греч. Ελλάδα) — самоназвание греками своей страны. Согласно наиболее распространенной гипотезе истощение и без того малоплодородной каменистой почвы Греции, перенаселенность, жестокая конкуренция заставляли многих сынов Эллады уже в самые древние времена снаряжать парусно-весельные суда и переселяться в.
Эллада или Греция? :)
Говорят, это было излюбленным местом купания богини Афины. Кстати, в водоеме живут маленькие рыбки Garra rufa, которые сделают вам пилинг. Как только вы погрузитесь в воду, то почувствуете пощипывание на ступнях. Не пугайтесь: рыбки откусывают омертвевшую кожу. Устали от солнечных ванн на пляже? Всего в получасе езды от центра Афин в живописном местечке Лагонисси — дайвинг-центр Athina Diving. В самом удаленном от центра Афин и, следовательно, самом немноголюдном курортном месте отдыха на юго-востоке побережья — Варкизе — расположен яхт-клуб.
Уроки виндсерфинга в просторном заливе запомнятся вам надолго. Туда и афиняне приезжают. Там, кстати, отличные широкие пляжи. А еще можно поесть вкусный шашлык», — описывает места Наталья Хлудова. Воздух Полеты… наяву В Грецию, как известно, едут за теплым морем, обжигающим солнцем и золотым песком. Но в 160 км от центра Афин на горе Парнас вы увидите… хвойный лес и горнолыжный курорт Парнассос.
Оказывается, здесь более 20 трасс различных уровней сложности на склонах горнолыжных баз Фтеролака, что на высоте 1800 м, и Келария, которая расположена всего на 50 м ниже. Сезон катания в этих местах, конечно, непродолжителен: с середины декабря по конец апреля. Парнассос по праву можно назвать одним из лучших горнолыжных курортов страны. В вышине открываются прекрасные виды горных рек и водопадов, платановых и оливковых рощ. Разместиться можно в гостиницах колоритной деревушки Арахова. В часе езды от Афин есть место, где соединяются Эгейское и Ионическое моря.
До этого в стране рассчитывались драхмой, которая считалась самой старой валютой в Европе. Жители Греции пользовались ей 2650 лет! Многие слова, которые мы сейчас употребляем, пришли в русский язык из греческого. Например, слова ангел, аптека, лампа, океан, огурец и другие имеют греческое происхождение. Слово география тоже греческое! Получается, что в переводе с греческого география — это землеописание. На основе греческого алфавита развивались латинский и близкая нам кириллица. Греческие буквы сейчас используются как международные символы в математике и других науках. В Греции много археологических памятников.
Раскопки ведутся даже в центре крупных городов. Если во время путешествия по Элладе тебе попадётся какой-то участок, огороженный забором, а за ним в поте лица трудятся люди, будь уверен — это ведут свой поиск археологи. Наибольшей популярностью у туристов пользуется «трёхпалый» греческий полуостров Халкидики. Он напоминает трезубец. На одном из его «пальцев» расположено необычное «государство в государстве». Оно состоит из множества монастырей. Посещать его разрешено только мужчинам, но при этом нужно иметь специальную визу. Это интересно! Для того чтобы сказать «нет», грек не мотает головой из стороны в сторону, а кивает вверх-вниз — так, как сделал бы белорус, выражая согласие.
Каждый год Грецию посещает в 1,5 раза больше людей, чем в ней живёт. В письменном греческом языке нет знака вопроса «? Чтобы было понятно, что предложение вопросительное, в конце его ставится точка с запятой «;». Греция занимает третье место в мире по производству оливок. Некоторые оливковые деревья, посаженные здесь ещё в 13 в. Вечный город Афины — один из самых старых городов на планете. Многие важные для истории люди тысячи лет назад ходили по тем же улицам, по которым сегодня можешь пройтись и ты. Это удивительное место, где с головой окунаешься в древность… …Поспорили как-то бог моря Посейдон и богиня мудрости Афина, кто будет покровителем города. Собрали они на суд остальных богов, а те решили, что власть отдадут тому, кто принесёт городу более ценный дар.
Ударил Посейдон трезубцем в скалу — и тут же из неё забил источник. Ударила Афина копьём о землю — и выросло на этом месте оливковое дерево. Решили боги, что дар Афины ценнее, и отдали ей власть над городом.
Хотя создание «Илиады» и « Одиссеи » относят к Тёмным векам, первые попытки записать их были сделаны в 6-м веке до н. Окончательная кодификация их текста была сделана в Эллинистическую эпоху в Александрии. Из сценок во время празднества в честь Диониса вырос древнегреческий театр. С 6-го века до н. Ежегодно там ставили несколько драматических трилогий, а организация представлений была дорогостоящей литургией повинностью для амбициозных граждан. Хотя счёт созданных пьес шёл на сотни, до наших дней сохранились 31 трагедия и 1 сатировская драма трёх самых значимых афинских трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида. Этот жанр пережил три этапа развития, во время каждого из которых творили десятки драматургов.
Однако до нас дошли пьесы только 2 комедиографов — Аристофана и Менандра. Величайших мастеров Эллады ценили по всему Средиземноморью. Их покровителями были и правители соседних государств. При дворе Архелая Македонского жил и писал Еврипид. Гробницу правителя Галикарнаса Мавсола создавали лучшие архитекторы и скульпторы, а ораторы выступали с надгробным словом. Всемирную известность получили статуи Дорифор, Дискобол и скульптурная группа Тираноубийцы , возведённая в память о любовной паре, решившейся на убийство тирана Афин. Философия Греции началась с Милетской школы в 6-м веке до н. От вопросов происхождения Вселенной и человека философы перешли к этической философии. Вопросы этики изучали афинские философы софисты и Сократ. Слушателями последнего были многие знатные афиняне, среди которых оказался и будущий лидер тирании Тридцати Критий.
Другой слушатель Сократа, Платон , вошёл в историю как один из самых значимых философов человечества. Он пытался быть наставником правителей Сицилии и основал в Афинах Академию, просуществовавшую до конца Античности. Мифы Древней Греции Основным источником сюжетов для древнегреческой скульптуры, вазовой живописи, театра и поэзии была греческая мифология. В ней отражались истории о богах, героях и чудовищах. Мифы давали объяснения происхождению отдельных полисов и народов. Легендарные герои, такие как Геракл или Ахиллес, считались предками царских и аристократических династий.
Результатом этого общественного брожения стало широкое демократическое движение, нередко именуемое в литературе «архаической революцией». Основными моментами этого движения на ранней и поздней стадиях были законодательные реформы. На ранней стадии они нередко проводились особыми социальными посредниками — эсимнетами, которых община наделяла чрезвычайными полномочиями. Первые реформы состояли в составлении письменных законов, упорядочении судопроизводства, установлении гарантий личной свободы и в этой связи облегчении положения должников, наконец, в реорганизации политического строя, целью которой было если не полное устранение из политической жизни родовой знати, то, по крайней мере, ограничение её роли и передача важнейших полномочий институтам рождающейся демократии — народному собранию, государственному совету и народному суду. Переиздание закона Драконта об убийствах. Эпиграфический музей Афин. Важными сопутствующими явлениями были колонизация и тирания. Во многих общинах избыточное аграрное население более или менее организованно выселялось в заморские колонии. На развитие колонизационного процесса также влияли интересы торговли и ремесла, заинтересованность ведущих городских кругов в налаживании торгового обмена с периферийными народами. Ещё одной причиной служили политические распри, в особенности недовольство младших аристократических семей или отдельных знатных отпрысков своим положением и желание поправить его участием в заморской авантюре. Основание греками колоний в 8—6 вв. В силу такого размаха, а также ввиду важных последствий для жизни греческой метрополии этот процесс получил название Великой греческой колонизации. Храм Аполлона, Кумы Италия. Когда же недовольные своим положением отказывались покидать родину и ситуация обострялась, возникали условия для выступления сильной личности, честолюбивого демагога, который увлекал массу недовольных различными обещаниями и при их поддержке захватывал власть. Так появилась раннегреческая тирания само слово, очевидно, было заимствовано греками у восточных соседей, из Лидии или Фригии , для обозначения нетрадиционной монархической власти. Тиранические режимы известны во многих городах Балканской Греции: в Коринфе — правление Кипсела и его потомков, в Сикионе — Орфагора и его преемников, в Мегарах — Феагена , в Афинах — Писистрата и его сыновей. На греческом Востоке оставили след в традиции правления Фрасибула в Милете и Поликрата на Самосе , на греческом Западе, в Сицилии, — жестокая тирания Фалариса в Акраганте и правление в Геле и Сиракузах последовательно сменявших друг друга братьев Дейноменидов — Гелона, Гиерона I и Фрасибула. Тираны, как правило, были выходцами из аристократической среды, но, преодолевая сопротивление прочей знати, обрушивались на неё с репрессиями. Их политика приводила к уменьшению слоя древней аристократии, к падению её политической роли. В этом заключалось историческое значение раннегреческой тирании: по-своему она подготавливала будущее торжество демократии, хотя окончательное утверждение последней было обусловлено предварительным устранением самой тирании. Памятник афинским гражданам Гармодию и Аристогитону, совершившим в 514 до н. Национальный археологический музей, Неаполь. Заключительным моментом этого достаточно длительного процесса явились реформы, в результате которых обрёл окончательную форму новый тип социально-политической организации — гражданская городская община, город-государство, полис. Само слово «полис» семантически аналогично русскому «город». Оно может последовательно обозначать примитивное городище , служившее убежищем для племени, более развитый протогород и город как центр ремесла и торговли, общину населяющих его граждан и, наконец, образованное этой общиной государство. Особенностями полиса были: во-первых, корпоративное единство уроженцев данной области — свободных граждан, чёткое правовое разграничение между ними и чужеземцами — неполноправными переселенцами или вовсе бесправными, но всё более умножавшимися в числе рабами; во-вторых, элементарное, обусловленное самим ландшафтом единство города и примыкающей сельской округи, связанных взаимовыгодным обменом продуктов и обеспечивающих автаркичное, самодовлеющее существование общины; в-третьих, политическая независимость такого организма, присущее ему качество самостоятельного государства; в-четвёртых, характерная для граждан идеологическая общность, закреплявшая их противостояние остальному населению гражданский патриотизм, любовь к отеческой земле, почитание домашнего очага и могил предков, культивируемое гражданами в своей среде равенство перед законом [исономия] и равное право на политическую активность, на выступление [исегория]. Совокупность этих качеств придавала греческому полису исключительную жизнеспособность и устойчивость, так что он мог продолжать существовать даже после утраты политической независимости, в качестве автономной единицы большого территориального государства — эллинистической монархии или Римской державы. Исторически различаются два типа полиса — демократический и олигархический. Классической моделью первого были Афины, второго — Спарта. Различие в процессе их формирования изначально определялось ситуацией, связанной с дорийским завоеванием. В Аттике, которую дорийцы обошли стороной, процесс образования государства носил имманентный характер, тогда как в Спарте большую роль сыграло именно завоевание. После временного упадка и децентрализации древнего политического сообщества в Аттике возобновилось поступательное политическое развитие, опорой для которого стало возникновение близ древней цитадели нового города — Афин. Начавшееся объединение аттических земель отражено в традиции как древний синойкизм — сселение части населения, в первую очередь знатных семейств, в один центр и возникновение общеаттических органов власти. Часть античного предания Фукидид , Аристотель , Плутарх связывала этот синойкизм с инициативной ролью легендарного аттического героя и царя Тесея. Однако общая мифологическая и хронографическая традиция относит Тесея ещё к микенскому времени чаще всего к 13 в. Одновременно с развитием города шло образование первоначальных сословий — земледельцев геоморов , ремесленников демиургов и знати евпатридов. Разложение сельских общин, обеднение крестьянства, страдавшего от долгов и малоземелья, привело в Афинах, как и повсюду в Греции в архаический период, к обострению социальной обстановки и началу демократического движения. Его провозвестниками стали распря в среде самой аристократии т. Главными этапами формирования афинского демократического полиса стали реформы Солона 594—593 до н. Основная масса народа — коренное население Аттики — отстояло свою свободу и сформировало гражданский коллектив, чётко отграниченный от чужеземцев — переселенцев метеков и рабов. Римская копия начала 2 в. Национальный музей Прадо, Мадрид. Иная картина наблюдается в Спарте. Завоевание дорийцами Лаконики привело к порабощению местного ахейского населения, что было закреплено первоначальной законодательной реформой, связанной с именем Ликурга. Традиция приписывает этому легендарному законодателю, жизнь которого относят ко времени рубежа 9—8 вв. Продолжение дорийцами Лаконики завоевательной политики привело в 8—7 вв. Таким образом, в Спарте завершилось формирование особого варианта полисной, корпоративной структуры: гражданскими правами пользовались только потомки дорийцев-завоевателей, спартиаты; за ними закреплялись в наследственное пользование участки земли с прикреплённым к ним земледельческим населением, полукрепостными-полурабами илотами. Привилегированный статус спартиатов подчёркивался тем, что они не должны были заниматься ни земледелием, ни ремёслами — их единственным занятием было военное дело. Коренное отличие спартанского полиса от Афин заключалось в том, что в Спарте гражданская корпорация включала в себя только дорийцев-завоевателей, между тем как основная, гораздо большая по числу масса местного населения, занятая производительным трудом, была низведена на положение подневольного илоты или зависимого периэки слоя и осталась вне этой корпорации. Отсюда особая жёсткость корпоративного строя в Спарте; по существу гражданское общество здесь являло собой военный лагерь, всегда готовый к подавлению любого демократического движения, и в первую очередь восстаний илотов. Отсюда же целенаправленная внешняя политика Спарты, ориентированная на создание дружественного блока государств, одинаково заинтересованных в сохранении консервативных социально-политических традиций. К концу 6 в. Классическая эпоха 500—336 до н. Формирование греческих городов-государств в основных чертах завершается к исходу 6 в. Ещё в середине 6 в. Его цари не только подчинили себе страны Переднего Востока и Египет, но и начали наступление на греческие города. Самос 522 до н. Затеянный им скифский поход около 512 до н. Этой ситуацией воспользовались древние торговые конкуренты греков — финикийцы, чьи суда стали бороздить воды Эгейского моря. Древняя Греция в 5—4 вв. Ограничения торговой активности, с одной стороны, и политический гнёт, в особенности вследствие насаждения персами зависимых от них тиранических режимов, — с другой, вызвали возмущение ионийских греков [Ионийское восстание, 500—494 до н. Это событие открыло длительную полосу греко-персидских войн 500—449 до н. Растянувшиеся на полстолетия, эти войны подтвердили жизнеспособность новой греческой цивилизации и обеспечили ей всемирно-исторический успех. В борьбе с персами мир греческих общин продемонстрировал высокую степень политической организации подтверждение тому — создание общеэллинского союза в 481 до н. В особенности велика была роль Афин, которые сначала вместе со Спартой руководили отражением чужеземного нашествия, а затем единолично возглавили наступление греков на азиатские владения персов. В итоге победоносное отражение греками вторжений персов на Балканский п-ов победы при Марафоне в 490 до н. Греческий воин и персидский лучник. Изображение на краснофигурной амфоре. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Победа в греко-персидских войнах имела важные последствия для развития греческих полисов как в сфере социально-экономической, так и в политическом отношении. Благодаря успешным войнам выросла экономика греческих городов, которая теперь окончательно перешла на античный путь развития за счёт массового использования обращённых в рабство чужеземцев. Наводнение городов военнопленными рабами привело к внедрению рабского труда во все сферы социальной жизни: в добывающую промышленность в рудниках и каменоломнях , в различные ремёсла, где к концу 5 в. В домах богатых людей возросло число челяди, тоже рабов служанок, поваров, флейтисток и др. Даже в государственной жизни широко использовался труд рабов в качестве канцеляристов, а в Афинах также и полицейских. Такими полицейскими были закупленные афинским правительством в Причерноморье около 476 до н. Они жили в особых казармах, носили традиционную одежду пёстрые шаровары, кафтан, башлык и сохраняли привычное вооружение лук и небольшой меч , а их главной обязанностью было поддержание порядка в общественных местах, для чего их снабжали дополнительным орудием — бичом. Именно рабство стало тем фундаментом, на котором выросло здание античного гражданского общества. Благодаря рабству значительная часть свободных людей в греческих городах получила возможность жить, не обременяя себя физическим, производительным трудом, а наличие материально обеспеченного досуга стало основанием для развития высокой гуманитарной культуры, для пышного расцвета творческой деятельности художников, писателей, учёных. Отличительным признаком свободного человека, гражданина стало, по определению Аристотеля, наличие достаточного досуга схолэ. Показательно, что слово «схолэ» стало также обозначением таких явлений культурной жизни, как учёная беседа, лекция наставника-философа, научный трактат, наконец, само помещение, где люди предавались интеллектуальным занятиям. В Новое время через латинское посредство schola это слово стало обозначением главного образовательного учреждения — школы. Бюст Перикла. С успехами в войнах с персами было связано и другое важное явление в жизни древнегреческого общества — развитие демократии в передовых в экономическом отношении полисах. Особенно велико было значение успехов демократии в Афинах. Здесь сложился характерный для демократии политический строй, опирающийся на понятие народного суверенитета и соответствующие институты — народное собрание, государственный совет Совет 500 и народный суд гелиэя. Для граждан обеспечивалось не только политическое равноправие, но и реальная возможность участия в общественной и политической жизни. Это достигалось широкой социальной политикой, включавшей в себя оплату должностей, выдачу денег из т. Большую роль в организации и осуществлении этой социальной программы сыграл лидер афинской демократии Перикл , деятельность которого приходится на 460—429 гг. Усилиями его лидера — Афин — этот союз скоро превратился в Афинскую державу, ставшую важным источником материального благосостояния Афинского государства и орудием афинской внешней политики, нацеленной на достижение гегемонии в Элладе. Разгром афинской армии на Сицилии во время Пелопоннесской войны. Афинские претензии на политическое лидерство в Греции вызвали, однако, противодействие со стороны другого сильного государства — Спарты. Последняя с тревогой следила за усилением Афин, опасаясь роста демократических тенденций в опекаемых ею городах Пелопоннеса. К Спарте стали обращаться за помощью те греческие общины, которые опасались посягательств Афин на их независимость. В микрокосме греческих полисов произошло размежевание: если развитые морские полисы главным образом ионийские тяготели к Афинам и до поры до времени оставались в орбите их влияния, то более консервативные общины дорийцев и эолийцев симпатизировали олигархическому строю Спарты и ожидали от неё защиты. Политический раскол дополнялся экономическим соперничеством между Афинами и торговыми центрами Пелопоннесского союза — Коринфом и Мегарами, а также идеологическим противостоянием афинской демократии и спартанской олигархии. Результатом этого соперничества стала межгреческая Пелопоннесская война 431—404 до н. В этом конфликте победа осталась за второй: Пелопоннесский союз не только сумел измотать Афины, слишком понадеявшиеся на свою финансовую и морскую мощь, но и привёл их к полному военному разгрому. Поражением окончилось вторжение афинян в Сицилию 415—413 до н. Одна из главных причин поражения Афин — непрочность созданного ими державного единства, Афинского морского союза, который развалился вскоре после неудачи в Сицилии. Сказались также неровность и непоследовательность афинского руководства войной. На заключительном этапе талантливому, но непоследовательному военно-политическому лидеру афинян Алкивиаду с успехом противостоял наделённый твёрдой волей спартанский флотоводец Лисандр , победитель при Эгоспотамах. Большую роль при этом сыграло вмешательство Персии в греческие дела. В конце войны персы финансировали строительство спартанского флота, благодаря чему спартанцы добились решающего перевеса. По миру, заключённому в 404 г. Победа Спарты в Пелопоннесской войне не создала никакой принципиально новой политической системы в Греции. Для множества морских полисов, входивших в Афинский морской союз, торжество Спарты означало только смену гегемона вместо Афин — Спарта. Истощённые войной греческие города вступили в полосу длительного и острого социально-политического кризиса. Он был подготовлен исподволь предыдущим экономическим развитием: рост крупного рабовладельческого хозяйства приводил к разорению мелких свободных производителей, крестьян и ремесленников.