О том, что у каменного «Алёши» — памятника советскому воину в г. Пловдиве, открытого в 1957 г., есть прототип — Алексей Иванович Скурлатов, стало известно спустя много лет.
Алёша (памятник, Пловдив)
Горсовет Пловдива в Болгарии снял с повестки вопрос о переносе памятника солдату-освободителю «Алеша», сообщил Златомир Дьовленски. Обычно пол памятником Алеше подразумевают памятник установленный в болгарском городе Пловдив. Власти Болгарии демонтировали памятник советскому солдату-освободителю «Алеша» в Пловдиве. «Алёша» — советская песня посвящённая памятнику советскому солдату «Алёша» в болгарском городе Пловдиве как символу памяти всем советским солдатам, освобождавшим Болгарию от фашизма во Второй мировой войне. Многие помнят «Алёшу» — сердечное народное имя памятника советскому воину-освободителю, заложенного 9 мая 1948 г. и открытого под Пловдивом 5 ноября 1957 г. на Холме Освободителей (Бунарджик), неподалёку от памятника героям Шипки — русским солдатам.
Алёша (памятник, Пловдив)
«Алёша» — советская песня посвящённая памятнику советскому солдату «Алёша» в болгарском городе Пловдиве как символу памяти всем советским солдатам, освобождавшим Болгарию от фашизма во Второй мировой войне. В итоге на «Холме Освободителей» (Бунарджик) установили одиннадцатиметровую статую солдата с пистолетом-пулеметом — всемирно известный памятник «Алёша». История «Алеши» В 1948 году, как раз тогда, когда в памяти жителей Болгарии еще были свежи воспоминания о войне. Алексей Скурлатов, навеки запечатленный в образе советского воина-победителя Алеши, памятник которому установлен в болгарском Пловдиве, ушел на фронт добровольцем в сентябре 1941 года.
Госдума выразила «крайнее возмущение» планами Болгарии снести «Алёшу»
Представляю недоумение читателя. Это решение, вызвало негативную реакцию и не только среди болгарского населения, посчитали своим долгом выразить своё непонимание представители общественности многих стран. Одним словом, памятник отстояли, пока отстояли. В Англии перед зданием парламента стоит памятник Оливеру Кромвелю — вождю Английской гражданской войны, которая окончилась поражением короля, и тому отрубили голову. Как бы не нравилось это напоминание о тяжелой участи своего предка королевской семье, но памятник Кромвелю стоит не одно столетие и ни кому не приходит в голову снести его. Памятник Оливеру Кромвелю в Англии Памятник советскому воину в Германии, в Трептов-парке широко известен, но то, что и в Западном Берлине есть Мемориал павшим советским воинам, не многие знают. Он установлен сразу после победы над фашистской Германией. И даже в самые сложные годы, в период, так называемой, холодной войны, когда глобальное идеологическое противостояние между социалистическим и капиталистическим блоками достигло своего апогея, ни одному жителю Западного Берлина не пришло в голову отыграться на памятнике. Мемориал в Западном Берлине А в прошлом году в, казалось бы, братской Болгарии, вандалы облили красной краской памятник "Алеша" и на основании монумента большими красными буквами написали "Мы не забыли" и "Не простим". Спросить бы их, что они не забыли. Пролитую русскую кровь за освобождение Болгарии от 500-летнего турецкого ига?
Или заискивание своего правительства перед фашистской Германией с намерением выторговать лакомый кусочек соседней земли? Повторюсь, памятник на этот раз удалось отстоять, но он обречён. Как и любое строение, памятник нуждается в постоянном уходе, которого он не получает. По информации из той же Википедии, в последний раз памятник был осмотрен 15 лет тому назад, во что мне верится с трудом, и вот почему. Примерно в эти же годы, я должен был из столицы Болгарии, Софии добраться до южного болгарского города Созополь. Решил поехать на автобусе и на сутки остановиться в Пловдиве, там посетить своего старого институтского товарища Венцеслава Стоянова. Нет нужды рассказывать какой жаркой была встреча, но Венци я застал врасплох, именно в эти дни в его бизнес компании возникли сложности, которые надо было срочно решать. Уже присмотрел цветочный магазин. Но Венци, услышав моё предложение, только поморщился и сказал: - Оставь эту идею, к памятнику не ходит транспорт. Как вы поняли, 15 лет тому назад, когда его якобы осматривали, он уже находился в плачевном состоянии.
Такая вот печальная картина. Ещё через некоторое время он начнет разваливаться, дожди и ветра сделают своё дело.
Казалось бы, уж кто-кто, а простые жители Болгарии, которую Россия сначала спасла от османского ига, а потом ещё и от позорного клейма фашистского союзника , могли бы вести себя гораздо уважительнее по отношению к нашей общей памяти.
Отморозков, которые не знают, или не хотят знать ни историю добрососедских отношений наших двух стран, ни почему на болгарской земле много памятных мест, посвящённых советским воинам - до сих пор предостаточно. И они вновь напомнили о своём существовании интернет-комментариями телефонного разговора двух министров. Наиболее циничный касался одного из самых известных солдатских памятников в мире «Алёша» в Пловдиве.
Его предложили взорвать. Якобы этот «символ советской оккупации», возвышаясь над вторым по величине городом в их стране, продолжает «воспитывать покорность» болгар. В 2007 году, когда стало известно, что представители национального движения русофилов и русско-болгарского клуба «Отечество» подняли вопрос о необходимости празднования 50-летнего юбилея со дня открытия «Алёши», я приехал в командировку в Болгарию.
И там встретился с тогдашним управляющим Пловдивской областью Тодором Петковым. Чиновник признал, что поначалу местные власти хотели пустить это дело на самотёк, положившись на инициативы общественных организаций. Однако узнав, что в России вышло несколько публикаций в связи с предстоящим юбилеем памятника и, поняв, что «Алёшу» в России не только помнят, но и любят, отношение к этому мероприятию с болгарской стороны изменилось.
Возникло лишь два спорных мнения, когда эту дату отмечать - 5 ноября, когда памятник официально был открыт, или же 9 мая - в День Победы над фашистской Германией. Опасения по первой дате возникли из-за возможной ассоциации с 7 ноября. И только после того, как болгарским товарищам разъяснили, что в России больше нет официального праздника Великой октябрьской революции, было решено отмечать 50-летие «Алёши» в день его открытия.
И праздник с подобающими для главного символа города и единения двух наших народов почестями и торжествами состоялся. Причём не только на самом высоком холме Бунарджик возле памятника. В городе прошли массовые гуляния, а ночное небо над Пловдивом озарилось праздничным фейерверком… Единственное, что не получилось у устроителей мероприятия - пригласить на торжественное мероприятие 85-летнего Алексея Ивановича Скурлатова.
Бывшего советского солдата, который когда-то прокладывал линию связи между Пловдивом и Софией. Рослый, плечистый, с русым чубом и синими глазами - он идеально соответствовал придуманному образу, и все рисунки-наброски в альбом для будущего монумента делались именно с него.
Были организованы митинги, велась активная работа. Группа русских ветеранов, проживающих в Болгарии, прибегла к крайним мерам: пригрозила правительству публично сжечь себя в случае уничтожения памятника! На помощь русской диаспоре пришли десятки общественных организаций Болгарии, а также тысячи местных жителей, которые выступали с протестами.
Жители Пловдива встали на защиту «Алёши». А одна старушка хотела даже завещать «Алёше» свою квартиру в центре города, подсчитав, что денег, вырученных от аренды, вполне хватит на поддержание памятника в достойном состоянии. Памятник всем миром отстояли, а вскоре Алексей Иванович Скурлатов посетил нечужой ему Пловдив. И хотя в 1996 г. На сегодняшний день точку в этой истории поставил Верховный суд Болгарии, присвоивший монументу статус «Памятник Второй мировой войны».
О разрушении «Алёши» больше речи не идёт", - отмечал член Союза писателей России Станислав Минаков в тексте для портала "Столетие" несколько месяцев назад. Бесы опять атакуют. С новой инициативой демонтировать "Алёшу" выступили депутаты муниципального совета Пловдива Владимир Славенски и Йоно Чепилски. Оба представляют правящую соросовскую коалицию "Продолжаем перемены — Демократическая Болгария" и входящую в её состав партию "Демократы за сильную Болгарию" это реальная демшиза тамошнего розлива, оголтелые пронатовские русофобы ; 30-летний Славенски возглавляет ДСБ в Пловдивской области. Мы сохраняем это убеждение, потому что стоим на стороне исторической правды и глубоко убеждены, что это в интересах всех жителей Пловдива и всех болгарских граждан", - сказал он.
Это не является частью культурной традиции и коллективной памяти Пловдива. А его масштабы и преобладание над другими памятниками демонстрируют беспрекословную власть СССР над Болгарией в тоталитарный период", - добавил Чепилски.
Монумент устоял. Сейчас снова идёт сбор подписей.
Пока безуспешно. Памятник Алёши располагается на центральной площади Бургаса. Пешеходная улица, которая ведёт к скульптуре, по вечерам заполняется людьми. В день моего приезда на постаменте сидели молодые люди.
Рядом гуляли женщины с детьми. Сейчас на памятнике красной краской выведены две крупные надписи: «Декомунизация» и «Искаме бългаски паметник», что в переводе означает «Мы хотим болгарский памятник». Фото: Алиса Селезнева - Не надо это фотографировать, лучше с лицевой стороны снимите, там ещё памятник не успели испоганить, - сказала случайная прохожая, - Это делает необразованная молодежь, большинству болгар такое не придет в голову. Уже трижды разрисовывали памятник.
Местные власти замазывали, а потом снова здорово. Привести монумент в порядок стоит приличных денег, видимо, власти не хотят на это раскошеливаться. Похоже, уже махнули рукой.
Мой взгляд на памятник Алёше в Пловдиве
Кроме того, ряд депутатов Пловдива всё же выступили в защиту «Алёши». Они считают, что монумент является символом борьбы с фашизмом. Его судьбу предлагают решить на референдуме. Но и для его проведения нужны немалые средства. Провести экономические расчёты по демонтажу потребовали представители разных политических партий.
Польская память К сожалению, непростые времена памятники советским воинам переживают не только в Болгарии. В некоторых странах бывшего СССР например, в Прибалтике и на Украине борьба с советским прошлым поставлена практически на поток, а сообщения о ликвидации того или иного мемориала приходят едва ли не каждый месяц. Особые «успехи» в ликвидации памяти о тех, кто освобождал их страну от фашизма, демонстрируют правящие круги Польши. Также по теме На выручку памятникам: российские бизнесмены предлагают выкупить у Польши советские монументы Российские бизнесмены готовы выкупить и перевезти в РФ мемориалы советских воинов, расположенные на территории Польши, или взять на... В июне 2017 года польский Сейм принял поправки в местный закон о декоммунизации, который подразумевает снос около 500 советских монументов. Нынешняя версия закона пока делает исключение для кладбищ, а также объектов, которые не находятся на всеобщем обозрении.
Однако инициатор принятия закона — Институт национальной памяти — призывает подумать и над «декоммунизацией» захоронений. По мнению экспертов, этот закон вписывается в общую концепцию политики нынешнего польского руководства по пересмотру истории. Советские солдаты объявляются оккупантами, а воевавшие вместе с Красной армией против гитлеровцев бойцы Армии людовой, 1-й и 2-й армии Войска польского — пособниками оккупантов.
По мнению дипломата, несмотря на то что... О том, что именно он стал прототипом знаменитой статуи и героем песни, сам Скурлатов узнал лишь в 1974 году, когда Методи Витанов решил найти своего боевого товарища и отправил в журнал «Огонёк» обращение к бывшим связистам военных лет с просьбой помочь отыскать настоящего Алёшу. Алексей Иванович тогда работал слесарем в селе Овчинниково Алтайского края. Он прочитал заметку в журнале и узнал себя. В 1982 году Алексей Скурлатов поехал в Болгарию — на площади Пловдива собралось огромное количество людей, советского героя песней про Алёшу встретил хор, а администрация города присвоила Скурлатову звание почётного гражданина. Скверна национализма Прошли годы, и политические взгляды болгарского руководства изменились. Для начала власти Пловдива отказались от городского гимна, а также попытались снести «Алёшу».
Пловдивские «демократы» заявляли, что монумент является символом «советской оккупации». Тогда скульптуру смогли отстоять местные жители.
Прообраз памятника Прообразом памятника считается рядовой сборной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов , бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. Есть версия, что именно Методи Витанов передал фотографию [1] Алексея скульптору Василу Родославову и тот создавал памятник, основываясь на этом изображении.
Попытки сноса памятника Первая попытка сноса памятника как символа «советской оккупации» была предпринята пловдивским общинским советом в 1989 году. Однако жителями Пловдива были организованы мероприятия в защиту памятника, в том числе круглосуточные дежурства у «Алёши». Следующая попытка была сделана в 1993 году. Мэр кмет Пловдива принял решение о демонтаже памятника. Против этого решения выступили десятки общественных организаций Болгарии, а группа проживающих в Болгарии русских ветеранов даже пригрозила актом публичного самосожжения в случае уничтожения памятника.
В 1996 году «общинский совет» Пловдива вновь постановил снести монумент. Это решение было отменено окружным судом.
Защитим памятник русскому солдату в Болгарии!
«Стоит над горою Алёша, в Болгарии русский солдат» — это слова из песни, которая до сих пор особенно популярна в городе Пловдив. Об истории возведения Памятника русскому солдату Алеше в Пловдиве. Ассамблея народов Евразии провела форум в защиту памятника «Алёша», установленного в честь советского солдата-освободителя в болгарском Пловдиве. памятник советскому солдату освободителю.
«Солдат Алёша над Пловдивом вознесён»
Как чтут память Алексея Скурлатова в Барнауле и родном селе Родился Алексей Скурлатов 30 марта 1922 года в алтайском селе Налобиха Косихинского района, скончался в своем родном селе 3 ноября 2013 года. Кавалер двух орденов Красной Звезды и многих других наград. За годы войны Алексея Ивановича трижды считали погибшим, его родным два раза приходили похоронные извещения. Однако он дошел до Болгарии и вернулся домой в ноябре 1946 года.
Монумент представляет собой 10,8-метровую железобетонную скульптуру советского солдата, который смотрит на восток.
У него в руке находится пистолет-пулемет Шпагина, направленный вниз, к земле. Постамент фигуры украшен двумя барельефами, которые изображают победу и войну. Кроме того, памятник расположен таким образом, что его видно почти с любой точки города. В 1948 году появилась идея о создании памятника, чтобы почтить память советских воинов-освободителей.
В связи с этим был создан Общегородской инициативный комитет по строительству монумента. В его состав вошли художники, преподаватели, писатели, архитекторы и общественные деятели. Главой комитета был назначен начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. Общеболгарский конкурс проектов памятника был объявлен в 1949 году.
В нем приняли участие десять творческих коллективов.
Возглавил его начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. В тот же день была сделана символическая кладка основания памятника. Общий вид памятника на холме Бунарджик Через год был объявлен общеболгарский конкурс проектов памятника, в котором приняли участие десять творческих коллективов. Комиссия остановилась на двух вариантах: «Красный богатырь» и «Победа», авторам которых был дан год на доработку.
В 1950 году комиссия остановила свой выбор на проекте «Красный богатырь», созданном коллективом под руководством Васила Радославова. При возведении макета на месте будущего памятника, выявились определённые недостатки. По замыслу авторов монумент должен был состоять из трёх элементов, однако на фоне неба они сливались и, композиция теряла свою красоту. Поэтому было решено оставить только воина. В июне 1950 года данный вариант был утверждён.
Прообраз памятника Прообразом памятника считается рядовой сборной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов , бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты.
Однажды, когда памятник уже обретал зримые черты, поднявшись на холм, Методи обнаружил в фигуре солдата поразительное сходство со своим русским другом-богатырем. Так у памятника появилось собственное имя. Сначала скульпторы, архитекторы, строители, услышавшие рассказ об удивительном русском солдате-силаче, стали так называть свое детище, потом это имя подхватил народ. Когда памятник открыли 5 ноября 1957 года , иначе, как "Алешей", его уже никто не называл. Потом имя ушло в не менее замечательную песню Константина Ваншенкина и Эдуарда Колмановского и поплыло над миром: "Белеет ли в поле пороша, Иль гулкие ливни шумят, В Болгарии русский солдат…" Поиск Когда прощались в 1945-м, ни Методи, ни Алексей не записали адресов друг друга. Время было такое, что никому в голову не приходило, что простым людям разных стран позволят переписываться, ездить друг другу в гости. Но пришло другое время. Да и должность Методи Витанова бывший боец Сопротивления стал инспектором по охране труда в областном совете профсоюзов давала некоторую степень свободы для поиска. Знал болгарин о своем русском друге ничтожно мало: зовут Алешей, родом из Сибири.
Даже фамилия с годами выветрилась из памяти. И все же он начал искать. Первая весточка, дошедшая от Методи до Алексея, относится к 1974 году. В этом письме Методи Витанов рассказал историю памятника Советской армии в Пловдиве, объяснил, почему памятнику дано имя "Алеша", и просил откликнуться советского солдата, с которым в Пловдиве его свела война. На Овчинниковском ремзаводе в Косихинском районе, где в то время работал слесарем-наладчиком Скурлатов, это обращение читали. Алексей Иванович не на шутку разволновался, сказал, что так, мол, оно все и было, как вспоминает болгарский профсоюзный функционер. Но товарищи по бригаде не поверили, что он действительно знает Витанова… Алексей Иванович замкнулся и больше никогда ни с кем не говорил ни о Пловдиве, ни о памятнике, которому, судя по обращению, болгары дали его имя. А шесть лет спустя Андрей Усольцев, принесший в бригаду "Огонек" с обращением Витанова, отдыхал в Белокурихе и оказался в одном номере с учителем и краеведом из Свердловска Леонидом Голубевым.