Также поэтическое посвящение Сергею Есенину прочитала его автор – оленегорская поэтесса, руководитель ЛИТО «Жемчуга» Лидия Карпова.
Они стремились быть обласканными властью
И судьба Сергея Есенина была постоянным поиском счастья, всегда заканчивающимся разочарованием. В его жизни было несколько значимых романов, которые всегда заканчивались трагически. Он создавал классическую русскую поэзию, посвящая ее своим возлюбленным, но не умел удерживать чувства к женщине на долго. Для Есенина каждый роман был прежде всего источником творческой энергии. Он постоянно искал, а затем убегал от любви, он спасался от одиночества, но жаждал уединения.
Жили не богато, часто угощением был поджаренный чёрный хлеб и морковный чай. При этом Зинаида Райх готовила на всех и была хорошей хозяйкой.
Есенину нравилась красавица-жена, дом, стол с самоваром и друзья. Он часто добродушно «покрикивал»: «Почему самовар не готов? Пожалуй, это был самый счастливый период совместной жизни Есенина и Райх. В то время Сергей ещё не пристрастился к алкоголю. Гагаринская улица, 1 В 1924 году у Есенина появился ещё один адрес в Ленинграде. Он жил в квартире своего друга — издательского работника Александра Сахарова на Гагаринской, 1, позже Фурманова — в угловом, выходящем на Неву доме второй двор, направо.
У Сахаровых сложился почти литературный салон. Здесь Есенин встречался со многими писателями, поэтами и букинистами. В 1922 году Александр издал отдельной книгой есенинского «Пугачёва». Сергей говорил: «Люблю я Сашку! И он меня любит! Сашка продал свой граммофон, чтобы издать моего «Пугачёва».
Этого я ему вовек не забуду! Отношения у них были напряжёнными из-за ревности, делиться друг с другом даже для пользы дела они не хотели. Думская улица, д. Об авторском вечере поэта предупреждали афиши, расклеенные по всему городу. Время близилось, а Есенина не было. Организатор кинулся в гостиницу «Европейская» Невский проспект, 36.
В номере лежала записка: мол, ждал.
Можете себе представить: пришел к нему однажды мальчишка из деревни. К Блоку, известному поэту, аристократу, в некоторой степени определявшему литературные каноны того времени. Написал записку. Блок принял, а потом записал у себя в дневнике: «Пришел парень очень талантливый, немного многословный, но данные блестящие! Потом они неоднократно встречались, долго беседовали, буквально вечерами напролет. Однажды Есенин посоветовал Блоку заменить один эпитет в одном из его стихотворений. И Блок послушал. Именно Блок помог Есенину, поспособствовал тому, чтобы его стихи напечатали. После этого Есенин стал знаменит.
Он рассказывал, что Сергей Александрович действительно всегда стремился помочь молодым авторам, даже когда сам еще был не очень известен и переживал большие трудности. Это неправда! Он мог написать свои стихи кровью просто потому, что под рукой не было чернил.
Есенин, один из самых ярких представителей Серебряного века, в своих стихах передает свою глубокую эмоциональность и внутренний мир. В этой квартире, расположенной в историческом центре Петербурга, Есенин читает свои стихи своим посетителям. Это особый ритуал, который позволяет ощутить близость к великому поэту и понять его искренность и чувственность. Музей-квартира Сергея Есенина стал местом паломничества для всех, кому интересна жизнь и творчество этого выдающегося поэта. Здесь можно не только услышать его стихи, но и увидеть предметы, принадлежавшие Есенину, а также узнать много интересного о его биографии. Петербург, город, который стал родным для Есенина, призван сохранить его наследие и передать его новому поколению.
В музее можно погрузиться в атмосферу того времени, сопереживать ему и понимать его внутренний мир через его стихи. Поэтические фестивали и вечера В современной литературе особое место занимают поэтические фестивали и вечера, которые являются площадкой для представления и распространения поэтического творчества. Одним из таких известных фестивалей является фестиваль «Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге». Этот фестиваль проводится в городе-крепости Санкт-Петербурге, столице российской поэзии, и собирает вокруг себя множество поклонников и любителей поэзии. На фестивале «Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге» выступают не только известные поэты и поэтессы, но и начинающие таланты. Каждому участнику дается возможность прочитать свои стихи перед слушателями и получить их оценку. Важным моментом фестиваля является передача атмосферы творчества Сергея Есенина, великого русского поэта, чьи стихи до сих пор звучат с актуальностью и силой. Читайте также: Как правильно проспрягать глаголы "следить" и "дрожать" Фестиваль «Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге» привлекает внимание не только поэтов и их поклонников, но и широкой публики, интересующейся культурой и искусством. Во время фестиваля проводятся выставки фотографий, связанных с жизнью и творчеством Сергея Есенина, а также лекции и дискуссии на тему русской поэзии.
Это позволяет разнообразить программу фестиваля и предоставить возможность глубже погрузиться в мир поэзии. Организаторы фестиваля «Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге» делают ставку на современные форматы и технологии. Так, в программу фестиваля включены интерактивные чтения стихов, где зрители могут принять участие, задавая вопросы и делясь своими эмоциями. Это дает возможность создать более живое и динамичное взаимодействие между поэтом и аудиторией, а также привлечь новую аудиторию, которая не ранее интересовалась поэзией. Что дают стихи Есенина? Стихи Есенина — это не только прекрасные поэтические произведения, но и средство, которое дарит эмоции и вдохновение тем, кому он читает свои стихи в Петербурге. Свои стихи Есенин передает с особым проникновением, играя с интонациями и образами. Он умеет задеть сердца слушателей и вызвать у них эмоциональный отклик на свои стихи. Стихи Есенина позволяют погрузиться в мир красоты и глубоких чувств.
Они могут вдохновить на новые творческие подвиги и помочь настроиться на позитивный лад. Для многих его стихи становятся истинным источником внутренней гармонии и душевного успокоения. Они вызывают чувство умиротворения и позволяют ощутить прекрасное даже в самых обыденных моментах жизни. Когда Есенин читает свои стихи в Петербурге, он передает внутренний мир и свои самые сокровенные чувства через слова своей поэзии. В его стихах много нежности, любви к природе и глубокой философии, которая может дать вдохновение и понимание для тех, кому это нужно. Таким образом, стихи Есенина могут дать каждому слушателю что-то свое, что он ищет или нуждается в данный момент, будь то радость, вдохновение, умиротворение или просто красоту. Эмоциональное восприятие Есенин, известный русский поэт, часто читает свои стихи в Петербурге.
Кому Есенин читал свои стихи в Петербурге: — ответ на тест
Сологуб с Чеботаревской ввели? Затем — Сергей Городецкий. Фотография Николая Клюева с дарственной надписью«Сергею Есенину. Прекраснейшему из сынов крещеного царства, моему красному солнышку, знак любви великой — на память и здравие душевное и телесное. В его рассказе, дошедшем в передаче Всеволода Рождественского, Есенин предстает некомильфотным, но влюбленным в поэзию деревенским самородком, незвано явившимся к маститому поэту и покровителю юных дарований.
Только ты, милый, выйди на лестницу и там постой. У меня тут, сам видишь, кастрюли, посуда, а ты человек неизвестный. Кто тебя знает! Наконец дверь опять настежь.
Кто вы такой? Объясняю, что я такой-то и принес ему стихи. Блок улыбается: — А я думал, вы из Боблова. Ко мне иногда заходят земляки.
Ну, пойдемте! Всеволод Рождественский. Воспоминания» 1962 Однако педантичный Блок сохранил иные свидетельства об этой встрече. Я хотел бы поговорить с Вами.
Для меня очевидно, что Сергей Есенин — жертва политического режима. Как и ты — я, отовсюду гонимый, Средь железных врагов прохожу. Как и ты — я всегда наготове, И хоть слышу победный рожок, Но отпробует вражеской крови Мой последний смертельный прыжок. Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. В пять лет он уже умел читать, а в 8 лет пробовал писать стихи. В 1909 году с отличием окончил Константиновское четырёхклассное училище и продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе, из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. Сергей работал в книгоиздательстве, затем в типографии Ивана Сытина. Полтора года Есенин учился вольнослушателем на историко-философском отделении в Московском городском народном университете. В 1915 году Есенин переехал в Петроград, где встретился с А.
Стихи Есенина Блоку понравились, но он посоветовал избегать многословия и ответственнее подходить к творчеству. Блок помог Есенину войти в литературный круг столицы. Всего за несколько недель Есенин стал знаменитым. Его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. Максим Горький отмечал: «Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники». Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт Есенин сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первый сборник «Радуница» 1916. Это сделало его очень известным. Есенин даже выступал в Царском Селе перед императрицей и её дочерьми. Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай. Чувство родины — основное в моём творчестве». Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. А за что — разгадать не могу. В своей поэзии Есенин одушевлял всё сущее: люди, животные, растения — всё это дети единой матери-природы. Для Есенина природа — божественный храм. Отговорила роща золотая И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. На мой взгляд, главная тема творчества Есенина не природа, не революция и даже не любовь к Родине, а путь поэта к Богу. Есенин называл себя «божья дудка». Много в жизни смешных потерь.
Как долго власти оттаивали к поэту? Первое полнокровное издание его стихов произошло только в 1946 году благодаря жене поэта Софье Андреевне Толстой. Следующее издание малой серии относится уже к 1949 году. Затем к шестидесятилетию поэта в 1955 году вышел двухтомник стихов Есенина в мягкой обложке под редакцией Петра Чагина.
Так власть постепенно оттаивала к Есенину. А через десять лет в 1965 году состоялось знаменитое заседание в Колонном зале Дома Союзов в Москве, где Евгений Евтушенко прочитал свое стихотворение «Сергею Есенину». В том же году в селе Константиново Рязанской области был открыт дом-музей поэта. Кстати, сам Есенин там никогда не бывал.
Постройка, пострадавшая от пожара, была восстановлена в 1927 году, уже после смерти поэта. Когда я увидел, как в одной из серий Есенин этаким купчиком приезжает в свой дом в Константиново: перед ним крепкие тесовые ворота, а у родителей зажиточное хозяйство, — мне стало смешно. У них всю жизнь была убогая избенка, соломенная крыша и плетень. Не случайно у Есенина в стихах все время присутствует образ «плетневого полисада».
До революции Есенины жили средне. Дед Есенина Федор Андреевич Титов был довольно зажиточным, но еще до революции разорился. Кстати, отец поэта Его роль в сериале исполняет Виталий Безруков. Поэтому Есенин воспитывался дедом, которого часто вспоминает в стихах.
Федор Андреевич ему даже как-то сказал: «Пустое дело... Ну а если тянет — пиши про рожь, но больше — про кобыл». Когда Есенин умер, старик еще был жив и прослезился, узнав о смерти внука. В восемнадцать лет я поставил себе цель — лично встретиться со всеми живыми современниками Есенина.
Я проехал по всем есенинским местам, сделал огромное количество фотографий, а главное — записал на пленку голоса современников, друзей Есенина. Мне важно было увидеть все своими глазами. Известно, что своего жилья у Есенина не было. Он жил все время в разных местах.
В основном, в коммунальной квартире у Галины Бениславской, где мне удалось побывать, у поэта Мариенгофа, в особняке у Айседоры Дункан, но везде как квартирант. Поэтому сегодня в Москве есть несколько домов, где висят мемориальные доски с надписями «Здесь жил Сергей Есенин». Некоторые здания перестроены, снесены или сгорели. Знаменитый особняк Дункан полностью сохранился.
Теперь он принадлежит Министерству иностранных дел. В свое время мне даже удалось встретиться с бывшими ученицами Айседоры Дункан, которые показали, где в особняке находился танцевальный зал, покои Айседоры, спальня Есенина. Ни одному из исследователей не удалось пообщаться с таким количеством современников Есенина. Благодаря такому опыту личных встреч мне удалось собрать уникальную информацию.
Я знаю многие детали: что Есенин курил, как одевался, его походку, особенности жестов. К примеру, мало кому известно, что у Есенина был нарушен вестибулярный аппарат, из-за чего он ходил, держась ближе к стенке. Отчасти за счет алкоголя он пытался скрыть этот недостаток. Есенин очень много внимания уделял своей внешности: хорошо одевался и даже завивался и пудрился.
Не случайно, на всех снимках Есенин выглядит настоящим щеголем, денди... Именно он был автором гипсового бюста Есенина, который фигурирует в сериале. Сам поэт частенько в шутку называл статую гипсовым болваном и истуканом, чем очень обижал автора. Как-то во время одного из скандалов Есенин сбросил бюст с балкона четвертого этажа в квартире Софьи Андреевны Толстой и потом долго сокрушался.
Коненков уехал за границу в декабре 1923 года, но до этого успел сделать еще и деревянную скульптуру «Есенин читающий», которая сохранилась. Кроме того, я встречался с сестрами Есенина Катей и Шурой, был знаком с его детьми, на родине поэта общался с селянами, которые помнили Есенина. Другая любопытная встреча связана с именем Ильи Ильича Шнейдера — руководителя школы танцев Дункан в Москве. Шнейдер был свидетелем отношений Есенина и Дункан и рассказывал много неизвестных подробностей одного из самых знаменитых романов XX века.
Более того, я даже спал на тот самом диване, на котором когда-то спали Есенин с Айседорой. Сейчас он находится в музее поэта в селе Константиново. Еще один человек, много рассказавший мне о поэте, — Августа Миклашевская Ее роль сыграла Екатерина Гусева — партнерша Сергея Безрукова по сериалу «Бригада». В фильме героиня Гусевой выглядит абсолютно бесцветной, несмотря на то, что Миклашевская была необыкновенно яркой личностью и сыграла большую роль в жизни Есенина.
Что касается сцены в кабаре, где Есенин с Миклашевской танцуют на сцене танго, то это чистая выдумка сценаристов. Есенин бы никогда в жизни не полез на сцену. Кроме того, в то время Миклашевская еще не выступала в кабаре, а была актрисой театра. Я бывал у нее в квартире, мы долго разговаривали: «Вот в этом кресле сидел Сергей Александрович Есенин, здесь бывал Маяковский», — рассказывала она мне.
В Москве, в гостинице «Националь» у меня состоялась еще одна встреча с человеком, хорошо знавшим Есенина. Сол Юрок был одним из самых знаменитых импресарио в мире, открывателем многих талантов. Юрок полгода сопровождал Айседору Дункан и Есенина во время их американского турне и многое рассказал мне о поэте в октябре 1970 года. Основательница танца жеста, она прошла колоссальную культурную школу, училась в Греции и Италии, жила в Париже, была знакома со скульптором Роденом.
Рождение ее звезды произошло еще в 1900 году на Парижской выставке, когда Есенину было всего десять лет.
При этом Зинаида Райх готовила на всех и была хорошей хозяйкой. Есенину нравилась красавица-жена, дом, стол с самоваром и друзья.
Он часто добродушно «покрикивал»: «Почему самовар не готов? Пожалуй, это был самый счастливый период совместной жизни Есенина и Райх. В то время Сергей ещё не пристрастился к алкоголю.
Гагаринская улица, 1 В 1924 году у Есенина появился ещё один адрес в Ленинграде. Он жил в квартире своего друга — издательского работника Александра Сахарова на Гагаринской, 1, позже Фурманова — в угловом, выходящем на Неву доме второй двор, направо. У Сахаровых сложился почти литературный салон.
Здесь Есенин встречался со многими писателями, поэтами и букинистами. В 1922 году Александр издал отдельной книгой есенинского «Пугачёва». Сергей говорил: «Люблю я Сашку!
И он меня любит! Сашка продал свой граммофон, чтобы издать моего «Пугачёва». Этого я ему вовек не забуду!
Отношения у них были напряжёнными из-за ревности, делиться друг с другом даже для пользы дела они не хотели. Думская улица, д. Об авторском вечере поэта предупреждали афиши, расклеенные по всему городу.
Время близилось, а Есенина не было. Организатор кинулся в гостиницу «Европейская» Невский проспект, 36. В номере лежала записка: мол, ждал.
Есенин был уже выпивший, в растрёпанном виде, но взял себя в руки и вышел к публике.
Кому Есенин читал свои стихи в Петербурге: — ответ на тест
Стихи читает Сергей Безруков - YouTube. Эти и многие другие стихи Сергея Есенина, прочитанные Александром Николаенко, Святославом Терновым, Ярославом Любимовым, писателем Владимиром Холменко, в их выступлениях прозвучали как исповедь. Петербург стал для Есенина судьбоносным: здесь он открылся России как поэт, познакомился с литературной элитой XX века и добился оглушительного успеха и именно в этом городе закончилась его е пройдёмся по знаменательным местам, где когда-то бродил.
Они стремились быть обласканными властью
Эти и многие другие стихи Сергея Есенина, прочитанные Александром Николаенко, поэтами Святославом Терновым, Ярославом Любимовым, Николаем Ерёминым прозвучали как исповедь, как признание в любви к поэтическому слову Сергея Есенина. Мемориальная доска Есенину С. А. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 33 В этом доме. Четвертого августа 1916 года Сергей Есенин прочитал свои стихи императрице и членам царской семьи.
Кто слушает стихи Есенина в Петербурге?
Впрочем, прожив в городе на Неве три года, он поспешил обратно — к Садовому кольцу, бульварам и ставшим родными улицам, переулкам и дворам. Решение стать поэтом Большой Строченовский переулок, дом 24, строение 2 Сергей Есенин приехал из Рязани в Москву летом 1912 года, после окончания Спас-Клепиковской учительской школы. Юноша остановился в общежитии в Большом Строченовском переулке у своего отца Александра Никитича, который работал старшим приказчиком в мясной лавке купца Крылова. Есенин-старший видел будущее Есенина-младшего в преподавательской деятельности и настаивал, чтобы он поступил в Московский учительский университет.
Он категорически был против желания сына заниматься поэзией, считая это делом несерьезным. А пока устроил сына в лавку, где работал сам. Юный поэт довольно быстро показал свой характер.
Он не мог примириться с порядками, заведенными в конторе. Больше всего его возмущало, что служащие должны были вставать, когда заходила хозяйка. Через неделю он уволился и заявил отцу, что поступать в выбранный ему университет он не будет и найдет свое место в жизни самостоятельно.
Произошла грандиозная ссора. В письме своему другу Григорию Панфилову об этой ситуации Сергей Есенин писал в ноябре 1912 года: «Извини, что так долго не отвечал. Был болен, и с отцом шла неприятность.
Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи.
После пасхи, как сказал мне дядя, еду в Петербург в имение, которое недалеко находится от Финляндии и где живет он сам. Эх, теперь, вероятно, ничего мне не видать родного. Ну что ж!
Я отвоевал свою свободу. Теперь на квартиру к нему я хожу редко. В 1995 году в доме, где жил отец поэта, был открыт Музей Сергея Есенина.
Служебный роман и слежка Типография Товарищества И. В крупнейшем издательстве того времени ему удалось сделать неплохую карьеру: начав с должности экспедитора, позже он дослужился до помощника корректора. На поэтической стезе все было менее успешно: стихи, которые он рассылал по редакциям изданий, оставались незамеченными.
В типографии Есенин познакомился с Анной Изрядовой, которая также работала помощником корректора. У молодых людей завязались отношения, которые в скором времени переросли в гражданский брак.
Ее зажигательные танцы сводили его с ума. Она же относилась к нему, как к слабому ребенку. Он называл ее Изадора, а она его Ангелом.
Но любовь, увы, прошла. Однажды Сергей Александрович посмотрел на Айседору и не увидел в ней больше «сексуального объекта», а увидел стареющую женщину. И тогда он сказал: «Вот пристала! Липнешь, как патока». Он стал напиваться, не приходить домой, а если и приходил, то поколачивал Айседору.
Танцовщица не выдержала и уехала в Париж. Следом за ней «полетела» телеграмма от Есенина: «Я люблю другую! Я с ней счастлив! Кто-то считает, что Есенину льстило внимание американской танцовщицы. Анатолий Мариенгоф определенно утверждал, что Есенин был влюблен не в Айседору, а в ее мировую славу.
Он женился «на славе». Разделять мнение Мариенгофа — личное дело. Хочется верить, что поэт бы искренне влюблен в танцовщицу! Пусть и на короткий период. Галина Бениславская Судьбе было угодно свести совершенно разных людей — 25-летнего поэта и сотрудника ВЧК Бениславскую.
Она увидела поэта в Политехническом музее, когда он читал стихи. Потом, Галина описала эту встречу так: «Ему не только кричали, а его молили: «Прочитай еще! Очевидно, меня занесло и закрутило ветром любви. Так любить! Да разве так бывает?
Это сильнее меня! Если бы для него надо было умереть, то я не задумываясь умерла бы! Она это понимала, страдала, но ничего поделать с собой не могла! Бениславская спасала его от пьяных друзей, бегала по редакциям и требовала гонорары для него. Есенин ценил это, но не любил Галину.
И говорил ей об этом. А уже в июле состоялась их свадьба. Сергей Александрович не любил свою жену и даже не пытался скрыть это. На вопросы друзей: «Как дела?
Я очень люблю выражение, которое придумал Лев Шилов, которого я сегодня уже называл, выражение «звуковые автографы». И мы с вами сегодня тоже услышим некоторое количество таких звуковых автографов, разнесенных во времени на очень большие пространства. Ну а теперь надо начать с самого начала, с 1877 года, когда знаменитый изобретатель, ученый, экспериментатор Томас Эдисон изобрел фонограф.
Вы видите, что фонограф — это прибор гораздо более обыденный, будничный, чем пышный какой-нибудь граммофон со своим этим раструбом. В свое время появление этого аппарата не просто произвело революцию в умах, в обществе и так далее, у него были даже и противники. Представьте себе, что человек сохраняет свой — дальше я скажу очень важное прилагательное — живой голос навсегда. Конечно, тогда, когда все это начиналось, живые голоса сохранялись на такие носители, которые нельзя считать, как сегодня звук в цифре, вечными, — на восковые валики. Я покажу вам один из таких валиков. Вот в руках у меня как раз эдисоновский валик, это такой цилиндр. Я сейчас его выну, двумя пальцами это делается — вот так, это такой цилиндр, покрытый воском.
Когда он еще не имеет на себе никакой записи, а такой чистый, его ставят на ось фонографа, опускается сапфировая игла, в фонограф вставляется раструб, к этому раструбу подходит человек или садится музыкант с инструментом, производится звук, то есть человек читает или играет, пружина взведена, валик крутится, мембрана колышется, и звук укладывается в восковые бороздки этого валика. Сразу же можно, поменяв раструб, прослушать, что получилось. Конечно, вы понимаете, что тогда, когда эти эксперименты с звукозаписью начинались, конец XIX века, записи были — с сегодняшней нашей точки зрения, да и вообще со стороны здравого смысла — очень и очень посредственные. Но все равно, мне кажется, я пользуюсь этим старомодным словом, чудо, когда мы можем услышать голос, скажем, Льва Толстого. Его записей сохранилось довольно много, и Томас Эдисон с ним сотрудничал, он прислал со своим помощником в Ясную Поляну в 1910-х годах, в 1908 году прислал фонограф. Долгое время считалось, что одной из первых отечественных литературных звукозаписей был именно голос Льва Толстого, сделанный в начале XX века. Но на самом деле еще в конце XIX века тоже замечательным ученым Юлием Ивановичем Блоком, он был этнограф, был записан кусочек рассказа Льва Толстого «Кающийся грешник».
Скажу только для тех, кому интересно узнавать имена открывателей, что обнаружил эту запись тоже замечательный литератор и ученый Волков-Ланнит. Давайте я сейчас зайду в современный свой планшет, и мы послушаем голос Льва Толстого, голос из 1895 года. А предваряет это, повторюсь, Лев Шилов. Звучит запись. У меня, вот знаете, друзья, нет никакого специального такого очень уж четкого плана повествования своего, и я буду делать такие лирические отступления. И сразу вспомню, что в 70-е, 80-е годы прошлого века, двадцатого, современниками тех лет многие из нас были, Лев Шилов, чей голос комментатора вы сейчас слушали, выступал с публичными лекциями, посвященными русской литературе, поэзии Серебряного века. И очень часто, да почти всегда, аранжировал свои выступления звукозаписями из архива Государственного литературного музея.
Ровно 40 лет тому назад, осенью 1988 года, по Всесоюзному радио было выпущено в эфир пять программ, в которых Лев Алексеевич Шилов знакомил слушателей с звуковыми автографами Льва Толстого и рассказывал об этих записях, как они делались и так далее. И в те же времена это действительно была совершенно новая история, то есть никогда в жизни люди не слышали — такая большая аудитория не слышала этих звуков, они сами по себе, как вы уже обратили внимание, очень экзотичны. Потому что ведь мы слышим не совсем голос человека, мы слышим, как бы сказать, эхо, вы даже, наверное, слышали, как вращается валик, шелестение такое его. Но тем не менее это произвело очень сильное впечатление. Потому что в этой записи, особенно если слушателя к ней подготовить, — то есть так, как это делал Лев Алексеевич и как теперь это делаю я, сначала прочитав, что люди услышат, подготовив их, — присутствует живое вещество Льва Николаевича Толстого — живое. И конечно, на это не могли не откликнуться поэты. Я сегодня прочитал уже стихотворение и еще, может быть, прочитаю кое-какие стихи, посвященные нашей теме, их, кстати, не так много, можно было бы в принципе мини-антологию составить, стихотворений, посвященных литературной звукоархивистике, аудиозаписи голосов русских литераторов, давно ушедших.
Но в те годы, в 1978 году, замечательный русский поэт Петр Семынин написал стихотворение, две строфы его Лев Алексеевич приводит в одном из изданий своей книги, как раз по строчке из этих стихов «Я слышал по радио голос Толстого». Вот как писал Петр Семынин. И сразу я скажу, о чем он писал. Есть такая очень известная запись Льва Николаевича, которую очень часто крутят и по телевизору, и вообще она так вошла в оборот, это его обращение к яснополянским детям, к школьникам, да не к школьникам — к подросткам, к отрокам. Поскольку она много раз звучала и по телевизору и так далее, я просто прочитаю она очень короткая. Своим замечательным тонким таким немножко голосом Толстой говорит: «Спасибо, ребята, что ходите ко мне, я рад, когда вы хорошо учитесь, только, пожалуйста, не шалите, а то есть такие, что не слушают, а только сами шалят, а то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уж меня не будет, что старик говорил нам добро.
И когда эта запись прозвучала, она, конечно, очень сильно подействовала на слушателей. И вот она подействовала, в частности, и на поэта Петра Семынина. Вот он написал такие строки замечательные: Я слышал по радио голос Толстого, Запечатленный на воске фонографа, — Как мохом, обросшее шумами слово Учило детей величию доброго. И острое чувство любви и печали Пронзило меня: из умершего, давнего, Слова, воскресая, сквозь годы звучали, Заветом оратая правды подавленной. Обратите внимание, что здесь есть это слово «воскресая».
Отговорила роща золотая И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
На мой взгляд, главная тема творчества Есенина не природа, не революция и даже не любовь к Родине, а путь поэта к Богу. Есенин называл себя «божья дудка». Много в жизни смешных потерь. Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь. Мало кто знает, что Есенин был и драматургом, и прозаиком, и даже исследователем русского фольклора собирал частушки.
К Есенину рано пришла слава, и, на мой взгляд, он не выдержал испытания славой. Был он и хулиганом, и бабником, и скандалистом… И похабничал я и скандалил Для того, чтобы ярче гореть. Дар поэта — ласкать и карябать, Роковая на нём печать. Розу белую с чёрною жабой Я хотел на земле повенчать. Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Но коль черти в душе гнездились — Значит, ангелы жили в ней.
Есенин называл себя «сорванцом, скандалистом и разбойником». Но друзья помнят его добрым, необычайно мягким, чутким и деликатным человеком. Все помнят стихотворение «письмо матери»: Ничего, родная! Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. В газетах стали появляться критические статьи о Есенине.
Его обвиняли в пьянстве, дебошах, драках. На Есенина было заведено 12 уголовных дел. Поэт признавался, что если бы он не пил, то не смог бы пережить всё, что было. Мне осталась одна забава: Пальцы в рот — и веселый свист. Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист. Хулиганство для многих известных писателей и поэтов Оскар Уайльд, Артюр Рембо, Поль Верлен и другие было стратегией привлечь к себе внимание и быть популярным.
На других не похож, вот его и ненавидят и завидуют ему». В 1925 году в письме к главе ГПУ Ф. Дзержинскому, Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе… Пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…» Я не претендую на полную биографическую объективность, мне лишь хочется понять причины, которые побудили Сергея Александровича уйти из жизни. А может быть, его лишили жизни насильно? Было ли это убийство или доведение до самоубийства?
В Петербурге отметят 125-летие со дня рождения Есенина
Есенин неподражаемо читал свои стихи: в кругу близ-ких, в клубах, в кафе, на бульварах. В его представлении, Высоцкого, Есенин должен читать свои стихи совсем не в благостной декламационной манере, а яростным голосом, что, впрочем, и было отмечено во многих воспоминаниях. Однако, если следовать хронологии, первым, к кому Есенин обратился в Петербурге, был Александр Блок.
У Есенина в Петербурге
В госархивах сохранилось всего 4 записи чтения стихов самим Сергеем Есениным, и несколько документальных кадров, на которых мы можем его увидеть. Одна из основных тем поэзии Есенина – это Любовь к крестьянской Руси Призыв к вн. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. Стихи читает Сергей Безруков - YouTube.