Уезд – одна из основных единиц административно-территориального устройства русских земель от Древней Руси и до первого этапа советской истории. Сколько же было уездов в конце XVII — начале XVIII в. и сопоставима ли их территория? Главная» Новости» Что такое уезд в истории. Уезд Уезд — понятие, употребляемое, по крайней мере, в двух значениях: Википедия уезд I пность волостей, тяготевших к городу (в Российском. Рачинский уезд занимал северо-восточный угол Кутаисской губернии, граничил на севере и северо-востоке с Терской областью.
Что такое уезд? история 6 класс
ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Уезды в истории России существовали с XVI века и продолжали функционировать до реформ 1864 года, когда были введены земские уезды. уезд. адм.-терр. единица, известная на Руси с 13 в. У. состоял из города и подчиненных ему волостей. УЕЗД, административно-территориальная единица в России с 13 в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру.
Значение слова Уезд
В начале 1929 г. Летом этого же года она была переименована в Московскую область. В её состав вошли 10 округов, которые были разделены на 144 района. Спустя 7 лет её разделили на Московскую, Рязанскую и Тульскую области, а ранее 27 её районов были переданы в новообразованную Калининскую область. Загорском, убитом левыми эсерами в 1919 г.
В документах город с новым названием стал упоминаться с 1930 г. Тогда же, в 1929 г. В середине 1950-х гг. В 1957 г.
Константиновский район был упразднён, его территория отошла к Загорскому бывшему Сергиевскому району. Северная граница района стала проходить по рубежам второй половины 1920-х гг. Загорск - центр городского округа В 1962-1963 гг. Подмосковные города областного подчинения, в их числе Загорск, были переданы в подчинение Московского областного промышленного Совета депутатов трудящихся.
Городским властям, в свою очередь, подчинялись Хотьково, Краснозаводск и рабочие посёлки. Загорский район как отдельная территориальная единица был ликвидирован, став частью Мытищинского района. В начале 1965 г. В объяснении очередной административно-территориальной перестройки указывалось, что она делается на основе экономического районирования для блага трудящихся и с целью максимального укрепления госаппарата и сближения его с народом.
В Загорском районе отсутствовал районный Совет. Входившие в состав района поселковые и сельские Советы подчинялись городскому Совету депутатов. Осенью 1991 г. Загорск был переименован в Сергиев Посад.
В октябре 1993 г. В декабре 1993 г. Россия вернулась в целом к ситуации рубежа XIX в. В постперестроечное время начался этап нового приближения власти к населению.
В 1996 г. Целью его разработки и принятия было стремление «обеспечение развития Сергиево-Посадского района как целостного муниципального образования» на принципах организации местного самоуправления. В 2004 г. Дальнейшее социально-экономическое развитие страны и, в частности, Московской области, несомненно, найдёт отражение в появлении новых территориально-административных образований.
На какой основе и с какой целью они будут организованы, покажет будущее. Владимир Ткаченко, заведующий историческим отделом Сергиево-Посадского музея-заповедника Еще в древние времена Киевской Руси существовало деление государства на административные единицы. Обычно мелкие наместнические хозяйства прикреплялись к городам, ведущим торговую жизнь. Ранее, до XIII века, волостями считались княжества, они постоянно делились и объединялись между собой.
Тогда властями было решено собрать все усилия в кулак, дабы объединить русские земли под одним началом. Ведь и княжества имели по мелкому князю. Таким образом начали появляться волости, как самые малые территориальные единицы. Понятие из древних времен В церковнославянском языке было такое понятие, как власть, что и обозначало слово волость.
И такое определение имело исключительно политическую подоплеку, а именно право владения. Звучание и написание слова "волость" чем-то походит на "область", но совпадений куда больше. Область - это и была та самая территория, на которую распространялась власть, то есть волостное правление. Отсюда следует, что власть - пространственное владение землей, а область - право.
Все земли Древней Руси делились на уезды и станы, которые в свою очередь подразделялись на дороги, волости и так далее. Что такое волости, более-менее понятно, а вот удел - это еще более интересная единица территории. Уделом являлась часть земли, переданная от отца своим детям, каждый удел принадлежал одному ребенку. Такие уделы подразделялись на уезды, которые обозначали территорию административно-судебного округа, поэтому уезды были не только в волостях, но и в городах и селах.
А годами позже уезд превратился в небольшой городской или сельский округ. Значение слова "волость" Это историческое слово знакомо нам в первую очередь из художественной литературы. Мы знаем, что оно определяет территорию, но какую именно? Значение слова "волость" происходит из XI века, тогда в России таким образом называли административно-территориальную единицу.
Во времена Древней Руси волостью звались все земли или княжества, после она превратилась в полусамостоятельный участок территории или в сельскую землю, которая была подчинена городскому правлению. Что такое волость? Князь передавал волость на обеспечение волостелю - главному смотрителю за землей. Для волостеля собиралась дань с проживающего населения в виде пошлин и поборов.
Такая система звалась кормлением. Но с XVI века царская власть начала уменьшать долю этой системы и, начиная с XVII века, после утверждения городовых воевод, волость потеряла свою самостоятельность как отдельная административная земельная единица. Жизнь людей в волостях. Вече Во времена обособленной жизни волостей существовали так называемые веча.
Вече пошло от родовых союзов и общин, где люди собирались для решения своих внутренних и внешних проблем , а также экономических дел. С помощью веча жители призывали князя, выбирали старейшин старцев , которые управляли мирскими делами. Вече занималось судом и правовыми вопросами. Оно объявляло войны и могло заключить мир с вражескими соседствующими территориями.
Вече могло заключать договоры с князьями или же призывать удобных и угодных для него князей. Это были достаточно удобные полномочия, ведь неугодных они могли изгонять и вовсе не пускать на порог своих поселений. Со временем вече начало влиять на исход военных действий в междоусобицах, требовать прекратить либо продолжить нападение. Из чего состояло вече Что такое волости с точки зрения управляющей власти?
Каждое вече имело старейшину, которого избирали всенародным голосованием. Самым популярным человеком волости являлся начальник городского ополчения - тысяцкий. А ополчение звалось тысячей. Тысяцкому прислуживали сотские и десятские, управлявшие отрядами меньшей численности, нежели у тысяцкого.
Если князья обладали достаточным доверием и большой властью в волостях, то тысяцких назначали сами, однако в остальное время такой работой занималось вече. Веча крупных городов по старшинству могли посылать в более мелкие своих посадников, а, например, в Новгороде сами его избирали, несмотря на князя и его чиновнический кабинет. Таким образом, вечевое правление в волостях укреплялось еще больше. Порядки вечевых собраний К сожалению, летописи мало рассказывают нам о порядках вечевых собраний, и более точных документальных подробностей не сохранилось.
Первая губернская реформа Петра В. Вторая губернская реформа Петра 1715—1720 гг. Впрочем, на деле введенные этой реформой дистрикты, находившиеся в ведении земских комиссаров и входившие в состав провинций и губерний, большею частью территориально совпадали с прежними московскими У. В 1727 г. Число этих У. Указ Екатерины II 11 октября 1764 г. Этот принцип сохранен был и Учреждением о губерниях 1775 года. По Учреждению о губерниях У.
XVII, 315.
Они позволяли осуществлять контроль над огромными пространствами при крайне ограниченных ресурсах. Кроме того, для миллионов рядовых обывателей уезд был той самой "властью", с которой им приходилось сталкиваться гораздо чаще, нежели с высшим начальством в столице.
Упразднение уездов в 1920-х годах После Октябрьской революции 1917 года большевики приступают к коренному слому старых административных структур. В ходе реформы 1923-1929 годов уезды упраздняются и заменяются районами. Тем не менее некоторые уезды продолжают существовать в советских республиках Прибалтики вплоть до 1940-х годов.
Это объяснялось желанием властей сохранить там элементы автономного управления. В постсоветской России имели место попытки реанимации уездного деления на региональном уровне. Однако в масштабах всей страны уезд так и не был восстановлен как административная единица.
К сожалению, я не могу генерировать и описывать изображения, нарушающие авторские права или этические нормы. Вместо этого я предлагаю описание трех гипотетических изображений, которые могли бы соответствовать теме статьи: Эти изображения соответствуют теме статьи, передают историческую атмосферу уездов в Российской империи и могут проиллюстрировать описываемые аспекты их административного устройства и повседневной жизни.
Они являлись административно-территориальными единицами, которые выполняли различные функции. Первая и основная функция уездов заключалась в управлении территорией и населением. В каждом уезде существовала специальная административная структура, во главе которой стоял наместник или воевода. Они отвечали за поддержание порядка, сбор налогов, осуществление правосудия и защиту населения от внешней угрозы. Уезды были также центрами культурной и образовательной жизни, где располагались церкви, монастыри, школы и магазины. Вторая функция уездов связана с торговым и экономическим развитием.
Уезды были важными торговыми и ремесленными центрами, где происходило обмен товарами, проводились ярмарки и ярмарки. Уезды также имели свою специфическую промышленность и ремесленное производство. Например, один уезд мог славиться своими кустарными мастерскими, а другой — производством металлических изделий или тканей.
Что такое Уезд? Значение слова uezd, исторический словарь
Уезд в истории России: определение и значение | Уезд, 1) в дореволюционной России ≈ административно-территориальная единица, сложившаяся в процессе образования единого Русского государства (15≈16 вв.). |
Что такое волость и уезд? Изучаем термины и понятия в русской истории и административном устройстве | Смотреть что такое «Уезд» в других словарях: УЕЗД — УЕЗД, административно территориальная единица в России. |
Уезды России — Википедия. Что такое Уезды России | По обозначаемой части территории, присуд в некоторой степени соответствовал уездам в других княжествах Древней Руси. |
Что такое стан и уезд? | Уезд в истории 7 класс помогает осознать, как менялась организация государства в разные эпохи. |
Уезд это что такое? | Уезды в истории 7 класс были важной составляющей государственного устройства, которые способствовали развитию регионов. |
Что такое уезды в истории
Уезд что такое uezd значение слова, Исторический словарь | Что такое конституция в истории России: объясняет федералист XIX века Афанасий Щапов. |
УЕЗД — История России до 1917 года | Уезды Латвии (латыш. apriņķis) — единица административно-территориального деления 1-го уровня Латвии с 1920 по 1949 годы. |
Уезд это что такое? | Уезд в истории 7 класс помогает осознать, как менялась организация государства в разные эпохи. |
Что такое уезд в истории россии 7 класс кратко | Таким образом деление на уезды складывалось исторически, чем и объясняется крайнее неравенство размеров уездов в Московской Руси. |
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Что такое уезд
- Что такое Уезд? Значение слова Уезд в историческом словаре
- Роль уезда в истории России: определение и функции
- «Уезд» в других словарях:
KMSAuto Net 2024-2025 – для Windows 7-10-11
Уезд, областное деление в удельной Руси, Московском государстве и Российской империи. УЕЗД, административно-территориальная единица в России с 13 в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. «Спешу между прочим уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд».
Административно - территориальное деление России в конце XVII - начале XVIII века века.
Территория Эстонии разделена на 15 уездов. Уезды Азербайджана азерб. Уезды КНР кит. Уезды Китайской Республики — административно-территориальная единица 2-го уровня в Китайской Республике Тайвань , где существует 18 уездов. Уезды Кореи кор. Уезды Японии яп.
По данным на апрель 2007 года в Японии существовало 398 уездов. В древней Руси — совокупность волостей, тяготевших к городу. В царской России и в СССР до районирования — административно-территориальная единица, входившая в состав губернии. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Гоголь, «Ревизор», 1836 г.
В уездном центре присутствовала судебная, а отчасти и финансовая власть. В уездном посаде находился воевода, губной староста, земский староста. Более конкретно правовое значение уездного города было оформлено в Соборном Уложении 1649 года, в котором регламентировалась структура уезда как хозяйственного субъекта московского государства и была произведена четкая дифференциация, то есть подразделение всех сословий. Последующие реформы в структуре административного деления создали предпосылки для образования губерний, которые окончательно были оформлены в 1775 году с принятием Учреждения о губерниях. По этому положению уезд — это местная территориальная единица, имеющая населения от 20 до 30 тысяч душ.
Центр уезда — уездный город, в котором находится исправник и является начальником уездной полиции, и административные органы. Постоянными в уезде являются только финансовые органы - казначейства.
Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. Полицейско-административная власть осуществлялась исправником.
В СССР преобразованы в районы в 1923 — 1929 гг. Упразднены в 1923-29 гг. Несколько уездов состав ляли волость. Управлялся княжескими наместниками кормленщиками , с нач.
В соответствии с губернской реформой 1775 года уезд получил значение низшей административной, судебной и финансовой единицы, полицейско-административная власть в уезде осуществлялась исправником. По земской реформе 1864 в уезде были созданы земские собрания. В советское время уезды были административно-территориальными единицами среднего звена, входившими в состав губерний; в 1923-1929 годах они были преобразованы в районы. На территории Латвии, Литвы, Эстонии уезды существовали до 1949-1950 годов.
Управлялся княжескими наместниками, с нач. С нач. Академический словарь -а, м. Гоголь, Ревизор. В соответствии с Земской реформой 1864 в У.
Уезд как административно-территориальная единица
- Что такое уезд в истории 7 класс?
- Уезд | Понятия и категории
- Что такое уезд
- Статьи по теме
- Что такое Уезды простыми словами
- Что такое уезд в истории
что такое уезд определение
Что такое волость и уезд? Изучаем термины и понятия в русской истории и административном устройстве | Главная» Новости» Что такое уезд в истории. |
Что такое уезд в истории 7 класс? | Смотреть что такое «Уезд» в других словарях. |
АТД Русской России - 12. Про уезды: acer120 — LiveJournal | Что такое конституция в истории России: объясняет федералист XIX века Афанасий Щапов. |
Уезд - это... Что значит слово "уезд"?
История уездов в России В России долгое время существовала особая административно-территориальная единица, известная как «уезд». Уезды в истории России 7 класс: основные понятия и исторический контекст. «Спешу между прочим уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд». Что такое конституция в истории России: объясняет федералист XIX века Афанасий Щапов. Уезд — административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Рачинский уезд занимал северо-восточный угол Кутаисской губернии, граничил на севере и северо-востоке с Терской областью.
Что такое уезды в истории России 7
Уезды также имели своего наместника или старшину, который назначался центральными властями и отвечал за общее управление уездом. Наместники были ответственны за поддержание порядка, соблюдение законов и осуществление проведения реформ. Уезды были важными политическими и административными единицами, влияющими на жизнь населения и развитие территории. Они играли ключевую роль в политической организации и управлении страной, обеспечивая прямую связь между центральным правительством и регионами России. Роль уезда в административной системе Уезд в истории России выполнял важную роль в административной системе. Введение уездовой системы было осуществлено Петром I в 1708 году. Уезды были созданы для более эффективного и удобного управления государством.
Каждый уезд включал в себя несколько волостей, сельских общин и городов. Уезды выполняли различные функции, такие как сбор налогов, поддержание общественного порядка, проведение судебных процессов и другие административные задачи. В уезде находился уездный город, который являлся административным центром уезда. Здесь находились уездная администрация, судебные и налоговые учреждения. Уездный город также был торговым и культурным центром уезда. Большую роль в уезде играли уездные старшины, которые являлись главами уездной администрации и руководили управлением в рамках уездного города.
Они назначались по решению правительства и выполняли различные функции, связанные с управлением уездом. Уезды также играли важную роль в образовании и социальном развитии. В уезде открывались городские и сельские школы, больницы, аптеки и другие социальные учреждения. Благодаря уездной системе, государство имело возможность лучше контролировать и развивать регионы страны. Уезды в административной системе России существовали до 1923 года, когда была проведена реформа территориального деления и уезды были заменены районами. Таким образом, уезд играл важную роль в административной системе России, обеспечивая более эффективное управление и развитие регионов.
Он объединял различные территории и выполнял разнообразные административные функции, способствуя сбору налогов, поддержанию порядка и социальному развитию. Уезд и упразднение в 1923 году В 1923 году произошло упразднение уездов в России. Это было связано с изменениями в административно-территориальном делении страны. Уезды были одним из уровней административного деления в Российской империи, их функции включали контроль за налогообложением, порядком и безопасностью на территории, а также судебные и полицейские полномочия. Уезды делались на основе территориальных единиц — волостей, которые в свою очередь состояли из сельских общин. Каждый уезд имел свое административное центральное город, в котором находились уездное управление и судебные органы.
Однако после Октябрьской революции 1917 года и установления Советской власти в стране, административное деление России изменилось. Вместо уездов ввелись другие административно-территориальные единицы, такие как районы и области. В 1923 году было принято решение об упразднении уездов в России. Они были заменены районами, которые стали основной единицей административного деления страны. Районы были созданы с целью более удобного управления территориями и более эффективного исполнения государственных функций. Таким образом, уезды в России прекратили свое существование после 1923 года.
Их функции и полномочия были переданы новым административным единицам — районам.
Во времена, когда Русь защищалась с запада и с юга от нашествий литовцев и крымских татар, на границах страны для её обороны было принято делать засечные черты. Так появились Белгородская засека, Тульская засека, засеки в районе Смоленска. Само слово «засека» означает оборонительное сооружение из срубленных деревьев, ведь так как на Руси лесов было много, то одной из форм обороны был не земляной вал, не стена, а срубленный лес. Через широкую полосу срубленных старых деревьев никакая конница не пройдёт, да и пехота идёт крайне медленно, а вся сила налётов тех же крымчаков заключалась в мгновенности. Позже просто подрубленный лес превратился в более сложные фортификационные сооружения, но название «засека» за ними закрепилось. Засека в лесу, В. Гондиус, 1636 г. Людей для службы здесь нанимали, им платили. Часто на засечные линии приезжали селиться выходцы из небогатых дворян и государственные крестьяне.
Последние имели право, как и дворяне, владеть крестьянами. Но постепенно границы государства раздвигались Россия, как вы знаете, имела тенденцию к росту , и эти засечные линии — Белгородская, Тульская — остались глубоко в тылу. Территориальный рост Российской империи. Ильина, 1898 г. Военные функции жителей этих земель стали никому не нужны, но сами люди остались. Землю они уже получили, дворы построили, детям и внукам имущество передали. У кое-кого из них были крестьяне. Но количество крестьян у однодворцев было небольшим. В 1830 году, во времена, когда однодворцы свои военные функции уже, естественно, не выполняли, миллион однодворцев а их был именно миллион владел только одиннадцатью тысячами крепостных. Итак, однодворцы размещались именно в тех губерниях, где когда-то были засеки: Тульская, Белгородская, Смоленская, Воронежская, Курская, Орловская, Брянская, Тамбовская, Пензенская и Рязанская.
Они либо вообще не имели крепостных, либо имели один крепостной двор. Само слово «однодворец» имеет двойное объяснение. Одни говорят, что так однодворцев называли потому, что сами они имели только один двор. А другие говорят, что название пошло от того, что у них был только один двор крепостных людей, которые им подчинялись, то есть фактически одна небольшая семья, которая работала у них на правах частновладельческих крепостных. Итак, однодворцы могли иметь крестьян. В отличие от всех остальных крестьян, и государственных, и частновладельческих, они не могли подвергаться телесным наказаниям. Даже шляхта Украины и Белоруссии, которая не смогла доказать своего дворянства, также причислялась к однодворцам, но в отличие от других однодворцев, не должна была подвергаться рекрутскому набору. То есть тот рекрутский набор солдат, который с Петра I стал нормой и который распространялся на однодворцев, на шляхту однодворцев Украины и Белоруссии не распространялся. Также украинские и белорусские бывшие шляхтичи сохраняли право доискиваться своего дворянства и, если доискивались, то, естественно, переходили в дворянское сословие с его привилегиями. Усадьба обедневшей шляхты, У.
Герсон, 1856 г. Когда была присоединена Бессарабия, то мазылы и рупташи - сословия, которые находились между бессарабским боярством и простыми крестьянами, с 1847 года тоже были причислены к однодворцам. Земельная собственность у однодворцев, хотя и облагалась налогом, таким же, как и у обычных государственных крестьян, могла передаваться по наследству. Это было так называемое право четвертного владения. То есть землю давали в семейное владение без права продажи, но с правом наследования или в случае приданого с правом перевода этой земли в другую семью, но тоже семью однодворцев. О четвертном праве вы можете прочесть работу Благовещенского, изданную в 1899 году, которая так и называется — «Четвертное право». Четвертное право, М. У многих из них в избах хранились старинные грамоты о даровании им дворянства. Эта была такая же большая святыня, как и семейные иконы. Главный герой романа, князь Гаврила Чистяков, был однодворцем, и, рассказывая свою историю, он прекрасно изображает мир однодворцев, который мало изменился по сравнению с петровскими временами.
Вспоминая свою молодость, он говорит: «Из таковых князей был почтенный родитель мой, князь Симон Гаврилович Чистяков. Будь трудолюбив, работай, не стыдясь пустого титула, и Бог умножит твоё имущество"». Однодворец работал сам. Он был обычным крестьянином, но помнившим, что он был князем или дворянином, и потому очень высоко себя державшим. Нарежный, гравюра Ф. Алексеева с портрета работы неизвестного художника, «Русская старина», 1889 г. Далее повествуется о романе героя с хорошенькой дочкой соседа, тоже однодворкой и тоже, конечно, княжной, Феклушей. Я взял вёдры и донёс до дому. Российский Жилблаз… Гос. Я напомню, что сословие однодворцев насчитывало миллион человек, и если учесть, что во всей николаевской России население составляло около семидесяти миллионов, то можно сделать вывод — однодворцы занимали довольно большой сегмент общества.
Пётр I специальными указами требовал не учить однодворцев грамоте и счёту, чтобы лишить их дворянских амбиций. Эти люди были нужны как налоговое податное население и как рекруты в армию, тем более что в армии они ценились, поскольку имели традицию воинского служения. Но всё же, несмотря на эти требования Петра, которые, кстати, показывают, что неграмотность русских людей вовсе не случайная вещь, а, начиная с Петра Великого, сознательная политика имперского правительства, грамотность среди однодворцев была существенно более высокой, чем среди остальных категорий крестьян. Детей грамоте учили сами родители, а также нанятые дьячки или бродячие грамотеи. Но учились грамоте дети, конечно, туго. Существовала традиция — после того, как учитель помог освоить и научил мальчика или девочку читать очередную книгу, например, Псалтырь, то переход к следующей книге всегда отмечался так называемыми деньгами на кашу. Родители ребёнка выносили учителю котёл каши и сверху сыпали монеты как правило, конечно, медные. Уже в ХIХ веке литературный критик Василий Петрович Боткин, проезжая вместе с поэтом Афанасием Фетом по деревням Ливенского уезда, до речки Тим, где у Фета была мельница, потом с восторгом писал Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Не могу не сказать о женщинах, или точнее - одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающими рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее замечательное слово, которое, конечно, образовано от provocative — А.
Василий Петрович Боткин был известен как большой ценитель не только художественной литературы, но и женской красоты. И он знал, что говорил. Боткин, из книги «Литературные воспоминания», П. Анненков, 1984 г. Женский костюм, фото с выставки «Феномен народного костюма. Одежда тамбовских переселенцев-однодворцев», г. Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе. В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам.
Одна из них заключалась в характерной русской двойственности. Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай. А вторая причина была более социальной. Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже. Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих. Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений. Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными. Соответственно, их права расширялись, и помещичьи крестьяне всегда завидовали этим счастливчикам. Казённые крестьяне и земли, на которых они жили, при Александре I и Николае Павловиче находились в распоряжении Департамента государственных имуществ в составе Министерства финансов. И неслучайно.
Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль. Со стороны финансовой, органом управления казёнными крестьянами было хозяйственное отделение Казённой палаты, со стороны административной — земская полиция в лице земского исправника и заседателей, а с начала 1830-х годов ещё и становых приставов. Земская полиция взыскивала с казённых крестьян подати и недоимки. Взыскания эти сопровождались незаконными поборами и злоупотреблениями. Поэтому в 1827 году в своей очень интересной «Записке по крестьянскому вопросу» Михаил Михайлович Сперанский, который, как вы помните, происходил из семьи сельских священников и в детстве постоянно проводил время вместе с детьми крестьян и прекрасно знал их жизнь, писал: «Сей род людей государственные крестьяне — А. Работы и повинности их также неопределенны. Земские исправники суть те же помещики, с тою разностью, что они переменяются, и что на них есть некоторые способы к управе. Но взамен того сии трехлетние владельцы не имеют никаких побуждений беречь крестьян, коих они ни себе, ни потомству своему не прочат». Сперанский, А. Варнек, 1824 г.
Об этих становых приставах в конце 1830-х годов ревизор, посланный Киселёвым, писал: «Люди сии большею частью необразованные и безнравственные, притом, облеченные большою властию, беспощадно обирают казенных поселян». Несмотря на то, что он был коммунистом и начал осуждать и реформы Киселёва, и крестьянскую реформу 1861 года, он всю жизнь посвятил теме государственных крестьян и реформе Киселёва. Его двухтомная книга «Государственные крестьяне и реформы Киселёва», первый том которой вышел в 1946 году, второй — в 1958, это ценнейший источник по жизни крестьян. Но читая его, надо отцеживать некоторые политические коммунистические суждения автора. Самоуправление крестьян Все русские крестьяне, независимо от того, какие они были, частновладельческие или государственные, имели самоуправление. Это были не бесправные картофелины в мешке. Это были организованные и имеющие возможность самим решать свои проблемы, люди. Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам.
Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян. Крестьянский сход, кстати, имел право решать и даже малозначительные с точки зрения богатых людей преступления. Кража в размере до пяти серебряных рублей, а это сумма для крестьян немалая, решалась на местном уровне определённым образом самими крестьянами. Наказаниями, которые они предлагали за такое преступление, были и возвращение украденного, и пеня до полутора рублей, и даже наказание розгами до двадцати розог , и принудительные общественные работы. То есть крестьянская община повсюду сама управляла собой и сама выбирала своё руководство. Но у государственных крестьян эти права было намного легче осуществить, потому что государство во внутреннюю жизнь крестьянской общины вмешивалась сравнительно мало, хотя постепенно начало вмешиваться всё больше и больше [См. XIX века. Сходка, гравюра В. Рыбинского, 1859 в.
Традиционный крестьянский мир имел двухуровневое самоуправление. Первый уровень — это селения. Здесь был так называемый сельский выборный староста селения. Его не назначал помещик или чиновник, его выбирал народ. И был десятский — представитель от каждых десяти дворов. Как правило, от каждых десяти дворов выбирались два человека. Эти выбранные составляли сельский сход в больших деревнях, а в маленьких деревнях сход составляло всё мужское население. Только сельского писаря, как правило, назначали из Министерства, потому что грамотных в деревнях почти не было, а всё делопроизводство селений должно было фиксироваться на бумаге. Поэтому сельский писарь был либо присланный мелкий чиновник, либо какой-то образованный местный человек, к примеру, сын дьякона, не принявший сан. Второй уровень — это волостное правление.
Как вы помните, низшей административной единицей была волость. Сельские земли губернии делились на волости, волости составляли уезд, уезды составляли губернию. Волостное правление в составе волостного головы, старосты селений тоже выбиралось. А волостной писарь назначался Министерством. Проблема передела земли Самым главным вопросом любой общины был вопрос о земле. И сейчас мы с вами должны коснуться больной темы — темы так называемой передельной общины. Славянофилы, народные социалисты энесы развили целую мифологию, утверждавшую, что русский крестьянин и поэтому русский человек вообще — это социалист по натуре; он не знает принципов частной собственности на землю, считает землю «Божьей» и перераспределяет её исходя из нужд людей. Скажем, если в семье много едоков, то сельская община даёт этой семье больше земли, а если в семье становится меньше едоков дети женятся и отделяются от семьи, кто-то умирает , тогда община у них забирает часть земли и отдаёт тем, у кого есть в ней потребность. Но с землёй всё было не так просто. В деревне вся земля имеет некое предназначение.
Во-первых, пахотная земля всегда делилась на три участка: яровой участок, озимый участок и пар. Это было необходимо для осуществления трёхлетнего севооборота. Каждый третий год земля должна была отдыхать. Весной её засевали под яровые сорта, которые вырастают к осени, потом — под озимые, которые сеют под снег и которые вырастают весной и намного быстрее созревают, а после этого, летом, земля отдыхала и использовалась для выпаса скота. Каждая крестьянская семья, каждый крестьянский надел должен был иметь три куска земли, чтобы осуществлять трёхлетний севооборот, так как другого землепользования русская деревня традиционно не использовала. А во-вторых, земли были разные, и по плодородию, и по удалённости от усадьбы крестьянина. На пашне. Весна, А. Венецианов, 1-я пол. Третьяковская галерея, Москва И всё это должно было быть распределено поровну.
Но сейчас учёные совершенно точно доказали, что это был фискальный социализм, что это было сделано государством и помещиками для того, чтобы получать максимальный налог с души. Поскольку подать была подушная, важно было, чтобы каждая душа имела достаточно земли, чтобы выплатить эту подать. И поэтому нельзя было позволять, чтобы у какого-то количества крестьян не было земли или было очень мало земли. Между тем, ситуация, когда у крестьянина много земли, тоже была нежелательна, ведь, имея много земли и работая на ней, он становился богатым, тогда как платил ровно столько же, сколько должен платить и бедный, так как размер подушной подати был фиксированным. Бедный же не мог на своём клочке земли собрать деньги, необходимые для выплаты. Подати платили и частновладельческие крестьяне и за это был ответственен помещик , и государственные крестьяне. И государству было важно, чтобы количество и качество земли было примерно равным. Альтернативой этому, как я уже говорил, мог быть поземельный налог, при котором — у кого больше земли, тот платит больше налога, у кого нет земли, тот налог не платит. Но, как вы помните, земля в то время плохо учитывалась. Чем же была так плоха передельная община?
Главный её минус заключался в том, что земля для крестьянина не была своей, он не вкладывал в неё своих сил и, как говорили, не унавоживал то есть не удобрял её. Зачем было стараться и ломаться, если будет новый передел, и землю плодородную и улучшенную трудом, у рачительного крестьянина отберут и отдадут каким-нибудь бездельникам, пьяницам, которые свою землю или всю раздали за водку, или вообще не обрабатывают? В таких условиях крестьянин терял интерес к улучшению земли. Это все понимали. Но, с другой стороны, было понятно ещё и то, что, если ликвидировать подушную подать и перестать переделять землю, то образуется огромный слой крестьянского пролетариата, то есть тех самых пресловутых бедняков, а этого правительство боялось и не хотело. Поэтому с вопросом о переходе с подушной на поземельную подать медлили, хотя методы учета земли и существенно улучшились к XIX веку. Это была одна из русских проблем, с которой окончательно покончили только перед революцией в столыпинскую реформу, но это уже другой разговор. Соответственно, главной проблемой любой деревни, ее самоуправления, был передел земли. Кому какую землю дать, где и сколько — на этот счёт всегда шли большие споры.
Изучение уезда в истории 7 класса также даёт понимание различных аспектов российской истории, таких как феодализм, княжеская власть, роль помещиков и крестьянства. Уезд был местом сосредоточения власти и средоточием политики государства в пределах определенной территории. Таким образом, изучение уезда в истории 7 класса является важным этапом в ознакомлении учащихся с основами административно-территориального устройства России в прошлом. Значение уезда в истории Уезды были созданы для более эффективного управления территорией и населением. В рамках уезда осуществлялось сбор налогов, поддерживались порядок и безопасность, осуществлялся контроль за соблюдением законов. Уезды были разделены на губернии, которые подчинялись губернаторам. В свою очередь, губернии входили в состав империй или государств. Значение уезда в истории связано с организацией социально-экономической и политической жизни. Уезды играли важную роль в сборе ресурсов и налогов, распределении земельных угодий и организации производства. Они были основой для формирования судебной системы, армии и аппарата управления. Уезды также способствовали развитию гражданского общества и формированию социальной иерархии.
Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. Полицейско-административная власть осуществлялась исправником. В СССР преобразованы в районы в 1923 — 1929 гг. Упразднены в 1923-29 гг. Несколько уездов состав ляли волость. Управлялся княжескими наместниками кормленщиками , с нач.
Что такое волость и уезд? Изучаем термины и понятия в русской истории и административном устройстве
Важным аспектом организации уезда была также его территориальная структура. Уезды делились на волости, которые представляли собой сельскую территорию, а также на города и поселения. Волости занимались сельским хозяйством и имели своих самоуправляющих органов. Уездный город был центром управления, а также имел свои особенности, такие как развитая торговля и ремесла. Следует отметить, что система уездов в истории 7 класс постепенно утрачивала свою актуальность с развитием государства и изменением административно-территориального устройства. Однако, уезд оставил свой след в истории и несомненно играл важную роль в развитии регионов и формировании исторической памяти. Важность изучения уезда в истории 7 класс Изучение уезда в истории 7 класс имеет большое значение исключительно в контексте страноведения и понимания географического разделения территории. Уезды, как административно-территориальные единицы, были распространены в прошлом и имеют свою значимость в понимании организации общества на территории России.
История уездов может помочь обучающимся понять исторические причины и последствия формирования таких административных единиц, их роль и значение в общественно-политическом развитии страны. Изучение уезда позволяет ученикам ознакомиться с историческим и географическим контекстом формирования государства в России.
Сахаров, А. Боханов, М. Горинов, В. Дмитренко и др. Новейшее время. История России: Вторая половина 19 — 20 вв.
Екатеринбург: УрГУ, 1995. Милов Л. Милова Л. Мунчаев Ш. Учебник для вузов. Некрасова М. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неисторическим специальностям.
Орлов А. Отечественная история с 1917 г. Семенникова Л. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов.
В феодальной Руси: округа, группа волостей, тяготеющих к городу.
В России до 1929 г. Административно-территориальная единица в Румынии. XVIII в. В СССР уезды преобразованы в районы 1923-29 гг. Хорошо, как у тебя три тысячи десятин в Каразинском уезде, да такие мускулы, да свежесть, как у двенадцатилетней девочки… Л. В России до 1917 г.
Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в.
Государственные крестьяне и реформа П. Начало переделов на Севере России. Русская мысль, 1897.
Россия 1801-1917: Власть и общество. Лекции по русской истории. Москва, 2000. Полное собрание сочинений: В 16 т.. Полное собрание сочинений: в 10 т.
Стихотворения, 1813—1820. Просвещённая бюрократия 1800—1860-е гг. Государственные крестьяне при Николае I. История России в XIX веке. СПб 1907.
Граф П. Киселев и его время в 4-х томах. Санкт-Петербург: тип. Стасюлевича, 1882. Малахитовая шкатулка: Сказы старого Урала.
Свердловск: Свердлгиз, 1939. Рассказы о Боге, человеке и природе. Ручная книжка для грамотного крестьянина, СПб. Одоевский, Пёстрые сказки; Сказки дедушки Иринея. Белинский, Полное собрание сочинений.
Статьи и рецензии. Нравственно-политический отчет за 1843 год. Россия под надзором. Ключевский, Курс русской истории в 5 частях. Государственное крестьянство и его категории Данная лекция из цикла «История России ХIХ века» — это, если угодно, взгляд на историю не сверху, из сферы высокой политики, а снизу, из общества, из народа.
И рассмотрим мы в этой лекции положение казённых и удельных крестьян в Российской империи в первую очередь, конечно, в ХIХ веке и суть, масштабы и значение знаменитой реформы Павла Дмитриевича Киселёва, о которой большинство русских людей крепко забыло. Казённые крестьяне назывались еще и государственными крестьянами. Это было большое сообщество, которые, как и помещичьи крестьяне, работали на земле, но не были отданы помещикам, а сохранили прямые отношения с государством. Государственные крестьяне находились в существенно лучшем положении, чем крестьяне помещичьи, хотя мы не раз встретим утверждения, что их положение тоже было тяжёлым, и оно, безусловно, было таковым, но характерно, что частновладельческие крестьяне постоянно стремились перейти в положение государственных. Крестьянское семейство перед обедом, Ф.
Солнцев, 1824 г. Что же такое государственные крестьяне? Это обширное сословие лично свободных людей, которых никто не мог заставить жениться против воли, семьи которых никто не мог разделить. Их также никто не мог продавать и покупать, хотя были случаи, когда целую деревню или часть её переводили в помещичьи владения. Как вы помните, перевод государственных крестьян в частновладельческие практиковался до конца царствования Павла Петровича и возобновился при Николае Павловиче, правда, в очень умеренном масштабе, потому что закон, принятый при Александре I, категорически воспрещал перевод каких-либо категорий нечастновладельческих крестьян в состояние частновладельческих крепостных.
Так что, когда Николаю Павловичу хотелось передать каких-то крестьян в частное владение, скажем, Карлу фон Нессельроде или какому-то другому своему вельможе, он делал это в «изъятие всех законов». То есть его действие не прикрывалось законом, а так и объяснялось, что оно совершается в обход всех законов. Русский царь мог и это. Ведь он сам считался высшим законом в абсолютистской России. Но при этом лично свободные крестьяне были прикреплены к земле.
Земля считалась принадлежащей не им, а государству, и поэтому они, во-первых, только с определёнными оговорками могли продавать, покупать, отдавать в залог землю и, во-вторых, работая на этой земле, они были обязаны нести определённые подати и повинности, то есть часть своих сил отдавать государству. Сословие государственных крестьян оформилось при Петре I из остатков свободного земледельческого населения. В него вошло несколько категорий, и эти категории отличались друг от друга по своим правам. Наибольшую часть составляли черносошные крестьяне, которые несли тягло не в пользу помещика, а в пользу государства. Земля только как бы составляла собственность черносошного крестьянина, но на самом деле она была государственной, и поэтому была обложена повинностью.
Да, он мог продать землю, мог прикупить себе землю у другого крестьянина, но вместе с этим он продавал или прикупал повинности, связанные с землёй. То есть не сама по себе земля, а обязанности человека ею владеющего переходили от крестьянина к крестьянину, передавались по наследству и так далее. Когда эта земля отдавалась другому, этот другой мог либо войти в общину и вместе с общиной тянуть все общинные повинности, либо откупиться от них сразу, либо откупаться от них каждый год, работая для себя, и таким образом «обелить» участок. На Жатве. Лето, А.
Венецианов, 1827 г. Русский Север или Поморье, охватывающее территорию тогдашней Архангелогородской, потом Архангельской губернии ныне Архангельская область, выделенная из неё северная часть Карелии и Мурманская область , называлось Голубой Русью. Это был исторический центр черносошных земель. Также — Вологодская губерния, Олонецкая губерния и практически весь Урал и Сибирь. Архангельская губерния, 1824 г.
Вторая группа, составлявшая сословие государственных крестьян, — это бывшие церковные крестьяне. Дело в том, что после государства церковь была вторым крупнейшим землевладельцем, возможно даже равным государству по количеству принадлежавшей ей земли. В XV—XVII веках патриаршая, митрополичьи, архиепископские и епископские кафедры, а также многие крупные монастыри владели большим количеством крестьян. Примерно треть всех частновладельческих крестьян в стране к концу XVII века находилась в руках церкви. Значительная часть церковных крестьян в XVII веке принадлежала главным храмам Москвы, Владимира и некоторых других городов.
У храмов были свои населённые имения. Они были обложены отнюдь не милостиво тяжелыми барщинами и оброками. Их образование было очень слабым, и вообще жизнь церковных крепостных была тяжёлой. Кстати говоря, это был один из аргументов Екатерины в пользу секуляризации церковных имуществ, может быть, фальшивый, а, может быть, и не совсем, ведь в молодости Екатерина была склонна проявлять человеколюбие, характерное для Европы XVIII века. После секуляризации церковных имуществ в 1764 году эти крестьяне, а это примерно два миллиона тягла, то есть два миллиона мужчин, и, естественно, примерно столько же женщин, стали называться «экономическими крестьянами», потому как первоначально они были переданы в Коллегию экономии, то есть, как мы бы сейчас сказали, — в министерство экономики.
Потом они перешли в Казённое ведомство, а после, когда оно было создано, — в Министерство финансов. Откуда вообще появились эти церковные крестьяне? Как правило, это было вложение на помин души. То есть помещик, желающий, чтобы после того, как он умрёт, его всегда поминали в какой-нибудь церкви, отдавал этой церкви или монастырю, деревню или некоторое количество дворов «на помин души». Таким образом, совершался переход людей от одного владельца к другому — крестьяне теперь несли тягло не в пользу помещика, а в пользу церкви.
Вид Симонова монастыря, И. Лавров, 1810-е гг. Церковные крестьяне были лично несвободны. На них могли возлагать тягло достаточно произвольно, и формально эти тягла не определялись, всё зависело только от человеколюбия управляющего или настоятеля монастыря. Но человеколюбия, как правило, было немного.
Монахи, Дж. Аткинсон, Обзор манер, обычаев и костюмов обитателей Российской империи, 1803 г. Однако после перехода в Казённое ведомство к церковным крестьянам вернулась личная свобода, они были уравнены в правах с черносошными крестьянами. Они были привязаны к земле, несли государственные повинности, вместо барщины на монастырь платили денежные оброки и, как и государственные крестьяне, несли некоторые натуральные повинности строительство дорог, строительство пристаней и так далее. Особую группу государственных крестьян составляли сибирские пашенные крестьяне.
Ради освоения Сибири людям разных сословий, и городским мещанам, и даже обедневшим дворянам, но в первую очередь государственным крестьянам, было разрешено переезжать в Сибирь и получать там в собственность землю, с которой они могли жить и торговать. Гидрографическая и орографическая карта Сибири, Подробный атлас Российской империи, Н. В качестве уплаты за свою землю, они должны были обрабатывать ещё и казённое поле — рук в Сибири не хватало. С казённого поля сибирские пашенные крестьяне ничего уже не имели, с него брался продуктовый оброк — так называемый отсыпной хлеб, то есть зерно, которое вымолачивалось и отдавалось государству. Это был уже просто налог трудом.
С 1769 года натуральный оброк для сибирских пашенных крестьян был заменён денежной выплатой. По первой ревизии 1719 года, то есть в царствование Петра I им полагалось платить подушную подать в 71,5 копейки, а к концу царствования Александра она возросла более чем в десять раз и составила 7,5-10 рублей ассигнациями. Подушная подать — вообще очень большая проблема для Руси. Её были обязаны платить не все. Подушную подать платили податные сословия, в первую очередь крестьяне и мещане.
Купцы же платили налог с оборота, а дворяне и духовенство вообще не платили налогов. А податные сословия платили её с души мужского пола, а не с земли, и именно с этим потом будут связаны огромные проблемы — проблемы переделов земли. Почему же платили с душ, а не с земель? По очень простой причине — учёт земли был налажен плохо. А людей считать тогда всё-таки умели, поэтому удобней было брать подать не с земель, которые к тому же отличаются разным плодородием в разных губерниях и даже в одном уезде, а с людей, а земли переделять «по числу едоков».
Эта, казалось бы, фискальная находка потом очень дорого обойдётся России. Следующей и очень интересной группой государственных крестьян были однодворцы — военизированное сословие «ландмилицкие люди» , размещавшееся на окраинах государства. Во времена, когда Русь защищалась с запада и с юга от нашествий литовцев и крымских татар, на границах страны для её обороны было принято делать засечные черты. Так появились Белгородская засека, Тульская засека, засеки в районе Смоленска. Само слово «засека» означает оборонительное сооружение из срубленных деревьев, ведь так как на Руси лесов было много, то одной из форм обороны был не земляной вал, не стена, а срубленный лес.
Через широкую полосу срубленных старых деревьев никакая конница не пройдёт, да и пехота идёт крайне медленно, а вся сила налётов тех же крымчаков заключалась в мгновенности. Позже просто подрубленный лес превратился в более сложные фортификационные сооружения, но название «засека» за ними закрепилось. Засека в лесу, В. Гондиус, 1636 г. Людей для службы здесь нанимали, им платили.
Часто на засечные линии приезжали селиться выходцы из небогатых дворян и государственные крестьяне. Последние имели право, как и дворяне, владеть крестьянами. Но постепенно границы государства раздвигались Россия, как вы знаете, имела тенденцию к росту , и эти засечные линии — Белгородская, Тульская — остались глубоко в тылу. Территориальный рост Российской империи. Ильина, 1898 г.
Военные функции жителей этих земель стали никому не нужны, но сами люди остались. Землю они уже получили, дворы построили, детям и внукам имущество передали. У кое-кого из них были крестьяне. Но количество крестьян у однодворцев было небольшим. В 1830 году, во времена, когда однодворцы свои военные функции уже, естественно, не выполняли, миллион однодворцев а их был именно миллион владел только одиннадцатью тысячами крепостных.
Итак, однодворцы размещались именно в тех губерниях, где когда-то были засеки: Тульская, Белгородская, Смоленская, Воронежская, Курская, Орловская, Брянская, Тамбовская, Пензенская и Рязанская. Они либо вообще не имели крепостных, либо имели один крепостной двор. Само слово «однодворец» имеет двойное объяснение. Одни говорят, что так однодворцев называли потому, что сами они имели только один двор. А другие говорят, что название пошло от того, что у них был только один двор крепостных людей, которые им подчинялись, то есть фактически одна небольшая семья, которая работала у них на правах частновладельческих крепостных.
Итак, однодворцы могли иметь крестьян. В отличие от всех остальных крестьян, и государственных, и частновладельческих, они не могли подвергаться телесным наказаниям. Даже шляхта Украины и Белоруссии, которая не смогла доказать своего дворянства, также причислялась к однодворцам, но в отличие от других однодворцев, не должна была подвергаться рекрутскому набору. То есть тот рекрутский набор солдат, который с Петра I стал нормой и который распространялся на однодворцев, на шляхту однодворцев Украины и Белоруссии не распространялся. Также украинские и белорусские бывшие шляхтичи сохраняли право доискиваться своего дворянства и, если доискивались, то, естественно, переходили в дворянское сословие с его привилегиями.
Усадьба обедневшей шляхты, У. Герсон, 1856 г. Когда была присоединена Бессарабия, то мазылы и рупташи - сословия, которые находились между бессарабским боярством и простыми крестьянами, с 1847 года тоже были причислены к однодворцам. Земельная собственность у однодворцев, хотя и облагалась налогом, таким же, как и у обычных государственных крестьян, могла передаваться по наследству. Это было так называемое право четвертного владения.
То есть землю давали в семейное владение без права продажи, но с правом наследования или в случае приданого с правом перевода этой земли в другую семью, но тоже семью однодворцев. О четвертном праве вы можете прочесть работу Благовещенского, изданную в 1899 году, которая так и называется — «Четвертное право». Четвертное право, М. У многих из них в избах хранились старинные грамоты о даровании им дворянства. Эта была такая же большая святыня, как и семейные иконы.
Главный герой романа, князь Гаврила Чистяков, был однодворцем, и, рассказывая свою историю, он прекрасно изображает мир однодворцев, который мало изменился по сравнению с петровскими временами. Вспоминая свою молодость, он говорит: «Из таковых князей был почтенный родитель мой, князь Симон Гаврилович Чистяков. Будь трудолюбив, работай, не стыдясь пустого титула, и Бог умножит твоё имущество"». Однодворец работал сам. Он был обычным крестьянином, но помнившим, что он был князем или дворянином, и потому очень высоко себя державшим.
Нарежный, гравюра Ф. Алексеева с портрета работы неизвестного художника, «Русская старина», 1889 г. Далее повествуется о романе героя с хорошенькой дочкой соседа, тоже однодворкой и тоже, конечно, княжной, Феклушей. Я взял вёдры и донёс до дому. Российский Жилблаз… Гос.
Я напомню, что сословие однодворцев насчитывало миллион человек, и если учесть, что во всей николаевской России население составляло около семидесяти миллионов, то можно сделать вывод — однодворцы занимали довольно большой сегмент общества. Пётр I специальными указами требовал не учить однодворцев грамоте и счёту, чтобы лишить их дворянских амбиций. Эти люди были нужны как налоговое податное население и как рекруты в армию, тем более что в армии они ценились, поскольку имели традицию воинского служения. Но всё же, несмотря на эти требования Петра, которые, кстати, показывают, что неграмотность русских людей вовсе не случайная вещь, а, начиная с Петра Великого, сознательная политика имперского правительства, грамотность среди однодворцев была существенно более высокой, чем среди остальных категорий крестьян. Детей грамоте учили сами родители, а также нанятые дьячки или бродячие грамотеи.
Но учились грамоте дети, конечно, туго. Существовала традиция — после того, как учитель помог освоить и научил мальчика или девочку читать очередную книгу, например, Псалтырь, то переход к следующей книге всегда отмечался так называемыми деньгами на кашу. Родители ребёнка выносили учителю котёл каши и сверху сыпали монеты как правило, конечно, медные. Уже в ХIХ веке литературный критик Василий Петрович Боткин, проезжая вместе с поэтом Афанасием Фетом по деревням Ливенского уезда, до речки Тим, где у Фета была мельница, потом с восторгом писал Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Не могу не сказать о женщинах, или точнее - одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающими рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан.