Тегикогда родился чкалов, в честь кого этот год. В честь великого героя В. П. Чкалова названа улица в нашем городе. Сейчас длина ул. Чкалова составляет чуть менее 3 км, что в 2,5 раза меньше, чем длина пр. Ленина. Самым легендарным рекордом Чкалова было выполнение первого в истории беспосадочного перелета из Москвы через Северный полюс на Американский континент.
История одной улицы: гуляем по базарной улице Чкалова
Перелет сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице. Валерий Павлович был автором нескольких книг, в которых он описывал свои впечатления о перелетах.
Наиболее ценными с историко-познавательной точки зрения являются «Высоко над землёй.
Работая в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.
Сквер расположен на пересечении ул. Чкалова и ул. Октябрьской Революции. Назвать его именем знаменитого летчика-испытателя предложила ветеранская организация Канавинского района.
Одна из них в Нижнем Новгороде. Хотелось бы верить, что об этом выдающемся человеке знают все, но мы, на всякий случай, напомним. Валерий Чкалов Источник: vchkalov. Именно он был командиром экипажа самолёта, который в 1937 году совершил первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер штат Вашингтон. Он родился в 1904 году в селе Василёво Нижегородской губернии сейчас это город Чкаловск , там же окончил школу. В 1919 году Валерий впервые увидел самолёт и навсегда «заболел» авиацией.
Он переехал в Нижний Новгород. По совету своего односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке, он в 15 лет стал добровольцем Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов. В 20-е годы XX века Чкалов уехал из Нижнего Новгорода: сначала учился, затем был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.
Чкалов Валерий Павлович
Он родился в 1904 году в селе Василёво Нижегородской губернии сейчас это город Чкаловск , там же окончил школу. В 1919 году Валерий впервые увидел самолёт и навсегда «заболел» авиацией. Он переехал в Нижний Новгород. По совету своего односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке, он в 15 лет стал добровольцем Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов. В 20-е годы XX века Чкалов уехал из Нижнего Новгорода: сначала учился, затем был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Уже тогда он был «лихим» пилотом и даже неоднократно отстранялся от полетов за проблемы с дисциплиной. Именно здесь он стал известным летчиком-испытателем.
Источник: vchkalov. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня 1937 года.
И муромцы отдали за него свои голоса. Совсем скоро, в январе 2014 года исполнится 110 лет со дня рождения В.
А в декабре 2013 года — траурная дата — 75 лет со дня его гибели при испытании нового истребителя. Великому летчику было всего 34 года. Валерий Чкалов никогда не был в нашем городе, но знал и восхищался им. Оказывается, связала их наша труженица Ока.
Она всегда была кормилицей народной. По её берегам селились люди. Ока давала им работу -она была одной из главных транспортных артерий России. В 1918 году из Нижнего Новгорода до Касимова пустили пароход «Баян».
Вот на нем и трудился несколько месяцев 15-летний кочегар Валерий Чкалов. Однажды в мае 1918 года Валерий решил посмотреть на Муром не из иллюминатора, а с борта парохода.
В отличие от остальных, он родился в 1954 году в Саратовской области. В Башкирию он попал, по сути, случайно — ему предложили должность директора госпредприятия «Башмелиоводхоз». Под руководством Батанова в республики было создано около ста водохранилищ и других объектов. В 1993 году он получил звание Заслуженного работника сельского хозяйства Башкирии.
С 2013 года Батанов посвятил себя науке, работал со студентами. Умер деятель относительно недавно — в июне прошлого года. В мэрии посчитали, что именно в честь него должна называться одна из улиц Уфы Источник: erbp. Он родился в 1917 году в деревне Аскарово Абзелиловского района Башкирии. Сальманова по праву считают одним из основоположников башкирской профессиональной музыки.
Несмотря на имевшиеся в те годы запреты, он самостоятельно начал отрабатывать фигуры высшего пилотажа, а кроме того совершенствовать методику обучения личного состава.
Уже через неделю двадцатилетний Чкалов за рискованные полеты на стареньком «ньюпоре» оказался на гауптвахте — в первый, однако далеко не в последний раз. Необходимо отметить, что огромную роль в его судьбе сыграл командир эскадрильи Иван Панфилович Антошин, ставший впоследствии начальником Одесской авиашколы. Подумал Иван Панфилович и о безопасности Чкалова, пересадив его на более современный и прочный немецкий истребитель «Фоккер Д-7». Во время полетов Валерий Павлович всегда ставил, на первый взгляд, невыполнимые задачи, старался выжать все возможное из себя и из машины. И за это имел серьезные проблемы с начальством. Ни в одном источнике не указано точно, сколько раз отважный летчик пробыл на гауптвахте, сколько получил взысканий и сколько раз отстранялся от полетов.
Только десять суток он отсидел за полеты вниз головой, еще десять — за эксперимент с мертвыми петлями. Поспорил, что сделаю пятьдесят петель, а вошел во вкус и прокрутил все двести», — объяснял потом Валерий комэску. За пролет между двумя рядом растущими деревьями боком — пять суток, за ставший легендой пролет под Троицким мостом в Ленинграде — пятнадцать суток. Когда об этом происшествии узнал командир эскадрильи, он спросил Чкалова: « А ты представляешь, что случится, если все наши летчики попытаются завтра сделать то же? Он никогда не оправдывался, его грубоватая прямота многих подкупала. И выгнать из военной авиации его решались.
Как летчику Чкалову не было равных, если большинству для освоения фигуры требовалось не меньше 50 летных часов, то Валерию достаточно было и пяти. На аэродроме говорили, что если о самолете Чкалова несколько часов не поступает никаких известий, значит, у летчика просто закончился бензин. Сам же он с усмешкой говорил про себя, что заговорен. Пройдет немного лет и неукротимая фантазия Чкалова подтолкнет его на изобретение и оттачивание абсолютно новых фигур пилотажа. Как и все новое, его элементы будут поначалу восприняты в штыки, а Чкалова заклеймят «нарушителем». Лишь потом придет понимание того, что сделал Валерий Павлович в области авиации.
Основанием послужило серьезное дисциплинарное нарушение — драка в пьяном виде. Позднее срок заключения для летчика снизили до шести месяцев. После возвращения в часть летчик в 1926 году принял участие в перебазировании всей первой Краснознаменной авиаэскадрильи на военный аэродром города Троцка ныне — Гатчина. Весной 1927 года после того, как Чкалов побывал на курсах повышения летного мастерства, командование предложило ему показать то, чему он научился. Валерий Павлович же решил продемонстрировать все фигуры, в том числе и те, которые мог выполнять в воздухе только он один. Таких полетов гатчинский аэродром еще не видел.
При планировании на посадку Чкалов исполнил «замедленную бочку» и, успешно посадив самолет, радостный выскочил из него. Однако счастливое состояние вскоре померкло: комэск, поблагодарив за технику, сделал лишь положенные по инструкции замечания, а вот комбриг дал двадцать суток гауптвахты и на столько же дней отстранил от полетов. В 1927 году Валерий Чкалов женился на ленинградской учительнице русского языка и литературы Ольге Эразмовне Ореховой. Познакомились они в 1925 году, два года длился их роман, а когда девушка окончила институт, Валерий сделал ей предложение. Чкалову сказочно повезло с женой — Ольга Эразмовна все и всегда понимала правильно. В доме летчик бывал только наездами, за одиннадцать лет их брака вместе они прожили не более шести.
Обычно он не сообщал ей о своих командировках и планах, мог уехать или приехать в любой момент. Она не задавала лишних вопросов, всегда ждала его и гордилась им. В январе 1928 года у них родился сын Игорь. К этому времени Валерия Павловича уже перевели в Брянск, и оттуда он постоянно писал письма: «Лелик, выросли у сынки зубки?.. Как он сидит?.. Капризничает или нет?..
Как подрос?.. Вес, какой?.. Ты знаешь, как я хочу все знать! Свою душу на бумагу не выложишь, ну да ты ее и так понимаешь». Кроме прочего он представил пятнадцать фигур высшего пилотажа своего собственного изобретения, в числе которых был полет вверх колесами и восходящий штопор. Байдуков так описывал представление в небесах: «Валерий, пикировал с высоты, заигрывал с землею, чуть не цепляя ее в двойных и учетверенных переворотах через крыло, затем, восстанавливая высоту, ввинчивался вверх, завершая подъемы прекрасными иммельманами или неожиданными, необычными полетами вниз головой….
По чистоте и резвой веселости его полет напоминал полеты стрижей в летнее время». В этот же день вечером Валерий написал домой: «Лелик, только представь, то, за что меня отправляют на гауптвахту, здесь отмечено денежной премией! После блестящего выступления Чкалов был поставлен командиром звена истребителей. Однако и в новой должности он по-прежнему занимался высшим пилотажем, и однажды это окончилось трагически — в ходе отработки бреющих полетов было разбито несколько самолетов его звена. К счастью, никто не погиб, однако по законам того времени Чкалов был взят под арест и предстал перед военным трибуналом. На нем Валерию припомнили все.
И пролет под Троицким мостом, и полеты вокруг Исаакиевского собора, и «гатчинские выкрутасы». Чкалова обвинили в многочисленных нарушениях дисциплины и воздушном лихачестве, в соответствии с приговором от 30 октября 1928 он был уволен из рядов Красной Армии и приговорен к одному году тюремного заключения. Его разместили в одиночной камере, расположенной на втором этаже Брянской тюрьмы. Летчику было разрешено держать у себя в камере карандаш и бумагу, Чкалов писал в импровизированном дневнике: «Дни проходят однообразно, камера небольшая, но теплая. Ночью не могу долго уснуть. Не дают покоя мысли о жене и сыне.
Как они там в Ленинграде? Делать в тюрьме было решительно нечего, он перечитал все книги в местной библиотеке, слушал радио. Спал днем. Проснулся, когда принесли обед. Лежал, сидел, ходил, все уже надоело», — написано также в его дневнике. Однако известность пилота была уже слишком велика в стране.
Благодаря ходатайству бывших командиров, а также вмешательству ряда высокопоставленных особ наказание Чкалова заменили на условное.
Улица Чкалова в России. В честь кого названа. Кем был Чкалов
Названа в честь В. П. Чкалова (1904— 1938) — летчика-испытателя, Героя Советского Союза, который жил на этой улице. Улица Марии Прониной названа в честь учительницы, делегата чрезвычайного VIII Всероссийского съезда Советов от Ульяновской области. Установлен в начале улицы, которая названа в честь В. П. Чкалова. 120 лет назад родился советский летчик-испытатель Валерий Чкалов, ФедералПресс вспоминает, чем прославился герой, а также как сейчас живут его потомки. Односельчанин Чкалова устроил 15-летнего парня учеником слесаря-сборщика самолётов. В советские времена в честь летчика Валерия Чкалова называли населенные пункты, микрорайоны и улицы.
В её честь названа улица в станице Раздорской
Огромное здание собора в Окском саду, золоченые купола храмов, отражавшиеся в полноводном разливе Оки, и все это в окружении цветения знаменитых муромских садов. Словно град Китеж из детских сказок предстал предо мной», — много лет спустя говорил В. Будучи депутатом Верховного Совета СССР, Валерий Павлович много внимания уделял общественной работе, и всё дальше отодвигалась его мечта «облететь вокруг шарика». И он стал подбирать молодых летчиков, способных выполнить такой труднейший полет. Среди многих кандидатур он остановил свой выбор на бывшем ткаче из Мурома с фабрики «Красный луч», летчике, освоившем тяжелый «ТБ-3» — Александре Краснухине. Он в феврале 1938 года был отозван из вооруженных сил и переведен в Москву, в Центр дальних перелетов, непосредственно подчиненных В. Если сравнивать с сегодняшним днем, это было равносильно включению в отряд космонавтов. Центр был расположен на Щелоковском аэродроме, где была построена стартовая горка и двухкилометровая взлетная полоса.
Александр с первых дней марта 1938 года с головой окунулся в новое для себя дело. И, может быть, он сумел бы осуществить задумку своего старшего товарища, но гибель Валерия Чкалова 15 декабря остановила работу. Начались проверки, многочисленные чистки летного состава. В Великую Отечественную войну летал бомбить Берлин.
Им не давали проходу на улицах: полицейские, мальчишки, таксисты, старые дамы и Бог знает кто еще просили у них автограф. Чкалов даже растерялся: «За эти три дня я понял, я стал такой исторической ценностью, что даже чувствую, как тело каменеет и покрывается налетом и плесенью подвалов, в которых хранятся документы прошлого». Советские летчики после приема в Белом доме.
На том же пароходе ехала Марлен Дитрих. Чкалов не видел ни одного ее фильма, но на Западе часто встречал ее роскошные фотографии. Марлен очень нравилась ему. Со своей всегдашней непосредственностью Чкалов купил в порту огромный букет белых роз и положил у каюты Дитрих, приколов к цветам записку с подписью «В. Он вполне искренне забыл, что отныне у него самого ничуть не менее громкое имя, чем у кинозвезды. Случись эта ситуация лет десять назад, когда о нем никто слыхом не слыхивал — он бы поступил точно так же. Впрочем, Марлен сочла Чкалова вполне достойным того, чтобы черкнуть ему пару слов благодарности и пригласить «заглянуть».
По ее позднейшим воспоминаниям, он показался ей «диким, неотесанным и не знающим политеса», но и — способным прямо выражать свои чувства. Можно обжечься, зато теперь это редкость…» Читайте также Святая блудница: как угасла звезда Марлен Дитрих Победителей не судят, за ними охотятся Наконец герои прибыли в Москву. Шел 1937 год. Начавшийся пару лет назад «роман» Сталина с Чкаловым стал получать опасное продолжение. Ворошилов представил Чкалова Сталину еще в 1935 году. По воспоминаниям современников, Сталин любил «своего героя-летчика». Он вообще был неравнодушен к авиаторам.
Вскоре после знакомства Сталин выделил любимцу автомобиль с водителем, а в придачу подарил личный самолет — По-2. Эту машину Валерий Павлович держал в ангаре Химкинского авиазавода, а по выходным катал на нем сына и бесчисленных друзей. После перелета на остров Удд Сталин пригласил всех членов экипажа с семьями на свою дачу в Сочи. Кроме того, требовал, чтобы Чкалов присутствовал на всех торжественных государственных мероприятиях. Например, в 1938 году на встрече папанинцев сразу после речи Сталина выступал Чкалов. Честь редкая. Главный романтик страны превращался в «протокольную фигуру».
Он отнюдь не стремился к тому, чтобы попасть в советскую элиту, это вышло само собой. Чкалову и так отчаянно завидовали, а теперь-то и подавно! Его популярность в стране была огромна. Еще при жизни его именем называли аэроклубы, города, предприятия, школы. Сам он чувствовал себя страшно неловко, приезжая, например, в родной город, названный его именем. Будто он уже памятник! Однажды на лукавый вопрос Иосифа Виссарионовича, как он, Чкалов, относится к процессу над Бухариным и Рыковым, летчик вспыхнул, вскочил с места и с загоревшимися от гнева глазами стал доказывать, что не могут быть врагами соратники Ленина.
Окончив свою бурную защитную речь, Чкалов развернулся и выскочил из сталинского кабинета, громко хлопнув дверью. В декабре 1937 года Чкалова выбрали депутатом Верховного Совета от Горьковского избирательного округа, за него, между прочим, единодушно проголосовали два с половиной миллиона избирателей. Вышло так, что Чкалов баллотировался в горьковском крае вместе с Ежовым. Первый — в Совет Национальностей, а второй — в Совет Союза. Однако, когда Чкалов поехал встречаться с избирателями, на него было совершено несколько покушений: не раз на него нападали на улице с ножом. Как-то чуть не сошел с рельсов поезд «Горький — Киров», в котором ехал Чкалов. Примерно в это же время случилась и еще одна малопонятная история: Чкалов испытывал самолет, никак не мог выпустить шасси и кое-как приземлился на одну ногу; так потом выяснилось, в замок шасси кто-то вставил сверло.
Впервые обнаружив у мужа под подушкой револьвер, Ольга Чкалова не на шутку испугалась. Тогда только Ольга Эразмовна начала догадываться, что, несмотря на выставленную напоказ дружбу мужа с властями, видно, все было не так гладко. Впрочем, не настолько она была наивна. В стране шел нескончаемый поток арестов. Разумеется, к «любимцу» Сталина со всех сторон обращались за помощью, прося о заступничестве. Чкалов несправедливости вытерпеть органически не мог и ехал в Кремль. Неизвестно, какие сцены разыгрывались между ним и Сталиным, зато известно, что кое-кого действительно удалось спасти от гибели.
Налил ему чайку, раскурил свою неизменную трубку. В общем, дал понять, что предстоит доверительная беседа. Сталин прямо сказал, что хочет отстранить от должности наркома внутренних дел Ежова и таким образом покончить с «ежовщиной». Разве сам Чкалов постоянно не критиковал его политику? И именно эту почетную должность Сталин желает поручить… товарищу Чкалову, потому что тот подходит для этого лучше всего: герой, честный, принципиальный, любимый народом. Ну а заместителем его будет Берия. Меньше всего он был готов к такому повороту событий.
Он должен заменить Ежова? Не зная, как выпутаться из расставленной ловушки, Чкалов твердо сказал: — Нет, товарищ Сталин, не идет. Я сначала должен довести до ума испытания моего И-180. Не мне вам объяснять, как это срочно и важно. Сталин монотонно кивал головой. Разговор был исчерпан, Чкалов поднялся и вышел. Источник: И.
Портрет Валерия Чкалова. Он все мечтал передать Сталину почти разработанный совместно с верными Байдуковым и Беляковым новый проект «кругосветки» — сейчас именно это в основном занимало его мысли. Ему, разумеется, приятно высокое доверие, но ведь прежде всего он — летчик. Кроме того, испытания истребителя И-180 в самом деле были очень важны. Международная обстановка ухудшалась. Гитлер явно использовал Испанию как полигон для обкатывания новых видов оружия. Уже появилась новая модель «мессершмитта» — Ме-109Е, превосходящая советскую авиационную технику по всем ведущим параметрам: и в скорости, и в мощности.
Поэтому надо было спешить. В КБ авиаконструктора Поликарпова, где Чкалов служил теперь шеф-пилотом, сверхсрочно разрабатывался И-180 с мощным мотором конструкции С.
А в декабре 2013 года — траурная дата — 75 лет со дня его гибели при испытании нового истребителя. Великому летчику было всего 34 года. Валерий Чкалов никогда не был в нашем городе, но знал и восхищался им.
Оказывается, связала их наша труженица Ока. Она всегда была кормилицей народной. По её берегам селились люди. Ока давала им работу -она была одной из главных транспортных артерий России. В 1918 году из Нижнего Новгорода до Касимова пустили пароход «Баян».
Вот на нем и трудился несколько месяцев 15-летний кочегар Валерий Чкалов. Однажды в мае 1918 года Валерий решил посмотреть на Муром не из иллюминатора, а с борта парохода. Было солнечное утро, «Баян» как раз проходил в створе будущего автодорожного моста и делал поворот налево. Открывшаяся панорама просто очаровала пятнадцатилетнего парнишку.
Продукт: Презентация или публикация, рассказывающая о жизни и достижениях Валерия Чкалова, истории названия улицы Чкалова и других объектов, названных в его честь. Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Биография и достижения Валерия Чкалова Информация о рождении, семейной жизни, карьере и достижениях Валерия Чкалова, выдающегося советского летчика-испытателя. Контент доступен только автору оплаченного проекта Улица Чкалова в городах России Обзор улиц, названных в честь Валерия Чкалова в различных городах России. Упоминание о значимости и истории данных улиц. Контент доступен только автору оплаченного проекта Награды и звания Валерия Чкалова Информация о звании Героя Советского Союза, других наградах и заслугах Валерия Чкалова за его вклад в развитие авиации. Контент доступен только автору оплаченного проекта Улица Чкалова в Чебоксарах Описание улицы Чкалова в городе Чебоксары, связь с именем Валерия Чкалова, его биография и вклад в авиацию. Контент доступен только автору оплаченного проекта Атрибуты, названные в честь Валерия Чкалова Обзор различных объектов и мест, названных в честь Валерия Чкалова, таких как самолеты, улицы, предприятия и другие.
Улица Чкалова в России. В честь кого названа. Кем был Чкалов
Но в любом случае, улица эта заслуживает нашего внимания, тем более названа она в честь выдающегося летчика — Валерия Чкалова. Валерий Чкалов и члены его экипажа проложили новую воздушную трассу, соединившую два континента. Когда Ольга Чкалова шла по улице, Валерий Павлович, заметив её, специально резко снижался и кружил над ней. Именем Чкалова названы улицы во многих городах страны. Улица, по которой мы пойдем сейчас, названа в честь летчицы Полины Денисовны Осипенко.
В честь героя Чкалова названа улица в Домодедово
Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. Модель самолёта АНТ-25 Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обмерзание и т. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой.
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова. Полёт готовился в страшной спешке, нужно было успеть до конца года Полетное задание предписывало Чкалову совершить первый полёт без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м. Тем не менее, он покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок ко дню рождения вождя. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащённый лобовыми жалюзи, переохладился и при попытке изменить режим его работы, заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе, видя, что самолёт не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору.
Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы. Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.
Чкалов отлично знал, что такое чувствовать машину, сливаться с ней, теперь предстояло изучить ее до мельчайших деталей. В строевой авиации этого не требовалось. И тут оказалось, что он, Валерий Чкалов, совершенно научно и технически не подкован. Самомнения — море, а знаний — с ноготок. Ему тотчас стало ясно, что при всей его виртуозной воздушной технике он попросту не подступится к испытаниям самолетов, не вникнув в конструкцию, не изучив аэродинамику, гироскопию, термо-и газодинамику, теорию устойчивости и управляемости самолета. К счастью, было у кого поучиться: вокруг работали такие знаменитые истребители, как Громов, Юмашев, Анисимов, Козлов, Залевский.
Институтское командование требовало, чтобы летчики-испытатели умели грамотно летать на всех выпускаемых видах истребителей. И Чкалову в самом деле довелось «научить летать» около 70 типов самолетов: истребителей, разведчиков, бомбардировщиков… Ему, в частности, принадлежит честь испытания уникальной «воздушной этажерки» конструкции В. Вахмистрова — бомбардировщика с двумя истребителями на крыльях. Во время одного из полетов на И-17 он не сумел выпустить правую «ногу» шасси, а сажать самолет на одну ногу было смертельно опасно. Надо было выбирать: либо спасать себя, выбросившись из кабины с парашютом, либо, балансируя на грани жизни и смерти, искать решение по спасению машины. Он уже видел, что на земле вместо посадочного знака выложили крест — призыв воспользоваться парашютом. Но Чкалов был упрям. Уже низко идя над землей, он выключил мотор.
Самолет коснулся взлетной полосы и побежал по земле, все больше кренясь на правую сторону. Аэродром в ужасе замер — катастрофа казалась неизбежной. Но Чкалов довольно улыбался: он был абсолютно спокоен. Скорость самолета резко падала, и через мгновение машина безопасно замерла. Во время приземлений Ольгу Эразмовну Орехову Чкалов увидел на новогоднем балу в Ленинграде в декабре 1924 года. Тогда она была студенткой Педагогического института имени Герцена. Ему запомнились ее синие глаза и благородная строгость лица. Ей — его дерзкий взгляд, напоминающий взгляд могучей птицы, и исходящая от него богатырская сила.
Потом, в одну из встреч, Чкалов подарил Ольге свою фотографию с подписью на обороте: «Той, которая может заполнить мою жизнь». Но она колебалась. Недалеко от дома, где они жили, у Черной речки, находился аэродром. И нередко Ольге и ее родным приходилось видеть аварии самолетов и гибель летчиков. Словом, отец девушки был категорически против этого брака. Но она никого не послушалась. Один из самых малоизвестных фактов биографии летчика заключается в том, что он, офицер Красной Армии, уговаривал свою невесту венчаться! Нет, не потому, что Чкалов был тайно верующим, тут было замешано другое: на венчании настаивал его отец Павел Григорьевич, церковный староста в Василевой Слободе.
И Чкалов счел более важным остаться покорным сыном, что означало в те годы стопроцентно рискнуть своим положением в ВВС, выплыви ситуация на поверхность. Но к риску ему не привыкать. Зимней ночью 1927 года жених привел дрожащую от страха Ольгу в одну из действующих ленинградских церквей, где их уже ждал батюшка. Чкалов с женой и сыном, июль 1937 года Источник: Mikhail Mikhaylovich Kalashnikov, Public domain, via Wikimedia Commons Чкалов мечтал иметь большую семью и сразу договорился с женой по крайней мере о шестерых детях. Увы, она успела родить ему только троих, и младшая дочь Ольга появилась на свет уже после гибели отца. Как и все семьи летчиков, они подолгу жили в разлуке. В Москву Чкалов сумел забрать жену со старшим сыном только через 2 года после того, как переехал туда сам. Жили сначала в гостинице «Националь», потом в коммуналке, и только в 1934 году Чкалов заслужил отдельную квартиру на Земляном валу с видом на Садовое кольцо.
Валерий Павлович обожал гостей и застолье. Когда он бывал дома, у него за столом собиралась компания до 100 человек. Он всех поил, кормил, доставал самые лучшие продукты. У Чкаловых бывали актеры — Козловский, Москвин, Качалов, Тарханов, писатели — Шолохов, Толстой, Пришвин, Лебедев-Кумач… Много пили, много шутили, пели бурлацкие песни, которые помнил Чкалов, иногда просили Козловского «тихо-тихо», чтобы не слышали соседи и не донесли, спеть блатные песни. И комично подпевали ему шепотом. Это были самые счастливые моменты для Ольги Эразмовны, потому что обычно муж не ставил ее в известность о своих планах и командировках, уезжал и приезжал, когда считал нужным. Она научилась не задавать лишних вопросов, и ей пришлось научиться ждать. Он часто писал ей письма, множество писем, в которых изливал душу.
Ты мне нужна в жизни, как хлеб и воздух». Мысль эта впервые возникла у героя челюскинской эпопеи, полярного летчика Сигизмунда Александровича Леваневского. В начале 1935 года он обратился к Сталину с проектом беспосадочного полета из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс. И Сталин проект одобрил. Расчеты показывали, что кратчайший воздушный путь из Москвы до Сан-Франциско через Тихий океан составляет около 18 тысяч километров, через Атлантику — примерно 14 тысяч, а через Северный полюс — всего 9 605. В первых числах августа того же года Леваневский отправился в это историческое путешествие, но уже через 10 часов, над Баренцевым морем, экипаж повернул обратно из-за сильной утечки масла. В докладе Сталину Леваневский сообщил, что на одномоторном самолете АНТ-25 вообще нельзя лететь через полюс в Америку. Тогда Сталин принял решение отправить Леваневского за границу, чтобы он там купил подходящий самолет.
Но подходящей летной машины, как ни странно, и там не нашлось. Чкалов, узнав эту историю, тотчас «взбаламутился». Он знал АНТ-25 как свои пять пальцев. Машина — отличная. В ней были сосредоточены все новинки авиационной техники: здесь впервые применили убирающиеся в полете шасси с масляными амортизаторами и электрифицированным подъемом. Мотор выдающегося российского конструктора А. Микулина тоже отлично себя зарекомендовал. В общем, глаза у Валерия Павловича загорелись, в нем вновь проснулся авантюрист.
На ставшей привычной испытательской работе он начал уже немного закисать. С ними встретился сам Сталин. Чкалову он показался тогда добродушным, терпимым и весьма тепло к ним настроенным. Чкалов было собрался возразить, но что-то в глазах Сталина остановило его. Это — приказ, значит, нужно выполнять. Они отправились в путь 20 июля 1936 года.
В Борисоглебской лётной школе Чкалов сразу же включился в работу. Его можно было видеть на перестройке кавалерийского манежа, в ангаре и на аэродроме, в мастерских на сборке самолётов и в библиотеке. В свободное время он увлекался футболом, участвовал в художественной самодеятельности.
Всюду успевал этот энергичный, подвижный и общительный волжанин. В Борисоглебске Валерий Чкалов попал в группу инструктора Очева Вениамина Алексеевича , очень требовательного и строгого лётчика. Обучение летному мастерству началось с рулёжки на самолете "Моран-Парасоль". Рулёжка в то время входила в программу обучения курсантов и производилась на самолётах, у которых с плоскостей была снята обшивка, чтобы самолёт не взлетел. Курсанты учились управлять самолётом на земле при разбеге, имитируя взлёт, и на пробеге - посадку. В этих случаях очень важно уметь выдерживать направление рулёжки. Такие упражнения Чкалов выполнял отлично и закончил рулёжку одним из первых в группе. Если на теоретически занятиях Чкалов учился хорошо, то во время практического обучения он сразу же показал незаурядные способности, напористость, неукротимую жажду в освоении лётного мастерства. У Чкалова было много друзей.
Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались. В аттестации Валерия было записано: «Чкалов являет пример осмысленного и внимательного лётчика… Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолёт и скорость полёта». В октябре 1923 года в числе десяти лучших учеников, Чкалова отправляют в Московскую школу высшего пилотажа. Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «фоккеры» и английские «мартинсайды», на которых будут обучать фигурам высшего пилотажа. Его учителем и наставником, в Московской авиашколе, стал Александр Иванович Жуков. В мае 1924 года Чкалов окончил московскую школу и получил направление в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Его определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова , великолепнейшего лётчика, прекрасного педагога и душевного человека. В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор Серпуховской школы, М.
Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы».
В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть. В 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье, созданной из отряда легендарного лётчика Нестерова, Валерия Чкалова назначили в звено лётчика Москвина, выделив для первоначальных тренировочных полётов французский самолёт «Ньюпор-24-бис», много раз ремонтированный во многих мастерских…. Трудно сказать, как сложилась бы служба Валерия Павловича в эскадрилье, если бы не её командир Иван Панфилович Антошин впоследствии ставшим начальником Одесской лётной школы или «Батя», как называли его подчинённые. Связанный рамками устава, указов свыше, Антошин понимал неординарность молодого лётчика Чкалова, уступал его просьбам совершить ту или иную фигуру в воздухе. Побеспокоился Иван Панфилович и о безопасности своего «подопечного» — пересадив его на более прочный самолёт — «Фоккер Д-7». Благодаря А. Белякову, штурману Чкаловского экипажа, до нас дошел один из эпизодов, случившийся в Гатчине, куда Чкалов вновь вернулся после курсов усовершенствования, весной 1927 г. На аэродроме шли очередные полёты, и командир предложил Чкалову показать то, чему научили его на курсах. А Чкалову показалось, что ему приказали показать все те фигуры, которые мог делать только он один.
Вначале за полётом с земли наблюдали довольные командир и офицеры. Потом вдруг самолёт в крутом пике понёсся с рёвом к земле, к ангару. Самолёт стремительно падал, до земли оставалось около 50 метров. В кабине хорошо был виден лётчик. Потом машина пошла круто вверх, явно намереваясь совершить петлю.
Место это очень оживленное: рядом здесь и железнодорожный вокзал, и главный нижегородский рынок, и транспортные развязки. А вот просто так пройтись здесь вряд ли у кого-то возникает желание.
Понятное дело: шум, суета, да и, что душой кривить, бывает грязно. Но в любом случае, улица эта заслуживает нашего внимания, тем более названа она в честь выдающегося летчика — Валерия Чкалова. Улица Чкалова только кажется длинной, на самом деле ее протяженность 1 километр. Видимо, такое впечатление складывается из-за того, что на ней располагается ну очень много торговых палаток, магазинчиков, нелегальных развалов и, конечно же, огромный рынок. Одна из них в Нижнем Новгороде. Хотелось бы верить, что об этом выдающемся человеке знают все, но мы, на всякий случай, напомним. Валерий Чкалов Источник: vchkalov.
Чкалов, Валерий Павлович: биография
Улица названа в честь советского лётчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова, и имеет два участка. Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля по новому стилю) 1904 года в селе Василево в семье Павла Григорьевича Чкалова, крестьянина Балахнинского уезда деревни Высоково и жены его Арины Ивановны. Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. Названы в честь Чкалова. С 1938 по 1957 год имя Чкаловской носила Оренбургская область. Односельчанин Чкалова устроил 15-летнего парня учеником слесаря-сборщика самолётов. Установлена на пересечении Первомайского проспекта и улицы Чкалова, названной в честь лётчика.
С Новым годом и Рождеством!
В советские времена в честь летчика Валерия Чкалова называли населенные пункты, микрорайоны и улицы. Названа в 1971 году в честь лётчика Валерия Чкалова, т. к. до 1978 года этом районе располагался витебский аэропорт (первоначально военный, а с 1950 года гражданский). В ноябре 1927 года Чкалова как лучшего летчика эскадрильи направляют в Москву для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. Валерий Чкалов, напомнил российский губернатор, стал летчиком в те времена, когда полеты на самолете были подобны орбитальным полетам.