Теракт в метро российской столицы 8 августа 2000 года — факты о трагедии в московской подземке под Пушкинской площадью, ход событий и расследование. “ Теракт в метро Петербурга в 2017 году унёс жизни 16 человек. Ровно 20 лет назад в столичном метро, на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», прогремел мощный взрыв. Главная» Новости» Новости метро москвы сегодня свежие происшествия. Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России продолжается расследование по уголовному делу о теракте в санкт-петербургском метрополитене (ст.205 УК РФ), произошедшем 3 апреля 2017 года.
Самые жестокие теракты в российском метро. СПРАВКА
Фото: © РИА Новости / Кирилл Каллиников; Черная дата в истории современной России. Первый в истории современной России теракт в метро произошел 11 июня 1996 года на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская». 10 лет назад в московском метро произошёл двойной теракт, унёсший жизни 40 человек. 10 лет назад в московском метро произошёл двойной теракт, унёсший жизни 40 человек.
Чудовищный теракт в Подмосковье: что известно к этому часу (видео 18+)
Новости Теракт в «Крокус Сити Холл» Выставка "Россия" Военкоры Игры Отдых в России Неизвестная блокада Петербургская стройка Наше кино Украина: сводка Происшествия Афиша. Террористический акт в московском метро 6 февраля 2004 года стал одним из немногих взрывов в столичном метрополитене, кавказское происхождение которого имеет реальные и видимее признаки. Сотрудники метрополитена совместно с подразделениями МЧС эвакуировали со станций метро 3,5 тыс. человек.
Как взрывали метро при Ельцине, Путине и теперь уже Медведеве
Действовала на Ближнем Востоке и в Европе. Госдепартамент США включил АСАЛА в список террористических организаций и описал в своем ежемесячном бюллетене за август 1982 года явление «армянского терроризма». Само явление, впрочем, возникло значительно раньше: террор в качестве метода своей борьбы провозглашали старейшие политические организации Армении — основанная в 1887 году партия «Гнчак» и основанная в 1890 году Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн». Члены обеих организаций в первые годы 20-го века совершили целый ряд террористических актов на Южном Кавказе. Члены АСАЛА совершали теракты, вооружённые нападения на дипломатические органы Турции и политические убийства турецких дипломатов. В 1982 году члены организации захватили заложников в аэропорту Анкары — тогда погибли 9 человек, в том числе американец и гражданин ФРГ. Жертвами террористических акций АСАЛА в разных странах мира периодически становились и армяне, у которых боевики вымогали деньги на свою «борьбу».
В 1990-х годах армянские радикалы также провели несколько террористических акций в Закавказье. Жертвами этих терактов стали жители Грузии, Азербайджана и России — в том числе армяне, которые не поддерживали политику террора. Так, в 1990 году АСАЛА подорвала пассажирский автобус Тбилиси — Агдам, а в 1994 году устроила два теракта в бакинском метро, в результате которых погибли несколько десятков человек. Карен Демирчан, покрывавший националистов-радикалов в советской Армении, через несколько лет после распада СССР сам погиб от рук террористов. Летом 1999 года он стал председателем Национального собрания Армении, а 27 октября того же года был расстрелян прямо в зале парламента Наири Унаняном — бывшим членом «Дашнакцутюн». Деятельность армянских террористов имеет давнюю историю, и значительная часть из сотен терактов была направлена против России, отмечает он.
Это было советское государство, но на тот период в этом государстве все мы вроде бы жили мирно, и со стороны других народов в СССР таких актов не было. Слова Затикяна на суде после вынесения приговора через 15 лет, как мы видим, реализовались — из-за армянских националистов, которые спровоцировали Карабахский конфликт, СССР и развалился, — говорит исследователь. На связь Затикяна с АСАЛА явно указывают антисемитские высказывания осужденного лидера террористов в суде, направленные на дестабилизацию и без того очень сложной конфликтной ситуации на Ближнем Востоке вокруг Израиля, в Палестине и Ливане. В ходе расследования московских терактов могла быть раскрыта прямая агентурная связь армянских террористов с высшим руководством Армении. Поэтому власти Армении и местное КГБ не были заинтересованы в том, чтобы высшее руководство СССР и советская пресса узнали о таких тёплых отношениях партийных лидеров Армении с явно террористическими организациями, — рассуждает историк. Особняком по числу жертв стоит теракт, совершённый на пароме «Советская Калмыкия» 8 января 1992 года.
На борту судна, следовавшего по маршруту Красноводск — Баку, сработало взрывное устройство, после чего начался пожар. В результате теракта погибли 25 человек и 88 человек пострадали. Если бы паром затонул, жертв было бы значительно больше, отмечает Гусейнов, говоря об «армянской школе террора». Фактически армяне считают юг России своей вотчиной, и Россия не имеет устойчивой концепции, как с этим бороться, не имеет своей формулы, как обезопасить юг страны. Армянский бизнес, армянская диаспора пустили глубокие корни на юге России, — говорит Ризван Гусейнов. Выводы азербайджанского историка об уязвимости юга России для армянского террора «во имя Великой Армении от моря до моря» подтверждает независимый журналист, эксперт по межнациональным конфликтам Евгений Михайлов.
Он напоминает, что в феврале 1994 года в Ростове-на-Дону были осуждены пятеро армянских террористов. По словам Михайлова, уже на фоне развала Советского Союза, 8 апреля 1991 года, армянские террористы впервые совершили атаку в Ростове-на-Дону — покушение на высокопоставленного сотрудника МВД, полковника Блахотина. Дело было доведено до суда и сопровождалось уже новой структурой госбезопасности, Федеральной службой контрразведки России. По обвинению в совершении этого преступления перед судом предстали жители города Степанакерта, братья Акоп и Самвел Багманяны, ереванцы Армен Антонян и Камо Егинян и ростовчанин Карлен Акопян. Суд установил, что полковник Блахотин был застрелен ими по ошибке: в замысел группы входило убийство генерал-майора Сафонова, занимавшего с 1978 до ноября 1990 года должность коменданта Степанакерта.
Штаб по ликвидации последствий ЧС возглавил губернатор Санкт-Петербурга, медики боролись за жизни пострадавших, спасатели и силовики обеспечивали ликвидацию последствий происшествия и охраняли безопасность граждан. Несмотря на то, что метрополитен Петербурга в связи со случившимся прекратил свою работу, в кратчайшее время были предприняты все возможные меры для организации пассажиропотока. На помощь властям здесь пришли сами горожане. Город сплотился, в очередной раз доказав всему миру, что его невозможно сломить. Для транспортного обеспечения были дополнительно пущены автобусы по пяти маршрутам, дублирующим линии метрополитена.
Ряд перевозчиков такси и дирекция западного скоростного диаметра отменили плату за проезд. Простые автомобилисты предлагали свои услуги по перевозке горожан. Уже к вечеру удалось практически полностью восстановить движение электропоездов на всех ветках Петербургского метрополитена, исключая лишь несколько станций. Поздней ночью, после завершения работы группы следователей, на станции Технологический институт спасатели приступили к уборке пострадавшего в результате взрыва электропоезда. К утру 4 апреля все работы на станции были завершены, и она начала свою работу в обычном режиме, вновь распахнув свои двери для пассажиров. А впереди была долгая и непростая работа: следователям предстояло выяснить причины произошедшего, медикам — побороться за жизни пострадавших, психологам — восстановить душевное равновесие всех участников и непосредственных свидетелей тех страшных событий. В те скорбные апрельские дни Петербург стал эпицентром людской боли. Как пережить это горе, как жить с этим дальше?
Как обычно, женщина мысленно была погружена в книгу, которую читала, поэтому не сразу заметила, что ее поезд остановился и стоит на «Парке победы». Двери вагонов были открыты, но выходить на перрон никто не спешил, а вскоре в подземке прозвучал еще один взрыв. Галине повезло: она оказалась далеко от эпицентра, но ранения все же получила. Правда, женщина от шока не почувствовала боли. Просто поняла, что как можно скорее хочет оказаться дома — выбежала на улицу и села в первую попавшуюся маршрутку. Я, не чувствуя ног, побежала наверх. Выскочила и села на маршрутку до дома, ничего не соображая. Заметила на себе косые взгляды пассажиров. А когда пришла домой и начала раздеваться, увидела, что у меня пальто в крови. Сняла сапог, а из него полилась кровь», — рассказывала Галина. Уже дома женщина посмотрела на себя в зеркало и поняла, что серьезно ранена осколками и истекает кровью. Она вызвала скорую помощь и несколько дней провела в больнице. Когда настало время выйти на работу, Галине Вулисановой снова пришлось спуститься в метро, и, по ее словам, чувствовала себя она довольно спокойно — только каждое утро и каждый вечер внимательно оглядывала станцию «Лубянка»: смотрела на колонны и на стены, на которых остались следы повреждений. Самый тяжелый момент случился через два года. Ну бывает такое. Временная остановка, мол, сейчас мы отправимся, ничего не случилось.
Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все. Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается. И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу. Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало. Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет. Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая. Потерпи, сейчас тебя вытащим». Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону. А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать. Практически все знают меня в лицо. Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь? Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор. Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи. А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают. Сотрудники бдительность не теряют. Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника». В 2016 году он вышел в отставку. Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера. Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью. А о трагедии вовсе пытается забыть. Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор. Когда на «Автозаводской» произошел взрыв, стекла в кабине машиниста рассыпались бисером. Перед глазами за секунды промелькнуло лицо сына. А потом крик по спецсвязи вывел из оцепенения: «У нас пожар». Вагон плавится примерно за 7 минут, значит, меньше чем через час от него ничего не останется. От заблокированных в нем пассажиров — тоже. Горелов сообщает диспетчеру о нештатной ситуации и просит отключить рельсы от напряжения. RU машинист говорил неохотно, будто страшась нарушать какую-то клятву, которую дал себе много лет назад. Ничего принципиально с того дня не изменилось. Понятия не имею, как сейчас изменилась безопасность. Я к ней никакого отношения не имею. Он пытается сделать так, чтобы общественность и жаждущие эксклюзивов журналисты забыли о его существовании. Бывший машинист ведет тихую жизнь в Подмосковье. Но я не хочу никак и ни с кем связываться. Чем я меньше вспоминаю об этом, тем мне легче, — рассказывает Горелов. Этот день я не считаю своим вторым днем рождения. Мне кажется, это было везение. Самолеты разбиваются, некоторым пассажирам удается выжить. Некоторым нет. Это случайность. Мне работа нравилась. А как водители, которые попадают в аварию. Для меня это была случайность, и в эту случайность очень мало вероятности попасть снова. Среди них был прокурор-криминалист Лев Бертовский. Он работал с теми пассажирами, чьи тела остались на месте взрыва. В основном люди умерли от баротравм физическое взрывание органов тела, вызванное разницей давления между внешней средой — газ или жидкость — и внутренней полостью. Естественно, всё это надо было доставить в морг. Мы тащили их в сторону «Автозаводской» и там сортировали: отдельно женские и мужские руки, ноги, головы. Милиция всё оцепила, работали технические службы, — вспоминает спустя годы криминалист.
Верховный суд РФ подтвердил приговор по делу о теракте в метро Петербурга
Проект предполагал серьезные изменения системы безопасности на транспорте. На вокзалах появились зоны досмотра, а в метро — камеры видеонаблюдения, которые со временем оснастили функцией распознавания лиц. Теракт в Домодедово 24 января 2011 года в зоне прилета в аэропорту Домодедово террорист-смертник Магомед Евлоев устроил взрыв. Бомба, начиненная шариками от подшипников, сдетонировала в зоне прилета международных рейсов. Погибли 37 человек, 170 получили ранения. Организатором теракта был также Доку Умаров. Всего были установлены 28 причастных к совершению теракта лиц.
Подробности произошедшего и воспоминания очевидцев мы также публиковали на MSK1. C 2011 года рамки металлодетекторов на входе в терминалы стали обязательными, в том числе и в региональных аэровокзалах. При проходе через рамку металлодетектора сотрудники безопасности в обязательном порядке требуют выложить все электронные и металлические предметы из карманов. Также сотрудники безопасности просят расстегнуть куртки. Взрывы в метро в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» в Санкт-Петербурге произошел взрыв. Его устроил террорист-смертник Акбаржон Джалилов.
Погибли 16 человек, еще 103 попали в больницу. По сообщению газеты «Коммерсантъ», спецслужбы знали о подготовке теракта от задержанного после возвращения из Сирии россиянина. Были известны и телефонные номера причастных, но предотвратить произошедшее не удалось. В декабре 2019 года 11 человек, по мнению следствия, причастных к организации теракта, были осуждены на сроки от 19 лет лишения свободы до пожизненного. Дело в том, что, по заявлению ФСБ, террорист-смертник, его пособники и кураторы использовали Telegram для подготовки теракта. Осенью 2017 года суд оштрафовал мессенджер на 800 000 рублей за отказ передавать ключи для расшифровки сообщений террористов а потенциально и других пользователей, так как были запрошены универсальные ключи расшифровки.
Павел Дуров, основатель Telegram, объяснил отказ тем, что требования силовиков невыполнимы с технической точки зрения и с точки зрения соблюдения гарантированной Конституцией тайны переписки. Летом 2018 года Telegram всё же согласился передавать данные пользователей спецслужбам по запросу суда. Дуров уехал из России. Ранее мы рассказывали, кто и как строил «Крокус Сити Холл», где 22 марта произошел теракт. Также MSK1. RU рассказывал о том, какие активы есть у семьи Агаларовых — владельцев «Крокуса».
Петербург помнит. Светлая память погибшим! Теракт в метро Петербурга произошел 3 апреля 2017 года.
Пятнадцать погибли. Пострадавшие в теракте рассказали нам о своей нынешней жизни.
Студента Игоря преподаватели упрекали тем, что он «пользовался своим положением» раненого. Менеджер Марина Кочунова живет с титановой пластиной в черепе и боится ездить в метро. Фото: Ирина Боброва Накануне годовщины Московский окружной военный суд приступил к рассмотрению уголовного дела. На скамье подсудимых — 11 человек. Только один обвиняемый признал свою вину.
Судьба обвиняемых предрешена. Им светит пожизненное заключение. Но пострадавшим в трагедии от этого не легче. Их жизнь навсегда разделилась на две части. Но каждый переживает эту катастрофу по-своему.
Кто-то замкнулся в себе, кто-то, наоборот, искренне радуется каждому новому дню. В тот день молодой человек возвращался домой из университета. Пары закончились в 14. От учебного заведения до метрополитена каких-то 5—7 минут. Будто вчера все произошло.
Я стоял в нескольких метрах от смертника. Прошел мимо него, когда заходил в вагон. Мой товарищ, который еще ближе к нему находился, потом вспоминал, что террорист за секунды перед взрывом стал бледным как полотно и испуганным. Когда раздался взрыв, вдруг все пожелтело. Стало тепло.
Через пару минут я начал себя ощупывать. Не понял сразу, что произошло, почему у меня сгорели волосы и что сейчас на мне находится. Лежал на боку. Света не было. Попытался встать, но мне крикнули, чтобы лежал.
Я спросил: «Стреляют? Затем подполз к боковым сиденьям, к ближайшей двери, чтобы укрыться. Ждал, пока остановится поезд. Увидел людей в углу — они сильно прижимались друг к другу, кричали, на их лицах я видел ужас. Но по-прежнему не понимал, что произошло, пока не оглянулся назад.
Останки людей разметало по всему вагону, их было очень много везде, и на мне тоже. Я схватил свою сумку, начал выбивать ногами дверь вместе с каким-то мужчиной. Женщины кричали, что им не выйти. Мне удалось вылезти в разбитое окно, поднялся наверх на улицу. Я один из первых, кто поднялся на платформу.
После того, как выбил ногами стекла, подбежал к диспетчеру, которая сидела внизу в будке. Начал кричать, что в метро произошел теракт, думал, она запустит наверх еще эскалатор. Она спокойно ответила, что не может включить его. Игорь, пострадавший в теракте Фото: Из личного архива Я выругался и пошел по стоящему эскалатору пешком наверх. На меня смотрели люди.
Некоторые снимали на телефон. Я кричал, что внизу теракт, не надо туда спускаться. Меня не слушали. Не понимаю, зачем нужны диспетчеры, если они не объявляли о теракте, не останавливали эскалатор, который шел вниз, не запускали второй наверх?
В годовщину этого события мы вспоминаем 15 самых страшных терактов, потрясших столицу на протяжении последних десятилетий. Погибли 14 человек, ранено около 30. Одна женщина погибла, пострадали 40 человек. Погибли соответственно 100 и 124 человека. Погибли 13 человек, 61 человек ранен. Самодельное взрывное устройство мощность 800 граммов в тротиловом эквиваленте было начинено винтами и шурупами. Бомба была оставлена в хозяйственной сумке рядом с торговым павильоном. Взрывное устройство было заложено на платформе рядом с первым вагоном поезда под тяжелую мраморную скамью.
Без требований и условий: кому и зачем нужен был теракт в Москве
рассказывает, как и когда случались теракты в России, а также воспоминания очевидцев ужасных трагедий. 3 апреля 2017 года в тоннеле между станциями метро "Сенная площадь" и "Технологический институт" произошел теракт, унесший жизни 15 человек. Родственникам пострадавших в теракте 22 марта предоставят бесплатный перелёт семь российских авиакомпаний. Российские метрополитены становятся объектом террористической атаки не в первый раз — самые кровавые теракты в справке
Война, которая рядом. В марте 2010-го Москва пережила атаку террористов
По данным , эти граждане погибли во время терактов в метро в 2004 году. “ Теракт в метро Петербурга в 2017 году унёс жизни 16 человек. Спустя два дня лидер запрещенной в России террористической организации «Имарат Кавказ» Доку Умаров заявил, что теракт 29 марта 2010 года был произведен по его приказу. В начале XXI века Россия, как это ни страшно звучит, привыкла жить в состоянии перманентной террористической угрозы.