В частности, в предыдущем десятилетии страны Залива достаточно активно вкладывались в строительство зданий в Астане, а также в другие сферы экономики. Долгое время страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива жили по принципу «защитного зонтика», означавшего, что безопасность государств обеспечивается поддержкой США. Морской порт Аль-Фуджейра соединяет Персидский залив с Индийским океаном и представляет собой впечатляющее инженерное достижение с передовым техническим оборудованием.
«Недолив» российской нефти заставил Индию искать дорогое сырье в Персидском заливе
Крайне важно, что во время продолжающегося конфликта на территории Украины региональные державы сохраняют нейтралитет, что автоматически делает регион одним из приоритетных во внешней политике России. Это подтверждают и слова Президента РФ Владимира Путина, который отметил: «Несмотря на всю сложность сегодняшних отношений в мире, отношения между Россией и Объединенными Арабскими Эмиратами являются важным фактором стабильности в регионе, да и в мире в целом»1. Все эти события стали возможны в условиях происходящей трансформации основ региональной безопасности. Главной составляющей которой стало снижение вовлеченности Вашингтона в жизнь региона с начала 2010-х годов, что в симбиозе со свертыванием операций Афганистан, Ирак и поддержкой событий «арабской весны» привело к частичной потере доверия со стороны региональных держав. Реакцией на это стала активная дипломатическая работа стран региона в вопросе обеспечения собственной безопасности. Аравийские монархии перестали ждать одобрения Вашингтона и стали решать региональные проблемы, полагаясь на собственные силы. Дополнительное усложнение формирующаяся структура безопасности региона получила за счет активизации незападных акторов: России, Турции, Китая и Индии в вопросах экономики. Все это время происходили поиски устойчивых механизмов безопасности для региона, одними из самых обсуждаемых стали предложения российской Концепции коллективной безопасности в Персидском заливе и иранской «Ормузской мирной инициативы». Дискуссия вокруг проблемы безопасности привела к тому, что в последние годы общественность стала свидетелем нескольких процессов, которые позволяют говорить о деэскалации напряженности и снижении региональной турбулентности.
Внимание мировой общественности к региону добавилось и после успешного проведения ряда крупных международных мероприятий, последним из которых стал чемпионат мира по футболу 2022 года в Катаре, также оказавший влияние и на региональную политику. Так, например, во время церемонии открытия турнира эмир Катара выступил в качестве инициатора встречи президентов Турции Эрдогана и Египта Ас-Сиси, которые долгое время не имели контактов по причине поддержки турецким президентом идей политического ислама, а спустя некоторое время эмир Катара Тамим Аль Тани принял у себя главу ОАЭ Мухаммеда бин Зайеда, что стало первым визитом лидера Эмиратов в Катар с 2017 года, с момента начала дипломатического конфликта в регионе. Изменение роли США Долгое время страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива жили по принципу «защитного зонтика», означавшего, что безопасность государств обеспечивается поддержкой США. Вашингтон не только предоставлял практико-техническую защиту, но и стремился на идейном уровне определять, по какому вектору следует двигаться странам региона во внешней политике. На практике этот принцип чаще всего означал поиск врага внутри региона, от чего впоследствии отталкивалась внешнеполитическая модель поведения государств-союзников. В свое время такими странами-изгоями провозглашались Ирак, Ливия, Иран, Сирия. За время активного вмешательства Вашингтона в региональные проблемы стран Ближнего Востока у местных акторов накопилось много негласных претензий к США. Несмотря на заявленные изначально цели в виде установления демократии, которая должна была принести процветание и мир в регион, на деле Ближний Восток стал еще более дестабилизирован и хаотичен, чем до провозглашения концепции демократии на Ближнем Востоке в 2003-2004 годах2.
В 2010-2011 годах внешнеполитическая стратегия США начала меняться. Новая концепция, получившая название «Поворот в Азию», в симбиозе с курсом на завершение миссий в Ираке и Афганистане, привела к меньшему участию США в ближневосточных проблемах3. После короткого эпизода возвращения США к активной фазе действий на Ближнем Востоке вместе с региональными акторами, вызванного угрозой расширения террористического «Исламского государства»4, Вашингтон уже под руководством нового Президента Дональда Трампа продолжил прагматично присутствовать в регионе. Поддержка Израиля, жесткая конфронтация с Ираном, продолжение сокращения военного контингента США в регионе - вот основные черты этого периода американской ближневосточной политики5. Приход демократической администрации и Д. Байдена к власти изначально не обещал ничего конструктивного в отношениях между монархиями Залива и США. Усложнялась ситуация негативным отношением Вашингтона к войне в Йемене и активизацией вопроса свобод и прав человека, что сразу било по всем монархиям Залива. С момента прихода Байдена на пост президента в январе 2021 года у США не было больших конструктивных инициатив для региона, а единственной страной, улучшившей свои отношения с Вашингтоном, стал Катар, который в начале 2022 года получил статус основного союзника США вне НАТО6.
Текущая ситуация демонстрирует эволюцию роли США в регионе: от однополярно-доминирующего положения на Ближнем Востоке, с возможностью прямого влияния на позиции стран по важным для Вашингтона вопросам, до статуса первого среди важных региональных игроков, с которым страны региона иногда не соглашаются и вступают в заочный спор по чувствительным для себя темам. Тем не менее партнерство с Вашингтоном остается важнейшим для обеспечения безопасности арабских монархий Персидского залива, что автоматически не допустит падения влияния США в регионе ниже определенной границы. Да и сам Вашингтон в контексте влияния российской специальной военной операции на общемировые процессы осознал необходимость иметь стабильно доверительные отношения со странами Залива, что в последние месяцы выразилось в активизации дипломатической работы США в регионе предложение нового посла в ОАЭ8, одобрение администрации Байдена контрактов на продажу оружия в КСА и ОАЭ, несмотря на наличие значительного количества противников этого решения среди политического истеблишмента9. Целью этой работы является возвращение доверия и благожелательности стран Залива к США, которые Вашингтон планирует использовать для смены позиций стран региона по ряду чувствительных вопросов, среди которых корректировка цен на энергоносители, дополнительные поставки нефти и газа партнерам, присоединение к давлению на Россию. Формирование новых региональных центров силы Одновременно с изменением приоритетов США в отношении Ближнего Востока в регионе происходило становление новых региональных акторов. Руководство КСА, ОАЭ, Катара начало использовать значительные финансовые запасы в качестве инструмента влияния на политику внутри региона и за его пределами, что за короткий временной период вывело их в статус ключевых акторов ближневосточной политики. Переломным моментом стала «арабская весна», в рамках которой бенефициаром выступил Катар, а ОАЭ и КСА, осознав необходимость противостоять политическому исламу и революционным изменениям в регионе, стремились сбалансировать его политику10. С начала событий «арабской весны» прошло уже более десяти лет, в течение которых страны Залива неоднократно сталкивались между собой в квазиконфликтах Сирия, Ливия, Египет, Сомали , что привело державы региона к более реалистическому взгляду на внешнюю политику11.
Фактически монархии Залива не только сформировали, но и осознали себя в качестве полноценных центров силы, способных самостоятельно принимать решения в области региональной безопасности. Показательны попытки изменения внешнеполитического вектора Катара через дипломатическое давление стран Залива, которые предпринимались в 2014 и 2017 годах. Обе стороны, участвовавшие в этих конфликтах, - союзники США. Тем не менее в обеих ситуациях страны региона самостоятельно разбирались в сложившихся противоречиях, Вашингтон демонстративно не вмешивался до последних стадий переговорного процесса12. Итогом этого дипломатического противостояния стало понимание руководством стран Залива, что некоторые черты внешнеполитического поведения Катара изменить не удастся. Также окончательно прояснилась позиция Вашингтона, что, в случае конфликта одного союзного государства с другим, активное вмешательство невозможно.
К тому же они представляли собой относительно большие массивы суши, что позволило создать полноценные городские районы со всей необходимой инфраструктурой.
В корпорации Nakheel, крупнейшем государственном девелопере Дубая, предположили, что своего покупателя найдут и архипелаги иного рода. Они должны были состоять из множества небольших островков, каждый из которых можно было продать индивидуальному покупателю или гостиничному оператору для создания многоэтажного, но изолированного от остальных комплекса. Первым из таких архипелагов стал The World. Его острова образовывали континенты нашей планеты, а каждый из них был назван в честь какого-нибудь реального географического объекта региона, страны или города сообразно своему расположению на «карте». Вторым архипелагом должна была стать «Вселенная», чьи составляющие «рисовали» в водах Персидского залива небесные созвездия. В отличие от Пальмовых островов оба проекта не имели физической связи с континентом, лишь морской и воздушный. Создание «Мира» Для строительства «Мира» были использованы уже проверенные на Палм-Джумейре технологии.
С помощью целой флотилии специальных кораблей нидерландских компаний Van Oord и Boskalis, мировых лидеров в проведении такого рода работ, начиная с 2003 года в 4 километрах от берега были намыты 300 новых островов. В общей сложности архипелаг площадью 55 квадратных километров потребовал использования 321 миллиона кубометров морского песка песок из пустыни по своим физическим характеристикам не подходил, так как быстро размывался и миллионов тонн камней. Средняя площадь каждого острова составила от полутора до четырех гектаров, а расстояние между ними — около ста метров. Со всех сторон «Мир» от штормов защитила насыпная дамба из огромных валунов. Ее двухметровой высоты было достаточно для противостояния разрушающему воздействию волн, но при этом дамба не закрывала вид на море для обитателей архипелага. Общая длина береговой линии Дубая с его помощью увеличилась еще на 230 километров. И грянул кризис К концу десятилетия в Дубае на различных стадиях освоения находилось сразу четыре проекта искусственных островов.
Палм-Джумейра была уже практически готова и заселена, «Мир» и Палм-Джабаль-Али — почти полностью отсыпаны и готовы к продаже. Однако подключение их к инженерной инфраструктуре города даже не начиналось. В случае с «Миром» это представляло серьезнейшую проблему, ведь расстояние до берега было куда больше, чем у Палм-Джумейры, да и вместо больших массивов суши строители имели дело с множеством ее мелких клочков. При этом каждый из их покупателей за потраченные миллионы вправе был рассчитывать на отсутствие проблем с водой, электричеством и канализацией.
Участники саммита дополнительно предоставят 1,64 миллиарда долларов в рамках программы по восстановлению сектора Газа, работающей с 2009 года. По последним данным, в Израиле погибли около 1,2 тысячи человек, пострадали свыше 5 тысяч. Число погибших в секторе Газа превысило 16 тысяч человек, пострадали более 35 тысяч.
Тогда же президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Израиль необходимо привлечь к ответственности за действия в секторе Газа и заставить соблюдать международное право. По его словам, все страны Запада игнорируют агрессию Израиля в секторе Газа. В тот же день израильская сторона начала наносить ответные удары. Палестинцы стремятся вернуть границы между двумя странами по линиям, которые существовали до Шестидневной войны 1967 года.
Персидский залив-Турция: пока только начало
Также снижение поставок может быть связано со снижением скидок на российскую нефть. Бывший первый заместитель министра иностранных дел и координатор председательства Индии в G20 Харш Вардхан Шрингла заявил изданию The Hindu о том, что политика Индии по импорту нефти из России не только помогла стабилизировать цены на топливо внутри страны, но и смягчила влияние экономических санкций на поставки нефти во всем мире. Российским производителям пришлось перенаправлять нефть на новые рынки, так как Европа была одним из крупнейших покупателей. Минфин России сообщал, что в феврале нефтегазовые доходы России выросли до 945 млрд рублей. Это в 1,4 раза больше показателей января, когда казна получила 675 млрд рублей. Основным источником доходов стал налог на добычу полезных ископаемых 1,213 трлн рублей.
Своеобразной увертюрой к такому сценарию стали несколько атак на американские военные базы в Ираке и Сирии. О том, какие еще объекты США находятся на Ближнем Востоке и могут ли они попасть под удар, «Комсомолке» рассказал эксперт Российского совета по международным делам Леонид Цуканов. На причале там стоят от 2 до 5 эсминцев и порядка 10 военных катеров.
Кроме того, в порту пришвартовано несколько других быстроходных судов, а поблизости располагается военный аэродром для американских вертолетов и самолетов. Морской порт Аль-Фуджейра соединяет Персидский залив с Индийским океаном и представляет собой впечатляющее инженерное достижение с передовым техническим оборудованием. В случае масштабной эскалации базы США в обеих странах могут подвергнуться удару со стороны Йемена, где активно действуют проиранские группировки, — говорит Цуканов. На ней постоянно находятся двенадцать самолетов F-16 и три полноценные истребительные эскадрильи.
Это было расценено как огромный шаг на пути к стратегическим отношениям и эта инициатива определила рамки для ведения отношений и расчистила путь для дополнительных межправительственных встреч. Турция и страны ССАГПЗ проводили встречи на уровне министров с самого начала механизма стратегического диалога, и Анкара также выступила с несколькими инициативами в союзе с отдельными государствами Персидского залива на двустороннем уровне.
На данный момент между Турцией и ССАГПЗ проведено пять встреч по стратегическому диалогу на уровне министров, а шестая встреча состоится в Турции в первом квартале 2024 года. Эта встреча состоится после очень долгого перерыва, во время которого наблюдались кризисы как внутри самого ССАГПЗ, так и в его отношениях с Анкарой. Ухудшение отношений Турции и Персидского залива за последнее десятилетие негативно сказалось на их планах, когда, например, было временно забыто соглашение о свободной торговле или прекратились обсуждения стратегического сотрудничества. В своей речи на заключительном заседании саммита Эрдоган подчеркнул большую заинтересованность Турции в укреплении сотрудничества со странами ССАГПЗ, расширении деловых связей и установлении партнерских отношений в различных областях, а также в поиске новых возможностей для сотрудничества. До сих пор отношения были личными и основывались на проблемах, а не на какой-либо стратегии в отношении региона. В самом ССАГПЗ существуют расхождения в подходах, что усложняет разработку общей стратегии Турции и арабских стран в отношении региона.
Кроме того, несмотря на прочные экономические основы этих отношений, соглашение о свободной торговле еще не достигнуто, а Турция пока смогла заключить такую сделку отдельно с ОАЭ. В течение последнего десятилетия несколько региональных событий омрачили прогресс процесса интеграции ССАГПЗ и его стратегические отношения с Турцией. Однако сейчас у обеих сторон есть возможность извлечь выгоду из новой политической атмосферы и перенаправить свою энергию на более прочное и институциональное партнерство, которое могло бы смягчить любые будущие разногласия.
Это положение привело к тому, что страны Залива начали во многом автономный процесс деэскалации ситуации в регионе с помощью возобновления дипломатических контактов. Активное участие в трансформации основ безопасности в Персидском заливе принимают и новые незападные акторы, которые одновременно воздействуют на более широкий Ближний Восток. К этим акторам можно отнести такие азиатские экономические гиганты, как Индия и Китай, вернувшуюся в активную фазу действий на Ближнем Востоке Россию, а также ближневосточные неарабские государства - Турцию и Израиль. В основе этих соглашений лежат обоюдные политические и экономические интересы, а самое главное - схожее восприятие региональных угроз.
Для аравийских монархий Израиль - это важный партнер в случае потенциального регионального кризиса. В то же время для региональной безопасности заключение соглашений неоднозначно, поскольку может повлечь за собой усиление региональной напряженности, связанное с реакцией Тегерана на укрепление Тель-Авива в Персидском заливе. Формирование новых устойчивых отношений и союзов странами региона с укрепляющимися Индией и Китаем, стабильные партнерские отношения с РФ трансформируют привычный баланс сил в регионе13. Примечательным становится заключение соглашений в области обороны, а также торговли вооружениями, которые происходят с участием новых нерегиональных акторов, все активнее вовлекая их в политическую жизнь региона. Если деятельность Ирана в этом направлении кажется очевидной по причине нахождения в изоляции и противостояния странам Запада, то аналогичные действия арабских монархий вызывают озабоченность у их традиционного партнера - США. В особенности острым для Вашингтона становится вопрос сближения стран региона с РФ и Китаем. Именно здесь США стремятся оказать свое влияние и ограничить потенциальные контакты.
Показательным можно считать декабрьский визит в Саудовскую Аравию Председателя КНР Си Цзиньпина, в рамках которого были заключены многомиллиардные сделки, а на его встречу в аэропорту направилось сразу несколько представителей королевской семьи, что сильно контрастировало с довольно сдержанным приемом Президента Байдена в июле 2022 года. В частности, заместитель министра обороны США Колин Каль, выступая на «Манамском диалоге», сказал, что улучшение отношений с Пекином приведет к их ухудшению с США - не из-за карательных соображений, а из-за американских интересов14. Однако осознание необходимости диверсификации внешнеполитических и экономических связей заставляет страны Залива следовать собственным национальным интересам, что дополнительно усложняет взаимоотношения с США. Дипломатическое сближение в регионе Заметное влияние на трансформацию основ региональной безопасности оказала «волна нормализаций», которая стартовала с заключением в августе 2020 года «Соглашений Авраама» между Израилем и ОАЭ и присоединившегося к ним Бахрейна. Соглашения официально продемонстрировали, что Израиль обладает серьезным уровнем отношений со странами региона, которые основаны на схожем видении безопасности и восприятии проактивной политики Ирана как угрозы15. Две монархии Залива при посредничестве США не только признали существование еврейского государства, но и сформировали с ним тактический союз, направленный в первую очередь на балансирование Ирана. Вопрос присоединения к данным соглашениям Саудовской Аравии долгое время являлся определяющим в выстраивании стратегии США в отношении региона.
В случае присоединения королевства к нормализовавшим отношения странам появится действительная возможность создания устойчивого институционального объединения с общим восприятием иранской внешней политики как угрозы. Байдена в Саудовскую Аравию в июле 2022 года было решение данной проблемы, однако визит не привел к положительным результатам. Несмотря на наличие неофициальных связей между Саудовской Аравией и Израилем и происходящее последнее время их региональное сближение согласие Израиля на передачу Египтом островов Тиран и Санафир Саудовской Аравии, открытие воздушного пространства КСА для израильских авиакомпаний , отказ Эр-Рияда официально нормализовать отношения объясняется более серьезными ограничениями, которые лежат на КСА, чем те, с которыми могли столкнуться ОАЭ и Бахрейн. Именно КСА является автором Арабской мирной инициативы 2002 года, плана заключения всеобъемлющего мира с Израилем, при условии прекращения им оккупации территорий, занятых после 1967 года. Нормализация отношений с Тель-Авивом в обход собственного плана негативно скажется на позиции Эр-Рияда во всем арабском мире. Важнейшим фактором трансформации региональной безопасности стало постепенное затухание революционных изменений, возникших в результате событий «арабской весны». Вместе с этим произошло и снижение активности «Братьев мусульман»16.
Эта ассоциация представляет одну из серьезнейших угроз национальной безопасности для руководства ОАЭ и чуть в меньшей степени - КСА. Несомненно, взгляды Катара и ОАЭ на региональное развитие продолжают сильно различаться, но желание монархий, и в особенности Саудовской Аравии, положить конец текущим противоречиям и сосредоточиться на других проблемах привели к смягчению их переговорных позиций и выходу из кризиса. Несмотря на то что внутри ССАГПЗ по-прежнему возникают споры, имеющие исторические предпосылки, такие как вопрос морских границ между Катаром и Бахрейном, их интенсивность и воздействие на внешнюю политику региональных держав снизилась. Наиболее ярким проявлением сближения внутри ССАГПЗ стал проходивший в Катаре чемпионат мира по футболу, который привлек в Доху политиков стран-соседей. На открытии присутствовали наследный принц и премьер-министр Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман, а также премьер-министр ОАЭ шейх Мухаммед бин Рашид, традиционно выступающий за добрососедство. Наиболее важным для региональной политики стал визит, состоявшийся 6 декабря 2022 года, когда Доху впервые с 2016 года посетил Президент ОАЭ шейх Мухаммед бин Зайед, проведя личную встречу с эмиром Катара шейхом Тамимом бин Хамадом. Большую роль в региональной разрядке играет нормализация отношений ОАЭ и КСА с Турцией, что стало возможным после решения катарского кризиса.
Сближение стало постепенно реализовываться с осени 2021 года после обоюдных визитов лидеров государств. Эта нормализация базируется как на экономическом факторе экономика Турции, столкнувшаяся с серьезными финансовыми проблемами, нуждается в притоке иностранных инвестиций , так и на общем изменении жесткости и степени конфронтации интересов государств Залива с республикой в целом по региону фактор снижения активности организаций политического ислама. Фактически текущие отношения между странами позволяют не только перегруппировать их силы, но и получить двусторонние инвестиционные и финансовые выгоды, заключающиеся как в участии в новых проектах, так и притоке иностранного финансирования для обеих сторон. В основе разрешения большинства региональных споров лежит общее понимание ограниченности возможностей, связанных с формированием новых вызовов, как политических, так и экономических, последовавших за разгоревшейся пандемией коронавируса. Понимание того, что многие вопросы, поставившие государства в статус соперников ранее, до сих пор не разрешились, не отталкивает их от ситуативной возможности извлечь обоюдную выгоду из нормализации отношений. Вместе с нормализацией приходит увеличение инвестиций и возможность сконцентрировать свои ресурсы на более актуальных в данный момент направлениях, связанных с развитием внутренних возможностей каждого государства. Разрядка в ирано-саудовском противостоянии?
Евгений Наумов: Для Краснодара иранский город Кешм может стать первым побратимом на Ближнем Востоке
Россия обсуждает со странами Персидского залива тему введения безвизового режима. Долгое время страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива жили по принципу «защитного зонтика», означавшего, что безопасность государств обеспечивается поддержкой США. Климатологи назвали потенциальную причину разрушительных наводнений в Дубае и других районах Персидского залива, сообщает
Arab News: Регион Персидского залива делает гигантские шаги в развитии возобновляемой энергетики
Видео 14 марта страны Персидского залива накрыла мощная песчаная буря. В апреле 2024 года проливной дождь серьёзно ударил по государствам Персидского залива, вызвав внезапные наводнения по всему региону. О причинах такой терпимости рассказывает доцент Центра исследований стран Персидского залива Катарского университета Николай Кожанов. Об отправке военного контингента в район Персидского залива европейским СМИ сообщил представитель дипломатического ведомства Евросоюза. Климатологи назвали потенциальную причину разрушительных наводнений в Дубае и других районах Персидского залива, сообщает Страны Персидского залива показывают, что экономика будущего не будет зависеть от того, кто сможет наиболее эффективно выкачивать нефть из недр земли и быстро развозить ее по всему миру.
Экологи назвали причину рекордных ливней в Дубае
Представитель Госдепартамента Нед Прайс тогда заявил: «Мы наблюдаем очень тревожную картину воинственности со стороны Ирана, в том числе в морской сфере». Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет также выразил уверенность в том, что именно Ищран несет ответственность за нападение на Mercer Street, и добавил, что израильская разведка имеет доказательства этого. Вину на Иран возложили и власти Великобритании. Глава МИД Доминик Рааб заявил, что «Иран должен положить конец подобным нападениям, и судам должно быть разрешено свободно перемещаться в соответствии с международным правом». Тегеран назвал обвинения Вашингтона и Лондона противоречивыми, ложными и провокационными и заявил, что готов оказывать помощь, в том числе в проведении спасательных операций в регионе. Танкеры «не под командованием» В этот вторник как минимум четыре судна в Оманском заливе — Golden Brilliant, Queen Ematha, Jag Pooja и Abyss — примерно в одно и то же время сообщили, что находятся «не под командованием», пишет агентство Associated Press. Причины инцидента неизвестны.
В разговоре с RTVI эксперт британской аналитической компании Refinitiv, специалист в области нефтяных рынков Ближнего Востока и судоходства Ранджит Раджа отметил, что экипаж судна может поставить статус «не под командованием» по разным причинам.
В своей речи на заключительном заседании саммита Эрдоган подчеркнул большую заинтересованность Турции в укреплении сотрудничества со странами ССАГПЗ, расширении деловых связей и установлении партнерских отношений в различных областях, а также в поиске новых возможностей для сотрудничества. До сих пор отношения были личными и основывались на проблемах, а не на какой-либо стратегии в отношении региона. В самом ССАГПЗ существуют расхождения в подходах, что усложняет разработку общей стратегии Турции и арабских стран в отношении региона. Кроме того, несмотря на прочные экономические основы этих отношений, соглашение о свободной торговле еще не достигнуто, а Турция пока смогла заключить такую сделку отдельно с ОАЭ. В течение последнего десятилетия несколько региональных событий омрачили прогресс процесса интеграции ССАГПЗ и его стратегические отношения с Турцией. Однако сейчас у обеих сторон есть возможность извлечь выгоду из новой политической атмосферы и перенаправить свою энергию на более прочное и институциональное партнерство, которое могло бы смягчить любые будущие разногласия.
Турция, похоже, стремится поделиться своими силами, ноу-хау и опытом со странами ССАГПЗ, чтобы помочь им в масштабных преобразованиях, происходящих в этих странах в рамках их амбициозных стратегических планов. С другой стороны, арабские страны, обладающие значительными финансовыми возможностями, могли бы их вкладывать в различные турецкие проекты. Президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что страны Персидского залива недавно направили финансовые средства Турции, ненадолго оказав помощь центральному банку и рынкам. Между тем, некоторые страны Персидского залива и им подобные хранили деньги в нашей системе. Это бы принесло облегчение нашему центральному банку и рынку, пусть и на короткое время «, — сказал Эрдоган в интервью CNN Turk.
Иран отверг военное присутствие США в Персидском заливе как враждебное иностранное вмешательство. Большая часть мировой нефти поступает через Персидский залив, что имеет огромные последствия для энергетического рынка и мировой экономики, отмечает Al Jazeera. Недавняя напряженность возникла через несколько месяцев после того, как правительства Ирана и Саудовской Аравии — последнее из которых является главным союзником США — согласились восстановить отношения в рамках сделки при посредничестве Пекина, которая была одобрена Вашингтоном. Тем не менее администрация Байдена стремилась вновь заявить о себе в регионе после того, как соглашение между Тегераном и Эр-Риядом подняло вопросы о роли США на Ближнем Востоке.
Имад Харб, директор по исследованиям Арабского центра в Вашингтоне, округ Колумбия, сказал, что помимо проблемы морских путей Соединенные Штаты пытаются подчеркнуть свою приверженность региону в послании как союзникам, так и противникам.
Вы вовлечены в этот вопрос и знаете, что уязвимы», — заявил командующий Корпуса стражей иранской революции КСИР , генерал Хоссейн Салами. СМИ обратили внимание на то, что над мечетью Джамкаран в городе Куме, где расположена резиденция духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи, поднят красный флаг — шиитский символ возмездия.
Вооруженные силы Королевства, армии арабских стран Персидского залива и американские подразделения, базирующиеся в регионе, приведены в состояние повышенной боевой готовности. Иран и КСА враждуют со времен исламской революции в Иране, а с 2014 г. Несмотря на вражду, вероятность нападения Ирана на КСА относительно невысока.
Между странами нет сухопутной границы, так что численное превосходство иранской армии не имеет значения. Военно-морские силы Ирана совершенно недостаточны для нападения через Персидский залив. Военно-воздушные силы Ирана сильно уступают саудовским.
На вооружении иранских ВВС — сильно устаревшие американские F-5, F-4 и F-14, советские МиГ-29 и МиГ-25 ранних модификаций, а также около дюжины истребителей Saeqeh и Azarakhsh собственного производства, представляющие собой копии тех же F-5. Иранские самолеты имеют устаревшую навигацию, а старые американские машины, которых до сих пор большинство в ВВС, находятся в плохом состоянии. Конечно, Иран может ударить по КСА баллистическими ракетами и беспилотниками.
Но это будет воспринято в мире не как удар по Королевству, а как нападение на важнейший маршрут транспортировки нефти и газа. Невзирая на плохие отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном, американцы не смогут остаться в стороне показательно, что саудовская разведка в первую очередь сообщила о готовящемся нападении Ирана Вашингтону.
Евгений Наумов: Для Краснодара иранский город Кешм может стать первым побратимом на Ближнем Востоке
Иран уже начал сбивать американские беспилотники. Видео 14 марта страны Персидского залива накрыла мощная песчаная буря. Морской порт Аль-Фуджейра соединяет Персидский залив с Индийским океаном и представляет собой впечатляющее инженерное достижение с передовым техническим оборудованием. Во вторник, 3 июля, президент Ирана Хасан Роухани косвенно пригрозил закрыть стратегический Ормузский пролив и помешать странам Персидского залива экспортировать через него нефть. Одной из причин является ситуация в Красном море, другой – атаки ВМС Ирана на нефтяные танкеры в Персидском заливе.
ЦСР: турпоток из арабских стран в РФ в 2024 году может вырасти более чем вдвое
На каждый галлон опресненной воды из Персидского залива приходится полтора галлона токсичного рассола, который попадает в океан. самые актуальные и последние новости сегодня. Долгое время страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива жили по принципу «защитного зонтика», означавшего, что безопасность государств обеспечивается поддержкой США. Иран выступает за разграничение зон в Персидском заливе, но месторождение Араш планирует осваивать сам. Иран начал парад из 2700 судов в Персидском заливе и Каспийском море в поддержку палестинского народа.