Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения – представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Как вы понимаете смысл афоризмов из произведения Экзюпери «Маленький принц»?
Чему учит сказка «Маленький принц: смысл и мораль в том, что главного глазами не увидишь
Ещё на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто ещё рождается одна звезда или цветок. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. Особенности сюжета «Маленький принц» Сент-Экзюпери берёт за основу традиционный сказочный сюжет Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Читая произведения А. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции 1944 — он не вернулся на базу с боевого задания, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.
Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутона и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и изящные рисунки, которыми автор иллюстрировал свое произведение. Маленький принц — главный персонаж сказки — показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза глядят, то далеко не уйдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые по цифрам доходов, честолюбием, жадностью забыли свое человеческое призвание. На Земле Маленький принц попадает в сад с множеством роз. В эту тяжелую для малыша минуту, когда он испытывает волнение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется ноября. Он говорит о бездонность человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни.
Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое — свое время: «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза — единственная в мире, потому что он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить неустанным душевным трудом. Самого главного глазам не видно ». Надо уметь быть преданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться ко злу, потому что каждый отвечает не только за собственную судьбу. Впитывая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему содержанию произведения, можно согласиться с мнением А. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленького принца незадолго до своего конца … пожалуй, человеческие души отдельные, некоторые всегда выдают свой последний лебедино-чистый, прощальный крик … ». Эта сказка — своеобразное завещание мудрого человека нам, оставшихся на этой неидеальный планете. Да и сказка это?
Вспомним пустыню, в которой летчик, потерпевший аварию, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся ее жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще — то, где и когда ты проявил трусость, нечестнисть, непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает нечто, недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и поэтому из его уст в эти моменты истины и прозрениявырывается мольба: «Господи! Отведи беда, и я стану лучше, более благородным и великодушным » Видимо, в образе Маленького принца к рассказчика пришло его безгрешную детство «Но ты невиновен и прибыл со звезды», — говорит автор, обращаясь к Маленького принца , его чистая, незапятнанная совесть. Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в нем и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к товарищам совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, то есть он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его ЖИТЬ. Но пустыня — это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко …».
Волшебная, печальная притча, «загримированный под сказку» А. Нравственные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью изящных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, запрашивая за моральные ориентиры: «себя судить намного труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый »,« Тщеславны люди являются глухими ко всему, кроме похвалы »,« Но глаза не видят. Надо искать сердцем ». Это произведение заставляет и нас по-другому взглянуть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных представляется таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля по своей крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко — так, как почувствовал Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свой долг перед единственной и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!
Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Интересна история публикации сказки А. Сент-Экзюпери: Написан! Первое французское издание: «Editions Gallimard», 1946 г. В русском переводе: Нора Галь, 1958 г. Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Во время встречи с автором Маленький принц уже знаком с рисунком «Слон в удаве». Сама история о «Маленьком принце» возникла из одного из сюжетов «Планеты людей».
Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые ещё не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать.
Сам автор обладал таким по-детски острым зрением. То, что «Маленький принц» - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи Лис, Змея, Роза. Произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» относится к жанру философской сказки-притчи. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок.
Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл,- а не просто превращаться в механические действия. Сент-Экзюпери берег за основу традиционный сказочный сюжет Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл.
Новую точку зрения на проблему находит решение. Начало и конец повести «Маленький принц» имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, лётчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету ухаживать и растить прекрасную Розу. Время, которое лётчик и принц - взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны. В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «... А по ночам я люблю слушать звезды.
Словно пятьсот миллионов бубенчиков... Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: «... Когда мне было шесть лет...
Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра... Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя»[1]. Логика Маленького принца здесь предельно ясна: чем больше самого себя вкладываешь в то, что любишь, тем больше оснований считать это своим. А все остальное можно спокойно считать «ничем», поскольку оно ведь еще ничье.
Неудивительно, что бедные розы смутились, услышав эту декларацию любви-собственности. Безусловно, Маленький принц — удивительно светлый и добрый герой, но в данном случае его понимание любви, к сожалению, не сильно отличается от жизненной философии генеральского денщика — персонажа одного из очерков Н. Этот денщик делил все человечество на две неравные части: к одной он относил себя и своего барина, к другой — всю прочую «сволочь». Подобным образом и любовь-собственность заставляет человека автоматически делить весь мир на «мы» и «они». И тогда, чем бы он ни жертвовал во имя подобной любви, эта жертва неизбежно будет принесена им лишь себе самому. Христианство предполагает совершенно иной принцип отношения к окружающим, когда основанием для любви к ближнему является вовсе не наша собственная мера жертвенности по отношению к нему, а безмерность жертвы Христа за все человечество. Чтобы эта мысль стала более понятной, можно рассмотреть ее на примере отношения героя сказки Экзюпери к чужим розам. Маленький принц по-детски наивно определил их как «ничто», поставив «ничьим» цветам в упрек тот факт, что ради них еще никто ничем не пожертвовал.
Но христиане знают, что Христос пострадал за каждого человека, а следовательно, все люди — Его дети, потому что для Бога нет беспризорных. Христиане призваны в каждом человеке видеть Христа и почитать в любом случайном встречном образ Божий. При таком мировоззрении разделение людей на своих и чужих по какому-либо признаку становится попросту невозможным. В повести Экзюпери именно Лис становится тем критерием правды-истины, которую должен познать принц. Он говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца — лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч, до тех пор, пока они не познают друг друга. Однако это познание Лис объясняет довольно своеобразно. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...
Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других... Наконец, именно Лис, представляя высшую мудрость в контексте философской сказки-причти, открывает Маленькому принцу тайну приручения, где приручение и любовь находятся в едином поле духовно-нравственных ценностей, что, безусловно, неверно. Оказывается, приручать — значит создать узы любви и единение душ. Однако именно Любовь не только связывает нас с другими людьми и внешним миром, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. Любовь ничего не требует взамен, она бескорыстна. Глагол приручить имеет отрицательную коннотацию, когда он употребляется не в отношении к животным, но — к людям. Христианство не рассматривает понятие «любовь» в таком аспекте.
Христианская любовь к ближнему — это не чувство и даже не действие, а такая настройка, а, вернее, устроение человеческой души, когда в ней живет постоянная готовность отнестись к человеку, как Сам Христос относился к нам, — жертвенно, без эгоистических целей. Созданные в традиции романтической философской сказки образы «Маленького принца» глубоко символичны. Мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами в сказке являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня. Маленький принц — это символ человека-странника во Вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Это одновременно и романтический герой, и художник-творец, и взрослый, в котором живет до конца его дней ребенок. Пустыня в христианской культуре имеет большое значение как место Откровения беседы с Богом. Именно в пустыне обе великие монотеистические религии находят источник своего зарождения.
Пустыней традиционно называется и безлюдная дикая местность, в которой Христа искушал сатана и из которой прибывали как ложные, так и истинные пророки как в мрачной поэме Йетса «Второе пришествие», 1916.
Кроме того, Маленький принц рассказывает о событиях, произошедших на астероидах или планетах до его прибытия на Землю. Это от удава, который проглатывает зверя. Это вдохновляет его сделать свой первый рисунок. Он показывает рисунок — удава, проглотившего слона, — взрослым, но никто из них не может понять изображение, и они видят только шляпу.
Рисунок, сделанный рассказчиком, изнутри удава, проглотившего слона. Взрослые, видевшие рисунок только снаружи, видели шляпу. Рассказчик тогда отказывается от интереса к рисункам, так как взрослые говорят, что лучше всего изучать географию, грамматику и т. Когда оно вырастет, научиться управлять самолетами. Однажды его самолет терпит крушение, и он терпит крушение в пустыне Сахара..
Воды у него хватит всего на восемь дней, именно столько ему придется попытаться отремонтировать самолет. После первой ночи в пустыне, Когда он просыпается утром, он видит блондина, одетого как принц, который хочет, чтобы пилот нарисовал ему овцу.. Так как он не умеет рисовать овец, мужчина из детства рисует ту же картинку удава. И какое удивление, когда мальчик говорит, что хочет не слона на удаве, а барана. Пилот нарисовал несколько овец, прежде чем сделать рисунок, который одобрил Маленький принц.
Все, что нужно сделать пилоту, — это несколько раз нарисовать овцу без одобрения мальчика. До мужчина рисует коробку с тремя дырками и говорит, что овца внутри.
Постепенно выяснилось, что Маленький принц прилетел с планеты под названием «астероид В-612». Вся планета была величиной с дом, и Маленькому принцу приходилось ухаживать за ней: каждый день прочищать три вулкана — два действующих и один потухший, а также выпалывать ростки баобабов. Но жизнь его была печальной и одинокой, поэтому он очень любил смотреть на закат — особенно когда ему бывало грустно. Он делал это по нескольку раз на дню, просто передвигая стул вслед за солнцем. Все изменилось, когда на его планете появилась чудесная роза. Это была красавица с шипами — гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но роза казалась ему капризной, жестокой и высокомерной — он был тогда слишком молод и не понимал, как озарил его жизнь этот цветок. И вот Маленький принц прочистил в последний раз свои вулканы, вырвал ростки баобабов, а затем простился со своим цветком, который только в момент прощания признался, что любит его.
Он отправился странствовать и побывал на шести соседних астероидах. На первом жил король: ему так хотелось иметь подданных, что он предложил Маленькому принцу стать министром, а малыш подумал, что взрослые — очень странный народ. На второй планете жил честолюбец, на третьей — пьяница, на четвертой — деловой человек, а на пятой — фонарщик. Все взрослые показались Маленькому принцу чрезвычайно странными, и только Фонарщик ему понравился: этот человек оставался верен уговору зажигать по вечерам и гасить по утрам фонари, хотя планета его настолько уменьшилась, что день и ночь менялись ежеминутно. Не будь здесь так мало места. Маленький принц остался бы с Фонарщиком, потому что ему очень хотелось с кем-нибудь подружиться — к тому же на этой планете можно было любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз в сутки! На шестой планете жил географ. А поскольку он был географом, ему полагалось расспрашивать путешественников о тех странах, откуда они прибыли, чтобы записывать их рассказы в книги. Маленький принц хотел рассказать о своем цветке, но географ объяснил, что в книги записывают только горы и океаны, потому что они вечны и неизменны, а цветы живут недолго. Лишь тогда Маленький принц понял, что его красавица скоро исчезнет, а он бросил её одну, без защиты и помощи!
Но обида еще не прошла, и Маленький принц отправился дальше, однако думал он только о своем покинутом цветке. Седьмой была Земля — очень непростая планета! Достаточно сказать, что на ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев — итого около двух миллиардов взрослых. Но Маленький принц подружился только со змейкой, Лисом и летчиком. Змея обещала помочь ему, когда он горько пожалеет о своей планете. А Лис научил его дружить. Каждый может кого-то приручить и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил. Тогда Маленький принц решил вернуться к своей розе, потому что был за нее в ответе. Он отправился в пустыню — на то самое место, где упал. Там он и познакомился с летчиком.
Маленький принц нашел желтую змейку, чей укус убивает в полминуты: она помогла ему, как и обещала. Летчику малыш сказал, что это только с виду будет похоже на смерть, поэтому печалиться не нужно — пусть летчик вспоминает его, глядя в ночное небо. И когда Маленький принц рассмеется, летчику покажется, будто все звезды смеются, словно пятьсот миллионов бубенцов… Прочитав очередной раз книгу, я решила проследить основные идеи произведения, которые помогут глубже понять проблему смысла жизни. Предварительно я открыла учебник Р. Янушкявичюс, О. Я поняла, что поиск смысла жизни — проблема актуальная во все времена и у всех народов. Смысл жизни в философии и религии Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. Философское видение проблемы Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.
Античная философия Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье eudaimonia , которое состоит в осуществлении сущности человека. Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия гедонизм , понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира. Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека, в согласии с природой и мировым разумом логосом. Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим Экзистенциализм Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю «Миф о Сизифе» , Жана-Поля Сартра «Тошнота» , Мартина Хайдеггера «Разговор на проселочной дороге» , Карла Ясперса «Смысл и назначение истории». Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрём Нигилизм Фридрих Ницше Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. Нигилизм, доведенный до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни — получить от неё удовольствие.
Позитивизм Людвиг Витгенштейн Вещи в личной жизни могут иметь смысл важность , но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. Прагматизм Уильям Джеймс Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт. Артур Шопенгауэр Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой. Религиозные подходы и теории Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы.
Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели. Большинство людей, кто верит в персонифицированного Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем» Смысл жизни с точки зрения Христианства Истинный смысл жизни - в принятии Иисуса Христа нашим Господом и Спасителем. В этом наше спасение и жизнь вечная. Мы примиряемся с Богом посредством Голгофской Жертвы Сына Божьего, - мы прощены, и искуплены, и оправданы, и приняты в вечные обители Иисусом Христом. И хотя мы ещё продолжаем жить на земле, но духом мы с Богом, - мы Его дети, наследники прекрасной вечности. Только после воскресения Христова возможны истинный прогресс и развитие. Смысл жизни — это замысел Божий о человеке, и он разный для разных людей. Его можно прозреть только смыв налипшую грязь лжи и греха, но его невозможно «выдумать». Смысл земного этапа жизни — в обретении вечной жизни, которое возможно только через личное принятие Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, обещание служить Ему верной и чистой совестью, сопричастие к жертве Христовой и Его воскресению. Серафим Саровский в 1831 году во время беседы с Николаем Александровичем Мотовиловым говорил: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее.
Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего». Иудаизм Согласно Торе, Всевышний создал человека в качестве собеседника и сотворца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно — для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства. Смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, даже в самых будничных делах — когда человек ест, спит, отправляет естественные потребности, исполняет супружеский долг — он должен делать это с мыслью о том, что заботится о теле — для того, чтобы иметь возможность с полной самоотдачей служить Творцу. Смысл жизни человека — в способствовании установлению царства Всевышнего над миром, раскрытии его света для всех народов мира. Ислам Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи Ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Согласно основополагающим догматам Ислама, «Аллах Бог властвует надо всем и опекает свои творения. Он Милостив, Милосерден и Всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха.
При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные.
Предварительный просмотр:
- «Маленький принц» главная мысль
- Краткий анализ
- "Маленький принц" главная мысль произведения | ReadCafe
- Символизм "Маленького принца"
- Дружба и любовь
- Рекомендуем
«Маленький принц», художественный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери
В произведении «Маленький принц» анализ построен не только на раскрытии основных тем, но и на описании композиционной структуры. Кроме рассказчика, Маленький принц познакомился с Лисом, подружился с ним, приручив его. Краткий и полный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц»: тема, проблема, идейно-эмоциональная оценка, основные герои, конфликт произведения.
О чем и какой смысл произведения "Маленький принц"
Маленький принц учит, что необязательно обращать внимание на злых, тщеславных людей, которые в погоне за материальными ценностями перестали быть собой. произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором. это Антуан де Сент-Экзюпери, только в детстве.
«Маленький принц», художественный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери
В чём же секрет такой популярности Антуана де Сент-Экзюпери и его сказки в нашей стране? В трогательной нежности и доверчивости главного героя, в особой поэтичности и романтичности изображённых событий, в глубине философского смысла, в раскрытии истинных жизненных ценностей, причём делается всё это без навязчивой дидактики, с видимой простотой языка, с акварельной прозрачностью мысли. Искренний, живой и непосредственный взгляд ребёнка на мир «странных взрослых», помогает увидеть несовершенство общества. По своей жанровой принадлежности «Маленький принц» - это сказка-притча, где в иносказательной форме, в аллегорических образах раскрываются основные проблемы человечества: духовная слепота и чёрствость, закрытость человеческих сердец. Сказка посвящена другу писателя Леону Верту, но автор уточняет, что она посвящена Леону Верту, когда тот был маленьким.
Очень важная мысль раскрывается в этом посвящении: «…все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит». А как хорошо бы было, если бы взрослые помнили себя в детстве, тогда они бы лучше понимали детей, и было бы меньше драм и жизненных трагедий. Сюжет этого произведения прост и в то же время фантастичен. Повествование идёт от первого лица.
Рассказчик — лётчик, совершивший из-за поломки самолёта посадку в пустыне Сахара. Здесь он знакомится с Маленьким принцем, который «тоже упал с неба». Мальчик жил на маленькой планете величиной с дом. Для взрослых, любящих подсчёты и цифры, рассказчик уточняет название астероида — Б-612.
Ключевые слова в рассказе Маленького принца о своей жизни на астероиде — это «баобабы», «три вулкана» два действующих и один потухший и «роза с шипами».
Этой идее посвящена аллегорическая драма А. Камю «Калигула». Кризисная ситуация, часто вымышленная или надуманная, обнажает человеческую природу, и не всегда эта природа оказывается привлекательной. Так, в романе У. Голдинга «Повелитель мух» на необитаемом острове в результате авиакатастрофы оказывается множество подростков, без единого взрослого. Их радость от свободы, первоначально весёлая жизнь скоро переходит во вражду, заканчивающуюся убийством. Иногда для изображения трагичной свободы, «заброшенности» человека в мире используются фантастические, гротескные образы: в «Пене дней» Б.
Виана герой, чтобы вылечить свою жену внутри неё растёт лилия и душит её , работает на оружейном заводе: согревает своим телом посаженное в землю оружие, чтобы оно выросло. Абсурдность действий и реплик героев ещё больше подчёркивает одиночество и трагизм их положения. Экзистенциализм не является литературной школой, свою принадлежность к нему признавали только Ж. Сартр и А. Настроения экзистенциализма можно найти в прозе С. Мейлера, А. Мёрдок, У. Голдинга, Х.
Носсака и др. Предшественниками экзистенциализма считаются писатели Ф. Достоевский и Ф. Кафка, философы Л. Шестов, Н. Бердяев, С. Во второй пол. Проблематика драматургии Бернарда Шоу.
Творческий путь Шоу-драматурга начался в 1890-е годы. В Независимом театре была поставлена и первая драма Шоу «Дома вдовца» 1892 , с которой началась «новая драма» в Англии. Следом за ней появились «Волокита» 1893 и «Профессия миссис Уоррен» 1893--1894 , составившие вместе с «Домами вдовца» цикл «Неприятных пьес». Такими же остросатиричными были и пьесы следующего цикла, «Пьесы приятные»: «Оружие и человек» 1894 , «Кандида» 1894 , «Избранник судьбы» 1895 , «Поживем -- увидим» 1895--1896. В 1901 г. Шоу опубликовал новый цикл пьес «Пьесы для пуритан», в который вошли «Ученик дьявола» 1896--1897 , «Цезарь и Клеопатра» 1898 , «Обращение капитана Брассбаунда» 1899. Какие бы темы ни поднимал в них Шоу, будь то, как в «Цезаре и Клеопатре», отдаленное прошлое человечества или, как в «Обращении капитана Брассбаунда», колониальная политика Англии, его внимание всегда приковано к самым жгучим проблемам современности. Для Шоу борьба за новое общество была неразрывно связана с борьбой за новую драму, которая могла бы поставить перед читателями насущие вопросы современности, могла бы сорвать все маски и покровы жизни общества.
Молодая девушка Виви, только что окончившая колледж, делает страшное открытие: она узнает, что ее мать — содержательница публичных домов. Виви убеждается, что мать не бросит своего позорного занятия, хотя уже скопила громадное состояние; узнает, что старый компаньон матери, капиталист и баронет Крофтс, нагло претендует на брак с Виви; что сын пастора Фрэнк, которого она любит, является, возможно, ее братом. Перед Виви открывается мир гнусных отношений, в котором наиболее грязные профессии пользуются особенным успехом. Виви находит в себе силы отвергнуть грязные деньги матери и заняться честным самостоятельным трудом. В пьесе сказалось отвращение Шоу к мелодраматическим эффектам и трагическим развязкам. Концовка пьесы кажется даже довольно обыденной: молодая девушка, порвавшая с матерью и своей средой, одиноко сидит в конторе над расчетными книгами. Среди произведений, написанных в довоенный период, самой популярной пьесой Шоу стала комедия «Пигмалион» 1912. Ее заглавие напоминает о мифе, согласно которому скульптор Пигмалион, изваявший статую Галатеи, влюбился в нее, и тогда богиня любви Афродита, внявшая мольбам отчаявшегося художника, оживила ее.
Шоу дает свой, современный, вариант древнего мифа. Профессор фонетики Хиггинс заключает пари с полковником Пикерингом, что за несколько месяцев ему удастся обучить уличную торговку цветами правильной речи и сделать так, чтобы «она с успехом могла сойти за герцогиню». Но в атмосфере внимания и уважения к ее личности Элиза проявляет необыкновенные способности, ум, талант, чувство внутреннего достоинства. Они лишь препятствуют людям реализовать заложенные в них возможности. Шоу безгранично верит в культуру, знания, которые, по словам прозревшего Хиггинса, «уничтожают пропасть, отделяющую класс от класса и душу от души». Насколько Шоу интересовала связь характера и общественного положения, особенно доказывает тот факт, что радикальную перестройку характера он сделал даже главной темой пьесы «Пигмалион». Совершенно очевидно намерение, которое преследовал Шоу, назвав пьесу именем мифического героя. Человек создается человеком -- таков урок этой, по собственному признанию Шоу, «интенсивно и сознательно дидактической» пьесы.
Это тот самый урок, к которому призывал Брехт, требуя, чтобы «построение одной фигуры проводилось в зависимости от построения другой фигуры, ибо и в жизни мы взаимно формируем друг друга». Среди литературных критиков бытует мнение, что пьесы Шоу, больше, чем пьесы других драматургов, пропагандируют определенные политические идеи. Учение об изменяемости человеческой природы и зависимости от классовой принадлежности есть не что иное, как учение о социальной детерминированности индивидуума. Пьеса «Пигмалион» является хорошим пособием, в котором рассматривается проблема детерминизма. Даже сам автор считал ее «выдающейся дидактической пьесой». Главной проблемой, которую Шоу искусно решает в «Пигмалионе», стал вопрос «является ли человек изменяемым существом». Это положение в пьесе конкретизируется тем, что девушка из Ист Энда Лондона со всеми чертами характера уличного ребенка, превращается в женщину с чертами характера дамы высшего общества. Чтобы показать, как радикально можно изменить человека, Шоу выбрал переход из одной крайности в другую.
Если такое радикальное изменение человека возможно в относительно короткое время, то зритель должен сказать себе, что тогда возможно и любое другое изменение человеческого существа. Второй важный вопрос пьесы - насколько речь влияет на человеческую жизнь. Что дает человеку правильное произношение? Достаточно ли научится правильно говорить, чтобы изменить социальное положение? Вот что думает на этот счет профессор Хиггинс: «Но если бы вы знали, как это интересно -- взять человека и, научив его говорить иначе, чем он говорил, до сих пор, сделать из него совершенно другое, новое существо. Ведь это значит -- уничтожить пропасть, которая отделяет класс от класса и душу от души». Толкование концовки «Пигмалиона» очевидно: желательным является не превращение жителей трущоб в леди и джентльменов, подобно превращению Дулиттла, а превращение их в леди и джентльменов нового типа, чувство собственного достоинства которых базируется на их собственном труде. Элиза в стремлении к труду и независимости является воплощением нового идеала леди, который, в сущности, ничего общего не имеет со старым идеалом леди аристократического общества.
Она не стала графиней, как об этом неоднократно вещал Хиггинс, но стала женщиной, сила и энергия которой вызывают восхищение. Знаменательно, что даже Хиггинс не может отказать ей в привлекательности -- разочарование и враждебность скоро превращаются в противоположность. Новаторство эпического театра Б. Немецкий драматург Б. Брехт вошел в историю литературы как теоретик и практик «эпического театра». Подобно Б. Шоу, который традиционной драме противопоставил пьесу-дискуссию, Брехт традиционному театру противопоставлял театр «эпический». В чем же заключается отличие «эпического театра» Брехта от театра традиционного?
Прежде всего, Брехт стремился подчеркнуть условность самого сценического действа: зритель должен помнить, что сценическое действие - это не жизнь, а именно театр. Очень важным фактором, к которому стремился Брехт, было отсутствие эмоциональной реакции у зрителей. Пьеса не должна волновать, вызвать слезы или какие-то другие эмоции, она должна принудить зрителя думать. Зритель не должен проникаться судьбой героя, он должен оценивать поступки героя, быть ему судьей. В таком театре нет положительных и отрицательных героев - это каждый зритель определяет сам для себя. Главное для Брехта, чтобы этот зритель начал думать над тем, что происходит на сцене. В таком театре ведущей есть роль автора, для которого все действие - лишь повод для начала дискуссии со зрителем. Произведения Брехта имеют довольно откровенный подтекст.
Так, знаменитая пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» создавалась в то время, как Гитлер начал Вторую мировую войну. И хотя исторической основой этой истории есть события Тридцатилетней войны, самая пьеса, а особенно образ ее главной героини, приобретают вневременное звучание. По сути это произведение о жизни и смерти, о влиянии исторических событий на жизнь человека. В центре пьесе - маркитантка Анна Фирлинг, которая больше известная как мамаша Кураж. Для неё война - это способ существования: она тянет вслед за армией свой фургон, где каждый может купить ее нехитрый товар. Война принесла ей трех детей, которые родились от солдат разных армий; война стала для нее нормой. Ей безразлично, что является причиной этой войны, кто будет победителем, за которые идеи воюют армии. Эта же война и все отнимает у мамаши Кураж: один за одним гибнут ее трое детей, и она остается одна.
Пьеса Брехта завершается такой сценой: мамаша Кураж уже сама тянет свой фургон вслед за армией, которая отходит. Даже в самом финале матушка Кураж не изменила свои мысли о войне. Для Брехта важно, чтобы прозрение пришло не к герою, а к зрителю. В этом и заключается смысл «эпического театра»: зритель сам должен осудить или поддержать героя. Так, в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» автор все подводит к тому, чтобы главная героиня осудила войну, поняла в конце концов, что война губительная и беспощадная ко всем и всему. Но «прозрение» мамаши Кураж не происходит. Более того сама её «профессия» предусматривает существование за счет войны. И в финале пьесы она остается верной своей «профессии».
Несмотря на то что война забрала ее детей, мамаше Кураж нужна война, война - это единственный способ ее существования. И это одно из главных достижений «эпического театра».
Главный герой повести, авиатор, терпит крушение и приземляется в пустыне. Погруженный в вынужденное одиночество, он слышит детский голос. Мальчик, непонятно откуда взявшийся посреди Сахары, просит летчика нарисовать барашка. Отвергнув несколько неудачныx попыток, ребенок удовлетворяется не реалистичным изображением животного, а намеком, образом, наброском, который дает свободу воображению. Психотерапевт Пьер Лассюс, написавший очерк «Мудрость Маленького принца», полагает, что Маленький принц — детское «я» автора, его способность очаровываться, воспринимать жизнь через призму поэзии и сказки, а книга — история встречи взрослого с его внутренним ребенком. Маленький принц разочарован миром «больших людей»: они хотят власти, денег и почестей, «ни разу не понюхав цветка» и «ни разу не посмотрев на звезду». Случайно ли Сент-Экзюпери, потомок крестоносцев, обедневший аристократ, чьи предки сидели за одним столом с королями Франции, выбрал себе в воображаемые собеседники Маленького принца?
Разве что шпага принца похожа на игрушечную. Маленький принц — странствующий рыцарь, звездочет и мечтатель. Он путешествует по планетам дельцов и честолюбцев, но его возлюбленная Роза и друг Лис пришли на страницы повести из старинныx книг в кожаных обложках, из мира французской средневековой поэзии. Интересно, что романы о Розе и Лисе в свое время тоже были бестселлерами. В «Маленьком принце» много и библейскиx отсылок. Это еще и фантазия на тему возвращения на Землю божественного ребенка, история о боге, который решил стать человеком, чтобы понять любовь, боль и смерть.
Эта книга зачаровывает и взрослых и детей вот уже 70 лет, ее иллюстрированные страницы переведены на 250 языков и диалектов. По случаю годовщины произведения "HuffPost France" обдумывает пять жизненных уроков "Маленького принца". Мы должны возродить в себе детскую тягу к творчеству.
Он считает, что всякий взрослый, открыв книгу, увидит обыкновенную шляпу. Пилот давно остыл к рисованию, пока не встретился с Маленьким принцем, который сразу понял, что именно было изображено на рисунке: слон внутри удава. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком" [здесь и далее цитаты из "Маленького принца" даны в переводе Норы Галь — прим. Взрослые предпочитают цифры и практичность во всем, но они забывают заглядывать вглубь, под поверхность, чтобы дать себе свободу творчества.
Утрачивая любознательность, они становятся пассивными. Что утверждает наука: Творчество и воображение приносят пользу здоровью. Исследование, проведенное журналом "Психология музыки", показывает, что студенты-пианисты испытывают меньший стресс, чем другие, когда импровизируют на сцене. Также результаты доказывают, что музыка повышает степень восприятия выраженных в пении эмоций. Творческие люди очень похожи на Маленького принца: это мечтатели в поисках нового опыта, задающие правильные вопросы. Чтобы ценить простые радости жизни, нужно быть менее серьезным.
Анализ «Маленький принц» Сент-Экзюпери
Всё в «Маленьком принце» неспроста, даже самые коротенькие эпизоды имеют колоссальное значение и огромный смысл. Краткий и полный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц»: тема, проблема, идейно-эмоциональная оценка, основные герои, конфликт произведения. Предлагаем вашему вниманию статью на тему: 5 жизненных уроков из "Маленького принца", подкрепленных научными фактами. Сочинение на тему: “Философский смысл произведения “Маленький принц” О каком бы произведении ни шла речь, автор всегда желает вложить в него какую-то философию, чтобы сделать действительно полезным для читателя.
5 жизненных уроков из "Маленького принца", подкрепленных научными фактами
Что нам пытается сказать Маленький принц и как его послание помогает людям исцелить детские душевные травмы. произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором. Смысл афоризмов сказки «Маленький принц»заключается в том, что всегда необходимо действовать.