Новости смерть достоевского

«Очень и очень сожалею о смерти бедного Достоевского, — отметил в своём дневнике обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев. Во второй партии смерти ожидает отставной поручик инженерных войск Русской императорской армии, будущий великий писатель Федор Михайлович Достоевский. Русского писателя, философа и публициста Фёдора Михайловича Достоевского не стало 9 февраля 1881 года. После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив для подготовки собрания сочинений.

Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь

Сцена с упреками и слезами, уход Достоевского к себе в кабинет. Кровотечение горлом. Письмо Н. Любимову с просьбой выслать причитающийся за «Братьев Карамазовых» остаток в 4000 руб. Письмо написано, очевидно, после кровотечения горлом. Приезд д-ра Я. При выстукивании груди новое кровотечение.

Достоевский теряет сознание. Около 7 часов. Достоевский прощается с женою и детьми. По настоянию д-ра Бретцеля приглашены еще два врача: А. Пфейфер и Д. Января 27, вторник.

Кровотечение не повторяется. Приход метранпажа из типографии А. Суворина по поводу последнего номера «Дневника» и распоряжение Достоевского. Многочисленные посетители не допускаются к больному. Состояние Достоевского накануне смерти описано у А. Суворина: «То он ждет смерти, быстрой и близкой, делает распоряжения, беспокоится о судьбе семьи, то живет, мыслит, мечтает о будущих работах, говорит о том, как вырастут дети, как он их воспитает...

Января 28, среда, 7 часов утра. Достоевский говорит жене, что он, вероятно, умрет в течение дня. С утра возобновление кровотечений.

Состояние литератора ухудшалось день ото дня. Переломным моментом могла послужить ссора Достоевского со своей сестрой из-за имущества, которое он унаследовал ещё давно.

Ссора закончилась сильным кровотечением. Жить писателю осталось несколько дней. По воспоминаниям его жены, 28 января 1881 года проснувшись рано утром, она увидела, как Федор Михайлович смотрел безмолвно на неё. Затем, на вопрос о самочувствии, он ответил, что вероятно умрет сегодня. Анна Григорьевна пыталась заверить мужа, что ему это лишь кажется, но писатель был непреклонен и попросил дать ему Евангелие и зажечь свечку.

Эта книга была подарена ему женами декабристов, во время пребывания на каторге. Будущий знаменитый литератор не расставался с нею на протяжении долгих лет каторги. Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Отпевание по православному обряду Медицинское свидетельство о смерти В 9 часов утра ему удалось заснуть и поспать пару часов. Затем он проснулся от обильного кровотечения. Анна Григорьевна пыталась успокоить его, как могла, заверяя мужа, что количество крови было не большим и что он пойдет вскоре на поправку.

Однако писатель относился к заверениям жены крайне скептично, будучи уверенным в своём предсказании.

В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака. Перевод можно считать вольным переложением, поскольку он содержит некоторые ошибки, пропуски, неточности, но также и некоторые дополнения от самого Достоевского. Перевод «Евгении Гранде» осуществлялся с самого раннего издания, вышедшего в 1834 году, и поэтому в некоторой степени отдалён от окончательной версии оригинала. Впервые перевод Достоевского был напечатан в журнале «Репертуар и пантеон» в 1844 году без указания имени переводчика.

В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди». При посредничестве Д. Григоровича с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Достоевский был радушно принят в кружок Белинского и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года.

Все заговорили о «новом Гоголе». Однако следующее произведение «Двойник» было встречено непониманием. По словам Д. Григоровича восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом.

Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона» положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Н.

Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках» А. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика. В январе-феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова, где познакомился с И.

Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями. С конца зимы - начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея и Николая , в который входили поэт А. Майков, критик В. Майков, А. Плещеев, друг и врач писателя С. Яновский, Д.

Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Весной 1846 года А. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М.

Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Дурова, состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам. Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н. Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество.

Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. В кружке С. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое «Письмо Белинского Гоголю». Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Следствие по делу петрашевцев осталось в неведении о существовании семёрки Спешнева. Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта А.

На допросах Достоевский предоставлял следствию минимум компрометирующей информации. Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников»: "Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева копию с преступного письма литератора Белинского - читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". Молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала. Сочинения первого периода творчества Достоевского принадлежали различным жанрам: юмористического рассказа «Роман в девяти письмах», 1845 , физиологического очерка фельетоны «Петербургской летописи», 1847 , рассказа «Господин Прохарчин» 1846 , «Ползунков» 1847 , «Честный вор» 1848 , святочного рассказа «Ёлка и свадьба», 1848 , повести «Хозяйка» 1847 , «Слабое сердце» 1848 , «Белые ночи» 1848 , романа - эпистолярный роман «Бедные люди» 1845 и незаконченный роман воспитания «Неточка Незванова» 1848-1849. В Алексеевском равелине Достоевский написал рассказ «Маленький герой» 1849.

Многие творческие начинания и замыслы молодого писателя нашли своё более широкое воплощение в его последующем творчестве. Суд и суровый приговор к смертной казни 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Вероятнее всего политические взгляды писателя стали меняться ещё в Петропавловской крепости.

Так петрашевцу Ф. Львову запомнились слова Достоевского, сказанные перед показательной казнью на Семёновском плацу Спешневу: «Nous serons avec le Christ» Мы будем с Христом , на что тот ответил: «Un peu poussiere» Горстью праха. Во время короткого пребывания в Тобольске 10 января-20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. Муравьёва, П. Анненкова и Н. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и одарили каждого Евангелием с незаметно вклеенными в переплёт деньгами.

Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Кроме Достоевского ни один из русских писателей XIX века не прошёл через суровую школу каторги. Арестанты были лишёны права переписки, но, находясь в лазарете, писателю удавалось тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» «моя тетрадка каторжная». Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома».

Григоровича с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Достоевский был радушно принят в кружок Белинского и стал знаменитым до публикации романа Н.

Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе». Однако следующее произведение «Двойник» было встречено непониманием. По словам Д. Григоровича восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М.

Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона» положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Н. Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках» А. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика.

В январе-феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова, где познакомился с И. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями. С конца зимы - начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея и Николая , в который входили поэт А. Майков, критик В. Майков, А. Плещеев, друг и врач писателя С.

Яновский, Д. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Весной 1846 года А. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян.

Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Дурова, состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам. Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н. Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. В кружке С. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое «Письмо Белинского Гоголю».

Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Следствие по делу петрашевцев осталось в неведении о существовании семёрки Спешнева. Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта А. На допросах Достоевский предоставлял следствию минимум компрометирующей информации. Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников»: "Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева копию с преступного письма литератора Белинского - читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". Молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала. Сочинения первого периода творчества Достоевского принадлежали различным жанрам: юмористического рассказа «Роман в девяти письмах», 1845 , физиологического очерка фельетоны «Петербургской летописи», 1847 , рассказа «Господин Прохарчин» 1846 , «Ползунков» 1847 , «Честный вор» 1848 , святочного рассказа «Ёлка и свадьба», 1848 , повести «Хозяйка» 1847 , «Слабое сердце» 1848 , «Белые ночи» 1848 , романа - эпистолярный роман «Бедные люди» 1845 и незаконченный роман воспитания «Неточка Незванова» 1848-1849.

В Алексеевском равелине Достоевский написал рассказ «Маленький герой» 1849. Многие творческие начинания и замыслы молодого писателя нашли своё более широкое воплощение в его последующем творчестве. Суд и суровый приговор к смертной казни 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Вероятнее всего политические взгляды писателя стали меняться ещё в Петропавловской крепости. Так петрашевцу Ф.

Львову запомнились слова Достоевского, сказанные перед показательной казнью на Семёновском плацу Спешневу: «Nous serons avec le Christ» Мы будем с Христом , на что тот ответил: «Un peu poussiere» Горстью праха. Во время короткого пребывания в Тобольске 10 января-20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. Муравьёва, П. Анненкова и Н. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и одарили каждого Евангелием с незаметно вклеенными в переплёт деньгами. Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Кроме Достоевского ни один из русских писателей XIX века не прошёл через суровую школу каторги.

Арестанты были лишёны права переписки, но, находясь в лазарете, писателю удавалось тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» «моя тетрадка каторжная». Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». Достоевскому потребовалось несколько лет для того, чтобы сломить враждебное отчуждение к себе как к дворянину, после чего арестанты стали принимать его за своего. Первый биограф писателя О. Миллер считал, что каторга стала «уроком народной правды для Достоевского». Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его болезни как падучая Epilepsia , что явствует из приложенного свидетельства лекаря Ермакова к прошению Достоевского 1858 года об отставке на имя Александра II. В 1850 году в польском журнале «Варшавская библиотека» Biblioteka Warszawska были опубликованы отрывки из романа «Бедные люди» и положительный отзыв о нём. Сохранились воспоминания очевидцев каторжной жизни писателя - участника Польского восстания Симона Токаржевского и писателя П.

Мартьянова 1827-1899.

Вы точно человек?

Другое К дате отреставрировали нагробный памятник 9 февраля в Некрополе мастеров искусств прошло возложение цветов к месту захоронения Федора Михайловича Достоевского. В этот день исполнилось 140 лет с момента смерти писателя. Классика будут чествовать весь 2021 год - в честь 200-летия со дня его рождения.

Кавелина и И. Тургенева к А. Женева, 1892..

Легенда 5. Достоевский плохо себя вел с женой, ходил в бордели и подцепил сифилис Вердикт: это частично правда. Мария Дмитриевна Достоевская — первая жена писателя. Достоевского У Достоевского было две жены, как мы уже говорили. Перед свадьбой не сказал ей, что с ним случаются приступы падучей эпилепсии.

А потом завел любовницу и уехал с ней за границу, бросив жену умирать от чахотки. И это не считая мелких бытовых скандалов. Анна Григорьевна Достоевская — вторая жена писателя. Пушкина, Москва Во втором браке ситуация была вроде бы лучше. Новая супруга, в девичестве Анна Григорьевна Сниткина, явно старалась показать, что у них все было хорошо.

Расшифровывая свой записанный стенографическими знаками дневник за 1867 год, она значительно сократила и смягчила описания ссор с мужем. Но ни измен, ни обманов в их жизни не было. В бордели Достоевский ходил только в юности. В письме к брату 1845 года есть исчерпывающее свидетельство: «Минушки, Кларушки, Марианны и т. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь».

На сифилис, впрочем, он тогда не жаловался, только на геморрой и расстройство нервов Ф. Полное собрание сочинений. Письма, 1832—1859. Достоевский был педофилом Вердикт: это неправда. Кадр из фильма «Бесы» по одноименному роману Федора Достоевского.

Режиссер Владимир Хотиненко. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка» Переписка Л. Толстого с Н. Толстой на это никак не отреагировал. По ее словам, история совращения маленькой девочки, которую привела в баню гувернантка, была только в черновых материалах к роману «Бесы».

Этот сюжет Достоевский хотел использовать в главе «У Тихона», в которой Ставрогин соблазняет совсем юную Матрешу. Если это так, то почему Страхов решился оговорить одного великого писателя в переписке со вторым? После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив для подготовки собрания сочинений.

Достоевского Некрополь мастеров искусств. Государственный музей городской скульптуры Пл. Достоевского в Музее Достоевского Кузнечный пер. Лекция доктора филологических наук Б.

Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие.

Достоевская, — было подарено Федору Михайловичу в Тобольске когда он ехал на каторгу женами декабристов… Федор Михайлович не расставался с этою святою книгою во все четыре года пребывания в каторжных работах. Впоследствии… он часто, задумав или сомневаясь в чем-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на первой странице левой от читавшего. И теперь Федор Михайлович пожелал проверить свои сомнения по Евангелию. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть. Открылось Евангелие от Матфея. III, ст. II: «Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду».

Я не могла удержаться от слез. Федор Михайлович стал меня утешать, говорил мне милые ласковые слова, благодарил за счастливую жизнь, которую он прожил со мной. Поручал мне детей, говорил, что верит мне и надеется, что я буду их всегда любить и беречь.

Федор Достоевский и смертная казнь: "Нет, с человеком так нельзя поступать!"

После смерти императора Николая I 18 февраля 1855 года Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвященное его вдове. Образ старца Зосимы прогремел на всю Россию, но после смерти Достоевского начались споры о его религиозности и православности. Отсюда возникает вопрос: что же на самом деле стало причиной смерти Достоевского? В главе «Кана Галилейская» Достоевский показывает, что воскресение, возрождение победило в душе Алеши смерть и тление, и после того, как он припал к земле. Особенно, относительно подлинных обстоятельств смерти Федора Достоевского, последних дней и часов его земной жизни.

Достоевский, музыка, Толстой

Увлечение Федора Достоевского азартными играми Летом 1862 года Федор Достоевский впервые побывал за границей. Главной целью путешествия было лечение на немецких курортах. Но в Баден-Бадене писатель увлекся разорительной игрой в рулетку. В связи с возникшей пагубной страстью, Достоевский испытывал постоянную нужду в деньгах. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провел с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой. Любовь Достоевского к Сусловой, их сложные отношения и привязанность писателя к рулетке нашли отражение в романе «Игрок». Последний раз писатель играл в рулетку в Висбадене 16 апреля 1871 года, когда после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре. Главные книги Федора Достоевского, великое пятикнижие Посетив Европу, Федор Достоевский опубликовал свои размышления об идеалах Великой французской революции — «Свободе, равенстве и братстве». Размышления писателя о буржуазной цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях» предваряли историко-социологическую проблематику «великого пятикнижия», философская основа которого по определению достоеведа Долинина была заложена в «Записках из подполья». Многие мысли автора «Записок из подполья» получили развитие в последующих романах, начиная с «Преступления и наказания». В 1864 году ушел из жизни старший брат писателя.

В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности основой которых являлись европейские социалистические теории , формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей. Мысли Достоевского на этот счёт впоследствии найдут отражение в романах «великого пятикнижия» и «Дневнике писателя». После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче, работая над романом «Преступление и наказание». Параллельно Достоевский работал над «Игроком», который диктовал стенографистке Анне Сниткиной, вскоре ставшей его второй женой. Выход «Преступления и наказания» в свет в 1866 году вызвал бурную полемику в литературном сообществе России, отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия. Вскоре книга получила всемирную славу. В 1867—1868 годах Достоевский написал роман «Идиот» — так же одну из главных своих книг. В 1875 году был напечатан роман «Подросток», четвертое произведения «великого пятикнижия». В 1879—1880 были созданы «Братья Карамазовы», последняя из великих книг писателя. Смерть Федора Достоевского В начале января 1881 года, при встрече с Григоровичем, Достоевский поделился предчувствием, что не переживёт нынешней зимы.

Любовь Достоевская дочь писателя вспоминала о бурной сцене с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, что этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни эмфиземы. Через 2 дня, 9 февраля 1881 года, на 60-м году жизни Федор Михайлович Достоевский скончался. Диагноз — туберкулез лёгких, хронический бронхит, в небольших размерах эмфизема легких. Личная жизнь Федора Достоевского Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. В общей сложности брак Федора и Марии продлился около семи лет, до скоропостижной кончины супруги писателя в 1864 году. Во время одной из своих первых поездок за границу в начале 1860-х годов Достоевского очаровала эмансипированная Аполлинария Суслова. Именно с нее была написана Полина в «Игроке», Настасья Филипповна в «Идиоте» и ряд других женских персонажей. Вторично он женился на Анне Сниткиной. Она стала для писателя и супругой, и прекрасным помощником.

Анна Сниткина брала на себя хлопоты по изданию романов Достоевского, рационально решала все финансовые вопросы, готовила к изданию свои воспоминания о гениальном муже. Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей. К сожалению, из всех детей Федора Михайловича продолжателем его писательского рода стал только сын Федор. Потомки Федора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге. В интервью журналу «Итоги» правнук писателя Дмитрий Андреевич Достоевский сказал, что считает себя достоеведом-любителем.

В Северной столице Федор Михайлович впервые испытал упоение заслуженной славой, впервые пришло осознание себя как писателя. Этому предшествовало некое озарение, которое сам он назвал «видение на Неве». Я бросил взгляд вдоль реки в морозно-мутную даль. Казалось, весь этот мир с приютами нищих и раззолоченными палатами в этот сумеречный час походит на фантастический сон. Я вдруг прозрел в совершенно новый мир. Я полагаю, что с той минуты началось мое существование. Сердце мое, как будто облилось в это мгновение горячим ключом крови. Я захотел, чтобы не был заглушен ничей голос, чтобы выслушана была по возможности всякая нужда», — из воспоминаний Ф. Пережитые впечатления составили основу первого большого романа. Все, что он создал, писалось ночью, когда затихало все вокруг как в самой квартире, так и на улице. На столе горели свечи — в то время уже древняя вещь, поскольку уже появлялись лампы, но Федор Михайлович работал только при свечах. По-видимому, такое шаткое пламя, дающее причудливые тени на стенах кабинета, создавало определенную цветовую атмосферу творчества. Сергей Есенин: «Невеселого счастья залог — сумасшедшее сердце поэта» За внешней простотой рассмотреть неизмеримую сложность любого человека — это умение открылось у Достоевского с того самого «видения на Неве». Он писал: «Я вдруг увидел какие-то странные лица, кто-то гримасничал передо мною и передергивал какие-то нитки, пружинки, и куколки двигались. Куколки становились людьми, и оказывалось, что не так они просты, и каждый образ — бесконечное переплетение смыслов. И замерещилась мне тогда история в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое, какая-то девочка, оскорбленная, грустная. Глубоко разорвала мне сердце вся их история». Достоевский читал писателю Дмитрию Григоровичу только что законченный роман «Бедные люди». Григорович вспоминал: «С первых же страниц восхищен донельзя, я несколько раз порывался броситься ему на шею, удержала только его нелюбовь к шумным излияниям. На следующий день понес рукопись Некрасову. Я понял насколько то, что было написано Достоевским, было лучше того, что я сам сочинял до сих пор. Уговорил Некрасова почитать вместе, на последней странице не мог больше владеть собой, начал всхлипывать, украдкой взглянул на Некрасова, по его лицу текли слезы. В 4 часа утра оба уже были у Достоевского, в полчаса бог знает, сколько переговорили. Воскликнул прямо с порога». Стыдливо думал я про себя в робком восторге. Только подумал, и оказался я ко злодеям причтен». Арест и приговор В 27 лет уже достаточно известный писатель был заключен в Петропавловскую крепость. Ему ставилось в вину недонесение о злоумышленном кружке Петрашевского и участие в нем, а также чтение на публике письма Белинского к Гоголю, в котором выражались антирелигиозные и антигосударственные идеи. Портрет любимого Пушкина осеняет крошечную спаленку двух старших братьев — Михаила и Федора. Как бережно, оказывается, память хранит воспоминания детства, и много они способны дать, когда нужна поддержка в минуту уныния, словно охранный талисман. Память о том уголке, где играли, учились, а впоследствии мечтали обо всем прекрасном и высоком». Военный суд приговорил Федора Достоевского подвергнуть смертной казни расстрелянием. В числе других его посадили в полицейскую карету и повезли к месту казни. Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Жизнь — дар, жизнь — счастье. Как не дорожил я временем, любая прожитая минута теперь вспоминалась, как век счастья. Обязательно семейные чтения Карамзина, истории государства российского и, конечно, стихи Владимира Жуковского, Гаврилы Державина, любовью к которым щедро делилась с детьми маменька». Приходил учитель французского и дьякон — учить закону божьему, а латынь старшим сыновьям преподавал сам отец. По природе страшно раздражительный, он ни разу в жизни их не наказал. После старшие братья окончили гимназию, и отец решил поместить их в инженерное училище. И вот теперь его как преступника везут на Семеновский плац. Такое обвинение противно всем моим убеждениям, моему образованию», — думал писатель. Народу было на Семеновском плацу до 3000 человек, но все было тихо. На осужденных стали надевать саваны, раздалась команда: «На прицел! Вершина собора сверкала на ярком солнце. Донеслись из детства полузабытые слова молитвы. Что, если бы не умирать, что если бы воротить жизнь, я бы тогда каждую минуту в целый век обратил». Выстрелов не последовало — его Величество Николай I повелел в каторжную работу на 4 года, а потом в рядовые. Достоевский выдержал испытание. В его страдающей душе родился поэтический мир невиданной новизны и смелости, но прежде были трагические годы каторги. Каторга и ссылка Достоевского В Петропавловской крепости в Алексеевском равелине был закован в ножные кандалы Федор Михайлович Достоевский, и в них отправился в Омский острог, проведя 3 года, не снимая кандалов. Потом, вернувшись в Петербург, всю жизнь оставшуюся Федор Михайлович ходил мелкими шагами, потому что след от этих кандалов остался не только физически на его ногах, но и в его походке. Кандалы на Достоевского надели в Рождественскую ночь 1849 года. В ожидании отправки он писал брату: «Неужели никогда я не возьму пера в руки? Сколько образов угаснет в моей голове, но жизнь в нас самих, а не во внешнем. Клянусь, что не потеряю надежду, перерожусь к лучшему». Общество требует от человека нравственности, но как часто мы сталкиваемся с нравственной безответственностью общества перед человеком. Неизбежны ли те жертвы, которые общество от нас требует? Вот вопрос, которым задавался Достоевский.

По разным источникам — разные тексты. А в других источниках — Евангелие от Марка, крещение Иисуса Христа. Но так или иначе, он умер под звуки Евангелия, сказал жене очень важные слова: «Анечка, я тебе даже в мыслях не изменял». К нему пришли дети под благословение, он благословил их и отдал Богу душу, этот чахоточный бывший каторжник, высохший, измученный, о котором критики говорили, что он в посконной рубахе стоит на коленях перед Богом за все человечество. Его положили в Святодуховскую церковь Александро-Невской лавры, ныне не действующую, занятую Культурным Центром. И там он лежал. К нему пришли псалтырь почитать. Лежит покойник, в головах стоит аналой, на аналое лежит псалтырь, приходили люди и читали по кафизму. Потом пришли другие — «я тоже хочу помолиться, и я, и я», и читают по кафизму, потом по псалму, потом по три строчки, потом по одной строчке, потом по одному слову. Слово прочел и в сторону, прочел и в сторону. Потому что желающих прочесть псалтырь у гроба Достоевского оказалось несколько тысяч.

Эта книга была подарена ему жёнами декабристов в Тобольске по пути на каторгу, он очень её ценил и никогда с ней не расставался. Фёдор Михайлович, по своему обыкновению, раскрыл её наугад, открылось Евангелие от Матфея, гл. III, ст. II, где сказано: «Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду». Он попросил жену не удерживать его и сообщил ей, что всегда горячо её любил и никогда даже мысленно не изменял ей. Похороны Ф. Рисунок В. Достоевский некоторое время говорил с поэтом Аполлоном Николаевичем Майковым, несколько раз звал детей и прощался с ними, подарил своё Евангелие старшему сыну Фёдору. В 6 часов вечера началось новое кровотечение, писатель впал в бессознательное состояние, началась агония. Жена и дети стояли на коленях у его изголовья и плакали, едва сдерживая громкие рыдания. Анна Григорьевна держала руку мужа и чувствовала, как угасает пульс. В восемь часов тридцать восемь минут вечера Фёдора Михайловича не стало. Позже этот момент так был описан репортёром «Московского вестника»: «В глубине неказистой мрачной комнаты, его кабинета, лежал он, одетый, на диване с закинутой на подушку головой. Свет лампы или свеч, стоявших подле на столике, падал плашмя на белые, как лист бумаги, лоб и щёки и несмытое тёмно-красное пятно крови на его подбородке... Дыхание каким-то слабым свистом прорывалось из его горла, сквозь судорожно раскрывшиеся губы. Веки были прижмурены как бы таким же механически судорожным процессом пораженного организма... Он был в полном забытьи» Б. Жена, дети, родственники и ближайшие друзья Ф. Достоевского у его могилы. С известием о кончине писателя его квартира стала заполняться толпами желающих проститься с его телом. Среди них был и художник И. Крамской, который оставил для потомков сделанный карандашом и тушью посмертный портрет Фёдора Михайловича. Писателя хоронили в последний день января. Вынос тела Достоевского из его квартиры в Кузнечном переулке состоялся в 11 часов дня, огромная процессия, растянувшаяся на версту, проследовала в Свято-Духовскую церковь Александро-Невской лавры, где состоялось отпевание, длившееся целую ночь. На протяжении всего следования траурной процессии до самой лавры гроб несли на руках. Утром следующего дня, 1 13 февраля, на Тихвинском кладбище было многолюдно, люди взбирались на памятники, сидели на деревьях, цеплялись за решётки. Перед выкопанной могилой у гроба писателя выступали литераторы, профессора и студенты, среди них были первый биограф писателя О.

День памяти Достоевского в 2023 году

Дочь Достоевского: «Он видел приближение смерти, не боясь её». 📚Рубрика "НеИзвестный Достоевский" 📚 Смерть писателя В конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского. Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище — одно из лучших учебных заведений того времени. После смерти ее супруга писатель сделал ей предложение, которое она приняла только после произведения Достоевского в офицеры и возвращения потомственного дворянства. Бросить курить или уменьшить потребление табака Достоевский наотрез отказался, и разорвавшаяся лёгочная артерия стала причиной его смерти на 59 году жизни. 136 лет назад, 9 февраля (28 января по ) 1881 года в Санкт-Петербурге умер Федор Михайлович Достоевский.

142 года со дня смерти классика: в Петербурге вспоминали Фёдора Достоевского

На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал.

Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А.

В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы».

Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866.

В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г. В 1868 г.

В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг.

Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г. Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг. Бакуниным ; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С.

Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840—1860-х гг. Белинского, А. Герцена, Т. Грановского , П. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологического своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции — эти глубинные духовные пороки политических честолюбцев и авантюристов, руководителей русской смуты, обретают в романе апокалипсическое значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла.

В июле 1871 г. Достоевский с женой и дочерью вернулись в Россию.

Особенно — участники ярмарки и продавцы на стендах. Один из самых удивительных моментов — слышать голос Льва Толстого, беседующего с нами сквозь время и технический прогресс. Я не буду выполнять работу экскурсоводов и пересказывать вам содержание лекции, задам только один вопрос: знаете ли вы разницу между граммофоном и патефоном?

Признавайтесь, все сразу подумали, что граммофон — это такой проигрыватель пластинок с огромным рупором в виде большущей трубы, а патефон — то же самое, только поменьше и в виде чемоданчика. А вот и нет. Но в чем фишка, говорить не буду — сходите в музей, и там вам все расскажут! А под конец дня Павел Басинский и студия Видеопрокат рассказали о предстоящей экранизации книги «Подлинная история Анны Карениной». Интересно, что и книга, и будущий фильм — жанр гибридный.

Это вроде биография, но биография выдуманной героини. Это будет вроде экранизация, но экранизация документальная, в виде сериала.

Достоевского к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелом». В конце ноября император Николай I при утверждении подготовленного генерал-аудиториатом приговора петрашевцам заменил восьмилетний срок каторги Достоевскому четырёхлетним с последующей военной службой рядовым. При инсценировке казни о помиловании и назначении наказания в виде каторжных работ было объявлено в последний момент.

Он оказался предателем, и вскоре всю компанию уже допрашивали следователи в Третьем отделении нa Фонтанкe. Всех членов кружка посадили под арест в Петропавловскую крепость — место неприятное и сырое. Чтобы исключить контакты арестантов между собой и с внешним миром, их распределили по одиночным камерам. Михаил Петрашевский Заключение Достоевский переносил очень плохо. В письмах брату Михаилу он жаловался, что его мучают кошмары, а пол уходит из-под ног.

Но в чем конкретно обвиняли молодого писателя, который просто ходил на «пятницы» и рассуждал о светлом будущем России? Решение суда по сегодняшним меркам выглядит странно: «…поручикa Достоевскогo, зa недонесениe o распространении преступногo o религии и правительствe письмa литератopa Белинскогo и злоумышленногo сочинения поручикa Григорьевa, лишить… чинов… и подвергнуть смертной казни». То есть, его вина была в том, что он присутствовал при чтении запрещенной литературы и не доложил об этом жандармам. Что же это было за крамольное письмо, за чтение которого полагалась смерть? Его Достовский увидел в переписке Белинского с Гоголем, которая нелегально распространялась в списках и печатном виде среди прогрессивной молодежи. Виноват ли Гоголь? В 1847 году вышла новая книга Гоголя «Выбранныe местa из переписки с друзьями». В ней уже на то время маститый писатель обращается к губернаторам, к духовенствy, к чиновникам и поучает их, как вести государственныe делa, призывает уповать нa Богa, верить в егo милосердиe и волю, почитать порядки и воспитывать народ богобоязненным. Одним словом, полностью перечеркивает блестящую сатиру собственных «Мертвых душ».

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

Имеются различные версии о том, что Ф.М. Достоевский умер от « горлового кровотечения», сопряженные с областью бронхолегочной патологии, которые во многом противоречивы и не. 📚Рубрика "НеИзвестный Достоевский" 📚 Смерть писателя В конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского. 9 февраля 2023 года, в 142-ю годовщину кончины Федора Михайловича Достоевского (1821-1881), у могилы писателя на Тихвинском кладбище Свято-Троицкой.

И жизнь, и скорбь, и смерть пророка

Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг. Бакуниным ; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С. Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840—1860-х гг. Белинского, А. Герцена, Т. Грановского , П. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологического своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции — эти глубинные духовные пороки политических честолюбцев и авантюристов, руководителей русской смуты, обретают в романе апокалипсическое значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла. В июле 1871 г. Достоевский с женой и дочерью вернулись в Россию. Лето 1872 г. Став редактором газеты-журнала «Гражданин» , Достоевский с 1873 г.

Имевший большой успех «Дневник писателя» — «моножурнал» Достоевского, включавший публицистические статьи на политические, юридические, социальные, педагогические и другие темы, литературно-критические статьи и очерки, мемуары, а также художественные произведения. В нём были опубликованы, в частности, мрачно-иронический рассказ «Бобок» 1873 в традиции «Разговоров в царстве мёртвых» Лукиана , являющийся по своим идеям «всё позволено», если нет Бога , темам «бесстыдной правды», сознания на грани безумия, сладострастия и др. Бахтин всего творчества Достоевского; а также «фантастические» рассказы: «Кроткая» 1876 — монолог мужа у гроба покончившей самоубийством жены, который, пытаясь собрать «мысли в точку», приходит к ясному осознанию случившегося в предисловии к рассказу Достоевский сформулировал суть своего «фантастического» метода — представить стенограмму внутреннего монолога героя ; «Сон смешного человека» 1877 , восходящий к жанру фантастических путешествий в утопическую страну и завершающийся прозрением героя, который «видел истину» — «рай на земле» и знает отныне, что надо делать для его достижения «главное — люби других, как себя». Весной 1874 г. Достоевский, тяготясь редакторством и конфликтами с издателем, покинул свой пост, отправившись для лечения усилившейся эмфиземы лёгких за границу, в Эмс поездки туда повторились в 1875, 1876, 1879. В 1875 г. Итоговым произведением Достоевского стал роман «Братья Карамазовы» 1879—1880 , органично сочетавший семейную хронику с жанрами жития , поучения, философской притчи , исповеди, судебной речи, диспута. В нём нашёл осмысление трагический конфликт века — противостояние жажды веры и болезни неверия. Извечная борьба добра и зла в душе человека — проблемный узел романа. Накопленный огромный опыт вражды и ненависти преломляется в опасном соперничестве между отцом и братьями в семье Карамазовых, между старцем Зосимой и монахом Ферапонтом в стенах монастыря.

Убийство, загадочно совершённое в странном семействе, переплетается с неразрешимыми проблемами русской общественной жизни, испытывающей глубокий нравственный кризис. Государство и Церковь, суд и судебные учреждения, семья и школа, помещики, купцы и крестьяне, уездный город и нищая деревня, страдания взрослых и детей, прошлое, настоящее и будущее России — таков перечень главных вопросов, исследуемых в самом широком, всеохватном романе Достоевского. Идейное средоточие романа — притча о Великом инквизиторе, поэма-импровизация Ивана, отразившая сокровенные размышления автора о природе человека; в ней «мы находим глубокое сознание человеческой слабости, граничащее с презрением к человеку, и одновременно любовь к нему, простирающуюся до готовности — оставить Бога и пойти разделить унижение человека, зверство и глупость его, но и вместе — страдание» Розанов. Последний год жизни Достоевского ознаменовался выступлением на открытии памятника А. Пушкину в Москве [6 18 — 8 20 июня 1880]. Речь Достоевского — его самое известное публицистическое произведение, в котором осмыслено национальное значение Пушкина как выразителя «всечеловечности», «всемирной отзывчивости» русского народа, призванного «стать братом всех людей». В ночь с 25 на 26 января с 6 на 7 февраля 1881 г. Достоевский искренне верил в идею «всемирного человеческого обновления», которая осуществится в виде «Христовой правды», в то, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» «Сон смешного человека» ; в этой вере — квинтэссенция его гуманизма и религиозных исканий. Как художник Достоевский был «поэтом нашей совести» И. Анненский , выразителем глубокой трагедии, которую переживает смятенная человеческая душа в эпоху катаклизмов.

Свой реализм Достоевский определял как «фантастический», реализм «в высшем смысле», имея в виду пристрастие к изображению неординарного, исключительного как раскрывающего «самую сущность действительности» и «все глубины души человеческой». Отсюда — преобладание ситуаций катастроф и скандалов, парадоксальность и эксцентричность характеров и поступков героев. Этим определяется и такая особенность произведений Достоевского, как сочетание серьёзной нравственно-философской проблематики с занимательностью и сложностью интриги авантюрно-детективного свойства. Достоевский, по словам М. Бахтина, — создатель полифонического романа , который «строится не как целое одного сознания, объектно принявшего в себя другие сознания, но как целое взаимодействия нескольких сознаний, из которых ни одно не стало до конца объектом другого». Предметом художественного изображения у Достоевского становится идея; его герой — идеолог, особая точка зрения на себя и на окружающую действительность. При этом «коперниковский переворот» писателя состоит в том, что если «обычно самосознание героя является лишь элементом его действительности, лишь одною из черт его целостного образа, здесь, напротив, вся действительность становится элементом его самосознания». Такому самосознанию автор может противопоставить лишь мир таких же равноправных с ним самосознаний. Потому и слово автора о герое — это слово о присутствующем и могущем ему ответить, «оно ориентировано на героя как на слово и потому диалогически обращено к нему. Автор говорит всею конструкциею своего романа не о герое, а с героем» Бахтин.

Творчество Достоевского, наследника русской классики, органически вобрало в себя опыт европейской литературы прежде всего традиции О. Гюго , Ч.

Да простит Вас Ваш византийский Бог за эту византийскую мысль, если только, передавши её бумаге, Вы не знали, что творили…... Ваша последняя книга позорно провалилась сквозь землю. И публика тут права: она видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности, и потому, всегда готовая простить писателю плохую книгу, никогда не прощает ему зловредной книги. Это показывает, сколько лежит в нашем обществе, хотя ещё и в зародыше, свежего, здорового чутья; и это же показывает, что у него есть будущность. Если Вы любите Россию, порадуйтесь вместе со мною падению Вашей книги!

В духе религиозного назидания и одобрения существующих социальных порядков писатель осуждает свои собственные прежние труды и защищает крепостничество. Виссарион обвиняет Николая в верноподданичестве самодержавию. Призывает его одуматься. По сути морально Белинский расстрелял Гоголя своими словами и молодой Достоевский восхищавшийся ответом Белинского в молодости и переживший благодаря ему сильные чувства перед расстрелом, став старше перешел на сторону Гоголя. Вопрос почему?

Каторга и ссылка Достоевского В Петропавловской крепости в Алексеевском равелине был закован в ножные кандалы Федор Михайлович Достоевский, и в них отправился в Омский острог, проведя 3 года, не снимая кандалов. Потом, вернувшись в Петербург, всю жизнь оставшуюся Федор Михайлович ходил мелкими шагами, потому что след от этих кандалов остался не только физически на его ногах, но и в его походке.

Кандалы на Достоевского надели в Рождественскую ночь 1849 года. В ожидании отправки он писал брату: «Неужели никогда я не возьму пера в руки? Сколько образов угаснет в моей голове, но жизнь в нас самих, а не во внешнем. Клянусь, что не потеряю надежду, перерожусь к лучшему». Общество требует от человека нравственности, но как часто мы сталкиваемся с нравственной безответственностью общества перед человеком. Неизбежны ли те жертвы, которые общество от нас требует? Вот вопрос, которым задавался Достоевский. Через годы Достоевский напишет: «Промерзал до сердца».

В Тобольске в пересыльной тюрьме случилась неожиданная радость — его и других ссыльных пришли проведать жены декабристов. Прасковья Анненкова и Наталья Фонвизина. Жива Россия верой и верностью таких женщин: добились свидания пришли утешить, принесли в подарок по Евангелию. Достоевский сохранил эту книгу, единственную разрешенную в остроге. Позже он напишет: «Я дитя своего века, дитя сомнения. Каких страшных мучений стоила мне эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более доводов противных. Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь мою. Судил себя неумолимо и строго.

Иной раз даже благословлял судьбу за то, что она послала мне это». Надетые в Рождественскую ночь кандалы стали для него веригами подвижника. Я был похоронен живой и закрыт в гробу, 4 года как в землю закопанный. Сколько я вынес из каторги всевозможных типов, характеров. Судите народ наш не по тому, что он есть, а по тому, чем он хотел бы быть. А идеалы его сильны, святы. Не говорите мне, что я не знаю народа, я работал с ним настоящей мозольной работой. От него я вновь принял мою душу, Христа, которого узнал в родительском доме, которого утратил было».

Из памяти детства образ белого голубя в полутемной деревенской церкви — он пролетел из окна в окно, словно свет пронизал тьму. Белизна птицы была сродни доброте покойной матери, так помнилось. Бывают в жизни впечатления особенные, они залегают в душе неприметно и вдруг припоминаются, когда надо. Сердечные заботы крепостной нянюшки, душевная чуткость деревенского мужика, встреченного в детстве — вдруг всё это вспомнилось и помогло в каторге между разбойниками различить людей. В каторжном безкнижье вспоминались заветные корешки памятных книг, Пушкин, Гоголь, Даль, Лермонтов. Когда-то они заронили в сердце чувство соприкосновения с Родиной, ее святыней. Этим дышал мир детей в семье Достоевских. В доме часто вспоминали московский пожар, Бородино.

Это давало ему волю к тому, чтобы в падших людях искать сопричастность к той силе и глубине, которыми он и сам был заворожен еще ребенком, бывая в Кремле и в старинной лавре — Сергиевом Посаде. Освобождение Достоевский был выпущен из каторги не в срок, а на 2,5 месяца позже — писарь забыл занести его имя своевременно в регистрационную книгу. Вот он, рядовой отдельного сибирского корпуса, а через два года — унтер-офицер во внимание к хорошему поведению и усердной службе, всемилостивейшим повелением императора и самодержца всероссийского Александра II. С Богом славная минута, сколько мук я претерпел от того, что не мог в каторге писать, а внутренняя работа кипела. Более чем когда-либо я знаю, что не зря буду бременить собою землю. Свобода, новая жизнь воскресение из мертвых». Будто и не было этих 20 лет, и едет он юный поступать в инженерное училище, в яве видит себя за окнами Михайловского замка. Лучшая часть жизни его протекала в то время не с товарищами, а в общении с писателями на страницах их книг.

После испытаний каторгой он остался гуманистом, но сердце его стало мудрее. Со страниц книг молодой писатель шагнул в народ и оказался в самой глубине его страдания. С братом Михаилом они осуществили давно задуманное — стали издавать свои литературные журналы «Время» и «Эпоха». Россия вновь услышала голос Достоевского. Жизнь и творчество после каторги Из недоговоренностей и намеков соткан его сложный художественный мир. Под насущным видимым заключается другая действительность, подспудная, невысказанная. Корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. После Сибири Достоевский глубоко исследует тему преступления.

Он все еще пытается сложить с себя часть вины, как низкие потолки и тесные комнаты ум теснят. Теперь я знаю, кто много посмеет, тот у них и прав, кто на больше может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и правее. Так доселе велось и всегда будет». Может быть, прав Раскольников, может, не на нем одном вина? Виноваты и общество, которое толкнуло его на преступление, не подсказало иного пути и ясных целей, надежд. Значит, оно само преступное, больное? Кто же осветит хотя бы часть этого хаоса? Кто может определить законы этого разложения и нового созидания, кто их подметил, и кто их укажет?

Люди-маски окружают Раскольникова и сам город, словно огромная декорация.

Следом он начал работу над повестью «Двойник». Однако второе произведение разочаровало пишущую публику. Достоевского раскритиковали как Белинский, так и другие сподвижники. Совсем скоро Федор Михайлович поссорился с Тургеневым и перестал контактировать с кружком Белинского. А затем поругался с руководителем «Современника» Николаем Некрасовым , который до тех пор был высокого мнения о его творческом дебюте. С того момента он начал сотрудничать с журналом Андрея Краевского, «Отечественные записки». Несмотря на неприятие его творчества некоторой частью просвещенной публики того времени, он не сходил с литературной дороги.

Успешный дебют и быстро растущая популярность позволили Достоевскому завести немало полезных знакомств. Как из числа литераторов, так и среди столичной творческой публики, интеллигенции вообще. В конце 1846 года Федор Михайлович познакомился с М. Видным мыслителем, идеологом масштабных государственных перемен. С этого момента писатель заинтересовался идеями социализма. Петрашевский А уже в 1847 Достоевский стал завсегдатаем устраиваемых Петрашевским «пятниц» — неформальных собраний, где просвещенные люди обсуждали пороки государственного устройства Российской Империи. На повестке были вопросы отмены жесткой цензуры, либерализация судопроизводства, а также освобождение крестьян от позорного полурабского положения. Постепенно Федор Михайлович менял свою точку зрения на все более радикальную.

Пока в 1848 не познакомился с Николаем Спешневым, который придерживался революционных идей. В тот же период писатель вступил в тайное общество, которое включало в себя несколько наиболее радикально настроенных петрашевцев и в конечном итоге планировало свержение царской власти. Арест и ссылка В 1849 году Ф. Достоевский был арестован. На допросах он давал минимум информации. О существовании тайного общества и других радикально настроенных членов, сторонников Спешнева следователи так и не узнали. Во многом это спасло как самого писателя, так и его сподвижников. Хотя жизнь литератора все равно висела на волоске.

Достоевский и Ч. Фото 1858 г. После ареста Достоевский попал в заключение. На протяжении целых 8 месяцев он находился в Петропавловской крепости, где ожидал своей участи. Решением суда писателя приговорили к высшей мере наказания. В вину ему вменяли то, что он знал о содержании письма Белинского Гоголю, и не донес на автора. Более того, распространял запрещенную информацию, тем самым подрывал государственный строй и устои общества. До исполнения приговора, однако, так и не дошло.

Распоряжением самого императора, петрашевцев отправили в ссылку. Было ли столь суровое решение суда реальным действием, попыткой обезопасить царский режим или же искусно разыгранным спектаклем, чтобы напугать противников власти — сказать сложно. Точки зрения на этот вопрос различаются. Федор Михайлович Достоевский Интересно, что уже после принятого решения, петрашевцам о проявленной имперской милости не сказали. В положенный день их вывели на плац, объявили о приговоре и приготовились расстрелять. Об отмене сурового наказания сказали в последний момент. Инсценировка казни произвела на Достоевского серьезное впечатление. Некоторые приговоренные после разыгранного властями спектакля сошли с ума.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий