Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская.
Сообщить об опечатке
- Последние годы жизни и смерть Надежды Крупской
- Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
- Что случилось с отцом Надежды Крупской
- Крупская. Дочь гувернантки
- Личная жизнь Надежды Крупской
Надежда революции
По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе. Мало кто знает, что Надежда Константиновна была тесно связана с Алтайским краем и Барнаулом. Официально причиной смерти стал неоперабельный приступ аппендицита, спровоцировавший гнойный перитонит.
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской?
Основатель огромного государства с первым в истории социалистическим строем. Многие называют «учение о победе пролетариата» разновидностью религии. Главным отличием от классических форм является время получения благ. Верующие получат радость после смерти, а строители коммунизма должны терпеть лишения сегодня и строить лучший мир для тех, кто будет жить завтра. Женой, секретарем и ближайшей помощницей вождя была выдающаяся женщина — Надежда Константиновна Крупская. Семья вольнодумцев 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье Крупских родилась девочка Надя. Отец — поручик царской армии Константина Игнатьевича Крупский. По официальной версии, в период прохождения службы он боролся с самодержавием. Поддерживал участников шляхетского восстания на территории бывшей Речи Посполитой. Входил в тайный союз «Комитет русских офицеров».
После ухода из армии дослужился до чина Коллежского асессора. Воровала бутерброды у учительницы, чтобы накормить голодных подруг. Проявляла солидарность с девушками, не выучившим домашнее задание. Отказывалась отвечать на вопросы, даже если знала правильные ответы. Крупская преподавала в Смоленской воскресной вечерней школе за Невской заставой Большинство историков считают, что поручик Крупский отличился при подавлении польского восстания, а не входил в число заговорщиков. Но такая версия не укладывалась в идеальный облик вождей мирового пролетариата. На заметку: За годы советской власти официальная биографическая информация о Ленине и Крупской тщательно редактировалась. Забвению предавались все факты, способные бросить тень на иконы главных борцов с капитализмом. Взрослая жизнь Когда Надежде исполнилось 14 лет, от туберкулеза умер отец.
Для получения образования мама отдала девочку в женскую гимназию княгини Оболенской. Учебное заведение считалось одним из лучших в Петербурге. Во время учебы Крупская увлекалась идеями Л. Толстого и относила себя к «толстовцам». Чтобы помочь семье, девушка подрабатывала уроками. В 1889 году Надежда стала слушательницей одного из первых женских высших учебных заведений России — Бестужевских курсов. Здесь же девушка вступила в марксистский кружок. Проучившись год, Крупская стала преподавать в Смоленской воскресной вечерней школе за Невской заставой. Спустя время полицейские сводки так охарактеризовали деятельность молодой революционерки: «Устраивала рабочие кружки, причем была посредницей между рабочими и интеллигенцией, давая первым руководителей».
Встреча с Лениным В 1893 году Крупской стало известно, что в Питер приехал «очень знающий марксист». Захотелось познакомиться с приезжим волжанином. Первая встреча произошла на Масленицу. Познакомились будущие супруги в 1893 году Говорил Ленин.
Так, по словам Светланы Аллилуевой, Надежда Константиновна была против выставления тела своего мужа на всеобщее обозрение. Впрочем, Юрий Лопухин, автор издания «Как умер Ленин. Откровения смотрителя Мавзолея», утверждал, что ни одного высказывания Крупской подобного рода на самом деле нет. Мало того, она выступала на съезде с речью, посвященной памяти Владимира Ильича, и голосовала за принятие решения о строительстве Мавзолея.
Однако общей картины это не меняет. Известно, что Крупская поддержала Зиновьева и Каменева. Сталин же написал Молотову: «Крупская — раскольница. Ее и надо бить, как раскольницу…». Укрощение строптивой Неудивительно, что, по утверждению Ирины Сергиевской, автора книги «Пантеоны Кремля», после смерти Владимира Ильича у Надежды Крупской не единожды производились обыски. Не раз ей намекали на то, что она не имеет никакого права на личную память о вожде. Сергиевская пишет о том, что у Крупской изъяли все, что было связано с ее усопшим мужем: фотографии, письма, рукописи. По воспоминаниям очевидцев, Надежда Константиновна якобы даже вырезала снимки Ленина, опубликованные в газетах и журналах, и бережно их хранила.
Торт от Сталина Крупская начала готовиться к своему 70-летию загодя. Как утверждает профессор Владимир Лавров, Крупская не любила да и не умела готовить. Эту обязанность в доме Ленина и Крупской выполняла мать последней. После ее кончины супруги стали пользоваться услугами общепита. Но для юбилейного застолья Надежда Константиновна расстаралась — сама приготовила пельмени. Как пишет историк и публицист Гелий Клейменов, в качестве десерта на стол Крупской доставили торт от самого Сталина. Несмотря на то, что Крупская родилась 26 февраля, 24 февраля 1939 года в Архангельском ее уже навестили первые гости.
Согласно содержанию книги Веры Васильевой «Кремлевские жены», Надежда Константиновна с удовольствием угощалась Сталинским тортом, но уже вечером ей внезапно сделалось плохо.
Реклама О том, что Крупская высоко ценила педагогические идеи Льва Толстого, называя его статьи «неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения», известно широко. Но это не помешает ей позднее, встав по главе Главполитпросвета, запретить не только философские статьи Толстого, но и Платона, Канта, Шопенгауэра, Владимира Соловьева, Рэскина, Ницше, Тэна. В своей статье, опубликованной в начале 1928 года в «Правде», она назовет «Крокодил» Чуковского «болтовней», неуважением к ребенку, для которого чтение подобной «буржуазной мути» не пройдет бесследно. Крупская считала непозволительным вводить в заблуждение детей: «вместо рассказа о жизни крокодила они услышат о нем невероятную галиматью». Возмутила Крупскую мещанская обстановка, в которой живет Крокодил Крокодилович, и эпизод с проглоченной салфеткой, который «приучает пошлость не замечать». К «промахам» автора она относит и награду шоколадом, который получает за свой «подвиг» мальчик Ваня, а также сцены, где появляется «орущий и визжащий народ». В конце следующего года Чуковский будет вынужден «покаяться» и отречься от сказок его письмо будет опубликовано в «Литературной газете» — до 1942 года он не напишет ни одной сказки. Вместе с тем Крупская поможет с жильем другому «выдумщику» - Михаилу Булгакову. Подробности, которые помогли писателю остаться в Москве, он изложит в рассказе «Воспоминание» 1924 года.
Крупская будет хлопотать за многих «провинившихся», в том числе выступать против преследования детей «врагов народа». Загадка смерти Причины смерти Крупской по-прежнему остается загадкой. По одной из версий, озвученной в частности Верой Васильевой в книге «Кремлевские жены», вина за смерть Надежды Константиновны лежит на Сталине — присланный на юбилей торт в других источниках — конфеты был якобы отравлен. Впрочем, не совсем тогда понятно, каким образом «уцелели» остальные гости? Или они не отведали отравленного угощения? По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. Когда 24 февраля у нее появились резкие боли в животе, она была доставлена в больницу, где у нее обнаружили закупорку склерозированных сосудов кишечника с последующим омертвением части кишечника и воспалением брюшины.
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь
Но что касается Надежды Константиновны Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. Надежда Константиновна Крупская – родилась 26 февраля 1869 года в небогатой семье, революционерка, партийная и общественная деятельница, идеолог коммунистического воспитания. Надежда Константиновна Крупская. Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня. В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел. В чём была историческая роль Надежды Крупской: почему боевую соратницу и жену Владимира Ленина опасался даже Иосиф Сталин и что Крупская оставила Стране Советов.
Путь Надежды
- Во имя революции. Личная трагедия Надежды Крупской
- Что случилось с отцом Надежды Крупской — Кириллица — энциклопедия русской жизни
- КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки. |
Что случилось с отцом Надежды Крупской
Почему Крупская осталась Крупской? Надежда Константиновна во всех документах после замужества писалась Ульяновой. Причина смерти не выяснена до сих пор, однако есть серьезные основания полагать, что ее отравили. Надежда Константиновна Крупская. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Тогда Надежда Константиновна была еще далеко не пешкой, а королевой при немощном короле — по некоторым свидетельствам, в кругах старых партийцев даже рассматривался вариант создания триумвирата правителей.
Жена Ленина – Надежда Крупская
А на кружке было всегда тепло — если и не ногам, то сердцу точно. Володю — быстрого, с проглядывающей, несмотря на молодые годы, лысинкой, — Надя впервые увидела на сходке у общих знакомых. Она слышала о нем. Он молодец, и в студенческих волнениях участие принимал, и в ссылке побывал! Он не приглянулся ей внешне, но очаровал с первой встречи — с ним интересно, шумно, он говорил так запальчиво и яростно, что Надя невольно кивала головой в такт его словам. Они совпадали во всем, одинаково смотрели на жизнь, грезили революцией... Надю кольнуло то, что Володя сразу запал на Аполлинарию. Но больше изумляли ее те странные, смутные чувства, которые заставляли ее думать о нем, вспоминать к месту и не к месту его прищуренные, с хитринкой, глаза… Когда он заболел, она вызвалась быть при нем сиделкой. Ей нравилось быть рядом.
Его роман с подругой тек вяло, но мучил Надю порой уколами ревности. Они отдалились с Аполлинарией, и Крупская не знала точно, правда ли Володя предложил ей руку и сердце, и правда ли Якубова отвергла его, но вскоре Надя получила от него предложение стать его женой — в письме из тюрьмы. Оброненная ею фраза — «Ну что же, женой, так женой» — «войдет в анналы». Но равнодушия во фразе не было. Она просто была согласна на любую роль, лишь бы быть рядом. Когда их обоих решили направить в ссылку, но в разные места, шанс остаться вместе у Крупской и Ленина был один — венчание. Так 22 июля 1898 года Петропавловский храм села Шушенское услышал их нетерпеливые «да»; кованные ссыльным-умельцем Оскаром Энгбергом из пятаков кольца обняли пальцы не хуже настоящих обручальных. Вместе в ссылке было не так уныло.
Надя была сдержанна, но страсти между ними кипели. Мечталось о ребеночке… Но она так болела, так болела! Рези в животе, в самом его низу, бесконечные врачи и боль — она очень рано начала расплачиваться за небережное отношение к своему здоровью. Володя от каждой ее болезни страдал не меньше: Надя в такие моменты становилась похожа на раненую птичку. И ждала она птичку. Так называла Крупская свою мечту о малыше. Надежда без надежды. Такой она стала через несколько лет бесплодных попыток стать матерью.
Страсти супругов несколько улеглись. Потом они смирились с тем, что не будут родителями, и вся их энергия была брошена на общее дело — политику и борьбу. Не будем давать ей оценок — не о том речь. Но Надя стала для своего Володи незаменимой. Она справлялась со всем — с шифрованием его писем всего она зашифрует 30 000 посланий! Ей плохо давался только быт: готовить она не любила и не умела, вершиной ее мастерства была яичница из четырех яиц, которую муж покорно съедал по утрам. Теща взяла на себя готовку и придание уюта любому дому, в который бы не занесла судьба ее «детей». Ильич котлеты тещины любил, но цапался с ней регулярно, хотя в целом Елизавета Васильевна относилась к нему неплохо.
Родные же Ильича не особо жаловали Надю: сестра Анна прозвала ее селедкой, что затем привело к получению партийной клички Минога. Ленин же довольно трезво оценивал жену. И понимал, что плюсов у его Нади — куда больше. И плевать на надоевшую яичницу: Надя незаменима! Каким-то внутренним чутьем Крупская установила удивительный баланс в их отношениях: оставаясь личностью, она никогда не мешала мужу блистать ярче. Как сказали бы сейчас, они были единой, цельной командой. В 1900 году Крупская и Ленин отправились в Европу. Тут Крупская работала на Владимира Ильича как секретарь и стенографистка, переводчица.
И оставалась его женой.
Будучи противницей Сталина, она попыталась устранить его от власти. Помочь ей в этом могло «Письмо к съезду», известное также как «Завещание Ленина».
В этом документе, надиктованном Лениным ещё в 1922 году или, по альтернативной версии, написанном самой Крупской , Сталин не рекомендуется в качестве преемника. Крупская зачитала его перед ближайшими соратниками вождя в мае 1924-го, уже после смерти Ленина. Сталин даже подал в отставку, но вопрос о сохранении им должности генсека тогда к ней относились как к технической был поставлен на голосование, и большинство высказались за Сталина.
После этого он начал планомерно уничтожать оппозицию. Крупская в 1936 году. Wikimedia Commons А для вдовы Ленина настали странные времена.
Она сохраняла свои посты, её слова всё ещё хватало, чтобы решать чужие судьбы, однако её собственная ей уже не принадлежала в полной мере. Публично Крупская поддерживала Сталина , а Сталин высказывал ей всё подобающее уважение, но врагами они быть так и не перестали. Скорая ехала больше трёх часов, спасти Крупскую не удалось.
Накануне Надежда Константиновна отпраздновала своё 70-летие. Угощение к её столу прислал лично Сталин.
В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью.
Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений.
Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения.
Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской.
Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства.
Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность.
Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу.
Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто.
Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники.
Как утверждает профессор Владимир Лавров, Крупская не любила да и не умела готовить. Эту обязанность в доме Ленина и Крупской выполняла мать последней.
После ее кончины супруги стали пользоваться услугами общепита. Но для юбилейного застолья Надежда Константиновна расстаралась — сама приготовила пельмени. Как пишет историк и публицист Гелий Клейменов, в качестве десерта на стол Крупской доставили торт от самого Сталина. Несмотря на то, что Крупская родилась 26 февраля, 24 числа 1939 года в Архангельском ее уже навестили первые гости. Согласно содержанию книги Веры Васильевой «Кремлевские жены», Надежда Константиновна с удовольствием угощалась Сталинским тортом, но уже вечером ей внезапно сделалось плохо. Вдову Ленина госпитализировали, но даже врачи легендарной Кремлевской больницы не смогли ее спасти. На следующий день после того, как Крупской исполнилось 70, ее не стало.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. Но что касается Надежды Константиновны Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. О причинах смерти тоже говорят многое — одни уверены, что Надежда не могла больше жить с тираном, другие отмечают, что супруга вождя страдала от жутких головных болей, третьи считают, что виной всему стала депрессия от навалившейся на нее усталости. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской.
«Она похожа на селедку». Рыбные клички Надежды Крупской
Скорее всего, причиной смерти Надежды Константиновны стало обострение одного из ее заболеваний (в медицинском заключении указаны закупорка сосудов кишечника, омертвение его части и воспаление брюшины). Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель.