Итак: колядовать – 6 января вечером рождествовать – 7 января с утра щедровать – 13 января вечером посевать (засевать) – 14 января утром. тут ограничений тоже нет, так что исходите из соображений здравого смысла – зимой темнеет рано, поэтому можно начинать колядовать уже в 6 или 7 часов вечера. Колядки начинаются с 6 января – рождественского сочельника и заканчиваются 18 января – накануне Крещения Господня.
Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать
Коляда был мудрым и добрым богом, помогающим людям, он символизировал не только солнечный согревающий свет, но и свет знаний и мудрости. Главным атрибутом праздника, посвященного «молодому солнцу», конечно же, является огонь. Люди зажигали огненное колесо и старались поднять и закрепить его на шесте, показывая, что день прибавляется, солнце начинает светить ярче и обогревать замерзшую землю. Люди наряжались в «дружину Коляды», надевали шкуры животных и страшные маски, ходили по дворам, пели и танцевали, предрекали богатство и благополучие хозяевам дома.
За это они должны были получить символическую плату: сладость, мелкую монетку, сувенир или другую вещь. Вначале это были молодые, неженаты парни, но со временем эта традиция так понравилась и прижилась, что дети тоже стали колядовать, читать праздничные стишки и ожидать награды. Когда начинаются Колядки в 2022 году Когда-то колядовали перед крупнейшими христианскими праздниками: Рождеством, Крещением, Пасхой, Масленицей, однако сейчас наиболее популярными считаются Рождественские колядки.
Если вы желаете поколядовать, то нужно заранее подготовиться к празднику: приготовить наряды и выучить песни и стихи. Хоть традициям уже очень много лет, их нужно соблюдать и с уважением к ним относиться. Сейчас люди относятся к Колядкам больше как к развлечению, хотя раньше народ был настроен серьезно: ведь от проведения обрядов зависело дальнейшее благополучие.
Дат, когда начинаются и заканчиваются Колядки, будет несколько. Начинаются они вечером 6 января, в Сочельник, как только на небосклоне зажжется первая звезда.
Тогда было принято решение модернизировать этот праздник под христианство. Потому в этот праздник начали прославлять рождение Сына Божьего. На протяжении 12 дней люди могли веселиться от души, не ограничивали себя в еде и прочих земных удовольствиях. Период празднования завершался Крещением. Наши предки верили, что вода поможет очистить тело и душу, а также осознать грехи и покаяться в них. Несмотря на то что Святки сильно изменились с момента принятия христианства, некоторые языческие традиции сохранились и по сегодняшний день. Традиции празднования Во время Святок в храмах и церквях устраивают богослужения, во время которых принято прославлять Иисуса Христа и радоваться Его рождению. Каждый человек, который считает себя верующим, обязательно должен хотя бы раз посетить церковь за этот период.
Также в праздничные дни принято поминать усопших родственников. В церквях ставят свечи за упокой и заказывают панихиду. Обычно с большим размахом отмечают только несколько первых дней Святок. В Сочельник хозяйки готовят постные блюда, поскольку все еще действует Рождественский пост. На праздничном столе обязательно должны стоять: кутья каша из зерновых с сухофруктами и медом , блины, пироги, другая выпечка, кисель и узвар. На само Рождество и Щедрый вечер хозяйки готовят блюда из мяса, рыбы и овощей.
Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т. Все эти слова происходят от одного — усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz — рассветать, auzra, — утренняя заря, по-славянски утро из «устро». Кроме того, авсенем называлось у северных славян русского государства первое марта, первый день весны, служившей в древнее время началом года Даль. Следовательно, овсень означаешь и новый год, как праздник в честь возрождения солнца. Двойственное значение овсеня подтверждается овсеневыми песнями. В одной песне на вопрос: «Кому ж, кому ехать по мосточку? При этом песни добавляют, что он т. Овсень поедет «на сивенькой свинке» и погонять будет «живым золотым поросенком». Если вспомнить, что свинка пли поросенок в древности служили символом солнца сказочная «свинка — золотая щетинка» , то станет понятным, что здесь под овсенем разумеется именно солнце, а затем, в дальнейшем смысле, и новый год. Древние святочные великорусские песни употреблялись и в дни Рождества и Крещения безразлично. Иоанн Грозный на Стоглавом соборе обвинял духовенство в том, что народ «кликал» коляду и овсеня в ночь на эти праздники. О том же говорят запретительные указы Михаила Феодоровича и патриарха Филарета 1628 г. В настоящее время более сохранились колядки в Малороссии. Они богаче образами. Одни из песен называются колядками, другие щедривками. В первых преимущественно прославляются события Рождества Христова или Крещения, вторые воспевают новый год, заключают в себе пожелания урожая хлеба, плодов и т. Колядки рассказывают о рождении Христа Младенца, крещении его, волхвах, Ироде, св. Василии В. Христианских идей и понятий мало. Часто в колядах встречается припев: «виноградье красно-зеленое», значение которого не выяснено. Профессор Потебня полагает, что этот припев занесен на север Руси с юга, где существуют виноградные сады. Отсюда самые колядские песни называются «виноградьями». Виноградья по своему содержанию напоминают более русские былины и исторические песни, чем коляды: в них нередко говорится об Илье Муромце, о царских войнах с соседями и т. Цель всех колядок — обрадовать, вселить надежду на лучшее будущее. Колядка очаровывает воображение образами неземного счастья, наполняет бедную жизнь довольством, из укромной хатки ведет бедняка в чертоги богача, поднимает слушателя в надзвездные пространства; отворяется небо, предстают взору смертного престолы; Божия Матерь вьет из роз венки для тружеников — «хебородов». В рождественских песнях сострадательное божество нисходит на землю, посещает бедные жилища людей и щедрой рукой раздает довольство и счастье.
А Святки стали любимым временем, когда люди собираются вместе, загадывают желания и славят Всевышнего Господа за милосердие и Божью помощь. Обряды, христианские традиции и обычаи Во время святочной недели рушились сословные границы, люди были объединены общей радостью и благостным настроением. Много лет назад, до правления Петра Великого, у славян был старинный обычай разжигать накануне Рождества огромный костер, который считался атрибутом праздника. Цель и смысл обряда: костер был символом Вифлеемской звезды, и его горение поддерживали до Крещения. Устраивать зимние колядки и принимать участие в народных играх — любимое развлечение в период святочных дней. В основном переодевалась в шуточные наряды собравшаяся вместе молодежь. Описание празднований: юноши и девушки надевали костюмы мифологических героев или зверей, наряжались в персонажей народных сказок. Главным действующим лицом гуляний был медведь. Колядующие напевали рождественские колядки, величали хозяев дома приятными словами, но иногда им угрожали, если соседи отказывались угощать их. Например, говорили такие слова: «Кто не даст нам свой пирог, его корова получит в рог». Одной из самых любимых традиций в эти дни у детей было баловство. Подрастающее поколение собиралось небольшими группами и по-мелкому хулиганили. К примеру, дети могли разворошить аккуратно сложенные дрова в поленнице или заколотить какую-нибудь дверь. Приметы Ну и какой же православный праздник на Руси обходился без народных примет?
Когда колядуют в России в 2024 году.
Напоследок — посевать Заканчивается вся серия этих обрядов посеванием — 14 января, на старый Новый год. Раньше это делали с восходом солнца, а то и вовсе ночью. Сейчас встают люди немного позже, но по-прежнему считают, что чем раньше это сделать, тем лучше. Посевают исключительно мужчины. В таком случае хозяева могут рассчитывать на достаток. Если же первой гостьей окажется женщина, остается ожидать лишь печали и горьких слез. Потому ранним утром мужчины ходят по домам, поют праздничные песни и рассыпают зерно на пороге. Оно является символом благополучия и процветания жилища.
Древние сказания говорят, что славяне разукрашивали лица, надевали маски и наряды, и в таком виде восхваляли богов. Выбирался главный, называемый колдуном, который проводил жертвоприношение. Обычно это был глава семьи. В жертву приносили домашнее животное или птицу, чья кровь разбрызгивалась для отпугивания злых духов. Молодежь пела колядки и гадала. Деревенские жители всегда праздновали Коляду В старину празднование Коляды отмечалось шумно. Молодежь собиралась для хождения по домам в большие, веселые компании. Несли на шесте солнце, символ праздника, а после прихода христианства солнце было заменено на звезду символ рождения Иисуса. Толпа стучала в ведра палками и ложками, громко кричала на разный лад, кто-то подражал блеянию козы, кто-то мычал как корова, кто-то лаял как собака. Когда основная часть была закончена, люди приступали к праздничной трапезе. Ели мясо жертвенных животных, пили из общей чаши. После плотного обеда начинались «игрища», наступала пора песен, танцев, веселья. На второй день, взяв с собой пироги, люди шли колядовать. Первыми выступали всегда дети, потом девушки, а уж потом взрослые женщины и мужчины. Как отмечалась Коляда в последнее столетие За последние сто лет правила практически не менялись. Если Коляда отмечалась, то так: в сочельник принято было не есть, ждать вечера, появления первой звезды. Как только ее видели, на стол выставляются блюда, среди которых обязательной оставалась кутья и узвар из сухофруктов, мясные и сдобные вкусности. В рождество, 7 января, люди направлялись в гости к крестникам, чтобы поздравить их, подарить им сувениры. Вечером наряженная в праздничные костюмы молодежь шла петь колядки. Важно, что один человек в группе обязательно должен был быть в костюме козы. Хозяева слушали песни, смотрели на танцы, благодарили и в ответ раздавали вкусную еду печенье, кексы, тортики, колбасу — что есть. Не пустить колядующих решались не многие, так как это дурная примета. Сегодня Коляда уже не празднуется с таким размахом, как раньше В городах Коляда проходила более цивилизованно.
Для колядок нужна компания из минимум трёх человек, один из которых будет «звездарём», который несет звезду, второй же назначается на роль «мехоноши», он будет носить мешок для угощений. Кстати: Если православные христиане приходят в дома, чтобы спеть традиционные славящие Христа колядки, в этом нет ничего плохого: в некоторых храмах для прихожан в честь праздника также иногда поют рождественские колядки учащиеся воскресной школы или церковный хор, а иногда и духовенство. Если же колядующие выбирают демонические костюмы или исполняют песни, далекие от славления Рождества Христова, то от подобного рода времяпрепровождения стоит держаться как можно дальше. Сохраняйте колядки на Сочельник и Рождество-2024.
Святки часто ассоциируются со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Христианская традиция празднования святок была известна еще в IV веке, греческие христиане отдыхали, радовались и сугубо праздновали две недели после Рождества слово «святки» вероятно произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Бога и Рождение Христа. На Руси одной из любимых народных традиций во время Рождественских святок являлось колядование, изначально, впрочем, имевшее явно языческие корни. До нас дошли замечательные древние колядки — в селах на Украине и сейчас можно встретить носителей этой уникальной культуры. Поют старинные колядки и в Сибири. В последнее время колядующих все чаще можно увидеть и в Центральной России, но обычно не в классических, а больше в театральных, фольклорных формах. Ведь радость о Рождении Христа можно выражать по-разному: и в богослужении, и в приготовлении праздничного обеда, и в песнях.
Когда посевают, щедруют и колядуют, соблюдая традиции и желая счастья
Ныне многие связывают имя Коляды только с праздничными колядками, которые поют вечером с 6 на 7 января. Узнать, какого числа в 2021 году начинают колядовать в России не сложно, для этого нужно вспомнить дату Рождества. 13 января 2020 Эль Бали ответила: Считается сто колядуют 6 на 7 число, а щедруют с 13 на 14 вплоть до раннего утра 14, дальше не нужно, святые вечер в и светлые силы помогают людям в это вр. Какого числа будет Коляда в России в 2024 году, можно ли колядовать 31 октября, а также приметы и традиции обряда. В русской традиции колядуют с кануна Рождества до кануна Крещения, т.е. в период с 6 (строго после того как стемнеет) по 18 января.
Когда колядки и Святки будут отмечаться в России в 2023 году
Обряды, христианские традиции и обычаи Во время святочной недели рушились сословные границы, люди были объединены общей радостью и благостным настроением. Много лет назад, до правления Петра Великого, у славян был старинный обычай разжигать накануне Рождества огромный костер, который считался атрибутом праздника. Цель и смысл обряда: костер был символом Вифлеемской звезды, и его горение поддерживали до Крещения. Устраивать зимние колядки и принимать участие в народных играх — любимое развлечение в период святочных дней. В основном переодевалась в шуточные наряды собравшаяся вместе молодежь. Описание празднований: юноши и девушки надевали костюмы мифологических героев или зверей, наряжались в персонажей народных сказок. Главным действующим лицом гуляний был медведь. Колядующие напевали рождественские колядки, величали хозяев дома приятными словами, но иногда им угрожали, если соседи отказывались угощать их.
Например, говорили такие слова: «Кто не даст нам свой пирог, его корова получит в рог». Одной из самых любимых традиций в эти дни у детей было баловство. Подрастающее поколение собиралось небольшими группами и по-мелкому хулиганили. К примеру, дети могли разворошить аккуратно сложенные дрова в поленнице или заколотить какую-нибудь дверь. Приметы Ну и какой же православный праздник на Руси обходился без народных примет? Люди верили таким приметам на святки: Когда звездное небо и снежная погода на дворе — к урожайному году.
Как готовились и праздновали Коляду раньше К Коляде готовились заранее и уделяли этому большое внимание. Хозяйки стряпали, стараясь приготовить как можно больше вкусных блюд. Оладушки, пироги, мясо в разных видах, каши, запеканки — все самое интересное. Женщины делали генеральную уборку, стараясь, чтобы все сияло, словно солнечные лучи.
Все члены семьи посещали баню, в которой как следует мылись и парились. Также шили и мастерили разные наряды для колядования. Когда наступал день празднования, начиналось торжество, и шло оно по определенному сценарию. Люди шли к храмам в то время языческим , где проводили обряды жертвоприношения. Древние сказания говорят, что славяне разукрашивали лица, надевали маски и наряды, и в таком виде восхваляли богов. Выбирался главный, называемый колдуном, который проводил жертвоприношение. Обычно это был глава семьи. В жертву приносили домашнее животное или птицу, чья кровь разбрызгивалась для отпугивания злых духов. Молодежь пела колядки и гадала. Деревенские жители всегда праздновали Коляду.
Молодежь собиралась для хождения по домам в большие, веселые компании. Несли на шесте солнце, символ праздника, а после прихода христианства солнце было заменено на звезду символ рождения Иисуса. Толпа стучала в ведра палками и ложками, громко кричала на разный лад, кто-то подражал блеянию козы, кто-то мычал как корова, кто-то лаял как собака. Когда основная часть была закончена, люди приступали к праздничной трапезе. Ели мясо жертвенных животных, пили из общей чаши. После плотного обеда начинались «игрища», наступала пора песен, танцев, веселья. На второй день, взяв с собой пироги, люди шли колядовать. Первыми выступали всегда дети, потом девушки, а уж потом взрослые женщины и мужчины. Как отмечалась Коляда в последнее столетие За последние сто лет правила практически не менялись. Если Коляда отмечалась, то так: в сочельник принято было не есть, ждать вечера, появления первой звезды.
Подрастающее поколение собиралось небольшими группами и по-мелкому хулиганили. К примеру, дети могли разворошить аккуратно сложенные дрова в поленнице или заколотить какую-нибудь дверь. Приметы Ну и какой же православный праздник на Руси обходился без народных примет? Люди верили таким приметам на святки: Когда звездное небо и снежная погода на дворе — к урожайному году.
В Святки нельзя выбираться охотникам на охоту — с ними может случиться что-то недоброе в лесу, причиной тому станет злой дух. В ночь с 13 января на 14 по направлению ветра определяли, какой будет наступивший год зимние весенние приметы. Если ветер дул с юга, то год будет плодородным. Богатый урожай ягод и фруктов обещал восточный ветер.
О засушливом лете рассказывал ветер, дующий с запада. Ну а если дуло с севера, то не быть лету жарким. Картинки и поздравления со Святками Вопросы и ответы Сколько длятся святки? Существуют разная информация: по одной из версий святки длятся с 6-17 января, по другой Святки проходят во время от Рождества до Крещения 12 дней после Рождества.
Что значит колядовать? Наряжаться в костюмы лесных зверей, мифологических персонажей, ходить по дворам и веселить народ.
Январские календы у греков и римлян примыкали к целому ряду праздников Врумалии с 24 ноября до 17 декабря, в честь Диониса фракийского, Сатурналии и Опалии от 17—23 декабря; Воты — с 23 декабря, переходившие в календы и потому праздновались торжественнее других календ. Весь этот цикл праздников символизировал плодородие, надежды на жатву и веселье. Во время январских календ, — особенно в ночь на новый год, — целые толпы мимов, аргиров и т.
Церковь христианская, не одобряя языческого празднования календ и нового года, в противовес им установила торжественное празднование Рождества и Крещения, и новый год был перенесен на 1-е марта; в церковных песнях и выражались христианские идеи. Но народ, приняв христианские песнопения и праздники, не оставил прежних, языческих. Отсюда началось смешение языческих и христианских понятий, сказавшееся и в колядских песнях того времени IV-ХII вв. Так песни колядские стали обозначать не только новогодние, но и рождественские песни, песни святочные. От греков и римлян колядские песни были занесены странствующими мимами в другие страны Европы.
Под влиянием их всюду образовались свои собственные колядские песни на местном языке с тем же почти содержанием — у французов noels , немцев Weihnachtslieder , англичан carols , испанцев villancicos , в Италии они назывались pasturelles и т. По большей части колядские песни распевались пастухами, прославлявшими Христа пением своих любимых песен, затем за сочинение колядок стали браться поэты; в Италии в XIV-XV вв. В настоящее время колядские песни в большом употреблении во всех странах Европы и Америки; их распевают дети и взрослые, в домах и по церквам, простой народ и образованные люди. В каждой стране составилась по вопросу о колядских песнях целая литература. История коляды в России подобна истории ее в Европе.
Славяне, как и другие народы, праздновали зимнее «возрождение» солнца и природы. С принятием христианства «Рождество» совпало с этим языческим праздником. И если для людей более просвещенных христианским учением праздник Рождества затмил собой прежнюю языческую коляду, то в миросозерцании простого народа коляда покрыла собою Рождество; оба эти праздника слились в один, на что и указывает коляда, по которой «коляда» и «Рождество» нарождаются в один день. Далее, во время праздника ходили по домам с поздравлениями и песнями. Простому народу нередко представлялась в этом суть праздника; отсюда колядою он стал называть хождение по домам.
В дальнейшем развитии народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. На это указывают некоторые обычаи: в Московской губернии накануне Рождества водили по селам девицу, одетую сверх платья в белую рубаху — коляду. В Белоруссии коляду изображал парень на белой лошади. Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» — девицу, приносящую счастье от празднования в этот день церковью св. В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом.
Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений. Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т. Все эти слова происходят от одного — усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz — рассветать, auzra, — утренняя заря, по-славянски утро из «устро».
Колядование на Рождество начнется традиционно вечером 6 января 2024 года
Колядовать обычно начинали 21 или 22 декабря, во время зимнего солнцестояния, но чаще 25 декабря и продолжали до вечера 6 января. Свежие томские новости – РИА Томск. Даты колядования в 2024 году. Когда нужно колядовать, щедровать и посевать, как правильно. Ходить по домам можно после первой звезды в Сочельник, т. е. с 6-го на 7-е января и до Крещения (19.01). Кстати, после Рождества уже “рождествуют”, а не колядуют, 13 января – щедруют, а 14.01 – посевают.
Когда празднуют Коляду
- Новости по теме
- Какова история колядок
- Даты, когда колядуют, щедруют и посевают в России в 2022 году
- Даты, когда колядуют, щедруют и посевают в России в 2022 году
У вас включен VPN?
Колядовать дети собирались под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Изданный в 1930-е годы словарь Дмитрия Ушакова приводит куда более лаконичное определение: колядовать — ходить по дворам с пением колядок. Вечером шестого января начинаются колядки – один из самых красивых обрядов Рождества. Народ начинает собираться только вечером в Рождество и колядуют по 14 января. Колядовать начали также издревле, по сути это обычай пить, петь и веселиться.
Колядовать, щедровать, посевать: как правильно и когда?
Речь идет о колядках, когда веселые компании ходят по домам, радуют хозяев задорными песнями и получают взамен сладости или деньги. Но когда ходят колядовать и можно ли это делать вечером 7 января, знают не все. Чтобы разобраться с этим вопросом, придется немного вспомнить об истории этой замечательной традиции. Можно ли колядовать вечером 7 января? Праздники у наших предков были связаны природными явлениями, зимой 21-23 декабря отмечался день солнцеворота.
Это самый короткий день в году, после которого дневное время постепенно начинает увеличиваться.
Рождественская открытка. Источник: wikimedia. Как отголоски язычества сохранились колядки и гадания. Церковь не одобряет обращение к потусторонним силам, готовым открыть тайны будущего. Однако запреты и по сей день не останавливают девушек, желающих узнать имя суженого.
Ряжение также считалось предосудительным. Так, в 680 году на VI Вселенском соборе в Константинополе постановили отвергать «пляски и обряды» и осуждать тех, кто наряжается и надевает маски. За гадание и вовсе предлагалось отлучать от таинства причастия на шесть лет. На Руси первое время церковь пыталась бороться с колядой. Но молодежь продолжала из года в год на Святки надевать маски, льняные бороды, вывернутые наизнанку старые тулупы и ходить по домам. Колядующие в наши дни.
Служители церкви даже сочинили особые колядные песни во славу Христа. Днем дети и подростки ходили по домам с самодельной звездой и славили Рождество. Ряженые при этом никуда не делись — их выход начинался с заходом солнца. Так соседствовали языческие и христианские обычаи. Святочные увеселения на Руси Во время святочных игр и забав парни и девушки нередко находили себе пару. На Святки венчаться запрещалось, но после Крещения свадьбы играли одну за другой.
Вечерами обычно собирались в просторной избе. Хозяева посылали нарочных, обычно пожилых женщин, ходить по селу и приглашать девушек на посиделки. Заходя в дом, они говорили: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем». Гостей угощали, наливали им чарку вина, старались разузнать, кто еще приглашен из молодых. Если подходящей избы не находилось, собирались по очереди в домах девушек. Подходили часам к 5-6 вечера.
Парни и девушки водили хороводы, пели, играли. Веселье продолжалось до ночи. В какой-то момент в избе появлялась компания ряженых. Они устраивали забавы, в которые вовлекали всех присутствующих. Позже, после их ухода, иногда устраивали гадания.
Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки.
Этот обычай был распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только у нас это осуждалось Церковью. Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» — специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».
Уже в прошлом Традиция колядок связана и с таким явлением, как вертеп — театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю в форме кукольного театра. В оригинале вертеп — это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой. Путешествуя по деревням, он показывал представление, во время которого неоднократно исполняются колядки, обозначая появление того или иного героя, и только когда появляется ангел — исполняется рождественский тропарь. К сожалению, традиция пения колядок в России погибла. Если мы отправимся на Западную Украину, в Карпаты, то мы увидим, что там и сегодня на Рождество колядуют практически все.
Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы. Колядование было связано с подношением подарков.