До начала исламской революции 1979 года Иран была одна из культурно продвинутых стран в мире.
Опустить занавес: как выглядели иранки до того, как им приказали носить хиджабы
Поэтому Армия Исламской Республики Иран и Корпус Стражей Исламской Революции создаются в соответствии с упомянутыми целями. После Исламской революции, с уходом из Ирана иностранных компаний в виде кадров и капитала, Тегеран столкнулся с вызовом, который обернул в свою пользу. Это золотая молодёжь Ирана до исламской революции Большинстао было как в обычном Иране. новости мира. ислам. революция. Экипаж судна MCS Aries, задержанного иранскими военными в Ормузском проливе, будет освобожден, заявил в ходе разговора с коллегой из Португалии министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан.
Кровавая революция: как изменилась жизнь иранских женщин после событий 1979 года
На заглавном фото великолепная Лорен Хаттон позирует для Vogue в Персеполе в 1969 году — это одна из самый известных фотосессий в истории журнала. На последней фотографии Иран в наши дни.
Тогда же состоялись прошли переговоры о политической и материальной поддержке Ираном палестинского сопротивления. В интервью телеканалу "Аль-Маядин" один из членов делегации ХАМАСа тогла заявил: Если между двумя сторонами и были противоречия, то сейчас они преодолены и отношения вернулись в прежнее русло. Однако о какой именно помощи идет речь, не уточнялось. После массированных ракетных ударов вооруженные люди проникли в приграничные районы на юге Израиля. В течение нескольких дней после нападения израильские военные взяли под контроль все населенные пункты у границы с Газой и начали наносить авиационные удары по объектам, в том числе гражданским, на территории сектора.
Более того, противостояние Ирана с Израилем считается во многом системообразующей «линией разлома» в регионе, что особенно ярко проявляется на фоне нынешних событий в зоне палестино-израильского конфликта. Тель-Авив прямо обвинил Тегеран в поддержке эскалации конфликта. В то же время в самом Иране не исключают открытия новых фронтов против Израиля.
Исламская Республика заняла однозначную принципиальную позицию, выразив полную солидарность с палестинцами. Мощное военизированное шиитское движение «Хезболла» также заявило о своей поддержке ХАМАС и борьбе палестинцев, что может привести к еще более ожесточенной эскалации конфликта. Какова политика Ирана в рамках нынешнего противостояния? Может ли «Хезболла» вступить в прямую войну с Израилем? Как в Иране оценивают угрозы со стороны США? Об этом корреспондент EADaily поговорил с иранским журналистом-международником, автором телеграм-канала « Дневник иранского журналиста » Хаялом Муаззином. Хаял Муаззин. Иллюстрация: личный архив Х.
В «Цитадели» была своя поликлиника, полицейский участок, служба социальной работы и даже школа, где учили чтению и письму.
Жизнь проституток была ожидаемо безрадостной: они страдали от насилия, героиновой зависимости, сифилиса и нищеты, особенно, когда становились слишком старыми, чтобы работать. С 1975 по 1977 годы иранский фотожурналист Каве Голестан приходил в «Цитадель», чтобы запечатлеть быт живущих здесь женщин. Результатом стали эти фото:.
Последние новости и события Ирана
Исламская культурная революция Исламская революция в Иране привела к необходимости исламской культурной революции, поскольку для того, чтобы новый режим был жизнеспособен. Ясир Арафат и его организация до революции в Иране обучали террористов из исламо-маркситской группировки «моджахедов иранского народа» для борьбы с шахом (Об этом писали в расследования BBC.). Фото ирана до исламской революции и после революции. Его предательство повлекло разгром компартии Ирана Аббас Аттар: религия, политика и войны 1966. До революции 1979 года у женщин в Иране было много прав — они могли свободно гулять без сопровождения мужчин и так далее, потом стало нельзя. По своей значимости для исламского мира переворот в Иране схож с Великой Октябрьской революцией или Великой французской революцией.
Как выглядел Иран до «революции 1979 года» (фото).
Фальшивая история ислама и мусульманства, которые были придуманы в конце 1970х годов и стали агрессивно внедряться в странах Ближнего Востока и Центральной Азии. Чего удалось добиться противникам исламского дресс-кода и почему антиправительственные волнения могут вспыхнуть в Иране вновь — в материале корреспондента «», который посетил страну вскоре после окончания массовых акций неповиновения. В Тегеране отметили 40-летие Исламской революции,News & Politics,meduza,новости,медуза,политика,иран,трамп,роухани,санкции против ирана,иранская ядерная программа,1979,исламская революция,свержение шаха. Сам факт того, что женщин в Иране не превратили в рабочих ломовых лошадей, уже показывает, что там корпорации СССР крепко дали по хребту и выгнали уже в конце 1970х под предлогом исламской революции.
Кровавая революция: как изменилась жизнь иранских женщин после событий 1979 года
Однако Фарах никогда не была просто красивой женой шаха. Она интересовалась искусством, способствовала открытию новых музеев, возвращала в Иран вывезенные шедевры. После революции шах и его супруга не могли оставаться в стране и нашли временное убежище в Египте. Фарах Пехлеви и шах Мохаммед Реза Пехлеви Сложно поверить, но 45 лет назад иранки действительно были самыми эмансипированным женщинами на Востоке, а Тегеран сравнивали с прогрессивными европейскими столицами. В моде была одежда западного образца, короткие платья, открытые купальники.
Женщины свободно получали образование, посещали общественные бассейны с мужчинами и без стеснения купались. Хиджаб считался пережитком прошлого. Сегодня в стране, где за появление на публике с непокрытой головой можно получить реальный тюремный срок или удары плетью, прежние обычаи кажутся чьей-то злой выдумкой.
Кстати, в 1976 г. И достигло 4 млн. Развитие академических центров и исключительных талантов, придание значения образованию и воспитанию талантливых человек были плодами исламской революции, благодаря которым Иран сейчас является лидером во многих научных сферах, особенно среди стран региона. По сути, в области современных наук иранские ученые достигли прогресса и исследований до такой степени, что даже многие исследователи в мире ссылаются на них и готовы работать с иранцами над совместными исследовательскими проектами. Верховный лидер исламской революции аятулла Хаменеи, который всегда подчеркивая необходимость научного прогресса страны, об этом заявил: "Замечательный научный прогресс; в тот день нам в университетах действительно не было ни одной научной работы, чем можно было бы гордиться. Действительно такая была ситуация. Возможно когда-то был элитный молодой человек, например интеллигент, который сделал что-то где-то, о чем мы ничего не знали, но университет в целом не сделал никакого впечатляющего научного шага, достойного внимания. Сегодня по милости Бога, в вузах уже сделаны замечательные и большие научные работы, которые и продолжаются дальше блогодаря усилиям профессоров и элитных студентов, а также в мастер-классах. Британская ежедневная газета The Times публикует ежегодный рейтинг лучших вузов мира. В последней рейтинге лучших вузов мира газеты за 2021 год вошло 47 иранских университетов. Это показывает увеличение на 7 вузов по сравнению с 2020 г.
Занимались карательными операциями члены Корпуса стражей исламской революции КСИР , созданного 5 мая 1979 года. Согласно решению Высшего совета обороны, эта силовая организация должна была «оказывать содействие армии в деле защиты независимости, территориальной целостности государства и исламского республиканского строя». Студентки после занятий. Иран до революции. По сути, организация стояла выше регулярной армии. Корпус стражей исламской революции контролировал соблюдение жёстких норм поведения: так, например, солдаты следили за тем, чтобы женщины одевались только так, как им положено, и занимались только разрешённой им работой. Тех девушек, которые нарушали установленный порядок, могли забить до смерти прямо на улице. Всех несогласных с реформами Хомейни либо арестовывали, либо расстреливали.
В отличие от шаха, который выстраивал отношения с Израилем, развивал сотрудничество в основном с США и ЕС, и стремился наладить отношения с арабскими странами Персидского залива, режим аятоллы взял курс на сближение с соседями. После санкций США, основной свой товар — нефть — которая раньше продавалась в западном направлении, Иран перенаправил на рынки Индии и Китая. В то же время Иран тесно взаимодействовал с СССР — советско-иранская торговля велась интенсивно даже во время политической напряженности из-за ввода советских войск в Афганистан. Страны участвуют в международных региональных проектах и успешно ведут сотрудничество в военно-технической сфере. В то же время Тегеран усиливает экономическое присутствие в странах Центральной Азии, партнерство с Турцией, Азербайджаном и другими странами региона. Хотя между Тегераном и Баку периодически и наблюдается некоторое похолодание в отношениях, стороны находят точки соприкосновения и решают свои проблемы на местах. В частности, после освобождения азербайджанских земель от армянской оккупации Иран проявил большую заинтересованность в продолжении сотрудничества с Азербайджаном в деле восстановления Карабаха, что является шагом ИРИ на пути укрепления регионального сотрудничества. Смогут ли помириться Тегеран и Вашингтон После захвата американского посольства в Тегеране в 1980 году с требованием выдать шаха Пехлеви новым иранским властям, отношения Тегерана и Вашингтона сошли на нет. США обвиняют Иран в подготовке ядерного оружия и в то же время обвиняют Тегеран в нарушении прав человека в стране. Вашингтон уже многие годы ведет режим экономических санкций против Ирана и всех иностранных компаний, которые будут иметь какие-либо экономические отношения с Ираном в энергетической, нефтяной и банковской сфере. Иранская общественность возлагала большие надежды на реформиста, основным лозунгом которого была нормализация отношений с Западом. Но ни к каким результатам стремления Рохани не привели, и с президентством Дональда Трампа в США отношения опять вернулись к мертвой точке. После выборов летом 2021 года, на которых выиграл Ибрахим Раиси — яркий представитель консерваторов, ожидалось еще большее ухудшение отношений между Вашингтоном и Тегераном. С самого начала своего президентского срока Раиси заявил о том, что не будет поддерживать контакт с Западом, пока США не снимут санкции против экономики Ирана. Однако, вопреки ожиданиям, консерваторам, кажется, удалось усадить США за стол переговоров. Так, недавно общественности стало известно, что администрация США приняла решение восстановить отмененные ранее исключения из режима санкций в отношении ядерной программы Ирана. Решение Вашингтона позволит иностранным компаниям вести деятельность и инвестировать в гражданские ядерные объекты Ирана, в том числе на АЭС. Таким образом, многие аналитики воспринимают этот шаг США как начало победы Ирана, в частности, консерваторов, в вопросе снятия американских санкций.
30 лет назад умер лидер Исламской революции в Иране аятолла Хомейни
У «исламских трудовых советов» и огромной империи «Дома рабочего» есть легальная альтернатива: работникам и работодателям разрешено объединяться так называемые «гильдейские ассоциации» с одобрения Министерства труда. Но Трудовой кодекс 1990 года более подконтрольным исламским советам трудового коллектива отдавал явное предпочтение: гильдейские ассоциации могут создаваться только там, где таких СТК нет... В том же году президентом Ирана стал Хашеми Рафсанджани, который взял курс на либерализацию истощенной войной экономики и реформы социальной сферы в «рыночном духе». Его преемник, Мохаммад Хатами, в 1997 году занявший кресло президента, объявил о политике большей открытости Ирана миру и попытался ограничить влияние консервативного духовенства. В это время страна пошла и на расширение сотрудничества с МОТ, подписав 11 ее конвенций но в это число так и не вошли документы, касающиеся свободы ассоциации работников.
Экономическая либерализация, затеянная Рафсанджани, вывела людей на улицу — по всей стране начались протесты и демонстрации против экономической политики государства. В свою очередь, либерализация политическая, робко начавшаяся при Хатами, позволила создавать независимые от государства и всевидящего ока богословов-консерваторов гражданские организации и ассоциации. И в конце 1990-х — начале 2000-х в разных отраслях экономики Ирана начинают появляться и активно заявлять о себе новые независимые профсоюзы. Количество рабочих выступлений в иранских городах, по независимым источникам, тогда исчислялось сотнями в год.
Не признавая права рабочих на забастовку, иранские силы безопасности подавляют рабочие выступления как антиправительственные. Профсоюзы Ирана: страницы истории Убийство протестующих строителей в Хатунабаде. Бабак, провинция Керман, 2004 г. Зимой 2004 года рабочие, по большей части местные жители, строившие медеплавильный завод компании «Назхатон» в деревне Хатунабад близ города Бабак на юго-востоке страны, начали сидячую забастовку против массовых увольнений, объявленных менеджментом несмотря на то, что строительство не было завершено и компания продолжала найм новых работников.
К строителям присоединились их семьи. На восьмой день протестующие, среди которых было немало женщин и детей, были разогнаны иранскими силами безопасности с применением оружия. Четыре человека погибло, количество пострадавших, по разным оценкам, колеблется от нескольких десятков до трех сотен. События в Хатунабаде вызвали волну международных протестов и всемирную кампанию профсоюзной солидарности с иранскими рабочими.
В самом Иране расстрел рабочей акции стал катализатором для роста независимого профсоюзного движения, создания «рабочих советов» на предприятиях и массовых забастовок. Но репрессии рождают противодействие. После того, как в 2004 году силовики жестоко задавили протест обманутых строителей медеплавильной фабрики в Хатунабаде, по Ирану прокатилась волна массовых стачек. Забастовали учителя в Исфахане, был создан несистемный рабочий совет в Саккезе, одном из центров Иранского Курдистана.
В том же 2004 году транспортники Тегерана возродили запрещенный после прихода фундаменталистов к власти Синдикат работников автобусной компании города Тегерана и пригородов; на вышедший из подполья профсоюз вскоре обрушились репрессии. Лидер синдиката Мансур Осанлу не раз приговаривался к тюремным срокам; в заключении к арестованному активисту применяли пытки. В 2010 году в тюрьму попал и казначей профсоюза, Реза Шахаби, став одним из самых известных «профсоюзных» сидельцев современного Ирана: на свободу он вышел лишь весной 2018 года. В тюрьме здоровье Шахаби было серьезно подорвано.
Впрочем, судьба некоторых профсоюзных деятелей была трагичнее. В 2015 году Шахрух Замани, профактивист из Тебриза, столицы Иранского Азербайджана, приговоренный к 11 годам тюрьмы за «антиправительственную деятельность», умер в заключении при загадочных обстоятельствах. Победа на выборах 2016 года реформиста Хасана Рухани и «ядерная сделка» с западными державами в обмен на частичное снятие санкций для многих в Иране означали надежду на скорые перемены в жизни страны. Тем не менее профсоюзные лидеры и по сей день находятся за решеткой, несмотря на то, что их освобождения добиваются профактивисты по всему миру.
Среди таких сидельцев, многие из которых приговорены к значительным тюремным срокам, — глава Иранской ассоциации учителей Эсмаил Абди, вице-президент тегеранского Синдиката водителей автобусов Ибрагим Мадади. К сожалению, этот список можно продолжить... В конце 2017 года Иран захлестнули масштабные антиправительственные протесты — акции и митинги прошли в целом ряде крупных городов, во многих местах обернувшись беспорядками, погромами. Больше двадцати человек погибли в ходе столкновений с полицией.
И если прежде ядром протестующих против властей и клерикальной власти как это было во время беспорядков 2009 года, прокатившихся по стране после непрозрачной победы на выборах консервативного кандидата Махмуда Ахмадинеджада , ядром протеста был средний класс и студенчество, то теперь на улицу вышли и рабочие. Борьба продолжается — и в Иране это далеко не пустой лозунг. Профсоюзы Ирана: страницы истории Стойкий профсоюз работников сахарного производства Haft-Tappeh. Шуш, провинция Хузестан, 2008—2018 гг.
Иран отмечает 45-летие Исламской революции. До ее начала, в 1960-70-х годах, на Западе считали Иран одной из самых прогрессивных и светских мусульманских стран, с ним активно сотрудничали США и Израиль. Но всего за один год ситуация резко поменялась — и Иран стал Исламской республикой. Демонстранты в Тегеране протестуют против шаха Мохаммада Резы Пехлеви. Один из участников на переднем плане держит плакат с портретом аятоллы Хомейни.
Сорок пять лет назад правящий шах Ирана покинул страну, а исламская революция свергла остатки его временного правительства. Последствия революции 1979 года, включая захват посольства США в Тегеране и кризис с заложниками, до сих пор отражаются на чпезвычайно напряженных отношениях между Ираном и Америкой AP С 1963 года иранский шах Мохаммед Пехлеви проводил политику модернизации, названную «белой революцией» и призванную сделать страну «пятой индустриальной державой мира». Первые протесты под религиозными лозунгами вспыхнули уже тогда: сторонники духовенства выступали против земельной реформы и эмансипации женщин. Декабрь 1978 года. Власти арестовали его и выслали из страны.
Он провел почти 15 лет в эмиграции, поддерживая связь со своими иранскими единомышленниками и за это время успел стать непререкаемым авторитетом для значительной части иранцев. Но его критики продолжали указывать на экономические просчеты, а в 1970-х годах стремление иранского монарха к строительству крупных инфраструктурных объектов и масштабным соцпрограммам обернулась гиперинфляцией. Власти пытались бороться с ней, наказывая «спекулянтов», чем вызвали возмущение базарных торговцев, которые веками жили по законам свободного рынка. Программа ликвидации массовой неграмотности привела к появлению большого количества образованных людей, но рабочих мест для них не хватало, и выпускники вузов сидели без работы. Шахские реформы все больше воспринимались как разрушительное вторжение в жизнь простых людей.
Сотрудник дорожной полиции Тегерана регулирует движение в первый день работы временного правительства. Но высокая рождаемость при шахе население выросло вдвое , неровный подход к развитию регионов и коррупция среди чиновников нивелировали экономические достижения Пехлеви и увеличивали социальное неравенство.
В течение нескольких дней после нападения израильские военные взяли под контроль все населенные пункты у границы с Газой и начали наносить авиационные удары по объектам, в том числе гражданским, на территории сектора. Также Израиль объявил о полной блокаде сектора Газа: была приостановлена поставка воды, продуктов питания, электричества, медикаментов, топлива. В то же время Абдоллахиян высказался в пользу дипломатического решения конфликта, предложил провести экстренную встречу министров иностранных дел Организации исламских стран, выступил за любую инициативу мусульманских стран в поддержку палестинцев. Читайте нас в.
The woman would not be allowed into the same room as the men - they would sit in a separate area for prayer, away from the men. But there are mixed-sex parties that do still go on - some people hire bouncers to watch the door, others pay the local police to turn a blind eye. Many prefer to wear loosely fitted headscarves and coats. Women have their own small acts of resistance and often try as far as possible to push their scarves back," says Prof Afshar. Img0 Img36 Img0 Caspian Sea beach in 2005: Iranian women are forbidden from bathing in public wearing swimsuits. Here, the women are all dressed in black chadors with the exception of a little girl. Before the revolution, women were allowed to attend sporting events.
All pictures copyright.
Иран до и после исламской революции фото
Позиция Ирана по палестинской проблеме очень сложная. Она противоречит резолюциям ООН , а также даже решениям ЛАГ , арабской инициативы 2002-2017 годов о создании палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. После Исламской революции Иран прекратил союзнические отношения с Израилем и встал на сторону палестинцев, символом чего стала передача израильского посольства в Тегеране для нужд Организации освобождения Палестины. Исламское движение сопротивления ХАМАС было создано в 1987 году в секторе Газа представителями радикального движения " Братья-мусульмане " организация признана террористической и запрещена в РФ , действовавшими в Египте. Движение ставило целью освободить не только сектор Газа и Западный берег реки Иордан , которые вошли в состав новообразованного государства Израиль , но и всю территорию между Средиземным морем и рекой Иордан.
Установление прочной исламской власти в богатом углеводородами и технологически развитом Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире.
Законы исламской республики основаны на исламском праве. Государственный аппарат тесно переплетен с исламским духовенством. В этой связи присутствуют некоторые ограничения прав человека, связанные прежде всего с религией. В частности, в системе государственного устройства существует специальный орган — Совет стражей конституции. Ограничения в правах зачастую испытывают женщины.
Наиболее яркий тому пример — особенности одежды.
Как и Ататюрка в Турции, шах Реза предпринял ряд реформ, направленных на превращение Ирана в современное европеизированное государство. Эти реформы включали структурирование Ирана вокруг центральной персидской идентичности, часто жестокое подавление религиозного недовольства, а также расширение прав женщин. В частности женщинам рекомендовалось посещать школу и получать образование. Была упразднена закрытая одежда для женщин, что, конечно, вызывало недовольство шиитского духовенства Королевская семья личным примером задавала направление на вестеризацию. На фото императрица Сорая.
В конечном счете, персидские империи оставили неизгладимый след в истории региона. Их культурное наследие, искусство и архитектура продолжают восхищать и вдохновлять людей многие века спустя.
Культурное наследие ахеменидов и сасанидов Ахемениды и сасаниды оставили огромное культурное наследие, которое до сих пор влияет на иранскую культуру и искусство. Ахеменидская империя, возникшая в VI веке до нашей эры, была одной из самых могущественных и богатых империй того времени. Ее центром была столица Персеполис, которая славилась своей архитектурой и роскошью. Здесь построены такие знаменитые сооружения, как Дворец Дария и Дворец Ксеркса. Ахемениды также развивали торговлю, земледелие и керамику. Сасанидская империя, которая существовала с III по VII века нашей эры, продолжила и расширила культурное наследие ахеменидов. За время своего существования она активно взаимодействовала с другими культурами: римской, византийской и китайской. Такие города, как Чога-Замин и Фирозабад, стали центрами искусства и науки.
Под влиянием сасанидов культура иранского народа испытала некоторые изменения и вклад средневекового Персидского государства в формирование иранской национальной идентичности. Читайте также: Кризис в Иране: анализ и актуальные события Архитектура ахеменидов и сасанидов стала основой для развития многочисленных памятников архитектуры в Иране. Впечатляющие дворцы, храмы и зороастрийские храмы, скульптуры и рельефы были созданы в этот период. Иранское искусство сочетает в себе элегантность, утонченность и глубокую символику. Литература также получила новый импульс во времена ахеменидов и сасанидов. Крупнейшие поэты и писатели того времени создали произведения, которые до сих пор считаются важными в иранской литературе. Одним из примеров является «Шахнаме» Фирдоуси — эпическое произведение о иранской истории и мифологии. Культура ахеменидов и сасанидов оказала большое влияние на современную иранскую культуру.
Многие традиции, обычаи и ремесла, переданные из поколения в поколение, до сих пор продолжают существовать.
Иран и «Хезболла» готовы к битве с США и Израилем — интервью с иранским журналистом
Однако, жизнь в Иране до исламской революции была отнюдь не безопасной и безпроблемной. Женщины В Иране. Персидские Девочки. «До 1979 года, до исламской революции, в отношениях между Ираном и Израилем не было противостояния, но они и не были такими безоблачными, как это принято считать, — утверждает Каргин. Представляем фотографии Ирана, сделанные до Исламской революции 1979 года, во времена модных причесок, мини-юбок и рок-н-ролла. Высочайше гневался он на процветание внебрачного секса в Иране.
1970 О 01МЛЛ VMI.COM Иран до Исламской революции И после... / ислам :: Иран :: жизненное :: фото
Представляем фотографии Ирана, сделанные до Исламской революции 1979 года, во времена модных причесок, мини-юбок и рок-н-ролла. 3 июня 1989 года в своей резиденции под Тегераном умер Высший руководитель Ирана, вдохновитель Исламской революции Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни, известный во всем мире как аятолла Хомейни. Понятное дело, в Иране до революции всё ужасно было, все фото до революции это чушь, бред и западная пропаганда, а исламская революция подняла с колен наших чудных иранских партнёров.
Средний Восток в новейшее время. Иран до и после исламской революции
Жертвами пожара стали более 400 человек, в основном — обычные зрители, пришедшие посмотреть фильм. В начале сентября в Тегеране начался новый антиправительственный митинг, против которого согнали военную технику. В результате погибли около 90 иранцев. Аятолла Хомейни в Тегеране после 14 лет изгнания.
В своем обращении он объявил действующее правительство Ирана незаконным, поскольку оно было назначено шахом. В октябре 1978 года Иран охватили забастовки работников чуть ли не всех отраслей, а в ноябре власти окончательно утратили контроль над происходящим. Советские наблюдатели подсчитали, что в митингах участвовал каждый десятый иранец, и с каждым разом эти акции были организованы все лучше и лучше.
В начале января 1979 года шах назначил последнего премьера — лидера светской либеральной оппозиции Шахпура Бахтияра, а в середине месяца вместе с семьей покинул страну. Его отъезд был встречен ликованием. Бахтияр, стремясь стабилизировать ситуацию, пригласил в Иран изгнанника аятоллу Хомейни.
В Тегеране духовного лидера встречали миллионы сторонников, уже считавших его главой государства. Вскоре он сформировал альтернативное правительство. Демонстрация иранских женщин за равные права в Тегеране AP 9-11 февраля 1979 года вооруженные хомейнисты взяли верх над последними воинскими частями, верными Бахтияру, и по ТВ прозвучало объявление о победе революции.
Чтобы облегчить им выбор, бюллетени раскрасили в «правильный» зеленый и «неправильный» красный цвета. В декабре совет высших шиитских богословов избрал Хомейни пожизненным рахбаром верховным руководителем республики. Еще в феврале 1979 года особые трибуналы стали приговаривать к смерти высокопоставленных военных, бывших министров и губернаторов.
Одним из первых расстреляли генерала Хасана Пакравана, который в 1964 году отговорил шаха Пехлеви казнить аятоллу Хомейни.
Но свихнувшиеся старики втянули его в средневековье. А нас куда тянет наш старик? Была нормальная страна с промышленостью, развитием и свободой.
Они боролись за демократию по всему Ирану, полагая, что это приведёт к автономии Азербайджана. Лозунги исламской революции о равенстве между всеми этническими группами и её упор на универсализм ислама заставили многих представителей этнических меньшинств поверить в то, что они будут на равных с персами при новом режиме. Режим шаха ассоциировался с персидской политикой и жестким подавлением различных этнических меньшинств; новый режим ненавидел политику Пехлеви , поэтому многие члены этнических меньшинств были вынуждены поверить в то, что он отменит эту политику. Первоначальный авангард Исламской Республики состоял из значительного числа азербайджанцев, которые, казалось, разделяли в первую очередь исламскую и иранскую идентичность. Существование этой группы и их преобладающая роль в революции указывает на то, что значительная часть азербайджанского населения придерживалась в основном исламской и иранской идентичности [15]. Тем не менее, многие члены этой группы сыграли важную роль в формировании азербайджанской идентичности. Азербайджанские представители духовной элиты, такие как Мусави-Ардебели и Халхали, использовали азербайджанский язык публично и в интервью Тебризской прессе. По мнению многих азербайджанцев , которые были в Иране в этот период, это был важный фактор, сделавший приемлемым использование неперсидских языков в общественных местах, и привил им чувство гордости и легитимность использования их языка; это было резким контрастом с отношениями в период Пехлеви. Кроме того, некоторые священнослужители азербайджанского происхождения открыто осудили унизительные оскорбления, обычно используемые в отношении азербайджанского населения в Иране. Революция привела к власти многих провинциальных священнослужителей второго ранга. Более того, представители нового режима хотели общаться с азербайджанскими массами, многие из которых не знали персидского языка. Тем не менее их решение говорить публично на азербайджанском языке имело большое значение [16]. Когда в начальный революционный период в азербайджанских провинциях возникали проблемы, азербайджанских священнослужителей обычно отправляли представлять режим или обращаться к жителям от имени режима из-за их особой связи с местом своего рождения и их способности говорить по-азербайджански. Премьер-министр Базарган был азербайджанцем по происхождению, но был воспитан как говорящий на персидском языке и большую часть своей карьеры провел, работая над общими иранскими проблемами. Однако Базарган проиллюстрировал свою поддержку культурных прав этнических меньшинств в Иране на митинге 25 марта 1979 года в Тебризе и извинился за свое обращение на персидском языке : «Я бы хотел — и это было бы более подходящим — чтобы говорили на тюркском языке ». Базарган не был против предоставления ограниченной формы автономии провинциям, включая местное самоуправление и контроль над школами. Он заявил, что местные права, предоставленные Исламской республике , выходят далеко за рамки прав, предоставленных режимом Пехлеви [16]. Как и в прошлом, члены этнических групп были склонны подражать мнениям аятолл, принадлежащих к этническим группам, и принимать их. В революционный период многие традиционные и светские азербайджанцы очень уважали аятоллу Казема Шариатмадари. Аятолла Шариатмадари не был частью нового режима и не стремился занимать политическую позицию в Исламской республике. Он считал, что священнослужители не должны становиться профессиональными политиками, а должны давать им советы и помогать. Спор о желаемой роли клерикалов в политике и степени централизации режима был основным вопросом, разделявшим аятоллу Шариатмадари и аятоллу Хомейни. Очевидно, что на противодействие Шариатмадари централизации режима в Иране повлияло его происхождение как азербайджанца, который провел большую часть своей жизни в азербайджанской провинции [17]. Аятолла Хомейни спускается по трапу в аэропорту Мехрабад , утро 1 февраля 1979 В стране провели референдум , следствием которого стало провозглашение 1 апреля 1979 года Исламской Республики Иран. В декабре 1979 года приняли новую конституцию страны , в которой специально оговорили, что высшая власть в стране принадлежит духовенству в лице имама Хомейни после его смерти — его преемнику , а гражданскую политическую власть осуществляют президент, меджлис и премьер [18]. Внутриполитические последствия[ править править код ] Государственная , кооперативная и частная собственность — три сектора экономики новой республики. Вмешательство и влияние западных держав ликвидируются. Страна принципиально отвергает капитализм и коммунизм и противопоставляет им собственный, «исламский» путь развития. Что это означает практически — не вполне ясно. Известно лишь, что развитие страны по тому пути, который был избран для неё шахом , приостановилось. Капиталистический свободный рынок продолжает существовать, как существует и мощнейший, созданный ещё усилиями шаха, государственный сектор в экономике. Но в условиях резко обострившегося противостояния Ирана вначале чуть ли не всему миру, затем в основном странам Запада в первую очередь — США говорить о продолжающемся развитии капиталистических связей приходится с осторожностью и оговорками. Если они и продолжали существовать и более или менее активно развиваться, так только в тех сферах, которые были жизненно необходимы для страны — в реализации иранской нефти и в закупках оружия, которое требовалось для войны [18]. Внешнеполитические последствия[ править править код ] Революция встревожила соседние страны со значительным шиитским населением, так как их власти не всегда безосновательно боялись экспорта исламской революции. Уже в декабре 1979 года шииты Саудовской Аравии провели демонстрации в Ашуру [19]. Тегеран иногда поддерживал экспорт революции. Например, в Иране был создан «Исламский фронт освобождения Бахрейна», который провёл в том же 1979 году демонстрации у себя на родине [19]. В 1979 году в Бахрейн отправили представителя Хомейни Хади аль-Мударриси и аятолла Садек Роухани, которые два месяца произносили проповеди, в которых Роухани призывал к аннексии Бахрейна [20]. Оба были выдворены из страны. Тем не менее, поддержка официального Тегерана экспорту исламских революций была очень осторожной и сдержанной. Например, когда в декабре 1981 года в Бахрейне была проведена попытка вооружённого переворота под руководством Исламского фронта освобождения Бахрейна, призывавшего к присоединению страны к Ирану, среди 73 диверсантов, арестованных властями, не было ни одного иранского гражданина [20]. Тегеран решительно отрицал свою причастность к этим событиям. Тем не менее, в 1981 году Бахрейн разорвал отношения с Ираном [20]. В 1990-е годы не раз в Бахрейне вспыхивали шиитские волнения, в подготовке которых местные власти обвиняли Иран [21]. В Кувейте зять Хомейни Аббас ал-Мухри стал представителем Тегерана и в 1979 году создал организацию «Арабские революционные бригады», после чего в том же году был лишён кувейтского гражданства и выслан из страны [19]. Исламская культурная революция[ править править код ] Задача формирования исламского режима и обеспечения его живучести поставила шиитских богословов перед необходимостью подчинить своей воле сознание народа. Месяцы борьбы за свержение монархии показали, что народные массы и так стали послушным орудием в руках шиитских лидеров в условиях политического подъёма. После свержения монархии, когда стал формироваться исламский режим и когда начались будни, не предвещавшие лёгкой жизни власти предержащим, задача подчинения сознания масс воле духовенства встала по-новому: оказалось необходимым обеспечить постоянное воспроизводство послушания. Средством решения этой задачи шиитские богословы избрали исламизацию всех сфер духовной жизни и быта общества на всех его уровнях путём проведения так называемой культурной революции. Намечено было фронтальное наступление исламской «массовой культуры», изобилующей атрибутами исламского средневековья. Масштабы поставленной задачи были таковы, что для её решения требовалось создание новых исламских институтов, формирование системы общественных организаций и государственных органов, которые своей деятельностью должны были обеспечить воспроизводство послушания [22]. Сознавая, что в стране имеются силы, не приемлющие их господства, шиитские богословы включили в программу «культурной революции» не только созидание, но и разрушение. Важнейшим объектом, который надлежало, по их мнению, разрушить, чтобы затем воссоздать его заново, была система высшего образования как средоточие сил — в лице подавляющего большинства студентов и профессорско-преподавательского состава, — противостоявших исламскому режиму. Не случайно началом «исламской культурной революции» считается 5 июня 1980 г. Соруш и Р. Амлаши [24]. Для проведения «культурной революции» шиитская элита использовала не только традиционные исламские институты: мечети, медресе, шиитские центры паломничества, но и вновь созданные «революционные» органы. Штаб «культурной революции» располагал боевыми силами КСИР насчитывавшего в середине 1980 г. Штабу помогал образованный в этот период «Созидательный джихад», выполнявший одновременно боевые, пропагандистские и экономические функции по всей стране. В число «революционных» органов вошли многочисленные «революционные комитеты», «революционные трибуналы» и «координационные комитеты», осуществлявшие проведение «культурной революции». Хомейнисты призывали покончить с «врагами Бога», под которыми имели в виду буржуазных либералов и левые силы [25]. С особой ненавистью они относились к профессорско-преподавательскому составу и студентам университетов, а также к интеллигенции, получившей образование на Западе. Выступление Хомейни, назвавшего университеты «центрами разврата», которые плодили левых экстремистов и коммунистов, а также являлись скопищем людей, находившихся на службе у империалистов, его призыв организовать «подлинные исламские учебные центры» — все это было воспринято Бехешти , Бахонаром и Раджаи как сигнал к началу проведения на практике «культурной революции». Из высших учебных заведений изгонялись сотни людей. Только из Тегеранского университета было уволено 389 профессоров, преподавателей и сотрудников; всем им было предъявлено стандартное обвинение в сотрудничестве с шахским режимом и САВАК. В общей сложности в июне 1980 г. В результате столкновений были арестованы, ранены и убиты сотни студентов [27]. Выступивший 9 июня 1980 г. По его мнению, закрытие университетов на длительный срок могло привести к тому, что Ирану придётся импортировать специалистов [28]. Хомейни потребовал изменить содержание деятельности средств массовой информации, нанесшей во времена шаха, как он считал, наибольший ущерб исламу [29]. Он приказал вести борьбу с теми, кто преклонялся перед Западом, и заменить их «стопроцентными мусульманами». Почти все сотрудники газет «Эттелаат» и «Кейхан» были уволены. Для работников радио и телевидения он наметил молодёжную программу, пропагандирующую исламский образ правления, беседы об «империалистической» политике «сверхдержав», проведение диспутов в области политики, экономики и культуры для укрепления мусульманского единства и выработки практического пути решения злободневных вопросов. Были запрещены: демонстрация иностранных фильмов, хранение и продажа видеокассет, иностранных кинолент с развлекательными программами. Для контроля над средствами массовой информации было образовано Бюро по борьбе с непристойностями, которое возглавил аятолла Гиляни, снискавший сомнительную славу своими передачами по телевидению о предписаниях шариата, над которыми потешалась вся иранская интеллигенция. В результате налёта погромщиков из « Хезболла », организованного Гиляни, было опечатано восемь крупных магазинов, торговавших телезаписями, уничтожено много кинолент и видеокассет. Была разрешена продажа записей только религиозного характера [30]. Они не были закрыты, но главными предметами в них стали учение ислама главным образом, в его шиитском варианте , Коран и шариат , а в старших классах — фикх теория мусульманского права. Большое внимание в начальных и средних школах стало уделяться военному делу. Началось переиздание всех школьных учебников по гуманитарным предметам. Вся европейская история в учебниках была заменена историей стран мусульманского региона, в первую очередь, Ирана , в том числе, в новейшее время. В учебнике по истории Ирана, в разделе, посвящённом национально-освободительному движению, о духовенстве говорилось как о главной силе этого движения в борьбе с английским « империализмом » и русским царизмом в новое время и с американским «империализмом» — в новейшее время [31]. Культ Хомейни стал господствовать в учебниках по гуманитарным предметам. Первые страницы учебника по литературе для 6-го класса были отданы революционной тематике и песням, обязательно с прославлением личности Хомейни: «О Хомейни!
Иран до революции. По сути, организация стояла выше регулярной армии. Корпус стражей исламской революции контролировал соблюдение жёстких норм поведения: так, например, солдаты следили за тем, чтобы женщины одевались только так, как им положено, и занимались только разрешённой им работой. Тех девушек, которые нарушали установленный порядок, могли забить до смерти прямо на улице. Всех несогласных с реформами Хомейни либо арестовывали, либо расстреливали. При этом женщин, подозреваемых в несогласии с государственной политикой, солдаты могли просто похитить, расценивая их как свою «добычу». КСИР на страже интересов революции Представители элитных военных подразделений обязались вести жёсткую борьбу с «подрывными элементами, выступающими против исламской революции». Стражи исламской революции также охраняли государственные учреждения.