Новости доклад на тему ислам

Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама — она протекала исключительно в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме. Актуальные события и свежие заявления, касающиеся ислама и мусульман в России и в мире, на сайте RT. Доступность мусульманской религия исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д. Нельзя не согласиться, что в силу этих причин ислам широко распространился в Африке. Все о религии Ислам, ее состоянии, культуре, проблемах, географии и роли в современном мире.

Религия – ислам

Исследуем историю формирования исламской цивилизации, роль ислама в современном мире, а также его влияние на различные области жизни. Те, кто исповедует ислам, зовутся мусульманами, что означает «покорившиеся Аллаху». В России ислам является второй по количеству приверженцев религией: более 20 % верующих в стране — мусульмане. Доклад на тему мусульманства. Мусульманство является одной из самых распространенных религий в мире, с миллиардами последователей. В школах Германии растет число учеников-мусульман из-за того, что дети, принадлежащие к христианской вере, выражают желание принять ислам, опасаясь изоляции и конфликтов, пишет немецкая газета Bild со ссылкой на сотрудника службы госбезопасности страны. Ислам (или мусульманство) – самая молодая из мировых религий.

Кратко об исламе

Голоса передавали ему содержание священной книги Коран и повелевали ему проповедовать веру в Аллаха. Слайд 4 Священные книги ислама Священные книги ислама можно разделить на две группы. В первую группу входит одна книга - Коран. Во вторую группу входит целое собрание священных книг, которое называется Сунна. Коран делится на 114 сур, суры делятся на части, которые называются аятами аят — это стих, выражение Сунна - собрание изречений Мухаммада и рассказов о его жизни.

Его движение начиналось медленно, но когда он переехал в Медину, оно стал набирать обороты. Позже, Мухаммед вернулся и завоевал Мекку. После его смерти его войска покорили большую часть Аравийского полуострова. Благодаря физической силе и убеждениям Ислам распространился в Северной Африке и на Ближнем Востоке, достигнув Индии примерно в 11 веке. Ветхий Завет утверждает, что Измаил, сын Авраама, переехал в область, которую мы сейчас называем «Аравия». Утверждается, что арабские народы являются прямыми потомками Измаила. Мусульмане считают это правдой. Они считают, что обещанный сын Авраама в книге Бытие на самом деле Измаил, а не Исаак.

Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе 644-656г. Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" 2. Коран состоит из 14 глав сур , расчлененных на 6219 стихов стихов аята. Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые в основном это правила, относящиеся к браку и семье , остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях. Чтобы не быть голословным, привязываясь к тексту Корана, хочу продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие "священная война". Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", то есть обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте, - и в священном месте воздайте им тем же" Сура 11,186-190. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна "священное предание" , состоящая из многочисленных рассказов хадисов о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе.

В своей работе «Рабство, терроризм и ислам: исторические корни и современная угроза» [1] исследователь отмечает: «История показывает, что исламизация страны начинается тогда, когда появляется значительное число мусульман, и они начинают отстаивать свои религиозные права и требовать привилегий. И когда политкорректное, толерантное и культурно разрозненное общество начинает идти на поводу у мусульман в их требованиях, начинают появляться уже некоторые иные тенденции…». А именно: начинают продвигать понятие «халяль», производить и продавать продукцию для мусульман, тем самым обеспечивая рабочие места для себя, организуют торговые сети, рестораны «для своих», культурные центры. На этом этапе они также пытаются налаживать контакты с государственными структурами, пытаясь выторговать для себя наиболее благоприятные условия для исполнения шариатских норм. При проявлении какой-либо реакции со стороны местного населения, моментально вспыхивают бунты, и следуют угрозы, - что мы наблюдали в Амстердаме, когда были выступления против карикатур на Мухаммада и фильмов об исламе". Тогда, как верят мусульмане, у них наступит полный мир, поскольку все станут мусульманами, медресе — единственным учебным заведением, а Коран — единственным писанием и руководством к действию одновременно», заключает Хэммонд. Численность мусульман Мусульман во всем мире насчитывалось в 1996 1126 млн. По частям света и крупным регионам они распределялись следующим образом: в Азии без стран бывшего СССР жило 778 млн.

Становление ислама на территории России

Однако нельзя забывать и о том, что в ходе этой справедливой борьбы порой — как в том же Иране — проявляются едва ли не самые консервативные стороны ислама с его призывами ограничить права женщин, ориентироваться на жесткие нормы шариата. Нельзя забывать и о том, что националистический уклон с опорой на первозданную силу ислама ведет к усилению позиций наиболее реакционных слоев духовенства и соответственно — к ослаблению позиций прогрессивных реформаторов. Правда, в ряде современных исламистских стран по-прежнему идут энергичные преобразования. Некоторые из них, как известно, отдали даже дань так называемому пути «социалистической ориентации». Но, как известно, все такого рода социалистические эксперименты в конце XX века с треском провалились. И это создало в исламском мире принципиально новую ситуацию, широко раскрывшую двери для рискованных экспериментов фундаменталистов, то есть активных сторонников возвращения к средневековой чистоте ислама с одновременным решительным отрицанием духовного влияния со стороны «развращенного» Запада. Иными словами, за последние десятилетия в мире создались определенные объективные условия для усиления ислама в его наиболее жесткой форме. И эти условия стали активно реализовываться усилиями фундаменталистов, число которых с каждым годом растет, а их действия — по меньшей мере в ряде стран, как, например, в Алжире, — принимают все более откровенный экстремистский характер. В том же Алжире банды вырезают целые деревни. Кровь невинных людей льется во имя того, чтобы устрашить остальных и заставить их стать на сторону экстремистски настроенных фундаменталистов. Если прибавить к этому те фундаменталистские установки, с которыми идут к власти в современном Афганистане талибы, то общая картина станет еще более тревожной.

Правда, в ряде современных исламистских стран по-прежнему идут энергичные преобразования. Некоторые из них, как известно, отдали даже дань так называемому пути «социалистической ориентации». Но, как известно, все такого рода социалистические эксперименты в конце XX века с треском провалились. И это создало в исламском мире принципиально новую ситуацию, широко раскрывшую двери для рискованных экспериментов фундаменталистов, то есть активных сторонников возвращения к средневековой чистоте ислама с одновременным решительным отрицанием духовного влияния со стороны «развращенного» Запада. Иными словами, за последние десятилетия в мире создались определенные объективные условия для усиления ислама в его наиболее жесткой форме.

И эти условия стали активно реализовываться усилиями фундаменталистов, число которых с каждым годом растет, а их действия — по меньшей мере в ряде стран, как, например, в Алжире, — принимают все более откровенный экстремистский характер. В том же Алжире банды вырезают целые деревни. Кровь невинных людей льется во имя того, чтобы устрашить остальных и заставить их стать на сторону экстремистски настроенных фундаменталистов. Если прибавить к этому те фундаменталистские установки, с которыми идут к власти в современном Афганистане талибы, то общая картина станет еще более тревожной. И далеко не случайно некоторые современные политологи, смотря в недалекое будущее, видят едва ли не основные конфликты следующего века в войне цивилизаций: в столкновении Запада с миром ислама.

Блог -Ислам Ислам — монтеистическая мировая религия, вторая по численности в мире. В переводе с арабского ислам означает «покорный Аллаху», а последователи ислама именуют себя «муслимами» — «преданными Аллаху» в русском языке преобразовано в «мусульмане». История ислама Ислам является сравнительно молодой религией, его возникновение относится к началу VII века, а родиной принято считать запад Аравийского полуострова, главными городами которого были Мекка и Ясриб, впоследствии переименованный в Мадинат ан-наби «Город пророка» [араб. На современной карте мира эта территория находится в составе Саудовской Аравии. Пророк Мухаммад Основателем ислама был пророк, имя которого произносится и как Мухаммед, и как Мухаммад «Прославленный» [араб. Родился он в 570 г. Изначально Мухаммад был пастухом, а после, женившись на богатой вдове, занялся торговлей. В 610 году у него начались «видения»: он видел таинственные сады и ангелов, чьи слова он мог услышать, а также внимал голосу Аллаха. Эти голоса передали ему содержание книги, впоследствии ставшей священной для всех мусульман — Корана «чтение вслух» [араб.

Голоса повелели Мухаммаду проповедовать слова Аллаха людям и осуждать политеизм многобожие , поэтому именно 610 год принято считать годом зарождения ислама. Уже во второй половине VII века началось деление ислама на конфессии.

Аборты запрещены исламом. По исламским источникам, в России проживают примерно 20 млн.

Речь идет об особенностях проявления ислама в социально-политической жизни современного мира.

Арабский мир на рубеже VI‒VII вв.

  • Request Rejected
  • Поиск рефератов
  • Другие рефераты на тему «Религия и мифология»:
  • Доклад на тему ШАРИАТ
  • Ислам: Прошлое, Настоящее, Будущее

История ислама

  • Кратко об исламе
  • Презентация на тему Ислам
  • Краткая история возникновения Ислама - мусульманской религии
  • Ислам в России: история и современное состояние |

Презентация, доклад на тему ИСЛАМ

Убив принявшего ислам местного правителя, и изгнав назначенных Мухаммадом чиновников, Аль-Анси вступил в военно-идеологическое противостояние с исламом, закончившееся тем, что за несколько дней до смерти самого Мухаммада. Корень слова ислам – «сильм», означает «примирение», нахождение во взаимно мирной среде, обретение мира, достижения спасения и благополучия или быть вдали от опасности, достижения добра и т.д. То есть ислам – это мир с Аллахом, примирение человека с Создателем. Группа предлагает читателям полезную информацию из ислама, актуальные темы и новости, фетвы и ответы на насущные вопросы. А в узком смысле под словом «Ислам» подразумевается физическое выполнение пяти следующих столпов, являющихся первостепенными и основополагающими обязанностями мусульман. самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия.

🗊Презентация Ислам в России

Кровь невинных людей льется во имя того, чтобы устрашить остальных и заставить их стать на сторону экстремистски настроенных фундаменталистов. Если прибавить к этому те фундаменталистские установки, с которыми идут к власти в современном Афганистане талибы, то общая картина станет еще более тревожной. И далеко не случайно некоторые современные политологи, смотря в недалекое будущее, видят едва ли не основные конфликты следующего века в войне цивилизаций: в столкновении Запада с миром ислама. И для таких мрачных прогнозов есть достаточно весомые основания. Ислам, следует признать, наиболее сильная из религий мира.

Это объясняется, в частности, тем, что как религиозная доктрина и форма социальной организации он всегда играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели, скажем, христианство в Европе. Никогда, даже в пору своего полного господства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти. Ислам же заполнил собой все поры мусульманского общества, определил характер экономических отношений и формы политического администрирования, социальную структуру, культуру и быт правоверных. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама — она протекала исключительно в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме.

И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с исламом, — все равно он был тем фундаментом, на котором стояли и на который ориентировались правоверные. Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или иные суры или хадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно например, в манере Рабле или Вольтера.

По данным Pew Research Center, ожидается, что к 2060 году численность мусульманского населения вырастет до 3 миллиардов человек, что позволит сравнять разрыв между христианским и мусульманским населением мира христианское население также должно достичь 3 миллиардов человек к 2060 году. Важно отличать «ислам» от «исламизма». Суффикс «-изм» означает «идеология». Исламское государство», известное как ИГИЛ, является самым известным примером радикального исламизма, который большинство мусульман в современном мире полностью отвергают. Распределение населения В 21 веке география распространения ислама значительна. Сегодня существует значительная диаспора рассеяние людей из родных мест мусульман по всему миру, включая Северную Америку и Европу. Поэтому понимание ислама становится все более важным не только в целях «религиозной грамотности», но и потому, что мусульмане часто встречаются как соседи, коллеги и друзья — другими словами, как сограждане.

Например, в Соединённых Штатах ислам является третьей по величине религией, насчитывающей около 3,5 миллионов последователей. Восемьдесят два процента мусульман в США являются американскими гражданами. К 2040 году, по прогнозам Pew Research Center, ислам превзойдёт иудаизм как вторая по величине религия в стране. В Индии в начале 21 века проживает одно из самых больших в мире мусульманское население — около 195 миллионов человек. Тем не менее, ислам является религией меньшинства в Индии, большинство населения составляют индусы. По прогнозам, к 2060 году Индия будет иметь самое большое в мире мусульманское население — более 333 миллионов человек. Однако мусульман в Индии будет по-прежнему больше, чем индусов. Вызов современности Сегодня современность — идеи, основанные на сегодняшнем дне, — является мировым явлением и глобальным цивилизационным процессом. Современность необходимо учитывать при любом анализе современной религии, будь то ислам или любая другая мировая религия с сильными традиционными верованиями и практиками, которые склонны сопротивляться изменениям.

Современность сталкивает религиозные общины с целым рядом современных проблем, которые требуют от мировых религий определённой адаптации. Вопросы, начиная от прав женщин, прав меньшинств и других прав человека до проблем религиозной идентичности в контексте глобализации и множества других вопросов, определяют современное видение ислама в ответ на вызов современности. Современность побуждает к изменению взглядов на современный ислам, включая самоидентификацию мусульман и то, как немусульмане воспринимают ислам.

Приложите все усилия для того, чтобы не поддаться своему эго нафсу , а подчиниться Всевышнему, Его воле, пройти с достоинством это испытание!

Не переставайте восхвалять и воздавать хвалу Всевышнему за то, что Он даровал Вам хорошего, религиозного и любящего Вас супруга. Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов». Как здание крепко стоит на фундаменте, так и ислам построен на основании этих религиозных столпов.

К ним относятся: 1. Произнесение калима—и шахадат. Совершение намаза. Соблюдение поста.

Выплата очистительной милостыни закят. Совершение паломничества хадж. Намаз является ежедневным поклонением мусульманина. После принятия ислама он находится во главе обязательств фард , которые мусульманин должен выполнять.

Намаз является источником духовной силы для верующего и оберегает человека от зла, способствует его созреванию, воспитывает духовную стойкость, очищает от грехов и помогает ему обрести покой. Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам. Быть может, вы устрашитесь»? Пост, начинающийся с намерения и соблюдаемый от рассвета до заката солнца, когда человек воздерживается от еды, питья и половой близости, имеет большую пользу и в религиозном, и в моральном, и в социальном, и в гигиеническом отношении.

Мусульманин, чья душа во время поста возвышается, а сердце становится чутким, осознаёт любовь, мир, милосердие и помощь по отношению к братьям и сёстрам по религии и ко всем людям, во время Рамадана он испытывает эти добрые чувства более сильно. Поистине, Аллах видит все, что вы делаете [и воздаст вам за ваши поступки]» Аль-Бакара, 110. Закят является обязательным для разумных мусульман, считающихся богатыми. Благодаря закяту человек знает, что всё, что у него есть, принадлежит не ему, а Аллаху.

Аллах на некоторое время дал ему права распоряжаться этим имуществом. То, что Аллах даёт это имущество какому—то человеку, не является привилегией. Для того чтобы был повод для осуществления торговли, и чтобы люди могли вести дела друг с другом, одним Аллах дал имущество на большую сумму, а другим — на меньшую сумму. Этот вопрос остаётся на усмотрении Аллаха.

Сегодня вы чаще всего встретите мнение мусульман, что Коран — это прямая речь Бога и что он наделен несотворенной природой, но на протяжении веков шли многочисленные споры о природе Корана. Например, такая богословская школа, как мутазилиты, оспаривали этот тезис о несотворенности Корана, оспаривали его тем, что если мы утверждаем, что Коран не сотворен, то мы признаем наличие кого-то вечного, помимо Бога. А это уже что?

Ширк, многобожие. Но тем не менее доминирующей точкой зрения стала та, что Коран не сотворен. В XI веке халиф аль-Кадир, багдадский халиф, попытался даже в своем указе зафиксировать этот богословский принцип несотворенности Корана, максимально доводя его до логического предела: Коран как слово Божие не сотворен в любой форме, не только так, как он был ниспослан Мухаммеду, но он не сотворен также, будучи записанным, будучи произнесенным, будучи услышанным, естественно, на арабском языке.

Поэтому для многих мусульман чтение Корана на арабском языке воспринимается тоже как речь Бога. Вот отсюда такой большой пиетет перед Кораном, даже для неграмотного мусульманина. Довольно распространенное явление в мусульманском мире — знание Корана неграмотными людьми.

Поскольку Коран читается очень часто, и в мечетях, и при любых важных событиях в жизни мусульманина, как то рождение ребенка, свадьба, похороны и так далее, мусульмане часто запоминали Коран наизусть, и неграмотный мусульманин вполне мог и может процитировать Коран, причем правильно процитировать Коран. Вот такое удивительное уважительное отношение к священному тексту. Более-менее образованный мусульманин, грамотный мусульманин также с уважением относится и к Торе Пятикнижию , и к Евангелиям, но, правда, уже в самом Коране сказано, что и иудеи, и христиане допустили частичное повреждение своих Писаний, тахриф это кораническое слово , поэтому, притом, что признается богооткровенная природа и Торы, и Евангелия, мусульмане считают, что не все на самом деле там сохранилось в том виде, в котором это было ниспослано Моисею, Давиду или Иисусу.

Коран, в представлениях мусульман, сохранил вот это первоначальное откровение, ниспосланное Мухаммаду, в первоначальной чистоте. Еще очень одна важная вещь — в Коране дважды говорится о том, что мы ниспослали тебе Коран на языке арабском ясном. На языке арабском — вот это тоже очень важный момент.

Для мусульманина арабский — это священный язык. Многие богословы и, соответственно, мусульмане считают, что это язык самого Бога, не произвольно выбранный Богом для того, чтобы ниспослать Мухаммеду откровение, а именно язык самого Бога, божественный язык. Поэтому Коран всегда читается, независимо от языка той или иной страны, например, в Индонезии или у нас, в России, Коран всегда читается на богослужении только на арабском языке.

Потом, как сейчас это принято, имам переводит на язык, доступный большинству, на русский или индонезийский и так далее, но первоначально Коран звучит на арабском языке, и это звучит само слово Бога. И по сей день мусульмане активно переводят Коран на другие языки сами и допускают переводы Корана, даже поощряют переводы Корана, но перевод Корана на другой язык уже не будет называться Кораном. Он будет называться в мусульманских изданиях, в мусульманском мире «Толкование смыслов Корана».

Коран — только на арабском, а вот на других языках это уже толкование смыслов Корана. Русские переводы Корана Ну и коль скоро речь у нас зашла о Коране, так предварительно пока еще, я думаю, что полезно будет сразу дать рекомендацию. Дело в том, что на русском языке очень много переводов на сегодняшний день Корана.

Собственно говоря, впервые Коран переводится «переводится» — это слишком сильно сказано , пересказывается на русском языке при Петре I и по его прямому распоряжению Петром Постниковым, но Петр Постников не знал арабского языка, он пересказал французский перевод Корана. И в XVIII веке издается в России несколько переводов Корана, в основном с французского языка, и один перевод с английского языка, то есть это двойные переводы. Впервые Коран в России переводится непосредственно с арабского языка выдающимся востоковедом, исламоведом, профессором Казанской духовной академии, Гордием Семеновичем Саблуковым.

Первое издание — это 1879 год. В 90-х годах уже XX столетия этот перевод Саблукова неоднократно переиздавался, слава Богу, потому что на сегодняшний день перевод Саблукова, хоть это и перевод XIX века, остается одним из лучших. Ну и параллельно с Саблуковым Коран переводит Дмитрий Богуславский.

Он не был ученым, но он долгие годы провел в качестве, например, военного атташе и на других дипломатических должностях в мусульманских странах, великолепно знал арабский язык и ряд тюркских языков, и просто, так сказать, для себя переводил Коран. Закончил он этот перевод параллельно, даже на три года раньше Саблукова, но, узнав об академическом переводе Саблукова, не стал издавать свой. Этот перевод Богуславского был издан впервые только в 1995 году.

Слава Богу, рукопись сохранилась. Вот этот перевод тоже очень добротный, который я бы рекомендовал тем, кто не знает арабского языка и хочет познакомиться с Кораном в переводе. Я назову еще три фамилии переводчиков Корана на русский язык непосредственно с арабского языка.

Это тоже переводы, которые достойны того, чтобы с ними познакомиться. Есть масса других переводов. К ним я вам не советую обращаться, тем более неспециалисту лучше их не читать.

Мухаммад, Сунна, культ и вероучение Итак, я начал с того, что первейшая ценность для мусульман — это Коран. Произошло это в начале VII века годы жизни Мухаммеда — 570-632 , и вот с 610 по 632 годы, согласно мусульманским представлениям, Коран постепенно ниспосылался Мухаммаду. Итак, Мухаммад, и вот здесь же, на этой ступеньке будет расположена еще одна важнейшая ценность мусульман — Сунна.

Мухаммад не только был получателем откровения, но Мухаммад со своими сподвижниками сахаба разговаривал, высказывался по тому или иному поводу, и вот Сунна в форме хадисов, рассказов, собрала в себе собственно высказывания Мухаммада. Как сами мусульмане определяют, что такое Сунна, — это то, что говорил, то, что делал, и то, что молчаливо одобрял пророк Мухаммад. Сунна состоит из многочисленных хадисов, рассказов о высказывании Мухаммада по тому или иному поводу, о его действии по тому или иному поводу или о его одобрении того или иного действия.

Вот Сунна, собственно говоря, — это второй источник мусульманского вероучения.

Священные книги ислама

  • Ислам — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия
  • Основы ислама
  • Социально-культурные особенности ислама
  • История становления и развития ислама. Основные направления
  • Реферат на тему "Ислам сегодня" скачать бесплатно

Лек. 10. Ислам как мировая религия

Умножились случаи перехода в эту религию представителей других конфессий. В Германии, к примеру, где мусульманская община насчитывает 3,7 млн. Во Франции, где проживают 2,5 миллиона почитателей пророка Мухаммеда, на долю коренных французов приходится 500 тысяч. В годы после Второй мировой войны Европа и Америка становятся многокультурными сообществами. В большинстве европейских и американских государств возникают буддистские, индуистские, сикхские и мусульманские общины. Академические историки начинают приобщаться к внезападным культурам; процветает мировая история; возникают сотни новых научных публикаций, посвященных проблемам восточных языков и культур. В 1926 году вышло первое издание классического академического труда — "Энциклопедия ислама" в четырех солидных томах; второе издание, пока незавершенное, уже насчитывает десять больших книг. Еще более обширной станет "Иранская энциклопедия". Практически в каждом крупном европейском университете трудятся ученые мусульмане самого разного происхождения, занимаясь преподаванием и исследованиями во всех сферах науки.

Студентов обоего пола из стран мусульманского мира можно обнаружить в любом из крупнейших университетов Европы и Америки. В мусульманском мире также есть превосходные университеты, и везде образование рассматривается как высший государственный приоритет. Выход арабских стран на мировую политическую арену обусловлен особым геополитическим положением стран мусульманского мир Сущность ислама. Ислам — самая молодая из мировых религий.

Все равны перед Господом. Ученые Ислама По словам праведного халифа Али ибн Абу Талиба - «Нет большего богатства, чем мудрость, и большей нищеты, чем невежество».

Ученые в Исламе играют важную роль и занимают почетное место. Их мудрость, знания и опыт помогают праведным мусульманам понять основы религии и Священного писания. Истинные ученые — наследники Пророка Да благословит его Аллах и приветствует призывают к богобоязненности, покорности и поклонению нашему единственному Господу. Священный Коран выступает за развитие научного знания, призывая людей задуматься о природных явлениях и заниматься их изучением. Для верующих мусульман научная деятельность — это действие религиозного порядка и обязанность во благо мусульманской общины. Ислам дарит миру блестящих государственных деятелей, музыкантов, поэтов, философов и архитекторов, достижения которых вносят огромный вклад в современное состояние науки и культуры.

Таким образом, уже через 100 лет после возникновения халифата, его границы простирались от предгорий Армении до Испании. Классовая сущность ислама Как религия ислам, — так же как и христианство, — являлся синкретическим культом, изначально вобравшим в себя ряд устоявшихся в арабском родоплеменном обществе представлений, ритуалов и обрядов. Так, пятикратная молитва с обязательным умыванием характерная, кстати, и для гораздо более древнего зороастризма , посты, запретные месяцы аль-ашхур аль-хурум , ритуал обрезания суннат , пищевые и хозяйственные табу харам — всё это являлось частью доисламской традиции арабов, органично вписавшейся в новый монотеистический культ. Который был так же соткан главным образом из знакомой ханифам иудео-христианской и местной, — конкретно, мекканской, — мифологии.

Так, чёрный камень Каабы являлся предметом поклонения кочевников-арабов задолго до рождения Мухаммада. К моменту начала его пророческой проповеди Мекка уже превратилась в крупный торгово-экономический центр Аравии, где регулярно, во время запретных месяцев, проводились ярмарки, приносящие мекканской верхушке огромные барыши. Идеологически, эта экономическая деятельность выражалась в трансформации Мекки в своеобразный общеарабский религиозный комплекс, где располагались многочисленные идолы и тотемы аравийских племён, в честь которых, собственно, и устраивались базары. Ислам не только не нарушил эту языческую традицию, он её ещё больше укрепил, объявив чёрный камень один из многих подобных племенных фетишей, вероятнее всего символизировавший верховного мекканского бога Хуабала священным, а Каабу кубический храм, возведённый над этим камнем обязательной для посещения праведными мусульманами святыней.

Точно такая же ситуация сложилась с ритуалом прохода между двумя холмами, расположенными по соседству с Каабой — Сафа и Марва. Являющаяся явно и однозначно языческой традицией доисламского мекканского культа, она сохранилась и в исламе, став обязательной практикой во время «хаджа». Таким образом, реформы Мухаммада, «легализовавшего» прибыльный культ Каабы ссылками на деятельность библейских Адама, Авраама и Исмаила, которые якобы и стояли у истоков мекканского поклонения чёрному камню, содействовали дальнейшему укреплению экономической, политической и идеологической власти родного для пророка племени курейшитов в арабском обществе. Укажем в этой связи, что все т.

С классовой точки зрения, ислам, — как и христианство, — сыграло свою положительную роль в переходе от родоплеменного строя с элементами рабовладения к феодализму. Разрушив прежние племенные границы и культурно-экономическое разделение, ислам провозгласил сперва равенство всех арабов, а затем, с началом экспансии объединённого исламского государства, и вообще равенство всех мусульман. Однако, в отличие от христианства, выражавшего на ранних этапах своего развития некоторые антиимущественные взгляды рабов и бедноты, ислам изначально стоял на страже интересов частной собственности и никогда не допускал развития пусть даже примитивных уравнительно-коммунистических идей, свойственных различным христианским сектам и течениям в разные эпохи агонистикам, анабаптистам, гуситам и т. В проповеди Мухаммада не содержится никаких революционных идей, призывов к разделу имущества или к освобождению рабов.

Элементы, осуждающие взимание процента рибы или высокомерие богачей являются не более чем социальной демагогией, призванной привлечь к исламу нищенствующих трудящихся Аравийского полуострова. В целом же, религия Мухаммада не несла никакой реальной опасности для имущества бедуинской племенной верхушки, которая, — в новом исламском централизованном государстве, — завершила свою трансформацию, окончательно оформившись в феодальный класс. Таким образом, мы можем заключить что ислам, — один из подвидов ханифистской проповеди, — являлся идеологией восходящего класса арабских феодалов. Который, утвердив господство в результате кровопролитной борьбы, навязал обществу свою волю посредством особой системы юридического права, — «шариата», — источником которого являются Коран и Сунна, а также «иджма» — совокупное мнение богословов-юристов факихов , находящихся на содержании у феодалов.

Узаконив личное и имущественное неравенство, «освятив» право частной собственности, низведя женщину до уровня предмета роскоши и домашней рабыни, а также санкционируя непосредственно патриархальное рабство, шариат предусматривал суровое наказание за покушение на святые устои частной собственности. Ярким примером может стать знаменитое отрубание рук ворам, осуществляемое независимо от того, какие факторы заставили человека воровать. Вместе с тем, в шариате присутствует система уловок и юридических хитростей «хила», мн. Уже с VIII в.

Сегодня наиболее выражено применение хийала мы можем лицезреть на примере работы т. Однако, не устанавливая никаких реальных преград для беспардонного обогащения частных собственников, защищая их интересы именем бога, ислам и шариат не могли бы поддерживать господство феодальной знати, если бы не вводили элементы, направленные на реальное сохранение «классового мира», на ограниченную помощь и поддержку ограбленных и угнетённых слоёв бедствующего мусульманского населения. Такими важными элементами являются закят и садака. Закят, являющийся обязательным для исполнения каждым мусульманином, это ежегодный налог первоначально натурой, а затем деньгами с любого вида дохода и имущества, выплачиваемый в пользу нуждающихся единоверцев — нищих, вдов, сирот, должников и других категорий неимущих.

Концентрирующийся в руках духовенства, закят служил мощным инструментом для поддержания морального и материального престижа исламского культа в обществе за счёт благотворительности.

Догмы ислама регулируются шариатом — сводом мусульманских правил. В странах, где ислам — государственная религия, шариат действует или вместо гражданских законов или наряду с ними.

В светских государствах мусульмане сами стараются придерживаться норм шариата. Правила шариата основаны на Коране — священной книге мусульман. Большинство верующих соблюдают главные нормы, те самые пять столпов.

Они читают молитвы, платят религиозный налог, посещают Мекку. Широко известны некоторые отдельные запреты ислама. Правоверным мусульманам нельзя употреблять алкоголь и есть свинину.

Так, например, в России сложились свои традиции ислама. Верующие татары и башкиры далеко не всегда держат пост и не обязательно читают все пять молитв каждый день.

Новости по теме: Ислам

Презентация на тему "Ислам" ученицы 4 А класса Самборкой Екатерины. История ислама связана с политическим, социальным, экономическим и культурным развитием исламской цивилизации. Ислам или мусульманство представляет собой самую молодую из мировых религий. Итак, тема моего выступления обозначена как «Ислам и перспективы развития мусульманского мира». В этой статье вы рассмотрите историю возникновения ислама, а также особенности данной религии и ее основные направления. С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева).

Возникновение ислама

Он заботится о своих творениях как Всемилостивый и Милосердный Владыка, но с непокорными и неверующими Он суров и грозен. Мухаммед и четыре ангела Учение о Боге Ислам учит, что Бог создал мир, в котором каждая вещь свидетельствует о Его абсолютном единстве, премудрости и совершенстве. Ангелы и их роль В мусульманской космологии ангелы малаик служат хранителями божественного Престола и вестниками Аллаха, через которых Он обращается к людям. В могилах допрашивают умерших грозные ангелы Мункар и Накир, выявляя грешников для загробных мучений, а праведникам они приготовляют вечное райское блаженство. Райским блаженством руководит ангел Ридван, а адом управляет ангел Малик [1].

Харут и Марут в их вечном колодце 1703 Мир духов В мире духов, помимо ангелов, существуют джинны и демоны. Сатана, или Иблис, является прародителем-предводителем демонов и выступает как падший джинн в Коране. Они не впали в неверие, не согрешили. Их мучения — назидание от Всевышнего Аллаха, подобное тому, какие страдания пришлось испытывать пророкам в случае ошибок или, например, если по своей забывчивости не выполнили вовремя повелений Всевышнего.

Эти два ангела наставляют и увещевают людей, идущих изучать магию: «Мы — смутьяны для людей. А колдовство — большой грех. Колдовать, думая, что это разрешено — неверие. Не учись колдовству».

С этого года — бегства в Медину и начинается мусульманское летоисчисление. В Медине создалась мусульманская община, являвшаяся надродовой организацией. В ней люди объединялись по признаку принадлежности к одной религии — исламу; порывались прежние кровные и родственные отношения. Согласно мусульманскому преданию, во главе этой общины стоял Мухаммед, «посланник аллаха», претендовавший на сношения с мусульманским богом. Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная война между этими городами закончилась полной победой Медины. В 630г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама.

Храм Кааба стал главным мусульманским святилищем. Тогда же формируется мусульманское теократическое государство — Арабский халифат, первым руководителем которого был сам Мухаммед. Его сподвижники и преемники на посту главы халифата провели целый ряд удачных завоевательных походов, которые привели к значительному расширению территории халифата и способствовали быстрому распространению там ислама. Ислам или мусульманство становился государственной религией Арабского Востока. Мухаммед умер в 632г. Его могила — важнейшая святыня ислама. Источники вероучения Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной.

Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры... То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и свои имена. Милосердный, Верный — это божественные имена.

Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена. Вероучение Понятие «дин» неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, «дин» — это совокупность веры иман , исполнения религиозных предписаний ислам в узком смысле и искренности при их исполнении ихсан. Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений и включает в себя пять основных предметов: 1 веру в единого и единственного Бога, 2 ангелов, 3 Богооткровенные Книги в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада , 4 Божьих пророков и посланников, 5 Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание. Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой некоранического происхождения — вера в предопределение все происходящее в мире — как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего. Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего «пять столпов ислама»: 1 словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — раб Его и Посланник Бога»; 2 ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день; 3 очистительная милостыня в пользу нуждающихся; 4 пост в месяц рамадан см. Рамазан , который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток; 5 паломничество хотя бы раз в жизни в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует, прежде всего, единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий.

После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама. Второй по значимости мусульманский праздник — ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и государство». Мусульманская культура Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1 наука о толковании и чтении Корана, 2 наука о хадисах, 3 правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон шариат , который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. В шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала.

Несколько позже — отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, — развивается мусульманское спекулятивное богословие калам , внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия аристотелизм, неоплатонизм способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. В то же время получает развитие суфизм — мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм. Шиизм Уже после битвы при Сиффине в 657 между сторонниками 4-го праведного халифа Али зятя и двоюродного брата Мухаммада и Муавии основателя первой мусульманской династии омейядов ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Большинство, впоследствии получившие название «ахл ас-сунна» люди традиции , сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, т.

После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу.

Первоначально все действия мусульман разделялись на запретное харам и одобренное халяль , но к моменту окончательного формирования шариата действия были разделены на пять категорий хукм [15] : фард ваджиб — действия, выполнение которых считалось обязательным; мустахабб суннат — необязательные действия, выполнение которых считается желательными; мубах — дозволенные действия, совершение которых не предписывается, но и не запрещается; макрух — действия, которые признаются нежелательным танзих или запретным тахрими ; харам — строго запрещённые виды действия. Помимо этого к источникам шариатского права относят мнение сподвижников Пророка, местные обычаи урф , адат и т.

Запрещены азартные игры, расточительство и ростовщичество. Коран запрещает распространённый в доисламской Аравии обычай заживо хоронить новорождённых девочек, ограничивает кровомщение , запрещает самоубийство и убийство людей не по праву [14]. Социальная доктрина Социальная доктрина ислама пронизана эгалитаризмом, солидаризмом, активизмом и антиаскетизмом.

Пророк Мухаммед говорил: «Лучший из вас, не тот, который ради небесного пренебрегает земным, и не тот, который поступает наоборот; лучший из вас тот, который берёт от обоих». Следуя этой установке, мусульманская этика благословляет труд и богатство, отвергает безбрачие. В классическом исламе активистская ориентация нередко уживалась с догматом о Божественном предопределении.

Большинство мусульманских богословов призывало прилагать все усилия для реализации своих намерений, для изменения существующего положения вещей, уповая на содействие Бога, а что окажется неподвластным человеку, то и следует стоически принимать как предопределённое. Со временем божественный детерминизм, в религиозном сознании мусульман, воспринимался преимущественно в духе бездеятельного фатализма и квиетизма [6]. Политика См.

Политический идеал халифата не является безусловно теократическим, из-за чего некоторые исследователи если и допускают использование эпитета «теократия», то обязательно с уточнениями типа «исполнительная», «охранительная» и даже «светская» теократия. Многие современные мусульманские реформаторы полагают, что власть в исламе может быть только светской, так как ислам не знает «духовной», священнической власти. В строгом смысле теократическая а точнее, иерократическая идея свойственна шиитам [6].

Направления и ветви Основная статья: Исламские течения Первый религиозно-политический раскол в исламе возник во второй половине VII века. Расхождения по вопросу о характере и преемственности власти в халифате привели к разделению мусульман на суннитов , шиитов араб. Сунниты признавали законность власти первых четырёх Праведных халифов , а шииты считали единственным законным главой мусульманской общины четвёртого Праведного халифа и первого шиитского имама Али ум.

Следствием этого раскола была гражданская война в Арабском халифате [8]. Начиная с VII века в исламском богословии возникает интерес к таким теоретическим проблемам, как: проблема веры , статуса человека, совершившего тяжкий грех , предопределения , соотношении божественной сущности и атрибутов , «сотворённости» Корана и т. Расхождения по этим вопросам привели к возникновению ряда направлений, среди которых выделяются сунниты, шииты, хариджиты, мурджииты и мутазилиты.

В результате в исламе не было выработано официальной ортодоксии, а богословская полемика оставалась на протяжении многих веков неотъемлемой частью исламской религиозной жизни. Сформировавшийся более или менее стихийным образом некий баланс взглядов и интересов, одной из характерных черт которого является существование множества локальных региональных и этнических интерпретаций ислама при сохранении общего духовного и цивилизационного единства мусульман [8]. Он выступает как «мажоритарный» ислам, выражая мнение и обычаи, теорию и практику большинства членов общины.

Для суннизма характерна ориентация на «правильную» доктрину, являющуюся срединной между крайностями, а также конформизм или прагматизм , установка на легитимизацию статус-кво, на узаконивание утвердившихся обрядов, верований и институтов. Суннитская теология, разработанная двумя школами калама — ашаритской и матуридитской , также развивалась как «срединная». В VIII—XI веках в суннизме возникли юридические школы мазхабы : ханафитский , маликитский , шафиитский и ханбалитский мазхаб.

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате.

Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди.

Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века при династии Сефевидов стало там официальной государственной религией. Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов по имени Исмаила, ее основателя в VII веке , распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований. От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов — демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества.

Секта карматов просуществовала до XI века. От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы в Ливане. В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым.

Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре коней IX века реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия. Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения бог — во всем мире, весь мир — проявление или эмансипация бога и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.

Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. С суфизмом было исторически связано движение тариката. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе Кази-Мулла, Шамиль против русских.

Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом. В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба , в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве Неджд Внутренняя Аравия , а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой.

В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией. Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман.

Ислам: самая молодая мировая религия

Ислам сегодня. Много мусульман живет на Северном Кавказе. Осевая композиция, организующая пространство произведения исламского иск-ва в соответствии с идеей сакральной ориентации, тем самым вводит это произведение в единую универсальную систему пространственных связей, созданную исламской космографией, и. Все самое интересное и актуальное по теме "Ислам". Ислам — это религия и универсальный образ жизни мусульман; буквально это слово означает "покорность и подчинение воле Всевышнего". Осевая композиция, организующая пространство произведения исламского иск-ва в соответствии с идеей сакральной ориентации, тем самым вводит это произведение в единую универсальную систему пространственных связей, созданную исламской космографией, и. Тем не менее появившиеся в последние годы публикации дают возможность утверждать о том, что интеллектуальные поиски о судьбах ислама в российском обществе вышли на новый уровень.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий