Зураб Церетели: Жизнь и Творчество Биография: Зураб Церетели — выдающийся современный художник, скульптор и архитектор, чье творчество оставляет неизгладимый след в истории искусства. 4 января 1934 года родился Зураб Константинович Церетели, грузинский художник, плодовитый скульптор, главный ваятель земли русской, президент Российской академии художеств. Зураб Церетели был главным художником министерства иностранных дел СССР в 1970-1980 годах.
Зураб Константинович Церетели (художник) - краткая биография
В 1998 году он был назначен главным художником храма Христа Спасителя, и во главе артели расписываел купол собора. В 1999 году Церетели создал Музей современного искусства на Петровке. Зураб Церетели - автор более двух тысяч живописных полотен различных жанров: скульптурной композиции "Дружба навеки" на Тишинской площади в Москве 1983 ; монументальной скульптурной группы "Трагедия народов" и храма Георгия Победоносца на Поклонной горе 1996 ; скульптурного панно Московского зоопарка 1996. В 1997 году он выполнил скульптуры для торгового комплекса "Охотный ряд" на Манежной площади Москвы, встретившие разноречивые оценки критиков, многие из которых обвиняли Церетели в дурновкусии. В 1997 году был открыт памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" "Петр I" в Москве. В 2005 году в Нью-Йорке Церетели устанавил мемориал "Слеза плача" в память о трагедии 11 сентября 2001 года. Зураб Церетели - академик Международной академии творчества; профессор Брокпортского университета изящных искусств штат Нью-Йорк, США, 1979 ; член-корреспондент Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде 1998 ; действительный член Грузинской академии наук.
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 4 января 2024, 10:19 Прославленному скульптору, художнику, педагогу Зурабу Церетели исполнилось 90 лет Широта его творческих интересов не знает границ, а он творит и экспериментирует каждый день, потому что не мыслит жизни без искусства. Прославленный скульптор, художник, педагог Зураб Церетели принимает поздравления с днем рождения — ему 90! И даже праздник мастер встречает у холста. Более пяти тысяч работ от картин, мозаик и панно до монументальных скульптур, которые уже давно стали частью архитектурного облика нашей столицы и не только, масштабные проекты по всему миру! Если задуматься о месте Церетели в искусстве, то можно пошутить: места ему не хватает. Причем буквально. Каждый метр, что в его доме, что вокруг него, этим искусством и занят. Всего, если верить справочникам, у него более пяти тысяч картин, скульптур, панно, мозаик. Сам он со счета давно сбился. А работает ежедневно по несколько часов.
Его поражало разнообразие красок, какие невозможно было увидеть в Тбилиси. Все это образовало для художника фундамент творчества. Академия художеств Зураб Константинович Церетели еще в детстве понял, какую профессию ему выбрать. Он поступил в Тбилисскую академию художеств. Во время учебы в вузе молодой человек много работал. В свободное время Зураб Церетели посещал музеи, где изучал представленные экспонаты. Он много странствовал по, познавал новое, много ездил на лошадях, ходил пешком. Церетели, чтобы ближе познать природу, слушал журчание горных рек, запоминал запах земли. Зураб Церетели за работой Все это сыграло важную роль в становлении Зураба Константиновича как художника. В 1958 году художник окончил академию художеств. Его дипломной работой была «Песнь о Тбилиси». Но до защиты она не была допущена из-за «элементов условности». Церетели пришлось поменять тему диплома, и за пару недель написал новую картину «Портрет спортсмена». Работа получила высокую оценку. В круг его обязанностей входило участие в археологических экспедициях, подготовка иллюстративной части научных исследований к публикации. Первые годы работы были для Зураба Церетели временем совершенствования профессиональных навыков. Зураб Константинович постепенно стал участвовать в различных выставках, где представлял свои работы. Большой успех художник Церетели имел на выставке «На страже мира», проходившей в Москве. В 60-е годы Зураб Церетели быстро занял позиции в советском искусстве. Как-то архитектор Шота Каландаришвили дал задание Зурабу, расписать детский кинотеатр в Тбилиси.
Мы переживаем сейчас психологически очень трудное время. Мир потерял устойчивость, люди разуверились в прежних ценностях да, похоже, и в самих себе, уже не могут обойтись без технических «подпорок». Неуверенность в завтрашнем дне, паническое ожидание грядущих катаклизмов овладевает душами, а тут еще боязнь отстать от моды, куда-то не поспеть, что-то недополучить, выпасть из «престижной обоймы». У старшего поколения — ужас прослыть ретроградом...
Зураб Церетели отметил 85-летний юбилей
За ним по улице тянулись дети, в свите негра пребывал и Зураб, ему казалось, что он очень добрый и сильный, готов защитить всех маленьких. Зураб рос отнюдь не тихим и послушным ребенком. Часами играл с мальчишками в футбол, когда ни мячи, ни форма в магазине не продавались. И мяч у нас был самодельный. Набитый песком чулок. Купить билеты на стадион денег у нас не было.
Но была своя дырка в заборе. Так что на всех матчах бывали. Помните знаменитого вратаря Хомича? Как раз мы играли на улице, а он вышел из гостиницы, остановился и долго молча смотрел на нас. А через полчаса вернулся и принес нам настоящий мяч.
Это было радостно! После этого мы еще больше футбол полюбили. Как всех советских детей, его водили в детский сад. Там ему в руки попали цветные карандаши и акварельные краски. Во всяком случае, на вопрос, где начал рисовать, Зураб Константинович отвечает: — Рисовать начал в детском саду.
Самой моей любимой игрушкой был карандаш. Квартира инженера Церетели часто заполнялась гостями. Приходили сослуживцы. Но не только они. У дяди Георгия, в соседней комнате, собирались друзья.
А были они известными художниками, удостоенными высших наград и званий, их знали все, кто ходил на выставки, любил искусство. Они часто бывали в доме моего дяди, родного брата мамы. Там они часами говорили об искусстве, спорили о разных направлениях в живописи. Эти люди казались мне богами. Они же были друзьями моего отца.
И в нашем открытом доме мне часто приходилось их видеть. Я слушал их молча, затаив дыхание. Тогда родилась у меня мысль быть таким всемогущим, как они, стать художником. Зураб учился в грузинской 12-й средней школе, как я уже сказал, расположенной на проспекте Плеханова. Эта одна из главных магистралей протянулась на левом берегу Куры.
За фасадами домов росли старинные сады, вечером на проспекте становилось шумно и весело. Люди шли в филармонию и театр оперетты, заполняли кинозалы, расположенные вблизи студии «Грузия-фильм». Сюда пригласят Церетели, чтобы украсить фасад монументальной картиной, выполненной резьбой по камню… А на проспекте Плеханова, на фасаде двухэтажного дома алеет самая поразительная абстрактная мозаика Зураба, украшающая бывший Дом политпросвещения, занятый ныне другим учреждением. После уроков в школе рисовал. И на этот вопрос получил детальный ответ.
Потом разъединились. Там в классе девочка сидела. Нравилась мне эта девочка. Я все время смотрел на нее, а все в классе смеялись, потому что я все забывал, когда смотрел, ручка у меня застывала в руке, с нее капали чернила, я их не замечал. Все смеялись.
Когда я хоронил отца, она пришла. Я ее узнал, но это была не девочка, а дама. Еще раз я влюбился летом в деревне, когда жил у бабушки. Там строилась фабрика чая. На стройке работали, а мы рядом играли в футбол.
Увидел я там маленькую девочку. Ее мама работал на стройке маляром. Она бросила мяч, я бросил мяч. Ну, вечером назначил первое свидание. Какой это был класс?
Не помню. Маленький был. Я пошел на стройку на свидание. Говорили много. На второй день снова там встретились.
Я все бабушке рассказывал. Она была блондинка, чудная такая. Вот это была моя первая любовь, с тех пор такие типы мне нравятся. Я спросил у бабушки, как ее поцеловать? А ты ее в это время поцелуй.
Я жду, когда луна выйдет. Наконец, в два часа ночи поднялась. Я и сказал, ой, луна поднялась! Она повернула голову, и я уткнулся ей в затылок. Но, конечно, потом я ее поцеловал, безусловно.
Она заплакала и убежала. На следующий день пришла Наташа с мамой вместе за ручку. Другой рукой мама держала мою руку. И гуляем, и гуляем. Мама какие-то рассказы говорила, потом стихи, потом начала петь.
Мы ее тоже поддерживали, вот такая вечеринка, чудная женщина была мама. Вышел какой-то мужчина на стройке и спросил: "Это что, папа? Было у Зураба в школьные годы еще одно увлечение другого свойства. Во дворе жила смуглая пожилая женщина, про нее взрослые говорили, что она иранская подданная. Зураб ей приглянулся.
Одинокая соседка рассказывала ему сказки, читала стихи. И учила немецкому языку. Женщина ходить не могла, сидела в кресле и ждала, когда появится Зураб. Прибежав из школы, он на скорую руку ел и выглядывал во двор, ждал условный сигнал. Когда в окне загорался свет, это значило, путь открыт, можно бежать к доброй волшебнице.
Возможно, Зураб овладел бы немецким языком, если бы вся эта идиллия не закончилась трагедией. Однажды, придя из школы, Зураб увидел во дворе черную машину с милиционерами. Несчастную вынесли из комнаты вместе с креслом и увезли. В тот день по всему городу отлавливали "иранских подданных". Когда Зурабу сказали, что больше никогда эта женщина не вернется во двор, он заплакал.
И забыл мгновенно все немецкие слова и фразы, которые знал. Они приходили во двор с табуретками и меняли их на продукты, на то, кто что даст. Я им давал сухарики, мне их жалко было. Дома сухарики сушили и удивлялись, куда они подевались. Зураб гордится внуком Васей, который знает не только русский, грузинский, но и английский в совершенстве.
Президент поразился его произношением и спросил: — Ты что, Вася, в Англии учился? После семилетки поступать в техникум, где обучали живописи, по совету художников не стал. Зачем учиться в техникуме, когда первые шаги его поддержали профессора, такие как художник Уча Джапаридзе, любивший детские рисунки Зураба. В техникуме могли погубить природный дар, лишить индивидуальности. Уча рисовал сцены сельской жизни, хорошо ему знакомые с детства.
Но известность и признание у власти принесли картины на "историко-революционные темы". Они выполнялись по заказу, приносили почет, положение в обществе, звание народного художника СССР. И достаток. Другой друг дяди Георгия, график, театральный художник и живописец Серго Кобуладзе, народный художник Грузинской ССР, прославился перед войной. Тогда с необыкновенным размахом под патронажем Сталина по Советскому Союзу прошли празднества в честь Шота Руставели и его поэмы "Витязь в тигровой шкуре".
Лучшие поэты переводили стихи с грузинского на все языки народов СССР, лучшие артисты исполняли поэму с эстрады и по радио, ученики заучивали отрывки из «Витязя». Серго проиллюстрировал роскошное издание поэмы. Самым пожилым в компании художников был Давид Какабадзе — живописец, график, сценограф. И теоретик искусства. Он писал большие картины, вдохновляла его Имеретия.
Десять лет Какабадзе прожил во Франции, прошел "парижскую школу", самую авангардную в то время. Ему пришлось, чтобы не прослыть чуждым социалистическому реализму, писать картины на темы индустриализации. Его хвалили за "новь социализма", большие "тематические картины". На вопрос, помнит ли первый рисунок, Зураб ответил так: — Маленький был, еще до школы. Однажды остался один в комнате, взял стул, стал на него и начал карандашами и красками рисовать на белой стене.
На ней все поместилось — дома, солнце и луна, пароход и самолет, машины и повозки. Думал, придут взрослые, обругают. Пришли художники и стали говорить, пора Зурабу за масло браться. А я и не понял, о каком масле они говорят, сливочном или подсолнечном? Рисовал больше, чем читал.
Тем же занимался летом на каникулах, когда его с сестрой отправляли к бабушке в деревню. В школе оформлял стенную газету, писал лозунги, как все советские дети рисовал войну, красноармейцев… Летом ездил не только к бабушке, но и в пионерский лагерь. Перед тем как туда отправиться, Зураба впервые повели к портному. И отец пошил мне пиджак. Он был коричневого цвета.
Я поехал в Сурами. Спали мы все в зале, там стояли наши кровати. Я повесил перед сном пиджак на спинку кровати. Утром просыпаюсь, нет пиджака. Даже не успел поносить.
Он очень хотел, чтобы Зураб пошел по его стопам, поступил на инженерный факультет, учился в Москве или в Ленинграде. Это ему самому не удалось, о чем всю жизнь сожалел. У Константина Ивановича дела шли хорошо. Он день и ночь занимался «техникой» в первых рядах "кадров, решавших все". Когда по примеру донбасского шахтера Стаханова повсюду устанавливали производственные рекорды, в Тбилиси открыли "школу стахановского движения".
Ее директором назначили Церетели. Если отбросить партийную риторику, то главное внимание уделялось в той школе НТО — научной организации труда, новым методам и технологиям. До войны организовали Всесоюзный трест по технике безопасности, контролировавший предприятия Закавказья. Главным инженером назначили Константина Ивановича.
Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье. Отец - Константин Георгиевич 1903-2002 , известен в Грузии как инженер-строитель, происходит из старинного грузинского княжеского рода Церетели. Мать - Тамара Семёновна Нижарадзе 1910-1991 , также представительница княжеского рода. Заметное влияние на юного Зураба оказал брат его матери живописец Георгий Нижарадзе.
В его доме, где мальчик проводил значительную часть своего времени, постоянно бывали грузинские художники - Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши. Окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом. С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. С 1997 года является Президентом Российской академии художеств. В 2003 году за особые заслуги Зураба Церетели перед Российской Федерацией президентом России Владимиром Путиным ему было предоставлено российское гражданство. Автор более 5000 произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства фрески, мозаики, панно и др.
Как художник-монументалист оформил ряд крупных учреждений, таких как Ленинский мемориал в Ульяновске, гостиничный комплекс в Измайлово, курортный городок в Адлере, парк «Ривьера» в Сочи, Дворец профсоюзов в Тбилиси, Новая сцена Большого театра в Москве и др. Известные работы Зураба Церетели Памятник Петру I в Москве был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала. Общая высота памятника составляет 98 метров. По словам галериста и члена Общественной палаты М. Гельмана, Церетели при установке памятника «сжульничал», подделав документы градостроительного совета, ограничивающие высоту памятника 17 метрами.
Сурикова при Российской академии художеств. Творческая деятельность В 1965 г. В 1967 г. В 1968 г. В 1973 г. Адлера Краснодарский край. С 1980-х гг. Зураб Церетели известен как скульптор-монументалист, в разных странах мира установлено более 100 его произведений. В 1982 г. В 1983 г. В 1989 г. В 1990 г. В 1993-1995 гг. Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Он является автором расположенного на территории мемориального комплекса Монумента Победы - обелиска высотой 141,8 м самый высокий монумент России; символизирует 1 418 дней Великой Отечественной войны. В 1994-1999 гг. Зураб Церетели был художественным руководителем интерьерных и экстерьерных работ по воссозданию в Москве храма Христа Спасителя. В 1995 г.
Он признанный гений хлебосольства, иначе как я мог не заметить пять выпитых бутылок вина. Под мудрым руководством мастера Наина Иосифовна попробовала всего и помногу Надо отдать должное Зурабу Константиновичу - как человек мира, он поил гостей итальянской классикой, а не чем-то сомнительным под названием грузинское вино. Зато вот тифлисская кухня была изумительной. По правую руку от мастера сидела Наина Ельцина, вынужденная испытывать на себе все тяготы грузинского гостеприимства. Вдова первого Президента России смолотила под венецианское шардоне, наверное, кастрюлю сациви и с кило куриного шашлыка. К утру вдова была навеселе - Умираю, больше не могу, - кинематографично стонал Сергей Соловьев, чьи руки сами собой тянулись к бутылке водки. Спокойствие сохранял только генерал Георгий Шпак. Он просто, по-солдатски ел ложкой пармезан и камамбер. Десантника не смутил даже умильный детский хор. Он так и не остановился, пока не закончил операцию по уничтожению, возможно, санкционного продукта. Между первой и второй у Сергея Соловьёва перерывчик небольшой Убаюканный ангельскими голосами подрастающего поколения, я, не дождавшись, когда вынесут четырехметровый торт, заснул у подножия статуи какой-то царицы. Между первой и второй у Сергея Соловьёва перерывчик небольшой - В Ирландии с Борисом Николаевичем, - напомнил я биографию ЕБН и, последний раз взглянув на храм искусства, вышел на щербатую мостовую столицы. Уже проходя храм Христа Спасителя естественно, работы Церетели , я нащупал в кармане пальто несколько мандаринов, а в другом - недопитую, но заботливо заткнутую пробкой бутылку вина и завернутый в салфетку кусок лаваша.
Церетели, Зураб
Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. На днях ребят, за создание мозаичного панно «Спас на троне», поблагодарил и наградил Президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Новости по теме: Зураб Церетели новости сегодня, личная жизнь, биография, карьера. Как сообщает «Интерфакс», российский скульптор Зураб Церетели отлил бронзовую статую Иисуса Христа, которая в высоту составляет 83 метра. Недавно Зураб Церетели закончил работу над серией скульптур, запечатлевших представителей династии Романовых. Зураб Церетели был главным художником министерства иностранных дел СССР в 1970-1980 годах.
Зураб Церетели отметил 85-летний юбилей
Биография Зураба Церетели монументальна так же, как и его деятельность. Зураб Церетели. zurab_tsereteli. Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. Сегодня Зураб Церетели живет в Москве, возглавляет Российскую академию художеств и Московский музей современного искусства, продолжает плодотворно работать. 4 января 1934 года родился Зураб Константинович Церетели, грузинский художник, плодовитый скульптор, главный ваятель земли русской, президент Российской академии художеств. Последние новости о персоне Зураб Церетели новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео.
Зураб Константинович Церетели
смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). Зураб Константинович Церетели возглавляет Российскую академию художеств с декабря 1997 года. Содержание Работы Церетели почитают во всех уголках мира Биография Зураба Церетели Признание великого скульптора и художника Российский и советский художник Зураб Церетели является автором известных во всем мире работ. 4 января 1934 года родился Зураб Константинович Церетели, грузинский художник, плодовитый скульптор, главный ваятель земли русской, президент Российской академии художеств. Биография Зураба Церетели. Скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузинская ССР, ныне – Грузия). РИА Новости, 04.01.2024.