окраинное море Северного Ледовитого океана у северо-восточных берегов Азии, между Новосибирскими островами и островом Врангеля. Факт 5. Восточно-Сибирское море отделено от Чукотского островами, в том числе и островом Врангеля. Он прогнозирует, что Восточно-Сибирское море перестанет замерзать зимой.
Почему море не замерзает
Восточно-Сибирское море - East Siberian Sea - | Восточно-Сибирское море — окраинное море самого холодного океана, лежит между Новосибирскими островами и островом Врангеля. |
Восточно-Сибирское море – море белой радуги | Белые медведи, обитающие во льдах Восточно-Сибирского моря, относятся к одной из пяти генетически различающихся популяций этого вида. |
Сложная ледовая обстановка в Восточно-Сибирском море
Восточно-Сибирское море характеризуется не очень высоким речным стоком, по сравнению с прочими представителями бассейна Северного Ледовитого океана. Береговая линия Восточно-Сибирского моря образует довольно крупные изгибы, местами уходящие в сушу, местами выступающие в море, но есть и участки с ровной линией берега. Главная» Новости» Средняя температура восточно сибирского моря в июле и январе. Восточно-Сибирское море (русское: Восточно-Сибирское море, тр. Море замерзает с октября по ноябрь и с июня по июль. vostochno-sibirskoe-more Практически круглый год Восточно-Сибирское море покрыто льдами. Климат Восточно-Сибирского моря имеет отличительную особенность: море находится под воздействием Атлантического и Тихого океанов.
Восточно-сибирское море: какое оно?
Следовательно, в районах, ограниченных глубиной 25 м, ветровое перемешивание распространяется до дна. В местах резкого расслоения вод по плотности ветровое перемешивание проникает лишь до горизонтов 10—15 м, где его ограничивают значительные вертикальные градиенты плотности. К концу холодного сезона зимняя вертикальная циркуляция распространяется до горизонтов 70—80 м, где ее ограничивает либо дно, либо устойчивая плотностная структура вод. Вследствие мелководности и отсутствия глубоких желобов, выходящих за северные пределы Восточно-Сибирского моря, подавляющую часть его пространств от поверхности до дна занимают поверхностные арктические воды с соответствующими характеристиками. Лишь в сравнительно ограниченных приустьевых районах распространена своеобразная вода, образованная в результате смешения речной и морской вод.
Она характеризуется повышенной температурой и низкой соленостью. Вдоль материкового побережья выражен устойчивый перенос вод с запада на восток. Биллингса часть из них направляется на север и северо-запад, выносится к северным окраинам моря, где включается в поток, идущий к западу. При разных синоптических ситуациях изменяется и движение вод.
В одних случаях, преобладают выносные, а в других — нажимные течения, например, в районе пролива Лонга. Часть вод из Восточно-Сибирского моря через этот пролив выносится в Чукотское море. Постоянные течения часто нарушаются ветровыми, которые нередко бывают сильнее постоянных. В Восточно-Сибирском море наблюдаются правильные полусуточные приливы.
Их вызывает приливная волна, которая входит в море с севера и двигается к побережью материка. Фронт ее вытянут с северо-северо-запада на восток-юго-восток в к о. Наиболее отчетливо приливы выражены на северо-западе и да севере, где приливная волна только входит в пределы моря. По мере движения на юг они ослабевают, так как океанская приливная волна в значительной степени гасится на мелководье, поэтому на участке от Индигирки до м.
Западнее и восточнее этого района величина прилива тоже мала 5—7 см. В устье Индигирки конфигурация берегов и рельеф дна способствуют увеличению приливов до 20—25 см. Значительно более развиты на побережье материка изменения уровня, вызванные метеорологическими причинами. Годовой ход уровня моря характеризуется максимально высоким его положением в июне—июле, когда имеет место обильный приток речных вод.
Сокращение материкового стока в августе ведет к понижению уровне на 50—70 см. В результате преобладания нагонных ветров осенью, в октябре происходит подъем уровня. Зимой уровень понижается и в марте—апреле достигает своего самого низкого положения. В летний сезон очень ярко выражены сгонно-нагонные явления, при которых колебания уровня часто бывают 60—70 см.
В устье Колымы и в проливе Дмитрия Лаптева они достигают максимальных для всего моря величин 2,5 м. Быстрая и резкая смена положений уровня — одна из характерных черт прибрежных районов моря. Оно бывает наиболее сильным при штормовых северо-западных и юго-восточных ветрах, имеющих самые большие разгоны над поверхностью чистой воды. Максимальные высоты волн достигают 5 м, обычно их высота 3—4 м.
Сильное волнение наблюдается главным образом в конце лета — начале осени сентябрь , когда кромка льда отступает к северу. Его центральные районы относительно спокойны. Восточно-Сибирское море — самое ледовитое из морей Советской Арктики. С октября — ноября по июнь — июль оно полностью покрыто льдом см.
В это время преобладает принос льдов из Центрального Арктического бассейна в море, в отличие от других морей Арктики, где превалирует выносной дрейф льда. Характерная особенность льдов Восточно-Сибирского моря — значительное развитие припая зимой. При этом он наиболее широко распространяется в западной мелководной части моря и занимает узкую прибрежную полосу на востоке. На западе моря полоса припая достигает 400—500 км ширины, соединяясь с припаем моря Лаптевых, в центральных районах — 250—300 км и к востоку от м.
Шелагского — 30—40 км. Граница припая приблизительно совпадает с изобатой 25 м, которая проходит в 50 км к северу затеям поворачивает на юго-восток, приближаясь к побережью материка у м. Обычно это однолетний и двухлетний лед толщиной 2—3 м. В результате этого появляются значительные пространства чистой воды и молодых льдов, образующие Новосибирскую на западе и Заврангелевскую на востоке стационарные заприпайные полыньи.
В начале лета после вскрытия и разрушения припая кромка льдов изменяет свое положение под действием ветров и течений. Однако льды всегда встречаются к северу от — Новосибирские острова. В западной части моря на месте обширного припая формируется Новосибирский ледяной массив. Он состоит преимущественно из однолетних льдов и к концу лета обычно разрушается.
Подавляющая часть пространств на востоке моря занята отрогом Айонского океанического ледяного массива, который в значительной мере образует тяжелые многолетние льды. Его южная периферия в течение всего года почти примыкает к побережью материка, усложняя ледовую обстановку в море. Гидрохимические условия. Характерные черты гидрохимических условий Восточно-Сибирского моря иллюстрируют содержание и распределение кислорода и фосфатов в нем.
Осенью и зимой воды Восточно-Сибирского моря хорошо аэрированы. Уменьшение содержания кислорода связано с расходом его на окисление органических веществ, что интенсивнее всего происходит у дна. Поэтому и кислородный минимум находится в придонном слое. Это объясняется слабым развитием фитопланктона под ледяным покровом.
Восточно-Сибирское море город-порт Певек Хозяйственное использование. Труднодоступное Восточно-Сибирское море используется главным образом в транспортном отношении как часть Северного морского пути, по которой проходят транзитные перевозки и через порт Певек идут грузы снабжения в северные районы Восточной Сибири. Устьевое рыболовство и добыча морского зверя в прибрежных водах имеют значение только для местных жителей. Проблемы исследования Восточно-Сибирского моря сходны с проблемами изучения других арктических морей.
Однако здесь в большей степени уделяется внимание изучению ледовитости моря, поведению Айонского ледяного массива главное препятствие для мореплавания , колебаниям уровня моря и их прогнозам, течениям, дрейфу льдов и т. Важные задачи — оперативное обслуживание навигации, изыскание путей продления ее сроков, выбор наиболее рациональных судоходных трасс и другие научно-прикладные вопросы, с решением которых связано дальнейшее хозяйственное освоение моря. Многие энтузиасты отправлялись в путь, мечтая замкнуть кольцо своего маршрута, обойдя северную шапку нашей планеты вдоль условной линии, к северу от которой и начинается та самая Арктика, как магнитом притягивающая всех, кто хоть раз побывал на ее просторах. Невероятные приключения ждали путешественников на этом тяжелом и опасном пути, который, как правило, длился не один год.
Отважные люди шли на собачьих упряжках, пешком или на лыжах, плыли на каяках и яхтах, передвигались на снегоходах и даже поднимались в воздух на воздушных шарах , чтобы пересечь северную часть Атлантики, перебраться через Берингов пролив. Наша основная задача заключалась в том, чтобы намеченный маршрут можно было пройти единой командой, избрав такой способ передвижения, который был бы одинаково пригоден и для просторов тундры, и для арктического мелколесья, и для дрейфующих льдов Северного Ледовитого океана. Лучше любой другой техники могли бы соответствовать этим требованиям антарктические колесные вездеходы, которые мы собрали для того, чтобы дойти до Южного полюса. Но прежде чем отправляться в путь, нужно было максимально повысить их надежность.
То есть практически создать новую машину, которая вобрала бы в свою конструкцию весь положительный опыт наших вездеходов прежних моделей, только имела бы еще более высокие технические показатели и максимальную надежность. На таких машинах мы и намерены были предпринять попытку пройти кольцевой маршрут вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Надо сказать, что новые машины действительно удались. Серьезных проблем с техникой не было, а приключений, как можно было ожидать с самого начала, хватило бы не на один сценарий приключенческого фильма.
Наш путь, общей протяженностью не менее 25 000 км, который получил название «Полярное кольцо», мы разбили на три этапа. На первом этапе экспедиции, который проходил по побережью России от Ямала до Чукотки, за 50 дней путешествия было пройдено свыше 6 000 километров. Второй должен был соединить берега России с берегами Гренландии и Канады и пройти через точку Северного полюса. Третий, заключительный, этап запланирован на лето 2004 года: стартовав в канадском поселке Резольют-Бей, пройдя вдоль побережья Аляски и преодолев Берингов пролив, мы вновь финишируем на Чукотке.
Чаунская Губа, остров Большой Роутан 11 мая 2002 года. Тридцать пятый день В этот день мы вышли из Тикси. Накануне целый день пришлось провести в автомастерских на погранзаставе — приводили в порядок машины. Пройдена уже большая часть маршрута, а за последние дни им досталось немало.
Это и тяжелые торосы в районе острова Большой Бегичев, и настоящие песчаные бури в Оленекской протоке, и встречи с первой весенней водой. В устьях небольших рек и ручьев под снегом скапливается вода, образуя большие наледи, а то и просто озера. И все же больше всего поразило нас то, что встретили мы в среднем течении Оленекской протоки на реке Лене. Река образовала здесь бесконечное количество песчаных отмелей, кос, островов, которые и являют собой ту, самую гигантскую, дельту реки Лены.
Берега низкие. Не всегда удавалось понять, по льду мы движемся или по земле. С материка постоянно дуют ветра, набравшие силу на просторах Лены, их сила такова, что снежный покров не образуется. Какая-то плотная серая масса, срывая песок и мелкие камни с промороженных песчаных барханов-застругов, несется по дельте на север, в сторону Ледовитого океана.
Воздух наполнен песком, который сечет лицо, руки, стучит по одежде, корпусам вездеходов. Глаза невозможно даже приоткрыть. Песок набивается внутрь машины сквозь малейшие щели, образуя песчаные «сугробы» в самых неподходящих местах. Надолго запомнилась нам ночевка в районе озера Куогастах-Арыта.
Снежно-песчаная буря совершенно лишила нас видимости. Машины просто скользят по ветру, не слушаясь руля, стоит только выехать на чистый лед. Нам едва удалось укрыться от ветра за обрывистым берегом мыса, вдающегося в русло, но и это не спасло. К утру машины завалило какой-то серо-коричневой смесью песка и снега.
Страшно хочется пить. Вчерашний ужин и сегодняшний завтрак — всухомятку. О воде из талого снега страшно даже подумать. Покинув остров Макар, движемся по побережью моря Лаптевых16 мая 2002 года.
Сороковой день Покидаем остров Макар в Янеком заливе. Ничем особым от десятков других таких же в этих краях этот остров не отличается, но есть одна деталь, превратившая его в исключительно притягательную точку для всех радиолюбителей мира — ни один из них с этого острова в эфир еще не выходил. И хотя утверждать это сложно — здесь когда-то стояла полярная станция и работал маяк, но тем не менее факт выхода с него в эфир никем зафиксирован не был, да и сама международная островная радиолюбительская программа IOТА родилась гораздо позже, чем здешняя полярная станция. А по сему наш радист Юрий Заруба, присоединившийся к маршрутной группе в Нижнеянске, не мог скрыть своего восторга.
В составе нашей команды — некоторые замены. Вячеславу Государеву пришлось вылететь из Тигси в Москву. Причин было несколько, но одна из главных — спасать фотоархив и всю остальную информацию, накопившуюся в компьютере, который, наглотавшись гари и песка, «забыл» все пароли и ни в какую не хотел продолжать работать.
Море полностью покрыто льдом с октября по июль.
Льды приносит сюда из Центрального Арктического бассейна. Зимой в акватории развивается припай, который распространяется по мелководным западным областям. Летом ото льда свободны прибрежные участки. На востоке моря у берегов наблюдаются плавучие льды даже в летнее время.
Климатические условия Побережье Восточно-Сибирского моря находится в области арктического климата. В пределах акватории летом воздух имеет среднюю температуру около 0-2 градуса. В зимние месяцы воздух охлаждается до -30 градусов. Соленость моря равна приблизительно 30 промилле.
Значение Восточно-Сибирского моря Это море очень труднодоступное.
Оно расположено между островом Врангеля и Новосибирскими островами. Административно его побережье относится к Чукотскому автономному округу и Якутии. Площадь поверхности огромная — примерно 945 тыс. Восточно-Сибирское море соединено проливами с морем Лаптевых и Чукотским морем.
Тургайская ложбина в Казахстане, низовья Волги и Дона, а также все, что находится по обе стороны Кавказского хребта, на восток от Каспийского и на запад от Черного моря. Калининградская область, судя по карте, также потеряет часть юго-восточных территорий. Вроде бы, о Роминтенской пуще с чудесным озером Виштынец нам придется забыть… Хотя в сравнении с Грузией, Азербайджаном это будут сущие мелочи. Ну, и как вам, земляки-калининградцы, такая перспектива? Справедливости ради стоит заметить, что отнюдь не все ученые верят в столь апокалиптические сценарии.
Многие гораздо более умеренны в своих прогнозах, хотя и соглашаются с тем, что климат на матушке-Земле постепенно меняется в не совсем устраивающую людей сторону. Оно плывет на север! Авария на очистных сооружениях в Латвии не угрожает литовским и калининградским пляжам. На днях в Латвии отпраздновали День большой какашки: вечером 23 июля в городе Лиепая вдруг обрушилась стенка резервуара предварительной очистки сточных вод. Причем само сооружение считалось относительно новым — его возвели в 2009 году. Данный факт уже вызвал определенные вопросы. Мол, еще 20 лет назад выяснилось, что грунт в этом месте нестабилен, тем не менее, строительство все равно начали. Ну да с этой темой пусть разбирается тамошняя прокуратура, а самим латвийцам и их ближайшим соседям по побережью было важно совсем другое. Согласно предварительной оценке, в результате техногенной аварии в Балтику единомоментно устремилось не менее 1 250 тонн отходов человеческой жизнедеятельности. И после каждый час продолжало вытекать еще около 400 кубометров нечистот.
Власти призвали отдыхающих пока воздержаться от купания, а обывателей в целом — пореже пользоваться сливными бачками унитазов. Результат воззвания не замедлил сказаться.
На трассе СМП в Восточно-Сибирском море сохраняется преобладание однолетнего льда
Ледовая обстановка в Восточно-Сибирском море по-прежнему остаётся сложной. Кроме того, Восточно-Сибирское море является самым мелким из морей на Северном морском пути России, со средней глубиной всего 52 метра. От Чукотского моря Восточно-Сибирское отделяют только острова, так что между ними протекают активные водообменные процессы. Из вышеперечисленных Вами морей, не замерзает только Азовское море, все остальные замерзают, так как находится северней, чем Азовское море. Данные о температуре воды в Восточно-Сибирском море за 2023 год предоставляются бесплатно. преобладание однолетнего толстого льда.
Восточно-Сибирское море. Саме суровое среди всех северных морей
Сибирское море: какая часть России утонет в случае глобального похолодания - Русская семерка | окраинное море Северного Ледовитого океана у северо-восточных берегов Азии, между Новосибирскими островами и островом Врангеля. |
Восточно-Сибирское море - East Siberian Sea - | Мелководность Восточно-Сибирского моря, жёсткие и динамичные фоновые условия и глинистые грунты предопределили бедность видового состава и низкую численность всех компонентов биоты его акватории. |
Восточно-сибирское море: какое оно? | Причём глубина новообразованного моря превысит сотню метров. Вскоре через Тургайскую ложбину в Уральских горах воды Сибирского моря проникнут и на европейскую территорию России. |
Моря и океаны сибири | Интересные факты о Восточно-Сибирском море00:00 Интро00:05 Восточно-Сибирское море отличается очень неоднородной 00:24 На берегу Восточно-Сибирского моря. |
Ученые опасаются арктического моря, которое не замерзло – Trend News
Однако, вопрос о том, относится ли Восточно-сибирское море к Тихому океану, вызывает дискуссии среди ученых и географов. окраинное море Северного Ледовитого океана, расположено между Новосибирскими островами и островом Врангеля. 1.1. Физико-географическое положение Восточно-Сибирского моря Восточно-Сибирское море расположено между Новосибирскими островами и о. Врангеля. Ледовая обстановка в водах моря Лаптевых и особенно в Восточно-Сибирском море часто бывает наиболее сложной в зимние месяцы. Из-за остановки Гольфстрима Калининград может оказаться на берегу Сарматского моря.
Почему море не замерзает
Старший группы - капитан ледокола «Капитан Драницын» обратился в Правительство Чукотского автономного округа, которое в свою очередь приняло решение о выделении воздушного судна для разведки ледовой обстановки по маршруту следования. Айон — ветровая нагрузка, осадки в виде снега, недостаточная видимость. Вылет по погодным условиям. По информации капитана судна «Капитан Драницын» данная ситуация не является критической, среди личного состава напряжения нет, топливом, продовольствием обеспечены.
В течение всего лета температура воды в зоне дрейфующих льдов лишь немного выше точки замерзания. Толщина прогретого слоя вод до 60—70 м в юго-западной части Карского моря и до 10—15 м в восточной.
Вливаясь в Ямальское течение, они перемещаются на север вдоль берегов полуостроваова Ямал. В районе острова Белый Ямальское течение усиливается Обь-Енисейским; несколько севернее от него отходит к Новой Земле Вссточно-Новоземельское течение, воды которого направляются на юг, где циклоническийкруговорот их замыкается. Из Обь-Енисейского района часть вод уходит на восток, образуя Западно-Таймырское течение, распространяющееся вдоль побережья до пролива Вилькицкого. В центральной части Карского моря течение Св. Анны, несущее воды на север, включается в циклоническую циркуляцию, определяющую круговорот вод и льдов по часовой стрелке.
Приливы в Карском море определяются преимущественно приливной волной, распространяющейся из Атлантического океана ; эта волна проникает в Карское море из Арктического бассейна и через проливы из Баренцева моря. Приливы преимущественно полусуточные. Величина прилива в среднем 0,5—0,8 м. Зимой существенное влияние на приливы оказывает ледяной покров: величина прилива уменьшается, а распространение приливной волны запаздывает по сравнению с летом. Биология и обитатели Характеристика флоры и фауны Карского моря довольно сложна.
Соответственно распределению солености планктонные формы — пресноводные и солоноводные — проникают далеко на север, а донные морские — далеко на юг. К ним в значительной степени добавляются другие виды, поднимающиеся из более глубоких слоев Карского моря, например атлантические из теплого атлантического промежуточного слоя. Наибольшее видовое разнообразие флоры и фауны наблюдается в двух районах Карского моря: в районе восточных берегов Новой Земли и в районе северо-западной части Карского моря куда вместе с баренцевоморскими водами проникает и разнообразная баренцевоморская фауна, а по глубоководному желобу с севера заходит много атлантических батиальных и абиссальных форм. Количественный состав зоопланктона насчитывает 173 вида. Преобладающими группами являются веслоногие рачки, инфузории и кишечнополостные.
Средняя масса зоопланктона в юго-западной части К. Карское море относительно богато представителями зообентоса около 1400 видов. Среди донных животных Карского моря лучше других представлены ракообразные, моллюски, много-щетинковые черви, мшанки и иглокожие. Фитопланктон Общее число видов планктонных водорослей в центральной части Карского моря равно 78 диатомовых — 52, перидиниевых — 20, прочих — 6. Основная масса планктона в этих районах располагается в слое 0—25 м.
Донная растительность представлена 66 видами главным образом красными водорослями, несколько беднее бурыми и совсем немного зелеными. Среди макрофитов в Карского моря преобладают холоднолюбивые по генезису виды баренцевоморской флоры. Теплолюбивые формы встречаются очень редко, и чем дальше от пролива Карские Ворота к северу и северо-западу, тем меньшая вероятность их обнаружить. Ихтиофауна В состав ихтиофауны Карского моря входит 54 вида. У побережья Новой Земли, особенно в районе пролива Карские Ворота, встречается треска, в губах и заливах— омуль, ряпушка, корюшка, голец, нельма и хариус.
Однако промысловых скоплений рыб нет. В 1945 г. Карское море является частью трассы Северного Морского пути. Главный порт — Диксон. Морские суда заходят также в реку Енисей до Игарки и Дудинки.
В грузоперевозках наибольший удельный вес имеют лес, строительные материалы , уголь, пшеница, пушнина, а в последнее время стали вывозить норильскую руду. Карское море - окраинное море Северного Ледовитого океана. В северной части моря находится Земля Визе - остров, открытый теоретически в 1924 году. В море впадают полноводные реки: Обь, Енисей, поэтому солёность сильно варьирует. Также в Карское море впадает река Таз.
Для зимы характерна спокойная безоблачная погода, нарушаемая циклоническими вторжениями. Атлантические циклоны на западе моря приводят к усилению ветра и некоторому потеплению. Тихоокеанские циклоны, имеющие в тылу холодный континентальный воздух, увеличивают скорость ветра, облачность и вызывают метели в юго-восточной части. На гористых участках побережья с прохождением тихоокеанских циклонов связано образование местного ветра — фена, сопровождающегося штормовым ветром, ясной и сухой погодой. Летом давление над материком понижено, а над морем повышено. Устойчивые северные ветры обуславливают низкую температуру воздуха. Стоит преимущественно пасмурная погода с моросящим дождем, иногда идет мокрый снег.
Таким образом, сравнительно холодное лето во всем море, бурная погода в конце лета в окраинных районах моря и затишье в его центральной части - характерные климатические черты моря. Он составляет около 250 куб. Самая крупная река Колыма за год дает 132 куб. Небольшой речной сток существенно не влияет на гидрологический режим моря, а лишь определяет некоторые гидрологические особенности прибрежных участков в летное время. Вдоль материкового побережья выражен устойчивый перенос вод с запада на восток. Биллингса часть из них направляется на север, выносится к северным окраинам моря, где включается в западный поток. При разных синоптических ситуациях изменяется и движение вод.
В одних случаях преобладают выносные, а в других -нажимные течения, например, в проливе Лонга. Постоянные течения часто нарушаются ветровыми, которые иногда бывают сильнее постоянных. Высокие широты, свободный обмен с Арктическим бассейном, большая ледовитость и малый речной сток определяют главные черты гидрологии моря. Летом распределение температуры на поверхности обусловлено ледовой обстановкой. Мелководное, слабо прогреваемое Восточно-Сибирское море — одно из самых холодных арктических морей. С глубиной соленость увеличивается. Большую часть акватории моря от поверхности до дна, занимают поверхностные арктические воды.
Лишь на ограниченных приустьевых участках распространена своеобразная вода, образованная в результате смешения речных и морских вод. Она характеризуется повышенной температурой и низкой соленостью. Кислородный минимум находится у дна и связан с расходом кислорода на окислительные процессы. В эти же сезоны отмечается детально высокое содержание фосфатов, что связано со слабым развитием фитопланктона под ледяным покровом. Наиболее отчетливо они выражены на северо-западе и севере моря, где приливная волна только входит в пределы моря. Приливная волна гасится на мелководье, поэтому на участке от Индигирки до м. Шелагского прилив почти не заметен.
В устье Индигирки конфигурация берегов и рельеф дна способствуют увеличению приливов до 20-25 см. В летний сезон очень ярко выражены сгонно-нагонные явления, при которых колебания уровня бывают 60-70 см. В устье Колымы и проливе Дм. Лаптева они достигают максимальных для всего моря величин - 2,5 м.
Труднодоступное Восточно-Сибирское море используется главным образом в транспортном отношении как часть Северного морского пути, по которой проходят транзитные перевозки и через порт Певек идут грузы снабжения в северные районы Восточной Сибири. Устьевое рыболовство и добыча морского зверя в прибрежных водах имеют значение только для местных жителей. Проблемы исследования Восточно-Сибирского моря сходны с проблемами изучения других арктических морей. Однако здесь в большей степени уделяется внимание изучению ледовитости моря, поведению Айонского ледяного массива главное препятствие для мореплавания , колебаниям уровня моря и их прогнозам, течениям, дрейфу льдов и т. Важные задачи — оперативное обслуживание навигации, изыскание путей продления ее сроков, выбор наиболее рациональных судоходных трасс и другие научно-прикладные вопросы, с решением которых связано дальнейшее хозяйственное освоение моря.
Многие энтузиасты отправлялись в путь, мечтая замкнуть кольцо своего маршрута, обойдя северную шапку нашей планеты вдоль условной линии, к северу от которой и начинается та самая Арктика, как магнитом притягивающая всех, кто хоть раз побывал на ее просторах. Невероятные приключения ждали путешественников на этом тяжелом и опасном пути, который, как правило, длился не один год. Отважные люди шли на собачьих упряжках, пешком или на лыжах, плыли на каяках и яхтах, передвигались на снегоходах и даже поднимались в воздух на воздушных шарах , чтобы пересечь северную часть Атлантики, перебраться через Берингов пролив. Наша основная задача заключалась в том, чтобы намеченный маршрут можно было пройти единой командой, избрав такой способ передвижения, который был бы одинаково пригоден и для просторов тундры, и для арктического мелколесья, и для дрейфующих льдов Северного Ледовитого океана. Лучше любой другой техники могли бы соответствовать этим требованиям антарктические колесные вездеходы, которые мы собрали для того, чтобы дойти до Южного полюса. Но прежде чем отправляться в путь, нужно было максимально повысить их надежность. То есть практически создать новую машину, которая вобрала бы в свою конструкцию весь положительный опыт наших вездеходов прежних моделей, только имела бы еще более высокие технические показатели и максимальную надежность. На таких машинах мы и намерены были предпринять попытку пройти кольцевой маршрут вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Надо сказать, что новые машины действительно удались.
Серьезных проблем с техникой не было, а приключений, как можно было ожидать с самого начала, хватило бы не на один сценарий приключенческого фильма. Наш путь, общей протяженностью не менее 25 000 км, который получил название «Полярное кольцо», мы разбили на три этапа. На первом этапе экспедиции, который проходил по побережью России от Ямала до Чукотки, за 50 дней путешествия было пройдено свыше 6 000 километров. Второй должен был соединить берега России с берегами Гренландии и Канады и пройти через точку Северного полюса. Третий, заключительный, этап запланирован на лето 2004 года: стартовав в канадском поселке Резольют-Бей, пройдя вдоль побережья Аляски и преодолев Берингов пролив, мы вновь финишируем на Чукотке. Чаунская Губа, остров Большой Роутан 11 мая 2002 года. Тридцать пятый день В этот день мы вышли из Тикси. Накануне целый день пришлось провести в автомастерских на погранзаставе — приводили в порядок машины. Пройдена уже большая часть маршрута, а за последние дни им досталось немало.
Это и тяжелые торосы в районе острова Большой Бегичев, и настоящие песчаные бури в Оленекской протоке, и встречи с первой весенней водой. В устьях небольших рек и ручьев под снегом скапливается вода, образуя большие наледи, а то и просто озера. И все же больше всего поразило нас то, что встретили мы в среднем течении Оленекской протоки на реке Лене. Река образовала здесь бесконечное количество песчаных отмелей, кос, островов, которые и являют собой ту, самую гигантскую, дельту реки Лены. Берега низкие. Не всегда удавалось понять, по льду мы движемся или по земле. С материка постоянно дуют ветра, набравшие силу на просторах Лены, их сила такова, что снежный покров не образуется. Какая-то плотная серая масса, срывая песок и мелкие камни с промороженных песчаных барханов-застругов, несется по дельте на север, в сторону Ледовитого океана. Воздух наполнен песком, который сечет лицо, руки, стучит по одежде, корпусам вездеходов.
Глаза невозможно даже приоткрыть. Песок набивается внутрь машины сквозь малейшие щели, образуя песчаные «сугробы» в самых неподходящих местах. Надолго запомнилась нам ночевка в районе озера Куогастах-Арыта. Снежно-песчаная буря совершенно лишила нас видимости. Машины просто скользят по ветру, не слушаясь руля, стоит только выехать на чистый лед. Нам едва удалось укрыться от ветра за обрывистым берегом мыса, вдающегося в русло, но и это не спасло. К утру машины завалило какой-то серо-коричневой смесью песка и снега. Страшно хочется пить. Вчерашний ужин и сегодняшний завтрак — всухомятку.
О воде из талого снега страшно даже подумать. Покинув остров Макар, движемся по побережью моря Лаптевых16 мая 2002 года. Сороковой день Покидаем остров Макар в Янеком заливе. Ничем особым от десятков других таких же в этих краях этот остров не отличается, но есть одна деталь, превратившая его в исключительно притягательную точку для всех радиолюбителей мира — ни один из них с этого острова в эфир еще не выходил. И хотя утверждать это сложно — здесь когда-то стояла полярная станция и работал маяк, но тем не менее факт выхода с него в эфир никем зафиксирован не был, да и сама международная островная радиолюбительская программа IOТА родилась гораздо позже, чем здешняя полярная станция. А по сему наш радист Юрий Заруба, присоединившийся к маршрутной группе в Нижнеянске, не мог скрыть своего восторга. В составе нашей команды — некоторые замены. Вячеславу Государеву пришлось вылететь из Тигси в Москву. Причин было несколько, но одна из главных — спасать фотоархив и всю остальную информацию, накопившуюся в компьютере, который, наглотавшись гари и песка, «забыл» все пароли и ни в какую не хотел продолжать работать.
В Нижнеянске к нам присоединился новосибирец Виталий Заруба, бессменный радист многих наших экспедиций. Вообще же Нижнеянск сегодня — это готовые декорации для фильма ужасов. Самые смелые фантазии режиссера, попытавшегося нарисовать брошенный город, вряд ли смогут соперничать с тем, что происходит с этим городом наяву. Мы подошли к нему глубокой ночью, при белесом сумеречном освещении. Первое, что мы увидели, — это какой-то старый высокий и совершенно бесконечный забор из колючей проволоки. Серые блоки двухэтажных домов с черными глазницами выбитых окон тянулись в глубь города, образуя мрачные улицы. Повалившиеся фонарные столбы, оборванные электропровода, горы занесенного снегом хлама, брошенная техника. Мы остановились в поисках прохода сквозь забор, опоясывающий город с запада, переговариваясь друг с другом по внутренней радиосвязи. Неожиданно в разговор вмешивается возбужденный и хорошо мне знакомый голос Юры Зарубы, который дежурит на нашей частоте, зная, что мы на подходе к городу.
С его штурманским сопровождением по радио мы медленно двинулись по ночному Нижнеянску. Вот улица Первомайская, вот центральная площадь с огромной надписью на одном из зданий — Бассейн «Умка», вот котельная, напоминающая своим видом 4-й блок Чернобыльской АЭС после катастрофы... Еще минут 15 путаного хода по городу, и мы встречаемся с Юрием, который ждал нас в общежитии, — это одно из немногих городских зданий, где есть вода, правда, в виде ржавого кипятка, текущего из всех кранов. Большая же его часть — вообще без тепла и воды. Но люди, вынужденные здесь выживать в полном смысле этого слова, удивительно отзывчивы. Несмотря на горы собственных проблем, они находят возможность помочь нам и с жильем, и с небольшим ремонтом машин, и с заправкой. Узнали мы там и о совершенно диких, на наш взгляд, вещах. Где-то «наверху» было дано указание разбирать дома и все, что может пригодиться, для того, чтобы делать где-то неподалеку новый поселок для коренного населения. Среди бела дня подъезжали грузовики и куда-то вывозили то, что еще могло быть использовано для строительства.
Нередко, в азарте, принимались за те дома, в которых еще жили русские, так что часто на дверях подъездов можно было увидеть надписи: «Не ломайте! Мы еще здесь живем! Потекло с крыш, снег напитался водой, ледовая корка раскисла. На выходе из города проехали мимо традиционной для советских времен «Доски почета». Вырезанный из металла проржавевший профиль Ленина, красные от ржавчины знамена, оторвавшиеся от стенда и издающие на ветру зловещий скрежет. Сверху остатки надписи, призывающей претворять в жизнь решения какого-то съезда КПСС. По сторонам старались не смотреть, чтобы не видеть этой тягостной картины... Сорок восьмой день Бухта Амбарчик. Весна бурно вступала в свои права.
Тундра стремительно освобождалась от снега, оживала. По берегам появились горы. При низком вечернем или утреннем освещении картины возникали просто фантастические. Но воды с каждым днем становилось все больше и больше. И это немного беспокоило, ведь впереди был еще довольно долгий путь. Особенно трудно пришлось в устье Колымы. Вечером с трудом пробились к месту ночевки на острове Каменка. По набухшему снегу машины шли тяжело. Участки открытой воды казались более опасными, хотя это пока еще только верховая вода.
Под ней все еще надежный лед. Со временем поняли, что идти по воде даже проще, но этот опыт пришел не сразу. Вначале пришлось досыта намучиться в снежном «болоте». К востоку от устья Колымы знаменитая бухта Амбарчик, вся покрытая водой. Выбирать дорогу практически бессмысленно. Шли напрямик, курсом на какие-то строения в глубине залива. Как на зло отказали дворники. Ветровое стекло заливало водой. Горячий водяной пар от двигателя засасывался отопителем и заволакивал конденсатом стекла изнутри.
Сидящий рядом фотооператор Афанасий Маковнев вынужден был сменить фото- и видеокамеры на большое махровое полотенце и непрерывно работать «дворником», протирая стекло хотя бы изнутри. Минут через 40 подошли к берегу и стали искать место, где можно было бы подняться наверх. Вдоль берега торчали деревянные сваи — остатки причала, покосившиеся и рухнувшие бараки, фрагменты заборов из колючей проволоки, которые в три кольца опоясывали весь этот «город». С трудом нашли проход, вышли на дорогу, ведущую к трем зданиям, чудом сохранившимся в этом мертвом царстве. Проходим мимо скромного памятника, установленного в 1993 году в память о жертвах сталинских репрессий, погибших в лагерях Северной Колымы. Одни оставались здесь навсегда, других гнали дальше на восток. Сколько можно было продержаться в этих нечеловеческих условиях? Были ли те, кому удалось выбраться из этого ада живыми? В сохранившихся домах сейчас расположена полярная станция.
Портрет моря: Восточно-Сибирское
Главная» Новости» Средняя температура восточно сибирского моря в июле и январе. Главная» Новости» Средняя температура восточно сибирского моря в июле и январе. Кроме того, Восточно-Сибирское море является самым мелким из морей на Северном морском пути России, со средней глубиной всего 52 метра. сибирское ; азовское или Берингово.
Ученые опасаются арктического моря, которое не замерзло – Trend News
Причём глубина новообразованного моря превысит сотню метров. Вскоре через Тургайскую ложбину в Уральских горах воды Сибирского моря проникнут и на европейскую территорию России. Главная» Новости» Средняя температура восточно сибирского моря в июле и январе. Восточно-Сибирское море — Восточно Сибирское море, окраинное море Северного Ледовитого океана, между Новосибирскими островами и островом Врангеля. Восточно-Сибирское море (якут. Илин Сибиирдээҕи байҕал) — окраинное море Северного Ледовитого океана, расположено между Новосибирскими островами и островом Врангеля.