Матерью Иисуса Христа была непорочная Дева Мария.
«Украденное Рождество»? Почему Евангелисты не все рассказали о рождении Иисуса
Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами.
Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие. Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе.
Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить «наполовину язычников» или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным».
На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось «Вертепным действом», а в Западной Украине просто «Вертеп».
В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома. Католики и протестанты также делают адвент-календари.
Адвент — это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки. Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово — 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества — по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны.
В России празднование Рождества по Юлианскому и по Григорианскому календарю тоже становится традицией. В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия.
Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры — за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года.
К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен?
В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах. Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении.
Юлианский и Григорианский календарь — это вопрос богословия. После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли «мракобесным», все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому.
Встревоженный слухами Ирод приглашает магов к себе. Они рассказывают ему о соединении "звезды королей" Юпитера и "звезды иудеев" Сатурна, бывшем два года назад, рассказывают, возможно, и о новом знаке, о сиявшей весною Новой звезде. Маги-волхвы уходят в Вифлеем и не возвращаются к Ироду, уходят на родину по откровению свыше другим путем. Через какое-то время Ирод приказывает перебить "всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" Мф. Почему "от двух лет и ниже"? Евангелист Матфей точен, - и никакого символизма нет в рассказе о Вифлеемской звезде!
Все Евангелисты описывали реальные события и были точны... Только наше незнание или наше неверие мешает нам понять иногда всю мощь и правду Евангелий. Большинство исследователей полагают, что у колыбели Младенца побывали персидские маги, последователи Зороастра. Такое предположение наиболее обосновано, во-первых потому, что в евангельские времена и ранее магами называли на всем пространстве Римской империи и Востока именно персидских жрецов, служителей и толкователей священной книги пра-ариев Авесты, последователей пророка Зардешта, которого греки назвали Зороастром, Сыном Звезды. Во-вторых, в одном из апокрифов евангельских времен прямо сказано, что поклониться Младенцу пришли персидские маги. В третьих, именно в священной книге древних персов-зороастрийцев Авесте было предсказано рождение будущего Спасителя в Авесте "Саошьянт" от непорочной Девы, и даже до наших дней продолжаются дискуссии о том, не из Авесты ли перешел в иудейский мистицизм и Ветхий Завет этот образ и многие другие подробности и пророчества о грядущем Мессии-Спасителе Израиля. Ничего удивительного в таких гипотезах нет, так как уже в Х1Х веке было доказано определенное влияние зороастрийских идей на иудейский мистицизм. Начиная с V1 века до нашей эры, когда "царь царей" Персии Кир после взятия Вавилона освободил все бывшие там в рабстве народы, в том числе евреев, и отпустил их по домам вместе с имуществом и религиозными святынями, а затем он и его преемники покровительствовали евреям в Палестине и разрешили восстановить в Иерусалиме главную для сынов Израиля святыню, храм Соломона, - с тех пор в течение сотен лет государственная религия персов и их священная Авеста оказывала сильное влияние на иудаизм, на иудейский мистицизм.
Это влияние прервалось затем на полторы сотни лет в связи с завоеваниями Александра Македонского и последующей эллинизации Иудеи, но примерно во втором веке до нашей эры полумонашеский Кумранский орден ессеев, обособившийся и отделившийся в эллинизированной Иудее вновь возродил иудейский мистицизм, наполненный еще ранее из источников Авесты. Случайно обнаруженные в 1945-47гг в пещерах Вади-Кумрана на северо-западном побережье Мертвого моря кожаные свитки с документами и пророческими книгами общины ессеев стали вскоре самым великим археологическим открытием ХХ века. Около этих примерно девятисот свитков из 11-ти пещер выросла целая наука, - кумранистика. В настоящее время большинство специалистов-кумранистов согласны в том, что в общине ессеев во втором-первом веках до нашей эры произошел синтез Ветхого Завета и Зороастризма религии Авесты , результатом которого и явился Новый Завет. Кстати, само выражение "Новый Завет" встречается в самих текстах Кумрана. Отметим здесь же, что среди свитков Кумрана обнаружены и астрологические тексты, причем их изучение показывает близость астрологических воззрений ессеев именно к зороастризму, добрую четверть которого составляет учение о Небесном воинстве и астрологической расшифровке звездного послания Творца. Ессеи славились в Иудее и по всему региону как отличные астрологи, что также отделяло их от фарисеев, саддукеев, вообще от ортодоксальных иудеев, не признававших астрологию за благое занятие. Ирод Великий относился к ессеям с большим уважением, так как именно ессеи предсказали ему в юности будущее царствование об этом свидетельствует Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" , хотя сами ессеи относились к нему холодно, даже враждебно.
В последние годы Кумранские тексты опубликованы на русском и вышло подробное исследование этих текстов, а также истории и идеологии ессеев И. Почему мы рассказываем здесь о ессеях и связи их доктрин с зороастризмом, с Авестой? Дело в том, что после первых же публикаций в пятидесятых годах текстов Кумрана стало ясно, что многие образы Евангелий и многие их действующие лица близкие Иисусу связаны с ессеями. Это заметили и в Православной церкви: о близости к ессеям Иоанна Крестителя писал, ссылаясь на первые опубликованные тогда тексты Кумрана, епископ Смоленский и Дрогобужский Михаил Чуб в "Журнале Московской патриархии" 1958г. Он первый в церкви, видимо, выдвинул предположение о том, что Иоанн Предтеча с детства, после смерти своих престарелых родителей, воспитывался в общине Кумрана, но затем ушел из нее, не согласный с их крайней отделенностью от мира. Кстати, Михаил Чуб отметил и то, что место проповедей Иоанна Предтечи в 27г. Все это отметил затем и Александр Мень в своей "Истории религии". Он писал, что именно ессеи явились бродильным началом, приготовлявшим Палестину к "исполнению времен" пророчеств Ветхого Завета.
Сочувствующие ессеям, но не входящие непосредственно в их полумонашеский орден белых одежд, называли себя "чающими Утешения". Евангелист Лука назвал среди них родителей Иоанна Предтечи и Богородицу Марию, сводных братьев Иисуса и старца Симеона, узнавшего по откровению свыше среди первенцев, принесенных родителями в храм, Иисуса и прочитавшего над ним особую благодарственную молитву ессеев. Близких ессеям называли в те времена также праведниками, и евангелист Матфей называет праведником Иосифа, обручника Богородицы. Среди апостолов Нафанаил, рассказ о котором дан в 1-й главе Евангелия Иоанна, входил в число ессеев это следует из упоминаемого в стихах 48-50 эпизода со смоковницей, связанного с тайными обрядами ессеев , а апостолы Иоанн Зеведеев и Андрей Ионин были прежде учениками Иоанна Предтечи и, следовательно, были хорошо знакомы с ессейскими доктринами от первого учителя. Сам Иисус, как следует из первой главы Евангелия Иоанна, знал тайные обряды ессеев. Тантлевский, автор упомянутого выше капитального исследования истории и идеологии ессеев, считает, что слова "пришел к своим, и свои Его не приняли" Ин. Вся совокупность свидетельств Евангелий говорит нам о том, что близкие Иисусу Христу действующие лица евангельской истории или сами были ессеями, или сочувствовали им и хорошо знали их доктрины. Следовательно, не в прямую, но опосредствованно, они были близки и знаниям Авесты.
И еще раз: для чего мы рассказываем здесь обо всем этом? Евангелие Луки в первой главе описывает явление Ангела Господня чающему Утешения старому священнику Захарии с сообщением о предстоящем рождении его ранее бесплодной и также престарелой женой Елисаветой сына Иоанна. Через шесть месяцев этот же Ангел является перед отроковицей Марией, обрученной с праведником Иосифом и сообщает ей о предстоящем рождении сына Иисуса, который родится от Духа Святого и которого будут называть Сыном Божьим. Это единственный во всем Новом Завете пример, когда дано имя Ангела. Зачем евангелист Лука назвал имя Ангела? Никто из комментаторов Нового Завета не смог ответить на этот вопрос. Мы полагаем, что до середины нашего века, до открытия и публикаций текстов Кумрана на этот вопрос и невозможно было ответить. В рукописях Кумрана найдена так называемая третья книга Еноха, относящаяся ко второму веку до нашей эры.
Енох, один из допотопных патриархов, седьмой от Адама, прадед Ноя, дал людям, по ветхозаветным преданиям, знания математики и астрономии-астрологии, при жизни "ходил пред Богом" и был взят живым на небо на 365-м году жизни. Это, кстати, вызывало уже давно у многих исследователей ассоциации с зороастрийским солнечным божеством Митрой. Так вот, в найденной третьей книге описывается водворение Еноха на Небесах и, в частности, рассказывается об иерархии божественно-ангельского управления нашей Вселенной. Еноху открываются тайны прошлого и будущего, он видит предстоящий приход Сына Человеческого и всю дальнейшую историю человечества до Конца дней. Евангелист Лука, по праву считающийся среди всех новозаветных авторов самым образованным в книжной мудрости всех народов, а по преданию еще и учившийся у ессеев Египта там их назвали терапевтами , - этот евангелист, без сомнения, опирался в своем благословенном труде и на известные ессеям откровения этой книги Еноха. Ну а поскольку доктрины ессеев во многом были связаны с зороастрийскими верованиями, то мы можем поискать прототипов Ангела Гавриила в хорошо развитой и хорошо известной иерархии зороастрийских Ангелов, которые называются в Авесте Изэдами. Главных Изэдов семь, как и Архангелов в христианской традиции, но в зороастризме известен еще ряд помощников Творца, причем каждый из них управляет одним из двенадцати месяцев года и одним из тридцати дней каждого месяца. Солнечно-лунный древнеперсидский календарь хорошо известен.
В отличие от иудейского, начало года в нем жестко привязано к весеннему равноденствию, точнее к первому восходу Солнца в зодиакальном знаке Овна, поэтому, если, например, о каком-то событии сказано, что оно произошло в месяц Митры и в день Амертата, то это позволяет точно соотнести срок события с современным нашим календарем. Давайте попробуем теперь найти зороастрийских "коллег" Архангела Гавриила и установить затем, с каким месяцем и каким днем они связаны... В иудейском мистицизме Ангел, а затем в христианской традиции Архангел Гавриил - это "Сила Божия", охранитель Рая и одновременно вестник будущего, который приходит к людям возвестить волю Божию. В пехлевийских комментариях к Авесте 2-я глава книги Бундахишн подробно описана авестийская иерархия Ангелов-Изэдов, помощников Творца мира Ахура-Мазды. Книга Бундахишн относится к третьему-четвертому векам нашей эры, однако она представляет собой комментарии к оставшимся после походов Александра Македонского текстам древней Авесты, - то, из чего черпали мудрость Востока и ессеи. Не будем здесь подробно рассказывать о зороастрийской иерархии Ангелов-Изэдов и зороастрийском календаре, - это предмет исследования специалистов, - приведем сразу результат: Архангел Гавриил по своим "полномочиям" и связям с "Небесным воинством" в христианской традиции он связан с Луной, символом зачатия и материнства , - этот Архангел связан зороастрийской традицией с Изэдами Хаурватом связан с Луной, зачатием и материнством и Тиштаром страж неба, предстоящий пред Творцом, вестник будущего и также связан с Луной. Естественно предположить, что Архангел явился с первым благовещением Захарии или в месяц Хаурват и в день Тиштара зороастрийского календаря, или в месяц Тиштара и в день Хаурвата. В первом случае, как показывают несложные подсчеты, благовещение Захарии приходится на 1 июня, во втором случае - на 24 июня.
Вот как! Это как раз рождество Иоанна Предтечи в западных церквях, какое совпадение! В зороастрийской традиции противостоящие в годовом цикле дни считаются связанными друг с другом, поэтому через полгода после благовещения Захарии тот же Архангел благовестил Марии. Соответственно, благовещение Марии могло произойти или 28 ноября, или 21 декабря. Отсчитывая от этих дат евангельские девять месяцев от благовещений до рождений получим следующие даты: Иоанн Предтеча мог родиться или около 3 марта, или около 26 марта, а Иисус Христос мог родиться или около 30 августа, или около 21 сентября. Интересно, что принятые по своему праву Церковью даты благовещений очень близки здесь датам рождений: католическое благовещение об Иоанне отмечается 23 сентября, благовещение об Иисусе - 25 марта. Однако все наоборот,- и в датах, и в именах, и в зачатиях, и в рождениях.
С 330-х гг. Рождество Христово совершилось при наступлении «полноты времени» Гал. Рождество Христово знаменует Боговоплощение , открывшее человеку возможность спасения. Согласно святителю Афанасию Великому , Слово вочеловечилось, чтобы люди могли обожиться. Рождество Христово положило начало новой эры в истории человечества. Православное богослужение праздника раскрывает божественный кеносис , богочеловеческую диалектику этого таинства: пастушеская пещера становится Небом, Богоматерь — херувимским престолом Бога, ясли — вместилищем возлежащего в них невместимого Бога и беспомощного младенца одновременно. Приурочение Рождества Христова к календарной дате с начала 3 в. Нарочито соединив Рождество Христово с языческим Днём рождения непобедимого Солнца Dies Natalis Solis Invicti — 25 декабря, когда после зимнего солнцестояния начинается увеличение светового дня, — христианские богословы сделали его центром народной жизни. В тропаре Рождества Христова сохраняется миссионерский аспект — полемика с астрологией: звездопоклонники волхвы звездой же были научены поклоняться Христу, а не Митре — видимому солнцу. Христиане Востока, унаследовавшие ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий, не сразу приняли миссионерский смысл праздника Рождества Христова. На Востоке он появился в последней четверти 4 в. Армянская церковь и некоторые другие церкви сохранили архаичный календарь, в котором отдельного праздника Рождества Христова нет, но это событие отмечается в день Богоявления Крещения Господня , как это было первоначально на всём христианском Востоке. В православной традиции Рождеству Христову предшествует 40-дневный Рождественский пост; день непосредственно перед Рождеством Христовым именуется сочельником; после Рождества Христова наступает период святок. В Римско-католической церкви и в некоторых протестантских церквах период подготовки к Рождеству Христову называется адвентом от лат.
Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения. Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особое место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно. Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна. Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это — та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом. Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа. Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова. Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие. Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить «наполовину язычников» или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным». На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось «Вертепным действом», а в Западной Украине просто «Вертеп». В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома. Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент — это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки. Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово — 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества — по старому и по новому стилю.
«Украденное Рождество»? Почему Евангелисты не все рассказали о рождении Иисуса
В последние годы дошли до того, что стали валить в одну кучу и Рождество и Новый год: Такое ощущение, что большинство людей думают, что Рождество - это день рождения Деда Мороза! Почему Иисус не праздновал день рождения? Все привыкли, что день рождения - это обычный праздник, который отмечает большинство людей. И для всех вполне естественно думать, что и Иисус тоже праздновал свой день рождения. Но это, конечно, не так. Дело в том, что у евреев не было принято праздновать день рождения, и поэтому царь Соломон написал такие слова:...
Смерть — это ужасно, а вот рождение - это хорошо. Они верили, что будет воскресение мёртвых, и если они проживут жизнь в благочестии, то получат в награду вечную жизнь. Недавно у меня на работе собирали деньги на подарок моему начальнику - у него юбилей, 55 лет. Когда меня спросили, буду ли я давать деньги, то я спросил: — Вот человеку уже 55 лет, ещё лет 10 максимум и в ящик: чему он должен радоваться и с чем его поздравлять? С тем, что смерть к нему подкралась уже совсем близко?
И как в старой доброй песне: "а в ответ тишина"... Ну а что они могли сказать? Вывод номер один: сам Иисус не праздновал свой день рождения, не праздновали его и первые ученики Христа. Должен ли праздновать его я? Как появилось рождество?
Но почему же появился этот праздник? Повод ясен, а вот причина была в следующем: "Христианство намеренно вело такую политику с целью взять под контроль проведение языческих празднеств, к которым так привыкли люди, связав их с христианством" «Язычество в нашем христианстве» «The Paganism in Our Christianity» Если ты не можешь победить врага, то стань ему другом. Такую политику избрала древняя церковь, не имея другой возможности искоренить языческие праздники. Она их просто переименовала. Вывод номер два: если какую-то гадость завернуть в красивый фантик от конфеты, то должен ли я "это" с аппетитом проглотить?
Причем иудеи должныпереписываться по месту их происхождения. И Иосиф, обручившийся с Марией, заботившийся о ней, и сама Дева Мария, были потомками знаменитого библейского царя Давида умер около 970 г. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. Однако пророки задолго до Рождества Христова возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы акцентируем внимание на столь важном факте.
Так вот, раз Дева Мария и Иосиф происходят из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то ожидающая ребенка Мария вместе с Иосифом вынуждены совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они живут, в Вифлеем - город для них чужой. Перепись, как можно ослушаться указа императора? Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не находится, и они останавливаются за городом, в пещере - сюда пастухи в ненастье загоняют скот. Мария пеленает Своего Сына и кладет в ясли - туда, куда обычно кладут корм для скота.
И животные своим дыханием согревают Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали "вместилищем невместимого Бога". С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения.
Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать - сердцем. Как мир узнал о рождение Спасителя, как мир это воспринял? Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: "Не бойтесь!
Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". Как только ангел сказал это, внезапно появилось множество других Ангелов, поющих: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Этими словами начинается так называемое Великое славословие, поющеесяи сегодня во время Богослужений. Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу.
Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы - мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией - Спасителем. В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: "Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться!
От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не может прийти, что царство новорожденного Владыки Израиля будет "не от мира сего", что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном. Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище - он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти.
Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.
Глупо объявлять «войну праздников» с какой бы то ни было стороны, религиозной или светской, тем более что само событие Рождества так и останется центральным событием истории, несмотря на все перемены календарей. Девять месяцев после Благовещенья Простой до наивности вопрос: как была определена дата Рождества Христова? Хотя бы потому, что у древних иудеев вообще было не принято не то что отмечать, но даже запоминать день появления человека на свет. День рождения в нашем понимании — традиция эллинистическая, египетская, римская, то есть неприемлемо языческая. Правда, некоторые представители иудейской верхушки, на границе тысячелетий впавшие в «низкопоклонство перед Западом», перенимали и этот обычай. К примеру, есть свидетельства, что правитель Галилеи Ирод Антипа — тот самый, кто будет требовать от Христа поразвлечь его чудесами и, не добившись своего, отправит к Пилату, — отмечал день рождения регулярно и шумно, устраивая пиры для своих вельмож.
Кроме того, для первых христиан Пасха — Воскресение Господне — было не только самым важным событием, но и, по сути, заслоняло существующие и предвосхищало все будущие церковные праздники. До IV века Рождества как отдельного праздника не существовало — его отмечали вместе с Богоявлением Крещением, которое у нас празднуют 19 января. Считается, что впервые Рождество отметили в Римской империи в 336 году, уже после первого Вселенского собора. Но отмечали его, так же как и Крещение, именно 25 декабря.
Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было Лк. Младенец был назван Иисусом см. В то время как Святое семейство находилось в Вифлееме, с востока в Палестину пришли языческие волхвы. Сюда их привела некая загадочная звезда. По убеждению древних святых отцов, то было некое чудесное явление, не подлежащее какому-либо научному истолкованию. В современной науке высказываются различные мнения, что, возможно, то была комета, сверхновая звезда или так называемый парад планет. Для христианского сознания сама возможность научного разрешения загадки о природе Вифлеемской звезды всегда представлялась делом пусть и любопытным, но не слишком существенным для веры, для личного спасения христианина.
Так или иначе, чем бы ни был на самом деле этот загадочный феномен, именуемый в Евангелии звездой см. Волхвы были уверены, что появление удивительного светила может быть связано с рождением некоего великого и могущественного Царя. Оказавшись в Иерусалиме, они принялись спрашивать: где родившийся Царь Иудейский?
Тайны Библии. Когда и где родился Иисус Христос?
Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа. 7 января православные христиане всего мира празднуют рождение Иисуса Христа. Нужно отметить, что место рождения Христа крайне важно, поскольку все иудеи ожидали исполнения мессианского предсказания пророка Михея, гласившего, что Спаситель будет непременно потомком царя Давида и родится в его родном городе Вифлееме. Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. По расчетам Дионисия, Иисус родился на 753-й год “от основания Рима”. В Вифлееме над местом рождения Иисуса Христа стоит базилика, которая наряду с храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.
Краткая история летосчисления от Рождества Христова
Главное, Дионисию не нравилось то, что счёт лет шёл от эры Диоклетиана, римского императора, устраивавшего жестокие гонения на христиан. По мнению Дионисия, Диоклетиан был злейшим врагом Христианства, потому называть его именем Христианскую эру было кощунством. Из-за этого противоречия аббат предложил заменить «эру Диоклетиана» на другую эру, имеющую непосредственное отношение к Христианству. Как архивариус, Дионисий мог быть знаком с многими книгами, хранящимися в Папской библиотеке. В частности, имеется в виду серьёзнейший труд той эпохи — «Хронограф 354 года». Скорее всего, оригинал назывался иначе, так как в том году ещё не было летоисчисления от Рождества Христова, но он содержит много интересной информации. В этом «Хронографе» отражены: список римских консулов от образования Республики 509 год до н. В части 8, списке римских консулов, под 1 годом нашей эры находим имена консулов, которые назначались в Риме ежегодно 1 января: Гай Юлий Цезарь Випсаниан и Луций Эмилий Лепид Павел.
В описании дел этих консулов находится запись: «Hoc cons. Таким образом, ориентиром для Дионисия стал труд, написанный за 200 лет до него. Основываясь на подобной «Хронике», Дионисий определил начало «новой эры», взамен «эры Диоклетиана»: 1 января 753 года «от основания Рима», 43-й год правления Августа, 4-й год 194-й олимпиады. Он также отмечает, что в этот день вступили в свои консульские должности Гай Цезарь и Эмилий Павел; с 21 апреля 1 года новой эры начался 754 год от «основания Рима», с новолуния 10 июня — 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа — 44-й год правления Августа. Исходя из этого, Дионисий легко смог рассчитать начало эры Диоклетиана относительно созданной им «новой эры». В перерасчёте на «новую эру» — это было 1 января 284 года. А 29 августа того же года Диоклетиан стал императором.
Когда Дионисий перевёл свою работу «Пасхалии с 248 по 342 годы эры Диоклетиана» на «новую эру», то у него наступило откровение. А это уже получалось знаковое число. Ведь дело в том, что число 532 является Великим Индиктионом, в котором совмещены лунный 19 лет и солнечный 28 лет циклы. Это значит, что расчёты «Пасхалий» Дионисия совпали по датам, лунным фазам и дням недели с началом «новой эры», то есть с годом, когда Пресвятая Богородица получила известие о том, что Она носит в чреве Своём, и в этот же год родился Спаситель, Иисус Христос. Вся эта картина прошла перед глазами аббата Дионисия и он благоговейно решил назвать свою новую эру — «от Рождества Христова». Но это была лишь половина дела, порученного архивариусу, потому как Дионисию поставили задачу рассчитать Пасхалии, а не искать замену Диоклетиану. Покорённый преданием о дате «25 марта», практически прикоснувшись к ней в своих расчётах, Дионисий стал искать возможный год «первой Пасхи».
Ориентируясь только на дату «25 марта» и совершенно забыв про то, что Иисус Христос был распят 14 нисана, а воскрес 16 нисана. Ориентирами для этих расчётов были строки из Евангелия от Луки, глава 3: «3. А так как Иисус Христос родился в декабре, то 31 год Ему ещё не мог исполнится. Таким образом, Дионисий принял возраст «крестной смерти» Христа в 30 лет, что не расходилось с данными Евангелия от Луки. Но это было ошибкой. Так как 25 марта 31 года соответствовало 15 нисана и нарушало последовательность евангельских событий.
И, собственно, почему святое семейство было вынуждено ютиться в хлеву. Путь из Назарета в Вифлеем Как известно из текстов Евангелия от Луки, Христос родился после повеления кесаря Августа сделать перепись населения. Ведь по правилам семья должна была записаться именно в том городе, откуда брал начало их род. Нужно отметить, что место рождения Христа крайне важно, поскольку все иудеи ожидали исполнения мессианского предсказания пророка Михея, гласившего, что Спаситель будет непременно потомком царя Давида и родится в его родном городе Вифлееме. Пещера вместо царских чертогов Пресвятая Богородица с праведным Иосифом были вынуждены остановиться в загоне для скота, поскольку гостиницы были переполнены. Разместиться в общей комнате они не могли — Мария должна была вот-вот родить. Так, их временным пристанищем стала пещера вертеп , в которой, по всей видимости, оставляли своих ослов, верблюдов и других животных постояльцы. Новорожденный Богомладенец был положен в ясли — кормушку для животных. Как сейчас выглядит то место, где родился Христос? На том месте, где по Церковному Преданию родился Господь, сейчас располагается Вифлеемский храм. Он состоит из Пещеры или Вертепа Рождества и располагающейся над ней церкви.
Бог… явился на земле во плоти, и обращался между людьми Вар. Посему возрадуемся и возвеселимся…». Древние пророки предрекали о Христе, что Он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет Пс. В библейских книгах то и дело рисуется образ этого Избавителя, и всякий раз он поворачивается к нам своей новой стороной: то это могучий Царь, то смиренный Страдалец, то загадочный Сын Человеческий, грядущий на небесных облаках, то берущий на Себя грехи мира кроткий Агнец. Касаются некоторые ветхозаветные пророчества и особенностей внешнего образа Его прихода в мир. Но существуют и многие другие пророчества об обстоятельствах Его Рождества. Христианские толкователи — начиная с авторов Евангелий — видели в ветхозаветных пророчествах и иные, связанные с Рождеством, прообразы новозаветных событий. А в словах пророка Иеремии голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет Иер. Все это исполнилось в новозаветную эпоху. Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух дополняющих друг друга Евангелиях — от Матфея 1:18—2:23 и от Луки 2:1—20. В Евангелии от Луки повествуется, что во времена царствования императора Августа в Риме под властью которого находилась в те времена Палестина и царя Ирода в Иудее по решению императора была устроена перепись населения. При этом евреям для участия в переписи надлежало прийти в те города, откуда происходил их род. Иосиф и Мария, ожидавшая к тому времени скорого Рождения Ребенка, пришли в Вифлеем, так как происходили из рода царя Давида. Вифлеем же был городом Давидовым. Придя сюда, они не смогли найти свободных мест в гостинице и, несмотря на холодное время года, были вынуждены поселиться в загоне для скота — по церковному Преданию, то была пещера. Она спеленала Его и положила в ясли, куда кладут корм для скота. В ту же ночь неподалеку в поле находились пастухи. Вдруг перед ними явился ангел, и их осиял чудесный свет. Поначалу пастухи испугались, но ангел сказал им: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях Лк.
Этот великий праздник установлен в воспоминание рождения Иисуса Христа. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь!
Когда родился Иисус Христос? (часть 1)
Будучи матерью по плоти Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятая Дева была связана с ним не только духовно, но и телесно и пусть земной жизни ее сына закончился именно во гробе. Дата празднования Рождества и непосредственно рождения Иисуса Христа до сих пор изучается многими учеными и историками. А так как Иисус Христос родился в декабре, то 31 год Ему ещё не мог исполнится. нет доказательств, что Иисус Христос родился 25 декабря (или 7 января), почему же тогда Рождество отмечают в этот день?
Вертеп и другие рождественские традиции
- Рождество Христово в летосчислении от сотворения человека
- Рождество Христово: даты, история, традиции
- Рождество Христово: даты, история, традиции | Правмир
- История Рождества Христова
- Рождество по григорианскому календарю: история и традиции праздника
Рождество Христово: главные традиции великого праздника
нет доказательств, что Иисус Христос родился 25 декабря (или 7 января), почему же тогда Рождество отмечают в этот день? По расчетам Дионисия, Иисус родился на 753-й год “от основания Рима”. Рождество Христово в 2022 году. Нужно отметить, что место рождения Христа крайне важно, поскольку все иудеи ожидали исполнения мессианского предсказания пророка Михея, гласившего, что Спаситель будет непременно потомком царя Давида и родится в его родном городе Вифлееме.
Рождество Христово в 2024 году: какого числа и как празднуют
И к Захарии, и к Марии ангел обращает слова: Не бойся Лк. В обоих случаях ангел говорит не только о рождении ребенка, но и о том, каким именем он должен быть наречен Лк. Об Иоанне ангел говорит: ибо он будет велик пред Господом Лк. Захария спрашивает ангела: По чему я узнaю это? Мария задает ангелу вопрос: Кaк будет это, когда Я мужа не знаю? Елисавете наступает время родить, она рождает сына, на восьмой день его обрезывают и нарекают ему имя Лк. Об Иоанне евангелист говорит: Младенец же возрастал, и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю Лк. А история рождения Иисуса завершается словами: Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков Лк. Наряду с очевидным и сознательным параллелизмом двух историй3 во многих деталях повествования Луки прослеживается мысль о том, что Иисус выше Иоанна. Иоанн чудесным образом рождается от двух бесплодных родителей, но Иисус рождается сверхъестественным образом от Девы и Духа Святого.
Елисавета, мать Иоанна, приветствует Марию, Мать Иисуса, как старшую, хотя Мария значительно младше Своей родственницы по возрасту. При этом она называет Ее Матерью своего Господа Лк. Рождение Иоанна становится семейным торжеством, и со словами благословения к новорожденному младенцу обращается его отец, Захария: и ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их... Иисуса же на сороковой день по рождении благословляет пророк и старец Симеон, говоря: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля Лк. Если в первом случае все действие происходит в доме Захарии, на глазах у родственников и друзей семьи, то во втором событие совершается в храме Иерусалимском, вероятно, на глазах у множества посторонних людей. Если в благословении Захарии речь идет о народе Израильском, то в благословении Симеона — не только о нем, но также о язычниках и всех народах. К Симеону затем присоединилась Анна, которая славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме Лк. Термины «спасение» и «избавление», имеющие в христианском богословии особое значение, применены только к Иисусу, но не к Иоанну. Для Луки история рождения Иоанна Крестителя является той рамой, в которую вправлено повествование о рождении Иисуса.
Матфей ту же историю вправляет в иную раму: ветхозаветных пророчеств, касающихся судьбы израильского народа. Цитатами из Ветхого Завета сопровождаются и завершаются все основные эпизоды истории рождения Иисуса. При этом употребляются следующие формулы: да сбудется реченное Господом через пророка Мф. При помощи этих многократно повторяемых формул, у которых нет прямых аналогов ни в Ветхом Завете, ни в послебиблейской еврейской литературе4 , Матфей подчеркивает, что Иисус пришел во исполнение пророчеств: те или иные события Его жизни происходят, «да сбудется» сказанное в Ветхом Завете. Вся история рождения Иисуса изложена Матфеем так, чтобы подчеркнуть, что события развивались как бы по заранее написанному сценарию. Мы рассмотрели два повествования о рождении Иисуса и должны попытаться ответить на вопросы: какова историческая ценность этих повествований? Что они дают для понимания значения Иисуса и Его миссии? И почему в них столько несходного материала? Большинство современных исследователей Нового Завета согласны между собой в том, что первые две главы Матфея и первые три главы Луки — достаточно поздний материал, добавленный к уже существовавшему и циркулировавшему более раннему преданию о жизни Иисуса.
Это раннее предание зафиксировано в Евангелии от Марка, которое ничего не говорит о рождении Иисуса и начинает повествование с проповеди Иоанна Крестителя. Прочий материал Евангелий Марка и Луки — позднейшие добавки, обладающие значительно меньшей долей достоверности, чем повествования, начинающиеся с Иоанна Крестителя. Таково мнение большинства ученых, изложенное нами суммарно и в смягченной форме. Наиболее радикальные критики прямо говорят о мифологическом и легендарном характере всех содержащихся у Матфея и Луки сведений, касающихся рождения, детства и отрочества Иисуса. Некоторые ученые предлагают рассматривать евангельские повествования о рождестве не как свидетельства о событиях, имевших место в реальности, а как притчи: последователи Иисуса, по мнению этих ученых, от Самого Иисуса научились сочинять притчи и на основе нескольких скупых фактов сочинили две разные истории-притчи о Его рождении и детстве. Если рассматривать первые главы Евангелий от Матфея и Луки в качестве исторического документа, то ни один из них не подходит под строгие критерии, предъявляемые к историческому повествованию. Практически невозможно сшить их в единую повествовательную ткань, хотя попытки это сделать предпринимались неоднократно достаточно вспомнить блаженного Августина.
Когда, где впервые была указана дата рождения Иисуса Христа Дата, как говорят современные церковные историки, следует из вычислений священника Тита Флавия Климента, которые содержит его книга «Строматы», написанная на рубеже II-III вв. Это 19 января «нового стиля», по юлианскому календарю 6 января 5590 г. Правда, автор не стремился установить историческую дату Рождения Спасителя, а лишь доказывал древность иудаизма, сопоставляя хронологию мифов, даты правления императоров и события Ветхого и Нового Заветов. Взяв за точку отсчета правление императора Коммода, он и получил дату Рождества — за 194 года 1 месяц, 13 дней до его убийства заговорщиками. Тем не менее 19 января — древнейшая из известных дат празднования; а Армянская Церковь придерживается ее до настоящего времени, подобно древним христианам отмечая Рождество и Крещение Господне одним днем. Рождество Христово было летом? Оно могло произойти 21 или 22 июля. Это мнение основано на том, что Евангелисты не упоминают, что Христос родился зимой. Зато Евангелие содержит ряд весьма примечательных упоминаний о «краеугольном камне», отвергнутом строителями, которым называет Себя Христос; как правило, это выражение считается метафорическим, однако, как установил германский библеист конца XIX в. Беббер, это не совсем так: речь идет об особой святыне, камне, с которого, как верили иудеи, началось сотворение мира; при возведении Второго храма на месте Соломонова его заложили в основание; о том, что Он говорил об Иерусалимском храме: «Разрушьте храм сей, Я в три дня воздвигну его» Ин. Почему же, задается вопросом И. Беббер, Христос так настойчиво связывает Себя с храмом? Не потому ли, что освящение Второго храма после пожара, который произошел при Ироде Великом, состоялось 10 ава примерно 21-22 июля 743 г. Возможно также, что это — день не Рождества, а Благовещения. Через 9 месяцев после него — 10 нисана 744 г. Примечательно, что о путешествии Иисуса и Его родителей во Иерусалим на Пасху , «когда он был двенадцати лет», упоминает св. Так не на это ли время приходится историческая дата Рождества? Эта датировка основана не на исторических источниках, а на понятном христианам первых веков символизме: 25 марта считается днем Благовещения, 25 декабря отстоит от этого дня на 9 месяцев, это срок беременности. Есть также основательная версия, что дата прижилась ввиду того, что римляне праздновали в этот день праздник «непобедимого Солнца», и Церковь решила «воцерковить» этот обычай, ведь Христа называют «Солнцем правды». Оснований в исторических источниках дата не имеет, да и не должна: Церковь празднует событие, а не его «очередную годовщину».
Всё дело оказалось в Пасхалиях. Согласно указаний Первого Вселенского собора 325 года, все христиане должны были отмечать Пасху Воскресение Христово в один день. Но этого никак не получалось из-за того, что Восточные церкви принимали за «день Пасхи» 15 Нисана, а Западные церкви — нет. Оттого разница в праздновании Пасхи составляла неделю и более. Составлением Пасхалий занимались монахи Александрийской церкви, которые составляли график ежегодного празднования Пасхи на определённый период, продолжительностью 95 лет. Формула определения дня Пасхи была не сложной. Нужно было определить первое весеннее полнолуние 15 нисана , наступавшее после дня весеннего равноденствия 21 марта. Для этого использовался «Метонов цикл» или Лунный круг продолжительностью 19 лет. В этом цикле заложено правило, что новолуние и другие фазы луны включая и полнолуние через 19 лет возвращаются к той же дате солнечного Юлианского календаря. Если полнолуние выпадало на 25 марта, то через 19 лет, весеннее полнолуние опять было 25 марта. А затем были новые расчёты, уточнённые. Александрийские монахи для своих расчётов использовали Эру Диоклетиана, начавшуюся в конце 3-го века. Тем самым, для расчётов Пасхалий перехода на другую эру не требовалось. Аббат Дионисий служил архивариусом при Папе Римском. В 241 году эры Диоклетиана он получил задачу составить новые Пасхалии для следующих 95 лет, так как текущие заканчивались через 6 лет, в 247 году; и нужно было рассчитать новые, чтобы успеть их распространить по всем церквям. Почему эту задачу получил Папский архивариус, а не Александрийские монахи? Это было сделано для того, чтобы примирить западные церкви с восточными в вопросе использования дня 15 нисана в качестве «дня Пасхи», если он выпадал на воскресенье. И это Дионисию удалось сделать. Расчёты аббата Дионисия Получив подобную задачу, аббат Дионисий приступил к её исполнению со всем прилежанием. Требовалось рассчитать Пасхалии на период с 248 года по 342 год эры Диоклетиана. Но, в самом начале расчётов у него возникли вопросы, а с ними появились и откровения. Главное, Дионисию не нравилось то, что счёт лет шёл от эры Диоклетиана, римского императора, устраивавшего жестокие гонения на христиан. По мнению Дионисия, Диоклетиан был злейшим врагом Христианства, потому называть его именем Христианскую эру было кощунством. Из-за этого противоречия аббат предложил заменить «эру Диоклетиана» на другую эру, имеющую непосредственное отношение к Христианству. Как архивариус, Дионисий мог быть знаком с многими книгами, хранящимися в Папской библиотеке. В частности, имеется в виду серьёзнейший труд той эпохи — «Хронограф 354 года». Скорее всего, оригинал назывался иначе, так как в том году ещё не было летоисчисления от Рождества Христова, но он содержит много интересной информации. В этом «Хронографе» отражены: список римских консулов от образования Республики 509 год до н.
Следовательно, в год каждой чреде доставалось по две недели служения. Как служитель восьмой чреды, Авий служил в конце четвертого месяца по богослужебному еврейскому календарю. Богослужебный календарь начинался с месяца нисан авив. Поскольку лунный календарь Ветхого Завета и наш солнечный календарь не совпадают - месяц нисан месяц цветов соответствует марту-апрелю современного календаря. Плюс к этому 12-й месяц года адар раз в три года повторялся и был дважды в году — чтобы компенсировать укороченность лунного месяца в сравнении с солнечным в год разница достигает 12 дней Добавим четыре месяца - и мы получаем август как время служения Захарии. Захария возвращается домой не сразу после видения, а "когда окончились дни службы его" - Лк. Итак, время зачатия Елисаветой Иоанна Предтечи можно определить как сентябрь 23 сентября ст. Время рождения Иоанна Предтечи, таким образом, оказывается девятью месяцами позже - в июне 24 июня по церковному календарю. Однако в период беременности Елисаветы произошло еще одно событие. Деве Марии было возвещено, что она родит Христа. Мария не решается открыть возвещенное ей своему мужу, а из родственников у нее была жива только Елисавета. В течение пяти месяцев Елисавета скрывала свою чудесную беременность Лк. Значит, Благовещение Марии происходит шесть месяцев спустя после зачатия Иоанна Предтечи. Это - март по церковному календарю Благовещение празднуется 25 марта. Спустя девять месяцев наступает Рождество Христа. Месяцем Рождества оказывается декабрь 25 декабря. Точные даты здесь, конечно, неизвестны. И все же библейский рассказ позволяет достаточно четко указать на середину зимы как на время Рождества. В древней Церкви Рождество отмечалось 6 января по старому стилю когда сейчас отмечается день Богоявления, Крещения Господня. В начале V века празднование Рождества было совмещено с днем зимнего солнцестояния. У народов Ближнего Востока, к тому времени в большинстве своем уже принявших христианство, осталась привычка праздновать день Солнца в тот день, когда солнечное время суток начинало прирастать. По языческому календарю в этот день совершались празднования бога Митры. Чтобы обратить уже устоявшиеся праздничные настроения людей в этот день с воспоминаний языческих на воспоминания о евангельских событиях, было решено разделить празднование Рождества и Крещения, отнеся Рождество на 12 дней и, наложив его на народные торжества, 25 декабря. Так появились Святки. Миссионерски-полемический характер установления празднования Рождества сказывается в том, что богослужебные гимны этого дня поют о Христе как о "Солнце правды", озарившем затянувшуюся зиму язычества. Заметим, что приурочивание дня Рождества ко дню зимнего солнцестояния имело не астрономическую мотивировку, а чисто вероучительную. Такова традиционная форма установления новой веры: не через полное разрушение прежних символов и святынь, а через переадресование их смысла. Кстати, и первоначальное празднование Богоявления 6 января связано не с тем, что в древности точнее помнили дату Рождества, а с теми же миссионерскими потребностями. День Богоявления своей датой обязан еретикам-гностикам. Именно валентиниане первыми установили Праздник Богоявления Теофании с освящением Нила на 11 число месяца Туби 6 янв ст. В противовес им христиане установили свой праздник. Эта древняя полемичность нашего празднования Крещения видна до сих пор в молитвах чина великого освящения воды. К V веку гностицизм уже был преодолен. Появились иные миссионерские и литургические задачи - и потому как Западная, так и Восточная Церковь приняли это новое празднество. И только Армянская Церковь, в начале V века уже начавшая откалываться от Вселенской Церкви, удержала прежнюю традицию и поныне отмечает Рождество и Крещение в один день 6 января. Позднее богослужебный календарь начал смещаться по сравнению со строго астрономическим. День зимнего солнцестояния начал отходить от 25 декабря юлианского стиля. Время от времени предпринимались реформы богослужебных календарей, но точного совпадения все же нет нигде. Католическая Церковь празднует Рождество 25 декабря по григорианскому календарю хотя солнцестояние приходится сейчас на 21 декабря.