«Поминальная молитва» — спектакль театра «Ленком» по одноимённой пьесе Григория Горина (написанной по мотивам произведений Шолом-Алейхема).
«Поминальная молитва». Четверть века спустя
Оказалось, что мы думали об одном и том же, но кто-то первым должен был это произнести вслух. По моему мнению, он не шел только по недоразумению, а должен быть таким же долгожителем, как «Фигаро», как «Юнона», и больше всех среди спектаклей Захарова имеет право на долгое существование. Но так случилось, что умер Евгений Павлович, после ухода из театра Стеклова Тевье должен был играть Джигарханян, и даже были пошиты костюмы на него, но Армен Борисович в последний момент передумал, написал покаянное письмо. И Марк Анатольевич поскольку был молод и крут нравом сказал: «Раз так Армен поступил, не бывать больше этому спектаклю! Где-то за месяц до ухода Марка Анатольевича наш помреж Алена Петровская встретила его на улице, и он попросил ее разыскать к новому сезону «Поминальную молитву». Есть ощущение, что он хотел ее вернуть. Только работают сегодняшние артисты, и ритм изменился: жизнь диктует свои правила. Но там много крупных планов, и какие-то мизансценические вещи не видны. Но, слава богу, остались люди в машинно-декорационном, в реквизиторском цехе и, конечно же, актеры — Саша Сирин, Ваня Агапов, Гена Козлов, Сережа Степанченко... И мы общими усилиями, пошагово все восстанавливали. Мне показалось или нет?
Ребята говорят, что с удовольствием бегут на репетицию. Работа с такой драматургией и режиссурой — большое счастье для всех. А как раскрылись люди! Здесь заняты актеры, в других спектаклях не имевшие даже слов, а тут прекрасно работают. Никто из них живьем спектакля не видел только в Инете , и они воспринимают его без давления со стороны легенды. Был ли у тебя такой знак от Марка Захарова? В самом начале. Мы с моей женой Алиной поехали на Новодевичье, к нему на могилу — попросить разрешение на постановку. Был канун 40-го дня после его ухода. Приехали под закрытие кладбища.
Уже смеркалось, купили большую свечку. Зажгли на могиле Марка Анатольевича, спросили разрешения и пошли к Евгению Павловичу — они недалеко друг от друга лежат. И когда мы возвращались от Евгения Павловича и вышли на центральную аллею, метрах в 50 остановились пораженные — свечка горела неестественно ярко. Мы обалдели. Может, и правда это был знак — он радуется, что мы захотели вернуть спектакль. Невозможно забыть, как она горела. Но это не показатель: здесь у меня есть колоссальное захаровское подспорье и его помощь. Не знаю, что я буду делать сам, но на данном этапе я знаю, что хорошо объясняю актерам, и все меня понимают. Она ведь тоже играла тогда, в 89-м. Она пришла на первую читку, но потом сама отказалась.
Смотрите видео по теме «Бог повелел — в муках рождаться! Надо сказать, что в «Поминальной» будут заняты два состава — в общей сложности человек за 60. Только персонажей насчитала двадцать, а еще — хор, танцевальная группа, музыканты. В театре шутят, что и лошадь на «Поминальной» тоже в два состава. Одну, кстати, на репетицию уже доставили — рукотворное чудо, изготовленное узким специалистом с «Мосфильма». Голова кобылы рэба Тевье как живая, поводит ушками, закрывает и открывает глаза. Но все ждут натурального конягу в натуральную величину, как это и было в исторической постановке у Марка Захарова. Ее театр арендует у одного из подразделений столичной милиции. Интересно, у заслуженных коней бывают звания? Полковник Барсик, например.
Сам режиссер восстановления участвовал в «Поминальной»-89. Сначала безмолвно танцевал. Потом долгие годы играл Менахема. Его ввели на эту роль после ухода со спектакля Александра Абдулова, и молодой артист репетировал роль с Владимиром Стекловым, хотя свою премьеру играть должен был с Леоновым.
Он жил во дворе театра, где для него организовали индивидуальную конюшню. Момент репетиции: режиссер Александр Лазарев, актер Андрей Леонов. Фото: Ленком Марка Захарова. Это вы берете — мы покупаем «Поминальная»-2021 начинается одновременно с завещания самого Шолом-Алейхема, оставленного им в 1915 году «... И пусть мое имя будет помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто» , и с молитвы от лица ленкомовцев, которую произносил Тевье в 1989-м: «... Жизнь у нас сейчас такая… что хочется иногда стать вот здесь на колени и помолиться.
Встает на колени. Помоги нам. Всем помоги! Но сегодня я прошу: помоги мне и всем, кто выйдет на эту сцену, помоги нам свершить нашу «Поминальную молитву». И пусть будет музыка»… Где-где, а в «Ленкоме» недостатка в музыке никогда не было. Нет ее и теперь: небольшой еврейский оркестрик гитара, клавиши, губная гармошка, баян и кларнет все два акта будет сопровождать жизнь семейства Тевье-молочника. И в радости, и в горе. И в тихой молитве наканун шабеса, и на свадьбе средней дочери Тевье — Цейтл. Вся Анатовка гульнет на свадьбе, вся как есть. В Анатовке, где и разворачиваются события, с давних пор живут русские, украинцы и евреи.
Живут вместе, работают вместе, только умирать уходят каждый на свое кладбище… Таков обычай! Кричит петух. Музыка, но уже акапельно: «Ай-айя-яй-яй... Впереди самая маленькая — Шпринце в круглых очочках. Мать положила ей руки на плечи. А я, глядя на них, думаю: «Железняк, должно быть, совсем не трудно быть на сцене многодетной матерью — у нее своих четверо, а у героини Шолом-Алейхема на одного больше». Ну где четыре, там и пять когда-нибудь будет. Но трудность может быть в другом — у Железняк устойчивая репутация комедийной актрисы, и конкурентов на этом поле у нее раз-два и обчелся. Но роль в «Поминальной» — другая, и у актрисы появляется шанс приоткрыть трагическую изнанку своего клоуна. Получится ли и как?
А трагическое с комическим здесь рука об руку идут. Молитва — и тут же авантюра, афера, я бы сказала. Вот она, собственной персоной, — здрасьте вам, уважаемый Менахем Иван Агапов. Закуривает сигару. У вас не курят? Теперь курят. Менахем Взял из чашки изюм. Где вы берете такой крупный изюм? Это вы берете, мы покупаем. Так вот, Голда, у меня к вам дело.
Начну издалека… Как вы думаете, чем я сейчас промышляю? Откуда знать бедной женщине, чем занимается такой удачливый коммерсант? Наверное, торгуете воздухом или прошлогодним снегом… Наверное, разбогатели… Видела как-то вашу жену. Глаза заплаканы… Наверное, от счастья… Менахем. Тогда послушайте образованного человека… «Анатовка. Мясник Лейзер-Волф. Вдовец при крепких деньгах. Ищет девушку из хорошей семьи». Я нашел ему в Бердичеве вариант из хорошей семьи… Она, правда, чуть хромает, но в этом тоже есть шарм — не убежит на сторону… Ах, какой же вкусный текст у Горина тире Шолом-Алейхема!
Душу полечили! Жить хочется больше! Спасибо» из Книги отзывов театра, 10. Смотрел и плакал, мне 65 лет. Нет слов» из Книги отзывов театра, 11. В наше непростое время даёт нам пример стойкости и жизнелюбия. Очень трогает за сердце! Это память и история. Алексей Левин, Светлана Левина» из Книги отзывов театра, 25. Сергей Ищенко в роли молочника Тевье выше всяких похвал, да и остальные артисты ему под стать. Как жаль, что была без цветов, но в следующий раз исправлюсь. Это один из лучших спектаклей, которые я видела, а видела я немало» Ирина, сайт TicketLand, 31. Артисты играют так, что захватывает дух. Не пьеса, а сама жизнь закружит вас в водовороте событий и чувств. Из тех постановок, которые не забываются» Елена, сайт TicketLand, 15. В исполнении актеров театра на Покровке — не такой мрачный, как мог бы быть. Скорее даже оптимистичный, несмотря ни на что.
Вот и крохотный мирок Анатовки сотрясают шекспировские страсти. Нелегкую жизнь молочника Тевье — сильного, лучащегося каким-то внутренним счастливым светом человека артист Сергей Ищенко — судьба раскрашивает чередой происшествий, испытывая на прочность его веру. Дочери, составлявшие радость наполненных трудом будней Тевье, выросли. Материально обеспечить их теперь может только удачный брак. Но каждая избирает свой путь, не оглядываясь ни на толстый кошелек потенциальных женихов, ни на устои местечкового мирка, в котором выросли. То есть выбирают они свой путь по зову сердца — что возможно, только если ребенок рос в истинно любящей семье. Средняя Годл Наталия Дербенева , не менее упрямая и отчаянная, чем сестра, завороженная революционными идеями студента Перчика Григорий Мосоянц , ввергает себя в пучину социального бунта. Хава Яна Ускова , движимая любовью к русскому писарю Феде Олег Тарасов , и вовсе меняет веру и принимает православное крещение — обстоятельство, которое окончательно потрясает ее бедного отца. Испытания на голову Тевье сыплются, словно на библейского Иова.
Был такой спектакль. О постановке театра «СамАрт» «Поминальная молитва»
Мягкая, добрая, переживает за детей, иногда ссорится с Тевье. У Голды даже есть волшебные способности — она умеет исцелять. Но домашние проблемы: одна дочь выходит замуж невенчанная, вторая выбирает себе в спутники жизни нищего портного — накладывают отпечаток на нервную систему героини. И в итоге это приводит ее к преждевременной кончине. Исполнительница роли одной из моих дочерей призналась как-то, что всегда уходила в световую рубку слушать мой монолог и каждый раз плакала. Николай Александрович Михеев был потрясающим партнером. Его роль очень тяжелая в эмоциональном плане. В момент, когда знакомый полицейский предупредил Тевье о предстоящих погромах, он уходил за кулисы и настолько был погружен в переживания, что забывал переодеться для следующей сцены. Я ему помогала сменить костюм.
После кончины мастера приглашали самых разных актеров. Я к тому времени уже настолько вошла в образ, что мне было нетрудно каждый раз привыкать к новому «мужу». Александр Абдулов приехал исполнять роль Менахема со своим рисунком. Его неподражаемые варежки на веревочках и кучу носовых платков невозможно забыть. Зрители принимали спектакль очень хорошо на всем протяжении его существования. Всегда с овациями в финале.
У евреев — ребе. Евреи звали его Тевье, русские — Тевлем. И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь…» Смех сквозь слезы, вечные темы семьи и любви, веры и прощения — пронзительная история семьи Тевье-молочника в пьесе Григория Горина по мотивам рассказов Шолом-Алейхема.
И не разучиться — верить. Несмотря ни на что и вопреки всему.
Впрягается в телегу. И тогда он даже снимал шапку, чтоб не липла к волосам, и со стороны уже было трудно понять, кто идет — иудей или православный. Да и, честно сказать, какая разница, если человек беден и из последних сил тащит свой воз… Тихо зазвучала музыка. Все разошлись, оставив на сцене Тевье, который отчаянно тянул телегу и что-то бормотал себе под нос. Ржанье коня. Тевье тащит телегу. Тевье поднял лицо к небу. Боже милосердный, всех кормящий и насыщающий! Если Ты создал человека человеком, а лошадь лошадью, то разве справедливо, что человек тянет оглобли, а эта холера плетется сзади и ржет? Знаю, что ответишь: «Не ропщи, ибо путь каждого записан в Книге Судеб…» Это так! Но важно, на какой странице… Я к тому, что если Тебе было угодно создавать сперва бедных, а потом богатых, то я был готов встать во вторую очередь… Мне не к спеху! Как говорится, лучше последним на свадьбе, чем первым на похоронах… И кому было б плохо, если б я был богат? Не сказано ли в Писании: «Рука дающего да не оскудеет». Тобою данное Тебе бы и вернулось… Короче! Я бы отдал половину денег молящимся, половину — кладбищенским нищим. И только последнюю половину взял бы себе… И то сказать, не себе — дочкам на приданое. Ну, еще жене на платье… Коровам на сено… Лошади на овес… Ржанье коня. Самому-то мне ничего не надо… На тарелку супа и хлеб всегда заработаю, а больше — зачем? Сказано мудрыми: «И богатые червонцы не глотают, и бедные камни не едят…» И будь я хоть трижды богач Ротшильд, все равно ходил бы в этом рваном камзоле и старых сапогах… Не доить же коров во фраке. Нет, коняка, хорош бы был Ротшильд, если бы вышел запрягать тебя в цилиндре и лаковых штиблетах. Да еще гаркнул по-французски: «Цыц! Холера на твою голову! А как же будет по-французски «Цыц, холера?! Поэтому все в мире правильно… Ротшильд — это Ротшильд, Тевье — Тевье, а лошадь — лошадь! И сказано в Писании: «Не по своей воле живет человек»! Впрочем, Боже, что я толкую Тебе о Святом Писании. Кто из нас читал, а кто диктовал. В конце монолога на дороге появился Перчик, молодой человек в студенческой фуражке и со связкой книг в руках.
Пьеса поминальная молитва краткое содержание
О любви — на примере дочери молочника и портного? Или об извечной еврейской теме, насколько трудно им живется, и жилось в России? А может о религии, об отношениях между православной церковью и еврейской культурой и верой? На мой взгляд этот спектакль о всех перечисленных темах и о многих других дополнительно. Если говорить об игре актеров.
То мне бы хотелось начать с того, что я смотрела этот спектакль более года назад, но я до сих пор помню свои ощущения во время монологов Тевье Владимира Сергиякова. Он прекрасно завладевал вниманием всего зрительного зала. Когда он говорил, было ощущение, что он смотрит в глаза именно вам и все его слова адресованы тоже только для вас. Таким образом, начинаешь не только понимать героя, но и чувствовать его.
Затем появляются слезы, от сочувствия к его горю. А если говорить о последнем диалоге Голды, я не театральный критик, но мне хочется сказать всего одно слово — Сильно. Ее последние слова еще долго оставались в памяти. После сцены смерти этого персонажа, не прекращаешь задавать вопрос — сколько еще может выпасть испытаний на одного человека Тевье?
На достойного человека, не совершавшего ни чего плохого.
Еще совсем недавно богатым человеком был Тевье. Была у него любимая жена, пять дочерей, две коровы и одна старая лошадь. Была у него мечта счастливо выдать дочек замуж.
Была дорогая его сердцу деревенька Анатовка, построенный своими руками дом и дуб у забора. А еще была вера, Бог, с которым он вел ироничные разговоры, запросто беседовал по душам, советовался по самым пустяковым и самым важным вопросам.
А раньше, голубчик, все было… Второй артист обращаясь к ребе. Ребе, а почему курица не летает?
Второй артист. Ребе, а вот почему петух стоит на одной ноге? Не морочь голову… Потому что если он и эту ногу уберет, то наверняка свалится… Актер-Тевье в зал. Умные люди были, дай Бог им здоровья.
А еще в деревне был урядник. Один на всех! Потому что вера у людей может быть разная, а власть — одна. Появляется Урядник с гусем.
Чей гусак без присмотра бегает: православный али иудейский? Все задумчиво рассматривают гусака, чешут затылки. Та вроде наш… Урядник с угрозой. А коли хорошо подумать, мужики?
Первый и второй вместе. Наверное, ваш, ваше благородие… Урядник. Це дило! А я, дурак, гадаю: чей гусак?
Свернул гусаку шею, ушел. Евреи звали его Тевье, русские — Тевлем. И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь, такая старая, что могла везти телегу только с горы. А когда дорога шла на подъем, Тевье-Тевль впрягался в телегу сам.
Впрягается в телегу.
Шамбадала Это смешная и трогательная история о жителях маленькой деревушки Анатовки, где бок о бок живут русские, евреи, украинцы. У бедного молочника Тевье три дочки на выданье. Как и любой отец, он хочет, что бы они были счастливы. А значит, их надо удачно выдать замуж.
«Поминальная молитва»: отдайте каждому своё
это история его семьи, история народа, история страны. Спектакль «Поминальная молитва» режиссера Георгия Долмазяна завершил сезон в Театре МОСТ. Спектакль «Поминальная молитва» с 26 сентября 2021 по 26 мая 2024, Драматический театр «Комедианты» в Санкт-Петербурге — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Трагикомедия по повести «Тевье-Молочник» Шолом-Алейхема.
Главное меню
- «Поминальная молитва» в театре «Красный факел»
- Отзывы к мероприятию «Поминальная молитва»
- Купить билеты на спектакль Поминальная молитва
- Подробное описание
«Мы просили любви и покоя…». Рецензия на спектакль «Поминальная молитва»
На «Поминальную молитву», не Бог весть какой крутизны драматургическую Джомолунгму, взойти не так уж сложно. В спектакле крупным планом показана религиозная тематика, а точнее проблема взаимопонимания людей разных религий и разных обычаев. «Поминальная молитва» в данной истории — это пьеса, которая показывает, как царское государство способно разрушить эту общность людей.
Спектакль «Поминальная молитва»
Но это, так сказать, плоть спектакля — душу спектакля повторить никак невозможно. Нынешняя «Поминальная молитва» — совершенно особенное предприятие. Мечтатель, герой повести Достоевского «Белые ночи», обладал способностью исступлённо грезить. Гуляя по Петербургу, отмечал — вот здесь, именно возле этого дома, некогда я был в своих грёзах счастлив! Вот что-то такое — воспоминание о пригрезившемся когда-то счастье — есть в новой «Поминальной молитве». Ясно же, что зритель и видевший, и не видевший старый спектакль будет вглядываться в Андрея Леонова кстати, участвовавшего в старом спектакле в роли писаря Феди с невольной целью установить, насколько он похож на отца? И это — обстоятельство непреодолимой силы. Похож, похож, но не в этом дело.
Андрей Леонов давно вырос в самостоятельного, примечательного артиста, и роль Тевье-молочника из деревни Анатовка позапрошлого века — его личное создание, хоть и существующее в облаке воспоминаний, в ауре игры отца. Отец — вообще ключевое слово и для прежнего спектакля, и для нынешнего. Тема отца волновала прежде всего и Марка Захарова, волновала сильно, лично, глубоко. Тевье — отец пяти дочерей, преданный им, ответственный и заботливый, но жизнь опрокидывает его планы, всё идёт не так, всё неправильно, и смиренный хозяин семейства поставлен на грань бунта маленького отца против большого Отца, Господина миров, в которого верует буквально.
Так, роль молочника Тевье кроме Евгения Леонова играл Владимир Стеклов , пришедший в театр в 1989 году. Небольшую роль Берты, старушки-матери Менахема, специально практически бессловесно написанную для 85-летней Татьяны Пельтцер , играли и другие легенды театра — Вера Орлова , Елена Фадеева в телеверсии. Однако появление правки в горинском тексте связано именно с Татьяной Ивановной, которая вместо реплики «Редкое имя» произнесла «Редкая фамилия!
Эффект от замены был настолько силён, что фраза прочно вошла в спектакль.
Был ли у тебя такой знак от Марка Захарова? В самом начале. Мы с моей женой Алиной поехали на Новодевичье, к нему на могилу — попросить разрешение на постановку.
Был канун 40-го дня после его ухода. Приехали под закрытие кладбища. Уже смеркалось, купили большую свечку. Зажгли на могиле Марка Анатольевича, спросили разрешения и пошли к Евгению Павловичу — они недалеко друг от друга лежат.
И когда мы возвращались от Евгения Павловича и вышли на центральную аллею, метрах в 50 остановились пораженные — свечка горела неестественно ярко. Мы обалдели. Может, и правда это был знак — он радуется, что мы захотели вернуть спектакль. Невозможно забыть, как она горела.
Но это не показатель: здесь у меня есть колоссальное захаровское подспорье и его помощь. Не знаю, что я буду делать сам, но на данном этапе я знаю, что хорошо объясняю актерам, и все меня понимают. Она ведь тоже играла тогда, в 89-м. Она пришла на первую читку, но потом сама отказалась.
Смотрите видео по теме «Бог повелел — в муках рождаться! Надо сказать, что в «Поминальной» будут заняты два состава — в общей сложности человек за 60. Только персонажей насчитала двадцать, а еще — хор, танцевальная группа, музыканты. В театре шутят, что и лошадь на «Поминальной» тоже в два состава.
Одну, кстати, на репетицию уже доставили — рукотворное чудо, изготовленное узким специалистом с «Мосфильма». Голова кобылы рэба Тевье как живая, поводит ушками, закрывает и открывает глаза. Но все ждут натурального конягу в натуральную величину, как это и было в исторической постановке у Марка Захарова. Ее театр арендует у одного из подразделений столичной милиции.
Интересно, у заслуженных коней бывают звания? Полковник Барсик, например. Сам режиссер восстановления участвовал в «Поминальной»-89. Сначала безмолвно танцевал.
Потом долгие годы играл Менахема. Его ввели на эту роль после ухода со спектакля Александра Абдулова, и молодой артист репетировал роль с Владимиром Стекловым, хотя свою премьеру играть должен был с Леоновым. Евгения Павловича как-то попросили разок пройти с молодым артистом несколько сцен, на что Леонов уверенно сказал: «Ничего-ничего, сынок справится». А мне в репетиционном зале вот прямо сейчас надо представить, что настала зима и снег засыпал крыши домов Анатовки.
А и представлять нечего — московская зима нынче такая, что никакую фантазию включать не нужно: лютая она, от снега не пройти, не проехать. И Тевье, смотрю, еле передвигается по деревне, еле тащит повозку с бидонами. Лошадь хромает, коровы орут, Голда расхворалась… Не много ли для одного человека?.. Хорошо, думаю, что они с Андреем Леоновым разные.
Но вообще-то сравнивать их будут не только между собой, но и с эталоном — Евгением Леоновым. Совсем не с актерскими данными был маленький, толстенький, с нелепой фигурой в общем , а доводил до слез — и в комедии, и в трагедии. Скажем, когда произносил: — Я, батюшка, русский человек еврейского происхождения иудейской веры… Вот она, моя троица! И ни от чего я не отступлюсь — ни от земли родной, ни от веры предков!..
Вы сказали: Бог один! Это верно! Бог один, да дороги к нему разные… Сергей Степанченко в «Поминальной», можно сказать, сделал головокружительную карьеру — от урядника в первой постановке до Тевье в нынешней. Прекрасно помню тот спектакль, он занимает большое место в моем сердце.
Независимо от того, какой шел спектакль «Поминальная молитва», «Оптимистическая трагедия» или «Вор» , я лично всегда стоял за кулисами и смотрел, как он работает. Да мы все там стояли и смотрели: как он формирует вокруг себя пространство, как от высот комедии органично переходит к высотам трагедии и делает это так, что ты сопереживаешь ему, находясь не в зале.
Описание Отзывы 0 Эта удивительная история, которая никого не оставит равнодушным. Пьеса действительно глубокая, умная и философская. Актеры помогут зрителям перенестись в царскую Россию, в ее небольшую деревеньку, где рядом с русскими живут евреи.
Между двумя народами складываются добрые отношения, которые, впрочем, не всегда простые. И однажды безжалостное кровавое историческое колесо начинает прокатываться по судьбам людей. Оно ломает весь устоявшийся уклад деревни. Марк Захаров смог создать глубокую драматическую адаптацию на основе сюжета пьесы с одноименным названием, которая была написана Григорием Гориным.
Отзывы к мероприятию «Поминальная молитва»
Официальные билеты на спектакль «Поминальная молитва» в театр Ленком. Онлайн заказ по схеме зала 24/7. Экспресс-доставка за 1 ч! Безопасная покупка онлайн. «Поминальная молитва» – спектакль о радости жизни, о ее светлом продолжении и бесконечном спасительном добре. 22 октября в орловском театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Поминальная молитва». Спектакль по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва» идет в Приморском академическом театре драмы им. М. Горького уже почти 20 лет.
"Ленком" вернул на сцену спектакль "Поминальная молитва" Марка Захарова
Очень трогательно, душевно, искренне. Актеры великолепны! И смеялись, и плакали. Спектакль смотрела пару лет назад, но до сих пор помню каждую сцену и прекрасную игру актеров. Несмотря на более, чем скромные возможности театра по части размера сцены и декораций , спектакль захватывает сразу. Все 4 часа спектакля я не то что шевельнуться - я по-моему дышать забывала!
Наверное, и другие зрители были буквально оглушены впечатлением:аплодисменты раздались лишь спустя пару минут после окончания спектакля. Смотрела "Поминальную молитву" в другом театре, но это было совсем не то. Здесь все так тонко и искренне, грустно и смешно одновременно. Замечательный, прекрасный спектакль! Очень сильная постановка, молодцы!
Понимал, что сравнивать нельзя, что это дело крайне неблагодарное. Поэтому максимально старался воспринимать спектакль как самостоятельное произведение. К сожалению, "Поминальная молитва" - такой спектакль, что без сравнения обойтись не удается. Не для того, чтобы оценить и выбрать лучший, а чтобы ярче охарактеризовать впечатление. Ну что сказать… Практически все актеры играют хорошо.
Никто не халтурит, все выкладываются, и стараются выдать настоящие эмоции. Но… Не трогает. Не появилось почему-то в душе надрыва, нет катарсиса. Наблюдал не только за собой — ни один человек в зале не зарыдал в голос, ни у кого нет даже намека на слезы. Ни у кого.
Даже финальный монолог Голды не заставляет выпасть из зрительского кресла в омут сопереживания. Тевье… Ну что Тевье. Согласен с Ариной. Действительно смешно.
А «холера» — «холера». Вот как? Не каждый день встретишь на дороге образованного человека. Откуда шагает такой умный паренек? Паренек шагает издалека. Вижу по башмакам. А если по фуражечке, то, наверное, из самого Киева? Верно, реб Тевье. А если и меня по имени знаете, стало быть, родом из здешних мест? Родом, реб Тевье, я из той деревни, где много вопросов задают и вопросом на вопрос отвечают. Значит, наш… Из Анатовки. Я и смотрю: лицо знакомое. Не иначе, думаю, отца паренька знал. Знали, реб Тевье. Кто ж таков? Чем занимался? Отец говорил: дело мое — табак, деньги — дым. Как же, как же… Хороший был человек, Царство ему Небесное. Сам не курил и другим не советовал… Оттого и по миру пошел со своей табачной лавкой. Но вижу, кое-что оставил, раз сын в университетах учится. На «кое-что» не проживешь… Поэтому иду в деревню подработать. Хорошее дело. В Писании сказано: «Всяк своим трудом кормится»… Только, смотрю, для деревенского труда не очень ты годен. Руки гладкие… Перчик. Зато язык в мозолях. Им и прокормлюсь. Учительствовать буду… Детей учить… У вас есть дети? Спектакль поставлен в 1989 году.
Когда рушится прежний, привычный мир и не соблюдаются обычаи в семье, когда уходят самые близкие люди и кажется, что никакого Бога нет, — жизнь на этой земле кажется ненужной и бессмысленной. Как остаться тогда человеком? Как не потерять себя и свое человеческое достоинство в тревожное и непростое время?
Как и любой отец, он хочет, что бы они были счастливы. А значит, их надо удачно выдать замуж. И вот Тевье вместе с женой начинают активно устраивать судьбу своих прекрасных дочерей. Тут же находится сват, а вскоре и богатый жених.