T. Масловская в статье «Частушка в опере Щедрина стороной тему собственно любви и большой страсти. Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку.
Колхозная любовь: о постановке оперы Щедрина в МАМТ
Петербургские премьеры оперы «Не только любовь» Р.К. Щедрина: проблема финала | спектакль Александра Кузина, который даже довозили до. |
Петербургские премьеры оперы «Не только любовь» Р.К. Щедрина: проблема финала | Родион Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. |
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером. Новости | «Музыкальная карта» | Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в. |
Опера «Не только любовь» | Путеводитель Подмосковья | Не случайно сам Щедрин, работая над оперой «Не только любовь», говорил: «Пишу колхозного “Евгения Онегина”». |
Не только любовь | Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. |
Петербургские премьеры оперы «Не только любовь» Р.К. Щедрина: проблема финала
С началом последнего номера программы — сцены и частушек Варвары из первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в превосходном исполнении Е. Семенчук, в дверях зала появился главный герой премьеры в сопровождении своей супруги Майи Плисецкой и Валерия Гергиева. Так стоя они и слушали. По окончании номера все расселись по местам, и Гергиев сообщил, что новый зал будет носить имя Родиона Щедрина. Первым была литургия «Запечатлённый ангел» 1988 г.
Особый интерес Родиона Константиновича к «Левше» проскальзывал в его разговорах уже достаточно давно. Могу ошибаться, но у меня есть ощущение, что идея написания оперы по «Левше» уже витала в воздухе в дни празднования 75-летия композитора в 2007 году. Так или иначе, обращение Щедрина к этому сюжету вполне объяснимо. Тем более, что оно было стимулировано заказом Гергиева.
Так же совершенно закономерно посвящение оперы 60-летию Валерия Абисаловича. Это посвящение на титульном листе партитуры подкреплено музыкальной анаграммой, составленной из букв его фамилии и имени. Об этом Щедрин сказал во время стихийной пресс-конференции, состоявшейся прямо за сценой после окончания спектакля. В этот ряд сочинений о «духовной брани» героя органично вписывается хоровая опера «Боярыня Морозова» 2006 г.
Щедрин — один из очень немногих композиторов, кто не боится крупной формы. Но важно другое: что она у него получается.
Щедрин, в 2012 году отметивший свой 80-летний юбилей, — один из самых крупных и известных советских композиторов второй половины ХХ века. Владея острым современным музыкальным языком, он создал произведения, доступные широким кругам слушателей. Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось. Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972. Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но, постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта.
Почти сразу после создания в 1961 году сочинение молодого талантливого автора было представлено в нескольких театрах от Новосибирска и Перми до Москвы и Вильнюса... Но почти всякий раз опера удивительно быстро исчезала с афиш. Родион Щедрин народное искусство впитывал в натуральном, корявом виде. Без грима И сегодня понятно, что причина этого была в том, что опера эта совсем не "кумачово-плакатная". В ее основе деревенская проза автора "Дело было в Пенькове" Сергея Антонова.
Либретто по его повестям и рассказам "Тетя Луша", "Дожди" и "Поддубенские частушки" написал Василий Катанян муж Лили Брик, заботившийся о многих знаменитых "шестидесятниках", в том числе о Майе Плисецкой и Родионе Щедрине. Родион Щедрин подчеркивал, что народное искусство "впитывал, поглощал в натуральном, корявом виде. Без грима". Вот и герои его первой оперы, которую он написал в 28 лет, не поют арии или развернутые дуэты, а ведут разговор на языке частушек и кадрили.
Родион Щедрин и Майя Плисецкая, которые присутствовали на премьере, были восхищены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных зрителей, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене. Опера «Не только любовь» стала лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». На концерт еще осталось несколько билетов.
Их можно приобрести на сайте филармонии, а также в кассе БКЗ на улице Некрасова, 24. В этом году организаторы решили расширить аудиторию фестиваля, и, помимо классики, на нем будут представлены другие направления музыкального искусства. Также с 24 по 26 апреля в музеях-усадьбах М. Мусоргского Куньинский район и Н.
Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина
Получилось образцовое произведение «Новой фольклорной волны» — своеобразного эквивалента «деревенской прозы» в академической музыке тех лет. Сценическая судьба оперы с самого начала не задалась: её не приняла ни публика, ни подавно официальная критика. В Большом театре «Не только любовь» сняли с репертуара после четырёх представлений. Интерес к этому сочинению возродился в 2010-х годах — — это название можно найти в афишах, например, Мариинского театра и театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Приглашение режиссёра драматического театра выглядит вполне концептуально: сюжет оперы подчёркнуто прозаичен и интимен. Действие разворачивается спустя десять лет после Победы в обычной деревне, в которой практически не осталось мужчин.
Объявленные следующие четыре представления были заменены на вердиевскую «Травиату», и лишь через два месяца опера была показана на публике еще три раза, после чего тихо и бесславно исчезла из репертуара» — рассказал Родион Щедрин. Также оперу «Не только любовь» можно будет услышать в Концертном зале Мариинского театра 30 марта. С Мариинским театром Родиона Щедрина связывают многолетние теплые творческие отношения.
Мне кажется, в начале шестидесятых еще ни зритель, ни режиссер были не готовы", — поделился режиссер-постановщик Евгений Писарев. Драма в рядовом колхозе разыгрывается, и правда, нешуточная: его председатель, Варвара Васильевна, женщина крепкая и волевая, среди вечных забот и ответственности за вверенное ей хозяйство и людей вдруг влюбляется в "чужого жениха", веселого и легкомысленного Володю Гаврилова. Разрываясь между любовью и чувством вины, не в силах вынести косых взглядов односельчан она, словно пушкинская Татьяна, делает единственный верный для себя выбор. Станиславского и Немировича-Данченко Лариса Андреева.
В декорациях художник-постановщик Максим Обрезков использовал "фирменный" синий цвет Музыкального театра, условно соединив пространство зрительного зала со сценой. Но это не просто визуальное решение: синий — цвет неба, цвет космоса — подчеркивает, что эта история могла быть разыграна под любыми звездами.
Кожухарем и режиссером О.
Оформил спектакль Сергей Бархин. Феликс Коробов. Главный дирижер театра Феликс Коробов давно мечтал поставить произведение Щедрина целиком: "Внутри этой оперы, которая идет около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии.
Мы погружаемся в пучину страстей оперы, в этот своеобразный клубок не менее сильных страстей, чем тех, что описаны в "Леди Макбет Мценского уезда", - считает Коробов. По режиссёрскому замыслу Евгения Писарева , постановка на сцене МАМТ полностью привязана к описанной в либретто исторической эпохе. Импрессионистическая сценография и почти документальные костюмы отражают двойственность музыки, в лирическую ткань которой вплетены современные авторам частушки и напевы.
Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»: история успешного феномена
Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» назначена на 6 марта. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Родион Щедрин «НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ» Лирическая опера в двух действиях 16+. 11 октября в большом зале Дворца культуры «Химик» состоялся показ лирической оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», написанной в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова в исполнении Театра-школы оперы МГИМ им. 12.10.2023. Городской округ.
Блоги-спутники
- Опера «Не только любовь»
- Закрытие фестиваля - Афиша - Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича
- «Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ
- Родион Щедрин. Опера «Не только любовь»
- Прохорова - Родион Щедрин начало пути Опера не только любовь
- Закрытие фестиваля - Афиша - Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича
Колхозная любовь: о постановке оперы Щедрина в МАМТ
"Не только любовь", опера Родиона Щедрина, концертный зал Мариинского театра, 18 мая 2022 года. Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» назначена на 6 марта. Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина, посвященная супруге и музе, великой балерине Майе Плисецкой, стала знаковым событием. Опера Родиона Щедрина «Не только любовь», охарактеризованная самим автором как лирическая, давно вошла в репертуар оперной студии нашего института, став одной из его жемчужин. Тихо и незаметно в Петербурге, на камерной сцене особняка на Галерной, состоялась премьера оперы Родиона Щедрина Не только любовь в постановке режиссера Юрия. Купить билеты на оперу «Не только любовь» в театре «Санктъ-Петербургъ Опера».
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ
Общество 25 сентября 2018 20:34 Юрий Александров везет в Казань оперу Щедрина, некогда провалившуюся в Большом театре Гастроли камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» пройдут в Татарском театре оперы и балета имени Джалиля с 6 по 8 ноября. Скопировать ссылку Казань, 25 сентября, «Татар-информ». В рамках гастрольного тура труппа Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» 7 ноября представит в Казани лирическую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Во время пресс-конференции в ИА «Татар-информ» художественный руководитель театра — режиссер Юрий Александров, обращаясь к театралам, попросил уделить особое внимание некогда провалившемуся в Большом театре произведению, назвав интерпретацию оперы Щедрина своей лучшей работой за последние два года. Ее оформляли великие художники, за пультом стоял Светланов дирижер и композитор Евгений Светланов — прим. Т-и , пела Архипова оперная певица Ирина Архипова — прим.
Одним из самых значимых произведений в программе является «20 взглядов на младенца Иисуса» — большая концертная пьеса французского композитора Оливье Мессиана. Это произведение, с одной стороны, продолжает традицию виртуозных романтических произведений для фортепиано, а с другой — выражает особое отношение автора к исполнителям и слушателям, стремление к максимальной концентрации внимания, что приводит к возвышенному состоянию и ощущению величия чистого Духа. Написанная в 1944 году, в условиях ужасающей атмосферы Второй мировой войны в оккупированной Франции, эта музыкальная композиция обращается к младенцу Иисусу как символу света и надежды в мире беспокойства и страданий. В исполнении этого цикла, длительностью два часа, в зале «Зарядье» четверо молодых и талантливых пианистов — Алексей Мельников, Даниил Саямов, Арсений Тарасевич-Николаев и Михаил Турпанов, лауреатов международных конкурсов, разделит ответственность за передачу великолепной музыкальной идеи Мессиана с аудиторией, вдохновляя слушателей своим искусством и талантом. Молодой и талантливый дирижер Филипп Чижевский выбрал для филармонического абонемента тему «Бах и Гендель», исполнив великолепное сочинение - «Страсти по Матфею» Баха. Москвичи имели возможность насладиться этим произведением в исполнении лучших музыкантов Европы. Современные времена приносят новых героев. Российские музыканты все больше приобщаются к исторически информированному исполнительству, смело погружаясь в мир барочной музыки. Совместно с ансамблем Questa Musica, основанным Чижевским шестнадцать лет назад, на сцене Чайковского зазвучат голоса молодых и опытных исполнителей, среди которых Елена Гвритишвили, Сергей Годин, Лилия Гайсина, Андрей Немзер и многие другие.
Пасхальный фестиваль, существующий уже более двадцати лет, стал неотъемлемой частью музыкальной жизни Москвы.
В исполнении этого цикла, длительностью два часа, в зале «Зарядье» четверо молодых и талантливых пианистов — Алексей Мельников, Даниил Саямов, Арсений Тарасевич-Николаев и Михаил Турпанов, лауреатов международных конкурсов, разделит ответственность за передачу великолепной музыкальной идеи Мессиана с аудиторией, вдохновляя слушателей своим искусством и талантом. Молодой и талантливый дирижер Филипп Чижевский выбрал для филармонического абонемента тему «Бах и Гендель», исполнив великолепное сочинение - «Страсти по Матфею» Баха. Москвичи имели возможность насладиться этим произведением в исполнении лучших музыкантов Европы. Современные времена приносят новых героев. Российские музыканты все больше приобщаются к исторически информированному исполнительству, смело погружаясь в мир барочной музыки.
Совместно с ансамблем Questa Musica, основанным Чижевским шестнадцать лет назад, на сцене Чайковского зазвучат голоса молодых и опытных исполнителей, среди которых Елена Гвритишвили, Сергей Годин, Лилия Гайсина, Андрей Немзер и многие другие. Пасхальный фестиваль, существующий уже более двадцати лет, стал неотъемлемой частью музыкальной жизни Москвы. Несмотря на то, что программа фестиваля обнародуется практически накануне, меломаны знают, что в светлое воскресенье оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева всегда дарует свои выступления московской публике. В этом году фестиваль начнется 5 мая. Традиционно представлены три программы: симфоническая, где выступает Гергиев и его артисты, звонильная, где церковные звонари исполняют свои произведения прямо на сцене, и хоровая, которая привлекает интересные коллективы из столицы и регионов.
Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса. А вот здесь сегодня не убоялись. И все получилось.
«Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки
В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». На премьере присутствовал сам автор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая. Именно «Не только любовь» Щедрина стала его первой постановкой в 1972 г. Сейчас, к сожалению, эта опера в репертуаре театра не значится. Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» назначена на 6 марта.
Премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" состоялась в МАМТе
На этом пути было наломано немало дров вспомним хотя бы знаковые всесоюзные «погромы» 1936 и 1948 годов , хотя и удачи тоже случались. Казалось бы, Щедрин взял самую что ни на есть актуальную советскую тему — про колхоз, про советскую деревню послевоенной поры, и раскрыл ее, вслед за Сергеем Антоновым автором рассказов — литературных источников либретто Василия Катаняна тоже очень по-советски: главная героиня оперы председатель колхоза Варвара Васильевна, несмотря на любовные терзания, вышла у него натурой очень цельной и в итоге разрешающей нравственную коллизию в строгом соответствии с Моральным кодексом строителя коммунизма — общественное превыше личного. И музыкальный язык композитора соединял фольклор частушку с серьезным вокально-симфоническим мышлением очень высококачественного уровня — все строго по Глинке, который, как известно, говорил, что музыку создает народ, а композиторы ее только аранжируют. Однако оперу не поняли и не восприняли. Правда, Щедрин тут был не первым — и до него многих советских композиторов обвиняли в разных грехах: то в неверном выборе сюжетов, то в неправильном их раскрытии, то в чрезмерном усложнении музыкального языка, то, напротив, в его чрезвычайной легкомысленности для такого серьезного жанра, как опера.
Возможно, злую шутку тут сыграло и то обстоятельство, что, требуя на оперной сцене актуальных сюжетов, на самом деле ни сами партийцы, ни широкая публика не были готовы видеть на ней современников — а все больше жаждали египетских принцесс и романтических страстей. Так же как за сто лет до того не принимали «Травиату» и «Кармен» из-за их злободневности, так и «Не только любовь» слишком уж резала глаз и ухо своей откровенной реалистичностью. Через тридцать лет после заката советской власти, когда колхозные реалии от нас стали примерно так же далеки, как и египетские принцессы с их романтическими грезами, «Не только любовь» все больше получает право на свое законное место в оперном репертуаре: удачные постановки по ней в обозримом прошлом сделаны в «Санктъ-Петербургъ Опере» и Мариинском театре, теперь дошла очередь и до Москвы. Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку.
Но вместе с тем она не порывает с оперными традициями и формами, а талантливо их развивает, к тому же содержит и узнаваемые оперные клише, столь любимые публикой. Любовный треугольник почти как в «Аиде» — женщина, облеченная властью пусть и на уровне колхоза, а не древневосточной деспотии , любит и желает быть любимой, ее объект — всех привлекающий тенор, соперница — нежное безвольное сопрано. Финальное разрешение коллизии отдаленно навевает воспоминания о «Евгении Онегине» — долг превыше всего, а сила натуры главной героини проявлена в верности раз избранному пути. Колхозные реалии спустя шесть десятилетий уже никого не шокируют — видали мы и не такое на оперной сцене: режиссерский театр нас приучил ко многому.
Воскресенск и даёте согласие на обработку пользовательских данных файлов cookie , в том числе с использованием систем аналитики «Яндекс. Метрика» и «Google Analytics», IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве тип, производитель, модель ; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере.
Сюжет оперы, поначалу угадываемый и понятный, таит в себе глубину контрастов русской души, способной не только на любовь. Пестрота контрастов, несомненно, является одним из важнейших качеств оперы, ей подчинена вся динамика. Здесь тонко переплетаются между собой лирика и комичность, народная музыка и современный стиль с острой, жёсткой гармонией. На первый план выходит жанр близкий композитору — частушки. Их можно увидеть в различных воплощениях, а также проследить за развитием на протяжении всей оперы. Прежде всего, в качестве важного средства характеристики героев.
Её трудолюбие и самоотверженность, решительность и сила, показывают нам недосягаемый идеал того времени. В лице главной героини затрагивается важнейшая тема — внутренний конфликт между мимолётными, только зародившимися чувствами и долгом перед обществом.
А сам композитор признается, что всегда стыдился оперы «Не только любовь». Хотя казалось бы, что в ней особенного? Неприметный сюжет из колхозной жизни — герои переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен. Но в далеком 1961 году произведение не приняли и даже освистали в Большом театре, назвав бездарным, как когда-то в Петербурге отвергли «Силу судьбы» Верди, в Париже не поняли и подняли на смех постановку «Весны священной» Стравинского, которую осуществил гениальный Вацлав Нижинский. Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене. Вот что сам режиссер-постановщик говорит о спектакле: «Тема любви вечна и актуальна всегда, независимо от того, разворачивается ли она в привычных романтических декорациях или в советском колхозе.