Участники реализации федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем», входящего в состав национального проекта «Беспилотные авиационные системы». По предварительным данным, на нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем на 2024-2026 годы будет направлено 300 млрд рублей. Правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. До 1 сентября 2023 года планируется утверждение национального проекта по развитию БАС (беспилотных авиационных систем.
Фонд НТИ выделит 30 млрд рублей на поддержку создателей коммерческих БПЛА
Белоусов назвал сумму, выделенную на нацпроект "Беспилотные авиасистемы" - 06.08.2023, ПРАЙМ | На площадке инвестиционного сабантуя обсудили создание национального проекта «Беспилотные авиационные системы». |
В России утвердили национальный проект "Беспилотные авиационные системы" – Москва 24, 06.01.2024 | Эти предложения – наряду с конкретными решениями, которые бизнес формулирует, – должны найти своё отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации, беспилотных авиационных систем. |
МАИ представил беспилотные системы в индустриальном парке «Руднёво» | Во-первых, со следующего года в России запускается Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС). |
Ульяновская область готовится войти в новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
В секретариате добавили, что в России планируется производить более 32 тысяч авиабеспилотников к 2023 году, согласно прогнозам нового нацпроекта. Это почти в три раза выше текущих объемов производства. В Минпромторге сообщили, что по итогам 2023 года выпуск БАС со взлетной массой более 1 килограмма может составить 6 тысяч, в 2024 году — 11,7 тысячи.
По поручению Губернатора Алексея Геннадьевича Дюмина в регионе уделяется особое внимание развитию отрасли беспилотных авиационных систем: от подготовки кадров до проектирования и испытаний техники. День инноваций позволяет оценить возможность применения передовых технологий представленных изделий в интересах Минобороны России», — сказал заместитель министра промышленности и торговли Тульской области Максим Синявский.
По состоянию на 2021 год спрос на подготовку по указанной специальности в рамках основных программ профессионального обучения составляет почти 2,5 тыс. В рамках среднего профессионального образования по специальности "эксплуатация беспилотных авиационных систем" в 2021 году принято на обучение не более 2 тыс. Однако с учетом возникшего спроса со стороны работодателей в 2023 году подготовка по указанным профессиям и специальностям является актуальной, что делает необходимым для образовательных организаций среднего профессионального образования не только разработку образовательных программ, но и обеспечение соответствующей инфраструктурой включая полигоны , оснащенной материально-технической базой, отвечающей достаточным требованиям для подготовки квалифицированных кадров. Также важным аспектом является расширение работы по развитию системы подготовки квалифицированных педагогических кадров в рамках повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам технической направленности для усиления компетенций в преподавании учащимся школ и студентам образовательных организаций среднего профессионального образования специальных знаний в сфере беспилотных авиационных систем. Для удовлетворения кадровых потребностей в области применения беспилотных авиационных систем наряду с запуском программ высшего и среднего профессионального образования со сроком реализации 3 - 5 лет необходима реализация комплекса мер по созданию системы повышения квалификации действующих работников транспортной отрасли, а также для переподготовки специалистов, уже обладающих прикладным опытом деятельности в иных отраслях, включая геодезистов, маркшейдеров, агрономов и строителей.
Средний возраст сотрудников в отрасли беспилотной авиации составляет 40 - 50 лет. Доля молодых специалистов в общей численности не превышает 10 процентов. Реализация программы подготовки специалистов в области беспилотных авиационных систем базируется на системном интегрированном подходе на основе федерального проекта "Кадры для беспилотных авиационных систем". Участие большого числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предполагает необходимость гармонизации и координации совместной деятельности, которая может быть реализована на базе образовательной организации - координатора. По экспертным оценкам спрос на кадры в отрасли беспилотной авиации может достичь миллиона специалистов в области разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем к 2030 году. Из них 60 процентов - операторы беспилотных авиационных систем, руководители проектных команд, специалисты прикладных научно-производственных и технических направлений в том числе в области строительства, геодезии и др. Более 30 процентов кадров приходится на разработчиков, технологов и профильных программистов. Наиболее востребованными являются специалисты инженерно-технического профиля. Одним из прогнозируемых в рамках Стратегии трендов является увеличение количества лиц, которые получат квалификацию или компетенцию в сфере беспилотных авиационных систем в смежных профессиях на разных уровнях образования и в разных видах образовательных программ.
В число востребованных профессий в период реализации Стратегии предполагается включить такие профессии, как "проектировщик интерфейсов беспилотной авиации", "инженер производства малой авиации", "аналитик эксплуатационных данных", "технолог рециклинга летательных аппаратов", "проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания", "программист систем автоматизированного управления", "техник по эксплуатации беспилотных авиационных систем", "специалист по системам "антибеспилотные авиационные системы", "проектировщик наземной инфраструктуры для эксплуатации беспилотных авиационных систем", "специалист по разработке беспилотных воздушных судов космического назначения", "разработчик систем автоматической навигации беспилотных воздушных судов", "разработчик интеллектуальных робототехнических систем", "технолог аддитивного производства беспилотных воздушных судов" и др. Подготовка специалистов для гражданской авиации должна начинаться с уровня среднего профессионального образования для обеспечения потребности отрасли в профильных специалистах среднего уровня квалификации с последующим повышением уровня образования, в том числе в образовательных организациях высшего образования. Вместе с тем подготовка лиц, относящихся к специалистам авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30 килограммов внешних пилотов , должна вестись по разработанным и утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации программам в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил на базе сертифицированных указанным уполномоченным органом авиационных учебных центров. Востребованы и программы профессиональной переподготовки для специалистов, уже обладающих прикладным опытом деятельности в иных отраслях, включая геодезистов, маркшейдеров, агрономов и строителей. Научно-техническое развитие Сложившаяся ситуация характеризуется автономным проведением перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в заявительной форме по различным направлениям технологий беспилотной авиации при поддержке органов власти и институтов развития, а также инициативных внутренних научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с участием научных и коммерческих организаций. Первоочередные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на условиях государственно-частного партнерства должны быть направлены на повышение уровня готовности продуктов, для выпуска которых изготовителями уже сформирован задел. Российские изготовители обладают компетенциями по таким направлениям, как "организация командных линий С3 управление, контроль и обмен сообщениями ", "пульты дистанционного управления, системы предупреждения столкновения беспилотных воздушных судов в воздухе", "рулевые винты", "пилотажно-навигационное оборудование" и другие. Данные продукты и технологии, необходимые для их выпуска, критичны в том числе для безопасности полетов, обеспечиваемой качеством оборудования. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны способствовать увеличению уровня локализации производства беспилотных авиационных систем, комплектующих изделий компонентов и изделий и средств защиты от противоправного применения таких систем.
В настоящее время недостаточный уровень технологий и производства наблюдается по более сложным, высокотехнологичным компонентам, таким как двигатели, электронная компонентная база, системы управления, полезные нагрузки. Для указанной продукции требуется централизованная постадийная локализация. Организация производства Ключевой проблемой производственно-технологического характера для развития отрасли беспилотной авиации является недостаточное развитие производства российской электронной компонентной базы для систем управления и навигации, эффективных источников энергии на основе литий-ионных и водородных технологий, высокотехнологичных материалов для изготовления планера и двигателей, основных комплектующих изделий, что оказывает влияние на освоение производства. Вместе с тем имеются проблемы обеспечения организаций-разработчиков российскими средствами автоматизированного проектирования, программно-аппаратными комплексами и программным обеспечением. Мелкосерийное производство не отвечает запросам на необходимое количество готовой продукции и ее стоимости. Необходимо создавать крупные центры по разработке и производству беспилотных авиационных систем, что позволит значительно сократить путь от разработки до внедрения новых технологий в производство. Решение проблемы ограниченных заказов, штучного и мелкосерийного производства возможно через реализацию роли базового заказчика, консолидирующего спрос на беспилотные авиационные системы и размещающего в производство, по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, укрупненные заказы на наиболее востребованные модели беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках утвержденного государственного гражданского заказа. В период реализации Стратегии проектирование и развитие производств беспилотных авиационных систем, а также комплектующих изделий и компонентов должны основываться в том числе на признанных Российской Федерацией положениях международных стандартов в сфере поддержания летной годности беспилотных воздушных судов и авиационной электросвязи, установленных приложениями 8 и 10 к Конвенции о международной гражданской авиации. В настоящее время отмечается тенденция роста потребности во внедрении в систему планирования отрасли беспилотной авиации информационных технологий.
Организации - участники рынка беспилотных авиационных систем в своей деятельности активно используют различные информационные технологии - производственные технологии, технологии работы с большими данными, технологии робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи и другие. Важно развивать технологии, обеспечивающие интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство, включая вопросы развития бортовых средств и систем связи, обеспечивающих зависимое наблюдение и связь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения, а также технологии наблюдения и идентификации беспилотных воздушных судов. Обеспечение зависимого управления беспилотных авиационных систем и пилотируемых воздушных судов на основе анализа больших баз данных с помощью использования искусственного интеллекта является ключевым в решении задачи выполнения полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в одном районе воздушного пространства без установления запретов и ограничений и, соответственно, интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации уже сформирован определенный задел: на крупных предприятиях внедрены производственные технологии, осуществляется полный цикл аддитивного производства некоторых комплектующих для беспилотных авиационных систем; активно внедряются технологии работы с большими данными в ИТ-компаниях для оптимизации и автоматизации процесса работы с данными; на предприятиях рынка беспилотной авиации используются технологии синтеза информационно-управляющих систем, технологии робототехники и сенсорики для планирования движения и управления беспилотными воздушными судами, получения и обработки сенсорных данных; российскими организациями наращиваются компетенции в сфере защиты данных при их беспроводной передаче, необходимой для эффективной эксплуатации беспилотных авиационных систем. Одним из критериев оценки степени развития рынка беспилотной авиации является наличие достаточного количества центров разработки и производства беспилотных авиационных систем. В настоящее время такая инфраструктура дополняется центрами компетенций - центрами инженерных разработок, центрами коллективного пользования, иными инновационно ориентированными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную и или научную деятельность, и др. Функции данных центров должны быть дополнены сопровождением текущих и перспективных проектов по локализации на территории Российской Федерации производства беспилотных авиационных систем, критических комплектующих изделий, по которым в первую очередь идентифицируется дефицит. Организациям отрасли беспилотной авиации также необходимы элементы инфраструктуры, такие как аэродромы, центры обеспечения полетов, взлетно-посадочные полосы, сертифицированные полигоны для испытаний, административные и жилые помещения. Информационная безопасность Область информационной безопасности, определяемая потребностями рынка беспилотной авиации Российской Федерации, не подлежит системной координации и или централизованному планированию.
На сегодняшний день функционирование систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации по большей части основано на иностранных технологиях, реализованных преимущественно на зарубежном оборудовании и программном обеспечении. Рост производительности и пропускной способности оборудования приводит к усложнению алгоритмов обработки данных и миграции их реализации из программной в аппаратную часть. В связи с этим существенно снижается эффективность применения наложенных средств защиты, повышается риск компьютерных атак. При этом необходимо отметить, что в настоящее время в информационном пространстве увеличивается не только число угроз компьютерной безопасности, но и усложняется их техническая структура, повышается скоординированность атак. Угрозы происходят в том числе от специальных служб иностранных государств, экстремистских и террористических организаций. Такие действия могут быть направлены на выведение полностью или частично из строя объектов беспилотной авиации, причинение ущерба государственному управлению, а также нарушение устойчивости экономики. Одним из способов обеспечения информационной безопасности в беспилотных авиационных системах является применение криптографических методов защиты информации. При этом, несмотря на достигнутые успехи в разработке российских криптографических механизмов, предназначенных для защиты информации в беспилотных авиационных системах, а также на придание им официального статуса документов национальной системы стандартизации, их практическое внедрение зачастую ограничивается государственными информационными системами. Существенным фактором, препятствующим широкому внедрению российской криптографии, является то, что российские стандарты криптографии не представлены в международных стандартах телекоммуникационных протоколов.
Системы управления и контроля за полетами беспилотной авиации, созданные на основе зарубежного оборудования, продолжают наследовать зарубежные механизмы защиты информации, тем самым не позволяют обеспечить требуемый уровень доверия даже за счет замены зарубежного оборудования российским: изменению, как правило, подвергается только программная составляющая, а не логика работы, заложенная в аппаратной части. Полноценную замену существующих технологий систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации "доверенным" оборудованием в ближайшее время произвести практически невозможно, в том числе из-за отсутствия высококвалифицированных кадров, осуществляющих научные исследования, разработку, внедрение и техническую поддержку современных и перспективных информационно-телекоммуникационных технологий. Положения и рекомендации, закрепленные в действующих нормативных документах, направленные на обеспечение информационной безопасности, требуют усиления внимания участников отрасли и совершенствования в части инструментов и способов практической оценки защищенности, а также экономических механизмов, стимулирующих ответственное поведение диспетчеров систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации. Важным аспектом устойчивого функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации также является заложенная при их проектировании физическая защищенность и структурная живучесть. Таким образом, текущий уровень информационной безопасности, который отражается в том числе на перспективах развития отрасли беспилотной авиации в Российской Федерации, формирует следующие предпосылки: иностранное оборудование и программное обеспечение, используемые в беспилотной авиации, являются источниками серьезных угроз информационной безопасности; наложенные средства защиты информации в условиях низкого доверия к среде их функционирования не позволяют обеспечить высокую эффективность их использования; рост автоматизации и производительности оборудования в беспилотной авиации повышает роль информационной безопасности и усложняет ее обеспечение; дефицит кадров для научных исследований, а также отсутствие системы определения "доверенного" оборудования, электронной компонентной базы и программного обеспечения затрудняют переход систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации на российские "доверенные" разработки. Приоритетами в сфере обеспечения информационной безопасности в области беспилотных авиационных систем на период до 2035 года, обусловленными необходимостью обретения контроля над инфраструктурой беспилотных авиационных систем Российской Федерации, а также повышения ее надежности, безопасности и отказоустойчивости, достаточных для обеспечения национального суверенитета и устойчивого развития страны, должны стать: предотвращение несанкционированного контроля над функционированием систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение бесперебойного и защищенного функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение безопасной среды оборота достоверной информации в беспилотных авиационных системах.
Гендиректор АСИ Светлана Чупшева сообщила, что отобранные ранее 400 человек обучаются в первом в России глобальном цифровом университете — Университете-2035. Всего в программу подготовки навыков программирования в 2023 году будет набрано 5 тыс. По данным самих представителей формирующейся беспилотной отрасли, ее самостоятельное развитие потребует создания сотен тысяч новых рабочих мест. Проблема кадров вполне может стать узким горлышком, как она уже стала для обычной авиации. Амбициозная программа по выпуску в РФ около 700 самолетов в год к 2030 году может быть не выполнена, так как именно из-за кадровых проблем могут быть не построены вовремя двигатели для них. Непродуманные и недальновидные действия по целевому набору абитуриентов за последние полтора десятка лет обусловили недостаток молодых квалифицированных инженеров для российской авиационной промышленности, что грозит срывом производства авиадвигателей, заявил недавно секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. По его словам речь идет о нехватке как минимум 14 тыс. Рост потребности в квалифицированных кадрах возник из-за увеличения с середины 2022 года производственных программ и соответственно загрузки предприятий, — ответили на запрос «НГ» в Минпромторге. Двигатель ТВ3—117 с определенными модернизациями до сих пор является одним из лучших в своем классе, есть абсолютно уникальные двигатели НК-32 для Ту-160, конкурентные двигатели Д-30КП и ПС-90а для транспортной и гражданской авиации. По данным министерства, важной мерой стимулирования развития кадрового потенциала отрасли являются стипендии работникам организаций оборонно-промышленного комплекса за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения.
Развитие новой для России отрасли - БАС
Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем заработает с начала 2024 года | На основе данных каталога моделей беспилотных авиационных систем показан текущий ландшафт российской отрасли беспилотной авиации: распределение по типам ЛА, весовым категориям, уровню технологической готовности и сферам применения. |
Правительство упростило порядок организации полетов беспилотников | В конце 2023 года в России стартовал новый национальный проект "Беспилотные авиационные системы", в рамках которого реализуется федеральный проект. |
Ульяновская область готовится войти в новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
– Думаю, за этим будущее, так как в 2024 году в стране стартовал федеральный проект «Беспилотные авиационные системы», – говорит Попов. деятельность беспилотной авиации возможна только в цифровой среде, потому нужно шире внедрять созданные с применением российского программного обеспечения и технологий цифровые платформы. Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем необходимо утвердить до 1 сентября 2023 года. На основе данных каталога моделей беспилотных авиационных систем показан текущий ландшафт российской отрасли беспилотной авиации: распределение по типам ЛА, весовым категориям, уровню технологической готовности и сферам применения. По словам первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, президиум профильной правительственной комиссии по развитию БАС уже утвердил 5 федеральных проектов, входящих в состав национального.
Список статей
- Список статей
- Национальный проект "Беспилотные авиационные системы" \ КонсультантПлюс
- Маркетплейс для дронов
- Беспилотные авиационные системы получат отдельную программу стандартизации
- Кто оплатит
ФСОО «Федерация беспилотной авиации»
Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем необходимо утвердить до 1 сентября 2023 года. Финансирование нового национального проекта "Беспилотные авиационные системы" в 2024-2026 годы составит около 300 миллиардов рублей, пишут “РИА Новости” со ссылкой на первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова. Если развитие беспилотной авиации — это государственная задача, то объем финансирования должен быть соответствующим, считает Глеб Бабинцев, генеральный директор ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕКСТ».
Глобальная программа развития беспилотников будет запущена в 2024 году
Первый вице-премьер напомнил, что нацпроект в соответствии с поручением президента должен быть утвержден до 1 сентября. Он будет развертываться сразу, как будет утвержден, в 2023 году. Но в основном это 2024-2025 годы", — добавил Белоусов. Вице-премьер добавил, что национальный проект "Беспилотные авиационные системы", запустить который планируется уже в сентябре, предусматривает субсидии и налоговые льготы для поддержки предприятий отрасли.
Или, например, вы — производитель БАС и хотите понимать, какие вообще сейчас услуги есть на рынке и как вам изменить параметры ваших беспилотников под требования рынка. Это одинаково полезный для всех универсальный игровой справочник. Первое — мониторинг лесного хозяйства например, кейсы с лесными пожарами, подсчетами особей диких животных , второе — перевозка и доставка грузов, третье — сельскохозяйственные работы например, кейс с химобработкой угодий от вредителей. Участники учились подсчитывать площади лесов и протяженность маршрутов, ограничения грузов по весу — в общем, большой простор для творчества. Всё это имеет прикладной характер, потому что именно сейчас оператор-эксплуатант решает, какие конкретно задачи будут решать регионы с помощью беспилотников на этапах нацпроекта. Кто имеется ввиду — это команды администраций, какие-то профильные специалисты?
Я бы сказал, что в игре приняли участие элиты регионов. Все эти люди надели футболки и с удовольствием погрузились в игру. Благодаря своему большому опыту они достигли хороших результатов. Какой информацией нужно обладать, чтобы стать победителем в вашей деловой игре? Можно ли случайно выиграть? Но способность мыслить нестандартно, нешаблонно, как показала практика, стала большим преимуществом. Лучше всех справились те, кто осилил большой объем справочной и обучающей информации. Отмечу, что несправившихся у нас не было. В чем нюансы игры?
Какой-то минимальный результат можно получить, не обладая вообще никакими знаниями. Программа ведет вас по базовому сценарию, в любом случае получится результат, и он уже будет неплох. Но если проявить больше смекалки, изобретательности, глубже погрузиться в особенности сценария, то к концу игры вы придете с результатом в 2-3 раза больше базового. И это ценные решения с практической точки зрения. Некоторые команды так активно включились, такие баталии развернули, что мы сами удивились и, конечно, обрадовались результатам. Игра дала толчок для развития беспилотной авиации в регионах. Соответственно, по итогам выполнения всех задач выстроился рейтинг. Какие качества, навыки, знания помогли регионам стать лидерами? Учитывалось, насколько доходчиво и четко подана информация о потребностях, насколько концептуально и грамотно сформулированы задачи, насколько возможна реализация — если кратко: подача, смысл, исполнение.
Отмечается, что данный центр будет представлять собой объединение разных предприятий и конструкторских бюро, специализирующихся на разработке и производстве перспективных видов вооружения. В ходе визита министру показали новые беспилотники и стрелковое оружие, Шойгу проверил выполнение указаний по учету опыта спецоперации при создании новых видов вооружения.
Перед запуском нацпроекта необходимо принять ряд нормативных актов для развития сервисов и внедрения финансовых мер поддержки потребителей, разработчиков и производителей беспилотных авиационных систем. Также важной задачей является разработка подробного плана производства различных типов беспилотников, включая выполнение государственного гражданского заказа. На заседании были рассмотрены предварительные результаты так называемых быстрых побед - решений, которые правительство должно принять перед запуском реализации нацпроекта. На данный момент планом предусмотрено 16 мероприятий в сфере беспилотных авиационных систем на 2023 г. Представители федеральных органов власти сообщили, что на текущий момент успешно завершены несколько мероприятий, включая упрощенный порядок применения БАС в сельском хозяйстве, упрощенный порядок сертификации БАС и допуск экспериментальных БАС к коммерческой деятельности.
Также был разработан общероссийский классификатор по видам экономической деятельности для беспилотных авиационных систем.
Правительство упростило порядок организации полетов беспилотников
На основе данных каталога моделей беспилотных авиационных систем показан текущий ландшафт российской отрасли беспилотной авиации: распределение по типам ЛА, весовым категориям, уровню технологической готовности и сферам применения. С использованием беспилотных авиационных систем был реализован один из ключевых технологичных проектов в системе управления столицей — «Цифровой двойник Москвы». В 2024 году в 30 пилотных регионах России школы и колледжи оснастят для занятий по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем. 1. О задачах создания отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) и роли субъектов Российской Федерации в формировании и реализации Национального проекта «Беспилотные авиационные системы». До 1 сентября 2023 года планируется утверждение национального проекта по развитию БАС (беспилотных авиационных систем.
Белоусов: финансирование проекта "Беспилотные авиасистемы" составит 300 миллиардов рублей
Чемезовым, на которой генеральный директор «Ростеха» представил Президенту отчёт об итогах работы государственной корпорации в 2023 году, а также информировал о её текущей деятельности. Госкорпорация «Ростех» и ассоциация работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» договорились о сотрудничестве в области беспилотных авиационных технологий. Стороны подписали соглашение, в рамках которого будут взаимодействовать по линии разработки и производства беспилотных авиационных систем БАС , их компонентов, инфраструктурных решений, а также специализированного и прикладного программного обеспечения. По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Геннадия Мартынова, федеральные проекты предусматривают разработку и серийное производство отечественных БАС, создание крупных производственных центров, развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и дронопортов, а также подготовку кадров для беспилотной авиации, при этом, каждый регион разрабатывает свою программу применения БАС. Нацпроект должен обеспечить создание беспилотников, отвечающих основному потребительскому спросу. Сегодня это 27 новых типов БПЛА широкого параметрического ряда, от сверхлегких до сверхтяжелых, и под каждую рыночную нишу определен свой оптимальный тип.
Мы намерены развивать функциональные сервисы по 4 приоритетным направлениям: сельское и лесное хозяйство, энергобезопасность и грузоперевозки», — рассказал премьер-министр Башкирии. Павел Новицкий отметил, что аэропорт города Сибая дает большие возможности для кооперации с «Аэрокосмической инновационной долиной».
Аэропорт города Сибая привлекает тем, что в нем присутствует экспериментальный режим, что очень важно для наших резидентов и компаний, которые занимаются изготовлением продукта, необходимого нашей стране. Сибайский аэропорт позволит совместно с нашим проектом и Башкортостаном выстроить цепочку кооперации. Кроме того, важна аграрная составляющая. Мы делимся с коллегами опытом, оказываем резидентам грантовую поддержку и научно-технические консультации. Будем двигаться дальше для развития национального технологического суверенитета страны», — заверил Павел Новицкий.
Впрочем, как выяснилось на совещаниях, которые Владимир Путин провел в "Руднево", фермеры могут использовать беспилотники на своих угодьях во всех регионах, достаточно лишь зарегистрировать БВС в Росавиации и согласовать порядок работы летающей техники. В остальных регионах регулярных грузовых рейсов беспилотных летательных аппаратов пока нет, а режим работы БВС согласовывается на уровне губернатора и Министерства обороны. Когда 500 миллиардов мало, то 50 не слишком много В "Руднево" Владимир Путин провел два совещания: на первом было предоставлено слово производителям БВС, а второе, которое завершилось глубоко за полночь, касалось детальной проработки той помощи, которую государство может оказать в развитии отрасли. Встречу с производителями БВС Владимир Путин начал информацией о ключевом для отрасли решении: "Я видел нарисованную цифру: на ближайшее время объем финансирования - 500 миллиардов рублей. Но это - очень консервативная оценка: скорее всего, если мы все вместе - и государство тоже - будем работать активно, то это будет триллион рублей". Президент принимает участие в развитии отрасли как минимум с 2020 года, когда он дал поручения создать правительственную комиссию по развитию беспилотных авиационных систем сейчас ее возглавляет вице-премьер правительства Андрей Белоусов , разработать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем до 2030 года и наладить регистрацию Росавиацией ВБС весом свыше 250 граммов и высотой полета более 30 метров. Сейчас в России, по информации, которую озвучил в четверг заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрий Ядров, зарегистрировано около 78 тысяч таких беспилотников. Ведется учет и нарушений правил полета: с 1нваря 2022 года по апрель 2023 года нарушителей выявлено чуть более 200 120 - в 2022 году. Обращаясь к участникам совещания, Путин отметил: "Отрасль не только очень важная - она очень интересная, потому что, во-первых, за ней будущее, во-вторых, здесь концентрируются самые последние разработки по целому ряду направлений". По мнению президента, "направления использования беспилотных летательных аппаратов, оно просто необозримое: практически, наверное, нет такой сферы деятельности и сферы экономики, где невозможно было бы применять беспилотные летательные аппараты". И попросил выступить представителей компаний по производству и эксплуатации БВС. В 2022 году начали применять вертолеты с возможностью перевозки груза до 300 кг и сейчас готовим к эксплуатации беспилотники грузоподъемностью 1 тонна, аналогов которым нет в мире", - продолжил предприниматель. Однако, по мнению Шевченко, наиболее востребованными из грузовых беспилотников останутся вертолеты небольшой грузоподъемности для тех поселков, куда не требуется перевозка большого количества грузов, но требуется регулярность доставки. В "Аэромаксе" создан пока единственный в стране учебный центр, где можно получить профессию по управлению гражданскими БВС. Андрей Белоусов добавил к докладу Шевченко, что что основы управления БВС планируется ввести в школьную программу уже с сентября в рамках уроков НВП, а к 2030 году колледжами и вузами по этой профессии будет обучено до 180 тысяч студентов. К тому времени, как предполагается, потребность в профессиональных операторах беспилотников станет именно такой. Директор института электродвижения МФТИ, основатель компании "ИнЭнерджи" Алексей Кашин рассказал президенту о разработке электродвигателей для беспилотников, которая проводилась по поручению главы государства. Оно было дано еще 4 года назад. Кашин сообщил и о проблемах, которые возникают у смежников, которые должны осуществлять опытно-промышленное производство.
По поручению Президента РФ Владимира Путина разработана Стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. В 2024 году в 18-ти образовательных учреждениях Самарской области планируется оснащение инфраструктуры в целях реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем, среди них ГБОУ СОШ "Центр образования" пос. СызранскийРайон ЕР63.