Александр Ширвиндт — президент Театра сатиры: биография, интервью, новости и спектакли. Летом прошлого года Ширвиндту поставили диагноз стенокардия, а на мероприятии, посвященной 100-летнему юбилею Московского академического театра сатиры, он еле передвигался. Прекрасный педагог, Александр Ширвиндт воспитал целую плеяду молодых дарований, помог найти свой путь в искусстве десяткам талантливых актеров.
Как сегодня живут потомки Александра Ширвиндта
Сегодня коллеги и зрители прощаются с народным артистом России Александром Ширвиндтом. Заказывайте продукты и готовую еду себе и своим близким в : бизнесом эффективно. Скидки до 40% на Битрикс24. С 1957 года Александр Ширвиндт женат на архитекторе Наталье Белоусовой. Художественный руководитель "Московского академического театра сатиры" Александр Ширвиндт. И, как отметил Ширвиндт, они с Александром Анатольевичем периодически выпивают вместе. За свою долгую жизнь Александр Ширвиндт сыграл более 100 ролей в кино.
Народный артист РСФСР, юморист и телеведущий Евгений Петросян:
- «Я не голодный, денег мне не нужно»
- Роли в Театре сатиры
- Биография Александра Ширвиндта – читайте об авторе на Литрес
- Дата рождения
- Как сегодня живут потомки Александра Ширвиндта
- Александр Ширвиндт-последние шутки
Что я еще хочу сказать...
Умер художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт - 15 марта 2024 - 74.ру | Народный артист Александр Анатольевич Ширвиндт был известен в первую очередь людям, заставшим эпоху СССР. |
«Взяли из сострадания»: что думал отец Ширвиндта о его поступлении в Щукинское | 2023-09-06 | С 1957 года Александр Ширвиндт женат на архитекторе Наталье Белоусовой. |
«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта
Ленинского комсомола. В 1957 году зачислен в штат киностудии «Мосфильм». С 1970-го — актер Московского академического театра сатиры.
После ухода из театра Гиацинтовой и Бирман к его руководству пришли совершенно случайные люди, которые ввергли Ленком в пучину безвкусицы. На фоне другого столичного театра — «Современника» — Ленком выглядел каким-то мастодонтом. Вспоминает Ширвиндт: «Имелся у нас знаменитый спектакль «Семья», пьесу написал Попов, секретарь Ленина. Я там в заключительной сцене был задействован. На явке. То ли в подземелье, то ли еще где-то.
Все в основном соратники, а в углу лежит куча меньшевиков. В пенсне. Меньшевикам дают достойный отпор. Вот одним из тех, кому отпор, я и был. В финале на сцену, как раз над Лениным, сверху спускалось знамя. Этим у нас занимался рабочий сцены, замечательный мальчик. Но — даун. Зато он мог проделать все, что от него требовали.
В «Семье» требовалось на колосниках зацепить знамя за огромный крюк и придерживать полотнище, чтобы оно не скомкалось. Но он заснул. Прямо там, на колосниках. А в зале как раз комиссия по госпремиям. И вот представьте: после слов Ленина о грядущей победе под бравурную музыку над его головой возникает огромный ржавый крюк. Из зала было очень похоже на виселицу. Премию мы не получили, мальчика уволили…» Между тем в 1964 году ситуация в Ленкоме стала меняться в лучшую сторону — на должность главного режиссера пришел Анатолий Эфрос до этого он работал в Центральном детском театре. Эфрос дебютировал в Ленкоме спектаклем «В день свадьбы» В.
В нем Ширвиндту досталась эпизодичесмая роль колхозника. Кстати, еще одним колхозником в спеккпсле был бессменный партнер Ширвиндта по «капустникам» Михаил Державин. И хотя роли им достались мизерные, однако они сделали все от них зависящее, чтобы зрители их запомнили. Например, прибегли к следующей хитрости. В сцене, где они были заняты, свадебные столы ломились от всевозможных яств, естественно, не настоящих, а бутафорских. Однако Ширвиндт с Державиным на каждое представление приносили с собой настоящие яблоки и смачно хрустели ими на сцене, доводя публику до голодного спазма — яблочный аромат мгновенно заполнял весь театр. Эфросу это не нравилось, но ничего поделать с «шутниками» он не мог. Не заставлять же их хрустеть бутафорскими фруктами!
Между тем Ширвиндт постепенно завоевывал в творческих замыслах Эфроса место одного из ведущих актеров. Благодаря этому он сыграл целый ряд замечательных ролей: Тригорина в «Чайке» А. Чехова, Гудериана в «Каждому свое» С. Что касается кино, то здесь Ширвиндту не очень везло — большинство ролей, которые он сыграл, почти не запомнились зрителям. За двумя исключениями. Зритель этот фильм, конечно же, хорошо помнит: Ширвиндт играл «Станиславского», а Белов — «Немировича-Данченко». Блестяще сыгранный эпизод, наглядно демонстрировавший Ширвиндта — героя «капустников». Второе исключение — фильм все того же Е.
Ташкова «Майор Вихрь», в котором Ширвиндту досталась роль совершенно иного плана: польского интеллигента Юзефа, помогающего советским разведчикам. В 1965 году Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в шаменитую высотку на Котельнической набережной. Этому событию предшествовали следующие обстоятельства. До этого Ширвиндт — с семьей и с родителями — занимал две комнаты в «многосемейной» квартире в Скатертном переулке. Его супруга таким положением, естественно, была неудовлетворена и прилагала все силы к тому, чтобы благополучно разъехаться. Менялись две комнаты в Скатертном и однокомнатная квартира в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру. Вариант, как казалось Ширвиндту, безнадежный. Видимо, поэтому в этом обмене он принимал самое скромное участие.
А его жена разрывалась между работой, магазинами и обменным бюро. И Всевышний, видимо, оценил ее старания. На их вариант «клюнул» некий сын покойного генерала КГБ, проживающий в элитной высотке в этом доме жили и до сих пор живут: Л. Зыкина, Н. Богословский, Л. Смирнова, К. Лучко, Н. Мордюкова и другие знаменитости.
Сын генерала жил не один, а с двумя! Естественно, на этой почве у женщин постоянно возникали скандалы, которые ни к чему хорошему привести не могли. В конце концов сын генерала решил разъехаться с бывшей супругой и в поисках удобного варианта набрел на ширвиндтовский. На новом месте Ширвиндт зажил лучше прежнего, хотя ностальгия по местам, где он провел свое детство и юность, изредка посещала его. Но проживание в элитном доме сняло множество проблем. Например, только здесь актеру удалось получить место для своего «сугроба» в гараже. Причем это место он отвоевал у поэта Евгения Евтушенко. Тот же его лишился по собственной вине.
Однажды, застигнутый очередным творческим порывом, он написал стихотворение «Тараканы в высотном доме». Причем стихотворение было аллегорическим: под тараканами подразумевались люди-паразиты, а под высотным домом — наша страна. Однако руководство в эту аллегорию вникать не захотело и причислило это произведение к разряду «злопыхательских». В результате Евтушенко сняли с очереди на гараж, а его место отдали Ширвиндту. Тем временем так плодотворно начавшаяся деятельность Эфроса в Ленкоме закончилась так же внезапно, как и началась. В середине 1967 года его вынудили уйти из театра. Все они вместе с Эфросом вскоре стали работать в Театре на Малой Бронной. Ширвиндт: «Ленком придумал, как известно, Берсенев, очень хитрый человек.
Он соблюдал баланс: ставил «Павку Корчагина», а «за это» — «Нору». Эфрос же в такие игры не играл. Поэтому на него и наседали со всех сторон. В самом же театре уже появились «его» артисты и «не его». Миша Зайцев, директор Театра на Бронной, очень симпатичный человек, прибежал и закричал: «Король умер, да здравствует король! Все к нам! И мы всем табуном пошли на Бронную. Там начался новый период…» Однако «новый период» на Бронной для Ширвиндта закончился довольно быстро, практически так и не начавшись.
В творческих планах Эфроса места для актера Ширвиндта почему-то не нашлось. Режиссер собирался ставить «Трех сестер» и хотел отдать роль Вершинина Ширвиндту. Но затем передумал, и эту роль сыграл Н. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Ширвиндта, и он ушел с Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звал Михаил Державин, ушедший от Эфроса. На дворе стоял 1970 год. Театр сатиры стал именно тем местом, где творческая индивидуальность Ширвиндта сумела раскрыться наиболее полно. Вообще все то десятилетие было отмечено для Ширвиндта небывалым творческим энтузиазмом.
Он успевал везде: играть и ставить спектакли в театре, сниматься в кино, выступать на эстраде.
Президент России Владимир Путин, артисты театра и кино выразили соболезнования в связи с уходом из жизни знаменитого деятеля культуры и поделились воспоминаниями о нём. По словам пресс-секретаря Дмитрия Пескова, лидер РФ направил телеграмму родственникам артиста. Как сказал «Газете. Ru» заслуженный артист России Александр Воеводин, самочувствие Ширвиндта в последнее время ухудшилось. В последнее время мы меньше общались», — отметил он. Воеводин выразил соболезнования по поводу утраты артиста, а также вспомнил, что всю жизнь провёл рядом с ним.
Время шло, и я участвовал в его спектакле, когда он уже стал режиссёром театра, и новые постановки у него были, — пояснил российский актёр. Несмотря на плохое самочувствие, Александр Ширвиндт продолжал работать. Он неделю назад приезжал в театр, принимал участие в жизни театра. С ним все считались и очень уважали», — уточнила Селезнёва. Режиссёр, генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров в разговоре с RT назвал Ширвиндта необыкновенным человеком, а его смерть — огромной потерей. Многие годы, десятилетия я наблюдал его работу в театре, кино, на эстраде.
На их вариант «клюнул» некий сын покойного генерала КГБ, проживающий в элитной высотке в этом доме жили и до сих пор живут: Л. Зыкина, Н. Богословский, Л. Смирнова, К. Лучко, Н. Мордюкова и другие знаменитости. Сын генерала жил не один, а с двумя! Естественно, на этой почве у женщин постоянно возникали скандалы, которые ни к чему хорошему привести не могли. В конце концов сын генерала решил разъехаться с бывшей супругой и в поисках удобного варианта набрел на ширвиндтовский. На новом месте Ширвиндт зажил лучше прежнего, хотя ностальгия по местам, где он провел свое детство и юность, изредка посещала его. Но проживание в элитном доме сняло множество проблем. Например, только здесь актеру удалось получить место для своего «сугроба» в гараже. Причем это место он отвоевал у поэта Евгения Евтушенко. Тот же его лишился по собственной вине. Однажды, застигнутый очередным творческим порывом, он написал стихотворение «Тараканы в высотном доме». Причем стихотворение было аллегорическим: под тараканами подразумевались люди-паразиты, а под высотным домом — наша страна. Однако руководство в эту аллегорию вникать не захотело и причислило это произведение к разряду «злопыхательских». В результате Евтушенко сняли с очереди на гараж, а его место отдали Ширвиндту. Тем временем так плодотворно начавшаяся деятельность Эфроса в Ленкоме закончилась так же внезапно, как и началась. В середине 1967 года его вынудили уйти из театра. Все они вместе с Эфросом вскоре стали работать в Театре на Малой Бронной. Ширвиндт: «Ленком придумал, как известно, Берсенев, очень хитрый человек. Он соблюдал баланс: ставил «Павку Корчагина», а «за это» — «Нору». Эфрос же в такие игры не играл. Поэтому на него и наседали со всех сторон. В самом же театре уже появились «его» артисты и «не его». Миша Зайцев, директор Театра на Бронной, очень симпатичный человек, прибежал и закричал: «Король умер, да здравствует король! Все к нам! И мы всем табуном пошли на Бронную. Там начался новый период…» Однако «новый период» на Бронной для Ширвиндта закончился довольно быстро, практически так и не начавшись. В творческих планах Эфроса места для актера Ширвиндта почему-то не нашлось. Режиссер собирался ставить «Трех сестер» и хотел отдать роль Вершинина Ширвиндту. Но затем передумал, и эту роль сыграл Н. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Ширвиндта, и он ушел с Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звал Михаил Державин, ушедший от Эфроса. На дворе стоял 1970 год. Театр сатиры стал именно тем местом, где творческая индивидуальность Ширвиндта сумела раскрыться наиболее полно. Вообще все то десятилетие было отмечено для Ширвиндта небывалым творческим энтузиазмом. Он успевал везде: играть и ставить спектакли в театре, сниматься в кино, выступать на эстраде. В театре он сыграл графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» 1970 , Добчинского в «Ревизоре» 1972 , Президента репортажа в «Клопе» 1974 , Молчалина в «Горе от ума» 1976 и другие роли. В 1973 году Ширвиндт дебютировал в театре как режиссер — вместе с Андреем Мироновым поставил прекрасный спектакль «Маленькие комедии большого дома», имевший колоссальный успех и даже снятый на телевидении. Но главной ролью Ширвиндта в то десятилетие была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. На эстраде Ширвиндт выступал в нескольких амплуа: как режиссер, конферансье, автор и исполнитель. К примеру, именно ему принадлежит «отцовство» в рождении знаменитого дуэта — Авдотьи Никитичны Б. Владимиров и Вероники Маврикиевны В. Кроме того, он писал монологи для многих популярных артистов В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и др. Однако конец того десятилетия запомнился Ширвиндту не с самой лучшей стороны. Беду накликал его сын — 19-летний Михаил Ширвиндт, ныне известный шоумен, а тогда студент Щукинского училища. Стоит отметить, что сын и до этого доставлял своим родителям массу хлопот. Еще будучи школьником, он учился из рук вон плохо — имел двойки по всем предметам, кроме труда и физкультуры. Любимое занятие Михаила в те годы — взрывать унитазы в школьных туалетах. Делалось это так: мальчик «тибрил» с урока химии реактивы, заворачивал их в газеты и спускал во все унитазы. Через несколько минут мощный взрыв сотрясал школу, и туалет выходил из строя минимум на месяц. За эти проделки да и за другие тоже Мишу Ширвиндта выгоняли из двух школ. И все же десятилетку мальчик закончил и был принят в альма-матер своего отца — Театральное училище имени Щукина кстати, Ширвиндт-старший в те годы работал там преподавателем. Не успел Михаил проучиться в училище и несколько месяцев, как оказался в эпицентре еще одного скандала. Инцидент произошел 7 ноября 1977 года, в день, когда вся страна отмечала круглую дату — 60-летие Советской власти. По-своему отмечал этот праздник и Михаил со своими друзьями. Ребята забрались на крышу архитектурного института и, нагрузившись «портвешком», сорвали со здания красный флаг. Затем в пьяном угаре молодые люди стали вытворять с красной тряпкой Бог знает что. Разумеется, их застукала наша доблестная милиция. Затем, как в крутом детективе, была погоня со стрельбой, пленение и тесный «обезьянник» в ближайшем отделении. По нынешним временам, это событие отнесли бы к мелкому хулиганству и не стали бы раздувать из него скандал. Но тогда все было иначе: ребят могли запросто упечь на семь лет в тюрьму «за надругательство над символом». Но их наказали «по минимуму»: исключили из комсомола и выгнали из института. Естественно, большая часть мытарств по дальнейшему трудоустройству непутевого сына легла на Ширвиндта-старшего. В конце концов ему удалось устроить Михаила монтировщиком декораций в театр «Современник». А в начале 80-х Ширвиндт-старший добился восстановления сына и в «Щуке». Спустя 16 лет после событий на крыше архитектурного института приятель Михаила Сергей Урсуляк снял по ним фильм под названием «Русский рэгтайм». Одну из ролей сыграл Александр Ширвиндт. Во второй половине 80-х слава Ширвиндта-старшего обрела свое «второе дыхание». Причем в основном благодаря телевидению. Тогда стало модным проводить всякого рода юбилеи, на которых обязательным атрибутом стали выступления тандема Александр Ширвиндт — Михаил Державин. Всего лишь за год-два этот тандем был показан по телевидению столько раз, сколько его не показывали за все предыдущие годы отмечу, что существует он с начала 60-х. Новому взлету славы Ширвиндта способствовала и его плодотворная работа в кино. В 80-е годы он снялся в фильмах: «Вокзал для двоих» 1982 , «Зимний вечер в Гаграх», «Самая обаятельная и привлекательная» оба — 1985 , «Семь криков в океане», «Миллион в брачной корзине» оба — 1986 , «Забытая мелодия для флейты», «Шантажист» оба — 1988. В театре дела Ширвиндта обстояли несколько иначе. К сожалению, с момента ввода Ширвиндта на роль Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» эту роль до него недолго играл Валентин Гафт ни одна из ролей, сыгранных актером после а их уже насчитывается 13 , не сумела стать вровень с нею, не была событием. Неровными были и режиссерские постановки Ширвиндта. Он поставил на сцене Театра сатиры следующие спектакли: «Проснись и пой! В 1989 году А. Сегодня Ширвиндт по-прежнему в прекрасной форме. Он преподает в училище имени Щукина, играет в театре, снимается в кино.
Умер в больнице народный артист России Александр Ширвиндт
Умер в больнице народный артист России Александр Ширвиндт | читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Урну с прахом Александра Ширвиндта захоронили на Новодевичьем кладбище Похороны Александра Ширвиндта состоятся 14 апреля на Новодевичьем кладбище. |
Какое наследство оставил Александр Ширвиндт - 21 марта 2024 - ВЛАДИВОСТОК1.ру | Выпускные спектакли Александра Ширвиндта произвели на критиков настолько приятное впечатление, что вчерашнего студента пригласили на службу в Театр киноактера. |
Александр Ширвиндт-последние шутки (Дэвид Залимановский) / Проза.ру | Александр Ширвиндт — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. |
«Страшно умирать постепенно». Памяти Александра Ширвиндта
Александр Ширвиндт – последние новости на сегодня – | О жене Александра Ширвиндта, его детях и внуках расскажем в материале. |
«Взяли из сострадания»: что думал отец Ширвиндта о его поступлении в Щукинское | 2023-09-06 | 15 марта 2024 года) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр и сценарист. |
На телеканале "Культура" выходит цикл "Ушедшая натура" об Александре Ширвиндте - Российская газета | И, как отметил Ширвиндт, они с Александром Анатольевичем периодически выпивают вместе. |
Где живет Александр Ширвиндт | В последние годы Александр Ширвиндт совмещает актёрскую карьеру и руководство театром с литературной деятельностью. |
«Страшно умирать постепенно». Памяти Александра Ширвиндта
Александр Ширвиндт между рекламой дешевых проституток и «клинописью» Пушкина и Толстого. Фото: Виталий Арутюнов / РИА Новости Александр Ширвиндт и Вера Васильева в спектакля «Безумный день или женитьба Фигаро». Александр Ширвиндт был однолюбом и всю жизнь прожил со своей супругой Натальей Белоусовой, с которой сыграла свадьбу в 1957 году. В Москве 15 марта умер художественный руководитель столичного академического театра сатиры, народный артист России Александр Ширвиндт. Проститься с Александром Ширвиндтом пришел его друг композитор Вячеслав Моцардо. Да, Ширвиндт в предлагаемых обстоятельствах. В «Вокзале для двоих» Рязанов просто назвал его Александром Анатольевичем, спешите любить и жаловать.
В возрасте 89 лет умер Александр Ширвиндт
Уже через год актер перешел в труппу театра им. Ленинского комсомола и был зачислен в штат «Мосфильма». По-настоящему известным в театральной среде его сделали роли, которые Ширвиндт начал играть после того, как в 1964-м Ленком возглавил Анатолий Эфрос. Знаменитый режиссер доверял молодому артисту главные роли в таких громких постановках, как «Чайка» и «104 страницы про любовь». Всего в театре им. Ленинского комсомола актер сыграл более 30 ролей. Когда в 1967-м Эфрос перешел на работу в Московский драматический театр на Малой Бронной, Ширвиндт, как и несколько других артистов Ленкома, перешел за ним.
Там его сразу ввели на роль графа Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше. В том же году Ширвиндт, признававшийся, что не чувствует в себе «страсти лицедейства», начал ставить спектакли как режиссер. Его первой такой работой стала постановка «Проснись и пой» совместно с Марком Захаровым. Так как Театр сатиры был чрезвычайно популярен у зрителей благодаря участию в его постановках многих знаменитых актеров вроде Миронова и Захарова, звездой быстро стал и сам Ширвиндт. Многие спектакли Театра сатиры записывались для трансляции по телевидению — как, например, поставленные Ширвиндтом и Мироновым в 1973 году «Маленькие комедии большого дома». Впоследствии Ширвиндт поставил еще несколько спектаклей, а для других — написал сценарий.
В 2000 году Ширвиндт стал худруком Театра сатиры и занимал эту должность вплоть до октября 2021-го, в процессе введя в репертуар немало постановок не только комедий, но и классики. Кого Александр Ширвиндт играл в кино?
С этого времени активно занимается режиссерской работой и создает сценарии постановок. В 2000 году Александр Ширвиндт занимает должность художественного руководителя в Театре сатиры. В последующие годы помимо основной деятельности создает талантливые произведения. В числе наиболее популярных книг Ширвиндта: «Schirwindt, стёртый с лица земли»; «Проходные дворы биографии»; «В промежутках между». Их сын Михаил Ширвиндт — известный телеведущий. Театральные работы Александра Ширвиндта насчитывают более сотни ролей.
Список его режиссерских работ включает около тридцати постановок.
Он очень много дал, — заявил Николаев. Помню их разговоры с Александром Анатольевичем, я смотрел на них как на двух мэтров. RU Юрий Николаев отметил, что самое главное качество, за которое все любили Александра Ширвиндта, была самоирония. Я старался подражать и многое в передачах поправить, чтобы эта эмоция сохранялась, — объяснил телеведущий. В схожем ключе высказался и его ученик, актер Сергей Федоров, который тоже в этот день пришел проститься с народным артистом. Умение посмеяться над собой, над кем-то подтрунить, подшутить, подколоть.
Любимое времяпровождение за городом у Александра Анатольевича с супругой было в загородном доме 82 кв м — он принадлежит только Наталье Николаевне, так как достался ей от по наследству от деда академика, главного архитектора Москвы. Также у супругов есть две дачи: одна — Натальи Николаевны находится в Новом Иерусалиме, построил ее дедушка , вторая Александра Анатольевича - в Завидово. Наталья Белоусова так говорила о «дальней даче» в Завидово: «Развалюха, но мы ее приобрели в заповеднике для мужа, так как он заядлый рыбак. Бываем там не больше пяти дней в году». В этой дружной семье никаких имущественных споров быть не может.
Стала известна причина смерти Александра Ширвиндта
Проститься с Александром Ширвиндтом пришел его друг композитор Вячеслав Моцардо. Александр Ширвиндт был однолюбом и всю жизнь прожил со своей супругой Натальей Белоусовой, с которой сыграла свадьбу в 1957 году. — В этой связи вдова Александра Ширвиндта может отказаться от причитающегося ей наследства в пользу их сына. Александр Ширвиндт. С 1957 года Александр Ширвиндт женат на архитекторе Наталье Белоусовой. Александр Ширвиндт: «В 80 сквозить ветерком – подозрительно».
«У человека пробег не скрутишь»
- Умер в больнице народный артист России Александр Ширвиндт
- Новости партнеров
- Умер в больнице народный артист России Александр Ширвиндт
- Думали, будет жить вечно: Россия простилась с Александром Ширвиндтом - МК
- «У человека пробег не скрутишь»
- Александр Ширвиндт – последние новости на сегодня –
«Имущество просто поделят пополам». Какое наследство оставил Александр Ширвиндт
Александр Ширвиндт. Отрывки из обрывков. Фоновая ирония книги не утомляет. Действительно, есть много вещей, которые «всерьез делать невыносимо». Кроме того, вязкий ширвиндтский сарказм во многом позволяет увидеть его обладателя не в качестве архивной карточки раздела «драматургия и кинематография», а как живого человека. Иногда мысли Ширвиндта спорны.
Иногда наоборот — автор настолько прав, что не может кого-то не повторять. Когда он пишет, например, сколько сил в России отвлекается на охрану всего ото всех «шлагбаумизация страны приобретает размеры катастрофы» , сразу вспоминается его коллега режиссер Юрий Любимов, который еще в 2012 году в одном из интервью печалился, что «в стране миллион триста тысяч охранников, здоровенных мужиков и парней, которые ничего не умеют делать... И здесь — трагедия... Себя как писателя автор ставит «где-то посредине между рекламой дешевых проституток и «клинописью» Пушкина и Толстого». Чем не повод для раздумья.
Где А — расстояние от писателя до упомянутой рекламы, а В — до Толстого. Отрицательное итоговое значение означает неимение таланта.
Еще однажды Александр Ширвиндт решил всем напомнить о том, что человек — существо адаптивное и выносливое и ко многому привыкает. Золотые унитазы — это уже перебор. И кому, как не советскому человеку, это понимать. И еще Ширвиндт как-то признался, что у него нет тяги к роскоши и отдыхать он предпочитает исключительно в России. Пусть комары летают, а вот от людей быстро устаешь, — заявлял он. Аккуратно, чисто, но без души.
Был в Швеции. Тоже без восторга. С тех пор мой отдых — только под нашим отечественным кустом. Ранее мы рассказывали, каким запомнили Александра Ширвиндта его друзья и коллеги, и как в Москве прощались с народным артистом, и что рассказал Михаил Ширвиндт о кремации отца.
Актерская карьера После отличного окончания училища Ширвиндта приняли в труппу Государственного театра киноактера, в это же время Александр стал сниматься на Мосфильме. Его дебютом стала роль второго плана в мелодраматической комедии с Георгием Вициным «Она вас любит». На заработанные в этом фильме деньги Ширвиндт приобрел свой первый автомобиль «Победа». Александр Ширвиндт в фильме «Она вас любит» Позднее Александр Анатольевич перешел в театр имени Ленинского комсомола, где его первой ролью стал спектакль «Первая Конная». Позднее Ширвиндт был уже задействован почти во всех спектаклях театра, таких как «До свидания, мальчики! Молодой Александр Ширвиндт в спектакле «Товарищи-романтики», 1958 год Крупный успех Ширвиндту на театральной сцене принесли роли Тригорина в «Чайке», Людовика в «Мольере», Гудериана в спектакле «Каждому свое». С этих работ и началась звездная карьера Александра Ширвиндта в театре. Александр Ширвиндт в роли Тригорина в «Чайке» В это время Ширвиндт продолжил сниматься в кино, он сыграл небольшие, но яркие роли в музыкальной комедии «Приходите завтра» 1962 с Екатериной Савиновой и Анатолием Папановым в главных ролях и мини-сериале «Майор «Вихрь» 1967. В 1968 году актер перешел в Московский драматический театр на Малой Бронной, где сыграл в спектаклях «Ромео и Джульетта», «Счастливые дни несчастного человека» и многих других. Александр Ширвиндт в комедии «Приходите завтра» Уже через два года в списке его работодателей добавился Театр Сатиры, где впоследствии Ширвиндт сыграл более 30 ролей. Сыгранную им в этом театре роль графа Альмавива в комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» позднее назовут лучшей в его театральной карьере. Среди его лучших спектаклей — «Обыкновенное чудо», «Дом, где разбиваются сердца», «Ревизор». Александр Ширвиндт с Андреем Мироновым в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро» В этом театре Александр Анатольевич начал работать и как режиссер, сначала организовывая постановки в сотрудничестве с Марком Захаровым и Андреем Мироновым , а потом уже и самостоятельно. Всего Ширвиндтом было поставлено более 20 спектаклей, в том числе «Молчи, грусть, молчи... Александр Ширвиндт в комедии «Трое в лодке, не считая собаки» трейлер В 70-е годы Ширвиндт продолжил сниматься в кино: он сыграл в фильмах «Двенадцать стульев», «Инкогнито из Петербурга», «Небесные ласточки». Хитом с его участием стала комедия «Трое в лодке, не считая собаки», где появилась великолепное трио своего времени — Ширвиндт, Андрей Миронов и Михаил Державин. С последним Александр Анатольевич не раз снялся в кино и сыграл на театральной сцене, а любителям тонкого и не пошлого юмора навсегда запомнился их комедийный дуэт. Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Интермедия «Иностранец в Москве» А вот на всю страну прославился Ширвиндт после роли одной из друзей Жени Лукашина в «Ирония судьбы, или с легким паром! Рязанову импонировал молодой актер, и он снова и снова приглашал его сниматься в своих фильмах: «Вокзал для двоих» 1982 , «Забытая мелодия для флейты» 1987.
Причем это место он отвоевал у поэта Евгения Евтушенко. Тот же его лишился по собственной вине. Однажды, застигнутый очередным творческим порывом, он написал стихотворение «Тараканы в высотном доме». Причем стихотворение было аллегорическим: под тараканами подразумевались люди-паразиты, а под высотным домом — наша страна. Однако руководство в эту аллегорию вникать не захотело и причислило это произведение к разряду «злопыхательских». В результате Евтушенко сняли с очереди на гараж, а его место отдали Ширвиндту. Тем временем так плодотворно начавшаяся деятельность Эфроса в Ленкоме закончилась так же внезапно, как и началась. В середине 1967 года его вынудили уйти из театра. Все они вместе с Эфросом вскоре стали работать в Театре на Малой Бронной. Ширвиндт: «Ленком придумал, как известно, Берсенев, очень хитрый человек. Он соблюдал баланс: ставил «Павку Корчагина», а «за это» — «Нору». Эфрос же в такие игры не играл. Поэтому на него и наседали со всех сторон. В самом же театре уже появились «его» артисты и «не его». Миша Зайцев, директор Театра на Бронной, очень симпатичный человек, прибежал и закричал: «Король умер, да здравствует король! Все к нам! И мы всем табуном пошли на Бронную. Там начался новый период…» Однако «новый период» на Бронной для Ширвиндта закончился довольно быстро, практически так и не начавшись. В творческих планах Эфроса места для актера Ширвиндта почему-то не нашлось. Режиссер собирался ставить «Трех сестер» и хотел отдать роль Вершинина Ширвиндту. Но затем передумал, и эту роль сыграл Н. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Ширвиндта, и он ушел с Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звал Михаил Державин, ушедший от Эфроса. На дворе стоял 1970 год. Театр сатиры стал именно тем местом, где творческая индивидуальность Ширвиндта сумела раскрыться наиболее полно. Вообще все то десятилетие было отмечено для Ширвиндта небывалым творческим энтузиазмом. Он успевал везде: играть и ставить спектакли в театре, сниматься в кино, выступать на эстраде. В театре он сыграл графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» 1970 , Добчинского в «Ревизоре» 1972 , Президента репортажа в «Клопе» 1974 , Молчалина в «Горе от ума» 1976 и другие роли. В 1973 году Ширвиндт дебютировал в театре как режиссер — вместе с Андреем Мироновым поставил прекрасный спектакль «Маленькие комедии большого дома», имевший колоссальный успех и даже снятый на телевидении. Но главной ролью Ширвиндта в то десятилетие была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. На эстраде Ширвиндт выступал в нескольких амплуа: как режиссер, конферансье, автор и исполнитель. К примеру, именно ему принадлежит «отцовство» в рождении знаменитого дуэта — Авдотьи Никитичны Б. Владимиров и Вероники Маврикиевны В. Кроме того, он писал монологи для многих популярных артистов В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и др. Однако конец того десятилетия запомнился Ширвиндту не с самой лучшей стороны. Беду накликал его сын — 19-летний Михаил Ширвиндт, ныне известный шоумен, а тогда студент Щукинского училища. Стоит отметить, что сын и до этого доставлял своим родителям массу хлопот. Еще будучи школьником, он учился из рук вон плохо — имел двойки по всем предметам, кроме труда и физкультуры. Любимое занятие Михаила в те годы — взрывать унитазы в школьных туалетах. Делалось это так: мальчик «тибрил» с урока химии реактивы, заворачивал их в газеты и спускал во все унитазы. Через несколько минут мощный взрыв сотрясал школу, и туалет выходил из строя минимум на месяц. За эти проделки да и за другие тоже Мишу Ширвиндта выгоняли из двух школ. И все же десятилетку мальчик закончил и был принят в альма-матер своего отца — Театральное училище имени Щукина кстати, Ширвиндт-старший в те годы работал там преподавателем. Не успел Михаил проучиться в училище и несколько месяцев, как оказался в эпицентре еще одного скандала. Инцидент произошел 7 ноября 1977 года, в день, когда вся страна отмечала круглую дату — 60-летие Советской власти. По-своему отмечал этот праздник и Михаил со своими друзьями. Ребята забрались на крышу архитектурного института и, нагрузившись «портвешком», сорвали со здания красный флаг. Затем в пьяном угаре молодые люди стали вытворять с красной тряпкой Бог знает что. Разумеется, их застукала наша доблестная милиция. Затем, как в крутом детективе, была погоня со стрельбой, пленение и тесный «обезьянник» в ближайшем отделении. По нынешним временам, это событие отнесли бы к мелкому хулиганству и не стали бы раздувать из него скандал. Но тогда все было иначе: ребят могли запросто упечь на семь лет в тюрьму «за надругательство над символом». Но их наказали «по минимуму»: исключили из комсомола и выгнали из института. Естественно, большая часть мытарств по дальнейшему трудоустройству непутевого сына легла на Ширвиндта-старшего. В конце концов ему удалось устроить Михаила монтировщиком декораций в театр «Современник». А в начале 80-х Ширвиндт-старший добился восстановления сына и в «Щуке». Спустя 16 лет после событий на крыше архитектурного института приятель Михаила Сергей Урсуляк снял по ним фильм под названием «Русский рэгтайм». Одну из ролей сыграл Александр Ширвиндт. Во второй половине 80-х слава Ширвиндта-старшего обрела свое «второе дыхание». Причем в основном благодаря телевидению. Тогда стало модным проводить всякого рода юбилеи, на которых обязательным атрибутом стали выступления тандема Александр Ширвиндт — Михаил Державин. Всего лишь за год-два этот тандем был показан по телевидению столько раз, сколько его не показывали за все предыдущие годы отмечу, что существует он с начала 60-х. Новому взлету славы Ширвиндта способствовала и его плодотворная работа в кино. В 80-е годы он снялся в фильмах: «Вокзал для двоих» 1982 , «Зимний вечер в Гаграх», «Самая обаятельная и привлекательная» оба — 1985 , «Семь криков в океане», «Миллион в брачной корзине» оба — 1986 , «Забытая мелодия для флейты», «Шантажист» оба — 1988. В театре дела Ширвиндта обстояли несколько иначе. К сожалению, с момента ввода Ширвиндта на роль Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» эту роль до него недолго играл Валентин Гафт ни одна из ролей, сыгранных актером после а их уже насчитывается 13 , не сумела стать вровень с нею, не была событием. Неровными были и режиссерские постановки Ширвиндта. Он поставил на сцене Театра сатиры следующие спектакли: «Проснись и пой! В 1989 году А. Сегодня Ширвиндт по-прежнему в прекрасной форме. Он преподает в училище имени Щукина, играет в театре, снимается в кино. Из интервью Н. Ширвиндт: «Мне всегда импонировало то, чем муж занимается. Он любит преподавательскую работу, обожает своих учеников. И хотя там такие бывают красотки, я всегда хожу и смотрю его работы. Главное в мужчине — ум. Потом — обаяние, чувство юмора. И красота. У меня спрашивают: как ты всю жизнь с таким красавцем живешь? Привыкла… Конечно, кое-какие проблемы в жизни возникали. Но глобальных — ни одной. Когда о нас делали передачу на телевидении, ведущая спросила, ревнивая ли я. Ответила — очень.
Многогранность таланта
- «Самоирония — спасение от всего». Александр Ширвиндт — о юморе, жизни и любви | Правмир
- Биография Александра Ширвиндта
- Мастер колоритных ролей. Жизнь и творческий путь Александра Ширвиндта
- Александр Ширвиндт-последние шутки (Дэвид Залимановский) / Проза.ру
- Александр Ширвиндт
- Александр Ширвиндт - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
Думали, будет жить вечно: Россия простилась с Александром Ширвиндтом
Прощание с Александром Анатольевичем Ширвиндтом состоится 18 марта в Театре Сатиры, похороны пройдут на Новодевичьем кладбище. Уже сейчас появились домыслы о наследстве Александра Ширвиндта — обсуждают как жена и единственный сын поделят загородный дом мэтра. Однако большинство информации не соответствует действительности: к примеру, любимое место отдыха Александра Анатольевича — дом в Подмосковье, который уже «делят» в Сети, ему никогда не принадлежал. Рассказываем — что на самом деле было в собственности у легендарного артиста и педагога. Александр Ширвиндт с супругой Наталией Белоусовой.
Когда в 1967-м Эфрос перешел на работу в Московский драматический театр на Малой Бронной, Ширвиндт, как и несколько других артистов Ленкома, перешел за ним. Там его сразу ввели на роль графа Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше. В том же году Ширвиндт, признававшийся, что не чувствует в себе «страсти лицедейства», начал ставить спектакли как режиссер. Его первой такой работой стала постановка «Проснись и пой» совместно с Марком Захаровым. Так как Театр сатиры был чрезвычайно популярен у зрителей благодаря участию в его постановках многих знаменитых актеров вроде Миронова и Захарова, звездой быстро стал и сам Ширвиндт. Многие спектакли Театра сатиры записывались для трансляции по телевидению — как, например, поставленные Ширвиндтом и Мироновым в 1973 году «Маленькие комедии большого дома». Впоследствии Ширвиндт поставил еще несколько спектаклей, а для других — написал сценарий. В 2000 году Ширвиндт стал худруком Театра сатиры и занимал эту должность вплоть до октября 2021-го, в процессе введя в репертуар немало постановок не только комедий, но и классики. Кого Александр Ширвиндт играл в кино? После дебюта в кино Ширвиндт сосредоточился на театральной и эстрадной деятельности и на большом экране появлялся редко. В 1963-м актер сыграл запоминающуюся эпизодическую роль студента Гнесинки в мелодраме «Приходите завтра…», а в 1967-м ему досталась большая роль в популярном шпионском телевизионном фильме «Майор Вихрь» по произведению Юлиана Семенова. После этого появления актера в кино стали более частыми. Ширвиндт зарекомендовал себя в кино блестящим, всегда способным даже из небольшого появления на экране выжать иронический, комедийный эффект, актером второго плана и эпизода. Этот талант ярко проявился в культовой мелодраме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром! Впоследствии картина стала главным новогодним фильмом для многих поколений советских и российских зрителей — каждое из которых прекрасно знало и Ширвиндта.
Сценическое образование получил в Щукинском театральном училище, затем был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола нынче "Ленком" Марка Захарова , где играл в пьесах у Анатолия Эфроса. Параллельно с этим Ширвиндт активно снимался в кино, но по большей части исполнял эпизодические роли. Среди его самых ярких работ — "Ирония судьбы, или С лёгким паром", "12 стульев", "Она вас любит", "Трое в лодке, не считая собаки", "Самая обаятельная и привлекательная", "Маленькие комедии большого дома", "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Ревизор", "Ещё раз про любовь", "Майор Вихрь".
На заработанные в этом фильме деньги Ширвиндт приобрел свой первый автомобиль «Победа». Александр Ширвиндт в фильме «Она вас любит» Позднее Александр Анатольевич перешел в театр имени Ленинского комсомола, где его первой ролью стал спектакль «Первая Конная». Позднее Ширвиндт был уже задействован почти во всех спектаклях театра, таких как «До свидания, мальчики! Молодой Александр Ширвиндт в спектакле «Товарищи-романтики», 1958 год Крупный успех Ширвиндту на театральной сцене принесли роли Тригорина в «Чайке», Людовика в «Мольере», Гудериана в спектакле «Каждому свое». С этих работ и началась звездная карьера Александра Ширвиндта в театре. Александр Ширвиндт в роли Тригорина в «Чайке» В это время Ширвиндт продолжил сниматься в кино, он сыграл небольшие, но яркие роли в музыкальной комедии «Приходите завтра» 1962 с Екатериной Савиновой и Анатолием Папановым в главных ролях и мини-сериале «Майор «Вихрь» 1967. В 1968 году актер перешел в Московский драматический театр на Малой Бронной, где сыграл в спектаклях «Ромео и Джульетта», «Счастливые дни несчастного человека» и многих других. Александр Ширвиндт в комедии «Приходите завтра» Уже через два года в списке его работодателей добавился Театр Сатиры, где впоследствии Ширвиндт сыграл более 30 ролей. Сыгранную им в этом театре роль графа Альмавива в комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» позднее назовут лучшей в его театральной карьере. Среди его лучших спектаклей — «Обыкновенное чудо», «Дом, где разбиваются сердца», «Ревизор». Александр Ширвиндт с Андреем Мироновым в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро» В этом театре Александр Анатольевич начал работать и как режиссер, сначала организовывая постановки в сотрудничестве с Марком Захаровым и Андреем Мироновым , а потом уже и самостоятельно. Всего Ширвиндтом было поставлено более 20 спектаклей, в том числе «Молчи, грусть, молчи... Александр Ширвиндт в комедии «Трое в лодке, не считая собаки» трейлер В 70-е годы Ширвиндт продолжил сниматься в кино: он сыграл в фильмах «Двенадцать стульев», «Инкогнито из Петербурга», «Небесные ласточки». Хитом с его участием стала комедия «Трое в лодке, не считая собаки», где появилась великолепное трио своего времени — Ширвиндт, Андрей Миронов и Михаил Державин. С последним Александр Анатольевич не раз снялся в кино и сыграл на театральной сцене, а любителям тонкого и не пошлого юмора навсегда запомнился их комедийный дуэт. Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Интермедия «Иностранец в Москве» А вот на всю страну прославился Ширвиндт после роли одной из друзей Жени Лукашина в «Ирония судьбы, или с легким паром! Рязанову импонировал молодой актер, и он снова и снова приглашал его сниматься в своих фильмах: «Вокзал для двоих» 1982 , «Забытая мелодия для флейты» 1987. Александр Ширвиндт в картине «Ирония судьбы, или с легким паром! Александр Ширвиндт в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» Александр Ширвиндт также покорил телевидение, особенно популярными были его передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи».
Александр Ширвиндт - биография, новости, личная жизнь
С 1957 года Александр Ширвиндт женат на архитекторе Наталье Белоусовой. Народный артист России Александр Ширвиндт скончался на 90-м году жизни. Гость: Александр Анатольевич Ширвиндт – советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, сценарист, педагог, телеведущий, народный артист РСФСР.