Александр Ширвиндт вспоминает лучшего друга, актера, которому 15 июня исполнилось бы 85 лет. Причина смерти актера Державина Михаила Михайловича, проблемы со здоровьем.
Биография Михаила Михайловича Державина
Умер Александр Ширвиндт. На этом видео из далеких 1960-х молодые Михаил Державин и Александр Ширвиндт передают мысли на расстоянии. Теперь друзья Ширвиндта лишь жалеют, что не смогли увидеться с ним ранее. Дружба Державина и Ширвиндта продлилась 72 года и завершилась лишь со смертью Михаила Михайловича. Спустя шесть лет после смерти Державина уйдет из жизни и Ширвиндт, а причиной смерти назовут проблемы с сердцем — те же самые, что свели в могилу и его друга. разлучила их только смерть МихМиха (так ласково называл товарища Ширвиндт).
"Душа плачет…": Александр Ширвиндт трогательно простился с Михаилом Державиным
Михаил Державин - биография, новости, личная жизнь | Заключение – причиной смерти Державина Михаила стала ишемическая болезнь сердца. |
Михаил Владимиров: «Узнав, что Державин женится, Ширвиндт потребовал устроить смотрины невесты» | Народный артист РСФСР Михаил Державин умер в 85 лет после продолжительной болезни. |
Причина смерти Михаила Державина | В дуэте с Ширвиндтом Державин правильно и филигранно оттенял буффонность своего партнера, не капризничал, не якал. |
Михаил Державин: биография, личная жизнь, фото и видео | Роксана Бабаян, вдова Михаила Державина, тоже не могла пропустить церемонию прощания, ее муж был близким другом Ширвиндта. |
"Это - трагедия": друзья и коллеги прощаются с Михаилом Державиным
Не обошлось и без участия Державина и Ширвиндта. И вскоре эта творческая пара стала неразлучна. Без их участия не обходились ни праздничные концерты, ни маленькие театральные капустники. Вместе в 1968 году они ушли в Театр сатиры, художественным руководителем которого в 2000-м году стал Александр Ширвиндт. С 1980-х Ширвиндт и Державин захватили и умы телезрителей — вместе они сначала вели программу «Утренняя почта», а затем — «Хочу всё знать». Сам Михаил Державин к этому моменту советским телезрителям был очень хорошо знаком. С 1960-х годов он вел сатирическую передачу «Кабачок «13 стульев», которую обожали миллионы телезрителей.
Участвовали в ней главные актеры, юмористы и сатирики того времени. С середины 2010-х стало известно, что Михаил Державин тяжело болен и большую часть времени вынужден проводить за городом, под Москвой. Тем не менее он продолжал появляться на публике, выходить на сцену. Не терял присутствия духа. Его не стало 10 января 2018 года. Всего в творческой биографии актера — десятки театральных ролей.
Большая часть спектаклей с его участием пользовалась неизменным аншлагом.
Мне кажется, такие разговоры совсем необязательны. Даже если мы не созванивались, мы все равно продолжали тепло друг к другу относиться», — уверяла она. Сам Александр Ширвиндт, стоило лишь в беседе с ним заикнуться о коллегах и артистах его поколения, буквально на глазах впадал в ностальгию. Одна лишь фамилия Марка Захарова заставляла его утирать скупую мужскую слезу. Преподаватель, постановщик и режиссер подчеркивал — каждая новая утрата превращалась для него практически в повинность. Посещать кладбище по очередному траурному поводу Ширвиндт уже не мог, а в последние годы, по его собственному признанию, он копил силы на собственные похороны. Очень по ним тоскую, конечно. Все мои перемерли.
Снаряды все чаще рядом со мной взрываются, но я пока цел. У меня тут недавно спрашивали, почему я не пришел на очередное прощание. А я ответил, что уже сил нет ходить на кладбища. Хочу энергию приберечь до собственных похорон», — отшутился в свойственной для себя манере в беседе с журналистами в очередной раз он. Одним из самых светлых воспоминаний Александр Ширвиндт делился практически без прикрас и без утайки. Дружбой с Людмилой Гурченко президент Театра сатиры гордился особенно: «виной» тому был сложный характер советской дивы. В свое время в прессе ходили слухи — обаятельного и харизматичного Ширвиндта с певицей связывают особые отношения. Однако, все эти годы своим принципам мэтр был верен, что подтверждал не словом, а делом. При ее характере и все такое.
Принцип долголетия с ней был в чем?
Он никогда не забывал невзначай напомнить окружающим, что младше меня на два года. И вот эта самая история, что он молодой, а я старый, длилась 70 лет. Слава богу, сейчас, когда ему исполнилось 80, он перестал быть молодым, а стал моим ровесником. И теперь из этой вечной сноски о том, что он молодой, а я старый, как-то выветрился смысл.
Мы сравнялись. Никакого преимущества у Державина передо мной в молодцеватости, голубоглазости, обаянии юношеской неискушенности и желторотости не стало. Теперь я счастлив, потому что пребывать все время под гнетом опытности, «старчества» при молодом партнере, практически пацане, всегда было очень трудно. И чревато комплексами. Ну еще бы!
С детства человек орал, что он молодой, а я старый — вот и созрело у меня такое «благодарственное посвящение» для книги мемуаров наконец-то зрелого и умудренного автора. Благодарю тебя, Миша, за то, что ты наконец достиг моего возраста! А если серьезно, то и поступали в Щуку, и ее заканчивали, и начинали работать в театре мы почти одновременно, вот с этим гандикапом в два года. В юности это действительно значительный отрыв. Когда ты на первом курсе, а он в девятом классе, то он действительно говно, а ты человек.
В институте, когда я на третьем курсе, а он на первом, диспозиция опять же не меняется — я человек, а он говно. Когда ты уже играешь в Ленкоме, а он все еще чему-то учится, та же конфигурация фигур. И так, казалось бы, будет всю жизнь. Но постепенно, с годами, когда мы стали выходить вместе на сцену, театральную или эстрадную, на съемочную площадку, этот гандикап несколько перевернулся в его пользу, он получил законную возможность даже бравировать своим юниорством, расцветом сил и необстрелянностью, а позже моложавостью. Еще попозже этот гандикап начал таять, в общем-то, уже 57 лет тебе или 55, значения не имеет, но Михал Михалыч в те времена этого еще не признавал, упорно цепляясь за свою молодость.
Но теперь все-таки мы, очевидно, сравнялись хотя не убежден, что это столь же очевидно для него. Теперь все зависит только от того, кто первым добежит, первым допьет свою пол-литру. Теперь это соревнование на равных! У нас всегда был свой мини-театр — он да я. Этот театр прожил так долго, потому что мы с Мишей вовремя догадались, что в нем должно быть все дифференцированно.
Я был худрук и режиссер, а он артист и парторг. Я об этом писал уже в книге «Былое без дум» правда, чуть иначе. Насколько знаю, фрагмент из нее о Державине будет здесь использован, но, думается, подобные повторы у зрителя, который в данном случае чудесно перевоплощается в читателя, не вызовут нареканий. Ходят же люди по нескольку раз на полюбившийся спектакль, значит, будут не против и прочесть различные литературные интерпретации одного и того же события. Мы репетировали и придумывали сценки всюду, при каждом удобном случае Еще одна особенность нашего мини-театра в том, что мы в нем работали на равных, не было никакого перетягивания юмористического каната.
Как это нередко случается между партнерами и в театре, и на эстраде. Судьбы большинства дуэтов подозрительны и зачастую трагичны. Было множество дуэтов «жена — муж», множество дуэтов конферансных, множество эстрадных куплетистов… Как правило, это бесконечное существование вдвоем, нос в нос, чревато накоплением взаимного раздражения, усталости и тому подобное. В этом плане нам дарован был какой-то воздух — мы не круглыми сутками отирались друг о друга. У нас был театр, в нем отдельные спектакли, отдельные роли.
Было кино, разводящее по разным съемочным площадкам. В конце концов, у нас были отдельные семьи, отдельные дети тоже не всякий дуэт может этим похвастаться. Так что длительное пребывание «нос в нос» никогда не перерастало в какую-то дурную бесконечность. Ведь отчего так трудно взаимоотношаются великие шахматисты? Публика часто винит в этом их «плохие характеры», звездную капризность, болезненное чувство соперничества в борьбе за пьедестал.
На самом же деле, если сутками сидеть в 30 см друг от друга, при самых ангельских характерах можно осатанеть. Слава богу, у нас с Мишей был необходимый воздух. Этим и объясняется такое творческое долголетие нашего дуэта. Повлияло здесь и то, что так называемых «масок» рыжий-черный, трус-балбес и так далее в нашем мини-театре не было. При всей кажущейся простоте мизансцен мы старались рисовать и думается, не без успеха психологически точные, реалистичные портреты наших современников, живых людей, за словами, жестами и общим состоянием которых угадывались судьбы.
Как ни странно, это всегда работало на юмор. Зритель узнавал в наших героях себя или своих знакомых, видел сходство ситуации на сцене с той или иной ситуацией в жизни… и вдруг начинал хохотать. Нам ведь мало кто писал. В основном то, что мы показывали, рождалось как импровизация — на бегу, в застолье, по дороге на гастроли, на рыбалку… Конечно, все наши спонтанные озарения бывали запомнены, даже записаны и тщательно отрепетированы. Но именно то, что вся эта «лабуда» изготавливалась нами лично, приводило к тому, что органика нашего дуэта была незаемная, предельно своя.
Наверное, мы не достигли бы той естественности и раскрепощенности, которые столь ценит зритель во все времена, если бы просто выучивали наизусть и репетировали текст какого-то пусть даже большого сатирика. Конечно, в пользу нашего дуэта играл и тот факт, что мы полюсно противоположны по фактуре. Это помогает создавать необходимое напряжение, «разность потенциалов» на сцене. Даже не прямой голливудский конфликт, а вещицы потоньше. Михаил Державин на зависть разноплановый актер.
Как худрук и режиссер нашего мини-театра, я мог извлечь из этого «материала» буквально все. У зрителя, знавшего Мишу в основном по киноролям, порой складывалось впечатление его совершенно определенного амплуа — голубоглазого западного аристократа, этакого красавца-педанта. Это далеко не так. В нем было все!.. Порою это подтверждала сама жизнь.
Однажды во время гастролей Театра сатиры в Израиле к нему подошла одна старая еврейка и сказала: «Скажите, Дэржавин, вы случайно не еврэй? Так что в нем было все. Кстати, после этого случая многие в коллективе нашего театра начали посматривать на Мишу как-то… чуть иначе. Мне давно было ясно, что социально-типажный подход советского кино очень обеднил Мишину фильмографию. Ведь он мог стать просто нашим Аленом Делоном.
Но требовались иные типажи по крайней мере на роли главных героев — в 50-е нужны были Рыбников, Белов, Юматов на роли рабочих парнишек, в 60-е — Смоктуновский, Баталов, Лазарев на роли интеллектуалов-физиков… Державин не вписывался ни в каких «кубанских казаков», что бы они там ни оседлали — племенных рысаков, атомное ядро или монтажниц-высотниц. Уже, так сказать, под занавес появился режиссер Анатолий Эйрамджан. Вот он начал снимать Мишу много, да все в главных ролях, стал буквально Мишиным домашним режиссером, зачастую в его фильмах появлялась и Роксаночка. Эти кинокомедии зритель помнит до сих пор — это и «Бабник» где мы играли с Мишей вместе , и «Импотент», и «Моя морячка», и «Жених из Майами», и многие другие. Теперь уже не вспомнить, где это было?
В каком городе гостиница «Малахит»? Помню, меня все спрашивали: «А почему вы не снялись за компанию с Державиным после «Бабника» и в «Импотенте»? Старый бабник и начинающий импотент — это практически одна и та же фигура». К счастью, наши «Трое в лодке, не считая собаки» удались на славу. Там у нас был даже не дуэт, а терцет, или трио.
Солировал наш замечательный друг Андрюша Миронов. Один из секретов успеха этого фильма, я думаю, в том, что режиссер Наум Бирман предоставил нам полную свободу импровизации. Он понял, что нас можно смело «отпустить», ведь у нас были уже сыгранные в сценических дуэтах пары — у Миши со мной, у меня с Андреем. И с московской сцены на берег Немана по сюжету Темзы телепортировались те самые раскрепощенность, чувство партнера, общее в нюансах и оттенках для всех троих чувство юмора… Сейчас я понимаю, что на славу нашего дуэта с Мишей работал и тот простой факт, что в советские времена подача юмора на телевидение осуществлялась очень порционно тем более мы старались держать марку! Это сегодня — «во всех подворотнях».
Казалось бы, нынешним молодым сатирикам и юмористам можно только позавидовать! Полное отсутствие цензуры! Но оказалось, вседозволенность хуже любых цензурных рамок. Когда человеку без вкуса, без элементарной художественной грамоты, но с полным набором пошлостей все разрешено… начинается кошмар. Это уже не «свободное творчество», не «антицензура», это не творчество вообще.
Это антиискусство. Что касается партнерства на сцене Театра сатиры, мы тоже немало там сыграли с Мишей вместе. При этом он просто не способен врать на сцене! Ни в чем! При всей его острохарактерности.
Это мне представляется важным отметить именно сейчас, когда все просто обожают кривляться на сцене, всех тянет наиграть с три короба, прокричать что-нибудь «нечеловеческим голосом», испытать «нечеловеческие чувства»…» Тет-а-тет Нашему дуэту более полувека. Но редко удается уединиться, отвести душу в задушевной беседе — репетиции, спектакли, гастроли. Но вот наконец удалось поговорить с глазу на глаз. Михаил Державин: Знакомы мы очень давно, спорить глупо. Помню тебя, тогда еще мальчика Шуру, приезжающим в наш двор на потрясающем велосипеде.
Ты появлялся на улице Вахтангова, ныне Николопесковском переулке, и все пацаны тебе дико завидовали. Но давал покататься! Был добрым мальчиком. Александр Ширвиндт: Все ты врешь. Ничего я не давал.
Михаил Державин: Неужели? Шура не только добрый, но честный и принципиальный… Нет, ты не разрешал даже пылинки с велика сдувать. Хотя я как-то все же прокатился. Но брючина намоталась на цепь, цепь слетела, и Шура орал благим матом. Александр Ширвиндт: Страшно боялся, что велосипед сломают, а я этого не переживу и умру от разрыва сердца.
Трехскоростной «ЗиЧ», собранный на заводе имени Чкалова, долго оставался главным моим сокровищем. Михаил Державин: Пока ты не разжился «Победой» и опять не прикатил к нам во двор. Единственная машина на всю округу! Дикая роскошь! Сколько лет прошло, но до сих пор ее номер помню — ЭВ 44—51… Александр Ширвиндт: Я уже был артистом Театра имени Ленинского комсомола, начал сниматься в кино… В 1957 году сыграл в картине «Она вас любит» и купил у актера Станицына подержанное авто.
В складчину с родителями. Полсуммы — мой гонорар, вторая часть — привет от папы с мамой. В салон влезали девять человек, мы даже на рыбалку ездили.
То ли утрата друга навсегда вычеркнула из памяти добрые моменты, то ли сам мэтр не любил сантиментов и боялся показать себя уязвимым. Зато Бабаян вспоминала о теплых и добрых вечерах с некоторой ностальгией. Так, по ее словам, в памяти отложились эпизоды, в которых и Ширвиндт, и Державин буквально закатывались смехом на вкусных застольях или на берегу озера во время рыбалки. Все осталось в прошлом. А о чем сейчас говорить? Как ты себя чувствуешь, как я себя чувствую.
Мне кажется, такие разговоры совсем необязательны. Даже если мы не созванивались, мы все равно продолжали тепло друг к другу относиться», — уверяла она. Сам Александр Ширвиндт, стоило лишь в беседе с ним заикнуться о коллегах и артистах его поколения, буквально на глазах впадал в ностальгию. Одна лишь фамилия Марка Захарова заставляла его утирать скупую мужскую слезу. Преподаватель, постановщик и режиссер подчеркивал — каждая новая утрата превращалась для него практически в повинность. Посещать кладбище по очередному траурному поводу Ширвиндт уже не мог, а в последние годы, по его собственному признанию, он копил силы на собственные похороны. Очень по ним тоскую, конечно. Все мои перемерли. Снаряды все чаще рядом со мной взрываются, но я пока цел.
У меня тут недавно спрашивали, почему я не пришел на очередное прощание. А я ответил, что уже сил нет ходить на кладбища. Хочу энергию приберечь до собственных похорон», — отшутился в свойственной для себя манере в беседе с журналистами в очередной раз он.
Биография Михаила Михайловича Державина
Вчера, 15 марта, скончался знаменитый советский 89-летний актер Александр Ширвиндт. Дружба Державина и Ширвиндта продлилась 72 года и завершилась лишь со смертью Михаила Михайловича. Когда на панихиде Михаила Державина в Театре Сатиры прозвучала эта пахмутовская мелодия из далекой Олимпиады-80, я вздрогнул, не понял. Любимец советских и российских зрителей скончался после продолжительной тяжелой болезни в возрасте 81 года – Самые лучшие и интересные новости по теме: #театры, Ynews, Державин на развлекательном портале
«Мне Державин снится»: Ширвиндт перед смертью признался, кто зовет его на тот свет
Излюбленный артист скончался внезапно. Несмотря на его преклонный возраст публика нашла мистические совпадения, которые, по мнению россиян, и стали причиной смерти звезды. Очень по ним тоскую, конечно. Все мои перемёрли.
И по мобильному телефону. Его молчание стало красноречивей множества слов. Народного артиста Михаила Державина похоронят 15 января на Новодевичьем кладбище.
И эта потеря, безусловно, из числа невосполнимых. Горькое известие застало врасплох, хотя о болезни Михаила Державина было известно. Но при всей горечи, вспоминая его, нельзя не улыбнуться. Так много он дарил радости. Радости, тепла и света. Невысокий, плотный, с пронзительным взглядом умных и вечно насмешливых глаз — таким он и запомнится. Как же трудно говорить о нем в прошедшем времени... Дом с атмосферой Он родился в Москве в июне 1936-го, в самом центре, на улице Вахтангова. Убегая ручейком вверх от Арбата, тихий переулок, ныне выводящий на шумный Новый Арбат, оканчивался домом, внизу которого и ныне находится легендарное Театральное училище имени Щукина. Вот тамто он и родился, Миша Державин, и само место рождения будто определило его судьбу. Но дело, конечно, не в месте рождения, а в совпадении массы факторов и атмосфере. Да и в доме жили сплошь творческие люди, а самыми частыми гостями у Державиных были друзья и коллеги по работе — Рубен Симонов, Николай Охлопков и Андрей Абрикосов, звезды первой величины. Так что неудивительно, что пока арбатские мальчишки играли в казаков-разбойников, у «державинской компании» были несколько иные развлечения — они устраивали самодельную сцену с декорациями и изображали актеров. Во время войны Державиных эвакуировали. Кстати, Театр Вахтангова был одним из немногих зданий на Арбате, в которые попал снаряд... Выученная им наизусть роль Кутузова была непроста, но его выступления бойцы оценивали как надо — оно и умиляло их, и восхищало. Так он обрел первых поклонников. Война завершилась, семья Державиных вернулась в родной город, и когда пришел срок поступать в вуз, вопрос о выборе профессии перед Михаилом Державиным уже не стоял. Он просто спустился вниз, на первый этаж родного дома, зашел в соседний подъезд и отдал документы в Щукинское. Никаких протекций у него не было — отца не стало в 1951 году. Его, конечно, все помнили, но именно благодаря этому к студенту Державину предъявлялся особый счет — все нужно было делать лишь по высшему разряду. У него был талант. Он справился. Через три года в училище поступил и Саша Ширвиндт — друг Державина еще со времени школы.
А потом, как и Катя, Нина... Никто до сих пор не знает, что творилось в душе у Михаила Михайловича, когда уходили любимые женщины... Чего им не хватало в неконфликтном, тонком, воспитанном Державине, мальчике с Арбата? Как сложились его отношения с дочерью? Доверял ли он ей свои душевные переживания? Что она знает о своем отце? Мы записали большое интервью со второй женой Ниной Буденной и дочкой - Машей Золотаревой. Мы откровенно расскажем о семейных перипетиях, о чувствах и переживаниях Державина в разные моменты жизни, семейной и творческой. Мы расскажем историю о том, как однажды Державин потерял голос из-за нервного срыва, когда близкий друг снял его с премьерного показа спектакля. Но высказал ли он что-то другу? Или это переживание просто осталось в его сердце? Как обычно... Блистательный тандем Ширвиндт - Державин появился на свет, когда оба учились еще в школе, и с тех пор друзья не расстаются почти 70 лет. Они играют на одной сцене, часто снимаются в одних фильмах. Видятся чаще, чем муж и жена, и еще ни разу друг другу не надоели! В чем секрет их успешного творческого союза? Почему Державин сразу выбрал для себя роль второго плана в их тандеме? Как ему удается 70 лет "терпеть" непростой характер Александра Ширвиндта? О том, какой Державин на самом деле и что скрыто от посторонних глаз за семью замками, расскажет в нашем фильме его самый близкий друг Александр Ширвиндт. В "Кабачок "13 стульев" Державин попал случайно. Искали замену Александру Белявскому, которому принадлежала идея "Кабачка". На роль Пана Ведущего нужен был актер с европейской внешностью и комедийным талантом, который возглавит "Кабачок", но при этом сможет остаться нейтральным персонажем, не перетягивая внимания на себя. Единственным, кому это удалось, оказался Державин. Мы сняли героев "Кабачка", которые откровенно расскажут, в чем секрет этого уникального качества характера Державина - не претендовать на главные роли. Почему у Державина, по их мнению, не сложилась карьера в кино?
На 82-м году жизни скончался актёр Михаил Державин
- Михаил Державин: «Мужчина пожал мне руку и сказал: «Здравствуйте, Бабаян!»
- Александр Ширвиндт простился со своим другом Михаилом Державиным
- "Душа плачет…": Александр Ширвиндт трогательно простился с Михаилом Державиным
- «Прощайте, дорогой лорд-канцлер» — памяти Александра Ширвиндта
- Сайт знакомств
- Дружба на 72 года Ширвиндт и Державин. : picturehistory — LiveJournal
"Это - трагедия": друзья и коллеги прощаются с Михаилом Державиным
Среди них он называл Михаила Державина и Марка Захарова, которые часто ему снятся. Все мои перемерли. Снаряды все чаще рядом со мной взрываются, но я пока цел, — говорил актер. Ширвиндт признавался, что ему сложно посещать траурные церемонии прощания с актерами.
Они доверяли друг другу самые сокровенные тайны, делились переживаниями и старались прийти на выручку в трудную минуту.
Александр Анатольевич Ширвиндт вспомнил о перипетиях в личной жизни приятеля и рассказал, как тот уходил от своих жен. Михаил Державин был женат три раза. Первой избранницей артиста стала Екатерина Райкина, которая спустя 2 года влюбилась в другого мужчину и ушла от супруга. Державин тяжело переживал разрыв, однако вскоре познакомился с Ниной Буденой, которая и стала его второй женой.
Супруги прожили вместе долгих 18 лет.
Но так как Эфрос был на Бронной не худруком, а рядовым актером, то, естественно, количество работ, которые он делал, сократилось. Первым ушел Михаил Михайлович на какую-то из ролей в Театр сатиры. А потом через год — другой замечательный актер Валентин Гафт перешел в "Современник", и возникла пустота в новом спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро", где он играл графа. Для меня представляет немалую трудность выделить какие-то спектакли у самого Михаила, просто потому что он сыграл очень много прекрасных ролей.
В Театре имени Ленинского комсомола, когда он еще был молод и красив, дико похож на Роберта Тейлора, запомнилась мне его роль Бубуси в спектакле "Опасный возраст" — советского прощелыги, но такого обаятельного! Прекрасно он исполнил и главную роль в постановке "Аттракционы". Обе пьесы нашего драматурга Александра Володина. Когда Михаил повзрослел, созрел, то также много чего хорошего ему удалось воплотить как на сцене, так и на экране. В Театре сатиры я бы отметил его роль Счастливцева в спектакле "Счастливцев — Несчастливцев" и замечательную игру в "Талантах и поклонниках".
Мы много работали вместе и на телеэкране, и на сцене.
Актеру был 81 год. Слова, сказанные самым близким другом артиста — Александром Ширвиндтом — растрогали всех пришедших проститься с Державиным до глубины души. Именно речью Александра завершилось прощание с легендой советского и российского кино. Ни разу за эти 72 года мы не поссорились.
Биография Михаила Михайловича Державина
Очень быстро, буквально в две недели затух и все. Он болел, последние два дня он был в прострации, практически без сознания», — пояснила она. Михаил Державин вырос в доме на улице Вахтангова, в соседнем подъезде которого располагается знаменитая «Щука» — Театральный институт имени Бориса Щукина при театре имени Вахтангова. Ленинского комсомола, в театре на Малой Бронной, но большую часть своей жизни — с 1968 года — служил в Московском театре сатиры, в котором сыграл около 40 ролей. Всесоюзную славу принесла актеру роль ироничного пана Ведущего в телевизионной юмористической передаче «Кабачок 13 стульев», которая выходила на экраны страны с 1967 по 1980 год.
Спустя шесть лет после смерти Державина уйдет из жизни и Ширвиндт, а причиной смерти назовут проблемы с сердцем — те же самые, что свели в могилу и его друга. Эта фраза меня так резанула», — разоткровенничалась она. Вдова Михаила Державина, Роксана Бабаян, в беседе с журналистами рассказывала — после смерти супруга ее общение с Ширвиндтом прекратилось, а недомогание, по словам знаменитости, стало одной из причин, по которым связь прервалась. Последний раз я разговаривала с Шурой по телефону несколько лет назад. Мне кажется, ему было сложно говорить. Он болел…», — отметила она. Вспоминать в кругу близких друзей о прошлом с семьей Державиных Ширвиндт не любил. То ли утрата друга навсегда вычеркнула из памяти добрые моменты, то ли сам мэтр не любил сантиментов и боялся показать себя уязвимым. Зато Бабаян вспоминала о теплых и добрых вечерах с некоторой ностальгией. Так, по ее словам, в памяти отложились эпизоды, в которых и Ширвиндт, и Державин буквально закатывались смехом на вкусных застольях или на берегу озера во время рыбалки.
Все осталось в прошлом. А о чем сейчас говорить? Как ты себя чувствуешь, как я себя чувствую. Мне кажется, такие разговоры совсем необязательны. Даже если мы не созванивались, мы все равно продолжали тепло друг к другу относиться», — уверяла она. Сам Александр Ширвиндт, стоило лишь в беседе с ним заикнуться о коллегах и артистах его поколения, буквально на глазах впадал в ностальгию. Одна лишь фамилия Марка Захарова заставляла его утирать скупую мужскую слезу. Преподаватель, постановщик и режиссер подчеркивал — каждая новая утрата превращалась для него практически в повинность.
Напомним, Михаил Державин скончался 10 января на 82-м году жизни. Весь этот день Александр Ширвиндт игнорировал телефонные звонки — и дома, и на работе. И по мобильному телефону. Его молчание стало красноречивей множества слов.
Снаряды всё чаще рядом со мной взрываются, но я пока цел», — говорил мужчина. Он также смело рассуждал на тему собственной смерти и бодро отвечал представителям прессы, когда те интересовались, почему он перестал ходить на прощания с некоторыми коллегами. Александр Анатольевич признавал, что устал от мрачных и грузных дней. Хочу энергию приберечь до собственных похорон», — говорил он.
Александр Ширвиндт тяжело переживает утрату своего лучшего друга Михаила Державина
Скончался ведущий актер Театра сатиры, народный артист России Михаил Державин, сообщает «РИА Новости». Державин появился на свет, когда оба учились еще в школе, и с тех пор друзья не расстаются почти 70 лет. Заключение – причиной смерти Державина Михаила стала ишемическая болезнь сердца. РИА Новости, 15.03.2024.
«Прощайте, дорогой лорд-канцлер» — памяти Александра Ширвиндта
А первый раз еще при жизни автора, когда ты, Мишуль, еще и не родился! Когда речь заходила о военных подвигах, у него был один ответ: «Да я-то что, вот Годовиков... Спросишь Буденного: «Семен Михайлович, много вы народу порубили за войну? Например, помню такую историю: супруга уговорила Буденного пойти в театр не в военной форме, как обычно, а в гражданском костюме с галстуком — мол, форма сильно поношенная, неудобно. И вот в антракте они пошли в буфет, где на маршала уставились две дамочки. Прощальную церемонию с Красной площади транслировали по телевидению. В какой-то момент редакторы трансляции переполошились: «А этот, из «Кабачка», чего там крутится? Срочно его уберите! Редакторы еще больше переполошились: «Этого, из «Кабачка», снимайте крупным планом!
Он снимался в Польше в фильме «Четыре танкиста и собака», там посмотрел передачу «Кабаре Старых Панов» и предложил адаптировать ее для нашего телевидения. И первым ведущим «Кабачка» тоже был Белявский. Потом эта роль перешла к Андрею Миронову. Но зрители, при всей любви к Андрею Александровичу, стали писать письма: «Миронов замечательный, но он своей харизмой затмевает других артистов, замените его! Правда, в актерской среде они уже прославились своими капустниками, наверное, поэтому Державина позвали в «Кабачок». А вскоре Миронов переманил их в «Сатиру». Популярность «Кабачка» в то время была немыслимой. Кажется, только один-единственный человек в стране на дух не выносил эту передачу: художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек.
Но не решался: поклонниками передачи были не только простые зрители, но и высшее руководство страны во главе с Брежневым. МихМих рассказывал, как генсек в «Останкино» беседовал с работниками телевидения и его спросили, какие у него любимые передачи. Брежнев стал перечислять: «Время», спортивные программы… И тут его взгляд упал на Державина в костюме Пана Ведущего. Тут Леонид Ильич расплылся в улыбке: «И, конечно, «Кабачок «13 стульев»! По случаю какого-то юбилея «Сатиры» Плучека с артистами пригласил к себе тогдашний министр культуры Петр Нилович Демичев. Вошли в здание, стали подниматься по ступенькам парадной лестницы, худрук идет на несколько шагов впереди своих артистов. И тут за ними бежит вахтер и орет на весь холл: «Товарищ Державин! Когда «Кабачок»-то будет?
Плучек, не обернувшись, ускорил шаг, а МихМих знаками показал вахтеру: тихо, мол, потом поговорим. По раздраженному виду худрука было понятно: месть не за горами, дай только выйти от министра. И вот они в кабинете Демичева. Валентин Николаевич рапортует о делах в театре, министр в ответ кивает. А потом задает один-единственный вопрос: «А когда «Кабачок»-то будет? Сначала он был с ней знаком заочно. Просто вел на радио программу «После полуночи», в которой звучали записи молодых зарубежных и отечественных эстрадных исполнителей, в том числе и Роксаны. И вот полетели они однажды вместе с моим папой Борисом Владимировым и Вадимом Тонковым — папа с Тонковым и сами были суперзвезды со своим знаменитым комическим дуэтом Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны — в Джезказган на День города.
В том концерте участвовала и стройная очаровательная темноволосая девушка, которой МихМих сразу увлекся. И познакомил их. Потом всей компанией обратно летели в Москву, Роксана с Михаилом устроились в соседних креслах. Весь салон хохотал над его шутками, но он старался, конечно, для нее. Они оба были свободны на тот момент, и довольно скоро МихМих сделал предложение. Роксана ответила согласием, своей радостью жених поделился с другом Ширвиндтом. И тут Александр Анатольевич стал настаивать на смотринах. Мол, нет, так нельзя, надо еще хорошенько приглядеться к этой невесте, все обдумать, взвесить, и если влюбленный Миша на это не способен, то, слава богу, у него есть трезвомыслящие друзья...
Едва та вошла в дверь, не успела еще и поздороваться, Ширвиндт на нее посмотрел и тут же повернулся к Державину: «Миша, надо брать! А в 11 лет я потерял папу. С тех пор МихМих заменил мне отца. Я часто бывал у них дома.
Популярный актер Александр Олешко опубликовал в своем Instagram снимок Ширвиндта, который одиноко стоит на сцене перед пустым зрительным залом. Как известно, с Михаилом Державиным его связывала дружба еще с самого детства — они дружили 70 лет. Это фото я сделал вчера, через час после того, как все узнали об уходе М.
Это фото я сделал вчера, через час после того, как все узнали об уходе М. Державина…» — написал в соцсети Олешко. Журналисты отмечают, что Ширвиндт накануне перестал отвечать на мобильные звонки. Его горе тронуло пользователей в Сети. Душа плачет........
Младшая Таня была замужем за актером Борисом Владимировым. Когда тот умер, Державин полностью взял на себя заботу о сестре и ее 9-летнем сыне, став для Миши-младшего вторым отцом. Лишь в 1980 году у Державина самого появился ангел-хранитель - певица Роксана Бабаян, которая стала третьей женой актера. Встретились они в самолете, вместе летели на гастроли в Казахстан. Как говорили сами супруги, это была любовь с первого взгляда. И, пожалуй, самая счастливая для Державина. Ведь с Роксаной он был и в радости, и в горе. И только смерть их разлучила... Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу» О Райкине «В домашнем быту Аркадий Исаакович запомнился мне мягким, тихим, нежным и даже застенчивым. Когда меня впервые пригласили выступить в концерте, у меня не было концертного костюма. Аркадий Исаакович подумал и сказал: «Вот что. Поезжай-ка в наш театр, там в костюмерной тебе что-нибудь подберут». Действительно, мне подобрали словно на меня пошитый костюм. Я успешно выступил и не удержался - похвастался Райкину. О Буденном «Интересно, что с Буденным я виделся в детстве. Он нередко проезжал в своей машине по Арбату. Мы, дети, были очарованы его личностью, бежали за машиной и махали рукой. Он нам тоже в ответ всегда помахивал. А когда он стал моим тестем, я ему и рассказал: «Семен Михайлович, когда мне было лет тринадцать-четырнадцать, я выходил из школы и вам махал». На что он тут же среагировал: «Ну вот и домахался! Он был не таким, как его представляют в анекдотах. Обладал прекрасным чувством юмора, разбирался в искусстве. Был очень спортивным. Помню, рассказывал, как в пятьдесят с чем-то лет мог пройти со второго этажа на первый на руках... Когда он умер, я, естественно, в составе всей семьи шел за его гробом в первых рядах. А похороны показывали по телевидению.