По версии следствия, в апреле прошлого года, в ходе одной из публичных акций экоактивист Фаиль Алсынов, выступив перед собравшимися на родном башкирском языке, нелестно высказался о мигрантах, работающих на приисках. Алсынов подчеркнул, что «армяне уедут на свою родину, кара халык — к себе, русские — в свою Рязань, татары — в свой Татарстан». Письмо опубликовала на своей странице супруга Алсынова – Галия *Фаиль Алсынов (Алчинов) внесен в список террористов и экстремистов.
Суд объяснил, почему осужденного в Башкирии активиста Алсынова увезли в другой регион
Экологи считают «башкирское Зауралье» самой проблемной территорией в Башкортостане, а местные жители последние пять лет регулярно устраивают протестные народные сходы. Весной 2023 года здесь состоялось сразу два больших акции по экологическим проблемам. В мае несколько тысяч человек собрались в деревне Темясово Баймакского района протестовать против планов приволжского Департамента по природопользованию — чиновники совместно с екатеринбургской компанией «Уральская геологосъемочная экспедиция» собирались поискать в районе месторождения золота. Месяцем ранее в другой деревне Баймакского района — Ишмурзино — прошёл сход на аналогичную тему. Местные жители возмущались тем, что золотодобывающая Евразийская горнопромышленная компания планирует вырыть карьер рядом с их деревней. Они считали, что открытая добыча золота приведёт к загрязнению рек и лугов, на которых они пасут свой скот. На этот сход из Уфы приехал Фаиль Алсынов и, как один из самых авторитетных башкирских активистов, выступил с речью. Алсынов заявил, что у башкир не осталось своей земли, языка, статуса президента и народных выборов, а «наши парни» вместо того, чтобы защищать свои земли, по его словам, «погибают». Полиция перекрыла проход к Баймакскому районному суду 17 января, Башкортостан. Вину за происходящее он возложил, в том числе, на «посторонних», которые «забирают нашу землю» — армян, русских, татар и «кара халык»: «Посторонние приходят и забирают нашу землю!
Это наша земля! Мы отсюда никуда не уедем. Армяне уедут в свою страну, русские уедут в Рязань, татары уедут в Татарстан, кара халык уедет к себе. Лингвисты, проводившее экспертизу выступления Алсынова, перевели «кара халык» с башкирского на русский как «чёрный народ» и сочли это негативно-окрашенной характеристикой мигрантов из Азии. Сам Алсынов в своём публичном обращении к главе республики Радию Хабирову настаивал на том, что эксперты поняли его неправильно. По его словам, он использовал это выражение в значении «чёрнорабочие» и не имеет претензий к «представителям других народов», если те «уважают наши обычаи и традиции, не нарушают законы». Донос на Фаиля Алсынова написал сам Хабиров — он попросил проверить активиста на «экстремистскую деятельность» и «дискредитацию» российской армии. После возбуждения уголовного дела у Алсынова и его родителей прошли обыски. Суд назначил активисту самую мягкую меру пресечения — подписку о невыезде, несмотря на то, что по аналогичным делам о разжигании розни других башкирские национальные активистов обычно отправляли в СИЗО.
Накануне вынесения приговора Росфинмониторинг внёс Алсынова в реестр экстремистов и террористов.
Шихан — это одиноко стоящая гора, нередко служащая домом для редких видов растений и животных, а в случае с Куштау — ещё и связанная с культурной памятью башкирского народа. Разработка полезных ископаемых, да и вообще хозяйственная деятельность в современном мире, в том числе и в России, порой ведётся без учёта интересов живущих в данной местности людей: как в плане социальном, так и экологическом... Фаиль Алсынов, на протяжении ряда лет организующий экологические протесты, мешал бизнесу заниматься своей деятельностью. Речь идёт о шиханах Торатау и Куштау. Это касается и митингов против добычи золота в уже упомянутом селе Ишмурзино. Так что же получается — экологический активист подвергается незаслуженному преследованию за свою общественную деятельность? Тем более что заявление подавал непосредственно глава Республики Радий Хабиров.
Для ответа обратимся к истории самого Фаиля Алсынова и деталям его общественной деятельности. А при погружении в суть вопроса понимание ситуации в корне меняется. Его политическая карьера начинается в 2006 году с участия в организации «Кук Буре», что переводится как «небесные или серые волки». Небесные волки — это часть тюркского эпоса, образ, распространённый во многих странах, но изобретённый не заново, а скопированный с турецкой националистической организации фашистского толка «Бозкурт», созданной в конце 1960-х годов по инициативе полковника Алпарслана Тюркеша как боевое крыло Партии националистического движения. С конца 60-х до начала 80-х «Серые волки» были частью международной террористической сети «Гладио» под патронажем НАТО, целью которой была борьба с влиянием СССР и курируемыми им левыми партиями и общественными движениями. С момента распада Советского Союза идеология «Серых волков», а именно пантюркизм и антирусский национализм, была пересажена на башкирскую почву.
Сотрудники ОМОНа с щитами и дубинками оттеснили толпу от ворот, через которую должен проехать автозак с Алсыновым. Однако конвой так и не выехал. По данным СМИ, силовики бросили в толпу несколько шашек — с дымом и слезоточивым газом.
Сообщается также о нескольких пострадавших, к зданию суда приехала машина скорой помощи. Местные власти многотысячные протесты и столкновения с полицией пока не комментировали. Один из протестующих получил травму головы. Кадр из видео: youtube. В апреле 2023 года Алсынов принимал участие в сельском сходе против незаконной золотодобычи в Зауралье, ведущей к уничтожению сельхозземель и загрязнению воды. По версии следствия, он "выступил с речью на башкирском языке, содержащей высказывания, в которых негативно оцениваются группы лиц… — "жители Кавказа", "Средней Азии", "армяне", пишет "Идель. Реалии" в российском реестре "иноагентов". Выступая на митинге, Алсынов говорил, что пока башкиры воюют в Украине, в Башкотостане отбирают их земли. Те, кто добывают золото в Башкирии и уничтожают природу, смогут потом уехать к себе на родину, в то время как последствия золотодобычи ударят по местным жителям, подчеркивал он.
Среди прочего, активисту вменяют как раз употребление выражения "кара халык", которое в буквальном переводе означает "черный народ", но в современных тюркских языках используется для обозначения простого народа.
Алсынов подчеркнул важность соблюдения законов и показывания реальной ситуации, даже если обстановка в республике неблагоприятна. Также появились сведения о первом обвиненном по уголовному делу о массовых беспорядках, связанных с делом Алсынова. Блогера Ильяса Байгускарова задержали после административного суда и впоследствии предъявили уголовное обвинение. Ему грозит до восьми лет лишения свободы.
Фаиль Алсынов
Также местные жители отмечают, что в городе наблюдаются проблемы с интернетом, а пути к зданию суда перекрыты строительной техникой — приходится добираться пешком. На площади, где собрались сторонники Алсынова, выступил его адвокат Ильнур Суюндуков. Когда он озвучил наказание, к которому приговорили его подзащитного, толпа взорвалась негодующими криками. Просто оттесняют толпу постепенно, — рассказал нашим коллегам из издания UFA1. RU житель Баймака. По информации главы общественного совета МВД республики, в отношении участников несанкционированной акции у суда в башкирском Баймаке полиция возбудила уголовные дела о массовых беспорядках. Как на приговор отреагировали власти Наши коллеги хотели получить комментарий от главы администрации Баймакского района Фаниса Аминева, но в приемной не отвечали, а личный телефон Аминев, судя по ответу оператора, отключил. Глава Баймака Радмир Исянбаев тоже не смог говорить: «совещание идет». Зато о беспорядках в городе высказался депутат Курултая Рустам Хафизов. Местная власть должна быть удовлетворена таким решением, — написал Хафизов у себя в соцсетях.
И, как мне помнится, до сего дня данный договор сбоя ни разу не давал.
Невзирая на сильный мороз, в Баймаке тысячи людей вышли к местному суду на оглашение приговора активисту, защитнику горы Куштау Фаилю Алсынову. В минувшем году Фаиль Алсынов выступал на митингах против золотодобычи в регионе. В результате народных протестов «Евразийская горнопромышленная компания», претендовавшая на разработку месторождения, отказалась от своих планов. Однако даром для эколога противостояние не прошло: возглавляемую Алсыновым общественную организацию «Башкорт» признали экстремистской, а против самого активиста возбудили дело об экстремизме за высказывания против приезжих, которые работают на приисках. Алсынова активно поддерживают местные жители, также желающие защитить природу Куштау. Они убеждены, что планируемая разработка золотоносных месторождений в окрестностях Куштау «убьет природу». В прилегающем к потенциальной точке разработки месторождений селе Ишмурзино прошел народный сход, участники которого потребовали от главы СКР Александра Бастрыкина обеспечить независимый суд над экозащитником. В поддержку преследуемого земляка высказались даже добровольцы с СВО, которые записали видео прямо на передовой. Они потребовали освободить Фаиля.
После оглашения приговора активисту в Башкирии начались задержания.
Нужно прийти в сознание! Ради кого погибают наши парни? А в это время тут некому защищать наши земли. Армяне тут забирают наши земли и не только армяне, говорю в кавычках, есть и другие». И снова, как видите, противопоставление народов и противопоставление башкир своему государству. Так у него было всегда и везде. У задержанных было изъято огнестрельное и холодное оружие. Суть кармаскалинской истории сводилась к следующему: используя конфликт двух местных жителей, встать на защиту одной из сторон и используя физическое и силовое преимущество, взять под контроль «армянский бизнес». Правда, армян в той истории по факту не оказалось.
В посте также противопоставлялись армяне и башкиры. Например, в курдском кафе в Сибае по пьяни подрались два башкира, дальше сплетни по чатам соцсетей и мессенджеров, в итоге в Сибай съезжаются несколько сотен молодых башкир наказать курдов за якобы избиение башкир. Побродив, ребята поняли, что курды ни при чем, и разъехались. Аналогичная история в Белорецке — студент медколледжа, местный таджик или узбек, присутствовал при разборке двух местных башкиры или татары студентов, просто присутствовал, причем парень худощавый и мелкий. Сплетни в чатах извратили эту историю в противостояние башкир то ли с таджикской диаспорой, то ли с узбекской. И снова несколько сотен молодых башкир съезжаются наказать диаспору пришлых мигрантов. Даже после объявления предостережения о недопустимости нарушения законодательства, члены организации не прекратили заниматься противоправной деятельностью. В состав руководителей и участников объединения входили лица, ранее судимые за преступления экстремистской направленности, при активном участии которых на территории республики систематически проводились массовые публичные мероприятия, не согласованные с органами власти, с целью осуществления призывов к экстремистской деятельности. В этих условиях актуализируется вопрос о причинах подобного жесткого решения государственных органов, которые, на наш взгляд, имеют под собой как объективные, так и субъективные факторы. Эти факторы кроются в генезисе деятельности самой организации, психологических характеристиках ее лидеров и вырабатываемых ей идеологемах.
Тогда сразу три заместителя председателя «Кук буре» Ф. Байназаров и Р. Габбасов демонстративно вышли из организации и начали проявлять мощную активность, в том числе подкрепленную финансовыми средствами. Уже тогда деятельность организации привлекла внимание силовых структур, итогом которой стало возбуждение региональным МВД уголовного дела на Ф. Габбасова и Ю. Аралбаева за жесткое групповое избиение инвалида И. Мамбетова, не согласного с деятельностью организации. Однако уголовное дело было «спущено на тормозах», и в это же время организация начала активно выступать против разработки шиханов Башкирской содовой компанией. По странному совпадению с этого момента начал разгораться конфликт Р. Хамитова с представителями содового монополиста.
Почувствовав определенную уверенность в своей безнаказанности, организация разворачивает агитацию и пропаганду среди башкирского населения в сельской местности. В лучших традициях националистического популизма лидеры организации придавали этнические окрасы любым бытовым или хозяйственным конфликтам, а также активно вмешивались в политические процессы, пытаясь устроить торг с властью и все более радикализируя свои политические требования. Попытки муниципальных властей вступить с ними в диалог сопровождались ухмылками со стороны активистов, которые прямо говорили о том, что теперь «они здесь настоящая власть», и угрозами привести на акции протеста «несколько тысяч башкир».
Алсынов отметил, что в пылу страстей обычные люди могут нарушить закон, что впоследствии может привести к административным или уголовным делам.
Он также высказал мнение о выгодности для главы Башкортостана Радия Хабирова ситуации, в которой протестующие сталкиваются с силовиками, чтобы потом Хабиров мог представить их как экстремистов, выступающих против государства. Алсынов подчеркнул важность соблюдения законов и показывания реальной ситуации, даже если обстановка в республике неблагоприятна. Также появились сведения о первом обвиненном по уголовному делу о массовых беспорядках, связанных с делом Алсынова.
Защитник горы Куштау Фаиль Алсынов освободился из спецприемника
Фаиль Алсынов получил известность в качестве лидера башкирского националистического и сепаратистского движения, занимая сначала пост заместителя председателя башкирской националистической организации «Кук-Буре». Фаиль Алсынов оказался на скамье подсудимым из-за выступления против добычи полезных ископаемых в Башкирии, в котором, как считает обвинение, позволил себе недопустимые высказывания о мигрантах. Один из лидеров запрещенного "Башкорта" Фаиль Алчинов (Алсынов) считает, что дело против организации было инициировано по заказу "сверху". В частности, экстремистом был признан активист и общественный деятель из Башкирии Фаиль Алсынов*. Активист Фаиль Алсынов обвиняется в «разжигании ненависти» за выступление на митинге в защиту охраны природы Зауралья и горного хребта Ирандык весной 2023 года.
«Нас должно быть ещё больше, чем вчера»
Эксперты нашли в высказываниях признаки разжигания розни. В пятницу для него запросили 4 года колонии-поселения. Последние записи:.
При этом активисты таким решением были недовольны из-за того, что владельцы компании не предпринимали до этого попыток развития региона. Когда активисты поднялись на гору, то увидели тракторы и работников лесничеств, готовых «разнести» гору. Они нам ничего не показали, — рассказал Алсынов, вспоминая о том, что происходило во время противостояния. После этого активисты во главе с Алсыновым вынудили работников покинуть Куштау. Оставшись «один на один» с горой, активисты разбили палаточный лагерь, чтобы «защитить» гору.
Изначально наверх поднялись 17 местных жителей, однако в скором времени их количество увеличилось до 300 человек.
Не было этого, и это факт", — заявил активист. Алсынов заявил: "Если и отправят меня в лагеря по вашему личному доносу, я это приму как испытание на крепость духа моего, ниспосланное самим Аллахом". Он также спросил Хабирова, как он в будущем, встретив его детей, сможет "посмотреть в их глаза, полные презрения".
В соцсетях и мессенджерах уже опубликовано множество групповых и личных обращений общественников. А письмо Фаиля Алсынова наполнено светом, разумом и любовью к родному краю, родному народу. Общественник Роберт Мусин, обращаясь к Радию Хабирову, заявил: — Если вы собираетесь посадить Фаиля Алсынова по этому грязному, клеветническому делу, то вы сразу можете выстругать скамью подсудимых длиной в несколько километров — потому что я первый, кто готов сесть на этом процессе рядом с Фаилем. Активист общественного движения "Зеленый щит Башкортостана" Дмитрий Петров считает, что глава республики от противостояния с Фаилем Алсыновым только проиграет.
Народ республики прекрасно видит, что нарушителям всё "сходит с рук". Ничего существенного с этим пока ещё не могут сделать ни правоохранительные, ни природоохранные структуры. И вот когда от беспрецедентного игнорирования коллективных решений народа его лидер [Фаиль Алсынов] в мягкой форме сделал общеизвестным факт доведения людей до крайности, Хабиров решил бороться не с проблемой, а с озвучившим общее мнение, — заявил Петров. Активист добавил, что "для Хабирова, теперь открыто лично вступившего в конфликт с искренним патриотом родной земли, имеющим поддержку десятков тысяч сторонников, ни разу в жизни всерьёз публично не запятнавшим свои честь и достоинство в отличии от самого Р.
Башкирский активист Рустам Аманов, один из осужденных по "Кармаскалинскому делу", назвал инициаторов возбуждения уголовного дела против Алсынова "стервятниками". Как видите, тут одни ямы. Ни рекультивации, ничего не проведено; превратили наш край около озера в непроходимое болото и в грязь. Чтобы этого не допустить, и выступал Фаиль Алсынов.
Росфинмониторинг внес Фаиля Алсынова в список экстремистов. На приговор приехали тысячи местных, чтобы поддержать задержанного. Напомним: В 2023 году задержанный Фаиль Алсынов участвовал в митингах против золотодобычи в регионе и за сохранение местной горы Куштау.
Как считает следствие, в апреле на одной из акций Алсынов выступил на башкирском языке и высказался против мигрантов, работавших на приисках.
✅ Башкирский активист Фаиль Алсынов вышел на свободу
Известный башкирский активист Фаиль Алсынов сегодня вышел на свободу после 13-суточного административного ареста, который он отбывал по решению Кировского райсуда Уфы за. Фаиль Алсынов на акции протеста в Ишимбайском районе. Кто такой Фаиль Алсынов*, что происходит в Баймаке, где его осудили, и при чем здесь Хабиров. Фаиль Алсынов на акции протеста в Ишимбайском районе20 февраля2022 года. 37-летний Алсынов — уроженец одного из сел в Зилаирском районе Башкирии, связавший всю свою жизнь с оголтелым национализмом, сепаратизмом и провокациями.
Только закончился суд над башкирским активистом Фаилем Алсынов | КушТау on-line
После ликвидации «Башкорта» он не прекратил «общественную» деятельность и активно участвовал в любых конфликтных ситуациях между обществом и властью. Выпускник Башкирского госуниверситета Алсынов прекрасно знал свою целевую аудиторию: немногочисленное уже и не вполне образованное население моноэтничных сел и малых городов республики со своими «особыми» обычаями и верованиями стало мощной базой для сепаратистского движения см. При этом Алсынов и его подельники перестали делать акцент на пещерном шовинизме по отношению к русским и татарам, вместо этого сосредоточившись на «зеленой» повестке защиты «священных башкирских мест». По этой схеме сепаратисты успешно оседлали протесты на шинахах Торатау и Куштау, которые власти пытались отдать под промышленную разработку. Аналогичная история должна была произойти с хребтом Ирандык, где планировалось организовать золотодобычу. Хребет в списках «священных» не значился, но башкортовцы быстро охарактеризовали работу будущего предприятия «варварской» то есть неэкологичной.
С момента распада Советского Союза идеология «Серых волков», а именно пантюркизм и антирусский национализм, была пересажена на башкирскую почву. Чем-то удивительным это назвать сложно, если вспомнить, что распад СССР сопровождался повсеместным взрывом русофобии и национализма. Мощную подпитку для развития пантюркистских и националистических настроений в Республике Башкортостан обеспечил первый президент Рахимов, на базе Союза башкирской молодёжи создавший инструмент торга и напряжённости в отношениях с федеральным центром. На смену Союзу башкирской молодёжи пришёл уже «Кук Буре», куда в 2006 году вступил Фаиль Алсынов, постепенно став одним из его руководителей. Интересен он тем, что в 2004 году в Москве совершил умышленное убийство бывшего коллеги и соседа по общежитию, а уже в 2011 стал политактивистом и влился в разветвлённую сеть башкирских сепаратистов. В разные годы он становился фигурантом дел то об избиении инвалида, то о массовых конфликтах на национальной почве и экстремизме, но всё сходило ему с рук. В рамках её деятельности политические деятели начали говорить о сепаратистских намерениях более откровенно. Среди их требований появились: выход Башкортостана из состава РФ, придание башкирам привилегированного статуса по отношению к нетитульным этносам, проживающим в Республике, формирование новой государственности с участием Казахстана и Турции, поддержка Украины и любых «нерусских» национализмов на территории РФ. Если «Кук Буре» заключала договорённости об объединении с татарстанской националистической партией «Азатлык», то «Башкорт» сразу пошёл дальше. Его представители начали челночную дипломатию в Казахстан, Турцию для участия в мероприятиях тамошних пантюркистов, разного рода фондов и спецслужб. Достаточно давно в списке стран, обязательных для сотрудничества для пантюркистов из РФ, находится и Украина. Причина очевидна — общее для них враждебное отношение к российскому государству и стремление погреть руки на захвате активов при его распаде. БОО «Башкорт», идеологически будучи продолжением ряда уже ранее существовавших организаций, по своим методам и эффективности вышла на более серьёзный уровень.
Тогда активисты вынудили всех рабочих покинуть территорию горы Куштау и поставили там палаточный лагерь. Всего в нем находились 17 человек, потом добавились еще. Всего протестующих собралось в количестве 300 человек против 70 сотрудников частной охранной компании. Радий Хабиров выступил с заявлением о том, что до момента, пока компромисс между жителями и органами власти не будет разработано решение относительно Куштау «парная гора», которая является Памятником природы Уфы, в 2020 году гора была передана «Башкирской содовой компании» для разработки известняка. В апреле 2023 года мужчина выступил перед людьми, собравшимися.
Однако конвой так и не выехал. По данным СМИ, силовики бросили в толпу несколько шашек — с дымом и слезоточивым газом. Сообщается также о нескольких пострадавших, к зданию суда приехала машина скорой помощи. Местные власти многотысячные протесты и столкновения с полицией пока не комментировали. Один из протестующих получил травму головы. Кадр из видео: youtube. В апреле 2023 года Алсынов принимал участие в сельском сходе против незаконной золотодобычи в Зауралье, ведущей к уничтожению сельхозземель и загрязнению воды. По версии следствия, он "выступил с речью на башкирском языке, содержащей высказывания, в которых негативно оцениваются группы лиц… — "жители Кавказа", "Средней Азии", "армяне", пишет "Идель. Реалии" в российском реестре "иноагентов". Выступая на митинге, Алсынов говорил, что пока башкиры воюют в Украине, в Башкотостане отбирают их земли. Те, кто добывают золото в Башкирии и уничтожают природу, смогут потом уехать к себе на родину, в то время как последствия золотодобычи ударят по местным жителям, подчеркивал он. Среди прочего, активисту вменяют как раз употребление выражения "кара халык", которое в буквальном переводе означает "черный народ", но в современных тюркских языках используется для обозначения простого народа. При этом у властей появилось уже несколько версий, против кого Алсынов "возбуждал ненависть".
Фаилю Алсынову предложили уйти на СВО, чтобы «искупить предательство перед народом России»
Кто такой Фаиль Алсынов*, что происходит в Баймаке, где его осудили, и при чем здесь Хабиров. Фаиль Алсынов. В башкирском Баймаке начались столкновения между полицией и протестующими после того, как местного активиста и защитника природы Фаиля Алсынова (Алчинов) суд приговорил к четырем годам лишения свободы. 17 января 2024 - Новости Перми - Фаиль Алсынов* родился в 1986 году в Башкирии.
Озвучен новый приговор Фаилю Алсынову*: Верховный суд внес корректировки
Местные жители возмущались тем, что золотодобывающая Евразийская горнопромышленная компания планирует вырыть карьер рядом с их деревней. Они считали, что открытая добыча золота приведёт к загрязнению рек и лугов, на которых они пасут свой скот. На этот сход из Уфы приехал Фаиль Алсынов и, как один из самых авторитетных башкирских активистов, выступил с речью. Алсынов заявил, что у башкир не осталось своей земли, языка, статуса президента и народных выборов, а «наши парни» вместо того, чтобы защищать свои земли, по его словам, «погибают». Полиция перекрыла проход к Баймакскому районному суду 17 января, Башкортостан.
Вину за происходящее он возложил, в том числе, на «посторонних», которые «забирают нашу землю» — армян, русских, татар и «кара халык»: «Посторонние приходят и забирают нашу землю! Это наша земля! Мы отсюда никуда не уедем. Армяне уедут в свою страну, русские уедут в Рязань, татары уедут в Татарстан, кара халык уедет к себе.
Лингвисты, проводившее экспертизу выступления Алсынова, перевели «кара халык» с башкирского на русский как «чёрный народ» и сочли это негативно-окрашенной характеристикой мигрантов из Азии. Сам Алсынов в своём публичном обращении к главе республики Радию Хабирову настаивал на том, что эксперты поняли его неправильно. По его словам, он использовал это выражение в значении «чёрнорабочие» и не имеет претензий к «представителям других народов», если те «уважают наши обычаи и традиции, не нарушают законы». Донос на Фаиля Алсынова написал сам Хабиров — он попросил проверить активиста на «экстремистскую деятельность» и «дискредитацию» российской армии.
После возбуждения уголовного дела у Алсынова и его родителей прошли обыски. Суд назначил активисту самую мягкую меру пресечения — подписку о невыезде, несмотря на то, что по аналогичным делам о разжигании розни других башкирские национальные активистов обычно отправляли в СИЗО. Накануне вынесения приговора Росфинмониторинг внёс Алсынова в реестр экстремистов и террористов. Чтобы не пропустить новые тексты «Вёрстки», подписывайтесь на наш телеграм-канал Как проходили протесты 15 января, когда к зданию суда в Баймаке, по разным оценкам, приехало от 2 до 5 тысяч человек, оглашение приговора не состоялось.
Судья Баймакского районного суда Элина Тагирова неожиданно перенесла заседание на утро 17 января. За два дня силовики успели подготовиться — они пришли домой к известным в национальных кругах активистам и увезли их на допрос в ФСБ. Полиция опубликовала в своих аккаунтах в соцсетях предупреждение о недопустимости участвовать в несогласованных акциях протеста, а в Духовном управление мусульман республики рассказали, что ходить на митинги верующим запрещает шариат.
По данным следствия, активист выступил с речью на башкирском, содержащей высказывания, в которых «негативно оцениваются» жители Кавказа и Средней Азии. Фаиль Алсынов заявил, что «армяне уедут на свою родину, кара халык — к себе, русские — в свою Рязань, татары — в свой Татарстан». Фразу «кара халык» перевели как «черный люд». Росфинмониторинг внес Фаиля Алсынова в список экстремистов.
Благо, реальный повод для этого был. На вершине шихана Куштау В 2018 году Башкирская содовая компания БСК объявила о нехватке сырья, что грозило закрыть завод, градообразующий для города Стерлитамак. Соду добывали на шиханах — так называют одиночные известняковые горы на берегах реки Белой. Шиханов было четыре — Тратау, Шахтау, Юрактау и Куштау «тау» означает «гора». А склоны шихана Куштау власти Башкирии обещали отдать под разработку соды. Это вызвало протесты местных жителей и экологических активистов. Опасения были не беспочвенными: в лесах на склонах шиханов обитают животные, занесённые в Красную книгу. В итоге природозащитники отстояли Куштау, гора получила статус регионального памятника природы. Но на пике противостояния экологов и компании, летом 2020 года, в лагере протестующих активно проявили себя радикалы из «Башкорта». К моменту «всплытия» в медийном пространстве а конфликт вокруг шихана получил и международный резонанс «Башкорт» уже был сформировавшейся структурой с филиалами в республике и за её пределами. Но, как отмечал Верховный суд Башкирии, в решении о запрете организации оно было принято в мае 2020-го сходы не соответствовали историческим образцам. А в выступлениях заезжих активистов присутствовало «четкое деление на своих башкир и чужих русских ». Прокуратура республики отмечала: в апреле 2019-го, на большом собрании — курултае Зилаирского района — Фаиль Алсынов вел речь о необходимости выхода Башкирии из состава России. Уголовная ответственность за сепаратистские призывы, напомним, была введена лишь в 2020-м. Организация запрещена, но активности она не свернула. Лидеры «Бакшорта» Алсынов, Галин, Габбасов до его бегства в Литву в 2021-м камуфлировали «национальную борьбу» то под заботу об изучении башкирского языка в школах, то под отстаивание прав республики в отношениях с Москвой, то опять-таки под «экологию». В августе этого года, в канун трёхлетия событий на Куштау, правоохранители выдали Алсынову предостережение на случай провокаций. По оценке МВД, за активностью «башкортовцев» стояло нечто большее, чем природоохрана и защита традиций: когда в апреле Алсынова задержали, сам активист заявлял: его спрашивали о связи флешмоба в городе Баймак с событиями на Украине и о том, руководит ли протестами бежавший за границу Руслан Габбасов. Этот основатель «Башкорта» к тому моменту давно прописался на Вильнюсских форумах иноагента Гарри Каспарова и на «Форуме свободных народов пост-России» Ильи Пономарёва также иноагента, внесённого в список экстремистов и террористов.
И снова, как видите, противопоставление народов и противопоставление башкир своему государству. Так у него было всегда и везде. У задержанных было изъято огнестрельное и холодное оружие. Суть кармаскалинской истории сводилась к следующему: используя конфликт двух местных жителей, встать на защиту одной из сторон и используя физическое и силовое преимущество, взять под контроль «армянский бизнес». Правда, армян в той истории по факту не оказалось. В посте также противопоставлялись армяне и башкиры. Например, в курдском кафе в Сибае по пьяни подрались два башкира, дальше сплетни по чатам соцсетей и мессенджеров, в итоге в Сибай съезжаются несколько сотен молодых башкир наказать курдов за якобы избиение башкир. Побродив, ребята поняли, что курды ни при чем, и разъехались. Аналогичная история в Белорецке — студент медколледжа, местный таджик или узбек, присутствовал при разборке двух местных башкиры или татары студентов, просто присутствовал, причем парень худощавый и мелкий. Сплетни в чатах извратили эту историю в противостояние башкир то ли с таджикской диаспорой, то ли с узбекской. И снова несколько сотен молодых башкир съезжаются наказать диаспору пришлых мигрантов. Даже после объявления предостережения о недопустимости нарушения законодательства, члены организации не прекратили заниматься противоправной деятельностью. В состав руководителей и участников объединения входили лица, ранее судимые за преступления экстремистской направленности, при активном участии которых на территории республики систематически проводились массовые публичные мероприятия, не согласованные с органами власти, с целью осуществления призывов к экстремистской деятельности. В этих условиях актуализируется вопрос о причинах подобного жесткого решения государственных органов, которые, на наш взгляд, имеют под собой как объективные, так и субъективные факторы. Эти факторы кроются в генезисе деятельности самой организации, психологических характеристиках ее лидеров и вырабатываемых ей идеологемах. Тогда сразу три заместителя председателя «Кук буре» Ф. Байназаров и Р. Габбасов демонстративно вышли из организации и начали проявлять мощную активность, в том числе подкрепленную финансовыми средствами. Уже тогда деятельность организации привлекла внимание силовых структур, итогом которой стало возбуждение региональным МВД уголовного дела на Ф. Габбасова и Ю. Аралбаева за жесткое групповое избиение инвалида И. Мамбетова, не согласного с деятельностью организации. Однако уголовное дело было «спущено на тормозах», и в это же время организация начала активно выступать против разработки шиханов Башкирской содовой компанией. По странному совпадению с этого момента начал разгораться конфликт Р. Хамитова с представителями содового монополиста. Почувствовав определенную уверенность в своей безнаказанности, организация разворачивает агитацию и пропаганду среди башкирского населения в сельской местности. В лучших традициях националистического популизма лидеры организации придавали этнические окрасы любым бытовым или хозяйственным конфликтам, а также активно вмешивались в политические процессы, пытаясь устроить торг с властью и все более радикализируя свои политические требования. Попытки муниципальных властей вступить с ними в диалог сопровождались ухмылками со стороны активистов, которые прямо говорили о том, что теперь «они здесь настоящая власть», и угрозами привести на акции протеста «несколько тысяч башкир». Любых не согласных с их деятельностью они тут же объявляли «врагами башкирского народа». В этой связи примечательно, что привычка выдавать личное мнение от всего башкирского народа является любимым приемов этих активистов. Вместе с тем, у самого башкирского общества всегда вызывали сомнения моральные качества практически всех ее лидеров.