маэстро расскажет в видео. Прочитав «Евгения Онегина», я наконец поняла, почему Пушкин считается величайшим поэтом в истории России и почему именно его в первую очередь советуют к прочтению, а не Есенина и любимую мной Ахматову.
Евгений Онегин (читает И.Смоктуновский) listen online
Вперил Онегин зоркий взгляд:Где, где смятенье, состраданье? Где пятна слез?.. Их нет, их нет! На сем лице лишь гнева след... Я вас люблю к чему лукавить?
Вот чем и закончилась история. Написано просто прекрасно, уверена, буду перечитывать ещё не раз! Всё о нём уже сказано. Или даже, всё уже сказано в нём.
Хочу поделиться своей находкой, которая пробудила во мне новый прилив интереса и любви к этому роману. Находку эту зовут - Валентин Непомнящий. Это литературовед, пушкинист. Он начитал роман и между главами комментировал его.
Его комментарии очень глубокие, охватывают всю жизнь Пушкина и те процессы, которые проходили в нём и в обществе за время написания романа. Но комментарии - это только половина находки. Вторая половина заключается в его начитке. Я слушал много аудиокниг.
Самого ЕО я слушал в исполнении величайших мастеров - Смоктуновского лучший чтец поэзии Пушкина , Юрского и других. Но Непомнящий на голову выше их. Каждое слово произнесено с идеальной интонацией, каждый акцент, полутон, эмоция на своём месте. Это скрупулёзная работа человека, знающего роман наизусть и задумавшегося над каждым его словом.
Часто благодаря его чтению я понимал смысл прочитанной строфы. Божественное удовольствие. Сюжеты - простые, люди - понятные, язык - обычный, почти как у нас сейчас. И что самое характерное - вот именно этим он и крут.
Тем, что мы сейчас нормальным языком изъясняемся, а не так, как славянофилы завещали: "Хорошилище грядет из ристалища на позорище по гульбищу в мокроступах и с растопыркой". И стихи пишем не как Ломоносов он другим хорош и велик , а совсем иначе. Мне не очень понятно, как один человек мог сделать такой огромный шаг в поэтике, в культуре, в литературе, и преобразовать язык, собрав в него и высокое и низкое, потому что это вопрос не столько личного примера, сколько социального обаяния и уместности.
Участвует Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга Дирижёр— народный артист России Александр Чернушенко Звучит музыка из произведений Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» по определению автора — роман в стихах, где соединились жизненный уклад, культура и природа бескрайней России, идеалистические устремления романтических героев и нескладность их судеб, встречи с трепетным чувством и горькое неумение распознать возможное счастье, пройдя мимо подлинной любви. Лучше Виссариона Белинского и не скажешь: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и можно указать слишком на немногие творения, в которых Личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы».
Участвует Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга Дирижёр— народный артист России Александр Чернушенко Звучит музыка из произведений Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» по определению автора — роман в стихах, где соединились жизненный уклад, культура и природа бескрайней России, идеалистические устремления романтических героев и нескладность их судеб, встречи с трепетным чувством и горькое неумение распознать возможное счастье, пройдя мимо подлинной любви. Лучше Виссариона Белинского и не скажешь: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и можно указать слишком на немногие творения, в которых Личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы».
Наступает рассвет.
Татьяна просит няню передать письмо Онегину. Картина третья В саду Лариных звучит безмятежная песня девушек, собирающих ягоды. Вбегает Татьяна. Она в смятении — только что приехал Онегин. Они встречаются в саду. Онегин оценил откровенность, но с такой же откровенностью разочаровывает ее: он чувствует к Татьяне расположение, но он не тот человек, о котором она мечтает. С холодным достоинством читает Онегин нравоучение Татьяне: «Учитесь властвовать собой... Действие второе Картина четвертая Бал в доме Лариных: празднуются именины Татьяны. Онегина, привыкшего к столичным торжествам, раздражает все — старомодные наряды, провинциальные танцы, сплетни и пересуды... Свое раздражение он переносит на Ленского.
Весь вечер Онегин танцует с Ольгой, вызывая ревность и страдания Ленского. Оскорбленный Ленский требует объяснения и в ответ на ироничный тон Онегина, в пылу негодования, вызывает его на дуэль.
Как обычно проходит день Онегина?
Сплетни девушку одновременно и раздражают, и радуют: Пришла пора, она влюбилась. Онегин глубоко западает Татьяне в душу, и все ее существо, воспитанное на романах, оказывается потрясено ярким образом Евгения: … открылись очи; Она сказала: это он! Литература питает ее фантазии, она все больше отождествляет себя с героинями романов. Автор сопереживает чувствам Татьяны, предчувствуя драму: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью; Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою» автор — Татьяне Татьяна говорит с няней, пытаясь выведать, была ли она влюблена в юности. Но няня не понимает, о чем говорит ее воспитанница: она вышла замуж в 13 лет, а муж ее был и того младше, крестьянская свадьба состоялась по сговору родных и без участия жениха и невесты. Татьяна быстро утомляется историей простой крестьянки и вновь уходит в свои переживания. Она пишет Онегину письмо, в котором поэтично и искренне рассказывает о своих чувствах. Ее письмо отражает ее начитанность романтической литературой. Пишет Татьяна по-французски. Автор, очарованный чистотой ее души, сопереживает первой девичьей любви.
Он рассуждает о том, как не похожа Татьяна на столичных барышень, холодных тщеславных кокеток. Письмо Татьяны хранится у него. Письмо Татьяны Онегину Татьяна признается Евгению, что если бы она могла надеяться его видеть хотя бы раз в неделю, то об ее чувствах он бы никогда не узнал. Однако она понимает, что простой быт Лариных его не манит. Девушка сетует, что если бы не их случайная встреча, возможно, когда-нибудь она бы спокойно сочеталась браком, но теперь тому не быть: «…Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя» Татьяна — Онегину Она верит, что их сердца предназначены друг другу, она предчувствовала его всю жизнь.
Выходил отдельными выпусками, содержащими каждый одну главу; отрывки из романа печатались также в различных журналах и альманахах. Первая глава произведения была опубликована в 1825 году.
В 1833 году вышло первое полное издание всего романа в одном томе. Второе издание романа в миниатюрном формате в типографии И.
Ни тогда, когда отказался от ее любви — он увидел восторженную деревенскую барышню, начитавшуюся романтических романов, но не увидел красоты ее души, ее силы, ее глубины, ее нежности. Она тогда для него была диковинным зверьком. Но не увидел он ее и тогда, когда признавался в любви — он увидел яркую, красивую, сдержанную светскую даму, весьма знакомый и привычный для него образ... И опять он не увидел ее души, ее глубины, ее нежности, ее силы... И отказ Татьяны тогда для меня представляется совершенно логичным — она его любит, несмотря ни на что, но принять его любовь - вот сейчас - не может, потому что любит он не ее, а некий образ, который сложился у него непонятно из чего.... Но я думаю, что это не конец истории Онегина и Татьяны, а только ее начало. И возможно, потом, через какое-то время у этих отношений будет некое развитие, а возможно и нет... Возможно,Татьяне следовало бы послушать свое сердце и быть верной своему слову — рискнуть и отправиться с Онегиным, но ее внутреннее чувство собственного достоинства не позволило ей уйти с человеком, который ее так и не понял...
На сцене голоса мастеров «ленсоветовской» сцены, читающих страницы романа, вступят в диалог с Симфоническим оркестром Капеллы. Действующие лица и исполнители:.
Спектакль «Евгений Онегин» представит Юрий Башмет в Дни Пушкинской поэзии
Сложно представить единоправное владение Онегой. Аналогично с фамилией Владимира Ленского. Интересно, что, начав писать первые главы, Пушкин не имел в голове общего замысла. Он выстроился в ходе написания. И несмотря на это, все сюжетные линии будто арифметически просчитаны и связаны в единое целое. Желая придать произведению более законченный вид, Пушкин изначально хотел или отправить Евгения Онегина воевать на Кавказ, или превратить его в декабриста. Однако в итоге позволил читателю додумывать финал. Произведение публиковалось не сразу, а частично, по главам.
Пушкин не скрывал, что между всем прочим это объяснено экономической выгодой. Главы издавались отдельными книжками, а потом сплетались между собой. Гонорар А. Пушкина за весь роман в стихах составил 12 000 рублей. То есть за каждую строку их чуть более 7 500 поэт получил около 1,5 рублей.
Пушкин — «наше всё», но что это означает? Роман в стихах — редкий гость в драматическом театре. Очень трудно найти сопоставимый по силе и масштабу эквивалент поэзии. И, вместе с тем, по словам Белинского, «Онегин — есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, в которой личность поэта отразилась с такой полнотой, светло и ясно. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы». Это попытка проникнуть в сущность русской души, понять неподдающийся анализу русский характер.
Листы белые и плотные, одно удовольствие держать такую книгу на полках. Так шедеврально пользоваться рифмой и красочно передавать образы мог только Александр Сергеевич. Роман "Евгений Онегин" навсегда останется для меня лучшим произведением автора. Казалось бы, незатейливый сюжет - любовь девушки Татьяны к молодому дворянину Онегину.
Современная автору действительность изображена здесь очень точно. Литературный критик Виссарион Белинский даже назвал эту книгу «энциклопедией русской жизни». Из произведения мы узнаём, как жили, что любили и куда ходили дворяне начала XIX века. Причём писатель показывает нам аж три дворянства: столичное, провинциальное и московское. Несмотря на различия в нравах и быте, все они, по сути, ведут пустую и праздную жизнь. Таким же мы видим высший свет в «Герое нашего времени» и «Мёртвых душах», написанных уже после смерти Пушкина. Национальный колорит представлен здесь во всех подробностях: от картин русской природы всех времён года до трагических судеб крестьян. Вспомним, например, как выдали замуж няню Татьяны Лариной: — Так, видно, бог велел. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет. Да и сама Татьяна — народная героиня.
За сколько читается Евгений Онегин?
Фильм «Евгений Онегин» идет по времени 2 часа 40 минут. Роман А. С. Пушкина „Евгений Онегин. Читает: Вадим Цимбалов, Непомнящий В.С. Время: 04:10:18. Жанр.
Роман в стихах
- Александр Пушкин. Евгений Онегин скачать в fb2 - читать онлайн |
- Краткое содержание по главам романа «Евгений Онегин» Пушкина
- А. С. Пушкин. Евгений Онегин
- Евгений Онегин (Пушкин Александр) - слушать аудиокнигу онлайн
- Пушкин «Евгений Онегин»: сколько читать по времени?
Евгений Онегин. Вечные истории. Young Adult
Татьянин вопрос неизбежно задает себе каждый режиссер, ставящий «Евгения Онегина» – самую популярную русскую оперу. Александр Пушкин. Евгений Онегин. Текст произведения. Источник: Русская виртуальная библиотека. Интернет-библиотека Алексея Комарова. Сколько времени Евгений Онегин проводил у зеркала.
Онегин (2024)
Но все не так просто, ведь люди это люди, и во времена Александра Сергеевича, и сейчас совершают одни и те же ошибки. Читайте, ведь это про нас с вами. Не повторяйте ошибок и откройте свое сердце, ведь именно этому учит Великая Литература.
Литературоведы неспроста называют это произведение «энциклопедий русской жизни 1820-х годов», ведь читатель, по ходу развития сюжета, узнает очень многое: как принято было одеваться в ту эпоху, что было модным, какие ценности царили в обществе того времени, как и о чем общались люди. Пусть и кратко, но мы видим у Пушкина описание уклада жизни и крепостной деревни, и барской Москвы, и столичного Петербурга. Издание Первоначально роман издавался по главам, публикация каждой главы становилась целым событием в литературной жизни России того времени. И в 1833 году «Евгений Онегин» был впервые издан в полном объеме, отдельной книгой. В январе 1837 года, еще при жизни Александра Сергеевича, типография Ильи Глазунова выпустила роман в формате миниатюрных карманных томиков, которые было удобно носить с собой.
Все произведения русской и зарубежной классики, которые необходимо изучить согласно обновлённому государственному образовательному стандарту, найдутся среди толстых красных корешков! Серия «Читаем по школьной программе» — это продолжение книжных серий «Читаем до школы» и «Книги для внеклассного чтения». Красные корешки — гарантия отличных оценок по литературе! Издание в твёрдом переплёте.
Это — Татьяна Ларина. Девушка романтичная, но все же где-то внутри достаточно крепкая и сильная, хотя это пока не проявлялось в ней открыто. Татьяна сама еще не подозревала на что способна, пока не встретила его — Евгения Онегина. Этот молодой человек запал ей в душу столь глубоко, что ради него она решилась на необдуманный поступок, такой, который не свойственен ее характеру и принципам, который внедряли ей отец и мать с рождения. Все восприняли в семействе Лариных очень хорошо нового хозяина поместья после умершего хозяина. Онегин показался всем безукоризненным, то есть вежливым, учтивым, образованным и красивым. Хотя Евгений особо и не старался, ведь даже в гостях он иногда имел вид серьезный и немного скучающий. Пока Ленский был без ума от своей любви, все обсуждали тихонько Евгения и Татьяну. Почему-то все решили, что они подходят друг другу, а потому стали их сватать тихо за их спинами. Все говорили в шутку, но сама девушка восприняла это серьезно. Она влюбилась в него, а потому написала Онегину письмо: «Я Вам пишу, чего же боле, я Вам могу еще сказать…». Свое письмо она написала очень красиво, ведь любовь делает с людьми что-то особенное. Любовь — это прекрасное чувство, но только до одного момента. Когда проходит романтическая фантазия, и наступает реальность — хочется полной взаимности, а потому часто это бывает не так, как в мечтах того или иного человека. Так случилось на подобие и с Татьяной. Она в какой-то степени открылась своей нянечке, но сделала это так, что она и ничего не подумала до момента, как письмо уже отнесли. Татьяна все это время просто сгорала от любви, а потом очень скоро в саду она встретила его — Онегина. Романтическая иллюзия о взаимности кончилась сразу же.
Пушкин Александр Сергеевич: Евгений Онегин
Cкачать Евгений Онегин бесплатно в fb2, pdf без регистрации. Евгений Онегин», в исполнении народного артиста России Бориса Николаевича Петрова и Государственного симфонического оркестра Челябинской области. Краткое содержание романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина — это возможность за 11 минут прочитать все произведение по главам и получить ответы на все основные вопросы по сюжету и персонажам. Евгений Онегин в Москве 26 апреля 2024 г. в 19.00, Театр им. Вахтангова Евгений Онегин, официальные электронные билеты на спектакль на сайте Сколько времени нужно, чтобы прочитать «Евгения Онегина».
Александр Пушкин: Евгений Онегин. С комментариями Ю.М. Лотмана
А ты сидишь в её ногах И смотришь на свою богиню Глазами верного раба, И вот признание и любовь И обе стороны согласны, Что счастье им вот-вот взволнует кровь. Но у Татьяны очи ясны. Судьба сыграла с вами шутку И не дала возможность вовремя любить.
Без звезд и без месяца вся озаряется дальность. На взморье далеком сребристые видны ветрилаЧуть видных судов, как по синему небу плывущих. Сияньем бессумрачным небо ночное сияет,И пурпур заката сливается с златом востока:Как будто денница за вечером следом выводитРумяное утро. Как летние дни похищают владычество ночи;Как взор иноземца на северном небе пленяетСиянье волшебное тени и сладкого света,Каким никогда не украшено небо полудня;Та ясность, подобная прелестям северной девы,Которой глаза голубые и алые щекиЕдва оттеняются русыми локон волнами.
Тогда над Невой и над пышным Петрополем видятБез сумрака вечер и быстрые ночи без тени;Тогда Филомела полночные песни лишь кончитИ песни заводит, приветствуя день восходящий. Но поздно; повеяла свежесть на невские тундры;Роса опустилась; ………………………Вот полночь: шумевшая вечером тысячью весел,Нева не колыхнет; разъехались гости градские;Ни гласа на бреге, ни зыби на влаге, все тихо;Лишь изредка гул от мостов пробежит над водою;Лишь крик протяженный из дальней промчитсядеревни,Где в ночь окликается ратная стража со стражей. Все спит. Въявь богиню благосклоннуЗрит восторженный пиит,Что проводит ночь бессону,Опершися на гранит. Богине Невы 18. Мильонная — название улицы в Санкт-Петербурге. Торкватовые октавы — стихи итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо 1544—1595.
Гордой лирой Альбиона А.
Как водится, всё это — важные составляющие того, что станет великим русским романом. После визита двух молодых людей в дом Лариных, Онегин рассказывает Ленскому о своём впечатлении от двух ларинских девушек: Татьяна кажется ему очень душевной и загадочной, а Ольга — простой и неинтересной. Наивный Ленский неудивительно обижен, но Пушкин, судя по тому, как он представил двух девушек в предыдущей главе и как Ольга впоследствии изменила Ленскому, безусловно, согласен с суждением Онегина и ожидает, что читатель также согласится с ним. Интересно, что Онегин описывает обеих девушек, уподобляя их произведениям искусства: Татьяна похожа на Светалану, меланхоличную героиню баллады Василия Жуковского, а Ольга — на женщин, написанных фламандцем Антонисом Ван Дейком. Как всегда, в романе присутствует контраст между Россией и Европой; характеристика Татьяны как русской, а Ольги как европейки указывает на предпочтения Онегина и Пушкина. Действительно, на протяжении всего романа, и особенно к концу, Пушкин будет хвалить Татьяну и показывать свою симпатию и любовь к ней.
Онегин проницательно замечает привычку Татьяны грустно сидеть у окна, которую, судя по частому повторению, Пушкин, видимо, тоже считал важной. Однако сравнение Онегиным лица Ольги с «глупой луной» ассоциирует самый значимый символ Татьяны — луну — с её сестрой, причём в негативном свете. Это единственный случай, когда Онегин резко критикует невинные взгляды Ленского на поэзию и любовь. Как уже говорилось в предыдущей главе, когда они впервые встретились, Онегин решает терпимо относиться к молодости своего друга, не видя причин работать против соответствующего возрасту образа мыслей. Тем не менее, эта конфронтация, которая заканчивается оскорблением Ленского, предвосхищает последующее соблазнение Онегиным Ольги, чтобы досадить Ленскому, единственный другой раз, когда Онегин действует против невинности Ленского и эти двое враждуют друг с другом. Ещё одна очень показательная строка в репликах Онегина, «будь я поэт, брат». Вспоминая описание Онегина как сугубо не поэта и позднее почти превращение Онегина в поэта во время депрессии, читатель найдёт в этой строке большое предвестие.
Простота эпиграфа главы «Она была девушка, она была влюблена» характеризует любовь Татьяны как честную и естественную. Интересно, что её любовь, кажется, возникает, когда она слушает сплетни соседей о том, что между ней, вечно невосприимчивой к мужчинам, и Онегиным может возникнуть любовь. Более того, она вынашивает эту любовь в своих французских романах, читая себя в роли героини, а Онегина — в роли любовника героини. Несмотря на всю эту кажущуюся искусственность, любовь Татьяны честна; она «внимает зову страсти, в честной, бесхитростной манере», в отличие от искушённых в любовных искусствах дам высшего света, с которыми знакомы и чем недовольны Пушкин и Онегин. Её лихорадочная голова контрастирует с холодной, манипулятивной рациональностью этих флиртов и, более того, с холодностью Онегина. В двух строфах перед тем, как она пишет Онегину письмо с признанием, «луна» упоминается четыре раза, первый и последний раз как просто «сиянье», но два других раза как «соблазнительный луч» или «волшебное проклятье», что очень созвучно мечтательной, эмоциональной, а не продуманной атмосфере любви Татьяны. Само её письмо, по словам Пушкина, переводившего письмо Татьяны с французского на русский, выглядит так: искренне и очень эмоционально.
Тон письма — повелительно-умоляющий. Татьяна высказывает все свои надежды и мечты об их любви, но не ждёт от него ничего, кроме такого же честного ответа. Ближе к концу она пишет о том, как мало она его знает. Впоследствии, после отъезда Онегина в путешествие, Татьяна будет читать его книги, чтобы найти ответ на этот вопрос, который возник у неё в самом начале её любви к нему. Вот лишь одна из многих прекрасных деталей, которые включает Пушкин: любовь Татьяны к Онегину преображает те самые привычки, которые определяют её. Сидя у окна после отправки письма, Татьяна рассеянно рисует инициалы Онегина на туманном оконном стекле и ждёт его карету. Когда он приезжает, она убегает вглубь своего сада, чот выглядит как невинное, стыдливое бегство.
Как Пушкин представил Татьяну как любительницу природы и как она раньше бродила при лунном свете позже во время прогулки при лунном свете она приедет в имение Онегина , так и Татьяна теперь находит утешение в природе. Внезапное появление Онегина в саду, а затем резкое заявление Пушкина о том, что он чувствует себя слишком усталым, несомненно, удивит и смутит читателя. Пушкин, конечно, не намеревается создать дешёвый эффект клиффхангера, но его характерная «лёгкость» может быть неверно истолкована как таковая. В одном смысле Пушкин насмехается над читателем, чьё сердце начало бы биться вместе с сердцем Татьяны при появлении Онегина, за то, что он слишком глубоко вложил свои эмоции в эту историю. В конце концов, Пушкин демонстрирует в романе явное мета-осознание литературы и её приёмов воздействия на эмоции читателя. Кроме того, как отметил Пушкин в своём посвящении, произведение задумано как «полуюмористическое». Глава 4 Пушкин начинает главу с осуждения холодной, манипулятивной игры в любовь, в которой Онегин когда-то был так искусен, но теперь это глубоко презирает.
С этой мыслью Онегин резко и дидактично отказывает Татьяне, ссылаясь на её наивность и неприятность брака, который он считает ограничивающим и скучным. Тем не менее, он признает, что Татьяна пробудила в нём давно дремлющее чувство, но при этом говорит, что недостоин её доброты. Охваченная несчастьем, Татьяна начинает угасать. Затем Пушкин переходит к розовой любви Ленского к Ольге и к многочисленным стихам, которые он пишет в её альбом. Хотя, как рассказывает Пушкин, альбом — это светская условность со всеми вытекающими отсюда неискренностями, Ленский, тем не менее, пишет с искренним чувством и необыкновенной поэтической пылкостью. Ольга, однако, не читает того, что пишет её пылкий возлюбленный. В своём имении Онегин коротает дни в безделье.
Хотя на дворе лето, это всё ещё север — снег начинает падать, делая пейзаж ещё более безликим и скучным для Онегина. К его радости, однажды вечером к нему приходит Ленский и они вдвоём выпивают. Ленский упоминает, что Онегин приглашён на именины Татьяны, и успокаивает друга, что там не будет много народу, говоря ему, что это будет только семейный праздник. Глава заканчивается предчувственным размышлением о юношеском неведении Ленского о скуке брака и о временности или отсутствии любви Ольги к нему. Анализ Эпиграф главы «Нравственность в природе вещей», по-видимому, отсылает к нравоучительной речи Онегина о том, что он опять исполнил свой нравственный долг, обращённой к Татьяне в начале главы. Как бы мысленно вспоминая прошлое Онегина, Пушкин вновь критикует хитрых и плутоватых дам высшего света, как и в предыдущей главе, чтобы по контрасту осветить простоту и честность Татьяны. После этого Пушкин возвращается к прерванной сцене, в которой Онегин даёт ответ на письмо Татьяны, отвергая её любовь по трём причинам: нежелательность супружеской жизни, собственное недостойное положение и лёгкость, с которой молодые девушки находят новую любовь.
Первая причина — та, которую Пушкин вновь упоминает в конце главы в случае с Ленским. И Татьяна, и Ленский любят с самодовольством молодости и без недовольства старшего Онегина. Вроде бы справедливое замечание, но, как заметил сам Онегин, думая о Ленском, нехорошо навязывать неопытным такие практические соображения. Характеризуя себя как «холодно-завистливую, эгоистичную скотину» в качестве второй причины, Онегин на самом деле весьма точен, особенно потому, что его самоуничижение учитывает только его самого и игнорирует чувства Татьяны. Как позже назовёт её Пушкин, Онегин думает, что когда-нибудь сможет назвать её «мой идеал», но считает себя недостойным её из-за собственного несчастья и отсутствия сочувствия. Фраза Онегина «Неужели судьба так немилосердна? Онегин также проводит контраст между собой, прошедшим дни молодости и всё ещё юной Татьяной, думая, что, приняв «сдержанность и разум», которыми он обладает сейчас, она обретёт счастье, пусть и с другим мужчиной.
Здесь происходит явное столкновение между эмоциональностью Татьяны и рационализмом Онегина, параллельное конфликту поэзии и прозы между Ленским и Онегиным. Как и в общей структуре романа в стихах, дело не в том, что одна сторона торжествует, а другая проигрывает. У каждой есть свои достоинства и недостатки и, в конце концов, они каким-то образом объединяются. Хотя Ленский умирает, не успев измениться, а Онегин резко обрывается в конце, Татьяна явно обрела тот зрелый контроль над своими эмоциями, который советовал Онегин, хотя она не так меланхолична и пренебрежительно относится к своему прошлому, как Онегин. Глубоко уязвлённая этим отказом, Татьяна теряет сон, и её здоровье начинает ухудшаться, так же, как и здоровье Онегина впоследствии, когда Татьяна не отвечает на его письма и ухаживания. Сам Пушкин не может не заботиться и не чувствовать глубокого сострадания к Татьяне и даже говорит о том, как он любит его милую Татьяну. Интересно, что «моя», которое использует Пушкин, может означать, что Пушкин-персонаж любит Татьяну, но в данном случае гораздо более вероятно, что это Пушкин-повествователь любит созданный им персонаж, поскольку в последней строфе романа он упоминает о том, что придумал Татьяну и Онегина.
Этим, одним из своих многочисленных авторских вмешательств, Пушкин ловко переключает внимание повествования на более счастливую пару, Ленского и Ольгу. И снова пустая практика аристократов поднимается и критикуется Пушкиным, чтобы показать честность чувств его героев. Ольга, однако, не проявляет такой пылкости, как Ленский, ни в поэзии, ни в любви. Пушкин упоминает, что Ленский писал бы оды, но Ольга не читает его откровения. Действительно, похоже, что первоначальное суждение Онегина в последней главе было верным, и Ленский сам приходит к пониманию простодушия своей возлюбленной, когда посещает её накануне дуэли. Тем не менее, Ленский и сам человек простой, и поэтому он не отчаивается от того, что Ольге не хватает эмоциональной глубины его сестры. Пожалуй, одно из самых восхитительных мест романа — то, где Пушкин, обращаясь к читателю, ожидающему рифму, предлагает её чисто символически.
Здесь Пушкин гораздо яснее, чем где-либо ещё, показывает своё осознание присутствия читателя и литературных прецедентов, пародируя их. Такие частые и легкомысленные прерывания автора делают роман совершенно непохожим на другие, постоянно осознающим своё положение как произведения художественной литературы. В последней строфе Пушкин вновь возвращается к контрасту между Ленским и Онегиным: простая любовь и пережитое разочарование. Как он говорит и в других подобных размышлениях, Пушкин восхваляет невинность юных и жалеет муки зрелых. Глава 5 Глава начинается с того, что на деревню опускается зима. Следуя традиции празднования Нового года и Рождества, девушки Ларины и их служанки гадают, чтобы получить предсказания о будущих мужьях. Татьяна, в частности, относится к гаданиям очень серьёзно, вплоть до того, что затевает гадание на всю ночь.
Однако ей становится страшно от этой идеи и она ложится спать. Этой ночью Татьяне снится фантастический кошмар на фоне снежного пейзажа. Появляется медведь, гонится за ней, а потом, когда она уже не может убежать, несёт её в дом, полный праздничных звуков. Заглянув через щель двери в комнату, Татьяна видит множество чудовищ, устраивающих пир, и среди них Онегина, который властвует над праздником. Когда она случайно выдаёт своё присутствие, чудовища кричат: «Она моя! Она моя! Оставшись наедине с почти безжизненной от ужаса Татьяной, Онегин укладывает её на кровать.
Когда к ним вторгаются Ленский и Ольга, Онегин вступает с Ленским в драку, которая заканчивается тем, что Ленский получает удар ножом. Проснувшись от сна, Татьяна ищет понимания, читая книгу по толкованию снов, но мало что понимает. Несколько дней спустя проходят именины Татьяны, на которых собирается много гостей. Сама Татьяна, всё ещё охваченная непонятной страстью к Онегину, едва наслаждается праздником. Недовольный тем, что вместо обещанного Ленским небольшого семейного собрания он оказался в сельской пародии на городское веселье, которое он уже презирает, Онегин ещё больше возмущён серостью Татьяны и решает отомстить Ленскому за то, что тот уговорил его приехать. Когда начинаются танцы, Онегин уводит Ольгу у Ленского и, пользуясь своим обаянием, заставляет её влюбиться в него. Увидев это, Ленский в ярости бросается вон с вечеринки с мыслью о дуэли.
Анализ Глава начинается с прихода зимы, которую Татьяна видит из окна, и сцен крестьян в санях и кибитках вид закрытой кареты , весело разъезжающих по снегу. Как это часто бывает, Пушкин отходит от этого описания и обращается лицом к читателю, то есть к современному русскому читателю, и признаёт его вкус к темам более высокого характера. Хотя у Пушкина есть друг-поэт, к которому он отсылает читателей за дополнительными стихами о деревне в зимнее время, общее мнение по-прежнему предпочитает рассказы о высшем европеизированном обществе деревенской русской крестьянской жизни. Говоря о том, как Татьяна глубоко любила русскую зиму, для большего эффекта, Пушкин повторяет слово «русский». И хотя он не говорит об этом прямо, расположение этой строфы сразу после упомянутой выше делает контраст между Россией и Европой очевидным. Следуя «старинному обычаю», который очень хорошо согласуется с её собственной мечтательной и суеверной натурой, усугублённой её любовью, Татьяна пробует различные гадания во время праздника. Неудивительно, что два из них связаны с луной, символом Татьяны.
Когда Татьяна строит планы полуночного вызывания духов, Пушкин сам выражает своё беспокойство, сравнивая её, как когда-то Онегина в эпиграфе, со Светланой, героиней Жуковского. И действительно, она в страхе отказывается от этой затеи и засыпает, но за этим следует ночной кошмар. Как Татьяне не удаётся толковать свои видения с помощью книги по толкованию снов после пробуждения, так и нам, читателям, трудно и даже непродуктивно пытаться понять каждое чудовище и странное явление. Однако, наряду с общей предчувственной атмосферой сна, некоторые моменты очень ясны, прежде всего, ссора Онегина с Ленским и его убийство, совершённое ради Татьяны. Кроме того, то, что Татьяна с любопытством заглядывает в комнату Онегина и видит его с чудовищами, предвещает её последующее расследование в его комнате и обнаружение демонов в его сознании. Так случилось, что именины Татьяны, приходящиеся на 25 января по григорианскому календарю 12 января по старому юлианскому календарю, которым в России пользовались до 1918 года , следуют сразу после этой мучительной для Татьяны ночи, создавая тем самым нестабильную ситуацию. Суета многочисленных гостей, некоторых из которых Пушкин описывает главным образом для того, чтобы показать, как они раздражают и без того беспокойную Татьяну, естественно, отталкивает утомлённого миром Онегина.
Но, что важно, только когда он замечает страдальческое выражение лица Татьяны, он перестаёт скрывать своё недовольство и приходит в ярость. Конечно, Ленский несёт ответственность только за то, что обманом заставил Онегина прийти на вечеринку, но не за несчастье Татьяны. Реакция Онегина показывает, что под влиянием своей необычной любви к Татьяне он позволил эмоциям взять верх над своим хвалёным рационализмом, что побудило его отомстить за явно простительную оплошность Ленского. Несмотря на самообвинения в том, что он не причинит вреда Ленскому, Онегин вновь ощущает старый азарт светской битвы, он «ликует в предвкушенье» и начинает напрягать мускулы своего хитрого ума, рисуя карикатуры на других гостей. Как только начинаются танцы, Онегин монополизирует общение с Ольгой, к ужасу Ленского. С помощью «простонародного мадригала» и сжатия руки — навыков, лишённых истинного чувства, которыми Онегин, несомненно, владеет в совершенстве, — Ольга краснеет, приводя Ленского в ещё больший гнев. Услышав, что Ольга обещала Онегину и следующий танец, Ленский начинает думать, что его любовь стала такой же лживой и коварной, как и великосветские дамы, которых он и Пушкин так презирают.
Глава 6 Вечеринка в доме Лариных подходит к концу и Онегин, вновь пресытившись праздничной жизнью, в одиночестве возвращается домой. Пока домочадцы и гости крепко спят, Татьяна переживает за события ночи. Утром к Онегину приходит Зарецкий, бывший дебошир и любитель дуэлей, и приносит записку от Ленского с вызовом на дуэль. Онегин соглашается, но потом, поразмыслив, чувствует глубокую вину за то, что разрушил счастье своего невинного молодого друга.
Здесь, в своем подходе к Пушкину, В. Соловьева, М. Гершензона, В. Розанова, С. Франка, М.
Булгакова, И.