Новости ссср луноход

Вымпелы с барельефом В.И. Ленина, государственным флага СССР, герба СССР с надписью "50 лет СССР", "Лунохода-2" и станции "Луна-21", подготовленные для отправки на Луну.

У вас отключен JavaScript.

45 лет назад советский самоходный аппарат начал колесить по нашему естественному спутнику с небывалой скоростью «Луноход-2» доставила на Луну советская автоматическая станция. «Луноход-1» продолжает трудиться и сейчас: с 2010 года расположенный на его борту уголковый светоотражатель начал использоваться для точных измерений лунной орбиты. новости Ростова и области. Рис. 2. Места работы «Луноходов-1 и -2» на изображении видимого полушария Луны («Природа» №2, 2021).

ранее опубликовано

  • Советская лунная программа
  • Гордость СССР: каким был первый луноход
  • 50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
  • Отчет о миссии «Лунохода-2» рассекречен 45 лет спустя
  • Одиночество потерявшегося на Луне: что произошло с первым советским луноходом
  • Советские луноходы: обзор, история и интересные факты — OneKu

У вас отключен JavaScript.

ВЗГЛЯД / Как «Луноход-1» стал советским ответом Америке :: Общество Как происходила подготовка к полету и сама экспедиция, «» рассказал руководитель разработки телевизионных систем советских луноходов Арнольд Селиванов.
Американцы вcе-таки обнаружили советский "Луноход-1". Он не на Земле - Статья НЛО МИР Рассмотрим историю первого лунохода, разработанного и запущенного в Советском Союзе.

«Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен?

Это решение Королёв принял с тяжёлым сердцем. Он привык в своём деле быть первым, но с колоссальным объёмом работы в одиночку не мог справиться даже его гений, поэтому мудро было работу разделить. Следует отметить, что с поставленной задачей Бабакин справился с блеском! Отчасти ему на руку сыграло то, что в 1966 году автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Селену, и советские учёные наконец-то получили точные представления о поверхности естественного спутника Земли. После этого внесли коррективы в проект лунохода, изменили ходовую часть, да и весь внешний вид претерпел существенные изменения. Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира — как среди учёных, так и среди простых людей. Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение. Кажется, что и сейчас — фотографией из советского журнала — перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн.

А всё-таки, какой он? По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке в «кастрюле» размещалась аппаратура бортовых систем. Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем.

Кстати, 1 лунные сутки равняются 24 земным.

Специалисты, работавшие в лунной программе СССР, подчеркивают, что аппараты никогда не терялись. Их координаты были известны с достижимой для того времени точностью. Что касается фотографий, полученных станцией LRO, они, благодаря высокому разрешению 0,5 метра на пиксель , сыграли значительную роль в уточнении координат тех мест, где советские луноходы остались навсегда, прекратив свою работу. Это уточнение важно еще и потому, что в 2005 году в связи с созданием новой единой селенодезической сети была обновлена координатная привязка деталей поверхности спутника Земли.

Он отличался серьезными усовершенствованиями навигационной системы. Однако сконструированный в 1975 году, полностью укомплектованный оборудованием и прошедший испытания третий советский луноход на Луне так и не побывал. В лунной гонке, как и в иных космических программах, изначальный приоритет имели политические и экономические, а не чисто научные мотивы. К слову, реальное научно-техническое развитие вообще неотделимо от экономики. После 1972 года США фактически закрыли свою программу.

Последняя советская станция — «Луна-24», побывала на спутнике Земли в 1976 году, доставив с него образцы грунта. Что же случилось с последним аппаратом? Лавочкина, где и пребывает по сей день. Роль луноходов в развитии космонавтики Сконструированные советскими учеными и инженерами первые в истории мобильные зонды, управляемые с Земли, явили собой огромный вклад в технологии создания автоматических межпланетных станций. Они продемонстрировали большие возможности и перспективы планетоходов в исследовании, а в будущем, возможно, и в освоении других планет.

Советские луноходы доказали пригодность подобных машин для длительной эксплуатации, способность к разностороннему изучению достаточно обширных площадей, в отличие от стационарных аппаратов. Сейчас самоходные зонды — безусловно, необходимый инструмент планетологии. Следует помнить, что «лунные тракторы» — родоначальники высокотехнологичных нынешних, оснащенных бортовыми компьютерами и современным автоматическим оборудованием агрегатов, а также машин, которым еще предстоит оставить колеи на поверхности иных планет. Понравилась статья? Поделись с друзьями: Реклама.

Будто бы быстро убрался с того места, в котором только что был. Или провалился куда-то… Словом, пропал. По крайней мере, так казалось с Земли. Ищут, но не могут найти «Луноход-1» перестал моргать в ответ 14 сентября 1971 года. И с тех пор его настойчиво ищут.

Ищут зачем-то американцы. Но не находят. Последняя попытка была предпринята НАСА 3 года назад. Ученые посылали лазерный импульс в предполагаемое место нахождения аппарата — в район Моря Дождей. Никто так и не ответил. Хотя, особо прицеливаться не надо: тончайший луч, достигая Луны, расширяется.

Площадь его пятна на поверхности достигает 25 квадратных километров. Трудно промазать… Исследователи мазали, но не сдавались. И тут появился шанс зайти с другой стороны. А именно — сначала поискать аппарат визуально. И на тех, которые были сделаны с высоты 50 километров, все-таки удалось разглядеть советскую станцию «Луна-17». Сначала американцы нашли советскую автоматическую станцию «Луна-17», которая доставила «Луноход-1» Посадочный модуль «Луны-17»: он и виден на предыдущем снимке.

Калифорнийцы посмотрели куда, в итоге, вела колея. И на других снимках обнаружили «горошинку» первого лунного самоходного аппарата. К нему 22 апреля нынешнего года был послан луч. Направлен с помощью мощного телескопа с лазером, установленного в обсерватории Apache Point Observatory in Sunspot, New Mexico. И был получен ответ. Читайте также: Гелий-три — энергия будущего Его вернули Ответ, мгновенно поступивший с Луны, конечно, обрадовал.

Но и озадачил. Он был столь четким, словно бы отражатель кто-то почистил. Да еще точно повернул в сторону Земли. А тут — более 2000 с первой попытки. Это очень странно. Исследователь удивляется еще и потому, что сам обнаружил: эффективность действующих на Луне отражателей снизилась примерно в 10 раз.

То есть те, которые были оставлены на «Луноходе-2» и установлены астронавтами миссий «Аполлон-11», «-14» и «-15» сильно испортились. Возможно, запылились. Или поцарапались. А прибор на «Луноходе-1» , один из самых старых, отражает, как новый.

Но в 1963-м это учреждение тоже попросило снять с него данную задачу. А поскольку как раз в ту пору началось оснащение танков ракетным оружием, Королев наладил тесное сотрудничество с танкостроителями. Старовойтов взял на себя смелость ответить согласием — и назначил непосредственным руководителем работ Александра Леоновича Кемурджиана. Королев лично прибыл в Ленинград, чтобы выслушать доклад Кемурджиана — какие у него появились идеи по проекту? Именно по итогам той беседы Королев принял окончательное решение: луноход будем делать — и будем делать именно здесь, в ленинградском Горелово! Правда, вскоре конструкторы ВНИИ-100 пришли к выводу, что в техзадании ОКБ-1 содержатся заведомо неисполнимые характеристики: скорость — не менее 20 километров в час, запас хода — 10 тысяч километров. Кемурджиан сказал, что эти требования подходят под земные, но никак не под лунные условия. Королев выслушал Александра Леоновича и высказался в том духе, что, мол, делаем мы это впервые, за скоростью гнаться не надо. Важно, чтобы луноход вообще поехал! Благодаря авторитету Королева ВНИИ-100 быстро договорилось с соседним предприятием — там согласились выделить один из своих цехов под «лунодром». Однако возникла проблема — отсутствие физической модели лунного грунта. Ученые, занимавшиеся изучением спутника Земли, не рисковали брать на себя такую ответственность — исчерпывающе описать характеристики лунной поверхности. Ведь фактических данных в наличии было еще маловато... Было две противоположных точки зрения. Одни исследователи предполагали, что Луна покрыта толстенным слоем пыли, в которой любое транспортное средство попросту утонет. Другие все же считали, что лунная поверхность — твердая.

Первый луноход: советский космический корабль "Луноход-1"

«Луноходу» — 50: чем знаменит первый в истории аппарат по исследованию Луны В 1970 году в СССР появился первый магазин самообслуживания универсам, на Луну был отправлен Луноход-1, а комсомольцев обязали сдавать ленинский зачет, а все свои.
Музей космонавтики ~ Новости музея ~ Лунные вымпелы СССР новости Ростова и области.
В советских луноходах были микросхемы из Таганрога Луноход-1 стал первым успешным планетоходом, предназначенным для исследования других миров.

Неизвестные факты о советских луноходах

Зачем США Искали Советский Луноход который подал сигнал через 40 лет ?! - YouTube Советский Союз так и не сумел высадить человека на Луне.
Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России — 11.08.2023 — Статьи на РЕН ТВ В апреле 2011г. на Луне был обнаружен "Луноход-1", прилунившийся в ноябре 1970 года и затем потерянный СССР, пишет ABC.
Транспорт для спутника: как в СССР создавали и испытывали луноходы | Вокруг Света «Луноход-3» создали в СССР с усовершенствованной телевизионной системой.

Советские луноходы: обзор, история и интересные факты

Лайф разбирался, какие причины привели к закрытию амбициозного советского проекта "Луноход". Об одном из самых успешных в СССР запусках межпланетной станции Луна-2, достигшей поверхности спутника задолго до Луны-25 в 1959 году, рассказывает ФедералПресс. 16 января 1973 года автоматической станцией Луна-21 был доставлен на Луну Луноход-2 второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов. За время работы «Лунохода» камера малокадрового телевидения передала водителям более 25 тысяч снимков. Вымпелы с барельефом В.И. Ленина, государственным флага СССР, герба СССР с надписью "50 лет СССР", "Лунохода-2" и станции "Луна-21", подготовленные для отправки на Луну.

«Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен?

У одного из космонавтов, участника этой программы, есть необычное водительское удостоверение, выданное Федерацией космонавтики. Оно имеет вид обычных "корочек" с фотографией, где записано, что ему присвоена квалификация водителя лунохода. Несмотря на вполне гражданское предназначение лунохода, членов экипажа на долгие годы засекретили. Даже когда те давали небольшие интервью для телевидения, их представляли без имен. Фамилии сидячих космонавтов были названы лишь спустя 23 года. Луноход проработал на поверхности Луны до 14 сентября 1971 года, то есть одиннадцать лунных дней 10,5 земных месяцев. За это время он проехал 10 540 м, обследовав площадь в 80 000 м2, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. В марте 2010 года аппарат обнаружили на снимках LRO Лунного орбитального зонда. А 22 апреля этого же года группа американских учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего смогли впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя "Лунохода-1".

Копию первого советского планетохота можно увидеть в Мемориальном музее космонавтики в Москве. Надо сказать, что судьба этого аппарата оказалось не столь успешной.

Оборудование «Лунохода-1» состояло из шести частей: камер для снятия фотографий. Одна из них была рабочей, а вторая — запасной; спектрометра для измерения интенсивности электромагнитного излучения; рентгеновского телескопа для наблюдения удаленных объектов в рентгеновском спектре; одометра для измерения оборотов колеса. При помощи него астрономы вычислили, какое расстояние проехал луноход; детектора радиации для слежения за уровнем радиационной активности; лазерного рефлектора для измерения расстояния между Землей и Луной. Также на корпусе аппарата имелись антенны для связи с Землей. Для управления «Луноходом-1» использовался специальный пульт.

Пилотом аппарата был Вячеслав Довгань — кандидат военных наук и автор более 120 научных работ. Вячеслав Довгань за пультом управления «Луноходом-1» Успехи «Лунохода-1» «Луноход-1» проработал на поверхности земного спутника 302 дня и преодолел 10 540 метров со средней скоростью 0,14 километров в час. Максимальная скорость, которую он смог набрать, составила 2 километра в час. Важно отметить, что большую часть времени он находился в неподвижном состоянии и занимался сбором научных данных. При помощи своего оборудования он сделал и передал на Землю более 20 000 изображений, 206 панорамных снимков и 25 рентгеновских анализов химического состава лунного грунта. Также он часто использовал пенетрометр — устройство, которое вводит инструмент в вязкую среду и оценивает его густоту.

Сергей Павлович Королев , в чьи заслуги входит осуществление первого полета человека в космос, разрабатывал проекты по исследованию спутника Земли. Неоценимую помощь в разработке первого в мире лунохода, советскому конструктору оказал президент Академии наук Мстислав Келдыш. Сергей Королев, совместно с Мстиславом, разработал документ «О запусках космических объектов в направлении Луны». Благодаря работе советских изобретателей, весь мир смог увидеть первые фотографии обратной стороны Луны: «Нам первыми удалось сфотографировать ее обратную сторону, совершить мягкую посадку на лунную поверхность, создать первый искусственный спутник и даже доставить на Землю образцы реголита» - рассказывал Келдыш.

В декабре 1968 года США выиграли облетный этап "лунной гонки", после чего реализация программы Л1 затормозилась. В октябре 1970 года был совершен последний беспилотный полет корабля "Союз-7К-Л1", и программу окончательно закрыли. Высадка на Луну Советское руководство также ставило задачу выполнить первую в миру высадку на Луну. Лунно-посадочная программа Н1-Л3 развернулась в 1966 году и намного отставала от американской из-за проблем с носителем. Первые четыре испытательных запуска новой сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 оказались неудачными. В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены. Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники.

Маршрут Луна — Чернобыль. Кто придумал планетоход

Репродукция рисунка летчика-космонавта СССР Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова «Первое утро «Лунохода-1». На Землю советский планетоход передал 86 лунных панорам и около 80 тысяч снимков, после чего вышел из строя из-за перегрева. Легендарный "Луноход-1" якобы подал сигнал – спустя почти 40 лет. Советские луноходы были оборудованы двумя навигационными камерами в передней части корпуса и четырьмя панорамными телефотокамерами. Советские луноходы были оборудованы двумя навигационными камерами в передней части корпуса и четырьмя панорамными телефотокамерами.

Самый невероятный советский эксперимент: как человека хотели скрестить с обезьяной.

  • Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
  • Навигация по записям
  • История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся
  • Отчет о миссии «Лунохода-2» рассекречен 45 лет спустя
  • «Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии

Первый луноход

Сначала они прослушали теоретический курс, затем провели серию практических тренировок. По словам Первушина, после этого некоторое время не было ясности, как сложится дальнейшая судьба проекта. За первые 72 часа он проехал целых 197 метров! Впоследствии водитель аппарата Вячеслав Довгань ныне академик вспоминал: «Сеанс начался. Трасса проходила по относительно ровной поверхности, имевшей впадины и возвышения с углами наклона до 10 градусов. На пути встречались камни и кратеры небольшого размера, а также невысокая гряда, которые были преодолены. На различных участках провели измерения физико-механических свойств грунта и параметров проходимости шасси. Работал в старт-стопном режиме движения, сосредоточился на восприятии и анализе телевизионного изображения.

Параллельно с этим с помощью стрелочных индикаторов контролировал крен и дифферент лунохода, следил за изменением его курсовых характеристик. Впервые увидел, как изменяется на экране линия лунного горизонта при различных значениях дифферента, что позволяло приближенно следить за величиной крена лунохода. Прислушивался, конечно, и к докладам бортинженера Алика Кожевникова, который по громкой радиосвязи сообщал о давлении и температуре внутри приборного отсека и о других параметрах, характеризующих состояние лунохода». Выполняя маневры, члены «экипажа» аппарата внимательно изучали расположение кратеров и камней. Сначала «Луноход» двигался на юго-восток, а на исходе третьего дня лунного, разумеется сменил направление маршрута на северо-западное. К 20 февраля 1971 года первоначальная программа работ была выполнена, но поскольку аппарат оставался во вполне работоспособном состоянии, ученым пришлось разрабатывать дополнительную программу исследований. К тому времени экипаж настолько освоился со своим «конем», что на следующий день 8 марта «луноходовцы» решили поздравить работавших с ними в коллективе женщин — и выписали по поверхности Луны цифру 8.

Передвигаясь с максимальной скоростью два километра в час, «Луноход-1» за 302 дня «прополз» 10 540 метров, обследовав площадь в 80 000 квадратных метров.

Ксения Петрова Освоение Луны началось благодаря советским ученым. Именно им первым в мире удалось отправить на спутник Земли аппарат, который передавал не только снимки планеты, но и видеоизображение. Произошло это 10 ноября 1970 года. С этой даты можно вести отчет в области освоения лунной поверхности "Луноход-1" За несколько месяцев до отправки на Луну аппарата "Луноход-1" на планете побывала автоматическая межпланетная станция "Луна-16". Ее задача заключалась в том, чтобы взять образцы лунного грунта. Для того времени это был настоящий прорыв. После успешного возвращения станции, ученые решились запустить первый в мире планетоход. Разработкой обоих аппаратов занималось знаменитое НПО имени С.

Несмотря на то, что луноходом управляли дистанционно, для этой миссии были сформированы группы так называемых "сидячих космонавтов". Именно они управляли луноходом, находясь на Земле. У одного из космонавтов, участника этой программы, есть необычное водительское удостоверение, выданное Федерацией космонавтики.

При этом весь спуск от начала торможения занял примерно 6 минут.

Два с половиной часа ушло на осмотр места посадки с помощью телефотометров и развертывание трапов. Три первых месяца помимо изучения лунной поверхности луноход выполнял еще и прикладную программу: в рамках подготовки к готовящемуся пилотируемому полёту он отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. Сначала аппарат шел на юго-восток. В конце третьего дня направление его маршрута изменилось на северо-западное.

Перед экипажами стояла задача: с использованием только навигационных средств а не по старой колее вывести луноход к посадочной ступени КТ.

Ее особенность: любой луч, попавший на зеркала, отражается точно в ту точку, из которой был выпущен. Лазерные лучи посылают на Луну из обсерватории в Нью-Мексико Лазерные лучи выпускали с Земли, чтобы определить расстояние до Луны, которая, как выяснилось, постепенно удаляется — примерно на 38 миллиметров в год. Направляли на «Луноход-1», ловили отраженные фотоны.

И засекали время, потраченное на путешествие света туда-сюда. А зная его скорость, вычисляли расстояние. На нашем самоходном аппарате был установлен французский уголковый отражатель. Этим и объясняется, что первые эксперименты с его помощью были проведены в 1971 году в СССР и во Франции.

То есть, можно не сомневаться, что «Луноход-1» действительно находился на Луне. Однако вдруг он перестал отражать лазерные лучи. Будто бы быстро убрался с того места, в котором только что был. Или провалился куда-то… Словом, пропал.

По крайней мере, так казалось с Земли. Ищут, но не могут найти «Луноход-1» перестал моргать в ответ 14 сентября 1971 года. И с тех пор его настойчиво ищут. Ищут зачем-то американцы.

Но не находят. Последняя попытка была предпринята НАСА 3 года назад. Ученые посылали лазерный импульс в предполагаемое место нахождения аппарата — в район Моря Дождей. Никто так и не ответил.

Хотя, особо прицеливаться не надо: тончайший луч, достигая Луны, расширяется. Площадь его пятна на поверхности достигает 25 квадратных километров. Трудно промазать… Исследователи мазали, но не сдавались. И тут появился шанс зайти с другой стороны.

А именно — сначала поискать аппарат визуально. И на тех, которые были сделаны с высоты 50 километров, все-таки удалось разглядеть советскую станцию «Луна-17». Сначала американцы нашли советскую автоматическую станцию «Луна-17», которая доставила «Луноход-1» Посадочный модуль «Луны-17»: он и виден на предыдущем снимке. Калифорнийцы посмотрели куда, в итоге, вела колея.

И на других снимках обнаружили «горошинку» первого лунного самоходного аппарата. К нему 22 апреля нынешнего года был послан луч. Направлен с помощью мощного телескопа с лазером, установленного в обсерватории Apache Point Observatory in Sunspot, New Mexico. И был получен ответ.

Читайте также: Гелий-три — энергия будущего Его вернули Ответ, мгновенно поступивший с Луны, конечно, обрадовал. Но и озадачил.

Облет Луны

  • Самый невероятный советский эксперимент: как человека хотели скрестить с обезьяной.
  • 50-летие «Лунохода-2»
  • Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили
  • В советских луноходах были микросхемы из Таганрога | Журнал Кто Главный

Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну

Этот шаг был достаточно логичен для космонавтики тех лет — естественный спутник нашей планеты является самым близким к нам небесным телом. Сформулированная в 1958 году лунная программа была разбита на несколько этапов. Каждый из них может рассматриваться и как обособленная программа, и как часть комплексной программы, основной целью которой являлось создание основы для отправки на Луну человека. Обратите внимание, об этом задумывались уже тогда, когда технические средства для осуществления межпланетных полётов были ещё только в мечтах.

Лунная программа была сформулирована в 1958 году. И несмотря на то, что технические средства для межпланетных полётов в это время были ещё только в мечтах, главной целью лунной программы был полёт на Луну человека. Первый этап, обозначенный как Е-1, предусматривал попадание космического аппарата в видимый диск Луны.

На созданной в этих целях станции были размещены радиоаппаратура, телеметрическая система, научное оборудование, предназначенное для изучения интенсивности и состава космических лучей, газовой компоненты межпланетного вещества, метеорных частиц, корпускулярного излучения Солнца, магнитного поля. Масса последней ступени ракеты-носителя РН с космическим аппаратом составляла 1472 килограмма для слегка модифицированной станции типа Е-1А — 1511 килограммов , масса контейнера с научной аппаратурой — 361,3 килограмма для Е-1А — 390,2 килограмма. Станции «Луна-1, -2, -3» Станция несла и вымпел с изображением государственного герба СССР и другой атрибутики, призванной зафиксировать приоритет нашей страны в покорении Луны.

В ходе реализации этапа Е-1 были предприняты шесть попыток запуска станций к Луне. Четыре старта три в 1958 году и один в 1959 году были неудачными. Во всех этих случаях подвёл носитель.

Ещё один старт считается частично успешным — запущенная 2 января 1959 года автоматическая станция успешно вышла на траекторию полёта к Луне, но в диск небесного тела не попала, а прошла на расстоянии в 6000 километров от его поверхности. Тем не менее в ходе её полёта были установлены два других приоритета — впервые была достигнута вторая космическая скорость и впервые земной аппарат вышел на гелиоцентрическую орбиту. В мировой печати станция, ставшая первой искусственной планетой Солнечной системы, получила название «Мечта».

Кстати, о названии станции. В сообщении ТАСС о её запуске космический аппарат был назван «первой советской космической ракетой». Космической ракетой в том году именовались и другие успешно запущенные лунники.

Лишь в апреле 1963 года, когда состоялся запуск очередной лунной станции, она была официально названа «Луной-4». А запущенные в 1959 году космические аппараты задним числом получили собственные названия «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3». И именно под этими названиями сегодня и фигурируют в литературе.

Лишь шестой запуск в рамках реализации первого этапа завершился полным успехом — 14 сентября 1959 года станция достигла поверхности Луны в Море Ясности, вблизи кратеров Аристил, Архимед и Автолик. Второй этап программы, обозначенный как Е-2, предполагал проведение фотосъёмки обратной стороны лунной поверхности. Учёных, и не только их, давно интересовало, что же скрывает от людского взора природа.

И как только появилась техническая возможность, такой проект был реализован, причём реализован с первой попытки. Запущенная 4 октября 1959 года третья советская космическая ракета, или станция «Луна-3», чтобы не вносить излишнюю путаницу, была выведена на высокую эллиптическую орбиту. Её масса вместе с последней ступенью носителя составила 1553 килограмма, масса фотографического комплекса, научной и измерительной аппаратуры с источниками питания — 435 килограммов.

Станция «Луна-9» на Луне Спустя три дня станция обогнула Луну и прошла на расстоянии 6200 километров от её поверхности. После того как плёнки были проявлены на борту станции, с помощью фототелевизионной системы изображения отправили на Землю. Публикация в газетах снимков обратной стороны Луны вызвала в мировой прессе настоящий фурор.

Люди воочию увидели не только «тёмную сторону Луны», но и возможности советской космической техники. Этап Е-3 предполагал проведение детальной фотосъёмки лунной поверхности. По схеме своей реализации он мало чем отличался от предыдущего этапа лунной программы, разве что планировалось получить более качественные снимки поверхности ночного светила.

Но реализовать этот этап не удалось — два пуска, состоявшиеся в апреле 1960 года, были неудачными. Так как не качество снимков на тот момент являлось главной задачей конструкторов, то и продолжения третий этап не получил — новых станций типа Е-3 больше не запускали. Был ещё этап Е-4, предполагавший проведение на поверхности Луны ядерного взрыва.

Тем самым планировалось продемонстрировать всему миру возможности советской ракетной техники, да и военную мощь державы. В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчёты, предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз. Особых проблем не возникло, тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда.

В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчёты, была предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз. Особых проблем не возникло.

Эта возможность в ходе эксплуатации никогда не была использована [1]. Аппарат был рассчитан на передвижение даже в случае, когда ведущими останутся лишь по два колеса с каждой стороны [2]. Внешние устройства лунохода имеют пассивное терморегулирование. Гермоконтейнер обеспечивается стабилизацией температуры с помощью двухконтурной активной циркуляционной системы терморегулирования, включающей контуры нагрева и охлаждения. Контур нагрева соединяет изотопный теплогенератор, находящийся снаружи гермокорпуса, и внутренний теплообменник. Охлаждающий контур включает в себя радиатор-охладитель на верхнем основании гермоконтейнера и четыре испарителя-теплообменника, в которых газ-теплоноситель охлаждается за счёт испарения воды по незамкнутому циклу, то есть вода испаряется во внешнее пространство [2]. Испарители-теплообменники, расположенные на магистрали, соединяющей радиатор и гермоотсек, дополнительно охлаждают газ-теплоноситель во время движения при больших углах возвышения Солнца.

Перемещение газа по магистралям и внутри гермоконтейнера обеспечивается системой заслонок и вентиляторов, управляемых автоматически. Ориентация контролировалась с помощью внутренних гироскопов [2]. Запуск и эксплуатация[ править править код ] Автоматическая межпланетная станция « Луна-17 » с «Луноходом-1» стартовала 10 ноября 1970 года и 15 ноября вышла на орбиту искусственного спутника Луны. На поверхность Луны был доставлен пятиугольный вымпел с барельефом В. В 06:28 UT были откинуты пандусы, «Луноход-1» открыл крышки телекамер и передал панораму пандусов, чтобы убедиться в отсутствии препятствий, а затем съехал на лунный грунт, проехал 20 м по поверхности и поднял крышку с солнечной батареей для зарядки аккумулятора. За первые трое земных суток луноход проехал 197 метров и в связи с наступлением лунной ночи перешёл в ждущий режим [2]. В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки пилотируемой лунной кабины. После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса 3 месяца.

Им стал «Луноход-1», который достиг поверхности Луны 17 ноября 1970 года и проработал на ней вплоть до 14 сентября 1971 года. За это время он проехал 10 540 метров и изучил особенности лунного грунта, а также другие свойства космического объекта. С этого момента прошло ровно 50 лет и это отличный повод, чтобы рассказать обо всех ключевых моментах миссии. Ведь запуск первого планетохода — это не просто взять и отправить его в сторону Луны. Все происходило гораздо сложнее. Стоит начать с того, что для отправки аппарата использовалась межпланетная станция « Луна -17», которая вместе с луноходом до сих пор лежит на поверхности Луны. Советский «Луноход-1» Запуск «Лунохода-1» Как и говорилось выше, для отправки «Лунохода-1» на Луну была использована межпланетная станция «Луна-17». Он был выведен на орбиту нашей планеты при помощи ракеты-носителя «Протон». Выведение космического аппарата на траекторию полета к Луне обеспечили первые три ступени носителя и разгонный блок. Запуск произошел 10 ноября 1970 года в 17 часов 44 минуты 01 секунду с расположенного в Казахстане космодрома Байконур. Межпланетная станция «Луна-17» Полет до Луны занял целую неделю.

Первая высадка космонавтов на поверхность Луны запланирована на 2030 год. Члены экипажа, как это предполагалось в советское время, в первую очередь проведут эксперименты на поверхности — прикладные научные исследования. После этого планируются регулярные миссии на Луну и развертывание там постоянной базы. Правда, если в программе СССР их должно было быть несколько, то сейчас РФ рассматривает только одну и развернуть ее планирует к 2035 году. Во время регулярных миссий на поверхности естественного спутника Земли будут размещены "ретрансляторы, энергетические модули, роботизированные системы", говорится в материалах, представленных ЦНИИмаш. Еще одна инициатива Роскосмоса, которая необходима для обеспечения работы обитаемых баз, — своеобразный симбиоз советского "парома" и "челнока" — лунный лифт. Как пояснил ранее генеральный директор госкорпорации Дмитрий Рогозин, это будет аппарат, который отделяется от корабля, находящегося на лунной орбите, обеспечивает безопасную мягкую посадку, а по окончании миссии взлетает с поверхности, выходя на орбиту Луны, производит стыковку с кораблем, разгон и отрыв от орбиты Луны и возвращение на Землю. Также российские ученые предлагают в конце 2020-х — начале 2030-х годов начать строительство на Луне астрофизических обсерваторий. В апреле 2019 года Рогозин предположил, что наилучшим местом для размещения научной базы является обратная сторона Луны, поскольку "там полный ноль индустриальных шумов". Как следует из опубликованных на сайте госкорпорации материалов, Советский Союз также собирался размещать научную базу на естественном спутнике Земли. В этот раз вести освоение Луны РФ собирается не одна. В конце июля генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин отметил, что Россия будет вести освоение Луны и строительство научной базы на естественном спутнике Земли вместе с Китаем. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.

Видео: Зачем США искали советский луноход, около полувека не выходивший на связь

Например, о том, что у неё нет магнитного поля. Последующие два запуска аппаратов завершились авариями. Однако это позволило учёным определить, что поверхность Луны на самом деле твёрдая. Удалось заснять обратную сторону Луны только станции «Луна-3». В результате аппарат прислал на Землю 17 фото. После этого 11 запусков оказались вновь неудачными. Первые испытания устройства проводились в 1968 году, и они оказались успешными. Уже в 1970 году советский «Луноход-1» оказался на поверхности спутника Земли.

Ради интереса неплохо посмотреть, как идут дела у наших извечных соперников по космической гонке. Хотя говорить об этом в 2023 году уже бессмысленно, ибо ни США, ни Китай Россию соперником давно не считают. Американцы мало того, что успешно совершили мягкую посадку на поверхность — не Луны, а Марса — марсохода Perseverance в 2021 году, так ещё и запустили в полет над Красной планетой беспилотный вертолет Ingenuity. А чуть позже, в том же 2021 году, на Марсе успешно сел и китайский марсоход «Чжужун». И пока китайцы с американцами вовсю обрабатывали информацию, полученную со своих марсоходов, Роскосмос доводил до ума «Луну-25», но, как показали события 20 августа, довести так и не смог, и теперь «Луна-25», вернее, её дорогостоящие обломки, навсегда станут частью лунного пейзажа. В продолжении этой темы неплохо бы посмотреть на своеобразный рейтинг мировых космических достижений за 2023 год. То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство. Лидируют в этом рейтинге США, осуществившие на сегодняшний день 63 запуска, из которых 61 был успешным. Вторым в списке идет Китай с 37 запусками — все успешные. И только на третьем месте с 11 запусками идет Россия. Для сравнения, полвека назад, в 1973 году, СССР совершил 89 космических запусков, а 40 лет назад, в 1983 году — 100, в то время как американцы в 1983 году осуществили 22 запуска. То есть почти в пять раз меньше, чем СССР. А Китай в 1983 году осилил всего 1 один запуск. Конечно, и у СССР были неудачи, вспомним, например, аварийное прилунение станции «Луна-23» в 1974 году, были и более серьезные аварии и катастрофы. Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. А когда в следующий раз Роскосмос организует полет к Луне? Особенно с учетом оргвыводов после аварии «Луны-25»? Что-то подсказывает, что теперь очень не скоро. А потому что так работает Система.

Нам первыми удалось сфотографировать ее обратную сторону «Луна-3», 1958 год , совершить мягкую посадку на лунную поверхность «Луна-9», 1966 год , создать первый искусственный спутник Луны «Луна-10», 1966 год и даже доставить на Землю образцы реголита «Луна-16», 1970 год. Поистине эпохальными академик РАН Михаил Маров считает уникальные полеты лунных КА, которые обеспечили автоматический забор и возврат на Землю лунного грунта и длительную работу на поверхности Луны самоходных аппаратов — двух советских луноходов. Но академик Маров убежден, что лунные автоматы позволили нам, что называется, сохранить лицо и получить результаты, которыми страна сегодня по праву гордится. Шасси для лунохода В процессе создания первого в мире планетохода-разведчика приходилось решать массу, уникальных задач — разработать шасси лунохода, систему дистанционного управления, конструкцию посадочной платформы. Эти задачи еще в начале 1960-х годов ставил главный конструктор С. Королев, который сам же и подбирал исполнителей. Например, шасси для планетохода он изначально предложил разработать танковому КБ Кировского завода г. Ленинград , где подготовили три варианта ходовой части — на основе гусеничного, колесного и волнового змееподобного движителя. Однако главный конструктор КБ Жорес Котин, оценив масштабы работы, от дальнейшей разработки внеземного транспортного средства отказался. Причина веская: не стоит распылять силы, чтобы не нанести ущерб основному делу — танкостроению. Попробовали поручить разработку шасси Научному автотракторному институту, но руководство НАТИ тоже не рискнуло заниматься разработкой «лунного трактора». Работы над шасси начались летом 1963 года под научным руководством Александра Кемурджиана. Этот ленинградский ученый и конструктор стал одним из отцов-создателей самоходного лунного аппарата. Сергей Королев, оценивая варианты шасси, разработанные коллективом Кемурджиана, говорил: «При создании космических объектов самое главное — это надежность! Не следует брать рекорды. Неизвестно, как управлять машиной с Земли, как поведут себя материалы и смазки в космическом вакууме. Поэтому надо снизить ходовые параметры — скорость и максимальный пробег. Необходимо, чтобы луноход прошел по Луне хотя бы десять километров и с небольшой скоростью. Надо сделать так, чтобы отказ какой-либо из систем не повлиял на общую работу машины в целом». В марте 1965 года Королев отказался от создания в своем ОКБ-1 непилотируемых космических аппаратов для исследования ближнего и дальнего космоса и передал эти работы машиностроительному заводу имени С. Лавочкина ныне НПО им.

Такой сигнал подают действующие устройства, за приборами которых тщательно следят специалисты. Почему же в один момент луноход перестал выходить на связь? Ученые склоняются к тому, что аппарат не выдержал низкой температуры во время лунной ночи. Зачем же американцам понадобился потерянный 40 лет назад луноход? Их интересует не весь аппарат, а лишь одна его часть — отражатель. Дело в том, что с помощью отраженного от лунохода луча можно измерить точное расстояние до Луны. Луч отразится в ту же точку, откуда исходил сигнал, только при условии, что точка будет находиться строго перпендикулярно к отражателю.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий