Новости сколько гоголю лет

Николай Гоголь скончался 4 марта 1852 года, на момент смерти ему было 42 года. У Гоголей было семеро детей, свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Когда Гоголю было десять лет, его отправили в Полтаву для подготовки к учебе в гимназии. А сколько типажей в «Ревизоре», о которых сам автор сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать всё дурное в России, какое я знал, и одним разом посмеяться над всем».

Другие биографии

  • Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе
  • Увлечение литературой
  • Гоголь Николай Васильевич
  • Как бомбардировщики отряда "Циклон" защитили полстраны от радиоактивного облака

Когда родился Гоголь

в 19 лет: Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл, на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. в 19 лет: Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл, на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Правда, весной 1850 года делал предложение (первое и последнее) орской, но получил отказ.

Николай Гоголь - биография, новости, личная жизнь

Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. Николай Гоголь умер за месяц до своего 43 -го дня рождения – писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство. Главная» Новости» Юбилей гоголя в 2024 году.

Самое популярное за месяц 😍

  • 1 апреля 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь
  • Начало литературного пути
  • Гоголь Николай Васильевич, биография — РУВИКИ
  • 1 апреля - Николай Гоголь - 215 лет со дня рождения
  • День рождения Н.В. Гоголя | 01.04.2021 | Московский Данилов монастырь
  • «Искусство есть примирение с жизнью»: 210 лет со дня рождения Николая Гоголя — РТ на русском

215 лет назад родился писатель Николай Гоголь

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – писатель. Родился в с. Большие Сорочинцы на Украине, в небогатой семье помещика В. Гоголя-Яновского. Когда Гоголю исполнилось десять лет, родители привезли его в Полтаву, к одному из преподавателей местной гимназии. Когда Гоголю было десять лет, его отправили в Полтаву для подготовки к учебе в гимназии. 1 апреля (20 марта ст. ст.) 1809 года, 215 лет назад, родился классик отечественной и мировой литературы Николай Васильевич Гоголь. Первые литературные попытки Гоголь делал, когда ему было всего 5 лет. В 1828 году Гоголь переехал в Санкт-Петербург где безуспешно пытался устроиться на службу.

Новости и события Российского исторического общества

1 апреля (20 марта ст. ст.) 1809 года, 215 лет назад, родился классик отечественной и мировой литературы Николай Васильевич Гоголь. 19 марта 1849 года Гоголь праздновал свое 40-летие у С.Т. Аксакова. Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд.

1 апреля - Николай Гоголь - 215 лет со дня рождения

Все это говорит об актуальности его произведений. Делал это для того, чтобы люди заметили собственные недостатки, попытались исправиться и стать лучше. Можно сказать, о человеческой душе заботился. В книге «Выбранные места из переписки с друзьями» есть такая фраза: «Дело мое — душа, и прочное дело жизни». А в одной из записок, оставленных незадолго до смерти, можно прочитать такие строки: «Будьте не мертвыми, а живыми душами». Это такое обращение Гоголя и к современникам, и к нам, будущим читателям и потомкам. Конечно, Гоголя не забывают и благодаря его загадочности. Будучи еще не столь знаменитым автором, в 1828 году он писал матушке провидческие слова: «Я почитаюсь загадкою для всех, и никто не разгадал меня совершенно». Видимо тогда он что-то предчувствовал о будущей знаковой судьбе. Загадки Гоголя связаны и с сожжением рукописей, и с таинственной кончиной, и даже с переносом его останков с кладбища Свято-Даниловского монастыря на Новодевичье.

Все это, безусловно, привлекает к личности особое внимание. О вкладе Гоголя в русский язык Еще стоит сказать и о языке — Николай Васильевич очень трепетно к нему относился. В той же книге «Выбранные места из переписки с друзьями» есть замечательное высказывание: «Необыкновенный язык наш есть еще тайна.

В ранней юности он видел себя общественным деятелем, а не литератором. Затем увлёкся игрой в театре, но актёрская карьера не задалась. Тогда молодой человек устроился на службу в Министерство уделов, однако работа чиновника казалась ему монотонной и давалась плохо.

Он даже попросил разослать его рукописи нужным людям. Писатель опасался, что его примут за мертвого и похоронят заживо, поэтому последние 11 лет жизни он всегда спал сидя. Своим друзьям он строго-настрого запретил погребать свое тело до тех пор, пока не явят себя признаки разложения. По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, так как после эксгумации его останков некоторые очевидцы полагали, что скелет писателя принял в гробу неестественное положение. По другой версии смерть Гоголя связана с покаянным отвержением им всего плотского, вследствие чего тот, по словам историка А. Карташёва, «уморил себя голодом в подвиге спиритуализма». Существует ещё одна версия смерти Гоголя. Она состоит в том, что в результате ошибочного лечения тремя врачами, не знавшими о предыдущих назначениях, писателю троекратно назначалась каломель — ртутьсодержащий препарат, которым лечили желудочные расстройства. В результате передозировки и замедления выведения из ослабленного организма этого препарата могла произойти общая интоксикация по типу отравления ртутным ядом сулемой. Известно, что спустя 79 лет после смерти писателя могилу Гоголя вскрыли для перенесения останков с некрополя закрывшегося Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Говорят, что тело его лежало в непривычной для мертвеца позе — голова была повернута вбок, а обивка гроба изодрана в клочья. Эти слухи и породили укоренившуюся уверенность в том, что Николай Васильевич умер страшной смертью, в кромешной тьме, под землей. Советский писатель Владимир Лидин, присутствовавший при эксгумации, заявил, что в могиле не было черепа. Кроме того, крышка гроба внутри якобы была расцарапана. Впрочем, другие свидетели перезахоронения эти сведения опровергли. Однако сообщили о мародерстве — кто-то отрезал кусок сюртука покойного, кто-то стащил ребро и сапог. А поэт Андрей Вознесенский в 1972 году даже увековечил это предположение в своем стихотворении «Похороны Гоголя Николая Васильевича»: Вы живого несли по стране. Гоголь был в летаргическом сне. Гоголь думал в гробу на спине: «Из-под фрака украли исподнее. Дует в щель, но в нее не просунуться.

Когда вспыхнуло знаменитое Польское восстание, прозаик, видимо, побоялся, что фамилия, образованная от популярного в Польше имени, может ему навредить, поэтому решил отказаться от второй части фамилии и стал называться просто Николаем Гоголем. Осенью 1850 года Гоголь посетил Москву, где прочитал друзьям отдельные главы второго тома знаменитых «Мертвых душ». Получив одобрение, классик продолжил работать над книгой, а после завершения второй части произведения его настиг «страх смерти», сообщило РИА «Новости». В ночь на 12 февраля 1852 года, за несколько дней до своей смерти Гоголь бросил второй том «Мертвых душ» в камин. После уничтожения своего творения писатель вернулся в постель и неудержимо заплакал. Есть мнение, что прозаик сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов». Однако некоторые историки убеждены: в ту ночь автор сжег не «Мертвые души», а что-то другое, поскольку позже рукопись второго тома нашли среди его книг. Кстати, это не единственное произведение, уничтоженное писателем. Будучи еще студентом, Гоголь бросил в огонь поэму «Ганц Кюхельгартен», когда ее раскритиковали читатели. Не выдержав язвительных отзывов, классик выкупил все экземпляры произведения и уничтожил. Но несколько копий все же сохранились до наших дней. Они являются большой ценностью. Знакомство в 1831 году с Александром Сергеевичем Пушкиным имело для Гоголя судьбоносное значение.

Лента новостей

  • День рождения Н.В. Гоголя | 01.04.2021 | Московский Данилов монастырь
  • Гоголь не хотел жениться
  • Николай Гоголь — биография
  • Жизнь Гоголя в Петербурге: неудачи и начало писательской карьеры
  • Содержание

Рунет узнал о прижизненном фото Гоголя 1845 года. Вместо румяного писателя – мрачный Джонни Депп

В цикл вошло сразу несколько талантливых рассказов: «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место» и прочие произведения малого формата. Творчество Гоголя было уже вполне зрелым. Это был далеко не тот уровень, с которого литератор когда-то начинал и был в пух и прах раскритикован. Следом из-под пера писателя вышли новые циклы «Миргород», а также «Арабески». Гоголя, 1840 г. В первый сборник вошли одни из самых известных произведений Гоголя.

В том числе «Вий» и «Тарас Бульба». После их печати и широкой огласки в 1835 Николай Васильевич прославился по Петербургу, а затем и на всю большую страну. На пик творческого развития Гоголя приходятся замыслы его наиболее знаменитых произведений: «Ревизора», а также «Мертвых душ». Но написаны они были позже. А роман по странному, почти мистическому стечению обстоятельств, так и не был завершен.

Поэт предложил тому историю, как один мелкий мошенник выдал себя за большого чиновника. Идея Николаю Гоголю очень понравилась. Примерно за год литератор завершил работу. Своего «Ревизора» Гоголь закончил к 1836. Впервые текст произведения прозвучал на литературном вечере, где присутствовали многочисленные коллеги Николая Васильевича: Пушкин, Вяземский, Жуковский и прочие.

Единственный фотопортрет Гоголя из группового снимка По совету товарищей Гоголь предложил свое произведение столичному театру. Но оно не прошло цензуру. Чтобы поставить спектакль вмешался сам Жуковский, который обратился к императору. Наконец, разрешение было дано. Гоголь лично участвовал в репетициях, контролировал каждый шаг постановщика и актеров, советуя как лучше поступить.

Премьера состоялась в том же году, в мае-месяце. На спектакле присутствовал сам император Николай I с Александром, наследником престола. Пьеса так понравилась монарху, что он велел своим министрам сходить на постановку. Интересно, что после «Ревизора» у Гоголя появилось полно недоброжелателей, чуть ли не врагов. Сильнее всего возмущался как раз служилый люд: чиновники, полицейские и прочие, которые видели в подобостастных, мелких душонках самих себя.

Однако хватало и тех, кому постановка нравилась. Вскоре спектакль сыграли еще и в Москве. Гоголя Копия с работы Ф. Моллера 1840 г. К концу 30-х под руководством А.

Пушкина начал выходить журнал «Современник». Одним из авторов нового издания стал Гоголь. На страницах литературного детища поэта вышли произведения «Коляска» и сатирическая повесть «Нос», которая как нельзя лучше показывала пороки общества и его помешанность на внешних атрибутах всего и вся. Примерно в тот же период на суд публике автор представил пьесу «Женитьба». Жизнь и творчество за границей Критика «Ревизора» стала для Гоголя неприятным сюрпризом.

Чтобы перевести дух, он отправился в заграничное путешествие. За рубежом он закончил первым том «Мертвых душ». Произведение вышло в печать уже в середине 1841, когда писатель вернулся в Россию. И вновь мнения читателей разделились. Нашлись те, кто возненавидел Гоголя, называя его врагом России.

Но все же по большей части люди остались в восторге от талантливого произведения. Иванов Александр Андреевич. Гоголя, 1841 г. В 1842 публика могла ознакомиться с «Шинелью». Далее литератор планировал написать еще два тома «Мертвых душ», доведя своего главного героя до нравственного просветления.

Вскоре в 1842 Гоголь отправился в новое заграничное путешествие. Тут прозаик продолжил работать над своими «Мертвыми душами», как он говорил, подальше от критиков и недоброжелателей, который сбивали его с правильного настроя. Однако вскоре стало понятно, что проблема куда серьезнее. В 1845 творчество Гоголя, полет его мысли начинает постепенно замедляться. Литератор впадает в состояние глубокого кризиса.

Он больше не мог писать. В отчаянном порыве Николай Васильевич сжег второй том «Мертвых душ» и замкнулся в себе. Практически перестал общаться с друзьями, коллегами по цеху. Клодт Михаил Петрович. Конец «Мёртвых душ» Гоголь сжигает рукописи 1887 г.

Желая восстановить душевное равновесие и преодолеть творческий кризис, Гоголь отправляется в Иерусалим.

Писатель довольно глубоко погрузился в тему и обогатил язык в первую очередь крылатыми выражениями: «У меня легкость необыкновенная в мыслях», как сказал Хлестаков в «Ревизоре». А еще слова Манилова из «Мертвых душ»: «Майский день — именины сердца». Или «Давненько не брал я в руки шашек» — фраза Чичикова во время игры с Ноздрёвым.

И это только навскидку! На самом деле огромное количество цитат сегодня используют активно и в разговорной речи, и в газетных, журнальных публикациях. Какое непопулярное произведение Гоголя достойно большего внимания Иллюстрация к комедии «Игроки» Конечно, комедия «Игроки». Она находится немного в тени «Ревизора» и «Женитьбы».

Хотя нельзя сказать, что последнюю часто вспоминают — она вроде бы на слуху, но все же в затмении первой. Тем не менее «Женитьба» и «Игроки» — тоже очень смешные и искрометные комедии. Очень радует, что в театрах их ставят достаточно активно. Так что определенно стоит и прочитать их, и сходить на постановку.

Гоголя, можно увидеть замечательный памятник Николая Андреева, который показал писателя в виде печального философа. А вот на Гоголевском бульваре, где стоит монумент 1951 года скульптора Николая Томского, Николай Васильевич достаточно бодрый — яркий сатирик.

Неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» была уже некоторым указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об украинских обычаях, преданиях, костюмах, а также о присылке «записок, веденных предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из украинского быта и преданий, которые стали первым началом его литературной славы. Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига, «Литературной газете» и «Северных цветах», где, например, была помещена глава из исторического романа «Гетман». Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, наклонной к мистицизму, — после они сблизились очень тесно. Узнав ближе Гоголя, Плетнёв ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»: это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, имело великое влияние на всю его судьбу. Перед ним раскрывалась наконец перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, — но на поприще не служебном, а литературном. В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что, кроме места в институте, Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых; но главное было в нравственном влиянии, какое встретил Гоголь в новой среде.

Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято. Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным образованием и вообще было полезно для юноши с весьма скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением повышалось качество художественного творчества. У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной А. Росетти, впоследствии Смирновой. Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своем предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни. Переправа Н. Гоголя через ДнепрЭта пора была самою деятельной эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были «Вечера на хуторе близ Диканьки.

Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями в первой были помещены «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота»; во второй — «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Известно, какое впечатление произвели на Пушкина эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором; на первый раз не была понята вся глубина этого таланта, способного на великие создания. Следующими сборниками были сначала «Арабески», потом «Миргород», оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830—1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые. Литературная слава Гоголя стала бесспорной. За границей В июне 1836 Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл потом, с перерывами приездов в Россию, в течение многих лет. Пребывание в «прекрасном далеке» на первый раз укрепило и успокоило его, дало ему возможность завершить его величайшее произведение, «Мёртвые души» — но стало зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его могучего таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. Выехав за границу, он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже, где встретился и особенно сблизился со Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее.

В марте 1837 он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Осенью 1839 он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву, где его с восторгом встретили Аксаковы. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ». Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привести готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года этот первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцену «Ревизора».

Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Гоголь», М. В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголь Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте, Дюссельдорфе, то в Ницце, то в Париже, то в Остенде, часто в кружке его ближайших друзей, Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём все сильнее развивалось то религиозно-пророческое направление, о котором упомянуто выше. Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Если прежде он говорил, что первый том его поэмы есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать все им написанное, как греховное и недостойное его высокого посланничества. Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние. Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца.

Путешествовал по Германии, Швейцарии. Одновременно, работал над произведением «Мертвые души», идею которого, как идею «Ревизора» подсказал Александр Пушкин. Находясь во Франции Гоголь узнал о его гибели. Тогда Николай Васильевич решил, что это произведение, как некое «священное завещание» поэта. В это время у писателя начался первый душевный кризис, от которого лечился и только к осени 1845 года ему стало лучше. Гоголь снова преступил ко второму тому «Мертвых душ», но все так же сложно.

Николай Васильевич много отвлекался на другие дела. После написания книги «Выбранные места из переписки с друзьями» писатель получает очередной удар. Его начинают сильно критиковать, что очень плохо отразилось на его душевном состоянии. В 1850 году Гоголь решился прочитать некоторые главы второго тома «Мертвых душ», которые понравились его приятелям. Продолжая активно над ним работать в 1852 году завершил его, но в это время у него снова начался кризис.

«Искусство есть примирение с жизнью»: 210 лет со дня рождения Николая Гоголя

Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были « Выбранные места из переписки с друзьями » СПб. Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам , той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий — западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. Даже друзья- Аксаковы отвернулись от него. Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании.

Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафим Саровский , Игнатий Брянчанинов и др. Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя «натуральной школы», было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [12]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами партий и самолюбий.

Общественный смысл этой полемики был ему чужд. В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мертвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался.

Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [13]. Смерть Церковь Симеона Столпника на Поварской , которую посещал Гоголь в последние годы своей жизни С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году , а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование о. Матфея: «Отрекись от Пушкина». Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника.

Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [15]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [16] ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [16]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 23—24 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро, он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа.

Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [14]. По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные; вопреки первоначальному желанию друзей Гоголя, по настоянию начальства, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [17] [18]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве.

На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» цитата из книги пророка Иеремии , 20, 8. В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя пятнадцать лет после события, и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [20]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы профессором этого института, череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом, в частности, свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [21]. Обе эти версии носят апокрифический характер, они и породили множество легенд, в том числе о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа Гоголя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А.

Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении гоголевской могилы советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов В. Лидина [22] [23] [24] [25] [26] [27]. В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского , на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова М. Булгакова Е. Булгакова с уже соскоблённой надписью. Она подыскивала подходящее надгробие для могилы своего покойного мужа. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли камень «черноморский гранит».

Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта М. Булгакова: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [28] В настоящее время — к 200-летию со дня рождения писателя — по инициативе членов оргкомитета юбилея [29] могиле придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; начало 1828 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 46; апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Памятник истории Федерального значения; Министерство культуры РФ. Проверено 30 октября — 2 ноября 1839 года — квартира П. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; май — июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9.

Творчество Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [4]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х , сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга.

Художественное чувство его было сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал А. Пыпин , Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [4]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея «Мёртвых душ» в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [30]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [31]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей.

Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [30].

По словам товарищей, он неустанно шутил, разыгрывал друзей, подмечая их смешные черты, совершал проделки, за которые его наказывали. При этом он оставался скрытным - о своих планах никому не рассказывал, за что получил прозвище Таинственный Карло по имени одного из героев романа Вальтера Скотта "Черный карлик". Портрет Н. Первая сожженная книга В гимназии Гоголь мечтает о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое "для общего блага, для России". С этими широкими и смутными планами он приехал в Петербург и испытал первое тяжелое разочарование. Гоголь публикует свое первое произведение — поэму в духе немецкой романтической школы "Ганс Кюхельгартен". Псевдоним В. Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их.

Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов - это его псевдоним. Позднее Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. Эти наблюдения пригодятся ему потом для создания знаменитых повестей "Нос", "Записки сумасшедшего" и "Шинель". Геннадий Спирин. Иллюстрация к повести "Нос" "Вечера на хуторе близ Диканьки", или детские воспоминания После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька. Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя. Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку.

Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. Майская ночь, или Утопленница. Художник Ольга Ионайтис. Почему Гоголь не был женат? Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории. Слава о талантливом "преподавателе-рассказчике" даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории. В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться. Между тем многие современники писателя считали, что тот был влюблен в одну из первых придворных красавиц Александру Осиповну Смирнову-Россет и писал ей, даже когда она уехала с мужем из Петербурга.

Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской. С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант.

Одновременно, работал над произведением «Мертвые души», идею которого, как идею «Ревизора» подсказал Александр Пушкин. Находясь во Франции Гоголь узнал о его гибели.

Тогда Николай Васильевич решил, что это произведение, как некое «священное завещание» поэта. В это время у писателя начался первый душевный кризис, от которого лечился и только к осени 1845 года ему стало лучше. Гоголь снова преступил ко второму тому «Мертвых душ», но все так же сложно. Николай Васильевич много отвлекался на другие дела. После написания книги «Выбранные места из переписки с друзьями» писатель получает очередной удар.

Его начинают сильно критиковать, что очень плохо отразилось на его душевном состоянии. В 1850 году Гоголь решился прочитать некоторые главы второго тома «Мертвых душ», которые понравились его приятелям. Продолжая активно над ним работать в 1852 году завершил его, но в это время у него снова начался кризис. Второй том поэмы «Мертвые души» сжег 24 февраля 1852 года в Москве, в доме на Никитском бульваре, где прожил последние четыре года.

После написания книги «Выбранные места из переписки с друзьями» писатель получает очередной удар. Его начинают сильно критиковать, что очень плохо отразилось на его душевном состоянии. В 1850 году Гоголь решился прочитать некоторые главы второго тома «Мертвых душ», которые понравились его приятелям. Продолжая активно над ним работать в 1852 году завершил его, но в это время у него снова начался кризис. Второй том поэмы «Мертвые души» сжег 24 февраля 1852 года в Москве, в доме на Никитском бульваре, где прожил последние четыре года. Дом принадлежал графу Алексею Толстому, который приютил у себя вечно неустроенного и одинокого писателя и делал все для того, чтобы Гоголь чувствовал себя свободно и удобно. Все это время Гоголь жаловался на душевное расстройство и злой дух, который преследовал его и просил уничтожить все рукописи. Врачебный консилиум 3 марта 1852 года решился на принудительное лечение писателя. Результатом его явилось окончательное истощение и утрата сил. Вечером того же дня впал в беспамятство. Николай Васильевич Гоголь скончался 4 марта 1852 года в доме на Никитском бульваре в Москве.

Николай Гоголь - биография, новости, личная жизнь

Гоголь – наш современник: Новость: ПКПБ им. А. М. Горького: женя диаппа в «Прочие развлечения», 6 лет назад. сколько прошло лет с дня рождения гоголя если сейчас 2017. Гоголь родился 1 апреля 1809 года, Пушкин умер 10 февраля 1837. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – писатель. Родился в с. Большие Сорочинцы на Украине, в небогатой семье помещика В. Гоголя-Яновского. Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий