Оригинал взят у kajaleksei в Кто такие пролетарии 4 май 28, 2019, 21:01 В дополнение к заметкам. По поводу пролетариата, например, широко цитировали американского политолога Пола Холландера. Что такое пролетариат и кто такие пролетарии? Диктатура пролетариата.
Марина Королева: Ничего "гордого" и горделивого в слове пролетарий не было
Пролетариат — это в основном совокупность пролетариев, осознающих свое классовое единство. В основном, потому что как среди пролетариев есть приверженцы буржуазной идеологии, так и среди полупролетариев и мелкой буржуазии есть сторонники пролетариата. Формирование пролетариата на текущий момент — это формирование сознания классового единства через организационную работу на предприятиях. И это первейшая задача пролетарской партии. Все остальное вторично. На классовое деление оказывает влияние мировоззрение индивидуума. Оно смещает классовые границы, тем более, что классовые границы непрерывно смещаются по экономическим причинам. Пролетарии, теряя работу, вынуждены заниматься частным предпринимательством, и наоборот, предприниматели, разоряясь, готовы наниматься на любую работу. Классовая принадлежность определяется по субъективным критериям также у учащихся, студентов, солдат, служащих и пенсионеров. Приверженцы пролетарской идеологии определяются по критериям: 1. Примат коллективного перед индивидуальным.
Предпочтение результатам труда перед прибылью. Чувство ответственности перед обществом. Сочувствие угнетаемым. Обязательное проявление этих качеств не на словах, а в действиях.
В силу противоположности интересов их нередко называли антагонистическими. Интересы и чаяния пролетариата оказались в центре внимания марксизма. Сторонники этого политико-экономического учения придавали огромное значение деятельности данного класса в построении нового общества, основанного на справедливых началах. Давайте разберемся, что такое пролетариат, каковы его проблемы и интересы и почему его активно эксплуатировали капиталисты. Толкование термина пролетариат — что это Пролетариат лат.
Испытывает экономическую эксплуатацию со стороны буржуазии и не имеет право собственности на средства производства. В работе «Принципы коммунизма» Ф. Энгельс писал, что пролетарий получает средства к существованию посредством продажи собственного труда , а не живет, получая прибыль.
Правда, век назад как раз из неё формировалась «рабочая аристократия».
Но новая буржуазия России справедливо осознаёт себя классом временщиков, поэтому проявляет жадность и социальный паразитизм и ничего не делает даже для формирования выгодной ей «аристократической» прослойки среди рабочих преимущественно физического труда. Резерв рабочей армии На пике нынешнего социально-экономического кризиса численность безработных в России превышала 7 миллионов человек. Таковы официальные данные Росстата. Но эта служба, став структурным подразделением Министерства экономического развития РФ, старается всячески занижать показатели безработицы в стране.
В последнем ежемесячнике «Социально-экономическое развитие России» Росстат, приводя численность занятых и безработных в стране, признаётся: «С учетом лиц, отнесенных к занятым на основе ответов на дополнительные уточняющие вопросы, введенные в анкету обследования начиная с 2011 года, в апреле 2011 года в численность занятого населения дополнительно были включены 264 тысяч человек». Ради красивой социальной картинки, как говорится в народных сказках, «по амбарам пометут, по сусекам поскребут»… Не случайно многие эксперты, когда страна была оглушена кризисом, оценивали число безработных в 9—9,5 миллиона человек. Но сейчас речь не об этом. При этом в «тучные 2000-е» среди безработных доминировали рабочие низкой квалификации или без специальности.
Сейчас в «резерве главного командования капитала» их доля упала в 1,7 раза. Зато в кризис примерно в полтора раза выросла численность безработных среди квалифицированных индустриальных рабочих. На них приходится практически треть резервной армии труда. Как только капиталистическая экономика преодолеет экономическую депрессию, структура безработицы примет прежние очертания, так как станет выгоднее нанимать тех, кто имеет высокую квалификацию, и увольнять низкоквалифицированных рабочих.
Это — закон рынка рабочей силы. Он давно открыт Карлом Марксом и ни разу не давал сбоя в своей «работе». Такова уж природа хвалёной рыночной экономики. Полная занятость ущемляет рынок, выводит из него тех, кто своим трудом создаёт капиталистам прибыль.
Это социализм добивается полной занятости, потому что социальная роль частной собственности там стремится к нулю. Зарплата работников при социализме тоже не зависит от того, дышат ли им в затылок безработные. А когда целью является частная прибыль не важно, магната или предпринимателя средней руки , то класс работодателей заинтересован, чтобы безработица была постоянной. Для любого капиталиста она — самое надёжное условие держать зарплату на минимальном уровне.
Вывод прост: безработные — неотъемлемая часть класса наёмных работников. С её учётом численность рабочего класса в РФ в 2000-е годы остаётся стабильной, превышая 35 миллионов человек. Это — главная социальная база современной борьбы за социализм. Тот же главный вопрос Почему же так редко звучит в рабочей среде решительное «Баста!
Увы, гнётом давит боязнь потерять рабочее место: вот он, проклятый рынок рабочей силы! Ещё не преодолена советская привычка видеть в руководителе более высокого профессионала, живущего теми же интересами, что и его подчинённые, а не представителя антагонистического класса эксплуататоров. Даёт о себе знать мелкобуржуазное почтение к тому, кто сумел разбогатеть. Не забудем, наконец, что за годы Советской власти утрачена привычка отстаивать в жестком противостоянии с властью свои экономические интересы.
Это всё, скажем так, объективные причины слабых протестных действий современного пролетариата. Еще более значительна роль субъективного фактора. В русском национальном характере, в российской традиции — не махать попусту руками. Рабочая мощь решительно заявляет о себе тогда, когда она осознала реальную возможность победы.
Надо сказать, что слово пролетарий было популярным не только в Советском Союзе. Ранее французы называли так людей, ведущих праздный, бесполезный образ жизни. Во времена Великой французской революции термин был в ходу.
Лозунг «Пролетарии всех стан, объединяйтесь!
Что такое пролетариат в истории простыми словами, происхождение и особенности
Рис. 1. Пролетариат. В 1847 году определение пролетариату дал немецкий философ Фридрих Энгельс в своей работе “Принципы коммунизма”. Швейцарский либеральный экономист и историк Жан Шарль Леонар де Сисмонди был первым, кто применил термин "пролетариат" к рабочему классу, созданному при капитализме, и чьи труды часто цитировал Карл Маркс. их рабочая сила пролетариат (от латинского пролетарий «производящий потомство») - это социальный класс наемных работников. Рис. 1. Пролетариат. В 1847 году определение пролетариату дал немецкий философ Фридрих Энгельс в своей работе “Принципы коммунизма”.
617. Кто такой пролетарий
орудие пролетариата". В погромах участвовал люмпен-пролетариат. "Кто такие 'пролетарии'? Происхождение слова и его эволюция со временем" 1. Происхождение слова "пролетарии": Слово "пролетарии" зародилось в Древнем Риме. В римской социальной системе "пролетарии" относились к самой низшей слою населения. Значение слова “пролетариат” происходит от изначально латинского слова proletarius, прямое значение которого – “дающий потомство”. Вопрос: Кто такой пролетарий?Пояснение понятий: пролетарий, наёмный работник, мелкий буржуа, хочет вместе с нами бороться против буржуазно-эко. Пролетарий это кто такой? В ходе Октябрьской революции и строительства социалистического общества в России пролетариату не довелось сыграть отводимую Марксом роль в силу своей малочисленности и вследствие доминирующего положения коммунистической партии.
ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ЛОЗУНГ "ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!"
Кто же владелец? Представителя этого владельца укажет каждый, кто бывал в советской деревне: райком партии. Уполномоченный райкома в колхозе — председатель. Председатели колхозов — номенклатура райкомов партии. Вот райком действительно может распоряжаться колхозно-кооперативной собственностью, в противоположность самим кооператорам-колхозникам. Во время войны по решениям райкомов уничтожался или угонялся колхозный скот и сжигались колхозные амбары перед наступавшими немцами. По решениям райкомов перекраивали, укрупняли и разукрупняли колхозы. Однако и райком — не владелец, а лишь полномочный представитель владельца колхозно-кооперативной собственности, и действует он под контролем обкома партии 30. Михаил Восленский В статьях о привилегиях номенклатуры и о реальном уровне жизни большей части граждан при Сталине и при позднем СССР мы показали разницу в уровне жизни, которая позволяет судить, у кого была реальная власть. В статье о том, что номенклатура с марксистской же точки зрения является эксплуататорским классом , мы раскрыли также, что замена бизнесменов на номенклатурщиков ничего хорошего обществу не даёт.
Таким образом, мы можем видеть, что власть была не у пролетариата, а у тех, кто руководил коммунистической партией. Даже не у коммунистической партии в целом, потому что многие коммунисты при Сталине вообще начали уничтожаться, что мы рассмотрели в отдельном материале. Вполне логичный итог — ведь остальные партии были подавлены, так что заступиться за них было уже некому. Этот генезис так был описал бывшим коммунистическим номенклатурщиком Милованом Джиласом в его работе «Лицо тоталитаризма»: Партия рождает класс. Затем класс растёт уже и собственными силами, используя партию — своё основание. Класс усиливается, партия слабеет — такова неотвратимая судьба каждой правящей коммунистической партии 31. Милован Джилас На первом плане: Милован Джилас слева и Иосип Броз Тито Действительно, при коммунистических «пролетарских» революциях чаще всего к власти приходит «пролетарская» партия, устанавливающая свою диктатуру, после чего кадры этой партии формируют номенклатуру. Пролетариат здесь с первой и до последней минуты власти не имеет. Власть имеет лишь та его часть, которая влияет на принятие решений в коммунистической партии если выживает во внутрипартийной борьбе за единственно верное толкование единственно верного учения , но и она со временем преобразуется в номенклатуру.
Пролетарская партия? Многие исследователи отмечали также и то, что партия большевиков, как и её руководство, не были по своему составу пролетарскими. По выражению Владимира Ленина, «основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали и сами, по своему социальному положению, к буржуазной интеллигенции» 32. Сам Ленин был потомственным дворянином 33 , Григорий Зиновьев был из семьи владельца молочной фермы 34 , отец Льва Троцкого был собственником и арендатором 300 десятин земли 35 и так далее. Перед XI съездом Ленин писал о социальном составе всей партии в целом так: «Нет сомнения, что наша партия теперь по большинству своего состава недостаточно пролетарская. Я думаю, никто не может оспорить этого, и простая справка со статистикой подтвердит это положение» 36. Ситуация не особо поменялась и к XIII съезду партии. Доклад Иосифа Сталина включал в себя следующие данные: Социальный состав партии. Нужно, стало быть, расширить ЦК за счёт увеличения его рабочего состава.
Иосиф Сталин Попытки расширить участие рабочих в партии приводили к падению качества руководящих кадров. Они были склонны к уравнительности, крайне негативно относились к специалистам и интеллигенции 38. Этот барьер массовой психологии в 20-е годы стал практически непреодолим. То была послушная и доверчивая всякому внушению свыше масса. На I съезде партии, который её основал, «часть делегатов выступила против наименования партии рабочей. Мотивировалось это тем, что фактически в социал-демократические организации входит пока немного рабочих. Мнения разделились. Слово «рабочая» было включено в него уже после съезда, при составлении Манифеста, с согласия двух членов ЦК» 39. А было это согласие действительным?
Принятое I съездом партии решение, заменявшее партийный устав, устанавливало своим пунктом 4: «В особо важных случаях Центральный Комитет руководствуется следующими принципами: а В вопросах, допускающих отсрочку, Центральный Комитет обязан обращаться за указаниями к съезду партии; б В вопросах, не допускающих отсрочки, Центральный Комитет по единогласному решению поступает самостоятельно…» 40. Это факт, что словечко «рабочая» появилось в названии партии вопреки даже её собственному решению и уставу. Нужно ли говорить, что с составом партии оно не имело вообще ничего общего. Была это группа интеллигентов, многие из которых были действительно вдохновлены благородными целями борьбы против деспотизма — но отнюдь не за создание нового деспотизма. Но, может быть, правящая Коммунистическая партия состоит из рабочих? Может быть, они составляют большинство в ЦК партии? Нет, при Ленине состав ЦК немногочислен и там, как и в правительстве, — профессиональные революционеры. Так никогда и не включались рабочие в ЦК? Почему же, бывало.
Существует и доныне практика включать нескольких рабочих напоказ в состав ЦК. Мне приходилось иметь дело с некоторыми из них, например, с Валентиной Гагановой. Они — типичные представители рабочей аристократии, которых избирают в президиумы и посылают в составе делегаций, но никакого влияния в ЦК эти профессиональные подставные лица не имеют, отлично это понимают и знают своё место. Не было её и ни в какой иной социалистической стране. Вообще её не было 42. Михаил Восленский Этот практический опыт показывает нам, что сама идея классовой партии и власти класса не имеет общего с реальностью. У разных представителей одного и того же социального класса могут быть разные интересы. При этом рабочие могут быть слишком заняты на изнурительных работах, чтобы вырабатывать политическую повестку, и у них нет столько денег, чтобы создавать свою политическую организацию. Совершенно нормально, когда выработкой повестки занимается часть интеллигенции, а финансирование обеспечивает часть бизнеса — эти интеллигенция и бизнес вполне могут симпатизировать левым идеям, что показывает настоящая история самой же большевистской партии об источниках финансирования партии будет отдельный материал.
Только если при этом декларируется то, что партия «пролетарская» и выступает за «диктатуру пролетариата» — это лицемерие и обман. А если при этом партия демократическая, противоречие снимается. Устаревание термина и народные демократии Концепцию диктатуры пролетариата критиковали уже сами марксисты из числа сторонников эволюционного развития социализма — например, Карл Каутский. Он считал, что пролетариат может победить и без революции, и отмечал демократизацию общества по мере развития капитализма 43 , в связи с чем нужно бороться за демократию и реализацию социализма реформами. Систему, возникшую в СССР, он описал следующим образом: …если мы говорим о диктатуре как о форме правления, мы не можем говорить о диктатуре класса, ибо […] класс может господствовать, а не управлять. Следовательно, если под диктатурой понимать […] форму правления, тогда можно говорить только о диктатуре одного лица или организации. Следовательно — не о диктатуре пролетариата, а диктатуре пролетарской партии. Но тогда […] пролетариат распадается на различные партии. Диктатура одной из них отнюдь уже не будет диктатурой пролетариата, но диктатурой одной части пролетариата над другой 44.
Карл Каутский В то же время парламентская демократия, на которую Карл Маркс навесил демагогический ярлык «буржуазная демократия» по всей видимости, посчитав неубедительными свои доводы без использования этого приёма , а Владимир Ленин вслед за ним заявил, что «на деле демократическая республика, учредительное собрание, всенародные выборы и т. Во многих развитых странах повышалась роль независимых профсоюзов, стали приходить ко власти различные левые партии, и рабочие реально участвовали в управлении обществом как через профсоюзы, так и через выборы, и благодаря сменяемости власти повышались их шансы самим участвовать в политике. То есть никакой «диктатуры буржуазии» не наблюдалось. В это время при так называемой «диктатуре пролетариата» независимые профсоюзы были подавлены и превращены в «приводные ремни» 46 партии, все партии кроме коммунистической подавлялись, а рабочие стали всё меньше участвовать в политике, так как принадлежность к номенклатуре стала практически наследственной , и этой принадлежностью номенклатурщикам надо было обеспечивать в первую очередь своих детей. Уже ближе ко второй половине ХХ века понятие диктатуры настолько скомпрометировало себя, что коммунистические партии были вынуждены перейти с диктатуры пролетариата на новую концепцию — так называемые «народные демократии», которые создавались в советской зоне влияния 47 , то есть многопартийные системы при лидирующей роли коммунистической партии и наличии некоторых демократических институтов — таких, как парламент. При этом данные страны называли себя социалистическими. Диктатура пролетариата исчезла юридически в СССР ещё при Иосифе Сталине, так как в Конституции 1936 года, а именно в статье 1, где было написано, что «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
Задача нашего поколения — разыскать и доставить строительные материалы, потребные для постройки нового здания; а построить его — это уже задача будущих поколений, и мы можем быть спокойны — в строителях недостатка не будет. Мы не из тех коммунистов, которые всего хотят достигнуть любовью. Мы не проливаем горьких слез при лунном свете над несчастиями человечества и не замираем затем в восторженном восклицании при мысли о золотом будущем. Мы знаем, наше время серьезно, мы знаем, оно требует от каждого напряжения всех его сил, и мы знаем, что эти грезы о любви не что иное, как своего рода духовное самоослабление, лишающее каждого, кто предается им, всякой дееспособности. Мы не из тех коммунистов, которые уже теперь проповедуют вечный мир, в то время как наши враги повсюду готовятся к бою. Мы знаем прекрасно, что нигде, за исключением разве Англии да Северо-Американских свободных Штатов, нигде нам не удастся перейти к лучшему строю раньше, чем мы силой добьемся для себя политических прав. Пусть осуждают нас за это иные и пусть ославят нас революционерами. Печали нам до этого мало. Мы, по крайней мере, не желаем пускать пыль в глаза народу, мы хотим сказать ему только правду и обратить его внимание на приближающуюся бурю, чтобы он мог к ней подготовиться. Мы не заговорщики, которые хотят начать революцию в такой-то именно день или перебить государей в такой-то срок; но мы и не терпеливые агнцы, безропотно принимающие на себя крест свой. Мы прекрасно знаем, что на континенте должен загореться бой между аристократическими и демократическими элементами, — это знают и враги наши, и они снаряжаются в битву; поэтому долг каждого приготовиться, чтобы нас не застигли врасплох и не истребили бы нас. Нам предстоит еще выдержать последнюю и серьезную борьбу, и когда наша партия выйдет из нее победительницей, тогда только настанет время, будем надеяться, навсегда отложить оружие в сторону. Мы не из тех коммунистов, которые верят, что коммунистический строй может, словно по щучьему велению, быть введен немедленно после победоносно проведенной борьбы с врагами его. Мы знаем, что человечество не делает прыжков, а лишь шаг за шагом подвигается вперед. Не можем мы с вечера на утро перейти из негармонического общества в гармоническое; для этого понадобится, смотря по обстоятельствам, более или менее продолжительный переходный период. Лишь постепенно может быть преобразована частная собственность в общественную. Мы не из тех коммунистов, которые хотели бы уничтожить личную свободу и превратить весь мир в одну большую казарму или в один большой рабочий дом. Разумеется, есть коммунисты, которые не стесняются и отрицают и хотят уничтожить свободу личности, которая, по их мнению, мешает общественной гармонии; но у нас нет никакой охоты покупать равенство ценой свободы. Мы убеждены, и в следующих номерах мы постараемся доказать это, что ни в каком обществе свобода личности не может быть больше, чем в том, которое будет построено на основе коммунизма. Мы сказали теперь, кем мы не являемся; в нашем исповедании веры мы скажем, кто мы такие и чего мы хотим. Нам остается еще только направить несколько слов к пролетариям, принадлежащим к другим политическим и социальным партиям. Все мы боремся против современного общества, угнетающего нас и заставляющего нас томиться в страданиях; но вместо того, чтобы подумать об этом и объединиться, мы, к сожалению, слишком часто ведем борьбу между собою, к великому удовольствию наших угнетателей. И вместо того, чтобы, объединившись, всем вместе взяться за дело и установить демократическое государство, в котором бы каждая партия могла пытаться словом и печатью склонить на свою сторону большинство, мы ссоримся по поводу того, что должно произойти и чему не должно быть места, когда мы окажемся победителями. Нам невольно вспоминается при этом басня об охотниках, которые передрались между собою из-за шкуры медведя еще раньше, чем увидали его. В настоящее время поистине пора нам прекратить наши споры и вражду и подать друг другу руки для общей нашей защиты. Но чтобы это могло случиться, писатели, принадлежащие к различным партиям, должны перестать оспаривать чужие мнения с крайним ожесточением, осыпая их сторонников самою грубою руганью. Мы, со своей стороны, уважаем всякого человека, будь это аристократ или пиетист, лишь бы у него было свое мнение, которое он и защищает со всем упорством и решительностью, так как считает его правильным. Мы не даем пощады лишь тому, кто, под маской какой-нибудь социальной партии или религии, имеет в виду лишь свое собственное грязное я. Обязанность всякого честного человека разоблачать по возможности скорее таких лицемеров, выставив их во всей их отвратительной наготе к позорному столбу. Кто-нибудь может защищать и ошибочное мнение, но пока он считает его справедливым и честно стоит под его знаменем, его нельзя презирать. С этой точки зрения, напр. Карл Гейнцен, по-видимому, или совсем не знает коммунизма, или увлекся личной враждою, какая существует между ним и некоторыми коммунистами, и стал поносить великую партию, стоящую в самых первых рядах демократической армии. Прочитав его нападки на коммунистов, мы были в высшей степени изумлены, потому что задеть нас его оскорбления не могли, так как, таких коммунистов, как он их описывает, и на свете нет, и он вероятно создал их силою своего воображения специально с целью затем их уничтожить. Мы говорим, мы были изумлены, так как нам непонятно было, как мог демократ бросить таким образом факел раздора в ряды своих собственных собратьев по оружию; но еще более возросло наше изумление, когда мы дочитали его брошюру до конца и нашли там его девять пунктов, в которых он требует почти то же самое, что и коммунисты. Единственное различие между нами - это в том, что гражданин Карл Гейнцен смотрит на свои девять пунктов как на основу нового общественного строя, мы же видим в них основу лишь переходного периода, который должен привести нас к полному коммунизму. Нам известно, что гражданин Гейнцен на все возможные лады преследуется нашими угнетателями, он оклеветан ими и поруган. Немудрено, что он в раздраженном состоянии: поэтому у нас нет ни малейшего желания со своей стороны напасть на него; наоборот, мы не откажемся протянуть ему руку для объединения. В единстве сила, и только оно и в состоянии привести нас к цели.
Говоря о пролетариате XIX в. Ленин говорил также об инженерном пролетариате, роль которого в XX в. Естественно, что как буржуазия, так и пролетариат существуют не в кристально чистой, строго отдельной друг от друга форме, а среди них есть множество групп и промежуточных слоёв, в большей или меньшей мере относящихся к тому или иному классу. Но в общем каждый из классов вполне целостен. С развитием производительных сил общества, и особенно с развитием формы труда, эта структура претерпевает изменения. Это я и постарался исследовать. Конкретный вопрос, с которого возникла идея написания статьи был следующий — если в начале XX в. Или хотя бы протоавангардом, в потенциале способным стать основой прогрессивной преобразующей силы общества, которой является пролетариат в целом. Ключевым моментом здесь, пожалуй, является форма труда, но эта гипотеза требует более глубокого изучения. В статье этот вопрос к сожалению не в полной мере смог разобрать, постараюсь отчасти исправить это в текущем выступлении. То есть одна миллионная доля населения владеет одной третью богатств. Колоссальное неравенство. Если же говорить об отчуждении пролетариата от власти в российском буржуазном государстве, то яркий показатель этого следующий — среднестатистическая семья депутата Госдумы сами-знаете-какой-партии в 2011 г. И естественно что они штампуют, например, законы о приватизации. Естественно, причина такого разрыва лежит в частной форме собственности, позволяющей небольшой группе людей держать в своих руках огромные капиталы и, следовательно, власть, и посредством этого угнетать остальных, то есть тех, кто эти капиталы, собственно, произвёл. Сказав о российском пролетариате в общем, перейдём к его структуре и сущности. Структура рабочего класса существенно изменилась за последние два десятилетия. В этом процессе есть две тенденции: 1.
Как в том анекдоте про попугая, желавшего поехать за рубеж: «Хоть тушкой, хоть чучелом! Помните знаковый кинофильм эпохи позднего Застоя «Блондинка за углом»? Среднестатистическая девушка из торгового зала, которая может достать всё и даже больше. Нам показывают убожество её чрезмерно активной натуры, но большинство зрителей полагали, что она — круче и значительнее своего антипода — астрофизика Николеньки. Она же может спокойно выложить на стол сервелат, банки с немецким пивом и даже … немыслимо-запредельные солёные орешки. Пересмотрите фильм — ужаснётесь желанному ассортименту. А молодые люди, которых дома и в школе уже запугали аббревиатурой ПТУ, сглатывали слюну и мечтали о правильной работёнке под хруст тех самых импортных орешков… Маникюрша, банщик, бармен, механик автосервиса, портниха мехового ателье — звучит, вроде бы не очень громко, зато - престижно. На обложку не поместят, конечно, а нам оно надо? Именно эти люди пропускали через свои умелые ручки магнитофоны-двухкассетники, американские джинсы, диоровские духи, а также — собрания сочинений и билеты на модные спектакли. В позднем СССР негласно ценился не тот, кто строит, а тот, кто обустраивает. Вернее — кто умело устраивается. Бытовала такая фразочка — «умеет жить». Это о человеке, который так удачно пристроил свою тушку, что теперь обладает всеми благами цивилизации, как то - блоками жвачек, подшивками журнала Burda Moden, кроссовками Adidas и - лишним билетиком на «Юнону и Авось». Скажете, что в 1970-1980-х это было не так? Скажете, что все граждане СССР горели массовым порывом возводить новостройки в районе нетоптаных троп и могучих рек? Тогда почему общество так ретиво ломанулось «перестраиваться», а точнее — метнулось в сторону кооперативов и Рижского рынка, заваленного блескучими шмотками? Наверное, всё тривиальнее и грубее. Может просто школьницы 1980-х, выспренне писавшие в своих школьных сочинениях о подвиге труда и о передовой ткачихе Голубевой, на самом деле мечтали открыть свой маникюрный салон? Разумеется, так было не всегда — поговорите со стариками, они ещё могут рассказать о послевоенных и даже о довоенных годах. Посмотрите фильм «Высота». В нём есть и пафос, и высокопарные слова о красоте новой домны, и даже — признание в любви …высоте. Вместе с тем, этим героям веришь. Но, что самое интересное, им веришь до сих пор. Или, к примеру, возьмём кинокартину «Добровольцы» - о строительстве московского метро, или «Весну на Заречной улице». Везде мы видим молодых работяг, на которых хочется равняться. Никакой фальши. И это при условии, что соцреализм всегда приукрашивал действительность — такова была особенность этого метода, призванного отображать наилучшие образцы. Но в 1970-1980-х годах агитпроп был совершенно бессилен, хотя и велеречив, а циничные массы давным-давно ни во что не верили, продолжая твердить, что ПТУ — это Помоги Тупому Устроиться, а умный устраивается совсем по-другому… К сожалению, несмотря на заманчивую ностальгию по СССР, мы сейчас во многом «наследуем» негативный опыт предперестроечной и перестроечной эпох, помноженный на бессовестность 1990-х. Президентский призыв к возрождению профтехобразования и, как следствие, рабочего класса — это прекрасно. Это звучит гордо. Очень хотелось бы видеть молодых ребят, которые умеют, собственно, вкалывать, а не торговать и «умно устраиваться»… Но для этого нужно употребить усилия по созданию привлекательного имиджа рабочих специальностей, иначе в наше время — никак.
Гегемон второго сорта: почему исчез пролетариат
Пролетарии — это от слова пролетать («как фанера над парижами»). Региональные новости. Для пролетария похуй, для тех, кто собирается заниматься организационной и партийной деятельность указание на какие категории пролетариев направить свою деятельность, не распыляя своих незначительных сил. их рабочая сила пролетариат (от латинского пролетарий «производящий потомство») - это социальный класс наемных работников.
Что такое пролетариат, и каково его историческое значение
Комплектация римского войска из пролетариев стало обычным делом со времён Мария. В случае поступления на военную службу пролетарий получал от государства оружие — щит и меч. Пролетарии были низшим классом, в значительной степени лишённым права голоса [8]. Участие пролетариев в государственной жизни было весьма ограничено: они составляли при подаче голосов в комициях всего одну центурию из 193, учреждённых Сервием Туллием. При голосовании кавалерии и высшего класса пехоты было достаточно, чтобы решить вопрос; поскольку голосование начиналось сверху, вопросы обычно решались до того, как проголосовали низшие классы [9]. После Второй Пунической войны в 201 году до н. Марианские реформы 107 г.
Изначальное русское толкование[ править править код ] Победивший пролетарий указывает крестьянину путь на серебряном советском рубле 1924 года Значение слова в новое время[ править править код ] В эпоху Великой французской революции Жан Сисмонди ввёл понятие «пролетариев» как совокупность неимущих людей, отличающихся необеспеченностью существования, живущих сегодняшним днём фр. Окончательно в современном смысле слова понятия пролетариат и пролетарий сформировались с образованием социал-демократических партий в Западной Европе, которые под термином пролетариат уже подразумевали весь рабочий класс , живущий продажей своей рабочей силы и не имеющий в своём распоряжении средств производства. В этом последнем смысле говорят также и об умственном интеллектуальном пролетариате. Пролетариат в марксизме[ править править код ] В этой статье имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.
Газета Пролетариат на ста польских злотых 1988 года В классическом марксизме определение пролетариату было дано Ф. Энгельсом в его работе « Принципы коммунизма » закончена в конце октября 1847 года : «Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда, а не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала» [12]. В работе «К проекту коммунистического символа веры» Энгельс разъясняет, что «пролетариат возник в результате введения машин…, которые… вытеснили тогдашних рабочих» [4] , связывая появление пролетариата с машинным, промышленным производством. Буржуазная конкуренция и научно-технический прогресс приводят к тому, что ряды рабочего класса пополняют наёмные рабочие прежней эпохи, ремесленники и крестьяне, мелкие промышленники, торговцы и рантье, а сам рабочий класс пролетаризируется. Александр Тарасов следующим образом объяснил существенные отличия пролетариата от остальных социальных классов.
Класс социально-неустроенных людей без гарантированной занятости. Наемные работники умственного труда. Этот термин ввел Карл Маркс. К ним принадлежат деклассированные элементы и группы лиц исключенные из гражданского общества.
Пролетариат революция. Первая советская конституция предполагала строительство государства диктатуры пролетариата. Некоторые поселки получили такое название и даже город Пролетарск появился в Ростовской области.
В современном мире это не только рабочие промышленности, но и представители других сфер труда, которые не имеют собственности на средства производства и зависят от своего труда.
К таким категориям можно отнести: Рабочие на производстве. Некоторые категории интеллектуального труда. Пролетарское государство: идея и реализация Идея пролетарского государства основана на концепции диктатуры пролетариата, предложенной Марксом и Энгельсом. В таком государстве основная власть принадлежит классу пролетариатов.
Однако на практике реализация этой идеи часто приводила к созданию тоталитарных режимов. Значение сегодня В современном мире пролетариат — это категория, которая продолжает играть важную роль в экономической и социальной структуре общества. Хотя исторический контекст и условия труда изменились, основные черты пролетариата остаются актуальными. Пролетариат в современных условиях означает рабочие слои, которые не владеют средствами производства и зависят от своего труда.
Автор: Ксения Редичкина фото: pixabay. В предисловии к немецкому изданию 1872 года Энгельс написал: «…Манифест является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя в праве». Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата.
Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Пролетариат: что это такое в истории
Поэтому принципиально, жизненно важно понимать, кто на какой стороне баррикад окажется, кому можно будет доверять, а кому никак нельзя. Может быть мой подход к определению "пролетарий" и не самый лучший, но классический, в современных условиях не годится совсем. Пролетарии — это от слова пролетать («как фанера над парижами»). Современный пролетарий, как и его исторический предшественник, играет важную роль в обществе. Проще говоря, пролетариат — это (немецкий пролетариат от латинского proletarius — небогатый) социальный класс наемных рабочих, которые живут только своим собственным трудом и навыками (специальностями, квалификацией) и не имеют ничего. Советская историческая энциклопедия. ПРОЛЕТАРИАТ — ПРОЛЕТАРИАТ (лат. proletarius – пролетарий) – понятие, в Древнем Риме обозначавшее принадлежность к неимущему слою, к безземельному свободному населению, которое не платило налогов и не могло приобрести.
"Кто такие 'пролетарии'?
Современный пролетарий, как и его исторический предшественник, играет важную роль в обществе. Пролетариат — класс наёмных работников, лишённых собственных средств производства и вынужденных поэтому продавать свою рабочую силу собственникам общественных средств производства — капиталистам, использующим наёмный труд в целях получения прибыли. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Речь пойдет о пролетариате: его зарождении в конце XIX века, крестьянских корнях и особенностях как класса. Кто такие "пролетарии"? Слово «пролетарий» происходит от латинского «производить на свет потомство» или proles. Это был класс объеденившихся римлян, которые были свободными, но никакой собственности и богатства у них не было и в помине.