Петр Петрович Кащенко (1859−1920) был известным русским психиатром. Принадлежал он к тому поколению российской молодежи, которому сильно испортило жизнь чтение и почитание Чернышевского.
Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти)
Образование он продолжил в Казанском университете, куда отправляли «неблагонадежных» студентов. Из второй серии вы узнаете, какие нововведения ввел доктор Кащенко в Нижнем Новгороде — например, это он отменил смирительные рубашки. К буйным больным он входил без санитаров. В Москве он повелел снять решетки с окон больницы и организовать прогулки для больных, а также сумел добиться сокращения рабочего дня и увеличения жалованья для сотрудников больницы.
Его брат Всеволод стал известным дефектологом.
После смерти отца, мать — Александра Павловна Черникова — дочь коллежского асессора, ушла в монастырь, но перед этим сумела выхлопотать для своего сына — будущего психиатра, стипендию на медицинском факультете Киевского университета Святого Владимира. Учился он блестяще, что и помогло ему позже перевестись на аналогичный факультет Московского университета. Тут и проявился его бунтарский характер. Изучая биографию этого человека, я поразился тому, насколько последовательным, смелым и принципиальным он был.
Когда Кащенко уже заканчивал университет, был убит русский император Александр II. Студенты засобирались отправить «посольство» от своего ВУЗа, купили венок, стали выбирать делегатов.
В 1905 году принимал участие в революционных событиях в Москве, оказывая помощь раненым во время восстания на Пресне. В 1905—1906 годах возглавил нелегальный межпартийный Красный крест. Организатор и председатель первого в России Центрального статистического бюро для учёта психических больных. Весной 1907 года Санкт-Петербургское губернское земство пригласило Кащенко возглавить руководство и наблюдение за строительством новой психиатрической больницы, в разработке проекта которой он принимал личное участие. В 1913 году возглавляемая Кащенко больница как образцовая отмечена Малой золотой медалью на Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге, а сам Кащенко удостоен почётного диплома за разработку сведений о переписи душевнобольных в Санкт-Петербургском земстве. В 1915 году Санкт-Петербургская больница получила многочисленные положительные отзывы на Дрезденской международной гигиенической выставке [4].
С мая 1917 года руководил нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918—1920 годах заведовал подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР.
Биография[ править править код ] Могила Кащенко на Новодевичьем кладбище Москвы. Отец — Пётр Фёдорович Кащенко? Мать — Александра Павловна Черникова, дочь коллежского асессора. В семье было семеро детей. Младший брат — Всеволод , врач- дефектолог [2]. В 1876 году окончил Ейскую кубанскую войсковую гимназию. В 1876—1881 годах учился в Киевском , затем — в Московском университете [2] , откуда был исключён за участие в студенческом революционном движении и выслан из Москвы в Ставрополь.
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко»
Алексеева носила имя доктора Кащенко. Несмотря на то, что Петр Петрович возглавлял клинику всего 4 года по тем меркам - достаточно небольшой срок , за этот период он смог сделать очень много, как для пациентов, так и для персонала, и конечно, для психиатрии в целом. Страницы истории больницы не оставили нас равнодушными, и мы предлагаем вашему вниманию первую серию видеобиографии о жизни и деле выдающихся деятелей психиатрии.
Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.
К приезду Кащенко старые флигели уже отремонтировали, два новых здания построили и вроде бы подготовили к размещению больных. Но после осмотра помещений новый заведующий нашел, что «они не во всех своих частях соответствовали требованиям современной психиатрической науки и практики». Коллега Кащенко П. Трайнин вспоминал, что после образцовой колонии в Бурашеве больничные корпуса в Нижегородской больнице показались Петру Петровичу мрачными. Новые, пока еще пустые корпуса выглядели более современно и были лучше оснащены, но все отделение даже отдаленно не напоминало современное, по мнению Кащенко. Больные всецело были предоставлены служительскому и надзирательному персоналу, совершенно не приспособленному к уходу за душевнобольными. О каком-либо лечении не было и речи. Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение.
После поражения революции он, не обращая внимания на собственную безопасность, помогал скрыться разыскиваемым царской охранкой товарищам. Врачебный авторитет Кащенко оказался настолько высок, что его не посмели тронуть. Более того, доктор-революционер переехал в столицу, где возглавил новую земскую психиатрическую больницу. Лечебное заведение быстро стало образцовым, одним из лучших в Европе. Кащенко одним из первых стал заниматься изучением статистики психиатрических заболеваний по стране, считая, что она может дать картину того, что происходит в обществе. Во время Первой Мировой войны Кащенко занимался изучением психических заболеваний солдат на фронте и организацией оказания им специализированной помощи. Революцию 1917 года доктор Кащенко встретил с радостью. Пока другие медики бежали от ужасов большевизма, Петр Петрович, несмотря на трудности периода Гражданской войны, разрабатывал масштабный план организации психиатрической помощи в РСФСР. Авторитет Кащенко был очень высок. В августе 1919 года на 1-м Всероссийском совещании по вопросам психиатрии и неврологии Петр Кащенко выступает с программным докладом, который содержит в себе основные положения и принципы развития психиатрии в Стране Советов. Талантливый медик, доказавший эффективность своих методов работы, намеревался сделать советскую психиатрию лучшей в мире. Но доктора Кащенко подвело здоровье. Он страдал желудочным заболеванием, которое потребовало оперативного вмешательства. Однако операция вызвала осложнения, от которых Петр Петрович Кащенко скончался 19 апреля 1920 года. С годами название этих медучреждений трансформировалось в короткий термин «Кащенко». Вряд ли это бы понравилось самому доктору — ведь жуткие методы лечения, которые любят обсуждать обыватели, абсолютно не имеют отношения к тому, что практиковал сам медик.
5 фактов о Кащенко Петре Петровиче
Он был арестован, исключен из университета за пару месяцев до окончания учебы и сослан в Ставрополь. Доучивался Кащенко в Казани, где, к слову, для заработка преподавал пение — поскольку был весьма музыкально одарен, играл на многих инструментах и великолепно дирижировал. Потом он работал во многих больницах, а прославился в Тверской губернии, организовав там больницу для лечения «особых пациентов». Прежде чем взяться за это дело, он крепко изучил европейский опыт — посмотрел, как организована психиатрическая помощь в Германии, Шотландии, Бельгии и Франции. Ему понравилось далеко не все; он взял лучшее и создал свою, уникальную систему, внедренную затем в больнице в Сиворицах под Питером — систему помощи, в основе которой лежала гуманность и приоритет интересов больного. Именно Кащенко внедрял идеологию «нетеснения» в лечение душевнобольных, он первым начал сочетать медицинское лечение с арт- и трудотерапией. Словом, он был очень хорошим, думающим доктором.
В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам В больнице имени Кащенко объяснили странный ремонт труб. Кащенко», где проходят лечение пациенты с психическими заболеваниями, дало комментарий после появления в соцсетях снимков, на которых виден весьма странный ремонт труб внутри помещений лечебного учреждения. Напомним, в соцсетях стали распространять фотографии, косвенно подлинность которых подтвердили своим комментарием в больнице. На них видно, что трубы врезаны на значительно расстоянии от стен, а затем криво смонтированы в потолок.
Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.
В процессе беседы Кащенко подробно ознакомился с биографией пациента: тот происходил из мещан, работал и кузнецом, и слесарем, и плотником, и землепашцем и вообще отличался трудолюбием и позитивным отношением к жизни, несмотря на вспышки агрессии, которые проявлялись в состоянии опьянения. Как пишет З. Агеева, больной был обезоружен добротой и участием врача и с готовностью согласился помогать ему в обустройстве мастерских. Состояние Евлогова стало стремительно улучшаться, а через некоторое время его даже сочли возможным выписать. В следующем, 1890 году в кабинет Петра Петровича вошел прилично одетый мужчина, выложивший на стол кусок деревенского сала и домашние заготовки овощей. Это был недавний «опасный больной», который приехал поблагодарить Петра Петровича за лечение и сообщил, что чувствует себя нормально, работает и содержит семью. Он согласился остаться на месяц, чтобы «закрепить лечение» и помочь в больничном хозяйстве. В последующие годы Евлогов вел абсолютно нормальную жизнь, даже занимал ответственные должности в разных местах, но неизменно приезжал в психбольницу раз в год или как только чувствовал какую-то перемену в настроении. Достаточно было недели в стенах отделения, чтобы к нему вернулась уверенность в своем психическом здоровье. Подобные курсы реабилитации Евлогов получал все 15 лет, пока там работал Кащенко, и даже после отъезда врача, уже будучи стариком, он продолжал регулярно посещать лечебницу. Этот случай далеко не единичен в практике нашего героя. Он успешно находил язык с любыми, самыми страшными и буйными пациентами. Порой это пугало его коллег, особенно представителей младшего персонала, которые были уверены, что доктор Кащенко владеет гипнозом. В его гипнотические способности верили даже родственники. Возможно, нечто подобное действительно имело место, но больные любили Петра Петровича по другой причине. Его всегда отличало человечное отношение к своим пациентам. Для него было неприемлемо ущемление прав и ухудшение условий жизни целой группы людей только за то, что они тяжело больны. Поэтому, конечно же, заняв пост заведующего, он тут же начал бороться с несправедливостью. Первым шагом стала замена мрачных оконных решеток на рамы с более прочным стеклом. Двери в палаты больше не запирали, в вестибюле повесили шторы и картины.
Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти)
Санкт-Петербургская городская психиатрическая больница №1) основана в 1909 году выдающимся русским психиатром Петром Петровичем Кащенко в бывшей усадьбе Демидовых Сиворицы. 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. Во многих современных публикациях местом его рождения называют город Ейск Краснодарского края. Статьи/10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера. После окончания Ейской Кубанской войсковой гимназии Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета, вскоре перевелся в Московский университет. Кадры результатов странного ремонта в психоневрологическом диспансере больницы имени Кащенко на Старо-Петергофском проспекте, № 50, литера А, вызвали у петербуржцев недоумение.
Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов
Кащенко, Пётр Петрович — Википедия | Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной. |
Литературные дневники / Стихи.ру | Кащенко лично руководил больничным ансамблем и хором пришлось вспомнить уроки музыки и пения, которые Петр Петрович давал девицам-гимназисткам в ставропольской ссылке. |
Психология трудного детства. К 150-летию со дня рождения В.П. Кащенко (1870–1943)
150-летие Петра Петровича Кащенко. Пётр Петрович Кащенко Петр Петрович Кащенко родился в 1858 г., окончил Московский университет в 1881 г., но врачебного экзамена держать не мог, так как он был выслан из Москвы за «вредную» политическую деятельность. 9 января 1859 года родился выдающийся врач-психиатр Петр Петрович Кащенко, чье имя стало нарицательным. Главврач больницы имени Кащенко объяснил странности прокладывания водопроводных труб в больнице.
Краткий курс истории. Великий психиатр
Впервые в России Кащенко создал так называемую «поэтапную систему психиатрической помощи» и систему психиатрического патронажа в Балахнинском районе Нижегородской области. Многое из его теоретических и практических разработок применяется при оказании психиатрической помощи и в настоящее время, в частности, - это децентрализация и оказание многообразных форм психиатрической помощи, развитие психосоциальной реабилитации, повышение качества жизни психически больных. В 1904 году Петр Петрович был переведен в Москву, где он явился инициатором создания Центрального бюро для учета психических больных. В 1904-1906 годах Кащенко был заведующим Московской психиатрической больницы, а в 1907-1917 годах — заведующим Петербургской психиатрической больницы. Обе эти больницы носили его имя, которое вскоре стало нарицательным.
Но еще более удивительно — не утратили своей остроты и свежести авторские раздумья и выводы. Тема их волнует нас и сегодня не меньше, чем тогда, когда они ложились на бумагу ровными рядами строк. Это тема так называемых трудных детей. Нервных, отставших от... Детей «дефективных».
Последнее выражение введено в научную лексику в начале века как раз автором данного труда Всеволодом Петровичем Кащенко. Потом он предпочитал писать и говорить: исключительные дети, подчеркивая, что врачи и педагоги имеют дело с аномалиями, обусловленными не только органическими недостатками, но и отклонениями при изначально нормальной психико-соматической конституции, вызванными неправильным образом жизни, неблагоприятными социальными условиями. Кроме того, неправильности в поведении, в отношениях с окружающей средой, в восприятии социальной информации могут быть связаны и с избыточностью проявления той или другой особенности организма или стороны личности. Наконец, еще один аспект — сугубо гуманистический. Недостатки, с которыми приходится иметь дело детскому невро- или психопатологу, как правило, не означают социальной неполноценности будущего взрослого человека. Исходная установка врача и педагога, неоднократно подчеркивал В. Кащенко, должна быть ориентирована на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности. Мера медико-педагогических усилий зависит от степени отклонения от нормы. Поэтому речь должна идти не о дефективности ребенка, а об исключительности ситуации, имея в виду, что любого ребенка с патологическими чертами в характере и в поведении следует сделать достойным членом общества и не травмировать его сознание заведомым штампом, предохранить от ложного предубеждения окружающих его людей.
Кащенко предостерегал от крайности: одно дело — безнадежное с медицинской точки зрения состояние, тяжелое психическое расстройство, это в компетенции врачей-специалистов, а другое — исключительные дети, нуждающиеся в лечебной педагогике. Он подчеркивал, что такие дети выпадают из средней массы, представляя особый интерес для исследователей, что задачи работы с ними, оказываясь тождественными задачам нормальной школы, требуют специальных подходов к ребенку, «исключительных мероприятий в области воспитания и обучения». Еще в 20-х годах он в полный голос заявил, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости и решать ее нужно в контексте государственной политики. Этот призыв не утратил своего значения и по сей день. Имея немалые достижения в области дефектологии, у истоков которой в ее современном понимании стоял Всеволод Петрович, мы упустили в последние годы немало возможностей, связанных с использованием этих достижений в повседневной педагогической практике. В широкой печати ныне справедливо указывается, что вся наша педагогика рассчитана на какого-то «среднего» человека, все ее прописи обезличены, стандартны и бесполы и не учитывают вероятных капризов сложного процесса становления личности. И не потому ли, едва увидев свет в переводе с английского, книга Майкла Раттера «Помощь трудным детям» М. В ней обобщен интересный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития. Однако, по достоинству оценивая зарубежный опыт, уместно было бы вспомнить о том, что накоплено в отечественной науке и практике, и в первую очередь, назвать имя замечательного ученого и общественного деятеля, чью последнюю работу, оставшуюся в безвестности по не зависящим от автора обстоятельствам, но бережно сохраненную его дочерью Анной Всеволодовной Кащенко, мы представляем вниманию читателей.
Родился Всеволод Петрович 21 марта 1870 года в городе Ейске Кубанской губернии в многодетной семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. Когда ему было 4 года, отец умер, оставив на руках у жены семь детей. Мать приложила все силы, чтобы на скромную пенсию после мужа дать им образование. Большую помощь ей в этом стал оказывать, едва достигнув совершеннолетия, старший сын Петр Кащенко — будущий известный психиатр. По окончании ставропольской гимназии Всеволод Петрович поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако за участие в студенческом революционном движении он вскоре был арестован, исключен из учебного заведения и выслан из Москвы. Через год ему удалось поступить в Киевский университет, где, учась, Всеволод Петрович снова оказался в самой гуще общественно-политической жизни студенчества. В 1897 году, получив медицинский диплом, а с ним и возможность научной карьеры, он предпочитает стать земским врачом, с тем чтобы быть ближе к народу, участвовать в его мирских делах, оказывать ему посильную помощь. Однако имя Кащенко значится в разосланном по всей России Министерством внутренних дел циркуляре, запрещающем принимать на государственную и общественную службу политически неблагонадежных.
Вплоть до 1903 года губернаторы не утверждали меня штатным врачом, — вспоминал Всеволод Петрович, — и мне приходилось переезжать из уезда в уезд, из губернии в губернию в качестве временно исполняющего должность врача. Едва попав штатным врачом в Новоторжский уезд Тверской губернии, я снова по хорошо известному распоряжению министра внутренних дел Плеве лишаюсь права работать в земстве... В 1904 году Кащенко стал главным врачом больницы в Рогачеве Дмитровского уезда Московской губернии. Он ведет культурно-просветительскую деятельность среди обслуживающих работников, чем навлекает на себя неприязнь со стороны местного купечества. В итоге однажды морозной зимней ночью ему пришлось вместе со всем своим медицинским персоналом спасаться бегством в Москву и вновь перебиваться случайными заработками. Революция 1905 года вовлекла Кащенко в свой поток. Во время Декабрьского вооруженного восстания он возглавил Московский комитет помощи раненым революционерам. Генерал-губернатор Дубасов объявил комитет вне закона, угрожал всем входящим в него расстрелом и подверг артиллерийскому огню здание управы московского губернского земства, в котором расположился комитет угол Воротниковского переулка и Садовой улицы. После поражения революции Всеволод Петрович, лишенный права где-либо служить, задумал создать лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей.
По этому поводу он советуется с приват-доцентом Московского университета Григорием Ивановичем Россолимо, врачом, обретшим к тому времени известность в качестве специалиста по клинической невропатологии и психиатрии. Кащенко взялся за основательное освоение детской психологии и психопатологии под руководством А. Берштейна, талантливого ученика знаменитого профессора психиатрии С. Корсакова; занимался в его кружке при Московском педагогическом собрании. Первые практические навыки в области детской патологии он приобрел в экспериментально-психологической лаборатории Россолимо. Для изучения индивидуальных особенностей ребенка Григорий Иванович разработал методику, составленную на основе так называемых психологических профилей. Впоследствии Кащенко, исходя из положения о ведущей роли социальной среды в ходе психического развития ребенка, создал социальные профили. По рекомендации Россолимо Всеволод Петрович вошел в Московское общество экспериментальной психологии. В 1907 году в Петербурге Кащенко знакомится с исследовательской и педагогической работой профессоров А.
Нечаева и А. Особенно тесные отношения сложились у Всеволода Петровича с профессором Адрианом Сергеевичем Грибоедовым, руководившим в Петербурге хорошо организованной невропатологической клиникой. Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Эта поездка заняла у него полгода. По возвращении Кащенко тотчас же приступил к осуществлению своей идеи. Он подыскал в уютном зеленом уголке Москвы подходящий деревянный двухэтажный дом, взял его в аренду и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного коллектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей. Так возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире.
Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стране, так и за рубежом. В основном дело сводилось к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и вспомогательных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обеспечению призрения и воспитания ненормальных детей. Царское правительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно. С взволнованным докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде отечественных психиатров. Свою тему он связал с социальными проблемами текущей жизни, заострил всеобщее внимание на необходимости объединения усилий врачей и учителей, воззвав к собравшимся: «... На долю врачей падает в высокой степени почетная задача — указать широкое общественное и государственное значение вопроса о дефективных детях и пропагандировать идею о необходимости и своевременности организации государством и общественными силами школ и медико-педагогических заведений для умственно отсталых и других типов дефективных детей». Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естествоиспытателей и врачей 1910 г. В санатории-школе Кащенко видел плацдарм для непосредственного углубления и расширения фронта наступления в указанном им направлении. В своей пропаганде и практической работе Кащенко особый акцент делал на методической стороне учебно-воспитательного процесса, подчеркивая, что не ребенок должен приспособляться к системе воспитания и программе обучения, но последние должны быть приноровлены к нему.
Отсюда вытекало требование, чтобы школа везде, где только имеются к тому условия, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. В противном случае школа рискует переутомлять своего питомца, предъявляя к нему непосильные требования, оставляя неиспользованными или недоразвитыми те или иные способности и склонности ребенка, и провоцирует возникновение, укоренение и развитие индивидуальных сторон, вовсе нежелательных. В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт. В основу такого изучения были положены достижения современных наук, главным образом психологии и физиологии, имея при этом в виду, что, как бы ни были значимы отдельные элементы сложных проявлений индивида, каждое из них — проявление личности, то есть носит качественный характер и несводимо к простой арифметической сумме аналитически выделяемых слагаемых. Большая ответственность в таком совместном исследовании ложится и на врача, и на педагога, от их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза, безошибочность выбора необходимых средств и мер, ясность в представлении прогнозируемого будущего. Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих профессий. Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Врач-невропатолог Филадельф Дмитриевич Забугин, посетивший его в 1911 году, вспоминал много лет спустя: «Всегда живой, веселый, он обладал интуицией понимать те дефекты растущего организма, которые надлежало дефектологу переработать... Целый ряд наших врачей-невропатологов, психиатров владеет большим мастерством в смысле постановки диагноза, а Всеволод Петрович, кроме того, умел быстро, в течение нескольких часов охарактеризовать дефект ребенка, подлежащий исправлению, начертить ту программу, указать те методы, которые постепенно применялись бы в продолжение длительного времени.
Я наблюдал не только эту черту. Я наблюдал и то творчество, которое было связано с выявлением этого дара природы. Если кто-либо из вас вспомнит работу артиста, то подобное может быть отнесено и к Всеволоду Петровичу. Вся его эмоциональная сфера была затронута. Он волновался, он переживал. И если кто был свидетелем его выхода на кафедру, постановки им диагноза, его интересных и длительных консультаций, тот никогда этого не забудет... Дефектологу нужно развивать интуицию, которой так часто не хватает.
В 1905 году принимал участие в революционных событиях в Москве, оказывая помощь раненым во время восстания на Пресне. В 1905—1906 годах возглавил нелегальный межпартийный Красный крест. Организатор и председатель первого в России Центрального статистического бюро для учёта психических больных. Весной 1907 года Санкт-Петербургское губернское земство пригласило Кащенко возглавить руководство и наблюдение за строительством новой психиатрической больницы, в разработке проекта которой он принимал личное участие. В 1913 году возглавляемая Кащенко больница как образцовая отмечена Малой золотой медалью на Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге, а сам Кащенко удостоен почётного диплома за разработку сведений о переписи душевнобольных в Санкт-Петербургском земстве. В 1915 году Санкт-Петербургская больница получила многочисленные положительные отзывы на Дрезденской международной гигиенической выставке [4]. С мая 1917 года руководил нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918—1920 годах заведовал подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР.
Если б Кащенко, к примеру, лёг лечиться к Пирогову... В 1905 году Кащенко оказывал медицинскую помощь раненным на Пресне дружинникам, а после революции начальствовал в Наркомздраве. Именно из-за его общественной деятельности началась ерундовина, растянувшаяся на 70 лет. В 1922 году московской больнице имени Н. Алексеева присвоили имя Кащенко.
Пётр Петрович Кащенко, место захоронения
19.2.1920. Пётр Петрович Кащенко. статья из «Большой Медицинской Энциклопедии». В данной статье рассматриваются статистические исследования Петра Петровича Кащенко (1859-1920), известного психиатра и общественного деятеля, в области психиатрии. Петр Петрович Кащенко (1858–1920) родился в Тамбове. Психиатр из казаков. Петр Петрович Кащенко родился в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко, и дочери коллежского асессора, мелкого чиновника — Александры Павловны Черниковой. Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной.
Пётр Петрович Кащенко, место захоронения
Да тот же самый-в оригинале речи Кащенко, вроде как-"критик Корней Чуковский", коим стал Николай Корнейчуков. Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной. 9 января 1859 года родился известный русский врач-психиатр и новатор Петр Петрович Кащенко. Петра Петровича Кащенко.