Существует несколько версий происхождения слова «бумага», но как по итальянской «bambagia», так и по татарской «бумуг», в переводе оно значит хлопок. Новости ЦМиРАД. Предшественниками бумаги были папирус и пергамент. Пергамен (пергамент) — писчий материал, который изготовлялся из кожи телят. Технология изготовления бумагоподобных материалов таких как папирус, береста, пергамент и других были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги».
Что такое папирус, пергамент и береста? Все о древних письменных носителях
Название пергамента изначально звучало как «charta pergamena», что означало «пергамские листы». Спустя несколько столетий за ним прочно закрепилось название «пергамент». Процесс изготовления пергамента Изготовление пергамента - очень сложный и длительный процесс, именно это и обусловило высокую стоимость книг из этого материала. Для начала снятую с молодого животного шкуру промывали чистой водой, после чего опускали её в чан с зольным щелоком золение шкур. Спустя определённый промежуток времени выделанная кожа вынималась из раствора и просушивалась вдалеке от солнечного света, но обязательно на ветру. Обезжиривали подготовленную таким образом кожу мелом, втирая его в поверхность материала. После этого кожи длительное время скоблились и выравнивались пемзой. Качество пергамента зависело от того, где его изготавливали.
Дешевле всего была выделанная кожа для древних книг, изготовленная в южных районах. Там тщательно обрабатывали только внутреннюю мясную часть шкуры, в результате чего одна её сторона была покрыта щетинками. На севере Европы шкуры пергамент подвергался двухсторонней обработке, был белым и гладким с обеих сторон, поэтому и стоил он в разы дороже. Чем писали на пергаменте В книгах и документах, изготовленных из пергамента, записи делали перьями: гусиными, лебедиными или павлиньими. Чернила были самыми разнообразными. Самыми прочными считались те, которые готовили из чернильных орехов с добавлением камеди. Чуть позже стало модно писать текст разноцветными чернилами.
В 11-м веке приоритет отдавали красным чернилам, в 13 к ним добавили синие и зелёные цвета. К середине 14-го века в обиход вошли золотые и серебряные чернила, которые использовали для написания заглавных строк и «святых имён» в евангелии и псалтыре. Древние книги — молитвенники, летописи, своды царских указов — создавались на папирусе, материале удобном и относительно доступном. Почему «относительно»? Потому что во 2 веке до нашей эры, после возведения Александрийской библиотеки, египтяне ввели монополию на производство папируса. Они запрещали вывозить тростник за пределы государства и не продавали готовый папирус. Между тем, наука и литература развивались, людям нужны были долговечные и удобные в применении носители информации, которыми являются и глиняная табличка, и восковая таблета, и папирус.
Кроме того, что папирус для древних греков оказался слишком дорогим, он имел и массу серьезных недостатков. Со временем папирус темнел, пересыхал и разрушался. Технология переработки листьев папируса в полотно для письма не изменяла волокнистой структуры материала. Высушенные растительные волокна были слишком ломкими. Папирус можно было свернуть в свиток, но нельзя сложить или смять. К тому же материал этот, в отличие от глины и воска, был одноразовым. Написанный на папирусе текст невозможно было смыть или стереть.
В то же время глина для создания рукописных книг не годилась по причине малой полезной площади и большого веса табличек. Надписи на воске слишком легко стирались, а сам воск слишком легко плавился. Для обычных применений восковая таблета подходила как нельзя лучше, но для издания книг не подходила категорически. После введения египтянами запрета на экспорт папируса, греческие мастера обратили внимание на восток. В Персии для письма издревле использовался дифтер — высушенные шкуры овец и коз. Древней технологией заинтересовались жители греческой колонии в Малой Азии — государства Пергам с одноименной столицей. Во 2 веке до нашей эры в Пергаме было начато производство своего материала для письма.
Технология выделки шкур была усовершенствована шкуры не только высушивались, но и шлифовались , а для изготовления дифтера стали применять шкуры крупного рогатого скота и свиней. В результате появился новый материал, который получил название по имени страны его изобретения — пергамент. В Древнем Риме пергамент поначалу назывался мембраной, но позже, примерно с 4 века нашей эры, к пергаменту вернулся греческий вариант названия. Пергамент имел перед папирусом целый ряд преимуществ и всего один недостаток. Преимущества заключались в чрезвычайно прочности и долговечности материала. Чернильную надпись на пергаменте можно было смыть и использовать полотнище повторно. Срок службы пергамента определялся механической прочностью выделанной кожи и был, по сути, неограниченным.
Книгу, написанную на пергаменте, можно было свернуть в свиток, сложить вдвое или вчетверо. Пергамент не темнел, не пересыхал, не трескался и не ломался. Полотнища пергамента можно было сшивать, получая листы очень большого размера. Можно было брошюровать листы пергамента, переплетать их в кодексы — в тетрадки по 4 листа и, соответственно, по 16 страниц кстати, первые римские кодексы, появившиеся в конце 1 века нашей эры, представляли собой сшитые в книжку восковые таблички. Кодексы имели деревянную обложку, обшитую кожей и украшенную металлическими накладками. Переплеты кодексов имели застежку. Недостаток пергамента заключался в трудоемкости производства, что приводило к его непомерной дороговизне.
Именно поэтому папирус успешно конкурировал с пергаментом вплоть до появления бумаги. Благодаря изобретению пергамента до нас дошли древнейшие документы и книги. Тексты на папирусе со временем исчезали вместе с материалом, на котором они были написаны, пергаментным же книги время не нанесло непоправимого ущерба. Следует заметить, что религиозная литература издавалась в виде пергаментных кодексов и после изобретения и распространения бумаги. При этом текст и иллюстрации книг писали цветными чернилами, золотом и серебром. Папирус же вышел из употребления уже к началу Средних веков. Изобретение новых материалов для письма — пергамента, а затем и бумаги — потребовало и новых пишущих инструментов.
Примерно в 600-е годы нашей эры в Европе предположительно в Испании человек впервые попробовал писать гусиным пером. Тут же выяснилось, что гусиное перо и чернила отлично подходят для письма на пергаменте. Более того, если кончик пера специальным образом заточить, то писать можно с наклоном и нажимом, утолщая штрих или делая его тоньше. То есть гусиное перо позволило разнообразить письмо, придать ему изящество и большую функциональность. Последнее очень важно, поскольку с применением гусиного пера в алфавитах европейских языков появились прописные буквы. Раньше в письменности использовались только заглавные буквы. И все же — почему именно гусиное перо, а, скажем, не куриное или голубиное?
Причина кроется в самой структуре гусиного пера. Оно имеет толстый полый стержень, имеющий объемное пористое основание, поэтому перо удобней держать в руке, чем перо любой другой птицы. При наклонном срезе кончика пера, обнажается пористая внутренность кончика, хорошо впитывающая чернила. В меру мягкий стержень пера сохраняет форму, но в то же время скользит по пергаменту и, конечно, по бумаге без особого трения. К тому же гусь одна из самых распространенных в Европе того времени домашних птиц, поэтому перья были общедоступны. Изобретение нового пишущего инструмента повлекло за собой изменение технологии изготовления пергамента, его стали делать более гладким и тонким, и появление невиданных ранее приспособлений — чернильницы, песочницы, ножа для заточки перьев. О ноже стоит поговорить отдельно.
Двести лет человечество не пользуется гусиным пером. Но нож для его заточки живет и здравствует. И название его сохраняется прежним — перочинный. Небольшой острый клинок, складывающийся вовнутрь корпуса, таким перочинный нож был не всегда.
Бумага Папирусная. Старая бумага.
Старая Папирусная бумага. Письменность на берестяной коре. Писание на бересте в древней Руси. Письмо на бересте. Береста для детей. Инструмент для заготовки бересты.
Пергамент и береста. Новгородская берестяная грамота 11 век. Новгородские берестяные грамоты древней Руси. Береста Новгород письменность. Новгородские берестяные грамоты 11-15 веков. Береза папурифера.
Письмена древней Руси на березовой коре. Письменность на бересте в древней Руси. Берестяное письмо древней Руси. Туалетная бумага из бересты. Береста в древней Руси. Пергамент это в древней Руси.
Древний пергамент. Пергамент береста бумага одним словом. Перамен, Берест, бумага. Папирус береста. Береста и перо. Береста текстура для письма.
Береста для письма фон. Шаблон письма на бересте. Старинный пергамент. Свитки на прозрачном фоне. Красивый пергамент. Поделки из березовой коры своими руками.
Поделки на коре березы. Сшивание бересты.
Вы можете наслаждаться этими фотографиями онлайн или скачать их в высоком разрешении, чтобы использовать на своем устройстве. Не забывайте делиться своими впечатлениями и оценками, и не пропускайте другие качественные изображения, которые мы предлагаем: Кладка текстура , Минеральная вата текстура в разделе Текстуры. Давайте вместе окунемся в праздничную атмосферу и насладимся этой коллекцией!
Творческая лепка Потрясающие возможности бумаги бересты и пергамента в твоем творчестве Бумага береста и пергамент - уникальные материалы, обладающие элегантностью и изяществом.
В этой подборке ты найдешь вдохновение, идеи и советы по использованию этих материалов в своих творческих проектах.
Кто придумал пергамент. Пергамент - история появления бумаги
Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II 197—159 до н. Слайд 5 Но шло время и в Китае придумали рецепт изготовления бумаги: брали кору дерева бамбук расщепляли, вымачивали сушили и разглаживали. Бамбук был тяжел, а шелк дорог.
Письменность на глине не рисунки, а похожие на буквы значки и пиктограммы появилась более пяти тысяч лет назад. Её считают достижением шумерской цивилизации, которая существовала на территории современного Ирака. Шумеры выдавливали знаки на табличках из сырой глины тростниковой палочкой, заострённой «клином». Отсюда и название — клинопись. Большие документы из десятков глиняных «страниц» хранились в ящиках.
Можно представить, как тяжело доставались знания шумерским ученикам, если им приходилось таскать ящики с глиняными «учебниками». В Египте в начале третьего тысячелетия до н. От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском. Растение считалось царским, потому что пучок его листьев похож на лучи солнца — бога Ра, а срез трёхгранного стебля имеет форму пирамиды. Европейцы, прежде всего греки и римляне, придумывали свои способы записи. Сменив много различных носителей свинцовые листы, костяные пластинки и т. На податливом воске писали, как и на глине, острой палочкой — стилусом.
Тексты и рисунки легко стирались его обратным тупым концом — никакой грязи «в тетрадках». Кстати, слово «тетрадь» произошло от скреплённых по четыре штуки таких дощечек «тетра» в переводе с греческого — четыре. Образцы античных «школьных тетрадей» дошли до нашего времени. На одной из них твёрдой рукой учителя начертано: «Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не выдрали». И ученик прилежно переписал эту мудрую мысль четыре раза. У всех существовавших до бумаги «носителей информации», конечно, были недостатки. Глина не годилась для больших текстов из-за своей тяжести.
Надписи на воске недолговечны. Папирус со временем темнел и ломался. А когда хитрые египтяне ввели запрет на вывоз папируса за границу, греки вспомнили, что в Персии для письма издревле использовался дефтер — высушенные шкуры животных. Кстати, в турецком и родственных ему языках слово «дефтер» и сейчас означает тетрадь. Первыми переняли древнюю технологию жители греческого города Пергама. Они усовершенствовали процесс выделки шкур и во II веке до н. Процесс этот был чрезвычайно дорогим и трудоёмким: шкуру промывали, удаляли самый грубый и жёсткий волос, несколько дней вымачивали в известковом растворе, очищали, сушили и вычёсывали.
Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе. Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски.
Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости.
Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время — соединялись в книги. В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико.
И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности.
И, несмотря на это, он применялся очень долго вплоть до VIII века н. В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных - пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы.
На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных. По свидетельству греческого историка Ктесия в V в.
Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. По свидетельству Плиния Старшего во II в. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena.
Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II 197—159 до н. Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками. Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей.
Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания. В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья.
На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста - определенные слои коры березы. Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту.
Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н. Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.
Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму деревянную раму и сито из бамбука. После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней.
В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться.
Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т.
Древнерусские граффити На стенах старинных русских храмов иногда можно встретить тексты и рисунки, которые вырезаны прямо на камне. Ученые, которые занимаются эпиграфикой — наукой о древних записях, — назвали их древнерусскими граффити. Большая часть таких заметок представляет собой короткие тексты: «Писал Иван» или «Господи, помоги рабу Своему Андрею». Ученые находили и объемные древнерусские граффити. В тексте сказано: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы [слугами — Прим. В записи перечислены имена ранее неизвестных заговорщиков.
Точное количество записей внутри древнерусских церквей неизвестно. Сейчас их находят при реставрации не только стен, но и полов зданий. Там есть целая стена с рисунками, заметками и даже ребусами, которые, скорее всего, оставляли молодые служители храма в XI—XII веках. Самый дорогой материал для важных трудов и летописей Самым дорогим материалом для письма был пергамент, или пергамен. Изобрели его еще жители древнегреческого города Пергам во II веке до нашей эры.
Общее слово к словам пергамент береста бумага
Как изготавливался пергамент, и для чего он нужен? Ответы на эти вопросы ученики узнали из нашего путешествия. В ходе мероприятия ребята познакомились с рождением славянской письменности, узнали, как люди начинали общаться сначала при помощи наскальных рисунков, иероглифов, постепенно подходили к азбуке.
Иосифа Волоцкого и описи Троице-Сергиева монастыря 1642 г. Написаны они чаще всего в Сибири. Странники Печорского бассейна и томской тайги пользовались берестой и в XX столетии. Бересту также употребляли представители часовенного согласия. Широкую известность получила берестяная книга «Стихосложении», написанная в октябре 1991 г. Более редким явлением было создание книг на холсте. Обе рукописи выполнены одним человеком и украшены инициалами, заставками и орнаментами.
Кроме того, известны случаи, когда миниатюры той или иной рукописи писались не на бумаге, а на ткани. Таковы, например, выполненные маслом на холсте, наклеенном на тафту, барочные миниатюры «Книги о Сивиллах», созданной в 1673 г. Ткань также использовал в своих работах известный городецкий книгописец Иван Блинов: в 1900 г. Чернила Необходимым компонентом любого книгописания являются чернила греч. Рецептов изготовления чернил бытовало очень много. Древнейшие чернящие красители лат. Приблизительно с IV в. Появление новых чернил было связано с процессом перехода от папируса как основного писчего материала к пергамену, на котором чернила типа атраментум держатся недостаточно прочно и легко размываются. Существовал и третий вид чернил, называвшийся инкауст греч.
Данные чернила представляли собой сгущенный путем уваривания и высушенный на солнце отвар дубовых орешков или галлов шарообразные наросты на нижней поверхности листьев дуба, производимые личинками орехотворки — Cynips quercus folii , к которому добавлялось небольшое количество atra-mentum. В изготовленные таким способом чернила, если они казались недостаточно черными, могли положить раскаленный кусок железа, в результате чего получался новый переходный тип чернил. От блестяще-черных атраментум и красноватых железистых чернила инкауст отличались желтовато-коричневатым тоном. Цвет букв византийских рукописей варьируется от бледно-коричневого до блестяще-насыщенного черного, что естественным образом связано с различной рецептурой применяемых чернил. Византийцы употребляли и сажевые чернила, и чернила инкауст, и, конечно, железистые. В готовые чернила подмешивали гуммиарабик камедь акации. Также известно о весьма редкой разновидности греко-римских чернил, которую добывали из чернильного мешка каракатицы Sepia officinalis — так называемой «чернильной рыбы». Чернильная рецептура на Руси Древнерусская чернильная рецептура чрезвычайно обширна. Однако все известные нам рецепты восходят не далее середины XV в.
Книгописцы X—XII вв. Первые называли на Руси «чернилами копчеными», а вторые — «чернилами вареными». Помимо дубовых орешков, в качестве дубильных веществ танинов также использовали шишки и кору ольхи. Несколько позже древнерусские переписчики стали готовить железо-галловые чернила — на основе отвара дубовых орешков и железного лома. Для изготовления железо-галловых чернил брали измельченные чернильные орешки; затем от 12 дней до месяца настаивали их в теплом месте в кислом растворе квасе, вине, кислых щах, «жестоком уксусе», «пошлом меде» с добавлением железных опилок, время от времени «подкармливая» смесь медом, задававшим новую пищу бродильному ферменту; а в конце, «ради утверждения», клали в готовые чернила вишневую камедь. Конечно, это лишь один из многих бытовавших в средневековой России вариантов приготовления чернил из дубовых орешков. Иногда с целью умерить брожение в чернила добавляли немного хмелевого отвара, а также имбирь и гвоздику, предотвращавшие от загнивания и образования слизи. Железо, служившее для получения чернил, расходовалось весьма медленно, и его крупные куски вместе с грубо измельченными чернильными орешками образовывали так называемое «чернильное гнездо», пополняемое по мере убывания свежим приливом — как правило, из концентрированного отвара коры обычно ольховой, иногда дубовой или ясеневой. Такое гнездо могло прослужить до 7—10 лет.
Позднее, с XVII в. Перед употреблением его обычно сильно прогревали, завернув в бумагу, пока не побелеет «аки мука». Однако подобные чернила со временем оказывают разрушительное воздействие на носитель, буквально разъедая бумагу, что, в конце концов, приводит к утрате текста. Кроме уже упомянутых дубовых орешков и ольхи, в рецептах русских чернил встречаются и другие растительные вещества со схожими свойствами. Так, например, известен способ приготовления чернил из чаги, которым и сегодня пользуются в некоторых сибирских скитах: грибы очищают от коры, разрезают на небольшие пластины и несколько раз кипятят с кусками дерева в течении 2—3-х дней, каждый раз предварительно охлаждая настой; затем в получившийся буро-коричневый отвар добавляют камедь лиственницы. В записной книжке Ивана Блинова среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков, гуммиарабику, уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу, соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину». Впрочем, для русской чернильной рецептуры использование гранатовой корки нехарактерно; в то же время в рецептах чернил, встречающихся в армянских рукописях, применение корки граната распространено достаточно широко. Отметим, что железо-галловые чернила, хотя и были чрезвычайно популярны, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила атраментум, которые, несмотря на экспансию фабричных чернил, вплоть до последнего времени применялись некоторыми беспоповцами и часовенными. Помимо черных, в ходу были красные чернила всевозможных оттенков.
Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris. Для более массового производства обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения. Теми же компонентами пользовались и русские мастера. Беспоповцы Печорского бассейна, писавшие на бересте глухариными перьями, в качестве чернил нередко применяли сок ягод. Краски и связующие Кроме 2-х основных видов чернил в «книжном строении» в ход шли сусальное и твореное золото, серебро, различные пигменты и красочные смеси, а также всевозможные связующие. Рецепты красок и связующих в избытке содержатся во всевозможных сборниках, а также трактатах и руководствах, предназначавшихся для художников — живописцев и книгописцев. Так, черный цвет получали из древесного угля, белый — из обработанных уксусом свинцовых пластин, синий — из ультрамарина, лазурита и т. Что касается связующих, то наиболее полные сведения о них можно почерпнуть в средневековых западноевропейских рецептах, памятуя об их теснейшей связи с греческой и в целом восточнохристианской технологией. Наиболее часто встречающиеся связующие для книжной живописи — камедь и яичный белок.
Иногда также применялся желток. При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью. Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра. Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы.
Сырую шкуру вначале вымачивали в воде, чтобы она размякла, и удаляли наиболее грубый и жесткий волос. Потом вновь вымачивали, добавив известь или золу.
Делалось это для того, чтобы от шкуры легче отставали остатки мяса и шерсти. Через несколько от 3-х до 10 дней после такой обработки и промывания водой шкуры натягивались на рамы, и мастер, пользуясь специальным скребком в виде полумесяца, убирал оставшуюся шерсть с одной стороны и остатки мяса — с другой. Сушили шкуры при постепенном растягивании, а затем шлифовали и выглаживали пемзой. При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету. Для отбеливания пергамента в него также втирали муку, белки или молоко.
Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился. Самый тонкий пергамен изготовлялся из кожи еще не родившихся ягнят. В пергаменте различают две стороны — белую и гладкую бывшая внутренняя сторона шкуры - и более грубую, имеющую желтоватый цвет бывшая наружная, покрытая волосами сторона шкуры. Однако далеко не во всех сохранившихся образцах можно заметить различия сторон. В эпоху раннего средневековья изготовлением пергамента занимались почти исключительно монахи: книги переписывались в монастырях, и в них же производился необходимый писчий материал.
Пергамент был значительно дороже папируса. Чтобы изготовить из него большую книгу, требовалось зарезать целое стадо животных, а одна книга могла стоить столько же, сколько стоило целое поместье. Так, например, для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных. Преимущества пергамента были неоспоримы: он более гибкий, не ломался на сгибах, значительно более долговечен, прочен, свитки из него от частого перематывания или изменения условий хранения не разрушались; писать можно было на обеих сторонах, не опасаясь «проявления» чернил на обратной стороне. Всё это содействовало созданию и распространению книг в более удобной форме , чем свиток, - кодексов кодекс - книга, составленная из отдельных листов, скрепленных вместе;. Любопытна история этого слова.
В переводе с латыни оно обозначает ствол дерева, бревно, чурбан. Греки и римляне нередко использовали для записей деревянные дощечки с воском см. Книги на восковых дощечках. Пергамент легко складывался: несколько пергаментных листов складывали, разрезали, сшивали и получали книгу из 4—6 листов. В сложенном виде он напоминал именно такую дощечку, что и послужило основанием для названия. Обложки книг тоже пергаментные часто натирали кедровым маслом — для предохранения от порчи насекомыми.
Кодексы можно было перелистывать, каким-то образом отмечать места, к которым нужно возвратиться, - для цитирования, например, что было важным в юридической и церковной практике. Кодекс из пергамента имел также и то преимущество, что деление сочинения на части «книги» не требовало отдельных свитков — все могло уместиться в одной книге, занимавшей гораздо меньше места, чем несколько свитков. Таким образом, кодекс был гораздо более удобным в пользовании. Эта форма книг существует до настоящего времени. Пергамент хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства. Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет и писали на нём золотой или серебряной пылью, растертой с водой и клеем.
Примером такой книги может служить «Серебряный кодекс» - перевод Библии на готский язык, датируется VI в. Написан на пурпурном пергаменте серебром. Хранится в Швеции. Содержит текст Четвероевангелия. Страница из «Серебряного кодекса» Переход к форме кодекса значительно облегчил переписывание книг: с листом пергамента работать было гораздо проще, чем со свитками. В средние века копирование каждого кодекса осуществлялось отдельным переписчиком.
Дорогостоящий материал и индивидуальное каллиграфическое переписывание делало саму книгу дорогой и редкой. Переписка книг считалась очень важным, «богоугодным» делом, и монахи-копиисты освобождались от всех других работ в монастыре. Пергаментный манускрипт VII в. Дороговизна удобнейшего в то время для письма материала вызывала его постоянную нехватку, и в Средние века монахи-переписчики нередко смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется палимпсестом. В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо.
Так, большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, но сохранились и пергаментные версии. Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях. Книги на восковых дощечках Дощечки, в которых сделаны углубления, куда заливался воск, церы использовались греками и римлянами для записей, которые не были предназначены для длительного хранения. На них писали черновики, записки, счета, расписки и даже письма. Привозимый из далёкого Египта папирус стоил дорого.
Он шел только на книги. Для письма служила металлическая или костяная палочка — стиль лат. Острым концом выцарапывали запись по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно. Отсюда пошло выражение: у него хороший стиль, то есть он хорошо пишет. И это несмотря на то, что палочки для письма давно вышли из употребления. Таблички были выгодны не только из-за своей «дешевизны», но и потому, что могли служить очень долго.
Написав письмо на восковой табличке, грек или римлянин обыкновенно получал ее обратно — с ответом. Можно было бесчисленное множество раз сглаживать тупым концом стиля написанное и писать снова. Школьника тех времен надо представить себе сидящим, положив ногу на ногу. На колене двухстворчатая восковая дощечка. Левой рукой он придерживает ее, правой пишет под диктовку учителя. Ни один школьник не обходился без восковой таблички, привешенной к поясу.
Множество таких табличек нашли у церкви святого Якова в городе Любеке Германия. Кстати, здесь же нашли большое количество стилей, ножичков для подчистки пергамента и палочек, которые употреблялись для битья школьников по пальцам. Восковые дощечки употребляли не только школьники: монахи отмечали в них порядок церковных служб, поэты писали на них стихи, купцы — счета, придворные щеголи — записочки к дамам или вызовы на дуэль. У одних это были неказистые буковые дощечки, обтянутые снаружи для прочности кожей и покрытые внутри грязным воском, смешанным с салом. У других это были изящные таблички из красного дерева. Портрет девушки со стилем и церами предположительно юной Сапфо Но известны и восковые книги, вернее книжечки.
Книжечка состояла из нескольких дощечек с выструганной серединой, в которую заливался растопленный воск желтого или чёрного цвета. В двух углах просверлены дырочки; в них продеты шнурки для скрепления дощечек. Конечно же, первая и последняя дощечки с наружной стороны воском не покрывались. Безусловно, время не пощадило книги на воске - мы имеем лишь то, что найдено учёными-археологами, например, в Помпее, где книги оказались внезапно засыпанными пеплом. В 2000-ом году подобная находка была обнаружена и в России при проведении раскопок в Новгороде. Это были три дощечки размером 19 х 15 см, изготовленные из липы, толщиной в один сантиметр, скрепленные между собой.
Две внешние церы- своеобразные обложки с изображением креста; на внутренней стороне - текст на воске. Между ними - дощечка с двусторонним текстом. При реставрации пришлось воск перенести на другую основу, потому что под снятым воском на дощечках обнаружили едва различимые процарапанные тексты, которые требовалось сохранить для дальнейшего изучения. Других свидетельств обнаружения в России книг на воске нет. Книги на бересте. Общеизвестен факт, что на Руси в качестве материала для письма широко использовалась берёста - наружная часть коры березы из которой делались пластины.
Тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Для написания букв использовался костяной стерженек - писало. В ушко стерженька продергивалась тесемка, чтобы подвешивать к поясу.
Сначала идут имена людей Родиван, то есть Родион, Лука, Матфей , но потом начинаются названия разных мест — Коленце записанное через и, это диалектный северный рефлекс ятя , Курье как избушка на курьих ножках! Это описание какого-то географического пространства имена людей — это хутора, где эти люди живут , причем построенное по-разному, сначала «от А до Б, от В до Г, от Д до Е», а потом эти отрезки начинают сцепляться в одну линию: «от Е до Ж, от Ж до З…» Что же перед нами такое? Найти ответ на этот вопрос помогает Шуберт — но не композитор, а его современник, геодезист Федор Федорович Шуберт, дед Софьи Ковалевской, составивший в 1840-е подробную карту Российской империи. На его карту в наше время доступную в интернете, например, здесь спустя полтысячи лет был нанесен пучок топонимов, несомненно описанных и в нашей берестяной грамоте. Чего же между этими точками «десять»? Это не могут быть какие-то единицы расстояния; скорее всего, имеются в виду жеребьи — административно-хозяйственные единицы, крестьянские наделы, с которых берут дань или налог. Вообще десятичное деление было весьма характерно для древнерусского социума. С лингвистической точки зрения интересно, что вместо «святого Ильи» дважды сказано «Илья святой» — судя по всему, именно такой порядок слов был принят, когда речь шла о погосте около церкви как о топониме. Правда, в 1950-е годы столь поздние даты предполагались для ряда находок, но потом было показано, что те грамоты гораздо древнее, да и культурный слой Новгорода столь позднего времени уже плохо сохраняет органику: как иногда считают, после завоевания 1478 года новые московские хозяева стали осушать влажную болотистую землю. Сейчас же археологи уверены, что мы имеем дело с грамотой, написанной уже в лишившемся независимости Новгороде и даже уже в новом столетии — на 30 сантиметров глубже грамоты залегала монета конца 1470-х годов. Перед согласными он пишет предлог «у», а перед гласными ув Овсия, ув Ыгната — «ув» то есть произносил «у» неслоговое, как в белорусском, или вставлял его после «у». Интересна в нем вторая буква — Ъ. Явно она не может заменять букву Е: такое встречается в орфографии берестяных грамот крайне редко. Зато это обычная для бытовой орфографии замена буквы О. Но все ли так просто?
Эта удивительная бумага
На папирусе, бересте, пергаменте, бумаге люди писали с помощью кисточки или деревяной или бамбуковой палочкой с косо обрезанным концом. При этом конец мог быть тонким, игольчатым, или тупым концом в виде лопатки. ручная работа, handmade. Пергаментную бумагу как упаковочную бумагу, благодаря таким свойствам, как способность не пропускать влагу и жиры. Пергамент изготавливали из кожи животных, т. е. папирус и пергамент продукт дорогой и недолговечный. Слайд 2История развития носителей информации Наскальная живопись Глиняные таблички Папирус Пергамент Береста Бумага. Бумага в Древнем Китае. Бумага в Японии и Корее. Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется.
Арабский халифат и его распад
- Кто придумал пергамент. Пергамент - история появления бумаги
- Какой новый материал для письма появился на Руси в XIV в.? Береста Пергамент Бумага Папирус : МЭШ
- Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена
- Слайды и текст этой презентации
- Похожие посты:
- Пергамент береста - фотоподборка
Берестяные грамоты клипарт (46 фото)
Пергамент береста бумага. Технология изготовления бумагоподобных материалов таких как папирус, береста, пергамент и других были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги». Разместите свою новость на сайте Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России , и ее увидят десятки тысяч наших посетителей.
Глина, камень, береста: как и на чем учились писать до изобретения тетрадей
Желая помешать своему сопернику приобретать книги для библиотеки, Птолемей запретил вывоз папируса, тогда единственного писчего материала, из Египта. Правителю Пергама пришлось срочно искать другой материал для изготовления и переписывания книг, способный заменить привычный папирус. Однако скорее всего изобретение нового писчего материала явилось следствием длительных поисков наилучшей формы для книги и более долговечных и удобных материалов для письма. Евмен, несомненно гордившийся появлением в его царстве нового типа бумаги, и не подозревал, какое распространение получит пергамент уже в ближайшие века. Не мог он предвидеть и то, что именно египетской царице Клеопатре, правившей на родине папируса незадолго до наступления новой эры, римлянин Марк Антоний щедро подарит 200 000 пергаментных книг из своей библиотеки. Так «пергамская бумага» окончательно победила папирус. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел радиолокатор? Первый радиолокатор изобрел в 1904 году немецкий инженер Христиан Гюльсмейер. Свое изобретение он назвал «телемобилоскоп». Вот как писал о изобретении Гюльсмейера издававшийся в Петербурге «Почтово-телеграфный журнал»: «Изобретение Из книги Новейшая книга фактов.
Во время второй мировой войны американцы наладили выпуск плоских металлических бензобаков емкостью до 20 литров. Одна из узких сторон бензобака скошена, и на ней расположено сливное отверстие с пробкой. Такое местоположение горла Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел магнитотерапию?
Первым предложил использовать магниты для лечения некоторых болезней великий врач и алхимик Теофраст Парацельс 1493—1541. Он изобрел магнитные пояса, кольца, воротники, ручные и ножные Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. Пергамент Пергамент ист. Кожа на Востоке — очень древний материал для письма.
По свидетельству греч. Ктесий , она уже в то время издавна употреблялась в этом качестве у персов; отсюда она, под именем дифтер dijJerai , рано перешла в Грецию, где Из книги Большая Советская Энциклопедия ПЕ автора БСЭ Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич Когда пришли за коммунистами, я промолчал не протестовал , потому что не был коммунистом. Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал, потому что был протестантом. А когда пришли за мной, к этому времени не автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел металлический тюбик? Прошло совсем немного времени, и производители наладили выпуск красок для художников в Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел радиолокатор?
Вот как писал о изобретении Гюльсмейера издававшийся в Петербурге «Почтово — телеграфный журнал»: «Изобретение Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто, когда и зачем изобрел колючую проволоку? Американский изобретатель Джозеф Ф. Глидден 24 ноября 1874 года получил патент на колючую проволоку. С этим изобретением связано начало борьбы за земельные наделы на американском Западе. Владельцы скота требовали соблюдения Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел бумагу? Около 105 года нашей эры китайский государственный деятель Цай Лунь, служивший при дворе императора, изобрел способ изготовления бумаги.
Измельченную смесь толченого древесного волокна шелковицы , тряпья и конопли он размешивал в воде до Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел шампанское? Как утверждает Марио Фрегони, директор Института виноградарства в Пьяченце Италия , секрет шампанского был известен древним римлянам еще 2 тысячи лет назад — этим напитком, возможно, наслаждался Юлий Цезарь. Однако официальным Издавна люди использовали для сохранения информации письменные знаки и пергамент. Что это такое, может рассказать каждый школьник, который хоть немного был внимательным на уроках истории. Обработанная определенным образом кожа разных домашних животных для хозяйственных целей использовалась еще древними персами в пятом веке до нашей эры. Называли ее «дифтера».
В Египте для письма применяли папирус. Этот материал изготавливали только здесь. Однако вскоре фараоны запретили вывоз папируса из страны. Их целью являлось лишить знаменитую Пергамскую библиотеку материала для производства книг и возвеличить александрийское книгохранилище. Жители города Пергам оказались в затруднительном положении, однако начали искать альтернативный вариант. Кто-то вспомнил о дифтере.
Так в обиход вошел древний пергамент. Его производство довелось до совершенства, да и название изменилось. Древнее производство Материал, названный по имени города Пергам, был дорогим. Шкуры баранов, свиней, телят кроме ослиных обрабатывались по особой технологии, многоступенчатой и длительной по времени. Их тщательно промывали, удаляли грубый и жесткий волос, замачивали на две недели в растворе извести.
Наша коллекция предлагает разнообразные изображения пергамента, которые могут быть полезными для создания дизайна, украшения или иллюстрации. Мы предлагаем не только классический пергамент с текстурой и краями, но и различные варианты в виде свитков, писем, старинных документов и т. Наш клипарт пергамент доступен в различных форматах, что обеспечивает его удобство использования в любых проектах.
Лист папируса. Старая бумага Папирус. Свитки бересты. Берестяной пергамент. Берестяная рамка. Фон Старая бумага береста. Берестяной свиток на прозрачном фоне. Старинный свиток длинный. Средневековый свиток для надписи. Сверток бумаги на прозрачном фоне.
Фон для презентации свиток. Свитки под старину. Рамки в виде свитков. Материалы для письма на Руси. Березовая кора для письма. Березовая кора береста для писем. Пергамент берёста бумага общее название. Общее название пергамента бересты и бумаги. Общее название пергамен береста бумага. Свиток пергамента из Гарри Поттера.
Пергаментная бумага для текста. Фон для презентации пергамент. Пергамент писчий материал. Летопись на пергаменте. Папирусные книги. Папирус, глиняные таблички, восковые таблички.. Глиняные и восковые дощечки. Глиняные таблички береста. Глиняные дощечки и папирусы. Бумага из бересты.
Бумага из березовой бересты. Скрученная береста. Береста бумага в древности. Книги из папируса и пергамента. Старинный свиток с печатью. Старинный пергамент с печатью. Старинная грамота свиток. Однис словом "пергамент, береста, бумагв. Лист бумаги в древности. Бумага из пергамента.
Старинный свиток пустой. Русский пергамент. Берестяные грамоты. Письменность на бересте.
Ребятам рассказали, о том, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги глина, папирус, береста, пергамент, бумага. Им поведали, что первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком, придумавшим станок для печатания, был немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг. Побеседовав о значении книг в жизни человека, разобравшись, в чем их отличие от газет и журналов, дети узнали, какой путь проделывает книга, прежде чем попасть на полки в магазины.
История бумажной отрасли в России
Производство бумаги осуществляется на мануфактурах вблизи рек и озер, а в качестве сырья используется древесина и тряпичные отходы. Дефицит офисной бумаги отменяется благодаря эко-бумаге. Комбинат в Ленинградской области выкрутился после отмены поставки химикатов из Европы и начал выпускать бумагу из небелёной целлюлозы. Современному человеку сложно себе представить, что можно писать без ручки и бумаги. Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется. Сейчас бумагу активно используются в абсолютно разных сферах деятельности, несмотря на то, что многие документы, газеты, журналы и даже книги переходят в электронный формат, бумага по-прежнему не теряет своей популярности и как раньше, является весьма ходовым товаром. Производство бумаги осуществляется на мануфактурах вблизи рек и озер, а в качестве сырья используется древесина и тряпичные отходы.
Пергамент это в древней руси определение кратко
Недорогая и удобная бумага была изобретена не так давно, в то время как грамоте дети учатся несколько тысячелетий. это жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей, изготовление которой осуществляется по специальной технологии из бумаги-основы путем обработки серной. Ребятам рассказали, о том, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста, пергамент, бумага). Им поведали, что первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком.