Уже после войны меня и конструктора мотора снова вызвали для объяснения причин гибели Чкалова и выявления виновных. Главными виновниками гибели Чкалова были назначены директор завода, на котором планировался выпуск истребителей И-180, и начальник Главка НКАП ин. По словам внука авиатора, в его семье склоняются к версии, что гибель Валерия Чкалова была неслучайной. Историки спорят — была случайной смерть Чкалова, или летчика погубили преднамеренно? Однако после гибели Чкалова удачливая до той поры судьба конструктора круто переменилась.
Место гибели В. П. Чкалова
Обстоятельства гибели Чкалова повторно изучала в 1955 году экспертная комиссия, которую возглавлял летчик-испытатель М.М. Громов, входивший и в первую комиссию 1938 года. После смены социального строя Чкалов много и упорно трудился, учился, благодаря чему сумел стать летчиком и выдающимся человеком. Вокруг гибели Чкалова появилось много противоречивых мифов. Черешня имени Чкалова, Причина смерти на 24СМИ.
Жажда высоты
- Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
- Место гибели В. П. Чкалова
- От поломки к поломке
- Что нам известно о Валерии Чкалове
Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
Тела летчиков нашли не сразу - все до последнего надеялись на чудо. Но спустя время обнаружили останки пилотов и личные вещи Гагарина - обгоревший бумажник, удостоверение личности гражданина и фотографию Королева, которую космонавт бережно хранил в своем портмоне. Самолет буквально вонзился в землю на огромной скорости. Фюзеляж пришлось выкапывать из-под земли - такой силы был удар. При таких убийственных параметрах было очевидно: выжить не оставалось ни единого шанса. Детали дела гибели Гагарина и Серегина долгое время держали под грифом «Секретно». Для расследования катастрофы создали Государственную комиссию. Отчет составил 29 томов.
В заключении расследования было сказано: «Аварийная обстановка возникла внезапно и носила скоротечный характер». Одна из версий гласит, что из-за слишком резкого маневра при уклонении от шара-зонда истребитель МиГ-15 ушел в резкий крен и свалился в штопор. Кроме того, никаких шаров не нашли и здесь, хотя эту местность прочесывали сотни солдат», - рассказал главный научный сотрудник ЦАГИ им. Жуковского, доктор технических наук Александр Желанников. Еще одной из возможных причин трагедии, по версии Белоцерковского - Леонова, считалось попадание истребителя МиГ-15 в вихревой след от пролетавшего рядом истребителя.
Жуковского, их возглавлял Белоцерковский. Установили, что не хватило двух секунд, чтобы Серегину удалось самолет и себя спасти с Гагариным», - отметил Андрей Сергеев, зять командира авиачасти В. Звучали и другие предположения о причинах катастрофы. Вплоть до преднамеренного убийства. С тяжелой утратой страна справлялась с трудом.
И даже сегодня, спустя 55 лет, найдется мало тех, кто оставался бы равнодушным к этой трагедии, а споры о причинах гибели Гагарина и Серегина не утихают до сих пор. Не меняется лишь одно - воспоминания о тех, кто был на борту МиГ-15. Тридцатого марта 1968 года в Москве прощались с человеком, который стал кумиром для миллионов людей м в СССР, и во всем мире. Проводить Гагарина в последний путь пришли тысячи людей. В Советском Союзе был объявлен общенациональный траур. Перед полетом в космос, понимая все риски, Гагарин еще в 61-м году написал прощальное письмо своей супруге Валентине, где он говорил: «Когда-то, еще в детстве, прочитал слова Валерия Чкалова: "Если быть, то быть первым". Вот я и стараюсь им быть и буду до конца». Таким он и остался - первым и навсегда.
Раненого пришлось отвезти в больницу.
Смотрите видео по теме Но вернемся к киноиндустрии. Один из лучших советских каскадеров, Владимир Жариков рассказывал в свое время автору этих строк о том, как имитируют попадание пули в голову человеку. Оказывается, для этого может пригодиться обычная ягода — клубничка или вишенка. На лбу образуется «кровоточащая» «дырка от пули», но никаких серьезных болезненных ощущений «убитый» не испытывает: ведь в него попала лишь желеобразная кашица, получившаяся из ягоды. Данный прием мы переняли в свое время от французов». Впрочем от другого представителя киноцеха довелось узнать о случае, когда такой экранный фруктово-ягодный «огнестрел» все-так кончился получением травмы. Дело в том, что тогда кто-то из сотрудников технических служб забыл удалить вишневую косточку и зарядил ее вместе с перемолотой мякотью ягоды в ствол пистолета. Конечно поражающая мощь пневматического оружия не так уж значительна, однако от прилетевшей ему в лоб вишневой косточки артист получил изрядную царапину и шишку. Совершенно уникальный случай с выстрелом из «незаряженного ружья» мог в свое время оборвать жизнь легендарного советского летчика Валерия Чкалова.
Есть информация о ней упоминали и наследники знаменитого авиатора , что, якобы, Сталин, всерьез обиженный отказом Валерия Петровича перейти на должность наркома — руководителя советских «органов», дал «добро» на ликвидацию Героя. В ведомстве Берии, который должен был исполнить такую волю «хозяина», придумали очень коварный и необычный способ устранения Чкалова. Зная о его увлечении охотой спецы с Лубянки приготовили специальную партию патронов, коробку с которыми в 1938 году отправили летчику «в подарок» через Горьковское управление НКВД, когда летчик приехал в родные края. Эти хитро устроенные боеприпасы при нажатии на курок двустволки гарантировано давали осечку, а когда охотник, желая заменить «забастовавший» боеприпас, переламывал ружье, раздавался выстрел в его сторону, — это в патроне срабатывала хитрая система замедленного действия. Чкалова спасла тогда от смерти лишь счастливая случайность: он не успел испытать в деле присланный подарок. Зато коварство «бериевских» патронов испытал на себе некоторое время спустя муж Софьи Павловны — сестры знаменитого авиатора. В 1939-м, приехав в гости, он взял себе часть хранившихся в доме ружейных зарядов. Однажды уже в Подмосковье пошел с таким арсеналом на охоту. Когда при попытке выстрела оба ствола дали осечку, опустил ружье, и через секунды оно вдруг дважды «бабахнуло».
К счастью, из-за того, что человек не стал перед этим переламывать двустволку, выстрелы «ушли» вперед и не причинили вреда самому охотнику.
Я лично читал архивы, которые косвенно об этом говорят". Народная дипломатия В субботу внук летчика присутствовал на торжественной церемонии в американском городе Ванкувер штат Вашингтон , посвященной 80-летию первого беспосадочного перелета из Москвы в США, который 18-20 июня 1937 года совершил экипаж советских авиаторов под руководством Валерия Чкалова. По словам собеседника агентства, семья летчика ежегодно приезжает в эти дни в США, чтобы возложить цветы к монументу на месте посадки самолета АНТ-25. Они "скинулись" и установили Чкаловский монумент - сначала перед взлетно-посадочной полосой, а затем, когда дорога расширилась, его перенесли на поле, где фактически и стоял самолет АНТ-25". По словам внука пилота, начиная с 1975 года в Ванкувер постоянно летал его отец, сын пилота - Игорь Валерьевич, а позже эту традицию поддержали ближайшие родственники. Они принимают участие в памятных мероприятиях, возлагают цветы, отдают тем самым дань памяти экипажу, истории.
Биография Валерия Чкалова
Главная» Новости» Новости борисоглебска воронежской области происшествия сегодня и вчера. Через 24 года после гибели Чкалова таким же кумиром станет Юрий Гагарин. заявил российскому телеканалу НТВ автор книги о Чкалове Валерий Шамшурин.
Жуткая тайна гибели Валерия Чкалова. Кто хотел его убить?
Начало пути Когда Валерию исполнилось 15 лет, он в первый раз увидел самолет и решил связать свою жизнь с авиацией. Став красноармейцем, юноша освоил специальность слесаря-сборщика самолетов. В течение трех лет Валерий трудился в авиационном парке, расположенном в Нижнем Новгороде. Целеустремленный парнишка мечтал о небе и, в конце концов, получил направление на учебу в школу ВВС. Через год Валерий поступил в школу военных летчиков, прошел обучение в школе высшего пилотажа и освоил тактику воздушного боя. Талантливый дебошир В 1924 году молодой летчик попал в эскадрилью им. Ленина , где проявил себя, как дерзкий, отважный и не знающий усталости летчик. За самоуверенные «выкрутасы» в небе его частенько отстраняли от полетов. В 21 год недисциплинированный Валерий попал под военный суд. Из приговора Военного трибунала: «…и будучи обязанным явиться на аэродром для совершения учебного группового полета к 3 часам дня, явился к указанному времени в совершенно пьяном состоянии…» Однако, отчаянного паренька пожалели и сократили срок вдвое.
Но уже через три года он был снова приговорен на год тюрьмы. Тогда же его исключили из рядов Красной Армии. Однако по личному указанию Калинина наказание заменили на условное Освобожденный из-под стражи летчик стал руководителем школы планеристов. За это время летчик-испытатель совершил более восьмисот испытательных полетов, изучив и освоив технику управления тридцати типов самолетов. Личная жизнь В 1927 году Валерий женился на своей старой знакомой — Ольге Ореховой. Ольга Эразмовна преподавала в школе и до самой смерти любила своего супруга. Через год после свадьбы. Молодая супруга родила сына.
Поликарпов доложил об отсутствии системы, регулирующей температуру мотора, но Чкалов, когда к нему обратился нарком, предположил, что, пожалуй, один круг над аэродромом можно будет сделать. И Поликарпов согласился. У меня есть предположение, почему Поликарпов и Чкалов решили поднять в воздух ещё не готовую машину. Заканчивался год, а по правилам тех лет в конце года все ждали годовую премию и тринадцатую зарплату, получить которую можно было только при условии успешного завершения текущих планов. Потом уже можно было совершенствовать и доводить до ума свою продукцию. А тут целый завод мог остаться без премии, и тогда Чкалов решил поднять в воздух машину. Громов, — а по большому, вдали от границ аэродрома. Затем все увидели, как он поворачивает в сторону аэродрома для посадки и начинает плавное снижение. И вдруг винт останавливается! Чкалов продолжает планировать с остановившимся мотором, но с земли видно, что самолет до аэродрома не дотянет. Мог бы он прыгнуть с парашютом? Мог, если бы не был Чкаловым и летчиком—испытателем! До последнего мгновения летчик—испытатель стремится спасти экспериментальный экземпляр самолета, таково правило этой профессии. При приземлении истребитель врезался в кучу щебня на окраине дачного поселка. Чкалова выбросило из самолета, и он ударился головой о лежащие металлические стержни, сложенные на небольшом дворике. Кто-то, судя по всему, приготовил их под заливку фундамента на своем дачном участке. Была назначена правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы. Громов был членом этой комиссии. Мнение комиссии было единогласным: винт остановился из-за переохлаждения мотора. И вот уже после войны меня и конструктора мотора С. Туманского, — вспоминает М. Громов, — снова вдруг вызвали для объяснения причины гибели В. За эти годы катастрофа обросла чудовищными легендами. И тогда, сразу после катастрофы, и спустя много лет, искали и находили виновных. Но я, как и тогда, подтвердил свое мнение, сказав, что если говорить о виновных, то винить можно только конструктора, разрешившего вылет на самолете без системы регулирования температуры охлаждения мотора, и летчика-испытателя, тем более что последним являлся Чкалов, у которого было достаточно опыта и права отказаться от полета, либо, если уж и лететь, то только с расчетом сесть в любой момент на аэродром с остановившимся мотором.
И он решил не подводить конструктора и рабочих и лететь без жалюзи. Поднявшись в воздух, Чкалов совершил полет «по коробочке» по кругу , затем пошел на второй круг на большой высоте — 2000 — 2500 метров вместо положенных 600 — и на большом удалении от аэродрома. Выполнив круг, стал снижаться, сбавив газ. В это время заглох мотор. Аэродром был еще далеко. Чкалов увидел слева скопище высоких антенн радиостанции… Валерий Чкалов погиб при испытании нового истребителя Самолет с выключенным мотором врезался центропланом — местом соединения крыла с фюзеляжем — в металлическую высоковольтную опору. От удара Чкалова выбросило из самолета вместе со штурвалом, за который он продолжал держаться, в полусогнутом положении. Упав на землю, Валерий ударился головой о двутавровую балку и перебил себе мозжечок. По словам очевидцев: «На куче древесного материала лежал самолет с отделившимся правым крылом и мотором. Мы поняли, что случилось непоправимое. За забором на шоссе с правой стороны по полету стоял автобус и было много народу. Когда пришли сотрудники из больницы имени Боткина, в которую отвезли Валерия Павловича, то они рассказали, что произошло: от сильного удара его выбросило из кабины вместе с сиденьем.
Правда инцидент этот датируется далеким 1970 годом. В клубе играла спектакль труппа самодеятельного театра. По ходу сценического действия один из героев должен был выстрелить себе в грудь из нагана. Естественно, оружие зарядили холостым патроном. Однако после выстрела артист упал, потерял сознание и через некоторое время скончался. Медицинское обследование показало, что на груди погибшего имеется обширная рана, которая задевает также легкое, повреждение которого вызвало обширное внутреннее кровотечение. К таким результатам привел холостой револьверный выстрел с очень близкого расстояния. Фото: Михаил Ковалев Мы попросили прокомментировать ситуацию с возможной опасностью для жизни и здоровья человека при использовании холостых патронов одного из опытных участников военно-исторических клубов. В других, чтобы создать большую внешнюю правдоподобность или обеспечить надежное срабатывание оружейной автоматики, для воссоздания штатной длины патрона вместо металлической пули вставляют в гильзу пластмассовую заглушку-имитатор. В этом случае у самого «ствола» должно быть предусмотрено специальное приспособление — насадка или вставка с уменьшенным по сравнению с калибром этого оружия диаметром отверстия. Попав в такое сужение пластиковая пуля разрушается и вылетает наружу уже в виде мелкой пластмассовой дроби, поражающая сила которой очень мала. Если же насадки нет, то неразрушенная в стволе заглушка-имитатор может представлять опасность. Такой снаряд, хоть и считается холостым, способен пробить слой одежды или толстую картонку на расстоянии даже в 10-20 метров. Вот почему при использовании таких боеприпасов правилами техники безопасности предусмотрен запрет на стрельбу по близко расположенным объектам. Никогда не следует направлять такое оружие на людей, животных… Возможно, в нынешнем случае с Болдуином по трагической случайности забыли снабдить его револьвер приспособлением, разрушающим пластиковые заглушки холостых патронов. Впрочем и холостой патрон без заглушки тоже представляет опасность. Серьезные повреждения могут нанести человеку вырвавшиеся из дула оружия пороховые газы, — при условии, что оружие поднесено слишком близко к телу. Упомянутый вами случай с самодеятельным театром — как раз из этой категории. От Александра довелось услышать также еще об одном трагическом инциденте, связанном с «выстрелом из незаряженного ружья». Впрочем, в данной ситуации «виновником» оказалось не ружье, а пушка.
Арабский халифат и его распад
- Последний полет
- «Никаких затрат, пахнущих миллионами»
- Ленинградский трибунал
- Памяти Валерия Чкалова
Биография Валерия Чкалова
Этот факт повлиял на аэродинамические параметры машины, и ему не удалось дотянуть до взлетно-посадочной полосы. И ведь погода не звала к полетам на «необъезженной» машине: с ночи столбик термометра держался на отметке минус 25 градусов. Погода для испытательного полета, прямо надо сказать, — не сахар, но тем не менее настроение у Валерия Павловича наверняка было хорошим, ведь он собирался сразу же после полетов на охоту вместе с товарищами. Очевидцы рассказывают, что он поднялся в воздух, прошелся несколько кругов вокруг аэродрома, погонял машину на разных режимах и стал снижаться.
Он зашел на посадку и, сбросив обороты, стал планировать на аэродром, рассчитывая посадить машину в режиме вынужденной посадки. Но когда понял, что ему не хватит места спланировать и машина не дотянет до взлетно-посадочной полосы, решил прибавить двигателю оборотов, но двигатель не слушался — стал чихать, отказываясь набирать обороты. Уже потом комиссия установила, что одной из причин катастрофы был тот факт, что Чкалов, планируя на аэродром, сбросив обороты двигателя, не закрыл заслонку воздухозаборника водяного охлаждения, что привело к чрезмерному охлаждению двигателя самолета и к дальнейшей трагедии.
Говорят, что он боролся за каждый сантиметр, пытаясь посадить экспериментальный самолет целым в непосадочной полосе. Он дотянул до аэродрома и даже залетел на его территорию, но не увидел завьюженный фонарный столб и спрятанный под сугробом штабель досок. После страшного удара - по одной из версий - Чкалова выбросило из самолета, после чего, пролетев в воздухе несколько десятков метров над свалкой металлолома, он упал не то на обрезок трубы, торчащий из-под снега, не то на ржавый уголок, пробивший насквозь летчику грудь.
В день полета было очень холодно, до минус 25 градусов. В 12:58 Чкалов взлетел, набрал высоту в 100-120 метров и совершил круг над аэродромом, затем поднялся на высоту 500 метров и начал второй круг. Однако на высоте ста метров самолет внезапно начал отклоняться влево и скрылся за зданиями. Позднее комиссия установила, что двигатель заглох. Валерий Чкалов сделал все возможное, чтобы увести истребитель от жилых домов. И-180 задел провода и врезался в дровяной сарай возле Хорошевского шоссе.
При столкновении пилот вылетел вперед на 15 метров вместе с сиденьем и панелью управления. Чкалова быстро отправили в больницу, но спустя несколько минут пилот скончался. На следующий день после катастрофы началось расследование, арестовано было 60 человек, связанных с подготовкой И-180 к полету. Через два дня после трагической гибели Валерия Чкалова спецкомиссия составила доклад, согласно которому причиной крушения истребителя стала неисправность двигателя и морозная погода. Однако нарком обороны Климент Воро шилов не согласил ся с выводами, посчитав их сомнительными. Постепенно распространился слух о том, что Чкалов лично виноват в катастрофе, поскольку в нарушение инструкции пошел на второй круг.
Эта версия дискредитировала погибшего пилота и вызвала вопросы у тех, кто знал Чкалова лично.
Жуковского, доктор технических наук Александр Желанников. Еще одной из возможных причин трагедии, по версии Белоцерковского - Леонова, считалось попадание истребителя МиГ-15 в вихревой след от пролетавшего рядом истребителя. При резком маневрировании самолет Гагарина и Серегина свалился в штопор, а после столкнулся с землей.
Здесь, конечно, в облаках можно было потерять ориентацию. Возможно, пытались вывести, в облаках это сделать очень тяжело, я сам летал на штопор, это очень тяжело, но это мы делаем в хорошую погоду, когда ты видишь горизонт, землю», - пояснил летчик-космонавт Антон Шкаплеров. Согласно еще одной версии, летчики попали в слой сплошной облачности и при попытке вывести машину из пикирования совершили резкий маневр, из-за чего самолет упал в штопор. Перед вылетом разведка доложила экипажу, что нижняя кромка облаков была около 900 метров.
Но как показали исследования, она была гораздо ниже. Возможно, им просто не хватило высоты. Фактически это установили благодаря исследованиям, которые проводили в академии им. Жуковского, их возглавлял Белоцерковский.
Установили, что не хватило двух секунд, чтобы Серегину удалось самолет и себя спасти с Гагариным», - отметил Андрей Сергеев, зять командира авиачасти В. Звучали и другие предположения о причинах катастрофы.
Смерть Гагарина была не единственным ударом для страны и советской авиации. В тот роковой день не вернулся домой еще один летчик-испытатель и Герой Советского Союза Владимир Серегин. Тренировочный полет проходил на учебном истребителе МиГ-15, его еще на авиасленге называют «спарка». С аэродрома базирования стартовали в 10. Задание было простым, рассчитанным на 20 минут.
Но Гагарин сообщил о выполнении через 11 минут и запросил возврат на базу. Это были его последние слова. Все случилось за считаные минуты. Когда стало ясно, что у самолета уже должно закончиться топливо, начались экстренные поиски. Обломки истребителя отыскали через несколько часов. Тела летчиков нашли не сразу - все до последнего надеялись на чудо. Но спустя время обнаружили останки пилотов и личные вещи Гагарина - обгоревший бумажник, удостоверение личности гражданина и фотографию Королева, которую космонавт бережно хранил в своем портмоне.
Самолет буквально вонзился в землю на огромной скорости.
Биография Валерия Чкалова
Историки спорят — была случайной смерть Чкалова, или летчика погубили преднамеренно? Главными виновниками гибели Чкалова были назначены директор завода, на котором планировался выпуск истребителей И-180, и начальник Главка НКАП ин. И до сих пор ведутся споры, кто был главным виновником гибели летчика, кому эта смерть была выгодна, почему именно Чкалова отозвали из отпуска. день смерти Героя Советского союза, великого летчика-испытателя Валерия Чкалова. Но после гибели Чкалова на И-180, о возможности которой наверняка был предупрежден и сам Поликарпов и которую он, как Главный конструктор КБ Завода № 1 мог предотвратить.
Валерий Павлович Чкалов
15 декабря 1938 года при испытании истребителя И-180 погиб выдающийся советский лётчик, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. Сегодня неподалеку от места гибели Валерия Чкалова на пересечении Хорошевского шоссе и Хорошевского тупика установлен мемориальный камень. Гость программы «Крипто» не исключает, что Чкалов мог быть убит – по заказу Сталина или кого-то рангом пониже. Главными виновниками гибели Чкалова были назначены директор завода, на котором планировался выпуск истребителей И-180, и начальник Главка НКАП ин.
Жажда высоты
- Гибель Чкалова, судьба Поликарпова, И-180 и И-185
- Кто убил Валерия Чкалова?
- Гибель Чкалова, судьба Поликарпова, И-180 и И-185
- Гибель сталинского сокола | Мой город - Нижний Новгород, Мое Сормово, Мой Автозавод
- 120 лет Валерию Чкалову — биография