На этой странице вы могли узнать, что такое «социальная среда», его лексическое значение. В узком смысле социальная сфера — это демографические группы населения, которые различаются между собой по возрасту, полу, личным особенностям. Социальная среда российских городов в восприятии местного населения (на примере Астрахани и Самары).
Социальная сфера общества
Но возможно и такое развитие ситуаций, при котором Среда возникает спонтанно, в результате прочей деятельности группы людей, направленной на достижение тех или иных целей. В какой-то момент люди начинают диагностировать присутствие вокруг своих интересов некой реальности, организующей их и прочих заинтересованных лиц в единый механизм, подталкивающий образовавшийся союз к поставленным целям. И только осознав это, невольные созидатели новой Социальной реальности, переходят в ранг архитекторов и целенаправленно обустраивают ее модель в виде Среды. По мере роста и развития Среды, часть функций архитектора может перейти другим резидентам или группам , высвобождая Архитектора для генерации новых возможностей Среды.
Причем функции роли Архитектора могут быть: делегированы архитектором лучше разным резидентам , для сохранения единоуправления; потеряны — подхвачены резидентами при попустительстве бездействии архитектора, чаще всего в усеченном извращенном варианте; аннексированы — захвачены резидентами с отстранением архитектора от функции или роли целиком; 4. Взаимообусловленность Среды и Резидента Приложи все усилия, чтобы общаться с теми, кто выше тебя. Это поднимет тебя, тогда как общение с людьми более низкого уровня вынудит тебя опуститься, ибо каково общество, в котором ты находишься, таков и ты сам.
Филип Дормер Стенхоп Честерфилд Итак, мы установили, что Среда, является «Эталонным аналогом» Социальной реальности, организованная Архитектором в виде модели. В соответствии с нашим определением Среда чаще всего предназначена именно для кооперации членов сообщества, организуя их взаимодействие по условиям модели, предложенной Архитектором. Вовлеченные в Среду персоны — выступают в качестве ее Резидентов.
Пребывание резидентов в Среде реализует, такое свойством системы, как «Структурированность», выраженное в том, что части системы не независимы, не изолированы друг от друга, они связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. В связи с физиологическими особенностями человеческого восприятия мира, резидент может осознать модель Эталонный аналог лишь в определенном объеме, с определенными искажениями, интерпретируя его в сознании, в свой собственный «Субъективный аналог». Рассматривая модели, важно понимать, несколько ключевых тезисов.
Во-первых, модель никогда не тождественна оригиналу даже когда этого стараются достичь намеренно—например, фальшивые деньги. Во-вторых, в большинстве случаев нет никакой необходимости полностью воспроизводить оригинал в модели, поскольку каждая модель нужна лишь для определенных целей, и включает только те возможности оригинала, которые требуются для их достижения. Этим целям подчинено бытие и смысл существования Среды, что отвечает свойству системы — «Целесообразность», подчиненность всего и состава, и структуры поставленной цели фундаментальное свойство любой искусственной системы.
Помимо степени осознания понимания модели резидентом, имеет место еще и степень ее принятия разделения ценностей в определенном объеме, обусловленным культуральным диапазоном его приемлемости. Часто, по уровню принятия, резиденты консолидируются в Среде, по группам единомышленников. Это перекликается со свойством системы — «Внутренняя неоднородность», сводящаяся к обособлению относительно однородных участков системы, проведению границ между ними.
На разных этапах пребывания резидента в среде, возникает некое соответствие между предложенным навязанным ему Эталонным аналогом и воспринимаемым «постигнутым» по его образу и подобию — Субъективным аналогом. Причем, чаще всего, со временем Субъективный аналог все больше тяготеет к Эталонному. Это обусловлено, влиянием ценностей Среды на сознание резидента, меняющее его мировоззрение, «просветляя» его с точки зрения Среды.
Реакция Среды на внешние воздействия Среда, в которой мы живем, изменяется, и мы должны меняться с той же скоростью, чтобы оставаться на прежнем месте и не исчезнуть. Бернард Вебер. Одним из важных свойств системы является — «Стимулируемость», изменение поведения системы под воздействием поступающих на входы системы процессов, воздействующих на нее и превращающихся после ряда преобразований в системе в ее «функциональность».
Воздействие является стимулами. Именно внешнее стимулирование заставляет вносить соответствующие корректировки и в модели, изменяя Эталонный аналог, а также транслируя новшества резидентам, с целью реорганизации их Субъективного аналога. В случае, когда этого не происходит, резиденты могут перестать принимать разделять , предложенную Средой модель.
Если же при этом у резидента еще и имеется оказия анализировать оригинал, то это будет способствовать зарождению его собственного, конкурентного аналога и, быть может, он будет превосходить Эталонный Подобное развитие может привести к нарушению такого свойства системы, как —«Ингерентность», согласованность, приспособленность к окружающей среде, совместимость с нею. В этом случае система перестает быть устойчивой и возникает необходимость в ее реорганизации.
Для выполнения социальных функций человеку необходимы знания, умения и качества , а каким образом он их приобретает? Только преодолевая разного рода противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности, а это как раз и есть социальная адаптация. Получается, что процесс социализации осуществляется посредством социальной адаптации. Именно с ее помощью вырабатываются наиболее ценные качества, свойства личности, которые дают ей возможность осваивать окружающую действительность, ориентироваться в ней, находить свое место, то есть социализироваться. Конечная цель социализации состоит в формировании личности, востребованной в данном обществе, то есть социализация «заказывается» общественной потребностью, ведь без нее не было бы общества как такового. А конечная цель социальной адаптации — достижение личностью точки равновесия с обществом, а этот процесс является человеческой потребностью [ М. Ростовцева, 2016 ]. Критерием и результатом как успешной социализации, так и эффективной социальной адаптации, является саморазвитие, самореализация и самоактуализация личности в обществе.
Дело в том, что адаптация связана с целью удовлетворить мотивы и стимулы человека, а на успех в особенности влияют отношения с другими людьми. Поэтому в соответствии с изменениями окружающей среды и ее обратной связью изменяется поведение человека. Получается, что адаптация, комфорт и самореализация взаимосвязаны: люди с рождения учатся приспосабливаться к различным обстоятельствам и отношениям, согласовывать их реальность, мысли и внутреннюю культуру с окружающими социокультурными концепциями, чтобы достичь баланса, в котором они смогут самостоятельно удовлетворять свои потребности. В зависимости от требований среды и реакции человека психологом И. Калайковым были выявлены три формы адаптации: Внешняя — выражается в процессе, через который субъект приспосабливается к объективным внешним проблемным ситуациям, не перестраиваясь внутренне, оставаясь самодостаточной личностью. Внутренняя — полная адаптация личности, то есть перестройка внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств. Смешанная реадаптация — личность отчасти приспосабливается к окружению, в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность. Хотя этот процесс сопровождается серьезными личностными модификациями, личность сохраняет индивидуальность и свое «Я» [ Н. Ведмеш, 2015 ]. Не секрет, что формирование общества и развитие человеческой индивидуальности взаимозависимы, но социальная адаптация помогает индивидууму найти баланс между приспособлением и обособлением.
Какой может быть социальная адаптация? Вы помните свой первый день в детском саду или первом классе? Поступление в первое образовательное заведение всегда сопровождается трудностями. Переход из семейной обстановки в окружение большого количества сверстников и условия с другими требованиями может быть весьма некомфортным. Но можно ли сказать, что во взрослом возрасте людям проще даются подобные изменения? Скорее всего нет, в том числе из-за того, что существует довольно обширное разнообразие обстоятельств, к которым человеку приходится приспосабливаться. Социальную адаптацию принято рассматривать на трех уровнях: индивид адаптация внутри личности , микросреда семья, учеба, работа и т. На данный момент профессиональная адаптация — одна из самых актуальных проблем общества по причине миграций, глобализации и роста безработицы. Однако именно ее эффективность влияет на общее состоянии экономики [ Mentamore, 2020 ]. Как видите, человек постоянно находится в процессе адаптации.
Даже если он сам не меняет свое окружение на протяжении многих лет, мир вокруг него меняется, что заставляет подстраиваться и учиться взаимодействию заново. Ход социальной адаптации Может показаться, что социальная адаптация занимает достаточно много времени, но на самом деле это относительно короткий временной промежуток, в который человек активно осваивает новую или измененную социальную среду. И за этот отрезок времени человек успевает пройти четыре стадии: Начальный этап. Человек знакомится с нормами и правилами поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются им или даже отрицаются. Он начинает осознавать, почему у него что-то не выходит, а социальная активность не приносит удовлетворения. Он понимает необходимость менять свои установки, но психологически чувствует себя некомфортно. Этап терпимости. В это время человеком и средой происходит признание равнозначности друг друга.
Социальные институты проходят через различные изменения и трансформации, а значит их воздействие на личность также меняется. Структура социальной среды развития Социальная среда развития представляет собой комплексные взаимодействия и влияния, которые происходят в обществе и оказывают воздействие на развитие человека.
Структура социальной среды развития включает в себя несколько основных элементов: Семья. Семейная среда является одним из ключевых факторов в развитии человека. К семье относятся родственники, супруги и дети, которые формируют определенные ценности, нормы поведения и образ жизни. Образовательная среда включает в себя школы, университеты, профессиональные курсы и другие учебные заведения. Она предоставляет возможность получения знаний, навыков и опыта, а также формирует у человека систему ценностей и мировоззрение. Рабочая среда включает в себя место работы, коллег, руководство и организационную культуру. Она оказывает влияние на развитие профессиональных навыков, социальную адаптацию и карьерное развитие. Социально-культурная среда. К ней относятся различные организации и институты, такие как музеи, театры, спортивные клубы и общественные организации. Они предоставляют людям возможности для саморазвития, общения и культурного развития.
Средства массовой информации, такие как телевидение, радио, газеты и интернет, имеют большое влияние на формирование мировоззрения, ценностей и представлений о мире. Социальные сети. В современном мире социальные сети играют значимую роль в формировании социальной среды развития. Они предоставляют возможность для общения, обмена информацией и формирования новых социальных связей. Все эти элементы социальной среды взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние на развитие личности. Изменение в одном элементе может привести к изменению в других и повлиять на становление и развитие человека в обществе. Роли и взаимодействие участников Социальная среда развития включает в себя различных участников, которые играют определенные роли и взаимодействуют между собой. Они влияют на формирование и развитие социальной среды и взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей. Среди участников социальной среды развития можно выделить следующие роли: 1.
Социальные механизмы адаптации — это коллективные усилия людей, направленные на защиту или изоляцию человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Некоторые механизмы адаптации уже заложены генотипически. Например, человек вне своего сознания может приспособиться к темноте и яркому свету, к некоторому перепаду температур, к вкусу пищи и т. В других ситуациях необходимо включение сознания, своих личностных качеств, чтобы приспособиться, например, к тем или иным условиям труда, коллективу людей, нормам и правилам поведения и ко многому другому. Тем не менее, следует признать, что человек в отличие от животных обладает неисчерпаемо широким комплексом возможностей для адаптации, что, в конечном счете, и обусловливает его выживание как биологического вида и как человека разумного. Среда обитания никогда не ограничивалась лишь климатическими условиями. Человек может жить и в городе, и в селе. Объективно жить в селе, где чистый воздух, спокойный размеренный ритм, более благоприятно для людей. Жители города находятся под постоянным воздействием различных требований, предъявляемых им бесконечно меняющейся городской средой, сильными раздражителями шумы, огни и т. Все эти воздействия требуют от человека образования непрерывных и постоянных реакций. Человек, безусловно, адаптируется к жизни в городе, но испытывает при этом стресс, определяемый как переживание отрицательных, дискомфортных ощущений физиологического и психического характера при столкновении с неизвестными ему устойчивыми раздражителями, являющимися частью среды города, которые требуют от него тех или иных реакций.
Можно особо выделить адаптацию к деятельности, которой занимается человек. Известно, что различные виды деятельности человеческого труда предъявляют разные требования к личности: одни требуют усидчивости, исполнительности, пунктуальности; другие — быстроты реакции, умения самостоятельно принимать решения и т. Однако и с теми и с другими видами деятельности человек может справиться достаточно успешно. Особо следует остановиться на адаптации к социуму, другим людям, коллективу. Человек может приспособиться к группе, усвоив и приняв ее нормы, правила поведения, ценности и т. В качестве механизмов адаптации здесь выступают, с одной стороны, внушаемость, толерантность, конформность как формы подчинительного поведения, а с другой — умение найти свое место, обрести лицо, проявить решительность. Этот перечень можно продолжить. Можно говорить об адаптации к духовным ценностям, к вещам, к состояниям, например, стрессовым, и ко многому другому. В то же время адаптация — это лишь начальный этап, связанный с приспособлением. Человек как личность интегрирует в своем сознании, образе жизни, поведении жизненную среду, к которой он приспособлен, у него возникает удовлетворенность или неудовлетворенность своим положением.
И то и другое заставляет его думать и действовать, творить в самом широком смысле этого слова. Человек живет не только в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и созданные ими продукты. Поэтому его поведение будет существенно различаться в зависимости от принадлежности к той или иной конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. Поведение конкретного индивида связно прежде всего с принадлежностью к определенной нации, поэтому в науке в качестве самостоятельной ставится проблема национального характера. Существует масса стереотипов, то есть схематизаций и упрощений, где предпринимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер в определяемую им манеру поведения.
Глава 10. Социальная среда как фактор здоровья человека
Новости Интернет-пространство как специфическая социальная среда В современном мире достаточно динамично развивается интернет-пространство, активно формируя не только широкую информационную площадку, но и специфическую социальную среду, функционирующую по особым нормам и законам, способствующую удовлетворению потребностей и интересов общества, взаимодействуя в межкультурном виртуальном пространстве. Социальная среда в интернет-пространстве представлена различными группами, исповедующими определенные нормы и ценности, формирующими собственную культуру. Результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в феврале 2020 г.
Манас — самосознание или мыслитель Высший Разум. Буддхи — духовность, духовная... Тело человека — это не человек, а только проводник его духа, футляр, в...
Главное существование человека — ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не... Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем. Самосознание как «я — концепция» Одним из основных показателей личностного развития является развитие самосознания, которое можно определить как образ себя и отношение к себе.
В отечественной психологической литературе можно встретить множество исследований посвящённой проблеме Самосознания. Этим вопросом занимались такие выдающиеся деятели отечественной психологии как Б. Ананьев, , А. Леонтьев, С. В зарубежной литературе также имеется множество исследований Самосознания.
Этой проблематикой занимались Джеймс, Роджерс. В зарубежной литературе Самосознание понимается как «Я-концепция»- результат процесса самопознания и самоотношения, то есть совокупность всех представлений индивида о себе. Роджерс в качествеве ядра личности рассматривал Я-концепцию, представленной динамикой соотношния Я-реального и Я-идеального. Центральным звеном в теории личности является категория самооценки, однако, ее формирование не проходит без конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценки, дилемма — принять оценку окружающих или остаться при своей, иначе обесценить себя или других.
Происходит процесс взвешивания, кот Роджерс называет органическим оценочным процессом, так как источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма, у Роджерса развитие личности определяется врожденной тенденцией, социальная среда лишь играет роль внешнего чуждого природе человека фактора давления. Роджерсу опирается на реальный опыт и ориентируется на внутренние оценочные процессы. Изменение поведения происходит как результат перестройки представлений о себе. Потребность в положительной оценке, согласно Роджерсу, вместе с развитием личности с возрастом становится все более необходимой, в результате чего человек испытывает потребность в одобрении и уважении других людей, причем больше, чем в удовлетворении потребностей своего организма. На почве уважения возникает и самоуважение, которое тоже становится важной потребностью человека.
Самосознание — это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности человека выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего. Основная функция самосознания личности — сделать для личности доступным ее собственную сущность и либо принять и узаконить ее, либо взяться за активную перестройку, либо частично или полярно отвергнуть ее. Запускающим и развивающим самосознание моментом является внутренний конфликт нескольких смыслов деятельности, конфликт побуждающих и смыслообразующих мотивов. Осознание конфликта — толчок к самосознанию. Рубинштейн: Самосознание — не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития, в ходе которого человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни.
Этот процесс переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл и тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать в ней то, что подлинно значимо. Умение не только найти средства для решения задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по настоящему знать куда в жизни идти и зачем это драгоценное и редкое свойство мудрость. Формирование самосознания идет в общении. Формируется самосознание в социальном взаимодействии как уникальный результат психического развития человека.
Благодаря Самосознанию человек становится хозяином самого себя, то есть он способен планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относится к себе. По своей генетической основе это ситуации собственной индивидной природной сущности. Субъективно Самосознание выражается в переживании чувства Я, которое является неотъемлемым компонентом любых действий выполняемых человеком в соответствующих ситуациях. Социальная среда и личность Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми... Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «...
Среда, как любая система подчиняется свойству — «Открытость», исключающее ее изолированность от окружающей среды, а наоборот, реализующее их связанность и обеспечивающую обмен между ними любых видов ресурсов веществом, энергией, информацией и т. Невозможно создать Среду полностью Изолированной от мира. Постулат из этого тезиса — степень изолированности весьма условна. Это в полной мере продемонстрировал вирус COVID-19, вызвавший такие реакции систем, которые до этого никто не закладывал, даже в качестве рисков. А объясняется это еще одним свойством системы — «Существование в изменяющейся среде», основанное на том, что изменяется не только данная система, но и все остальные.
Для данной системы это выглядит как непрерывное изменение окружающей среды. Поэтому, изолированность Среды должна быть ровно такой, какой ее определил архитектор. При этом Среды могут быть, например: Открытыми — полностью доступны для всех субъектов и других сред. Частично открытыми — доступны для некоторых субъектов и сред, по взаимному контракту. Закрытыми — открыты для ограниченного числа субъектов, являющихся резидентами среды.
Полностью закрытые, изолированные среды в крайнем воплощении — это путь к сектам, диктатурам и небезопасным для остальных субъектов образованиям. Полностью открытая среды в крайнем воплощении — это путь к анархии и саморазрушению среды. Полностью закрытые среды, могут вызвать проблемы, обусловленные тенденцией организации безопасности реального мира, от угроз радикализма и т. Среда, как единый организм Как прекрасно почувствовать единство целого комплекса явлений, которые при непосредственном восприятии казались разрозненными. Владимир Петрович Карцев Приключения великих уравнений С точки зрения системы, Среда обладает важнейшим свойством — «Эмерджентности», означающим, что объединение частей в систему порождает у системы качественно новые свойства, не сводящиеся к свойствам частей, не выводящиеся из свойств частей, присущие только самой системе и существующие только пока система составляет одно целое.
Совершенно очевидно, что функциональные возможности Среды значительно отличаются от возможностей отдельных резидентов, а также групп резидентов и даже Архитекторов. Как единое цело Среда, состоящая из субъектов живых организмов и сама проявляет некоторые свойства живых организмов. Я это подробно обсуждал в своей статье «Социальный Организм — как форма эффективного взаимодействия команды». На мой взгляд, как раз это свойство помогает развиваться Среде, выявляя ее новые, доселе неизвестные функции и преобразуя существующие. Но в этом случае важно, чтобы Архитекторы распознавали подобные возможности, систематизировали их и организовывали их поддержку.
Цели заинтересованных лиц в использовании Среды — Как Вы считаете, человечество идёт вверх, возвышается, развивается, топчется на месте или деградирует? Оно живёт. Борис Борисович Гребенщиков Еще одно некорректное суждение, на которое я наткнулся в процессе обсуждении темы, гласит, что Среда сама по себе является привлекательной для резидентов. Сам факт существования Среды не может привлекать клиентов, если только исключительно в качестве любопытства. Только производные от них могут выступать драйверами привлечения в Среду.
С точки зрения достижения целей, в использовании Среды существует целый ряд заинтересованных лиц. Эта функция Среды, достигается за счет еще одного свойства системы — «Функциональность», обеспечивающаяся процессами, происходящими на выходах системы. Остановимся лишь на основных причастных к Среде. Общие цели архитекторов: Создать модель Среду социального сообщества, для привлечения в нее перспективных резидентов; Обеспечить максимально комфортные условия для удержания резидентов с Среде; Делегировать резидентам Среды — часть функций, по поддержанию ее функционирования и развития; Получить лояльных субъектов, для решения при помощи них своих основных бизнес-задач Основная цель. Цели резидента: Получить комфортную среду пребывания, для удовлетворения своих социальных потребностей Основная цель.
Взаимодействие между участниками социальной среды развития осуществляется в рамках совместной деятельности, координации усилий, обмене информацией и ресурсами. Каждый участник вносит свой вклад в развитие социальной среды, ориентируясь на общие цели и задачи. Влияние социальной среды на развитие Социальная среда играет ключевую роль в процессе развития человека.
Она влияет на формирование его ценностей, убеждений, навыков и способностей. Взаимодействие с другими людьми и обществом в целом оказывает существенное воздействие на развитие интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер личности. Социальная среда развития представляет собой комплекс взаимосвязанных факторов, включающих в себя семью, образовательные учреждения, работу, друзей, средства массовой информации, культуру и т.
Здесь каждый из этих факторов играет свою роль и вносит свой вклад в процесс формирования личности и ее умений. Семья является одной из основных составляющих социальной среды, которая оказывает наиболее значимое влияние на развитие ребенка. Семейный опыт влияет на формирование его мировоззрения, понимания и умений в области общения, а также способность к адаптации в новых условиях.
Образовательные учреждения также играют важную роль в формировании социальной среды развития. Здесь ребенок получает знания, учится общаться со сверстниками, развивает навыки самостоятельности и творческого мышления. Работа, окружение, коллектив и профессиональные интересы также оказывают существенное влияние на развитие личности.
Они формируют ценностные ориентиры, определяют деятельность и уровень социального статуса. Работа стимулирует развитие профессиональных навыков и способностей, способствует самореализации человека. Друзья и близкие люди играют также важную роль в социальной среде развития.
Они помогают формировать личность человека, социализироваться в обществе и учат жить в коллективе. Взаимодействие с друзьями способствует развитию коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и умения устанавливать взаимоотношения. Средства массовой информации играют значительную роль в формировании социальной среды развития.
Они влияют на формирование мировоззрения, ценностей и убеждений, а также способности анализировать информацию и принимать решения. Учитывая все вышеперечисленные факторы, можно заключить, что социальная среда развития является ключевым фактором в формировании личности и ее развитии. Она определяет ценности и убеждения, формирует навыки и способности, создает условия для социализации и самореализации в обществе.
Публикации
- Социальная сфера: что это такое, ее элементы и задачи
- Социальная среда. Социальные инновации.
- 2.2.Самосознание как «я – концепция»
- Понятие «социальная среда»
Значение слова "социальная среда"
В статье рассматривается социальная среда, различные концепции и подходы ее интерпретации; взаимодействие личности и социальной среды, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам.
Социальная среда и ее роль в развитии человека: от позитивного влияния к социальной опасности
В статье предпринята попытка акцентировать внимание на возрастающей роли социальной среды в определении и саморазвитии потенциала человека, адекватного целям и задачам общественного развития. Ключевые слова:.
Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся» Социальная среда социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие социальная среда включают непосредственное окружение личности, совокупность различных макро и микро условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека[33, с.
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию.
Вот некоторые из основных факторов, которые влияют на социальную среду: Экономические факторы Экономические условия и ресурсы играют важную роль в формировании социальной среды. Уровень экономического развития, доходы и богатство общества, доступность рабочих мест и возможностей для экономического роста — все это влияет на социальную среду и определяет возможности и ограничения для людей.
Политические факторы Политическая система и политические процессы также оказывают влияние на социальную среду. Политическая стабильность, права и свободы граждан, уровень демократии и участие в принятии решений — все это формирует социальную среду и определяет политические возможности и ограничения для людей. Культурные факторы Культурные ценности, нормы, традиции и обычаи также влияют на социальную среду.
Культурные различия между разными группами и обществами могут создавать различия во взглядах, поведении и отношениях между людьми. Культурные факторы могут определять, какие ценности и нормы считаются важными и как они влияют на социальные отношения. Технологические факторы Технологический прогресс и развитие информационных технологий также оказывают влияние на социальную среду.
Изменения в технологиях могут изменять способы коммуникации, работы, образования и развлечений, что влияет на социальные отношения и поведение людей. Социальные неравенства Социальные неравенства, такие как расовая, гендерная, классовая дискриминация и неравенство в доступе к ресурсам, также влияют на социальную среду. Они могут создавать преграды и ограничения для определенных групп людей, а также формировать отношения и стереотипы в обществе.
Все эти факторы взаимодействуют и влияют на социальную среду, формируя ее и определяя возможности и ограничения для людей. Понимание этих факторов помогает нам лучше понять, как социальная среда влияет на нашу жизнь и как мы можем влиять на нее. Роль социальной среды в формировании личности Социальная среда играет важную роль в формировании личности каждого человека.
Она включает в себя все социальные, культурные и экономические условия, в которых мы живем и взаимодействуем с другими людьми. Социализация Социальная среда является основным фактором социализации — процесса, в результате которого мы усваиваем нормы, ценности и общепринятые правила поведения в обществе. Она формирует наши представления о том, что считается правильным и неправильным, приемлемым и неприемлемым.
Воспитание и образование Социальная среда влияет на наше воспитание и образование. Семья, школа, религиозные и культурные институты — все они являются частью социальной среды, которая формирует наши ценности, знания и навыки. Они определяют, как мы видим мир, как мы взаимодействуем с другими людьми и как мы строим свою жизнь.
Ролевые ожидания Социальная среда также определяет ролевые ожидания, которые накладываются на нас обществом. Она говорит нам, как мы должны вести себя в определенных ситуациях, какие роли мы должны играть в обществе. Например, мужчины и женщины имеют разные роли и ожидания в обществе, и это влияет на их поведение и самоопределение.
Социальные связи и взаимодействие Социальная среда также определяет наши социальные связи и взаимодействие с другими людьми. Она влияет на то, с кем мы общаемся, какие группы мы принадлежим, какие ценности и интересы мы разделяем. Эти социальные связи и взаимодействие формируют нашу идентичность и определяют нашу роль в обществе.
Влияние на выборы и возможности Социальная среда также влияет на наши выборы и возможности в жизни.
Наиболее слабым звеном в этом отношении оказываются города с населением до 100 тысяч человек и сёла — вероятно, сказываются более низкие экономические и социальные возможности, другой уровень культурного разнообразия, нацеленность значительного количества жителей на переезд в более крупные центры. Современная городская среда кажется большинству опрошенных вполне комфортной, но и здесь выделяются показатели столиц. С одной стороны, положительное отношение к столичному уровню комфорта является позитивным результатом, с другой — такая ситуация содержит в себе и риск: Москва и Петербург продолжают притягивать большое количество внутренних мигрантов, что существенно увеличивает антропогенную нагрузку на эти мегаполисы.
Эмоциональная привязанность к месту своей жизни оказывается сильнее рациональной оценки его недостатков. Развитие или стагнация? Причем эта тенденция фиксируется в отношении населенных пунктов всех типов, и столицы не являются рекордсменами возможно, за счет наблюдаемой в них активной критики со стороны отдельных городских сообществ, например, по вопросам массовой застройки. Позитивные оценки в отношении изменений, происходящих во внешнем облике населенных пунктов, нарастают от младших возрастных групп к старшим рис.
Так, например, среди молодых людей в возрасте от 25 до 34 лет доминируют сторонники малоэтажной застройки, а среди тех, кому от 35 до 44 лет, уже больше лояльных высотному строительству. При этом среди представителей старших поколений в приоритете вновь оказывается частная малоэтажная застройка. Такая тенденция может объясняться различиями в фазах жизненного цикла, в которых находятся представители указанных возрастных групп. Влияние эпидемии: уезжать или оставаться?
Пандемия коронавируса спровоцировала активную дискуссию относительно уязвимости городской среды в период массовых потрясений. Популярным стал тезис о готовности значительной части населения покинуть крупные города, переехать в более экологичные и менее скученные населенные пункты, используя возможности удаленной работы. Однако говорить об устойчивости этого тренда пока нет оснований: импульсивное желание сменить обстановку или место жительства будет сталкиваться с барьерами, связанными с комфортом, социальной инфраструктурой и рынком труда: общая привлекательность крупных центров пока выигрывает конкуренцию с малыми городами. Что не так там, где мы живем?
Общая симпатия к местам своей жизни не отменяет их критики.
Социальная сфера: что это такое, ее элементы и задачи
Понятие социальной маркетинговой среды и ее факторы | Что такое социальное окружение? |
Социальная среда — что это в психологии | Социальная среда может действовать как лимитирующий фактор, не давая проявиться другим. |
Социальная сфера
Социальная среда в интернет-пространстве представлена различными группами, исповедующими определенные нормы и ценности, формирующими собственную культуру. Социальной средой мы можем назвать то, что окружает личность в социальной жизни – это проявление общественных отношений относительно самого человека. Смотреть что такое «Среда социальная» в других словарях: СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда, социальный контекст, социокультурный контекст или окружение относятся к непосредственному физическому и социальному окружению, в котором живут люди или в котором что-то происходит или развивается. Социальная среда российских городов в восприятии местного населения (на примере Астрахани и Самары).
Что такое социум и чем это понятие отличается от общества
Социальная сфера, что это такое, ее элементы и задачи | Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. |
АСИ представило программу по созданию дружелюбной среды в социальных учреждениях | Размещение рекламы. Социальные сети. ВКонтакте. Одноклассники. |
Социальная адаптация
Каратьян, Психология развития и возрастная психология: конспект лекций, -1 Однако если причины преступности в целом обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом проявляется сложный комплекс причинных зависимостей — от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминантов до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением. Коллектив авторов, Криминология, 2008 Итак, мнение отечественной психологии о поведении человека заключается в том, что оно неразделимо с сознанием и основными психическими процессами. Это означает, что поведенческие реакции зависят от многих факторов: врожденных свойств индивида, качеств, приобретенных под воздействием социальной среды, качеств, выработанных в процессе образования и самообразования человека, уровня развития высших психических функций на данный момент. Дмитриева, Общая психология: конспект лекций, -1 Психические образования являются потенциальным психическим, реализующимся, формирующимся в процессе психической деятельности. Личность человека представляет собой сложнейшее и высшее в психике человека образование. Высшим оно является в том смысле, что оно непосредственно определяется влияниями и требованиями социальной среды и общественно-исторического процесса.
Общественные требования относятся прежде всего к идейной стороне поведения и переживаний человека. Лев Куликов, Психология личности в трудах отечественных психологов, 2009 О. Зотова и И. Кряжева подчеркивают активность личности в процессе социальной адаптации. Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности. Коллектив авторов, Психология социальной работы.
Теория и практика. Учебник для вузов, 2017 Выполнение социальной роли связано как с интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью в процессе игры, общения и т. В последнем случае социальная роль имеет субъективную окраску, которая проявляется в стиле ролевого поведения, уровне активности исполнения. Принятие индивидом социальной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации. Итак, социальная роль — совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстает в виде набора определенных социальных позиций рабочий, ученый и т. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из нескольких возможных вариантов исполнения роли скажем, ленивого или старательного ученика.
Гусева, Психология личности, -1 Изменение как естественной, так и социальной среды напрямую, например, в условиях природной катастрофы или социального конфликта, и опосредованно, через неправовые механизмы реализации своеправных, противоречащих существующим правовым нормам, потребностей, например, спекуляция в условиях социалистического способа хозяйствования или приватизация в ее аморальных по мотивам и преступным по форме социальных действиях, оказывает влияние на изменение состояния, количественных и качественных показателей преступности. И, напротив, трансформация параметров, а иногда и содержания преступности, становятся отправной точкой в изменении всей системы правовой, а затем и социальной действительности. Так бывает в процессах революционного преобразования общества, или бифуркационных переходах, безотносительно к идеологической оценке, которая в данном контексте нас не интересует. Но так бывает и в ходе перманентных социальных изменений, когда о возможностях изменения в криминальной сфере и, наоборот, о ее влиянии на отдельные аспекты социальной жизни или социум в целом можно судить либо по «следам» такого воздействия, либо по свершившемуся юридическому факту. Карасев, Коррупция как механизм социальной деградации, 2005 Информационно-психологическое воздействие вне субъект-субъектного взаимодействия, от которого мы абстрагируемся предполагает передачу информации от некоего источника к человеку, группе аудитории в широком смысле с целью изменения содержания системы сознания, психологических характеристик объекта воздействия, его поведения. Предметом воздействия выступают убеждения, мотивы, ценностные ориентации, идеалы и пр. Информационно-психологическое воздействие происходит на осознаваемом и неосознаваемом уровнях.
СМИиК используют механизмы суггестирования, подражания, социального научения, конформизма, идентификации и т. Гостев, Глобальная психоманипуляция. Психологические и духовно-нравственные аспекты, 2017 Второе направление исследований связывает ISD с процессом роста личности, в ходе которого последняя целенаправленно принимает меры к тому, чтобы сформировать свое «Я», свою идентичность и индивидуальность. Как правило, «Я» the self понимается в зарубежной психологии как субъективная интерпретация собственной личности. Именно инстанция «Я» преднамеренно развивается в процессе ISD. Исследователи обращаются к фактору саморазвития в тех случаях, когда имеют дело с феноменом внесения человеком в собственное развитие такого уникального вклада, который невозможно свести к совместным воздействиям сил биологической и социальной среды: «в конечном счете изучение ISD призвано продемонстрировать, как люди формируют собственный жизненный путь» [Bauer, 2009, р. Щукина, Психология саморазвития личности, 2015 В теории и исследованиях журналистики в этнокультурном взаимодействии большую роль играют положения информационной концепции этнологии.
Она сформулирована в трудах С. Арутюнова и H. Этнокультурные связи рассматриваются ими как информационные потоки, с помощью которых осуществляются культурные трансляции и происходит воспроизводство традиций. Значение информационной концепции этноса состоит в том, что она обращена к проблемам человеческого существования в изменяющейся социальной среде. Этнос в таких условиях становится для человека защитой от информационной сложности, обезличенности и неустойчивости. Защитные функции этноса состоят в формировании собственной картины мира, системы ценностей, понятий и символов. Отсюда следует вывод, что значение этничности в жизни отдельного человека с усилением информационного давления на личность будет только возрастать.
Следовательно, будет возрастать и роль этнической журналистики, выполняющей функции стабилизатора соционормативной информации. Блохин, Журналистика в этнокультурном взаимодействии, 2013 Приспособление социальная адаптация — процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды Ж. Пиаже, Р. Адаптация подразумевает согласование требований и ожиданий общества по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок, т.
Социальная среда общества: определение и сущность Социальная среда — это сложная система взаимодействий между людьми, которая охватывает все аспекты жизни — от культурных и образовательных до экономических и политических. Она включает в себя значения, нормы, ценности, стереотипы поведения и образа мышления, на которые ориентируется каждый член общества.
Социальная среда играет важную роль в жизни каждого человека. Она определяет поведение, мировоззрение и даже здоровье каждого человека. Значительная часть нашей личностной и социальной идентичности основывается на том, какое место мы занимаем в социальной среде. Например, наш статус в обществе, социальное происхождение и достаток могут определить какие работу мы выберем, наши отношения, какие мнения и взгляды мы высказываем, каких людей мы встречаем и куда мы ходим. Социальная среда представляет собой совокупность противоречий и конфликтов, которые могут возникать из-за множества факторов, таких как различия в возрасте, поле, образовании, национальности, культуре и т. Между тем, хотя конфликты могут иногда отрицательно повлиять на качество жизни, они могут также способствовать развитию, научению дискуссиям и выработке компромиссов, что в свою очередь может помочь улучшить качество жизни в обществе в целом.
Что включает в себя понятие «социальная среда» и как она формируется? Социальная среда — это условия, в которых происходят социальные процессы и взаимодействия людей друг с другом. Она включает в себя такие элементы как культура, экономика, политика, технологии, морально-нравственные и правовые нормы, а также социально-бытовые условия. Социальная среда формируется под воздействием многих факторов и полностью зависит от общества, которое создает и контролирует ее. Она становится результатом социальной активности и желаний людей, а также отражением социально-экономических и культурных феноменов. Ключевые факторы, влияющие на формирование социальной среды, включают такие как изменения в социально-экономической сфере, политической жизни, а также изменения в общественных мнениях и ценностях.
Кроме того, технологический прогресс, глобализация и миграция имеют огромное влияние на формирование социальной среды. От взаимодействия с социальной средой зависит не только наша жизненная ситуация, но и наше здоровье, развитие и общественная позиция. Поэтому важно понимать, что социальная среда — это не только основа нашей жизни, но и закономерность развития общества, которое призывает нас к активности, творчеству и социальной ответственности. Влияние социальной среды на наше поведение и мировоззрение Социальная среда общества играет огромную роль в формировании нашего мировоззрения и поведения. Наше детство и подростковый возраст проходят в среде семьи, школы, друзей, окружения. Именно в этих местах мы получаем первые уроки общения, воспитания и наблюдаем за поведением других людей.
Например, в дружелюбной медицинской организации человек должен понимать весь процесс лечения — сейчас в сложных медицинских терминах может разобраться далеко не каждый. А для сотрудников медицинских учреждений важно иметь возможность передохнуть в комнате отдыха или получить психологическую поддержку. В «дружелюбной школе» должен быть решен вопрос полезного, вкусного и доступного питания. Старшеклассники остаются в школе до 3-4 часов вечера, им недостаточно одного обеда.
В понятие включают непосредственное окружение личности, совокупность различных макромикро условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. Источник: Социология воспитания [учеб. Выделяют макросреду характер обществ. Поэтому взаимодействие человека с С. Это понятие отражает тот факт, что процесс взаимодействия идет не прямо от об-ва к индивиду, а через непосредственный круг общения см. Сознание и социальная среда.
Социальная среда — необходимое и обязательное условие социализации личности. Именно социальная среда политическая, социальная, духовная и другие сферы формирует определенные ожидания в отношении поведения личности. Эти ожидания выражаются в целях, задачах, содержании социального воспитания через соответствующие социальные институты. Социальная среда существует благодаря многочисленным взаимоотношениям ее членов и социальных институтов. Чем больше и разнообразнее палитра составляющих социальной среды, тем интенсивнее ее развитие и разнообразнее условия жизнедеятельности личности. В структуре социальной среды выделяют макро- и микро- уровни. Макроуровень социальной среды — это система социальных отношений в обществе.
Социальная среда – что это?
- Определение социальной среды общества
- Социальная среда — Карта знаний
- Социальная среда это что такое?
- Что включает в себя понятие «социальная среда» и как она формируется?
- Вступление
- Среда социальная это
Интернет-пространство как специфическая социальная среда
Социальная драма "Родительские подснежники" в Буряад театре. Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру. Социальная среда в широком смысле охватывает общественно-экономическую систему в целом производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. На этой странице вы могли узнать, что такое «социальная среда», его лексическое значение. Социум — это естественная среда обитания человека. Итак, мы установили, что Среда, является «Эталонным аналогом» Социальной реальности, организованная Архитектором в виде модели.
Социальная среда: характеристики, элементы, влияние
Социальная среда оказывает сильное воздействие на человека, влияет на его поведение, привычки, формирует его взгляды, характер, систему ценностей. СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Начиная тему, касающуюся социальных сетей, стоит ответить на вопрос – что такое социальная среда?
Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ЛИЧНОСТЬ
это все то, что окружает нас и влияет на нашу жизнь и взаимодействие с другими людьми. это то окружение, в котором мы живем, работаем и общаемся с другими людьми. Социальная среда – это условия, в которых происходят социальные процессы и взаимодействия людей друг с другом.