Краткий чин елеосвящения, или соборования, совершается над больным ради его исцеления.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, — и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иакова 5:14—15. Изначально в нашей Церкви таинство так и исполнялось, однако впоследствии Последнее Помазание прекратили по очень простой причине: человек не знает, где, когда и как заболеет и скончается, поэтому Последнее Помазание наша Церковь объединила с Первым Помазанием, т. Когда при крещении нам помазывают глаза, уши, нос, рот, руки и ноги, это Помазание относится именно к таинству Соборования. При исполнении чина о болящих, Армянская Церковь акцентирует преимущественно веру и исповедь грехов, а не помазание. Согласно Саргису Шнорали: «Не масло дарит здоровье больному, а имя Господа». Основываясь на этом, Церковь, посылая духовное лицо исполнить Елеосвящение для кого-либо из членов паствы, велит ему не чудо совершить, а дать отпущение грехов через рассмотрение веры, исповедь и ободряющее увещевание.
Именно в такой роли выступает священнослужитель во время таинства. Утешая словом, исследуя совершенные грехи через исполнение обряда исповеди, наставляя в добре, в конце концов, по Божиему повелению отпуская грехи и ведя больного к душевному спокойствию, он создает предпосылки для того, чтобы больной стал выше физического страдания, надеясь в молитве на милость Божию. И мы уверены, что искренняя вера не останется без награды, как и Иисус часто отвечал людям: «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам». И открылись глаза их» Ев.
В четвертом чтении — 2 Кор. В последующем евангельском чтении Мф. В пятом апостольском чтении — 2 Кор.
В соответствующем Евангелии Мф. В шестом чтении Апостола — Гал. В Евангелии от Матфея 15, 21-28 , читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери. Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1 Фес.
Таинство Соборования в Великий пост. Последование торжества Православия.
Последование в неделю Православия.. Чин торжества Православия последование. Молебен торжества Православия последование. Последование 2021. Молитва с помазанием. Молитва перед помазанием елеем.
Помазание больных в католической церкви. Канон Елеосвящения. Священник на соборовании. Соборование живопись. Молитва по исходе души от тела. Последование по исходе души.
Последование по исходе души от тела. Последование крещения схема. Патриархия таинство Елеосвящения. Соборование 7 священников. Пасхальный молебен чинопоследование. Чинопоследование молебна на Пасху.
Последование Пасхи книга. Молебен на Пасху последование. Объявление о соборовании в храме. Соборование в храме. Дата Соборования в церкви. Синайский Требник.
Требник 19 век. Требник Петра могилы изображения. Синайский Евхологий книга. Оглавление Требник монашеский. Требник 3 часть. Монашеские имена церковнославянский.
Последования молебныя об избавлении от духов нечистых. Молебен о немощных обуреваемых от духов нечистых. Книга последование молебных пений. Молитва на изгнание нечистой силы. Схема службы Преждеосвященных Даров. Устав схема литургии Преждеосвященных Даров.
Таблица литургия Преждеосвященных Даров. Последование литургии Преждеосвященных Даров схема. Заупокойная лития последование. Последование монашеского пострига. Чинопоследование литургии схема. Отпевание текст.
Соборование совершаемое поскору. Последование Святаго Елеа, Соборование. Чин Соборования. Церковнославянский язык. Книги на Славянском языке. Церковнославянский текст.
Церковно Славянский язык. Последование служб Святого Великого поста.
Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон.
Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником, равно как и платье с глубоким декольте. Платок следует завязать таким образом, чтобы он также не мешал помазыванию. Вопрос: Как происходит Таинство? Ответ: Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем совершается сам чин.
Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз.
В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.
Беседы с батюшкой. Соборование
Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, - да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом - и буду очищен; омоешь меня - и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие - возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, - к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу - дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, - тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Канон, глас 4 Имеющий акростих: «Молитвы елея, песнь Арсения». Припев к тропарям: Владыка Христе, помилуй раба Твоего. И ныне: Одна, Пучину Мира родившая! Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй.
О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся. О святом храме сем и о всех , с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имя и о господине нашем высоко преосвященнейшем митрополите или: архиепископе или: епископе - имя , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся. О предстоящих людях, ожидающих благодати Святого Духа, Господу помолимся. О рабе Божием [или: о рабе Божией] имя , и о Божественном посещении его [или: её] , и о пришествии на него [или: неё] благодати Святого Духа, Господу помолимся. О избавлении его [или: её] и нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся. Защити, спаси, помилуй и сохрани его [или: её] и нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Затем первый из священников читает молитву над лампадой с елеем. Да будет известно, что по уставу Великой Церкви при совершении Елеосвящения вместо воды вливают вино в лампаду. Диакон: Господу помолимся. Молитва священника над елеем Господи, по милости и состраданию Своему исцеляющий сокрушение душ и тел наших! Сам, Владыка, освяти и этот елей, чтобы послужил он помазывающимся им во исцеление и к избавлению от всякой страсти, [ болезни телесной,] скверны плоти и духа, и от всякого зла: чтобы и в этом прославилось Твое всесвятое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Прочие же священники вместе с ним тихо читают ту же молитву, а в это время поются следующие тропари. Глас 2: О величии твоем, девственник, кто может рассказать? Первый из священников: Мир всем. Хор: И духу твоему.
Диакон: Премудрость. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе - правым прилична хвала. Пс 32:22, 1 Диакон: Премудрость. Чтец: Соборного послания святого апостола Иакова чтение. Диакон: Будем внимать. Послание Иакова, зачало 57б Братья, в пример страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили во имя Господне. Вот мы называем блаженными тех, которые терпели: о терпении Иова вы слышали и намерение Господа увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд. Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой; да будет же у вас «да» - да и «нет» - нет, чтобы вам не подпасть под осуждение. Страдает ли кто между вами - пусть молится.
Бодр ли кто духом - пусть поёт. Болен ли кто между вами - пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь; и, если он соделал грехи, будет отпущено ему. Итак исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными. Большую силу имеет усиленная молитва праведного. Иак 5:10—16 Священник: Мир тебе.
Затем при чтении молитвы «Отче Святый», помазуется болящий, по установленному порядку.
Тогда возлагает священник Евангелие на голову болящего и читает завершительную молитву «Царю Святый», заменив слова: "егоже сослужители мои держат на главе раба Твоего, имярек , и молюся с ними, и прошу...
Причастив болящего, священник, после обычного начала, читает или поет тропaрь во глaс 4: «Cкорый в заступлении един сый Христе. После этого следуют Прокимен, Апостол и Евангелие первые , малая сугубая ектения о болящем, и молитва первая без сокращения.
Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Стих: Помилуй меня, Господи, ибо немощен я. Псалом 50 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.
Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, — да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд.
Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом — и буду очищен; омоешь меня — и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие — возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.
Молебное пение
- Текст анафемы из Чина Торжества Православия
- Успенский листок: «О таинстве Соборования»
- Новости по теме
- Соборование в церкви и на дому: что это, когда проводится и для чего нужно в 2023 году?
- Последование таинства Елеосвящения (Соборования)
Последование елеосвящения над больными
Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем (растительным маслом), больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных. Снемше же Евангелие с главы больнаго, дает целовати е. И начинает чин, егда случится вскоре вельми больному дати Причастие. Подготовка к таинству соборования в Троице-Владимирском соборе.
Соборование: как, где, когда и для чего?
Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла». Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов но не сокрытых сознательно. Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься. Олег Кудряков Я уже 3-й год принимаю участие в таинстве соборования Великим постом. В предыдущие годы прихожане всегда уносили с собой свечу, чтобы потом при необходимости молиться с этой свечой о здравии. В этом 2010 году священник сказал прихожанам, чтобы все оставили свои свечи в соборе.
Некоторые объясняют это тем, что на службе присутствует много нездоровых людей, а свеча впитывает весь негатив, и при повторном использовании от нее будет уже не польза, а вред. Если можно ответьте пожалуйста так ли это? С уважением, Евгения. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Евгения! Нет, это суеверие: свеча не впитывает никакого негатива, да и не приносит сама по себе ни вреда, ни пользы. Пользу мы получаем от молитвы, а не от свечи. Можно забрать свечу домой, можно оставить в храме — это неважно: традиции могут быть разными, и то, и другое допустимо.
Дай Бог Вам здоровья! С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться. Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла.
Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Любовь, 17 лет. Отвечает священник Антоний Скрынников: Здравствуйте, Любовь! Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно. Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого. Никакой первоклашка не хочет ходить в школу.
Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование. Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит. Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти. Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди. На нашем сайте вы сможете найти большое количество литературы на эти темы О соборовании , об исповеди.
С уважением, священник Антоний Скрынников. Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек ему 2 года никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше. Спасибо заранее за ответ. Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста. Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.
С уважением, священник Михаил Самохин. Совершение Таинства Соборовани Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой. В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание.
Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два — апостолу Иакову, по одному — святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть — совершение самого Таинства.
Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых. Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников.
Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении или же после всеобщего воскресения см. На пшеницу ставится пустой сосуд кандило праздное , который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином см. Лк 10, 34. Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой хлопчаткой , для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин.
В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл. Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела.
Прощаются тебе грехи твои Мк. И только после прощения грехов расслабленный получил исцеление: Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой Мк. Конечно, не все болезни — непосредственное следствие греха. Но болезни и скорби, посылаемые с целью усовершенствования души, — удел и то в редких случаях людей высокой духовной жизни. В Священном Писании приводятся такие примеры: прежде всего, это болезнь ветхозаветного страдальца Иова, а также судьба евангельского слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии Ин. И все же абсолютное большинство болезней, особенно в современном мире, признается следствием греха, и это четко прослеживается в чинопоследовании Елеосвящения.
Совершаемое в этом Таинстве исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но и способствует изменению его мироощущения и отношения к болезням и страданиям. Цель и содержание Соборования не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе См. Прибегая к Соборованию, необходимо помнить, что человек все-таки смертен, и наступит момент, когда он должен будет покинуть этот мир. И часто в Таинстве Елеосвящения выявляется воля Божья о болящем: «В результате человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для земной Церкви и сокровенных путей Божьих» А. Но и в этом случае человеку, над которым совершено Таинство, дается великий дар: его душа предстает перед своим Создателем, очищенная от сокровенных даже для себя самой грехов. Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному воздействию Божьей благодати. Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли любящего его Небесного Отца, Который нередко посылает ему телесную болезнь для вразумления и изменения жизни.
Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность. Поэтому прибегать к Соборованию можно всем начиная с семи лет в любой болезни. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал о том, кому еще можно и нужно собороваться: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью курсив — ред. К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся и фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае: Негодных же и бабьих басен отвращайся 1Тим. Это «мнения», что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Эти баснословия подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека.
Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей. Надо отметить еще и то, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно, оказывая прибегающему к нему человеку благодатную помощь, вовсе не отменяет употребления лекарственных средств, данных Господом для исцеления болезней. Поэтому к «благочестивому» совету «не принимать лекарства» после совершенного над больным Таинства, прислушиваться не стоит. В некоторых местах существует практика омовения то есть смывания святого елея, который нанесли на члены больного во время совершения Таинства Елеосвящения. Такие действия также не имеют под собой никакого канонического основания. К ряду обычаев, не находящих подтверждения в практике древней Церкви, нужно отнести и такой, когда освященный елей возливается на тело скончавшегося вскоре после Соборования человека. Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов 74.
История формирования чина Елеосвящения В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего. Священнослужителей для совершения Таинства призывал сам болящий. Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа» 75. После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения. Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах.
Что такое соборование в церкви и для чего оно нужно Соборование — это одно из таинств православной Церкви, которое проводится для исцеления души и тела. Ведь душа и тело тесно связаны между собой: образ жизни человека оставляет след в его душе, а состояние души — отражается на теле. Суть соборования заключается в сугубом покаянии, прошении об отпущении грехов нераскаянных, забытых, совершенных в неведении. Ему обязательно предшествует исповедь, а последует — принятие Святых Христовых Таин. Собороваться чаще приходят люди, которые страдают от различных недугов. Однако многие воцерковленные христиане, не имеющие тяжелых заболеваний, принимают в нем участие раз в год, ведь все заражены духовной болезнью греха и страдают телесно в той или иной степени. Как и когда проходит соборование, что нужно знать тем, кто хочет в нем поучаствовать — читайте далее. Как проходит соборование Обращаясь к истории этого таинства, мы находим его истоки в Священном Писании. В Евангелии от Марка Мк. Апостол Иаков сообщает в своем послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Традиция помазания елеем существовала еще со времен Древней Церкви. Это значимый элемент быта того времени, от изобилия или недостатка которого зависело благосостояние народа. В Ветхом Завете освященным елеем помазывали царей на царство, и через это действо сообщалась благодать Божия. В Новом Завете святые маслом исцеляют болящих. Новозаветный смысл сохраняется и в сегодняшней церковной практике. Сегодня это богослужение состоит из нескольких этапов. Священнослужитель читает канон о болящем, затем молитву на освящение елея. Освящается елей, которым будут помазывать тех, кто принимает участие в таинстве. Основная часть: читается последовательно 7 отрывков из богослужебной книги Апостол и столько же отрывков из Евангелия в основном на тему чудесного исцеления болящих силой Божией. После каждого прочтения всех участников помазывают освященным елеем крестообразно: лоб, нос, подбородок, щеки, грудь и ладони с внешней и внутренней стороны. В завершение священнослужитель читает особую молитву и возлагает раскрытое Евангелие на голову каждого участника, испрашивая им Божию благодать и милость. Как подготовиться к соборованию В первую очередь, при наличии внутреннего желания и духовного расположения пособороваться, необходимо взять благословение у духовника. Если же духовника нет — благословение берётся у исповедующего священника, или же в том храме, где будет проходить соборование. Следующий этап — записаться.
Далее начинается помазание святым маслом. Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия. Все эти чтения — о том, как нужно переносить болезни и испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу. Священники поминают при этом имена записанных на соборование. Затем священники выходят с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подойти к каждому. Помазывают святым маслом семь раз. Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый». Соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки. После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание. В конце соборования на головы помазанных возлагается Евангелие с чтением покаянной и разрешительной молитвы: «Царю Святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во гресех… но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего…» Проходя по рядам стоящих, батюшки возлагают каждому на главу Евангелие и дают целовать Крест.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
Краткий чин соборования: понятие проведения службы поскору и полный текст | | О Таинстве Соборования (Елеосвящения). |
О соборовании | Текст, в котором вычитаны все опечатки и произведена разбивка на отрывки, без всякого офорления (для использования на практике в наладоннике). |
Таинство для выздоровления | Православный Саров | Текст краткого чина соборования приведен в приложении к настоящему документу. |
Соборование: какие грехи прощаются?
поют священнослужители, затем певчие и народ. Краткий чин елеосвящения, или соборования, совершается над больным ради его исцеления. Краткий чин елеосвящения, или соборования, читается священнослужителем ради исцеления больного человека. Сами молитвы, входящие в чин елеосвящения, говорят не о предсмертном напутствии, а о возвращении к жизни, — жизни, очищенной от грехов, устремленной к Богу. Ведомо буди, яко в велицей церкви вместо воды вино в кандило молитвомаслия влагают. молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем.
Экскурсия в монастырь, Свято – Введенскую Оптину пустынь
- Последование елеосвящения над больными
- Читать онлайн | Православная библиотека
- Что такое Соборование?
- Соборование: выздороветь и воскреснуть
- Наставления Соборования: как происходит это Таинство | Исповедь и причастие
Соборование: выздороветь и воскреснуть
Не следует надеяться на то, что они нам могут прощаться помимо нашего сознания. Если человек хочет собороваться только потому, что не уверен, что он хорошо покаялся вдруг что-то забыл? Это — не вера, не живая связь с Богом. Некоторые духовники считают, что это даже нужно делать раз в год, потому что у нас есть немощи и страсти. Но люди обычно рассуждают проще: «Пособоруюсь — хуже не будет. Благодати много не бывает».
Таинство соборования направлено против болезни. Если же человек здоров, то ему следует исповедаться и причащаться Святых Христовых Таин «во оставление грехов и в жизнь вечную». Это же касается и детей. Его можно применять, например, в реанимации, где нет возможности полностью вычитывать в течение полутора часов все чинопоследование, и в других подобных случаях. Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику.
Священник Александр Брюховец: «Смысл Таинства Соборования в том, чтобы поднять болящего от одра болезни, а вовсе не в том, чтобы подготовить его к смерти». О забытых грехах Как быть с мнением о том, что во время соборования прощаются забытые грехи, которые, накапливаясь неприметным образом, приводят к болезни человека? Среди поучений прп. Амвросия Оптинского читаем слова о Таинстве Елеосвящения: — Неизвестно почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают таинство Елеосвящения в Великий четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти.
Да и выше сказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему». Сила таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие. В труде митрополита Илариона Алфеева «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» мы читаем: «Безосновательно также мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться.
Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых а то и утаенных на исповеди грехов. Молитвы о лежащем «на одре болезни» в этом случае теряют всякий смысл». Мнение владыки Илариона разделяют многие современные священники.
В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста изредка также во время остальных постов , без отличий с обычным чином елеосвящения. Поскольку в греческих церквях исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре , то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди. Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи [5]. Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл но не сознательно утаил на исповеди. Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния. В настоящее время в практике Русской православной церкви оно часто преподносится как избавление от забытых грехов, и такое толкование начинает доминировать над остальными [6].
В последнее время это Таинство стали проходить и здоровые люди, мотивируя это тем, что во время помазания освященным маслом прощаются даже забытые грехи. Но раньше этот чин проходили только лежачие больные, близкие к кончине земной жизни. Конечно, нельзя человеку запретить проходить это Таинство, поэтому пусть каждый решает сам, стоит ли ему в нем участвовать. Или можно спросить у духовника и действовать по его благословению. Да, на Соборовании прощаются грехи, но лишь те, которые послужили причиной болезни. Ведь, как известно, все корни заболевания лежат во грехах. Как проходит Соборование Обычно Соборование совершается в пост, так как это — благоприятное время для покаяния, очищения души и тела. В таких случаях его совершают в храме, где собираются к указанному времени народ. Если Таинство совершается над тяжело больным, то, естественно, его проводят на дому. К больному вызывается священник и совершает чин Елеопомазания.
В монастыре, за редким исключением особо ответственных послушаний, все имеют возможность прийти на главные службы. Потому в храме собрались многие братия из Центральной усадьбы и скитов, трудники, мирские работники, занятые на стройках. Таинство Соборования на Валааме, как правило, проводится в конце Великого поста, перед Страстной неделей, самым тяжелым, скорбным временем, предваряющим праздник Святого Христова Воскресения.
Последние добавления
- Самое читаемое
- Содержание
- Какие молитвы почитать перед соборованием
- Чин святаго елея поскору
- Какие молитвы почитать перед соборованием
Последование елеосвящения над больными
Чин на разлучение души от тела, когда человек долго страждет. Как проходит Соборование Зачитывается подготовительный чин: покаянные молитвы, канон и стихиры — в текстах проговаривается суть будущего таинства. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века.
Соборование: выздороветь и воскреснуть
В этом елеосвящение напоминает чины освящения меда и яблок. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. И что означает слово "соборование"? Почему соборование осуществляется именно во время Великого поста?
Наставления Соборования: как происходит это Таинство
Мы целуем Святое Евангелие, если соблюден чин Соборования, трижды совершаем поясной поклон пред священнослужителями, которые напоминают в данном случае апостолов – учеников Христовых. Краткий чин елеосвящения, или соборования, совершается над больным ради его исцеления. В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над православным верующим старше семи лет, страдающим телесным и душевным недугом. Однако в Византии развился наш нынешний чин последования елеосвящения. КРАТКИЙ ЧИН ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЙ ЕДИНЫМ СВЯЩЕННИКОМ В БОЛЬНИЦЕ ИЛИ НА ДОМУ (одобренный на заседании Архиерейского Синода 9-12 декабря 2011 года).