За работу он принялся с энтузиазмом: привлекал новых учителей — педагогов из соседних школ, знакомых из университета, чтобы хоть как-то закрыть кадровые дыры, решал проблемы с финансированием, привлекая индивидуальных предпринимателей. Но даже не зарплата — главное обстоятельство, которое заставляет учителей уходить из школ и становиться репетиторами или сотрудниками частных образовательных структур. Смотрите видео онлайн ««Земские учителя» уходят из школ Севастополя» на канале «Первый Севастопольский» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 8 августа 2023 года в 20:08, длительностью 00:03:41, на видеохостинге RUTUBE. на 49%, биологии - на 41%, математики - на 39%. Об этом заявляют родители учеников, отмечая, что учителя ушли из-за поведения нового директора.
Учителя любят свою работу, но она их не кормит
Я туда не лезу. Каждый месяц родители скидываются примерно рублей по 200 на канцтовары, разные грамоты, медали и другие нужды. Есть те, кто принципиально не хочет сдавать деньги. Тогда другие родители "раскидывают" затраты на несколько человек, чтобы дети не остались без подарков на праздники и без грамот. Тяжело работать не столько с детьми, сколько с родителями. Если они приходят с претензиями, я показываю, рассказываю и объясняю, откуда такие оценки. Без криков и истерик. Есть такая поговорка: "От осинки не родятся апельсинки". Очень хорошо её начинаешь понимать, когда приходишь работать в школу.
На самом деле, не столько детей надо воспитывать, сколько родителей. Им под сорок лет, мне двадцать пять, а я их чему-то учу. Относятся родители ко мне нормально, как к педагогу, а не как "к девочке". Бывает, что приходят и говорят: "Нам надо пять! Но ребенок не работает на "пять"! А им очень надо. Они пытаются задобрить тебя, начинают что-то приносить, говорить. Надо "пять" и всё.
А то как же так: мама училась на "пять", папа учился на "пять", а ребёнок что - тупой? Я своим детям всегда говорю, отметки - не показатель. Рассказываю, что у меня и тройки были. Кто-то дружит с математикой, кто-то - с гуманитарными науками. Нельзя быть идеальным во всем. Есть дети, которые ничего не понимают ни в русском, ни в математике, зато они "рукастые". В одном классе у меня учился ребенок, который всегда писал и рисовал очень мелко, но четко и красиво. Слепил мне пингвина в два сантиметра ростом в шапочке и смокинге.
Наверное, будет ювелиром. А другие предметы у него по нулям. Иногда детей просто трясет от того, что дома их будут ругать за плохие оценки. Не двойку страшно получить, страшно, что мама дома отругает. Большая проблема - это бумажки. Какие-то отчёты совсем не нужны. Каждый день надо подавать кучу бумаг в министерство. У нас есть обычный журнал и электронный.
Записи в них дублируются. Министерство спустило приказ - делаем, чтобы не получить "по голове". С детьми я как раз-таки не устаю. Устаю с бесконечными бумажками и тетрадками. Проверять сложно - каждый день минимум 54 тетради. Мой рабочий день сейчас начинается в 11 утра вторая смена , а заканчивается в 10 вечера, когда проверю все тетрадки. Домой их брать не хочу, пусть работа остается на работе. У меня пока нет семьи и детей, поэтому спешить особо некуда.
Я могу позволить себе задерживаться на работе. Кроме тетрадок, надо ещё заполнить обычный журнал, электронный, написать отчёт, заполнить "молоко", которое детям по программе от "Единой России" выдают в младших классах. В конце каждого месяца ты подсчитываешь, сколько молока выпил каждый ребенок, а также общее количество на весь класс. Если что-то не сходится - сидишь и ищешь, где и что ты потеряла. В идеале учитель должен каждый вечер ещё и писать конспекты на следующий день. Но, положа руку на сердце, могу сказать, что мы делаем это не всегда. Приходишь после школы и хочется просто лечь на кровать и лежать. Сил уже ни на что нет.
Иногда тетради не успеваю проверять. Дети относятся к этому с пониманием. Иногда во время отпуска. Я не привлекаюсь, потому что работаю летом на площадке. А на экзаменах штрафы, жёсткие правила, вплоть до увольнения. Не туда посмотрел, не то сделал. Все боятся, всем страшно. А отказаться нельзя.
Я снимаю квартиру, и даже тысяча рублей лишней для меня не будет. Мой оклад - десять тысяч, всё остальное - стимулирующие выплаты. Получаю около 20 тысяч, но приходится очень много работать. Я веду подготовительные классы, например. Кто-то занимается репетиторством. У меня на это просто нет времени. Стимулирующая часть выплачивается по результатам портфолио. Учитывается динамика класса, результаты учебы, грамоты, участие в конкурсах и олимпиадах, научные конференции детей, мои конференции и так далее.
С детьми мне повезло. Может быть, я к ним так отношусь, что у нас хорошие отношения? Есть, конечно, и гиперактивные дети. За ними не уследишь. Учитель ответственен за детей, пока они на территории школы. Я своим всегда говорю: "Закончились уроки, берете рюкзаки и бегом в парк, в сквер". Сейчас зима, около школы лёд, его дворник рубит на куски. И вот они этими булыжниками друг в друга кидаются.
Я им рассказываю, что всё это не шутки: кто-то себе что-то сломает, а учителю потом в тюрьме сидеть. Недавно девочка бежала по лестнице и подвернула ногу. А у меня в классе 28 человек, я просто физически не могу за всеми уследить! В инклюзивном образовании есть свои плюсы и минусы. В моём классе есть слабовидящий ребёнок. У него катаракта на оба глаза. Мама долго думала, что "само пройдёт". Мы направляли этого ребенка в специальную школу для слабовидящих детей, там особая программа и подход.
Но мама возмутилась и сказала: "Мой ребёнок - не дебил, он не будет там учиться". Ну какой родитель захочет признать, что у его ребенка проблемы? Мы с этой семьёй боремся не потому, что мы плохие, а из-за того, что у ребёнка падает мотивация, ему сложно учиться, ему трудно, неинтересно. Он сидит на первой парте и ничего не видит. А мы сами не знаем, как работать с такими детьми - у нас же нет специальных педагогов. Инклюзивное образование - хорошая идея, которая не доведена до конца. Если в школе есть дети, которым нужен особый подход, то обязательно должно быть и специальные коррекционные педагоги. Я приняла решение поработать в Саратове ещё какое-то время и переезжать на Дальний Восток.
Там зарплата больше раза в три, но и жизнь дороже. Учителя получают минимум шестьдесят тысяч, плюс неплохие деньги можно заработать на репетиторстве. В нашем регионе очень маленькие зарплаты. Если у вас семья и вы вдвоем работаете, получаете хотя бы тысяч 30 на каждого, то уже реально взять ипотеку. Одному тяжело, конечно. Молодых педагогов надо обязательно стимулировать! Нагрузка большая, бумажек много, а денег мало. Марина, 21 год.
Пол года работала в школе учительницей английского языка Моя "карьера" учителя началась с практики в одном из лицеев Саратова. Это была проверка для меня: смогу я работать или нет. Моя мама - учительница, и несколько лет назад я думала, что тоже буду работать в сфере образования. В лицее во время практики я столкнулась с давлением со стороны учительницы, уроки которой я заменяла. Ей не нравилось всё: как я хожу, смотрю, говорю. Она гнобила меня при детях, не разрешала присутствовать на уроках старших классов. Однажды она грозным "преподавательским" тоном сказала мне: "Ты никогда не станешь учителем, зачем тебе вообще всё это надо? А ещё она очень поверхностно относилась к детям и не давала им никакой возможности проявить себя.
Никакой надежды для них не было. После практики я всерьёз задумалась: а смогу ли я вообще этим заниматься, или эта учительница всё-таки права?
Молодые педагоги: кто они? В российских школах наблюдается острый дефицит молодых педагогов, показало исследование. По словам автора исследования, заведующей Лабораторией оценки профессиональных компетенций НИИ урбанистики и глобального образования Анастасии Белолуцкой, такой гендерный разрыв — явный показатель непрестижности профессии: специальности, где преобладают женщины, традиционно ниже оплачиваются, имеют более низкий статус и мало карьерных возможностей. Профессия «учитель» действительно имеет невысокий рейтинг в HR-сфере, судя по заявлениям кадровых специалистов о ней. К сожалению, сегодня профессия педагога не считается престижной. Согласитесь, сейчас этой профессией невозможно похвастаться, невозможно с гордостью сказать «Я преподаватель в школе». Такое положение дел отвратительно и неприятно, но это факт Ольга Новгородова, специалист по работе с персоналом. По словам карьерного консультанта Надежды Батановой, профессия учителя загнана в ужасное положение: «Даже если ты чувствуешь призвание, то, по мнению окружающих, обрекаешь себя на жалкое существование.
Никакого пиара профессии, никакой поддержки ее репутации нет. Хотя платформ для этого множество! Если открыть соцсети, можно найти классных школьных преподавателей, которые создали свои каналы и сами себе устроили этот пиар. Они в коротких видеолекциях доступно объясняют сложные темы по своим предметам, и это выглядит действительно круто! Но такие инициативы не только не получают огласку, но зачастую блокируются и ненавидятся всей школой». Батанова считает, что именно эти инициативы в том числе создают правильную репутацию профессии. Если бы это поддерживалось на государственном уровне, если бы эти компетенции развивались и приветствовались, это был бы отличный пиар профессии Надежда Батанова, карьерный консультант Стоит обратить внимание на образ учителя, который формируется обществом, родителями школьников, окружением, полагает старший консультант Лаборатории карьеры Алёны Владимирской Юлия Полуносик. В такой среде немного шансов даже сохранить имеющийся интерес к профессии, не то что приобрести его», — говорит она. Согласно исследованию, среди молодых учителей больше всего тех, кто только выпустился из вуза: пик приходится на 22-23 года. А дальше — провал: количество молодых преподавателей более старших возрастов буквально стремится к нулю.
Молодежь уходит после одного-двух лет работы в школе. Получается, что молодые педагоги в системе не задерживаются. О том же говорят другие недавние исследования : начиная с 2016 года доля учителей в возрасте 25-29 лет стабильно сокращалась, хотя доля учителей моложе 25 лет даже возрастала. Получается, основная проблема для школ — не столько привлечь молодые кадры, сколько удержать. И первую очередь стоит разобраться, что заставляет специалистов, выбрав карьеру учителя, бросить ее через 1-2-3 года. Почему они уходят? Мотивация у молодых педагогов пропадает уже во время работы в школе: на момент поступления и учебы в педагогических вузах они достаточно замотивированы. На вопрос «Вы хотели поступать в педагогический вуз после школы или это было компромиссное решение? Подавляющее большинство респондентов во всех регионах заявило, что на выбор педагогического вуза повлиял «интерес к преподаванию и работе с детьми» и «интерес к предмету». Получается, что в вуз поступают люди, искренне желающие преподавать и работать с детьми.
Авторы исследования выяснили, что происходит с ними за год-два работы в школе.
Классный руководитель сказала ребятам, что в школе сложная ситуация из-за того, что большое количество педагогов уволились. Ушли не только предметники и учителя начальных классов, но и педагоги дополнительного образования. Некоторые популярные у детей и любимые ими кружки просто закрылись. В частных разговорах учителя говорят о том, что у них больше нет сил выживать в современной системе образования, проще и выгоднее полностью переключиться на репетиторство. Дефицит педагогов в России заметно увеличивается с каждым годом.
Вырваться из ада Тематические группы в соцсетях пестрят сообщениями о решении учителей уйти из школы. Главными причинами сами педагоги называют низкие зарплаты, перегрузку, бумажные отчёты и давление со стороны администрации школ. Предыдущий учебный год был тяжёлый — недовольные родители и большая нагрузка. Была на грани нервного срыва, взяла себя в руки, доработала до конца года. Надеялась, что за лето эмоциональный ресурс восстановится, будут силы, нравится преподавать, хотела дать себе ещё один шанс и год на внедрение в школьную систему, но, увы, нет никакого желания сейчас работать, хочется рыдать, когда заходишь в школу. Хочу отработать две недели и уйти в середине сентября.
Да, плохо. Но не издеваться же над собой», — поделилась с коллегами учитель математики. Начинаешь ненавидеть классное руководство, и ведь дело не в детях и родителях, а в бумажной бесполезной ерунде, от которой уже тошнит», — рассказал ещё один учитель. За две ставки с высшей категорией я получала чуть больше 30 тысяч рублей. Но не только в этом дело, многое можно было бы стерпеть, если бы не постоянное скотское отношение администрации, выговоры и претензии на ровном месте. Детей очень жалко, но здоровье дороже», — написала педагог из Волгограда.
В итоге из расписания исчезли многие важные предметы. Утром 15 сентября в школу пришли порядка 30 родителей. Урал — Моя дочь, которая перешла в девятый класс. А вторую дочь, которая пошла в шестой класс в этой школе, я перевела в другую, так как летом узнала о ситуации. Сейчас в шестых классах нет ни биологии, ни географии, ни музыки с информатикой, — возмущается мама ученицы Наталья. Учащимся 7-9 классов еще сложнее — из их расписания исчезли еще и русский с литературой. К экзамену просто некому готовить, как и к русскому языку, ОГЭ по которому обязательный.
У каких-то классов с начала года был всего один урок ИЗО, зато занятий по физкультуре и физике, наоборот, подозрительно много. В родительском комитете уверены, что всему виной новое руководство школы.
Территория страха: монолог учителя, который решил уйти из школы
Также есть различные мероприятия вроде педсоветов, которые очень часто затягиваются. В некоторых школах учителей заставляют отсиживать весь рабочий день, когда уроки уже закончились, при этом у учителя нет оборудованного рабочего места, где он мог бы комфортно находиться до конца дня», — рассказала Ольга Мирясова. Справляются ли учителя с ведением всей необходимой отчётности, оставляет ли она место для работы с детьми? Работа с разными электронными платформами. Кроме ведения электронного журнала есть ещё всевозможные олимпиады, от которых зависит учительская зарплата — часто чисто формальные, когда нужно зарегистрировать на олимпиаду весь класс, хотя многие ученики слабоваты в знаниях, чтобы в ней участвовать. Какие-нибудь электронные курсы здорового питания детей, где тоже нужно зарегистрироваться, потому что, чем больше учителей это сделает, тем больше денег от государства получат курсы повышения квалификации», — рассказала секретарь профсоюза «Учитель». Проблема с учительскими кадрами имеет экономические, географические, социальные, политические корни, сказал в беседе с «Московской газетой» заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург: «Начну издалека: в начале 90-ых у нас началось укрупнение сельских школ.
Идея была такова: поскольку малокомплектные школы не дают качественного образования, лучше свезти детей в города в интернаты, чтобы они получили там качественные знания. Были придуманы школьные автобусы и другая инфраструктура. И вот в то же время, в начале 90-ых, я оказался в Финляндии, и финские руководители системы образования иронически спрашивали у меня, что мы там творим с укрупнением сельских школ. Потому что финны тоже этим занимались. И выяснилось, что как только они отправили детей в новые школы, «на дыбы» встало Министерство здравоохранения, потому что усилилась алкоголизация финнов. Они тоже были не дураки выпить, но дети были своеобразным надзором над родителями, при детях пить было стыдно.
И тогда в Финляндии была принята программа возрождения образования. То есть, я хочу сказать, что решение ситуации с образованием всегда комплексное». Ситуация с зарплатами учителей по стране разная, заметил Евгений Ямбург.
И почему-то никто не сказал о призвании как о главном мотиве остаться в профессии. Насколько велико число тех педагогов, которые работают по призванию? И что привлекает учителей в их профессии? По мнению Алексея Тищенко, этот фактор особенно негативно воспринимается молодыми учителями, которые желают попробовать себя в разных сферах деятельности, на разных должностях, и отсутствие «движения вверх» их не вдохновляет. Впрочем, как и уровень заработной платы. В то же время больше половины учителей все же возлагают надежды на то, что с повышением заработной платы увеличится приток молодых специалистов в школы и педагогический коллектив станет более стабильным. Татьяна Блинова считает низкий уровень зарплаты учителей главной причиной их ухода из профессии. Наиболее низкие значения этих показателей — в Центральном, Северо-Западном и Сибирском федеральном округах. Относительно низкий размер заработной платы в сфере образования отмечается и в результатах мониторинга трудоустройства выпускников с высшим образованием за 2021 год. Так, средняя заработная плата освоивших программы бакалавриата и специалитета в области педагогики составляет 42,2 тысячи рублей, программ магистратуры — 53,2 тысячи рублей. Это второе место с конца списка, включающего 11 направлений подготовки специалистов с высшим образованием. От педагогов отстают только работники сельского хозяйства, а самые большие вознаграждения за свой труд получают выпускники с математическим и IT-образованием: бакалавры — 102 тысячи рублей, магистры — около 124 тысяч. В поисках лучшей доли Но какую бы зарплату ни получали учителя, дополнительную работу они ищут вне зависимости от её размера. Чем ниже их зарплата, тем чаще они ищут дополнительную работу вне сферы образования.
Она добавила, что в России работает 1 млн 347 тыс. Анна Скрозникова рассказала, что чаще всего из школ уходят учителя начальных классов. Депутат уточнила, что хуже всего с увольнениями дела обстоят в Астраханской области, Адыгее, в Ленинградской области, Ингушетии и Карачаево-Черкесии. Также поясняется, что «трактовка официальной статистики про уволившихся 193,5 тыс. Также уточняется, что речь идет не об учителях, а о педагогических работниках, в категорию которых входят: педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования, тренеры по физической культуре и другие специалисты.
Особенно хорошо это видно на примере Дальневосточного федерального округа ДФО , где в шести из 11 субъектов количество выбывших педагогов превышает число поступивших на работу в школы. И если в Чукотском автономном округе эта разница составляет всего два человека, то в Приморском крае — 85 человек, в Забайкальском крае — 289. А в остальных регионах численность принятых на работу в школы и колледжи хоть и превышает численность уволенных, но размер этого превышения столь незначительный, что не позволяет покрыть вакансии, имеющиеся на сегодняшний день. Государство и субъекты федерации тратят деньги на подготовку педагогов, которые работают в других отраслях не по специальности», — констатировала Татьяна Блинова. Подтверждением этих слов служат данные о трудоустройстве выпускников, получивших педагогическое образование. Кадровый дефицит отмечают многие учителя, причем нарастает он год от года. После приведенных им данных стало понятно, почему учителя не задерживаются в школе на длительный срок. С 2020 года наблюдается даже некоторое сокращение школьных педагогов. Эти факторы препятствуют закреплению учителей в школах. Наиболее существенно, начиная с 2016 года, сокращалась доля учителей в возрасте 25—29 лет, но при этом доля учителей моложе 25 лет возрастала. Это говорит о том, что те выпускники педвузов, которые доходят до школы, работают там недолго, а потом уходят на рынок труда в поисках лучшей доли. Поэтому, по мнению Алексея Тищенко, целевая подготовка с последующей обязательной отработкой по специальности в этих условиях оказывается неэффективной. Во-первых, вынужденное нахождение учителя в школе не лучшим образом скажется на качестве его преподавания, во-вторых, «оттрубив» положенный срок, он все равно уйдёт из школы. И почему-то никто не сказал о призвании как о главном мотиве остаться в профессии.
Педагоги массово увольняются из школ из-за низких зарплат, стресса и перегрузки
За работу он принялся с энтузиазмом: привлекал новых учителей — педагогов из соседних школ, знакомых из университета, чтобы хоть как-то закрыть кадровые дыры, решал проблемы с финансированием, привлекая индивидуальных предпринимателей. Вопрос о деньгах: в 2023 году в СМИ не раз проходили новости о «повышении зарплат бюджетников». Педагоги всё чаще уходят из школ. Впрочем, по информации «Фонтанки», как минимум у нескольких учителей именно желание уйти из школы № 338 сыграло главную роль в переходе в «хорошее» место. Среди причин, по которым молодые учителя уходят из школы, Елена Казакова назвала низкую зарплату, нерациональный менеджмент, колоссальную бюрократическую нагрузку, а также неопределенность и проблемы личностного роста.
«Умираешь на работе за копейки»: почему молодые учителя увольняются из школ Красноярска
Также учителя жалуются, что директор может грубо общаться даже с педагогами преклонного возраста. Возмущенные родители написали запрос в департамент образования администрации Екатеринбурга. В официальном ответе указано, что на 1 сентября 2023 года в школе открытых вакансий учителей нет. Там не только «предметники», но и учитель начальной школы, психолог, историк и учитель информатики. На сайте по поиску работы точно так же куча объявлений, — рассказывает мама семиклассницы Наталья. Это всё куплено на средства учителей и выращено ими же. В итоге он все выкинул на помойку.
Даже портфолио детей одного из классов родители нашли выброшенными. В школе охране приказал не пускать бывших сотрудников вплоть до увольнения охранников.
В реальности программа может помочь совсем уж загибающимся сельским школам и рассчитана лишь на тех педагогов, которые не избалованы городским комфортом и смогут вписаться в суровые реалии жизни небольших поселков. С другой стороны, понять, насколько школы недоукомплектованы учителями, можно, соотнеся официальные данные Минпросвещения по количеству школ и по численности учителей по конкретным предметам. Из них следует, что школы РФ укомплектованы учителями по большинству предметов не более, чем на две трети. Проблема решается тем, что учителя работают на полторы, а то и две ставки. Работать полноценно с такой нагрузкой невозможно, такая работа — «халтура» ради хорошей зарплаты. Однако такое положение дел выгодно чиновникам, так как позволяет отчитаться о требуемом росте зарплат педагогов.
Вообще, проблема зарплат и нагрузки неразрывно связана с главной бедой: администраторы всех мастей должны чем-то прикрывать свое существование. Именно ради этого учителя вместо обучения детей вынуждены составлять отчеты, разрабатывать учебные программы и вести разнообразные журналы.
Издание сообщает, что в школе не реализуются программы по биологии, географии, музыке, информатике, литературе, русскому языку.
Школа ищет сотрудников Скандал вышел на федеральный уровень. В пресс-службе ведомства сообщили, что «со следующей рабочей недели образовательный процесс будет вестись в полном объеме» В администрации Екатеринбурга добавили, что в школе работают 70 педагогов. Уволились не 20 учителей, а только 12 человек, четверо из них вышли на пенсию.
При этом за лето и начало сентября принято 12 учителей. Пришли 4 молодых учителя и 5 педагогов-стажистов.
Ранее Председатель СФ Валентина Матвиенко высказывала мнение, что в Год педагога и наставника, который объявлен в РФ в 2023 году, было бы правильно внедрить новую систему оплаты труда преподавателей. Она особенно отмечала, что современный механизм должен учитывать квалификацию, нагрузку учителя, а зарплату надо сделать достаточной «для нормальной жизни» преподавателя. Это интересно.
Учителя любят свою работу, но она их не кормит
Вопрос о деньгах: в 2023 году в СМИ не раз проходили новости о «повышении зарплат бюджетников». Учитель одной из иркутских школ Александр (имя изменено по просьбе героя публикации. В 2023 году из российских школ уволились 193 тысячи учителей. Это максимум за 7 лет. А вот учитель русского языка и литературы столичной школы уже 16 раз принимала решение увольняться, но ни разу не смогла претворить его в жизнь.
"Уходи, пока молодой": бывший учитель о том, почему педагоги уходят из профессии
По словам автора исследования, заведующей Лабораторией оценки профессиональных компетенций НИИ урбанистики и глобального образования Анастасии Белолуцкой, такой гендерный разрыв — явный показатель непрестижности профессии: специальности, где преобладают женщины, традиционно ниже оплачиваются, имеют более низкий статус и мало карьерных возможностей. Профессия «учитель» действительно имеет невысокий рейтинг в HR-сфере, судя по заявлениям кадровых специалистов о ней. К сожалению, сегодня профессия педагога не считается престижной. Согласитесь, сейчас этой профессией невозможно похвастаться, невозможно с гордостью сказать «Я преподаватель в школе». Такое положение дел отвратительно и неприятно, но это факт Ольга Новгородова, специалист по работе с персоналом.
По словам карьерного консультанта Надежды Батановой, профессия учителя загнана в ужасное положение: «Даже если ты чувствуешь призвание, то, по мнению окружающих, обрекаешь себя на жалкое существование. Никакого пиара профессии, никакой поддержки ее репутации нет. Хотя платформ для этого множество! Если открыть соцсети, можно найти классных школьных преподавателей, которые создали свои каналы и сами себе устроили этот пиар.
Они в коротких видеолекциях доступно объясняют сложные темы по своим предметам, и это выглядит действительно круто! Но такие инициативы не только не получают огласку, но зачастую блокируются и ненавидятся всей школой». Батанова считает, что именно эти инициативы в том числе создают правильную репутацию профессии. Если бы это поддерживалось на государственном уровне, если бы эти компетенции развивались и приветствовались, это был бы отличный пиар профессии Надежда Батанова, карьерный консультант Стоит обратить внимание на образ учителя, который формируется обществом, родителями школьников, окружением, полагает старший консультант Лаборатории карьеры Алёны Владимирской Юлия Полуносик.
В такой среде немного шансов даже сохранить имеющийся интерес к профессии, не то что приобрести его», — говорит она. Согласно исследованию, среди молодых учителей больше всего тех, кто только выпустился из вуза: пик приходится на 22-23 года. А дальше — провал: количество молодых преподавателей более старших возрастов буквально стремится к нулю. Молодежь уходит после одного-двух лет работы в школе.
Получается, что молодые педагоги в системе не задерживаются. О том же говорят другие недавние исследования : начиная с 2016 года доля учителей в возрасте 25-29 лет стабильно сокращалась, хотя доля учителей моложе 25 лет даже возрастала. Получается, основная проблема для школ — не столько привлечь молодые кадры, сколько удержать. И первую очередь стоит разобраться, что заставляет специалистов, выбрав карьеру учителя, бросить ее через 1-2-3 года.
Почему они уходят? Мотивация у молодых педагогов пропадает уже во время работы в школе: на момент поступления и учебы в педагогических вузах они достаточно замотивированы. На вопрос «Вы хотели поступать в педагогический вуз после школы или это было компромиссное решение? Подавляющее большинство респондентов во всех регионах заявило, что на выбор педагогического вуза повлиял «интерес к преподаванию и работе с детьми» и «интерес к предмету».
Получается, что в вуз поступают люди, искренне желающие преподавать и работать с детьми. Авторы исследования выяснили, что происходит с ними за год-два работы в школе. Кажется, ответ напрашивается сам собой — учителей не устраивает низкая зарплата. Однако в Москве на вопрос «Что вас отталкивает в профессии педагога?
Плюс классное руководство и кружки - без них молодой учитель не заработает в месяц и 30-ти тысяч. Мы попросили одного из наших героев прислать расчетный лист по зарплате. В месяц он получает 27 тысяч рублей при ставке 26 часов в неделю. Еще 3 тысячи рублей ему доплачивают за кружок робототехники.
Конечно, у молодых учителей еще нет квалификационных категорий и прочих регалий, за которые доплачивают. Чтобы их получить, нужно проработать в школе много лет, а обеспечивать себя и семью нужно уже сейчас. Дело не только в том, что учителям каждый день приходится заполнять несколько журналов и списков, особенно если он ведет классное руководство. Школа хочет знать о каждом шаге учеников, как будто боится, что с ребенком что-то случится, а спрашивать будут с учителей, завучей и директоров.
Еще одна причина, почему учителей просят заполнять бесконечные отчеты, заключается в том, что так чиновники пытаются контролировать уровень знаний школьников и что-то планировать. Правда, получается плохо. Вот что говорят наши герои о том, сколько документов им приходится заполнять почти каждый день. Борис Антонов, преподает в сельской школе: «Учитель берет на себя очень многие обязанности - начиная от сельсовета или исполнительного комитета если это город и заканчивая классным руководством.
Он следит не только за успеваемостью детей, но и за тем, сколько у ребенка сестер, братьев. Это все надо прописать, кому-то отчет отправить, чтобы кто-то еще отчет отправил. Бесконечное количество отчетов. Наша система образования не имеет адекватного мониторинга.
Государство — Левиафан. Оно стремится поглотить все, что есть. И выходит очень смешно. Фото: Владимир Васильев Мы пишем отчеты о том, в каких жилищно-бытовых условиях живут люди.
И это никак не связано с педагогикой. И мы почти не пишем отчетов о морально-нравственном состоянии детей, о том, что у них есть какие-то проекты, какие-то успехи. Это никому не интересно. Есть какие-то выдуманные цифры.
Приходит на район или город некий пробник, и все его пишут. И все свято верят, что результаты правдивые. Хотя бывает, что дети далеко не так удачно написали, а кто написал — тот списал. И это очень странно».
Регина Исхакова, работала учителем в Набережных Челнах: «Поскольку я учитель-предметник, я только в начале года заполняла рабочую программу. И только в конце четверти заполняла отчет. В основном бумажная волокита выпадает на долю классных руководителей». Фото: Салават Камалетдинов Алия Вагизова, учитель русского языка и литературы: «В связи с ковидными ограничениями все стало еще тяжелее.
Каждый день я должна заполнять журнал санитарной обработки, журнал проветривания, журнал посещаемости учеников, бумажный журнал, электронный. Я каждое утро заполняю гугл форму, где по пунктам расписываю: кто заболел, кто просто не пришел. Еще составляю список тех, кто питается. И плюс сдаю это и в бумажном варианте.
Каждый день столько работы! А сколько это бумаги? Мне никто не дает денег на бумагу и на краску для принтера». По этому пункту мнения разделились.
Одни говорят, что «новеньким» дают слабые классы и плохие кабинеты. Другие, наоборот, благодарят старших коллег за поддержку. Борис Антонов: «Когда учителя работают вместе около двадцати лет и вместе воспитывают новые поколения, готовят к ЕГЭ и прочее, то они становятся очень дружны. В сельской школе всегда готовы отозваться и прийти на помощь.
В городской я такого не наблюдал - мне казалось, что отношения сводились к взаимной ненависти и перекладыванию ответственности. Я не знаю, с чем это связано. Самому любопытно». Регина Исхакова: «Сразу скажу, что нет предвзятого отношения к молодым специалистам.
Очень много педагогов готовы подсказать и помочь при обращении. Хорошие завучи, грамотно координируют работу.
Я получаю огромное удовольствие и повод к гордости за саму себя, когда за 7 лет из несмышленого пацана, который делает по три ошибки в каждом слове, мне удается вырастить человека, получающего 90 баллов на ЕГЭ по русскому языку. Я радуюсь, когда получается урок. И потом я долго вспоминаю каждую его минуту и придумываю, что можно было в нем изменить, чтобы эффект был больше. Мне нравится общаться с детьми, мне с ними интересно.
И классный руководитель я неплохой: мои первые выпускники до сих пор помнят, приходят в гости и пишут ВКонтакте. А куда идти? Я никогда не работала нигде, кроме школы. Я никогда не пробовала себя ни в чем другом. Иногда я думаю, что не знаю, что буду делать, когда все-таки уволюсь из школы. Я ничего не умею, кроме проведения уроков и проверок тетрадей.
Мир очень большой, возможностей в нем много, но я не вижу таких возможностей для себя. Возможность творческой самореализации Каждый год уходя в отпуск с мыслью о будущем неизбежном увольнении, я сама не замечаю, как временами начинаю придумывать темы для проектов на будущий учебный год, подмечать где-то идеи, которые хочется претворить в школьную жизнь. В итоге к середине августа у меня же исписана половина блокнота идеями, находками, темами. Ну и куда увольняться с таким багажом и горящими глазами, когда не терпится попробовать и то, и это? Вот так и гоняю по кругу я эти мысли в голове, то плюсы пересчитываю, то минусы. Взвешиваю, пытаюсь определить, что же важнее.
И пока не могу принять какого-то окончательного решения. Наверное, так и буду каждый май планировать свой уход, а каждый август выходить из отпуска с пониманием, что никуда я из этой школы не уйду. Права ли я?
О том же говорят другие недавние исследования : начиная с 2016 года доля учителей в возрасте 25-29 лет стабильно сокращалась, хотя доля учителей моложе 25 лет даже возрастала. Получается, основная проблема для школ — не столько привлечь молодые кадры, сколько удержать. И первую очередь стоит разобраться, что заставляет специалистов, выбрав карьеру учителя, бросить ее через 1-2-3 года. Почему они уходят?
Мотивация у молодых педагогов пропадает уже во время работы в школе: на момент поступления и учебы в педагогических вузах они достаточно замотивированы. На вопрос «Вы хотели поступать в педагогический вуз после школы или это было компромиссное решение? Подавляющее большинство респондентов во всех регионах заявило, что на выбор педагогического вуза повлиял «интерес к преподаванию и работе с детьми» и «интерес к предмету». Получается, что в вуз поступают люди, искренне желающие преподавать и работать с детьми. Авторы исследования выяснили, что происходит с ними за год-два работы в школе. Кажется, ответ напрашивается сам собой — учителей не устраивает низкая зарплата. Однако в Москве на вопрос «Что вас отталкивает в профессии педагога?
В то время как в регионах этот вариант действительно оказался среди самых значимых: его отметила треть респондентов. Кроме зарплаты, отталкивает молодых учителей в профессии слишком большой объем бумажной работы. Международное исследование TALIS, проверенное в 2021 году в России и Казахстане в нем приняло участие 4 тысячи российских и 6 тысяч казахстанских учителей , продемонстрировало , что внутренняя бюрократия мешает профессиональному росту учителей. Средняя нагрузка в странах ОЭСР — 39 часов в неделю. В России она составляет 43 часа, в Казахстане — 48 часов. Основной «убийца времени», по словам опрошенных, работа с документацией и отчетами. Еще одна причина увольнения из школ — отсутствие свободы, огромная зарегулированность образовательного процесса и школьной жизни в целом, а также слишком большая нагрузка.
Карьера важна для зумеров, но в процессе карьерного роста огромное значение имеет возможность творить, иметь достаточный уровень автономии в принятии решений, получение предпринимательского опыта. Частая смена работы в поиске себя, скорость принятия решений, цифровизация многих аспектов в жизни и работе — то, что характеризует нынешних молодых специалистов и их мотивацию к труду, наравне с огромной трудоспособностью, рациональностью, стремлению к стабильности». Юлия Полуносик, старший консультант Лаборатории карьеры Алёны Владимирской Однако руководители школ не всегда понимают истинные мотивы, по которым молодые специалисты у них не задерживаются. Директора в регионах, наоборот, порой недооценивают значимость денежного фактора. Юлия Полуносик считает, что для удержания сотрудников важно понимать, что ими движет, что их мотивирует, и изыскивать возможности эту мотивацию предоставлять. Не всегда это денежная мотивация. Часто это стремление приносить пользу, признание, творческое проявление, новые ощущения, престиж.
В рамках закона, правил и стандартов всегда можно реализовывать идеи для мотивации сотрудников Юлия Полуносик, старший консультант Лаборатории карьеры Алёны Владимирской По ее словам, монокарьера, монофункциональность сейчас — не ключевой карьерный ориентир. Молодежь привыкла к большим потокам информации, смене повестки, множеству стимулов. Кроме того, включается так называемый fomo fear of missing out — опасение пропустить важное, интересное событие. Если у друзей, коллег из других школ, городов, более разнообразная профессиональная жизнь, то отсутствие этих новых вводных в работе может демотивировать молодого специалиста», — говорит Полуносик.
«Стали обслуживающим персоналом». Почему российские школы страдают от дефицита учителей
Сам директор школы отрицает, что учителя массово ушли из-за конфликта с ним. Российские школы переживают настоящий кризис: учеников с каждым годом прибавляется, а учителей, наоборот, не хватает. Сразу 17 учителей уволились из школы №338 в Невском районе Петербурга на старте учебного года. Впрочем, по информации «Фонтанки», как минимум у нескольких учителей именно желание уйти из школы № 338 сыграло главную роль в переходе в «хорошее» место.
Из петербургской школы одновременно уволилась четверть педагогов
Увы, данные о стаже показывают, что спустя пару лет работы молодые учителя уходят из школы. Александра Галимова, в прошлом учитель английского языка, поделилась своими мыслями о том, почему учителя уходят из школы, и расспросила об этом других бывших учителей. Молодые учителя из регионов анонимно и честно рассказали «Правмиру», почему уволились из школы.