Артистка Театра балета Бориса Эйфмана Полина Павленко рассказывает о гастролях в Китае, о повседневном и закулисном. Театр балета Бориса Эйфмана празднует 45-летие. На этой сцене год назад Театр балета Бориса Эйфмана отметил 45-летие, и вернулся – с программой, в которую вошли фрагменты всех репертуарных спектаклей, за все 45 лет.
Санкт-Петербургский государственный театр балета Бориса Эйфмана
В период конца 1970-х - начала 1980-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Хореограф и его характеризующаяся особым пластическим мышлением труппа осваивают новые жанры. Создаются спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, который передавал предельный накал страстей героев: «Поединок», «Идиот», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Легенда», «Двенадцатая ночь», «Мастер и Маргарита», «Убийцы» и другие.
Эти снискавшие всеобщее признание работы не только представляют на самом высоком художественном уровне достижения современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному духовному наследию отечественной и мировой культуры, вдохновляющему хореографа и его артистов. Стремление труппы Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка — все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических площадках мира. Эйфман — хореограф-философ.
Его волнуют проблемы современности и тайны творчества.
И как труппу сейчас приняла китайская публика? Спектакль восторженно принимают во всех частях света. Мы обращаемся к публике на универсальном языке танца, понятном представителям любых культур и религий. В этом привилегия балетного театра.
Что касается зрителей Китая, то они по-настоящему соскучились по нам. Труппа не выступала в Поднебесной четыре года, хотя мы там очень популярны и востребованы. Нынешний тур проходит замечательно: во всех городах у нас полные залы, публика встречает артистов овациями. В конце ноября начнется заключительный этап гастролей — серия спектаклей в Пекине. Долгие годы китайская аудитория знала лишь классический хореографический репертуар России.
Мы же открыли для нее современное балетное искусство нашей страны. Стоит ли вообще рисковать, тернист ли данный путь? Во время нашей первой встречи он произнес фразу, которую я запомнил на всю жизнь: «Хореографами не становятся, ими рождаются». Понимаете, если внутри Вас есть червь сомнения, если Вы размышляете о том, связывать или нет с балетом свою судьбу, значит, это не Ваше. Любые советы и наставления тут бессмысленны.
Не ломайте себя, ищите истинное призвание. Подлинный талант преодолеет все тернии и не будет колебаться, на какой путь ему ступать. Хотя объективности ради замечу: я видел немало ярких людей, сгоревших от невозможности реализовать свой потенциал в полной мере. Случается и другая трагедия: Всевышний ниспосылает человеку дар, а тот оказывается неспособен распознать его. Мир далеко не всегда справедлив.
Но все равно нужно верить в себя и не бояться испытаний. В 2022-2023 годах также были сняты но пока еще не выпущены экранные версии спектаклей «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» и «Русский Гамлет». Фильмы Театра демонстрировались в эфире отечественных и зарубежных каналов, активно шли на большом экране в России и за рубежом. Что дает слияние кинематографа и балета? И каковы Ваши дальнейшие съемочные планы?
Тем более технологии сегодня развиваются предельно стремительно. Создавая киноверсии балетов, театр, во-первых, сохраняет свой репертуар для истории. Во-вторых, мы выполняем важную просветительскую миссию. Большое количество любителей танца живет в маленьких городах и не может попасть на представления труппы. Жанр фильма-балета позволяет им приобщиться к нашему искусству.
И самое существенное: объединяя технологический арсенал кинематографа и выразительные возможности балетного театра, мы участвуем в развитии самобытного эстетического феномена — пластического кино, то есть кино без слов, способного, тем не менее, сказать о многом. Ближайшие съемки состоятся в Санкт-Петербурге в январе следующего года. Мы планируем экранизировать последнюю на настоящий момент премьеру театра — спектакль «Чайка.
Герои Пушкина становятся символами современности, переживающими нестабильные времена. Музыкальное сопровождение включает в себя необычное сочетание музыки Чайковского и рока от композитора Александра Ситковецкого. В день спектакля артисты Театра балета Бориса Эйфмана объявляют свои составы, включая солистов, исполняющих главные партии. Гастрольная труппа численностью 65 человек включает в себя не только артистов балета, но и специалистов по монтировке декораций, гримеров, режиссеров, костюмеров, массажистов и других профессионалов. На сцене используются более 150 костюмов, созданных специально для спектаклей.
Жанр фильма-балета позволяет им приобщиться к нашему искусству. И самое существенное: объединяя технологический арсенал кинематографа и выразительные возможности балетного театра, мы участвуем в развитии самобытного эстетического феномена — пластического кино, то есть кино без слов, способного, тем не менее, сказать о многом. Ближайшие съемки состоятся в Санкт-Петербурге в январе следующего года. Мы планируем экранизировать последнюю на настоящий момент премьеру театра — спектакль «Чайка. Балетная история». Хочется поделиться новостью для наших московских читателей и петербуржцев, которые планируют поездку в столицу: 23 декабря в Большом зале киноцентра «Октябрь» пройдет мировая зрительская премьера фильма-балета Бориса Эйфмана «Эффект Пигмалиона». Очень рекомендую к посещению! У меня элементарно нет на это времени. Мне 77 лет. Каждый день я репетирую в зале по 7-8 часов. В перерывах решаю административные вопросы, связанные с театром. Добавьте сюда Академию танца, строительство Дворца танца, съемки и выпуск фильмов… Мой рабочий день может длиться 14 часов. Хочется надеяться, что такая каторжная, жертвенная жизнь не напрасна. Ведь наше искусство действительно помогает людям получить столь необходимые им сегодня светлые эмоции. Какой профессиональный и творческий итог работы инновационной балетной школы Вы можете отметить? Много ли выпускников работает в Вашей труппе? Или же воспитанники выпархивают из гнезда и идут своими путями? Окончательный вердикт вынесет, конечно, история. Сейчас же я только опираюсь на факты. Ученики Академии уже одерживают победы на международных и всероссийских балетных конкурсах и самостоятельно сочиняют хореографию. Причем затрагивают в своих работах очень трудные вопросы и пытаются дать на них честные ответы. Иными словами, мы сформировали в них главное — умение мыслить творчески и выражать с помощью языка тела глубокие идеи. В нашем коллективе танцует 15 выпускников Академии. Воспитанники школы также пополнили состав балета Большого и Мариинского театров, других прославленных трупп. Я знаю, что это будет вечер Ваших балетов. Расскажите о нем поподробнее. Зрители увидят два балета — «Мусагет» посвящение выдающемуся балетмейстеру Джорджу Баланчину и «Мой Иерусалим». Обе постановки — довольно сложные как по своему философскому содержанию, так и по хореографическому тексту. Но юные танцовщики, как мне кажется, справились с серьезной профессиональной задачей и достойно освоили непростой художественный материал. Как Вы поддерживаете и развиваете креативность Вашей труппы? Для этого я должен суметь «заразить» их собственными идеями. Танцовщик, по-настоящему погружающийся в образ, всегда привносит в него свое особое эмоциональное содержание и тонкие пластические нюансы.
Читайте также:
- Балет Бориса Эйфмана. Русский Гамлет
- Другие статьи раздела
- Репертуар Театра балета Бориса Эйфмана - Бинокль
- Театр балета Бориса Эйфмана
Балетная вселенная Бориса Эйфмана
Гала-концерт Театра балета Бориса Эйфмана в Москве 24 апреля 2024 в Государственном Кремлёвском Дворце. Билеты на балет «Эффект Пигмалиона» (Театр балета Бориса Эйфмана) продаются онлайн на сайте Эрмитажный театр в Петербурге. Петербургский театр балета Бориса Эйфмана завершит 46-й сезон большими гастролями в Москве. Добавим, что в ближайшие месяцы Борис Эйфман собирается приступить к сочинению нового балета о Родене, передает НТВ.
Балет Эйфмана открывает сезон
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета создан Борисом Эйфманом в 1977 году (первоначальное название труппы – Ленинградский «Новый балет»). Театр балета Бориса Эйфмана проведет большие гастроли в Объединенных Арабских Эмиратах, Таиланде и Китае с 18 октября по 3 декабря, сообщили в пресс-службе театра. Балетная история» (Театр балета Бориса Эйфмана) в Большом театре, а также вся информация о спектакле: описание, фото, видео. Театр балета Бориса Эйфмана завершает гастроли в Москве показом всемирно известного балета по роману «Анна Каренина».
Борис Эйфман — о танце, Петербурге и заслуженном озарении
Новости театра | Выпускники были приглашены в Театр балета Бориса Эйфмана, Мариинский театр, Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Театр «Балет Москва», Михайловский театр, Театр балета им. Л. Якобсона. |
PostaТеатр: летние гастроли 2023 — лучшие спектакли в вашем городе | Балетная история» (Театр балета Бориса Эйфмана) в Большом театре, а также вся информация о спектакле: описание, фото, видео. |
На три дня в середине апреля «Урал Опера Балет» предоставит сцену Театру балета Эйфмана
Балеты Бориса Эйфмана в исполнении воспитанников Академии танца! Петербургский театр балета Бориса Эйфмана завершит 46-й сезон большими гастролями в Москве. В 1977 году Борис Эйфман организовал «Новый балет» (сегодня — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана.
Балет Бориса Эйфмана. Русский Гамлет
В центре его — внутренний мир человека, таинственная жизнь души, исследуемая и выражаемая с помощью древнего языка тела. Наше искусство несет современному зрителю особую эмоциональную энергию — то, что публика никогда не получит от интернета или телевизионных шоу. И люди во всем мире приходят к нам на спектакли, чтобы испытать этот незабываемый опыт, приблизиться к катарсису. Хотелось ли когда-нибудь за это время передумать, сложить с себя ответственность, сделать другой выбор? Решение основать свой театр не было одномоментным. Собственно, речь идет даже не о решении. Дилемма «создавать собственный коллектив или же не создавать» передо мной никогда не стояла. Как молодой начинающий художник, я нуждался в пространстве для воплощения переполнявших меня идей.
Но прежде чем возглавить танцевальный ансамбль, я целых десять лет трудился, зарабатывая себе репутацию в хореографическом мире. Уже в 21 год я получил предложение от Ленинградского телевидения снять фильм-балет «Вариации на тему рококо». Я работал в кино, в балете на льду — и в итоге в 1977 году получил приглашение стать художественным руководителем нового коллектива при Ленконцерте. Судьба воздала мне за трудолюбие и упорство. Когда я только приехал в Ленинград, мне повезло застать людей, еще помнивших Серебряный век, олицетворявших уходящую эпоху. Я впитывал в себя великое наследие прошлого, посещал театры, концерты, музеи. Приходил на могилы Чайковского и Достоевского, чтобы почувствовать там необыкновенную духовную ауру.
Я наполнялся творческой энергетикой города и постепенно становился его частью. И до сих пор, по прошествии многих десятилетий, Петербург вдохновляет и питает меня как художника. Безусловно, внешне сегодня это во многом уже иной город, но его сокровенная суть не изменилась. Перестать особенно остро чувствовать, перестать жить с оголенным и обнаженным нервом. Было ли когда-нибудь свойственно такое переживание вам? Подобный страх мне неизвестен. Я четко знаю: дар, посланный тебе свыше, требует бережного и трепетного обращения.
Чтобы сохранить его, я должен достигать определенной концентрации. А она, в свою очередь, невозможна без отречения от суеты и многочисленных соблазнов, которыми наполнен окружающий мир. В противном случае ты рискуешь утратить тончайшую связь с теми высшими сферами, откуда творец черпает созидательную энергию. Есть базовые законы физики. А мы говорим о вещах метафизических. Однако принципы те же: чтобы дать своему зрителю мощный эмоциональный заряд, ты сперва должен сам его получить. Сделать это без правильного внутреннего настроя невозможно.
Мне повезло застать людей, еще помнивших Серебряный век, олицетворявших уходящую эпоху.
Калныньша, «Двухголосие» по ранним композициям группы Pink Floyd главным образом за авторством Сида Барретта , «Жар-птица» 1978 на музыку И. Стравинского и «Вечное движение» 1979 на музыку А. Постановка балетных программ с комбинацией академической и беспуантовой хореографии и с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока в те годы было также воспринято очевидным новаторством. К концу 1990-х годов театр стал выезжать на гастроли в Нью-Йорк , которые со временем стали ежегодными [10]. Репертуар театра отличался чрезвычайным жанровым разнообразием, включал спектакли по классическим произведениям русской литературы, детские спектакли и рок-балеты.
Академия танца Бориса Эйфмана[ править править код ] Идея о создании инновационного хореографического училища получила свою реализацию 24 января 2011 года, когда губернатором Санкт-Петербурга В. В конце января 2013 года началась активная информационная кампания по набору первых учеников и воспитанников Академии. Отборочные туры прошли весной. Открытие Академии танца Бориса Эйфмана состоялось 2 сентября 2013 года, а первый выпуск профессиональных артистов балета — в 2021 году.
Увидеть их можно будет сегодня и завтра.
Здесь нет привычных пачек и пуантов, вместо них — бальные костюмы и каблуки. При постановке балета «Эффект Пигмалиона» артистам театра Бориса Эйфмана и самому хореографу предстояло преодолеть зрительские клише, созданные предыдущими вариантами сюжета. История греческого скульптора, влюбленного в статую прекрасной Галатеи обрела иную форму. Это однозначно персонаж со стремлением, что близко мне. Но немного более эгоистичный, что приходится в себе визуально развивать», — поделился исполнитель роли Лиона Артём Лепков.
Поэтому бесполезно искать какие-то привычные балетные па, всё время сохраняется ощущение, что любое балетное движение у Эйфмана — единственное и неповторимое. Если сказать, что это пластическое истолкование музыки, то это будет обидно для Эйфмана и его танцовщиков, а если выразиться, что это «перевод» движения и пластики в музыку, то так, пожалуй, будет точнее. А ещё точнее: балеты маэстро — это некое триединство музыки, танца и театрального действа. Чего пока ещё нет у Эйфмана? В Санкт-Петербурге у Театра балета ещё нет собственного помещения, хотя репетиционная база уже появилась. Спектакли идут на сценах лучших петербургских театров, надо просто следить за афишами. У Театра балета Эйфмана нет собственного симфонического оркестра, спектакли идут под фонограмму, но это художественный принцип: высококлассная запись в исполнении лучших оркестров или звучание специально созданных аранжировок. У Эйфмана пока ещё нет всеобщего мирового признания как, скажем у Петипа, Фокина, Баланчина , но мировая известность — уже есть. Авторитетный критик New York Times написал, что балетный мир может прекратить поиски хореографа номер один, потому что он уже есть: это Борис Эйфман.
У танцоров Эйфмана — тоже нет мирового признания, но они могут в жанре балета делать всё, в этом легко убедится, попав на спектакль театра балета. У Эйфмана нет самоуспокоенности, желания заканчивать карьеру хореографа, а значит, будут ещё новые спектакли и новые художественные потрясения.