Об этом и многом другом читайте в материале, посвященном подвигу советского тыла. 1 Историография советского тыла периода Великой Отечественной Войны: Сборник статей. Представляем Вашему вниманию презентацию «Советский тыл в Великой Отечественной войне», которая продолжает цикл выставок «Год Памяти и Славы. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. Тегисоветский тыл в годы войны, что отошло ссср после второй мировой войны, болезни во время второй мировой войны.
О компании
Борьба в тылу врага продолжалась, а захватчикам пришлось и далее проводить антипартизанские операции с привлечением фронтовых подразделений. Проведенная в первые месяцы Великой Отечественной войны эвакуация советских промышленных предприятий в глубокий тыл стала безусловным подвигом. Члены Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов приняли участие в создании цикла материалов о повседневной жизни нашего народа в советском тылу. Советский тыл в годы Второй мировой войны обложка книги 55 %. Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина.
Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл
Но работа не прекращалась ни на минуту. В советский тыл ежедневно уходило от 30 до 50 вагонов, до отказа груженных имуществом завода. И здесь душой коллектива были кадровые рабочие — В. Болвак, К. Козловский, Ф. Пригаров, П. Земков, Е. Ковалевич, Б.
Дворников и многие другие. С 4 по 12 июля гомельские паровозники отправили 835 вагонов и платформ с оборудованием, готовой продукцией, деталями, сырьем, 5000 литров горючего. За 5 дней коллектив демонтировал и отправил в далекий уральский город Курган 1200 вагонов и платформ с готовой продукцией, оборудованием, сырьем, материалами и 500 кадровых рабочих и инженеров, а также членов их семей. Дирекция Гомельского станкостроительного завода им. Кирова получила правительственную телеграмму об эвакуации на восток в ночь с 3 на 4 июля. Четверо суток люди вручную стаскивали с фундамента огромные станки вес некоторых достигал 35 тонн! Много позже, после войны, мастер А.
Жаровня вспоминал: «7 июля мы демонтировали последний массивный плоскошлифовальный станок… Десять человек разбирали эту махину вручную, при помощи лома и катками. По частям грузили на пятитонку с прицепом. Три раза бегал я в тот день домой благо жил рядом! В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения. Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т.
Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье 40 предприятий , Урал 24 предприятия. В меньшей степени оборудование и кадры осели в средней полосе России 18 предприятий , Западной Сибири 8 предприятий и Средней Азии 2 предприятия. Они сыграли не последнюю роль как в перестройке советского тыла на военный лад, так и в производстве военной продукции для фронта. Героизм аграриев Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси. Их работа отличалась особой сложностью. Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом. Это накладывало отпечаток на все.
Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы.
Управление материально-техническим, медицинским и другими видами обеспечения сосредоточивалось в общевойсковых штабах. Начальники штабов фронта , армии и дивизии имели штатных заместителей по тылу, в полку — помощника по тылу. В 1939 году учреждается Управление начальника снабжения Красной армии. В 1940 году оно преобразуется в Главное интендантское управление в составе управлений продовольственного, вещевого, обозно-хозяйственного снабжения и квартирного довольствия. Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны. Общее руководство Главным интендантским, Санитарным, Ветеринарным управлениями и отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны. Существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось.
Была введена должность начальника тыла Красной Армии, которому, помимо Главного управления тыла Красной Армии, были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, санитарное и ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. С началом войны были созданы Главное управление тыла, управления тыла во фронтах и армиях. К маю 1942 введены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях.
Легендарный летчик, совершивший 520 боевых вылетов, повествует об увиденном и пережитом, о товарищах и боевом подвиге, о беззаветном служении Родине.
Решающее значение для укрепления оборонной мощи страны в годы войны сыграли достижения науки, изобретательская и рационализаторская инициатива. Открытия и достижения, совершенные учеными по потребностям военного времени, требовали немедленного внедрения на производстве. Большое внимание изобретатели и инженеры уделяли совершенствованию станков и механизмов, разработке и применению новых технологических приемов, позволяющих повысить производительность труда и сократить брак в производстве. В книге А. Колесникова «Вклад ученых и изобретателей в победу над фашизмом» , изданной Роспатент и ФИПС к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, раскрываются общие вопросы организации изобретательства и патентного дела накануне и в период Великой Отечественной войны.
Отдельные главы монографии посвящены научно-техническим достижениям в различных отраслях военной техники — артиллерии, авиации, стрелковом вооружении, бронетехники. Интересны краткие творческие биографии создателей этой техники, а также основные тактико-технические характеристики вооружения, успешно конкурирующего с техникой противника. В главе, посвященной медикам, показана роль организаторов здравоохранения в военные годы, выдающаяся работа хирургов и терапевтов. Особенно подчеркнуты достижения изобретателей-медиков. Книга Л.
Маркеловой «Оружием творчества» рассказывает о малоизвестных страницах деятельности Научно-технического совета при Государственном Комитете Обороны, работе ученых в условиях эвакуации над выполнением заказов по совершенствованию военной техники. Владимирский край в годы войны — прифронтовая территория, где принимались, размещались, обучались и снаряжались воинские соединения. Здесь были сформированы 34 воинские части. Из городов и районов в армию призвали почти 300 тысяч наших земляков. По железной дороге на фронт ушли бронепоезда «Илья Муромец», «Ковровский большевик», «Феликс Дзержинский».
Владимирская область поставила в Красную Армию почти 19 тысяч лошадей, 3 тысячи автомобилей, 252 трактора. Самоотверженный труд наших земляков — неоценимый вклад в Великую Победу. Книга О. Русакова «Ковровские оружейники» — это повествование о работе ковровских конструкторов по созданию автоматического оружия перед Великой Отечественной войной, во время ее, а также в первые послевоенные годы. Книга интересна тем, что в ней представлены материалы, ранее закрытые для широкой публикации.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре
Слуцка» в рамках проекта ШАГ прошел круглый стол «Советский тыл в годы войны». В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др.
Это привело к тому, что боевые действия войск все больше стали зависеть от подвоза материальных средств, еще выше поднялась роль транспорта. Перестройка сельского хозяйства Уже в первые месяцы войны оказались под оккупацией многие важнейшие сельскохозяйственные районы страны. В силу сложившихся обстоятельств необходимо было принимать соответствующие меры в масштабе государства. Сущностью перестройки сельского хозяйства было: эвакуация скота, сельхозмашин и транспортных средств в восточные районы; меры по увеличению посевных площадей под зерновые, картофель и овощи в восточных районах; мероприятия по укреплению трудовой дисциплины в колхозах и совхозах; повышение норм поставок мяса и шерсти, ведение дополнительных поставок зерна и мяса в фонд Красной Армии. В 1942 г. С весны 1942 г. В течение года под подсобные хозяйства предприятий было выделено около 1,2 млн га, под индивидуальные огороды 0,5 млн га земли.
Самообеспечение помогло миллионам трудящихся улучшить свое питание. Всего на централизованном продовольственном снабжении состояло 62 млн человек. При этом на сельскохозяйственное население карточная система не распространялась. Обязательные поставки зерна, другой продукции земледелия и животноводства являлись основной формой заготовок сельскохозяйственной продукции.
Ускоренными темпами продолжала развиваться энергетика.
Успехи в области строительства и восстановлении энергетической промышленности СССР позволили увеличить выработку электроэнергии. По сравнению со вторым полугодием 1944 года производство в стране основных видов промышленной продукции значительно выросло. Так, было добыто угля больше на 8,6, железной руды на 15,4, выпуск чугуна на 5, стали на 1,7, проката на 5,1 процентов. На развитии сельского хозяйства, как и на развитии других отраслей, сказались тяжелые последствия вражеского нашествия, и прежде всего тяжелый урон, нанесенный гитлеровцами сельскохозяйственным районам европейской части страны. В разоренных, сожженных, разграбленных деревнях повсеместно не хватало рабочих рук, особенно механизаторов, а также машин, техники, скота, семян, удобрений.
Восстановление сельского хозяйства на освобожденной от врага территории проходило с огромными трудностями. Однако благодаря колоссальному труду в основном женщин, стариков и подростков , активной помощи рабочих сельское хозяйство постепенно набирало силу. Успехи в восстановлении народного хозяйства страны позволили Советскому государству уже в 1945 году увеличить производство машин, горючего и минеральных удобрений для сельского хозяйства. Несмотря на позднюю весну, труженики села организованно провели посевную компанию. При этом впервые за годы войны колхозники сумели выполнить государственный план сева яровых, а работники совхозов даже перевыполнить его.
Самоотверженный труд советского крестьянства, усилие механизации в сельском хозяйстве позволили довести посевные площади в последний военный год до 113,8 млн. Сергей Гаврилович Тюленин родился 12 августа 1925 года в селе Киселёво Новосильского района Орловской области. В 1926 году семья Тюлениных переехала на Украину в посёлок Сорокино с 1938 — город Краснодон Ворошиловградской ныне Луганской области. С июня 1941 года Сергей Тюленин работал на шахте, затем на строительстве оборонительных рубежей. Молодая гвардия С начала немецкой оккупации Краснодона сентябрь 1942 года Тюленин член штаба и начальник боевой группы созданной патриотической организации, которая по его предложению получила название «Молодая гвардия».
Успешно выполнял боевые задания штаба организации: участвовал в распространении листовок, сборе оружия, боеприпасов, взрывчатки. В ночь на 6 декабря 1942 года участвовал в поджоге биржи труда 2 тысячи молодых краснодонцев были избавлены от угона в Германию. Похоронен в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона, где сооружён мемориальный комплекс «Молодая гвардия». В честь Сергея Тюленина во многих городах бывшего Советского Союза были названы улицы, пионерские дружины, теплоходы, рабочие коллективы, установлены памятники. О жизни и подвиге Героя рассказывают материалы музея «Молодая гвардия».
Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени — фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. Симонов, А.
Многие погибли: А. Гайдар, Е. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству.
Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова 1915—1979 «Жди меня». Огромную популярность приобрел Василий Теркин — герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского 1910—1971 , простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями например, «Землянка» А. В прозе создавались произведения, посвященные войне К.
Симонов «Дни и ночи»,А. Фадеев «Молодая гвардия». На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики «Секретарь райкома» реж. Пырьев, «Нашествие» реж.
Роом, «Два бойца» реж. Луков и др. Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» реж. Эйзенштейн , вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты.
В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет! Много работали в жанре плаката Кукрыниксы М. Куприянов, П. Крылов, Н.
Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. Дейнеки «Оборона Севастополя» 1942 г. Пластова «Фашист пролетел» 1942 г. Герасимова «Мать партизана» 1943 г. В симфонической музыке событием стала премьера героическойСедьмой симфонии Д.
Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде. Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. Из бюджета на образование выделялись большие средства больше, чем до войны: 2,3 млрд. К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна.
Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г.
Дополнительные инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Открывались новые научно-исследовательские институты, были созданы даже новые Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему в отношении власти к науке продолжал господствовать грубый диктат чиновников-непрофессионалов. Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества.
Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи. По-прежнему закрывались возможности для развития многих перспективных направлений исследований.
С одной стороны, их нельзя было оставлять на оккупированной территории, чтобы не позволить противнику воспользоваться производственными мощностями для наращивания собственных военных ресурсов. С другой, именно на западе СССР были к тому времени сосредоточены основные военные мощности, и без них Красная Армия оказывалась бы на «голодном пайке» буквально во всем — от портянок до танков и самолетов. Оборудование оборонного завода, выгруженное возле недостроенных цехов, Урал, осень 1941 года Источник: waralbum. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то надлежало в первую очередь вывозить запасы хлеба и эвакуировать скот. Не были забыты и культурные ценности: на Восток отправлялись практически все крупные театры и оркестры, упаковывались и увозились экспозиции и запасники крупных музеев, прежде всего Эрмитажа и Русского музея, а также Алмазный фонд СССР и ценности Оружейной палаты. О размерах этих фондов можно судить по таким цифрам: из Третьяковской галереи эвакуировали 18 430 экспонатов, из Русского музея — 300 тысяч, а из Эрмитажа — 1 млн 117 тысяч! Заводы в чистом поле Описать в деталях эвакуацию промышленности невозможно даже в рамках монографии, но представить ее можно на примере некоторых эвакуированных предприятий. Ведь процесс везде был одинаковым: демонтаж оборудования, погрузка на эшелоны, отправка на восток, прибытие к месту назначения, срочный монтаж оборудования порой под открытым небом и как можно более скорое начало выпуска так необходимого стране оружия, боеприпасов, приборов… Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности Источник: topwar. ХПЗ планировалось перебазировать в Нижний Тагил, на «Уралвагонзавод», куда еще в конце лета эвакуировали основное оборудование для производства танков с ленинградского Кировского завода. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл.
Но резкое ухудшение обстановки на фронте в начале октября 1941 года потребовало срочной эвакуации всего производства, и в этой спешке часть оборудования осталась в Харькове, а часть потерялась по пути. Не удалось увезти и существенную часть рабочих: когда враг подошел к городу, многие из них ушли в народное ополчение и погибли. Тем не менее благодаря той части оборудования и людей, что удалось эвакуировать, налаживание производства танков Т-34 на «Уралвагонзаводе» шло достаточно быстрыми темпами. Рабочие согревались кострами, разожженными между производственными линиями, причем большинство сотрудников предприятия к тому времени уже составляли подростки и женщины: мужчины отказывались от «брони» и уходили на фронт. Посадка на транспортный корабль ленинградцев, отправляющихся в эвакуацию. Лето 1942 год Источник: waralbum.
«Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны | Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла. |
Тыл в годы войны - | Женщины в тылу. Поздравляем! Открытка будет отправлена на указанный электронный адрес. |
Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл | В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося. |
1. Советский тыл в 1942 году | Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи. |
Государственное учреждение образования "Гродненское областное кадетское училище" | Проведенная в первые месяцы Великой Отечественной войны эвакуация советских промышленных предприятий в глубокий тыл стала безусловным подвигом. |
Account Options
- Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре - Самарский университет
- Как труженики советского тыла приближали победу (фото)
- Решение продовольственной проблемы в Красной Армии
- «Всё для фронта, всё для Победы!»
- Историк назвал подвиг, который помог СССР победить Германию
- Всё для Победы
В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу
В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося. Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу.
1. Советский тыл в 1942 году
Ребята ознакомились с работой советского тыла в годы войны, узнали об огромном патриотическом подъеме, который позволил выдвинуть лозунг «В труде – как в бою. 1 Историография советского тыла периода Великой Отечественной Войны: Сборник статей. 25 июня 1941 г., уже на третий день начавшейся Великой Отечественной войны, Советом Народных Комиссаров в целях «охраны войсковых тылов и наведении там строжайшего.
Поставки от союзников
- Решение продовольственной проблемы в Красной Армии
- История советского тыла
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Решение продовольственной проблемы в Красной Армии
- Будни советского тыла. Жизнь и труд советских людей в годы Великой Отечественной Войны. 1941–1945
- Главный снабженец всех фронтов
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Тыл – это половина победы, и даже больше | Литература | Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, СССР, Тыл на. |
Чудо советского тыла | Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год. |
"Тыл - фронту: вчера и сегодня"
Невиданный подъём советского патриотизма в тылу нашёл своё яркое выражение в социалистическом соревновании, которое приняло в годы Великой Отечественной войны. После чего советская пехота перешла в наступление и выбила немецкие части из посёлка. В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Подводя итог рассуждениям о роли общества и тыла в Победе, нужно отметить выдающийся трудовой подвиг советского народа, который выразился в многократном увеличении объёмов. Победа советского народа над фашистской Германией была достигнута не только героизмом солдат и офицеров Красной Армии, но также самоотверженным трудом простых граждан в тылу. Советский тыл охватывал огромную территорию, от прифронтовых районов Кольского полуострова до побережья Тихого океана на востоке.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video
Так что мне частенько приходилось сырую гречу грызть. Из—за постоянного недоедания у красавицы Анны от нагноения на затылке начала сходить кожа. Оправиться ей удалось только благодаря помощи военных. На дне рождения одного из офицеров ее напоили кипятком и угостили мясными консервами. Анна Андреевна сушит промокший архив — А военных было много. Со всей страны через Псков ребят отправляли на фронт. Многие тогда брали мой адрес, чтобы разыскать после войны.
Да так и не вернулись... Единственным, что спасало в те годы от безнадежности и окончательного уныния, стали танцы. Анна вместе со своими подругами из военкомата бегала в лагерь летчиков, который располагался на шоссе Псков — Ленинград. Всякое могло случиться. Один эпизод Анна Андреевна запомнила на всю жизнь. Они как раз возвращались домой по темной дороге, а навстречу к себе в лагерь плелся изрядно выпивший служивый.
Он схватил Анну за руку и стал шептать: «Вот погоди, щас все уйдут». Она попыталась вырваться, но хватка у военного была крепкая. Тут она заметила вдали серый силуэт и закричала: «Вот погоди, сейчас офицера дождемся! Солдат испугался, отпустил руку, и Анне удалось убежать. Долго еще тот вояка что—то кричал вдогонку и размахивал кулаками. Но Бог миловал.
Победа Этот радостный миг сначала показался нашей героине отнюдь не радостным. Среди ночи прямо под окнами ее комнаты раздались крики и выстрелы. В этот момент первой ее мыслью было, что фашисты вернулись. Мороз пробежал по коже.
Булат Нигматулин: Проблема была, кстати, у них. Они обычно захватывали территорию, брали ресурсы, сырьевые ресурсы, производственные ресурсы и на этом усиливались. Вся эта предвоенная немецко-германская империя как раз была так и создана.
Это были методы блицкрига: захватить, усилиться. Дальше — опять. Прошло некоторое время, межвоенный период — и дальше захватывать новые территории. С Советским Союзом не удалось этого сделать. Да, конечно, был хаос. Витебск когда был? Это неделя, 10 дней, когда Белоруссия была захвачена.
Конечно, был хаос. Евгений Спицын: Так об этом и речь. Булат Нигматулин: Там был хаос. Но железной рукой, железной волей в течение месяца, двух-трех месяцев… в течение месяца ситуация оказалась все-таки под управлением. Если бы продолжался этот хаос, о котором вы говорили, проиграли бы войну. Дмитрий Лысков: Да, несомненно, мы вряд ли бы выиграли войну. Булат Нигматулин: И я хотел бы процитировать постановление Государственного комитета обороны от 18-го уже ноября 41-го "Об ускоренном продвижении эшелонов с эвакуированными рабочими, служащими и колхозниками".
Там написано: "Обязать Нарком путей сообщения выделять на станциях людские эшелоны и давать им преимущество в отправлении поездов перед другими поездами, кроме воинских. Установить скорость следования вагона с эвакуированными не менее 500—600 километров в сутки". Это значит… Алексей Ханютин: Это распоряжение, а на самом деле было по-другому. Дмитрий Лысков: На самом деле скорость действительно была и 100 километров в сутки. Булат Нигматулин: Дальше, еще одна вещь, которая… Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, мы не можем сосредотачиваться сейчас на цитатах из документов. Булат Нигматулин: Еще одна вещь, о которой рассказывал мне мой коллега. Он научный руководитель ядерного центра в Снежинске, академик Аврорин Евгений Николаевич.
Ему было 10 лет. Он говорил: "Эвакуировали. На всех станциях отоваривание…" Дмитрий Лысков: Карточек. Булат Нигматулин: Карточек. И горячая вода. На всех станциях! Конкретный начальник станции за это отвечал.
Дмитрий Лысков: Давайте сейчас послушаем, что по поводу эвакуации писал британский журналист Александр Верт. Прошу вас. Из книги британского журналиста Александра Верта "Россия в войне 1941—1945": "Ночные работы производились при свете факелов и костров. Электрической энергии едва хватало на то, чтобы пустить смонтированные под открытым небом станки. Осветительная арматура прикреплялась к деревьям. Зимой на одной из окраин Свердловска, где восстанавливался вывезенный из Киева завод "Большевик", можно было наблюдать такую картину. Под соснами, с которых свисали электрические лампы, работали станки… В это же время в одном из городов Поволжья возводились новые корпуса крупнейшего авиастроительного предприятия страны… Еще над головой не было крыши, а станки уже действовали.
Ударили сорокаградусные морозы, но люди оставались на своих рабочих местах. К концу месяца было произведено уже 30 самолетов этого типа и 3 штурмовика Ил-2". Дмитрий Лысков: И это был, конечно же, беспримерный подвиг нашего народа. Люди действительно трудились в таких условиях, которые сегодня представить себе просто невозможно. Михаил Юрьевич, заводы выгружали, как мы сегодня знаем, практически в чистое поле, цеха возводились параллельно выпуску продукции… Алексей Ханютин: Это мифология. Евгений Спицын: Их не выгружали в чистое поле! Дмитрий Лысков: Расскажите, какая ситуация была на самом деле.
Алексей Ханютин: Вы знаете, здесь на самом деле… Ну, опять-таки дьявол прячется в деталях. Практически в каждом оборонном наркомате были головные предприятия и предприятия обеспечивающие. Ну, скажу честно, я не очень хорошо себе представляю ситуацию в Наркомате вооружений, в Наркомате боеприпасов. А в Наркомате авиапромышленности всего числилось порядка 150 предприятий, из них непосредственно сдачей самолетов как таковых занималось порядка двадцати. Ну и еще заводов десять производили авиамоторы. Причем из этих десяти опять-таки головных было штук семь. А все остальное — это обеспечивающие, это заводы, которые производят, я не знаю, шасси, пропеллеры, нормали, агрегаты, детали и так далее, и так далее, и так далее.
Разумеется, головные предприятия всегда размещали в каких-то капитальных строениях. Причем здесь очень удачно "выстрелили" те самые заводы-дублеры, которые частично были достроены, частично не достроены. И в эти либо достроенные, либо недостроенные цеха свозили оборудование эвакуированных предприятий. В Куйбышеве сейчас Самара незадолго до войны началось строительство такого целого аэрокуста. Там одновременно строились два… три завода — два авиастроительных и один авиамоторный. И вот на эти производственные площадки было свезено оборудование приблизительно десяти заводов. Обеспечивающие заводы размещали по остаточному принципу: в здание клуба, мебельного техникума, один завод поместили в недостроенный железнодорожный туннель, чтобы у него была какая-то крыша над головой.
Другое дело, что обеспечивающие заводы уже как бы размещали по остаточному принципу. Здесь кого-то помещали в здание клуба, кого-то — в здание, я не знаю, мебельного техникума, кого-то — еще куда-то. Вы знаете, в качестве такого уникального случая могу сказать, что один завод поместили не знаю, как сказать в здание, в помещение недостроенного железнодорожного туннеля, чтобы у него была какая-то крыша над головой. Алексей Ханютин: Да, было такое. Шла настоящая драка за более или менее пригодные помещения между различными наркоматами. Дмитрий Лысков: А давайте сейчас посмотрим… Михаил Мухин: Вот этот вариант, когда непосредственно выгружали в лесу и там, не знаю, сверху снежок сыпался, а они точили — это все-таки, на мой взгляд, некоторое преувеличение. Дмитрий Лысков: Преувеличение?
Михаил Мухин: Возможно, такое и было, но только если с каким-то уж совсем малозначительным заводом, который выпускал что-то не принципиально важное. Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, вы начали говорить. Прошу прощения, я вас перебил. Евгений Спицын: А мне так и не дают сказать. Дмитрий Лысков: Одну секундочку. Алексей Ханютин: Я боюсь, что Верт, будучи иностранным корреспондентом, конечно, опирался на газетные, печатные материалы, которые в значительной степени мифологизировали эту ситуацию. Евгений Спицын: Опять "мифологизировали"!
Дмитрий Лысков: Сейчас, секундочку. Сейчас я вам предоставлю слово. Алексей Ханютин: Конечно, так сказать, всеми силами искали пригодные помещения. И находили. Это не умаляет того, что условия были чудовищно сложные, что работа была на износ. У нас здесь с вами завязалась дискуссия, что вот был подвиг… Понимаете, там, где есть подвиг, там всегда есть рядом чья-то ошибка, чей-то просчет… Евгений Спицын: Давайте посмакуем это! Давайте накануне Победы это посмакуем!
Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, прошу вас. Алексей Ханютин: …чья-то некомпетентность, возможно, глупость, трусость и так далее. Евгений Спицын: Ну да, да, да! Алексей Ханютин: И там, где людям пришлось проявлять действительно этот героизм, там надо бы и разобраться в механике того, как и почему это происходило. Дмитрий Лысков: Я считаю, что не стоит в войне на истощение с таким противником, как вся Европа, захваченная фашистами, разбираться в каких-то просчетах, вернее… Алексей Ханютин: Нет, а почему же? Дмитрий Лысков: Даже неправильно я выразился. Не в просчетах разбираться, а разбираться в той составляющей, которая являлась этим подвигом.
Евгений Юрьевич, прошу вас, вы хотели высказаться. Евгений Спицын: Значит, первое. У нас забывают о том, что у нас органы НКВД под руководством Лаврентия Павловича Берии принимали самое активное участие в проведении эвакуации. И там, где не срабатывал партийный аппарат, его либо быстро ставили в чувство, либо просто сотрудники НКВД подменяли собой партийных и советских работников, которые были нерадивые. Никто же не говорит, что все первые секретари горкомов, обкомов, райкомов и иных структур были прямо светочами, так сказать, во тьме. Это первое. Второе — то, что касается эвакуации предприятий.
Тоже мой коллега совершенно правильно сказал, что не было никакого вывоза в какую-то голую степь. Там, где не успевали строить заводы-дублеры, уже заранее строились… И это особенно было указано планом Третьей пятилетки, который был утвержден на XVIII съезде партии. Создавались фундаменты со всеми подведенными коммуникациями. Откуда там, извините, лампочки горели и куда подключали там те же рабочие станки? То есть стояли фундаменты. На эти фундаменты с платформ тут же снимали станки, подключали к электроэнергии — и они начинали давать продукцию. А уже потом возводили стены, крыши и все такое прочее.
Но это не в голом поле было! И вот таких площадок, извините, насчитывалось по всей стране за Уралом, за Волгой даже и за Уралом несколько сот. Поэтому правильно академик Куманев говорит. Вот те цифры, которые вы приводили — 2600 предприятий крупных, из них 1360 предприятий чисто военного профиля, то есть оборонных наркоматов. Но даже Куманев, являясь одним из крупнейших специалистов по этому периоду, он говорит, что эту цифру надо пересмотреть в сторону увеличения. Другое дело, что у нас, к сожалению, сейчас нет достаточного количества специалистов, которые занялись бы этой столь необходимой… Ну, извините, знаете, это не написать очередную биографию какого-нибудь белого генерала или как грохнули царя-батюшку, это куда больше принесет славы и денег. Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, спасибо.
Евгений Спицын: А этим не занимаются люди! Вот о чем речь идет. Дмитрий Лысков: Я предлагаю посмотреть еще один сюжет, на этот раз с Ижевского завода, и рассказы ветеранов этого предприятия, которые услышали наши корреспонденты. Умные станки сами вытачивают детали, а человек лишь управляет процессом. Так выглядит современное оружейное производство Ижевского механического завода — совсем иначе, чем в далеком 1942 году, когда здесь начинал работать 17-летний юноша Иван Анисимов. Иван Анисимов, ветеран Ижевского механического завода: Станки-то большинство устаревшие. Они были эвакуированы, перевезены из Тулы, Подольска.
Это официально Ижевский механический завод был основан только через год после начала войны. Первые конвейеры по производству боевого стрелкового оружия начали свою работу гораздо раньше — в 41-м. Именно тогда в Ижевск стали прибывать первые эшелоны эвакуированных от линии фронта предприятий. Евгений Ульяненко, председатель Совета ветеранов Ижевского механического завода: В 41-м году сюда прибыли эшелоны подольчан из Подольска, из Тулы с оборудованием, эвакуированные. Было выделено вначале 5 гектар под эту площадку. Был построен один барак. И уже под открытым небом начинали делать продукцию.
Ночевать рабочим приходилось в плохо отапливаемых бараках. К зиме, когда над цехами уже появились крыши, на производстве было даже теплее. Иван Васильевич вспоминает, как придумали номерки для желающих поспать на резервуаре с теплой водой в одном из цехов. Иван Анисимов: Очень мороз сильный, вода даже в станках замерзала. И была очередь, чтобы заночевать, не ходить. На этом баке тепло — вот в чем дело. Не было у рабочих ни нормальной спецодежды, ни теплой обуви.
Иван Анисимов: Одели в ботинки на деревянной подошве. Что из себя эти ботинки представляли? Ну, сшитые полоски из свиной кожи. Зато кормили хорошо. Говорит, к горячему обеду из трех блюд выдавали по 800 граммов хлеба в сутки. Но все равно не наедались. Работали по 12, а то и по 16 часов.
До конца Великой Отечественной войны на устаревших станках завод выпустил более 1 миллиона 300 пистолетов и револьверов, больше 130 тысяч противотанковых ружей, в основном силами эвакуированных.
Цель этого масштабного проекта - укрепление исторического единства российских регионов, а также Белоруссии. События этих героических времен отражены в фотографиях граждан СССР, воюющих на фронте, трудящихся в тылу, освобождающих Советский Союз и Восточную Европу. Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу.
Только за счет экономии материалов и денежных средств танковая промышленность дала фронту за последние три года войны свыше 25 тыс. Характерно и то, что в расчете на 1 млн. Таким образом, советская экономическая система в годы военных испытаний продемонстрировала явное преимущество, практически доказав свою высокую эффективность, способность рационального использования всех видов ресурсов, полной мобилизации всех элементов социалистического расширенного воспроизводства на достижение конкретной задачи в экстремальных условиях. Горбачев на торжественном собрании, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война потребовала героических усилий от работников сельского хозяйства, призванных обеспечить фронт и тыл достаточным количеством продовольствия, а промышленность - сырьем. Это была задача важнейшего экономического и политического значения. Решалась она в сложнейших условиях. С началом войны численность трудоспособного населения в деревне резко сократилась. Сотни тысяч колхозников были мобилизованы в Действующую армию.
Сельские труженики стали работать на заводах, фабриках и шахтах. В Красную Армию были взяты лошади, большая часть автомобилей, мощные дизельные тракторы. Все острее ощущался недостаток горючего. Но и в этих условиях социалистическая система сельского хозяйства выстояла37. Необходимость снабжения армии и населения продовольствием со всей остротой поставила задачу развития сельскохозяйственного производства в тыловых районах - в Центре, Поволжье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Посевные площади в этих районах увеличились в 1942 г. Общая площадь посева в колхозах выросла с 62,6 млн. Расширены были посевы сахарной свеклы и масличных культур в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Прирост посевов технических культур в 1942 г.
В колхозах восточных районов площади под картофелем и овощами в 1942 г. Важную роль сыграло увеличение доли посевов озимых в общей площади зерновых культур: в 1942 г. Рост площадей под озимыми позволил в значительной мере возместить недостаток рабочей силы, тягла и техники39. Им принадлежала большая роль в увеличении продовольственных ресурсов страны, снабжении рабочих и служащих сельскохозяйственными продуктами, прежде всего картофелем и овощами. В 1942 г. Были значительно расширены посевные площади подсобных хозяйств при промышленных и транспортных предприятиях - с 1,4 млн. С целью обеспечения своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в начале 1942 г. В результате общая выработка трудодней в колхозах на одного трудоспособного поднялась с 254 в 1940 г. Были приняты меры по максимальной мобилизации трудоспособного населения, не занятого общественным трудом в городе и деревне.
В апреле 1942 г. В том же году в прополке сельскохозяйственных культур и уборке урожая участвовало уже свыше 4 млн. В связи с резким сокращением в сельском хозяйстве численности трудоспособных мужчин главной силой в колхозах, совхозах и МТС стали женщины. Они возглавляли колхозы, руководили бригадами и звеньями, животноводческими фермами. С 1943 г. Это стало возможным в результате осуществления срочных мер по восстановлению и развитию сельского хозяйства44. Жизненно важное значение для победы над врагом имела организация бесперебойной работы транспорта. Он сыграл решающую роль в успешном перебазировании производительных сил на восток, с честью справился с не менее трудной и сложной задачей переброски войск и грузов на фронт, с обеспечением нужд военной экономики. Транспортные коммуникации, будучи одним из важнейших материальных факторов войны, с первых дней фашистской агрессии стали объектом ожесточенных налетов вражеской авиации.
Временная оккупация части советской территории привела к уменьшению протяженности железнодорожной сети. В первые полтора военных года значительно сократился локомотивный и вагонный парк железных дорог, число самоходных и несамоходных речных и морских судов. Это потребовало перестройки работы всей транспортной сети страны, в особенности железнодорожного транспорта. Только за период до 1 августа 1941 г. Одновременно в огромных масштабах осуществлялась переброска грузов и людей на восток. С июня 1941 г. Резко возросла загрузка железных дорог в восточных районах: если в 1940 г. Война потребовала намного ускорить передвижение грузов. Железнодорожный транспорт имел специальный военный график, введенный по указанию Политбюро ЦК с 24 июня 1941 года.
Это позволило обеспечить более устойчивую работу железных дорог, максимально использовать их пропускную способность. С 25 мая 1942 г. Важная роль в улучшении работы транспорта принадлежала Транспортному комитету при ГКО, организованному в феврале 1942 года46. Принятые меры позволили заметно улучшить работу транспорта: по сравнению с I кварталом 1942 г. В 1943 г. Это укрепило трудовую дисциплину, улучшило организацию труда; более четко и согласованно стали работать все звенья транспортной системы страны. Благодаря этому накануне Курской битвы в районы сосредоточения советских войск в некоторые дни прибывало до 6 тыс. Важное значение для улучшения работы транспорта имело восстановление сети дорог. В годы войны было возрождено около 120 тыс.
Наряду с восстановлением в крупных размерах велось и новое транспортное строительство, сооружались вторые пути. Транспортное строительство было подчинено военно-стратегическим интересам и потребностям развития оборонного производства. Первым крупным объектом, сданным в эксплуатацию в условиях военного времени 1941 г. Благодаря ее постройке Северная дорога оказалась соединенной кратчайшим путем с Кировской, что дало возможность обеспечить всем необходимым ведение военных действий на северном участке советско-германского фронта и вы- 45 История социалистической экономики СССР. Развитие транспорта СССР. Решающее значение для освоения Печорского угольного бассейна его роль была особенно важна в связи с временной потерей Донбасса и Ухтинского месторождения нефти, для улучшения топливоснабжения северо-западных и северных районов страны получило сооружение Печорской дороги, строительство которой началось еще до войны. Участок этой дороги Коноша - Котлас - Кожва протяжением 1100 км был сдан в эксплуатацию в 1942 году. Тогда же вступила в строй действующих дорога Кизляр - Трусово длиной 340 км, давшая дополнительный выход с Кавказа и Поволжья в центральные районы страны. В обслуживании Сталинградского фронта исключительную роль сыграла линия Сталинград - Баскунчак 1942 г.
Восстановительные работы и строительство новых железнодорожных линий получили такой размах, что к концу войны эксплуатационная длина железных дорог страны составила 112,9 тыс. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности советского транспорта. Его работники, поставленные в тяжелейшие условия, с честью вышли из всех испытаний. Транспортная система выдержала колоссальное напряжение первого периода войны и обеспечила неуклонное увеличение перевозок. В особые условия война поставила строителей. В невиданно короткие сроки надо было сооружать объекты военной экономики, в том числе помещения для эвакуированных заводов, восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Созидательный труд строителей приобрел новый смысл: строить надо было для того, чтобы победить. Строители в значительной мере должны были обеспечить превращение восточных районов в основную военно- промышленную базу страны.
Как труженики советского тыла приближали победу (фото)
Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач. Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина. Тегисоветский тыл в годы войны, что отошло ссср после второй мировой войны, болезни во время второй мировой войны. Характеризуем потери СССР в первый период войны, называем меры, предпринятые для обеспечения армии всем необходимым. Проведенная в первые месяцы Великой Отечественной войны эвакуация советских промышленных предприятий в глубокий тыл стала безусловным подвигом.