Советская лунная программа потерпела фиаско, и единственное, что теперь напоминает о некогда великой ракете — семейство разгонных блоков «Д», представляющих собой пятую ступень системы Н-1-Л3 с двигателями на керосине и жидком кислороде. С формальной точки зрения и американская, и советская лунные программы состояли из двух этапов: сначала пилотируемый облет Луны, затем высадка. Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем. А всего в рамках советской лунной программы с 1959 по 1976 годы было осуществлено 24 запуска станций серии "Луна".
Советская лунная программа
- Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
- Лекция «Советская лунная программа»
- Почему космонавты СССР не полетели на Луну? -
- Лекция «Советская лунная программа»
Роскосмос рассекретил документы советской лунной программы
Первые запуски станций типа Е-8-5, предназначенных для доставки лунного грунта на Землю, цели не достигли по вине средства выведения. И только четвёртый пуск 12 сентября 1970 года «Луны-16» был успешен.
Обсудить на форуме 10:05 24. В издании напомнили, что фактически лунная программа СССР стартовала с трехлетней задержкой — США объявили о подготовке лунной миссии в мае 1961-го, а в Советском Союзе к подготовке полета к Луне приступили только в августе 1964 года. Эксперты журнала считают, что главной причиной провала советской лунной программы стала «хаотичная система управления» космических проектов в СССР из-за которой одной и той же задачей занимались разрозненные конструкторские бюро.
Во время полёта Земля впервые была сфотографирована с расстояния 85 тыс. По мнению аналитиков, запуск «Зонда-5» стал важным достижением советских конструкторов в рамках реализации лунной программы. Полёт «Зонда-5» осуществлялся в рамках реализации советской лунной программы.
Напомним, в СССР в рамках этой программы одновременно создавалось три корабля: 7К-Л1 предназначался для облёта Луны, ЛОК — для посадки на Луну, а 7К-ОК был необходим для отработки и испытаний бортовых систем первых двух кораблей на орбите Земли и решения задач в околоземном пространстве. График их изготовления был утверждён 13 ноября 1965 года. Кадр из документального фильма режиссёра Николая Макарова «Космический испытатель». Первый экземпляр 7К-Л1 использовался для наземных испытаний в составе макетно-технологического комплекса. Второй в упрощённом варианте был запущен в сторону Луны 10 марта 1967 года. Все ступени ракеты отработали без нареканий. Запуск третьего 7К-Л1 8 апреля 1967 года оказался неудачным — корабль не долетел до Луны из-за технической ошибки. Четвёртая и пятая попытки также не увенчались успехом из-за нештатной работы разгонных ступеней.
Более успешным оказался старт шестого 7К-Л1, получившего обозначение «Зонд-4». Он был запущен 2 марта 1968 года. В течение семи суток системы корабля работали исправно, однако из-за сбоя системы ориентации во время возвращения на Землю аппарат вошёл в плотные слои атмосферы по неуправляемой траектории, из-за чего была включена система самоликвидации.
После этого 11 запусков оказались вновь неудачными. Первые испытания устройства проводились в 1968 году, и они оказались успешными. Уже в 1970 году советский «Луноход-1» оказался на поверхности спутника Земли.
На связи с учёными он находился 301 день, всего проехал по спутнику - более 10 тысяч метров и отправил на Землю 25 тысяч снимков. Также роботу удалось изучить физические свойства поверхности Луны 537 раз и осуществить 25 химических анализов грунта. Следующий аппарат - «Луноход-2» - вышел из строя спустя четыре месяца нахождения на Луне в мае 1973 года. Это случилось из-за того, что устройство забуксовало, а после ошибки в управлении - перегрелось и перестало работать. А вот «Луноход-3» так и не отправили на поверхность Луны.
Этот день в истории: 1959 год — начало советской Лунной программы
О советской лунной программе сегодня выпущено достаточно много литературы. 31 января в 19:00 в Центре «Космонавтика и авиация» пройдет лекция «Советская лунная программа». Гриф секретности сняли лишь в конце девяностых, но и сегодня о людях, рисковавших жизнью и здоровьем ради успеха советской науки, известно мало.
Владимир Щербинский. Трижды слетавший на Луну
Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу? | 31 января в 19:00 в Центре «Космонавтика и авиация» пройдет лекция «Советская лунная программа». |
Советская лунная программа | Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро. |
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы - ТАСС | К юбилею запуска «Роскосмос» обнародовал ранее хранившиеся под грифом «секретно» материалы о первой советской Лунной программе. |
«Зонд-5» – первый облет Луны. Из истории советской лунной пилотируемой программы | Советская патриотическая классика в "роковой" обработке. |
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы | Но с развёртыванием американцами лунной программы для доставки человека на Луну её срочно переформатировали именно для советской лунной программы. |
«Роскосмос» в очередной раз перенес запуск первого за 50 лет лунного аппарата
Беседа с испытателем, прошедшим полный курс советской лунной программы. Советская лунная программа возникла в условиях жесткой конкуренции, в период холодной войны и космической гонки между двумя сверхдержавами — СССР и США. "Роскосмос" обнародовал документы по лунной программе ация посвящена 50-летию полета межпланетной станции "Луна-16", которая привезла в 1970 году на Землю 101 грамм лунного реголита. Роскосмос обнародовал секретные исторические документы о советской лунной программе. 2 января 1959 года в СССР с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полёта к Луне автоматическую межпланетную станцию (АМС) «Луна-1».
В СМИ высказали мнение, почему провалилась советская лунная программа
В рамках лунной программы с 1963 по 1965 год было осуществлено 11 запусков. Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов. Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. Советская лунная программа потерпела фиаско, и единственное, что теперь напоминает о некогда великой ракете — семейство разгонных блоков «Д», представляющих собой пятую ступень системы Н-1-Л3 с двигателями на керосине и жидком кислороде. Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья.
«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР
Присутствовавшие встретили послание бурными аплодисментами. Искусственный спутник Луны помог исследователям определить общий химический состав и тип пород на ее поверхности, а также выявили, что на части областей спутника гравитационная сила больше в сравнении с другими. Станция функционировала почти два месяца, а после в мае рухнула на Луну. На борту станции в космос отправились растения, бактерии, насекомые и черепахи. Чтобы аппарат вернулся домой, траекторию полета изменили. Спустя три дня станция совершила полный облет Луны на расстоянии в два километра от поверхности.
Вторую коррекцию провели на расстоянии 143 тысяч километров от Земли. Повторный запуск был осенью 1970 года, за это время американцы произвели первую высадку человека на Луне. В ноябре 1970 года «Луна-17» села на земной спутник — в прибрежном районе западной части Моря Дождей.
Эти намерения тоже остались только на бумаге.
Главы государств даже обсуждали вопрос объединения усилий в освоении космоса и, в частности, изучении Луны. Проведение совместных исследований позволило бы сократить расходы и вместе с тем увеличить скорость реализации проектов, однако из-за политических разногласий США и СССР не стали объединять усилия. Лунные программы обеих стран почти не уступали друг другу по своему масштабу, объему вложенных средств и усилий со стороны ученых и конструкторов. В течение двух лет американцы усердно трудились. Они совершили несколько беспилотных запусков, а в 1968 году первый в истории облет Луны с экипажем на борту. Первым человеком, высадившимся на Луну, стал астронавт Нил Армстронг. Затем было еще шесть запусков астронавтов к Луне.
Просто с Земли эту сторону никогда не видно. Мартин Свитинг, профессор Университета Суррея: «Это одна из самых интригующих миссий последних лет, ничего подобного до сих пор не происходило». Конечно, ученые знали, как выглядит обратная сторона: в первый раз ее снимок сделала советская межпланетная станция «Луна-3» Вячеслав Довгань, заслуженный испытатель космической техники, водитель «Лунохода-1» : «Эти первые снимки были приняты в Крыму под Симферополем, а если точнее — гора Кошка, поселок Симеиз. Вот так впервые Сергей Павлович Королёв всем доказал, что он прав, когда многие сомневались, сможет ли наша аппаратура снять обратную сторону Луны». Потом, в , ее сняли уже люди — экипаж американского космического корабля Аполлон-16. Но так подробно, с поверхности, мы не видели обратную сторону земного спутника никогда. На них лунная поверхность серая, испещрена кратерами. В кадре попеременно появляются космический корабль «Чанъэ» — так в китайской мифологии зовут богиню Луны, сосланную туда за излишнее самолюбие, — и луноход «Юйту» — Нефритовый заяц, ее единственный спутник, круглый год толкущий в ступке эликсир бессмертия. Миссия современного «зайца» более конструктивна: он высадился на поверхность Луны 3 января, после чего на неделю впал в спячку, чтобы пережить испепеляющий лунный полдень: лунные сутки длятся 29 земных, перепад температур достигает 400 градусов.
«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе
Специалисты утверждают, что алюминий для вымпелов выбран был из-за его малого удельного веса. Каждый грамм бортового груза требовал увеличения веса ракетного топлива, что в свою очередь, могло отразиться на расчетных параметрах вывода спутников на околоземное пространство. Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-9» Задача мягкой посадки на Луну была успешно решена 3 февраля 1966 года, когда в Океане Бурь западнее кратеров Рейнер и Марий впервые успешно прилунилась советская автоматическая станция «Луна-9». С космическим аппаратом было проведено семь сеансов радиосвязи, вовремя которых на Землю передавались панорамные изображения поверхности Луны. Полет «Луны-9» имел решающее значение для дальнейших полетов к Луне, включая полеты человека. В 2016 году исполняется 50 лет со дня первой посадки на Луну космического аппарата «Луна-9». В экспозиции нашего музея представлены вымпелы, которые были установлены на аппарат «Луна-9» и доставлены на поверхность Луны. В фонде «Нумизматики и фалеристики» хранятся вымпелы, аналогичные вымпелам, установленным на космическом аппарате.
Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР. Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-12» 22 октября 1966 года был запущен третий искусственный спутник Луны — космический аппарат «Луна-12». Во время работы космический аппарат сфотографировал лунную поверхность и передал крупномасштабные снимки на Землю, выполнил комплекс радиоастрономических наблюдений. Вымпел, установленный на космическом аппарате «Луна-14» Космический аппарат «Луна-14» был выведен на траекторию полета к Луне 7 апреля 1968 года с помощью ракеты-носителя «Молния-М». В результате длительных, систематических траекторных измерений были получены уточненные данные по определению гравитационного поля Луны, а также для построения точной теории движения Луны. В интересах будущих пилотируемых экспедиций на Луну были проведены измерения потоков заряженных частиц, идущих от Солнца и космических лучей. Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-15» «Луна-15» — пятый искусственный спутник Луны, запущенный 13 июля 1969 года, первый космический аппарат третьего поколения.
Этот космический аппарат был предназначен для доставки на Землю образцов лунного грунта.
Напомним, навигационные устройства прибора вышли из строя во время посадки. Именно благодаря этим наблюдениям удалось уточнить как сам маршрут, так и расстояние пройденное «Луноходом-2» по поверхности Луны: след, оставленный колесами ровера, до сих пор просматривается с орбиты при правильном освещении. Маршрут «Лунохода-2» по поверхности Луны. У миссии «Луноход-2» должно было быть продолжение : предполагалось, что третья версия устройства, разработанная конструкторским бюро НПО имени Лавочкина и оснащенная дополнительными научными приборами, достигнет поверхности Луны в 1977 году на борту космической станции «Луна-25».
Однако запуск был отменен, и советская лунная программа завершилась в 1976 году доставкой на Землю последней партии лунного реголита. Предполагается, что эта миссия доставит в приполярную область Луны новый луноход и станет первым шагом к созданию лунной базы. Хотя космическое агентство неоднократно объявляло различные сроки запуска, миссия неоднократно переносилась. По последним данным, озвученным представителями «Роскосмоса» и Института космических исследований РАН все доработки должны быть завершены к лету 2023 года и запуск может быть запланирован уже на 2023 год. Если все пройдет успешно, российский исследовательский модуль начнет движение по поверхности Луны через 50 лет после своего предшественника.
Ранее «Хайтек» рассказывал об этой миссии и планах других государств по исследованию Луны в 2023 году. Читать далее:.
Пуск ракеты состоялся 10 ноября. Большая часть полёта прошла штатно: «Зонд-6» успешно совершил облёт Луны и сделал фотографии.
Проблемы начались при возвращении на Землю. Аппарат удалось приземлить в расчётной точке, однако во время спуска произошла разгерметизация. Кроме того, тормозной парашют раскрылся слишком рано и оторвался от спускаемого аппарата. В результате корабль разбился, однако из него всё же удалось извлечь фотографии Луны. Из-за этой задержки первый облёт Луны с экипажем на борту удалось осуществить Соединённым Штатам: 21—27 декабря 1968 года американский корабль Apollo 8 с тремя членами экипажа на борту облетел спутник Земли.
При этом изначально план полёта Apollo 8 предусматривал лишь испытания на околоземной орбите, однако после успеха советского «Зонда-5» американцы вынуждены были форсировать собственную лунную программу и отправили Apollo 8 сразу к Луне и с экипажем. Запуск в августе того же года «Зонда-7» оказался первым полностью успешным: аппарат с манекенами на борту выполнил всю полётную программу и штатно приземлился в расчётной точке. К этому моменту из 15 кораблей 7К-Л1 оставалось ещё три. Один из них с космонавтами на борту в апреле 1970 года планировалось запустить в полёт вокруг Луны. Однако этим планам было не суждено сбыться — высадка американцев на Луну 20 июля 1969 года сделала бессмысленным продолжение работ по программе 7К-Л1.
После того как Советский Союз вышел из лунной гонки, этот проект стал не нужен и был свёрнут», — пояснил в разговоре с RT руководитель Института космической политики, научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев. Кроме того, «Протон-К» доставил на орбиту первую в мире долговременную орбитальную станцию ДОС «Салют-1» и все последующие станции этой серии, а также ДОС «Алмаз», все модули для первой орбитальной станции «Мир» и российские модули «Заря» и «Звезда» для Международной космической станции.
Кроме конкуренции между тремя «главными» за доступ к государственным заказам, напряженными были и отношения в ключевой смежной отрасли — двигателестроении.
Никакая ракета не может улететь без надежной стабильной работы двигателей. Вокруг вопроса выбора компонентов для их работы также разгорелись ожесточенные дискуссии. Королев предпочитал кислородно-керосиновые и кислородно-водородные варианты, что стоило ему дружбы со своим ближайшим соратником Валентином Глушко — главным ракетным «двигателистом» Советского Союза.
Глушко настаивал, что на первой ступени ракеты-носителя Н-1 должны быть установлены двигатели на высококипящих компонентах: крайне ядовитых азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине гептиле. Конфликт между двумя основоположниками советской практической космонавтики приобрел такой характер, что Глушко просто отказался работать с Королевым по лунному проекту, и ОКБ-1 было вынуждено обратиться к моторостроительной фирме Николая Кузнецова, ранее работавшей для авиации. Установка Н-1 на стартовом столе.
Композитное фото, склейка кадров архивной съемки. Автор: Nick Stevens nick-stevens. Была еще четвертая и пятая ступени, предназначенные для разгона к Луне и торможения на ее орбите.
На всю эту конструкцию были установлены два корабля: лунный орбитальный ЛОК и лунный посадочный ЛК со своими двигательными установками. Это была колоссальная конструкция, стартовая масса которой доходила до 2750 тонн. И при всем при этом в выбранном однопусковом варианте с околоземной орбиты Советский Союз мог отправить к Луне всего 30 тонн.
Аналогичный показатель американского «Сатурна-5» составлял 45 тонн. В целях экономии Королев отказался и от строительства крайне дорогостоящих наземных стендов для испытания двигателей. Американцы же на это денег не жалели.
Таким образом, одноразовые по программе полета двигатели были фактически многоразовыми». Советская практика была совершенно иной. Завод выпускал двигатели партиями по шесть штук.
От каждой партии военный приемщик отбирал два двигателя на огневые испытания. Если они проходили нормально, то остальные четыре из этой партии автоматически отправлялись на сборку ракетных блоков. Естественно, никакой гарантии, что в одном двигателе из этой четверки не будет какого-нибудь технологического дефекта, не было, а нештатной работы всего лишь одного устройства из нескольких десятков, установленных на Н-1, как показали дальнейшие испытательные полеты, было достаточно, чтобы запуск всей ракеты-гиганта закончился провалом.
Н-1 на стартовом столе. Кадр из кинохроники К 1968 году стало очевидно, что опередить американцев не удастся. В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата.
Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены». Параллельно работы над Н-1 все же продолжались. Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года.
Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта. Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года. Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела вертикально взлететь на 200 метров.
На 23-й секунде несчастная Н-1 плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов. Борис Черток писал об этом так: «Белым пламенем горели 2500 тонн керосина и кислорода, освещая ночную степь на десятки километров.
«Луна-25» разбилась. Какое место в лунной гонке теперь занимает Россия
На этом фоне дела с лунной программой СССР идут не очень гладко. Уже в 1967 г. Янгель уведомляет Мишина о том, что лунный корабль будет готов не ранее 1971 года. Это катастрофа, так как в данном случае запоздание фиксировалось на три года. Из-за проблем с высшим руководством, обеспокоенным новостями из Штатов, в 1968 году программа опять претерпевает изменения. Первоначально предусматривалось совершить посадку на лунном экваторе, то есть лунный орбитальный корабль находился бы на экваториальной орбите и каждый час пролетал над местом посадки лунной кабины. Это существенно облегчало сближение и стыковку аппаратов, но в то же время наиболее интересные места для посадки не всегда расположены именно на экваторе.
В итоге были разработаны три варианта, представленные на рисунке ниже. Различные варианты продумывали и американцы. Варианты посадки на Луну США выбрали первый вариант, а в советской программе предпочли второй. Стыковка должна была проходить на высоте 25-30 км. В СССР была разработана аналоговая система, просчитывающая необходимые элементы орбиты и моменты включения двигательной установки. Такая система для лунного корабля была создана и была весьма эффективна.
Выбрав другой путь, лунная программа СССР не смогла предложить её достойную реализацию. Советский луноход. Музей Космонавтики г. Москва, Россия. Появлялись все новые и новые проблемы, требующие кардинальных переработок существующей концепции высадки человека на Луну. В связи с этим лунная программа СССР превратилась в денежный пылесос.
Конфликты между ключевыми конструкторскими бюро и постоянное перетягивание канатов мешало вовремя прийти к оптимальному техническому решению. В связи с задержкой летных испытаний ракеты "Н-1", программа освоения Луны была переориентирована на беспилотные полеты с постепенным уменьшением числа запусков автоматических станций [3].
Однако в 1977 году программу «Луна» свернули.
Последний, 34-й запуск с «Луноходом-3» на борту, был отменен. Решение было принято по ряду причин, включая финансовые и технические сложности. Тем не менее серия «Луна» оставила свой след в истории космических исследований.
В ее честь в 2023 году Международным астрономическим союзом была названа линия на поверхности Плутона — Luna Linea. Главные успехи советской лунной программы В 1959 году автоматическая станция «Луна-3» облетела спутник и отправила на Землю первое в истории фото обратной стороны Луны В 1966 году станции «Луна-10» удалось стать первым искусственным спутником Луны. Это были растения, бактерии, мухи-дрозофилы и две черепахи.
В 1970 году станция «Луна-17» доставила на спутник «Луноход-1» — первую автоматическую самоходную лабораторию, которой управляли с Земли. В 1976 году АМС «Луна-24» забрала и доставила на Землю образцы грунта, в которых впервые были найдены следы воды. На долгие годы человечество потеряло интерес к исследованию нашего ближайшего космического соседа.
Только в 1990 году Япония вернула внимание к полетам на Луну, запустив космический зонд Hiten. В России о возобновлении лунной программы и продолжении запусков АМС серии «Луна» объявили в 2023 году. В планах разработчиков из Роскосмоса — старты с космодромов «Байконур» и «Восточный».
Лунная гонка проиграна В июне 1971-го и ноябре 1972-го с Байконура стартовали еще два экземпляра Н-1. Эти полеты также закончились неудачей на этапе работы первой ступени. В мае 1974 года советское руководство нашло виноватого в провалах — в отставку был отправлен Василий Мишин, наследник Сергея Королева во главе ОКБ-1. Новым главой «фирмы» был назначен тот самый Валентин Глушко, в свое время отказавшийся проектировать для Н-1 необходимые ей мощные кислородно-керосиновые двигатели. Одним из первых решений нового генерального конструктора был полный отказ от этой ракеты-носителя. Уже готовые ее экземпляры были пущены «под нож».
Борис Черток так вспоминал слова Глушко на его первой встрече с ним в его новом качестве: «Работы над теперешним вариантом H-1 будут прекращены, и мы должны будем быстро создать семейство новых носителей с надежными двигателями. Я не намерен вносить радикальные изменения в космическую тематику. Но высаживать одного человека на Луну через десять лет после американцев, согласитесь, глупо. На Луне должна быть наша постоянная база со сменяемым составом настоящих ученых. Для этого нужны другие носители». Научной базы, постоянной или временной, на Луне так и не появилось, но новый носитель действительно создали.
В 1987 году, спустя 15 лет после последнего запуска Н-1 в свой первый полет отправилась сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», последний шедевр советского ракетостроения и одновременно его лебединая песня. На ее первой ступени были установлены мощные двигатели РД-170 — кислородно-керосиновые, как когда-то и хотел Королев. Свою роль сыграли и конкуренция между Королевым, Янгелем и Челомеем, и конфликт Королева с Глушко, и распыление внимания конструкторских организаций на многочисленные параллельные проекты, и недостаток должного финансирования со стороны государства. В лунной программе не было заинтересовано и Министерство обороны. Черток цитировал академика Пилюгина, главного конструктора советских систем управления ракетно-космическими комплексами: «Министр обороны Гречко вообще категорически против. Он и сейчас считает, что вообще зря связались с Луной, и возмущается, что за счет бюджета Министерства обороны оплачиваются расходы на морские телеметрические корабли, крымские пункты, вся подготовка на Байконуре и тренировка всех космонавтов.
Гречко полагает, что это политика Устинова, и прямо на Совете обороны он якобы говорил, что за космос должны платить Академия наук и заинтересованные министерства. Ему, Гречко, Луна не нужна». В последние годы своего правления Хрущев серьезно сократил расходы на обычное вооружение, тяжелые бомбардировщики, надводные корабли, армию в целом. При Брежневе, «исправлявшем» ошибки волюнтариста Никиты, военные начали возвращать свои позиции. Туда и на «ракетно-ядерный щит» начали уходить слишком большие деньги, о которых лунная программа могла только мечтать. Но главным, основополагающим фактором, сразу заложившим мину под наши мечты о Луне, стало отсутствие в Советском Союзе полноценного государственного руководства проектом.
В Соединенных Штатах существовало единое федеральное агентство НАСА , сконцентрировавшее в своих руках финансирование, координацию и контроль за выполнением программы «Аполлон». Результатом должного финансирования и надзора за качеством работ стала разработка высоконадежной пусть и крайне дорогой ракетно-космической системы: из 13 пусков «Сатурна-5» все 13 завершились успешно, а инцидент с «Аполлоном-13» доказал высокий запас прочности и у многократно испытанных лунных кораблей. Старт «Сатурна-5» Дмитрий Устинов, курировавший в ЦК КПСС оборонную промышленность и сам впоследствии ставший министром обороны СССР, открыто сетовал на совещаниях, что американцы позаимствовали у Советского Союза основной метод работы — плановое руководство и сетевые графики: «Они обошли нас в управлении и методах планирования. Они заранее объявляют график подготовки пуска и строго его придерживаются. У них на деле реализован принцип демократического централизма — свободное обсуждение, а потом строжайшая дисциплина при выполнении». Каждое министерство — это свое феодальное княжество.
Главные конструкторы вместо дружной работы занимают агрессивную позицию в отношениях друг с другом, перестают слушать своих министров. Американцы сконцентрировали огромные силы. На лунную программу работает не то 500 000, не то 1 500 000 человек, 20 000 фирм. И все это организует, всем управляет НАСА — государственная организация».
Только в 2014 или 2015 году в зависимости от оценки маршрута «Лунохода-2» марсоход Opportunity побил его. Рекордсмены по расстоянию, пройденному вне Земли. Конструкция «Лунохода-2» почти не отличалась от своего предшественника, который был доставлен миссией «Луна-17» на спутник в ноябре 1970 года. Основное изменение: выносная камера, которая была размещена на уровне человеческого роста, чтобы упростить управление перемещениями ровера по поверхности Луны. Высота обоих роверов без учета выносной камеры составляла 135 см, а масса второго из них — 840 кг.
Луноходы перемещались по поверхности спутника с помощью двух пар по четыре колеса, установленных вдоль корпуса длиной около 170 см и шириной около 160 см. Интересно, что каждое из колес оборудовано независимой подвеской, собственным мотором и тормозом. Еще одно изменение, которое внесли разработчики по итогам первой миссии, система питания корабля. В отличие от своего предшественника, оборудованного кремниевой солнечной панелью, «Луноход-2» использовал арсенид-галлиевые элементы, которые производили до 1 кВт мощности. При этом атомное топливо использовалось для обогрева устройства во время лунной ночи, которая длилась 14 дней. Исследовательской станцией управляла команда, состоящая из пяти человек. Они находились на Земле, наблюдали за движением робота с помощью трех телекамер, в том числе, установленной на выносной башне.
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
Вообще первые советские "лунники", созданные под руководством главного конструктора Сергея Королёва в ОКБ-1, вывели Советский Союз в лидеры освоения ближнего космоса: станция "Луна-1" Е-1, январь 1959 г. И уже в конце 1959 года он предложил проект выполнения мягкой посадки на Луну. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. Однако ракетно-космическая техника на тот момент только набирала статистику полетов, поэтому летные испытания станций Е-6 сопровождались трудностями. Недавно "Роскосмос" рассекретил документы о ходе реализации исторического советского лунного проекта. Среди них, в частности, шифротелеграмма от 4 января 1963 года, направленная в адрес председателя Совета министров СССР Никиты Хрущева, о неудачной попытке запуска к Луне первой станции серии Е-6 с указанием первичной причины невыполнения задачи пуска. Так, в документе говорилось: "…Для выяснения причин незапуска двигателя четвертой ступени создана комиссия под руководством тов. Одновременно составлен план подготовки носителя с объектом Е-6 к запуску на Луну 2-3 февраля с.
Вот так впервые Сергей Павлович Королёв всем доказал, что он прав, когда многие сомневались, сможет ли наша аппаратура снять обратную сторону Луны». Потом, в , ее сняли уже люди — экипаж американского космического корабля Аполлон-16. Но так подробно, с поверхности, мы не видели обратную сторону земного спутника никогда. На них лунная поверхность серая, испещрена кратерами. В кадре попеременно появляются космический корабль «Чанъэ» — так в китайской мифологии зовут богиню Луны, сосланную туда за излишнее самолюбие, — и луноход «Юйту» — Нефритовый заяц, ее единственный спутник, круглый год толкущий в ступке эликсир бессмертия. Миссия современного «зайца» более конструктивна: он высадился на поверхность Луны 3 января, после чего на неделю впал в спячку, чтобы пережить испепеляющий лунный полдень: лунные сутки длятся 29 земных, перепад температур достигает 400 градусов. И вот, наконец, он передал на Землю снимки с помощью ретранслятора, специально запущенного на лунную орбиту. Этот же ретранслятор использовали, чтобы контролировать посадку. Нельзя посадить корабль вслепую.
После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта. Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С. Лавочкина Г. Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу. Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте. За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн. С началом полётов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы. Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д». Станция не вышла даже на околоземную орбиту. Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». На этот раз первый этап полёта прошёл нормально, станция вышла сначала на околоземную орбиту, потом успешно стартовала в сторону Луны, а затем была выведена на селеноцентрическую орбиту. Она получила название «Луна-15». Всё шло хорошо до того момента, пока не пришла пора садиться на Луну. Рельеф предполагаемого места посадки был неизвестен, там оказалась гора, в которую и врезалась станция. В 1969 году были предприняты ещё две попытки запуска станций типа Е-8-5. Но обе оказались неудачными — подвёл разгонный блок «Д», который не обеспечил перевод станций на траекторию полёта к Луне. И следующий год начался с неудачи — 6 февраля 1970 года во время запуска погиб очередной «космический геолог». И лишь станции «Луна-16» удалось выполнить то, к чему стремились конструкторы. Она была запущена 12 сентября 1970 года, спустя восемь дней совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия, а ещё через сутки с образцами лунного грунта отправилась в обратный путь. На Землю были доставлены 101 грамм лунного грунта. С большими предосторожностями грунт извлекли из капсулы и отправили в лабораторию Академии наук СССР, где он подвергся тщательному исследованию. В последующие годы ещё несколько раз предпринимались попытки доставить лунный грунт на Землю. Точнее, таких попыток было пять. Три из них были неудачными — один раз произошла авария носителя на участке выведения, в другой раз авария случилась при попытке посадки на Луну, а третьем случае, хотя станция и опустилась на лунную поверхность, было повреждено грунтозаборное устройство. А вот два полёта оказались успешными, и советские учёные получили образцы ещё из двух районов лунной поверхности. А теперь вновь о луноходах. К работе над ними возвратились в середине 1970 года. А в космос отправили только после того, как на Землю всё-таки удалось доставить «кусочек Луны». Станция «Луна-16» Старт автоматической станции «Луна-17» с «Луноходом» состоялся 10 ноября 1970 года. Ровно через семь дней, 17 ноября, станция совершила мягкую посадку на Луне, в Море Дождей. В тот же день с посадочной платформы на лунную поверхность съехал «Луноход». Аппарат был рассчитан на два месяца работы на лунной поверхности, а проработал 11 месяцев до 14 сентября 1971 года и наездил более 10 километров. На Землю было передано 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 километра в час. В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины.
От ядерного взрыва на Луне к этому времени уже отказались [2]. В 1960 году начались работы по созданию сверхтяжёлого носителя, без которого осуществить лунную экспедицию не представлялось возможным. Параллельно, в 1963, начали разрабатываться корабли Л1 для облёта вокруг Луны и Л3 для посадочной миссии. Компьютерная модель корабля 7К-Л1 Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша. Из-за соперничества между различными конструкторскими бюро далее КБ проекты аналогичного назначения одновременно и параллельно разрабатывались в двух, а то и трех из них. Соответственно силы и средства на испытания утекали как вода, не принося видимого результата. Различные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ С. Королева и В. Королева и ОКБ-52 В. Челомея ОКБ-52 В. Чаломея пользовалось симпатией Н. Однако, после того, как 13 октября 1964 года тихо и без лишнего шума был смещен Никита Сергеевич Хрущев, ОКБ-52 оказалось не удел. Самое обидное для В. Чаломея состояло в том, что С. Королев получил возможность использовать все наработки В. Челомея по пилотируемому полету к Луне и, в частности, ракету "УР-500К" для своих задач. Челомея — ракету УР-500К. Масса разгонного блока и корабля превышала возможности ракеты. Поэтому придумали оригинальную схему: УР-500К выводит связку "РБ—корабль" на близкую к орбитальной траекторию, а довыведение на орбиту осуществляется при помощи блока Д. Вторым включением блока Д связка направляется на траекторию облета Луны. Для экономии массы с корабля 7К "Союза" снимали всё, что могли — даже бытовой отсек и запасную парашютную систему.
«Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку
Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. Лунные программы с советским экипажем представляли собой серию программ, осуществляемых Советским Союзом по высадке людей на Луну в рамках конкуренции с американской программой "Аполлон". рассказывает о советской пилотируемой лунной программе. Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевшие своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1.