Новости синдром отличника у ребенка

Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Но дети и взрослые с синдромом отличника живут в постоянном напряжении — за прекрасными оценками и спортивными наградами могут прятаться серьёзные проблемы. Нередко синдром отличника помогает ребенку становиться лучшим в учебе, добиваться выдающихся успехов в спорте. Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе (и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте) и похвалу окружающих. Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника.

Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?

У отличников и отличниц не редки проблемы в общении со сверстниками, часто они предъявляют завышенные требования окружающим. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. В этом видео с психологом обсудим как воспитывать детей, нужно ли избавиться от синдрома отличника? Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. Ответственные родители при выявлении у ребенка признаков психологического комплекса сразу задают вопрос, как справиться с синдромом отличника.

Откуда берутся перфекционисты

  • Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника
  • Дети ведут себя как дети
  • Что такое синдром отличника?
  • Спасите отличника!

Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям

Такое лечение должно быть постоянным. Категорически запрещается: Сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только его же результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться, что-то лучше, чем какое-то время назад. Делать выговор за оценки. Даже если вместо отличной отметки ребёнок принёс плохую оценку, не стоит ругать его, узнайте, что не получилось сделать и помогите справиться со сложным заданием. Бояться совершения ошибки. Ошибка — это опыт, возможность победить трудность, познать себя. Ведь все совершают ошибки и вы в том числе. Оценивать своего ребёнка по отметкам. Оценка — это лишь промежуточный результат определённого временного отрезка.

А вы любите своё чадо несмотря ни на что, помните про безусловную любовь. Показывайте её при любой возможности. Даже, когда вы не в настроении приходите домой, и сынок или дочка бегут вам навстречу поделиться эмоциями, полученными в школе от общения с одноклассниками, непременно поговорите с ними. Сразу, пока впечатления так свежи. Позже их восторг от беседы с родителями станет меньше. Обременять заданиями. Вы желаете, чтобы ребёнок был всесторонне развит, для этого вы записали его во всевозможные кружки и секции. Но учёба забирает много сил, их может не остаться на другие занятия. Ваш ребёнок — не ленивый, возможно, вами были переоценены его возможности.

Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их. Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали. Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют. Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше. Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам. У троечников и хорошистов, во-первых, нет таких высоких требований к себе, во-вторых, они в меньшей степени зависят от одобрения окружающих, в-третьих, чаще дети со средними способностями способны найти выход в нестандартной ситуации или попросить о помощи. По всем этим пунктам отличники более уязвимы. Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями. Необязательно обращаться к очному психологу. Многие специалисты консультируют онлайн. Как родители могут помочь отличнику Но если найти психолога не получается, постарайтесь помочь ребенку своими силами. Используйте матрицу Декарта Расчертите лист на 4 части. Назовите их так: верхний левый — «Что будет, если это случится»; верхний правый — «Чего не будет, если это случится»; нижний левый — «Что будет, если этого не случится»; нижний правый — «Чего не будет, если это не случится».

Я немного выдохнула, потому что маму, отдельно взятую, я практически не боялась, словесный отпор могла ей дать уж точно, а вот физический научилась давать, только когда выросла, и она понимала, что если посмеет ударить, ей прилетит в ответ. Иногда я также с ужасом ждала выходных, потому что должен был приехать папа и устроить допрос с пристрастием на тему, как у меня дела в школе и «покажи дневник». Просто «как у меня дела», «что я чувствую», «как мое настроение» меня никогда не спрашивали. И тогда я тоже, вроде как, верила, что это норма. Иногда мама ему на меня за что-то жаловалась, и тогда меня ждало наказание - битье ремнем. Били меня по разным причинам. Однажды я сидела за своим рабочим столом и к уроку труда делала вязание. У меня вяжет крестная, поэтому мама предварительно меня к ней возила, и та показывала мне способ создания определенного вида петель. Мне он приглянулся больше того, который давали на уроке, и я стала дома им пользоваться. Мама увидела это до сих пор не понимаю, как она распознала и начала орать, что я вяжу неправильно. Дальше я отчетливо помню, что я каким-то образом упала на пол, и она била меня и руками, и ногами. Причём, в итоге до неё дошло, что это просто ещё один способ вязания тех же самых петель. Не помню финала этой истории, к сожалению. А однажды по какой-то причине, также связанной со школой, она поранила мне запястье маникюрными ножницами. Рука болела, она замотала мне ее бинтом, и на следующий день в школе я что-то соврала про свою травму.

Синдром отличницы у женщины отнимает много сил и времени на неважную для окружающих работу, зарождая в ней чувство собственной недооцененности. На этом фоне могут появляться неврозы, в семье возникают ссоры и обиды. Выполняя производственные задания, женщина с синдромом отличницы надеется, что ее безошибочная работа будет высоко оценена и повлечет за собой вознаграждение или благосклонность шефа. Она подходит к ней чересчур дотошно и правильно. По ее убеждения м результат обязан быть безупречен. Она расстраивается, когда видит, что других коллег с неидеально выполненным заданием повышают чаще, и вознаграждение они получают больше. А все дело в том, что при синдроме отличницы и у ребенка, и у взрослого время и жизненные ресурсы растрачиваются на безупречный результат даже там, где его не ожидают. Из-за этого возникает дефицит свободного времени, человек выгорает, его не хватает на отношения с близкими, коллегами, друзьями либо на свои желания и цели. Как избавиться от синдрома отличника и отличницы? Психолог начинает работу с диагностики. В ней применяются: 1. Специалист выслушивает жалобы, которые беспокоят клиента. Выставляет предварительный диагноз на основании услышанного. В психологии к симптомам синдрома отличницы у взрослых относят: страх перед ошибкой; подавленное состояние после неудачи или плохих оценок его работы; эйфория после получения вознаграждения, публичного признания успеха.

Синдром отличника негативно сказывается на здоровье ребенка

У отличников и отличниц не редки проблемы в общении со сверстниками, часто они предъявляют завышенные требования окружающим. Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. Нередко синдром отличника у ребенка проходит незамеченным до тех пор, пока не начнут проявляться серьезные проблемы с нервами или социализацией. Как понять, что ребёнок страдает синдромом отличника?

Как не допустить синдрома отличника у ребенка?

Однако в профессиональной психологической литературе такого термина нет, а проявление этого синдрома относят к перфекционизму. Это явление связано со стремлением получить одобрение окружающих. Может показаться, что синдром отличника характерен только для тех, кто учится в школе или университете, но это совсем не так. В моей практике уже взрослые клиенты часто рассказывают о различных ситуациях, когда кто-то оценивал их работу, и о том, насколько сильные они испытывали эмоции — злость, гнев, ощущение беспомощности и потерянности, если то, что они сделали, не было оценено на отлично. Если они получали «четыре», у них внутри рушился мир, хотя внешне они могли демонстрировать спокойствие. Сила эмоций и переживаний в такие моменты доставляет дискомфорт. Для того, чтобы с ними справиться, требуются большие внутренние ресурсы. И именно такие ситуации часто становятся поводом для того, чтобы пересмотреть свое отношение к мышлению и поведению отличника. Признаки и симптомы синдрома отличника: чрезмерная зависимость от оценки окружающих; преувеличение последствий от сделанной ошибки; стремление доводить все до идеала, даже если в этом нет объективной нужды; гиперответственность; чувствительность к успехам других достижения других воспринимаются как собственный провал ; страх неудачи внутри мешает оценить собственные ресурсы, с помощью которых можно справиться со сложной ситуацией; неумение радоваться своим победам, получать от них удовольствие; учащенное сердцебиение, дрожь, расфокусировка внимания. Откуда берется синдром отличника Когда мы познаем мир, обратная связь от окружающих становится необходимым элементом обучения любому навыку.

В детстве нас учат правильно говорить, одеваться, держать вилку, мыть руки после прогулки и перед едой.

Поэтому очень важно на раннем этапе развития данного синдрома диагностировать его, а также найти способы коррекции. Эта проблема вызвала исследовательский интерес, поэтому целью описанного ниже эксперимента является установление механизма образования «синдрома отличника». Это стало первым шагом в создании диагностической методики оценки данного синдрома. Цель: теоретическое и эмпирическое обоснование «синдрома отличника» в зависимости от наличия высокой ситуативной тревожности в условиях оценивания. Объект: «синдром отличника». Предмет: взаимосвязь «синдрома отличника» с наличием ситуативной тревожности в условиях оценивания. Гипотеза: у учеников с выраженным «синдромом отличника» повысится ситуативная тревожность в условии оценки качества выполненных заданий, а в условиях отсутствия оценки тревожность останется неизменной либо повысится незначительно. Были созданы две рандомизированные группы по 20 человек в каждой. Процедура одинакова для обеих групп, за исключением 3 этапа : 1 Психодиагностика, срез 1 «Тест Спилберга на ситуативную тревожность».

Экспертами были пять преподавателей психологического факультета Самарского университета. При этом вы должны знать, что качество выполненной вами работы отражает честь школы, так как ее результаты будут направлены в министерство. Были использованы 10 заданий из теста на интеллект Айзенка. Это было сделано для того, чтобы создать условия невыполнимости, вследствие чего у учеников с «синдромом отличника» тревожность возрастала значительнее. Таким образом, и в контрольной, и в экспериментальной группе были созданы условия значительной сложности для того, чтобы ученики столкнулись с ситуацией преодоления. Результаты: при взаимосвязи высокой ситуативной тревожности, вызванной ситуацией оценивания и нерешенными заданиями, с низкими баллами в авторской анкете «синдром отличника» можно говорить о «синдроме отличника». Выводы: гипотеза была подтверждена, так как действительно у учеников с выраженным «синдромом отличника» менее 40 баллов по анкетированию повысилась ситуативная тревожность в условии оценки качества выполненных заданий, а в условиях отсутствия оценки тревожность осталась неизменной либо повысилась незначительно.

Желание все делать идеально проявляется не только в учебе или профессиональной сфере, но и в других сферах жизни: в школе, спорте, увлечениях, отношениях.

У человека с синдромом отличника отсутствует адекватное восприятие неудач. Проигрыш приводит к ощущению беспомощности, самобичеванию и депрессиям. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. Однако между данными понятиями психологи видят принципиальную разницу. Чем синдром отличника отличается от перфекционизма Перфекционизм — это стремление к совершенству. Перфекционисты ставят перед собой нереалистичные задачи и чувствуют неудовлетворенность собой, пока не достигнут поставленных целей. Перфекционист тоже не прощает ошибок, чувствует себя виноватым, когда что-то делает неправильно. Однако при достижении идеала перфекционист ориентируется на себя, стремится к совершенству ради самоудовлетворения.

Человек с синдромом отличника ставит целью всеобщее признание. Он пытается увидеть себя другими глазами, оправдать ожидания окружающих и получить высокую оценку своих достижений. Это психологический комплекс, при котором человек остается недоволен собой, даже если достигает успехов. Почему возникает синдром отличника Желание быть лучше остальных — это результат социального опыта: взаимоотношений с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками. Основную причину проблем психологи видят в особенностях семейного воспитания: Компенсация неудач родителей Ребенок реализует неудовлетворенные амбиции родителей, которые ставят цели, признанные обществом, но пренебрегают интересами и самочувствием ребенка. Через его успехи и достижения родители добиваются признания окружающих, повышают свой социальный статус Высокие требования Ребенок, родившийся в семье успешных и талантливых родителей, неосознанно хочет соответствовать их уровню Низкая самооценка Высокие достижения в учебе, спорте или в работе компенсируют внутренние или внешние несовершенства ребенка, такие как недостатки внешности, неуверенность, отсутствие друзей, социальный статус. Им важно всеобщее признание, потому что оно повышает самооценку Недостаток внимания Ребенок, на которого у родителей не хватает времени, добивается их внимания своими успехами. У многих родителей словесное поощрение подкрепляется материальным вознаграждением: покупкой новой вещи, деньгами, поездкой или разрешением поиграть в телефон Такое отношение к победам убеждает ребенка, что его ценность как личности зависит только от достижений.

Если в подростковом возрасте ребенок не выйдет из этой схемы отношений, с возрастом ситуация только усугубится и сохранится на всю жизнь.

Сомнения в собственных действиях. При этом оценка своей деятельности другими людьми играет более важную роль, чем собственная оценка. Это опасно тем, что человек с «синдромом отличника» не в состоянии адекватно оценивать собственную деятельность, его приобретенный опыт сводится к ограничению оценки своего труда только другими людьми. Психологические исследования «синдрома отличника» очень важны в изучении особенностей формирования личности ребенка. При этом люди с «синдромом отличника» способны достигать успехов. Поэтому важно найти способы профилактики данного синдрома начиная с семьи и продолжая школьным периодом. С другой стороны, для «сильных» учащихся высокая оценка может стать главной целью в обучении, поскольку она позволяет поддерживать статус отличника. То есть оценка может способствовать формированию «синдрома отличника». Такая самостоятельность в оценке своей учебной деятельности является условием мотивации к учению, осмысленности учебной деятельности.

По мнению н. Бердяева, творчество — это прежде всего свободное проявление личности [бердяев, 2015, с. Гилфорд определяет креативность как универсальную творческую способность личности. Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое мышление и могут найти несколько вариантов. По этой причине факторы школьной и студенческой дезадаптации являются предметом исследования в науке. Поэтому очень важно на раннем этапе развития данного синдрома диагностировать его, а также найти способы коррекции. Эта проблема вызвала исследовательский интерес, поэтому целью описанного ниже эксперимента является установление механизма образования «синдрома отличника».

Как распознать синдром

  • Методист Лэндри рассказала, что синдром отличника грозит ребёнку развитием невроза — РТ на русском
  • Газета.Ru: Методист объяснила, к каким последствиям может привести «синдром отличника» у ребенка
  • Синдром отличника изводит российские семьи

Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?

Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну». Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией.

Ведь быть всегда лучшим — это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками. Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?

Начала я озабочиваться этим синдромом в первом классе, когда она играла до 9-10ти, затем в 10 вечера, наконец, организовывалась делать уроки и делала их допоздна, хотя уже не было сил. Плакала, в изнеможении выписывала буквочки и обводила их по несколько раз. Я ей говорила: "Ложись спать! Не нужны нам никакие пятерки ценой здоровья! На соревнованиях по бегу заняла первое место, а затем долго болела. Я ее ругала: зачем ты так напрягалась!

Никому это не нужно! Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков. В результате началось постоянное покашливание, по типу нервного и насморк. Покашливание уходило, только если она ходила по два раза в неделю на секцию в бассейн. Как только пропускала, сразу начиналось покашливание. Не знаю, то ли хлорка помогала, то ли физическая нагрузка расслабляла, снимала нервное напряжение. Я думаю, это были симптомы начала астмы.

Мы сменили школу. В новой школе не ставили отметки аж до 4 го класса, так как экспериментальная площадка. Покашливание ушло через несколько месяцев полностью. Но расстраивание в случае неуспеха осталось. До 4го класса она часто плакала в школе, чуть только у нее не получалось, хотя она была лучшей ученицей в классе. Наконец, я начала ее лечить с помощью гомеопатии. Нервная система стала более стабильной, плакать перестала.

Затем в пятом классе, в случае неуспеха, она стала спорить с нами, но только агрессивно. Что мы все виноваты в том, что она проигрывает в игру, которую мы всей семьей с удовольствием играем, не ориентируясь на победу. Я продолжала ее лечить. Лекарства подбирались по психологическим симптомам, по предпочтениям в еде, по всему в целом. Она стала более уравновешенной. Перестала за всех в классе переделывать задания при работе в группах. Раньше, при работе в группах она не доверяла остальным, а сама все делала как надо.

Остальные же дети свешивали ручки -- все равно Х все сделает сама. Научилась наблюдать со стороны за одноклассниками, а не только самой рваться в бой и звездить. В настоящий момент синдромом отличника мы не страдаем до степени явных проблем, которые выливались бы в нервотрепку и простудные заболевания. Пока еще у нее есть постоянный насморк, который раньше выливался в весеннюю аллергию. Но теперь, по мере укрепления нервной системы, аллергии уже не наблюдается. Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. В нашем случае мы не успевали после школы восстанавливать силы, так как детей у нас много и уделять много внимания каждому мама то есть я не может.

Поэтому психические проблемы выливались в простудные заболевания. Сначала заболевала наша отличница, а затем и все остальные дети. Возможно, в семьях, где по 1-2 ребенка родители успевают в вечернее время как-то компенсировать расстройства ребенка, ребенок успевает в спокойной обстановке дома прийти в себя. У нас же дома, как на перемене в школе.

Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого - тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним. Ваш первый вопрос после того, как малыш возвратился из школы домой "Что ты сегодня получил" С этим нужно что-то делать! Например, замените его на "Что интересного было в школе" Задавая этот вопрос, мы подчеркиваем не сам процесс получения знаний, а конечный результат - оценку, которая, как известно, штука субъективная и ставится, порой, не за успехи в учебе, а за старательность, поведение или за забытую физкультурную форму.

Совет N2. Если у малыша не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков. Успокойте ребенка и объясните, что Вы будете любить его независимо от оценок, которые он получает. Объясните малышу, что школьная отметка показывает, что ты уже знаешь и сколько еще можно сделать для того, чтобы продвинуться в изучении конкретного предмета. Очень важно убедить ребенка в том, что отметка не оценивает его как личность и Ваша любовь к нему не зависит от школьной отметки. Демонстрируйте, что принимаете и любите ребенка таким, какой он есть. Предъявлять разумные требования. Тогда ему не придется что-то кому-то доказывать и искать одобрения. Совет N3.

Очень часто бывает так, что родители переживают из-за плохих оценок и замечаний учителя гораздо больше самого ученика. Не забывайте, что оценка часто субъективна. Постарайтесь не драматизировать школьные неудачи. Постоянное огорчение и недовольство оценками ребенка не способствует удачной адаптации к школе и, кроме того, может привести к страху несостоятельности и к тревожности ребенка. Постарайтесь поддержать ребенка и вселить уверенность в то, что в следующий раз у него все получится. Ведь в школу приходят учиться, а когда учатся, может и не сразу все получаться. Хорошо играть в футбол и кататься на лыжах тоже не сразу выходит. Мы советуем родителям не создавать "порочный круг" - неудачи в школе и непонимание дома. Понаблюдайте за ребенком, ведь он может не достигать желаемого результата по вполне объективным причинам.

Additional facts Название синдрома объясняется возрастом дебюта - симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек - для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие - для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи. Excellent student syndrome Ассоциированные симптомы: Эйфория. Reasons Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта - взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.

В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности , люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку. Pathogenesis Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки.

Как не допустить синдрома отличника у ребенка?

Избавиться от синдрома можно при помощи нескольких советов: найдите мотивацию и конечную цель, для которой потребуется стремление к идеалу; подумайте, как эти действия повлияют на отношения с близкими и как они отразятся на карьерном росте; найдите сферы, где не нужно быть идеальным; ведите наблюдение за мыслями каждый раз, когда ловите себя на желании сделать что-то идеально; научитесь контролировать синдром отличника и используйте его тогда, когда это по-настоящему важно. Будьте терпеливы по отношению к себе и старайтесь изменить привычки планомерно, не вводя себя в новую крайность. Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ Поступаем в вуз мечты без проблем! Начать бесплатно Что делать, чтобы синдром отличника не появился Страх не справиться с поставленными задачами, не достичь высокого результата и подвести родителей, возлагающих надежды, может помешать при сдаче тестов или на собеседовании. К этому добавляется упадок сил, когда ребенок устал готовиться к экзаменам. Чтобы не допустить появление синдрома отличника, важно вовремя распознать проблему и внушить детям позитивное отношение к учебе: хвалите, но справедливо: акцентируйте внимание на знаниях и навыках, а не на том, какая оценка стоит в дневнике; научите ребенка делать выводы и выносить опыт из совершенных ошибок; не забывайте об эмоциональном контакте внутри семьи: говорите, как любите друг друга; помните о необходимости дополнительных секций: спортивных, художественных или языковых; обеспечивайте детей должным вниманием.

Вполне вероятно, что школьник постоянно получает от родителей вербальный или поведенческий намек на то, что он ценен и любим, только когда ведет себя идеально и получает отличные отметки. Обычно такие взаимоотношения в семье складываются, когда родители строгие, принципиальные, сами отличаются перфекционизмом. Они ругают и наказывают за малейшие ошибки и даже за средние результаты, но расхваливают ребенка, покупают ему вкусности и желанные вещи, если он достигает наивысшей цели. В итоге у школьника формируется поведенческий рисунок: он требует от себя слишком высоких целей и жутко расстраивается, когда не достигает их, он старается превзойти в учебе всех одноклассников, живет только учебными достижениями и забывает о личной жизни. Заниженная самооценка. Когда ребенок считает себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, то он пытается компенсировать надуманные недостатки отличной учебой. Он полагает, что только как возвысится в глазах окружающих. Следует учитывать, что низкая самооценка — тоже не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренних травм, неблагоприятной семейной обстановки или травли. Почему детский перфекционизм — опасное явление В некоторой степени перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, прилагать максимальные усилия для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком. Синдром отличника сопровождается щепетильностью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если применять их во взрослом возрасте в деловой сфере. Но вместе с тем синдром несет в себе большую опасность. И главное негативное воздействие — ухудшение здоровья. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают тревожностью, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Беспокойство за оценки настолько сильное и мешающее адекватно мыслить, что у ребенка, вопреки его ожиданиям, снижается успеваемость. Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только сам страдает от бесконечного стресса, но и вгоняет в беспокойное состояние членов семьи. Постоянные истерики по поводу неполученной пятерки или неправильно взятой ноты на фортепиано выбирают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, выяснять отношения, пить валерьянку. Хуже всего то, что синдром отличника может перекинуться во взрослую жизнь. Количество таких перфекционистов беспрерывно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса. Вчерашний школьник понимает, что для карьерного и личностного роста нужно постоянно двигаться, трудиться, так же как он делал в школе, стараясь перегнать одноклассников. В итоге человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку. Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокой должности, построить роскошный особняк, но все равно будет считать себя неудачливым. Причина в том, что человек с синдромом перфекциониста делает все не для себя, а для одобрения. Он живет не своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться лучшего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать идеальности от них, перекладывает на них свои ожидания и устремления, в итоге воспитывает таких же несчастных людей. Школьник с синдромом отличника не может осознать, что отличная отметка в дневнике вовсе не показывает старательность и обширные знания. Для ребенка именно оценка — примитивный, но понятный параметр успешности. Ориентируясь лишь на оценки, школьник не получает навыка анализа собственных действий, их результативности. Ребенок просто думает, раз он получил всего лишь четверку, значит, слабо постарался, нужно еще покорпеть над книжками. А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин.

Даже при всех успехах человек может ощущать себя недостаточно хорошим, потому что внутри сидит критик, который постоянно его упрекает и мешает просто радоваться жизни. Из-за этого люди с синдромом отличника могут упустить много светлых и радостных моментов в своей жизни", — считает психолог. Как справиться с синдромом отличника: советы психолога Людям, у которых есть этот синдром отличника, справиться с ним бывает порой непросто. Когда человек хочет облегчить себе жизнь и перестать зацикливаться на своих успехах и в то же время неудачах, нужно придерживаться определенной стратегии. Первым делом нужно осознать эту проблему. Если вы видите в себе подобные проявления, значит, надо что-то менять. Нет единого рецепта избавления от этого состояния. Но есть методы, которые могут помочь. Важно принять себя таким, какой есть. Понять, что идеальных людей не существует, разрешить ошибаться и не судить себя строго. Ставить реальные цели. Выбирать задачи, которые можно выполнить. Разбить большие на маленькие этапы, чтобы чувствовать удовлетворение от достижения этой цели. Постарайтесь утихомирить своего критика. Когда ловите себя на самокритике, подумайте, что бы вы в таком случае сказали своему лучшему другу. Евгений Стеганцов Евгений Стеганцов рекомендует создать здоровые привычки. Заниматься физическими упражнениями, нормализовать свой сон, не жертвовать им ради учебы.

Среди таких детей часто можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника». Это воспринимается родителями как подарок, а не как проблема. Что такое синдром отличника и его признаки Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного. Синдром отличника Признаки синдрома отличника у ребенка: ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания; ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу; ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями; в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию; ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать — снижается; если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать; ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить; главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих. Проблемы, к которым может привести синдром отличника Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка — показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается.

Синдром отличника у взрослых или «Почему нельзя быть идеальным»

«Синдром отличника» вообще благодатно развивается в век войн и индустриализации, когда родители переживали какие-то беды, поколенческие травмы и не могли дать детям достаточно эмоционального присутствия. Не все знают, но синдром отличника — психологическая проблема, мешающая нормальной полноценной жизни человека. Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника. Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих.

Как бороться с синдромом отличника: 5 советов

Такие дети легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул лучшего ученика, переходит в средние классы и сталкивается с трудностями в обучении. А статус нужно поддерживать и, чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые жертвы. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов.

Родители пытаются «отыграть» собственные несбывшиеся ожидания, что негативно сказывается на самооценке формирующейся личности.

Как избавиться от синдрома отличника взрослому Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. И если в некоторых случаях стремление к образцу оправдано спортивные соревнования, карьерный рост, получение прибыли , то личность «отличника» не имеет конечной цели. Весь смысл действий заключен в желании получить высокую оценку. Избавиться от синдрома можно при помощи нескольких советов: найдите мотивацию и конечную цель, для которой потребуется стремление к идеалу; подумайте, как эти действия повлияют на отношения с близкими и как они отразятся на карьерном росте; найдите сферы, где не нужно быть идеальным; ведите наблюдение за мыслями каждый раз, когда ловите себя на желании сделать что-то идеально; научитесь контролировать синдром отличника и используйте его тогда, когда это по-настоящему важно. Будьте терпеливы по отношению к себе и старайтесь изменить привычки планомерно, не вводя себя в новую крайность.

Из-за этого у него ничего не получилось с карьерой, он просто не мог работать. Григорьев начал употреблять спиртное вино в XIX веке было единственным средством успокоить душевные муки, поскольку антидепрессантов тогда еще не изобрели. Так продолжалось несколько лет. В итоге болезнь отступила, но оставила глубочайший уродливый шрам на душе поэта. Он так и умер — от привычки к вину в расцвете лет. Спрашивается: нужны ли были все эти жертвы во время учебы, если они так закончились? Этим рассказом мы совершенно не хотели заронить у читателей сомнение в высоком статусе хороших оценок. Если ребенок приносит из школы одни «пятерки» — это замечательно. Это показатель не только высокого умственного потенциала ребенка, но и знак того, что подростка захватывают школьные предметы.

Но вот если получение хорошей оценки превращается в самоцель, в отметку ради отметки — здесь стоит задуматься, стоит ли игра свеч? Не превращается ли «пятерка» в некий фетиш, которому в жертву приносятся все другие грани жизни? Не обедняет ли отличный аттестат внутренний мир ребенка? Ответить на эти вопросы совсем не просто. В наше время жесткой социальной конкуренции продолжают все еще «встречать по одежке»: конкурс аттестатов при приеме в высшее учебное заведение или на работу никто не отменял. Ото всюду разносятся призывы к карьерному успеху и т. Это оказывает просто зомбирующее действие и на родителей, и на детей. В итоге мы получаем не жизнь, а гонку по карьерной лестнице, за которой порой теряется то, что принято называть «жизнью», то есть жизнь и развитие души, причем, подчеркнем, многогранное развитие, а не только поглощение содержания многочисленных учебников. Еще раз повторим: если мы встречаем отличника, то это возможно в двух случаях: ребенку учеба дается легко и он спокоен и тогда все в порядке , либо ребенок выворачивается наизнанку, лишь бы не испортить свой аттестат и тогда надо бить тревогу.

Синдром отличника у таких детей начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы. Причины появления синдрома Родители, пережившие в детстве неуспех, стараются достичь всего того, чего не смогли когда-то, через своего ребенка. Так за счет детских побед они подтверждают свой статус и поднимают свою самооценку. Любовь родителей заслуживается ребенком через пятерки и успехи. Только ими он может привлечь к себе их внимание, услышать похвалу и ласку. С раннего детства родители только негативно реагировали на ошибки сына или дочери, забывая о том, что без промахов тоже никак. Все это уже сформировало заниженную самооценку, к которой в школе добавился стресс от попадания в новую среду. К тому же мамы и папы постоянно сравнивают его с другими детьми, например: «Почему не делаешь, как Света, позоришь нас? И ни в коем случае не с другими детьми, а также не оценивайте личность сына или дочери по оценкам, ведь это лишь временный показатель какого-то этапа обучения.

Если вместо пятерки отличник принес оценку ниже, не ругайте! Обсудите, что не удалось, в случае необходимости помогите с уроками. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому не бойтесь ошибок, ведь они повод справиться с трудностью, преодолеть себя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий