После окончания ВГИКа Раднэр Муратов прожил три года с Изольдой Извицкой, но брак они так и не зарегистрировали. Муратов Раднэр Зинятович получил звание Заслуженного артиста. лучший фильм в фильмографии Раднэр Муратов Возвращение чувств1979, драма, мелодрама. Раднэр Муратов в фильме «Время, вперед!» В конце 50-х годов молодой артист начал сниматься в кино. В этом фильме Муратов проявил себя во всей силе; жаль, что ленту практически не показывают сегодня по телевидению.
Раднэр Муратов: единственная "звездная" роль, пагубное пристрастие и два брака
Кому-то из артистов приходится много и упорно работать, чтобы запомниться зрителям, кому-то достаточно дождаться «той самой» главной роли. Ну а есть актеры, которым достаточно один раз блеснуть на экране — причем в роли, скорее, второго плана, — чтобы навеки покорить сердца зрителей и оставить свой собственный след в истории отечественного кино. Именно к последней категории и относится актер Раднэр Муратов. Татарин из Ленинграда Уроженец татарской деревни в Башкирии Зиннат Муратов не сразу стал партийным чиновником. В 1920-м, когда ему было 15 лет, он пошел работать на железную дорогу в Омске, через семь лет поступил в Ленинградский политехнический институт — и именно там, 21 октября 1928 года, родился его первенец, которого назвали Раднэром. Странное имя полностью отвечало тогдашней моде — оно расшифровывалось как «радуйся новой эре»; многие подобные имена их обладатели позже поменяли на более привычные, но Раднэр так и остался Раднэром — хотя друзья звали его просто Радиком. Отец же его неторопливо двигался по служебной лестнице — был преподавателем в одном из институтов, окончил ещё и Институт красной профессуры он пережил ряд преобразований, и сейчас его наследником можно считать Академию госслужбы при Президенте РФ , вернулся в Омск уже секретарем парткома той самой железной дороги. И лишь во время войны вся семья оказалась в Казани, где Зиннат Муратов полтора десятка лет был главным коммунистом республики. Его сыновья тоже сделали впечатляющие карьеры — один стал всемирно известным тренером и арбитром по шахматам, другой — физиком и доктором наук, третий делал карьеру в органах госбезопасности.
Ну а самый старший, Раднэр, решил податься в актеры. Характерная внешность, второй план Раднэр Муратов вполне мог стать летчиком — он два года отучился в спецшколе ВВС в Казани, и этого, в принципе, было достаточно для построения успешной карьеры.
Что стало с советским актером Раднэром Муратовым, который сыграл Василия Алибабаевича 09:03 11. Писатель Аркадий Инин рассказал о непростой судьбе звезды, болезни и испытаниях, через которые пришлось пройти актеру На счету знаменитого советского актера Раднэра Муратова множество ролей в известных картинах: «Максим Перепелица», «Золотой телёнок», «12 стульев», «Золотая речка», «Афоня» и других. Но самая культовая из них - роль Василия Алибабаевича в кинофильме «Джентльмены удачи», пишет издание CT news.
По окончании творческого вуза Раднэр Муратов 37 лет работал в Театре киноактёра и параллельно активно снимался в кино «Максим Перепелица», «Поединок», «Время, вперёд! Но, безусловно, звездной роль Раднэра Зинятовича стал Василий Алибабаевич из легендарной картины «Джентльмены удачи». Надо сказать, что Муратов изначально пробовался лишь на эпизод в этой ленте. Но, получив крошечную роль, вдруг неожиданно для всех отказался от участия в картине. Когда режиссер Александр Серый спросил, в чем дело, Муратов сказал, что на самом деле он хочет играть в «Джентльменах» только одного персонажа — Василия Алибабаевича. И Серый, еще раз рассмотрев фактурную внешность татарского актера, решил рискнуть и дать ему одну из главных ролей. И не прогадал. Благодаря Муратову в картине появилась масса незабываемых моментов. Ты туда не ходи, ты сюда ходи, а то снег башка попадёт, совсем мёртвый будешь! Василия Алибабаевича изначально, кстати, должен был играть Фрунзик Мкртчян, но актёр во время съёмок оказался занят». Несмотря на то, что сегодня легендарная комедия режиссера Александра Серого вошла в золотой фильмофонд и пересматривается зрителями десятки раз, в свое время выход «Джентльменов удачи» был под угрозой. К сожалению, ни слава, ни звание заслуженного артиста, к которому так стремился артист, не удержали его от болезненной тяги к азартным играм.
Но он от нее отказался, хотя прекрасно понимал, чем ему это может грозить — актеры Театра киноактера были людьми подневольными и обязаны были соглашаться на все приглашения сниматься по наряду. В противном случае им могли на полгода снизить зарплату. После отказа Муратова его немедленно вызвало к себе начальство. Актер позднее так вспоминал об этом: «Сижу я в коридоре и начинаю кумекать: все, полгода зарплаты не будет, что же делать? За эти полчаса я чего-то такое надумал, вхожу в самую главную дирекцию, на меня, естественно, покатили бочку: что это такое, вы тут катаетесь чуть ли не сыром в масле и отказываетесь играть. Начальник еще больше распалился. Мол, эти роли написаны специально под Леонова, Вицина, Крамарова и Мкртчяна. Портретно под них. Полгода сценарий писали. И никаких проб нет. Он немного смягчился. И, действительно, на роль тюремщика нашли другого исполнителя — актера-корейца, а Муратова утвердили на роль Василия Алибабаевича. Премьера «Джентльменов удачи» состоялась 13 декабря 1971 года в кинотеатре «Россия». Успех был ошеломляющим. В прокате фильм занял 1-е место, собрав на своих сеансах более 65 миллионов зрителей. С того момента имя Раднэра Муратова прогремело на всю страну. И хотя главных ролей он с тех пор больше так и не сыграл, однако в его актерском багаже отныне появилась та самая заветная роль из разряда «визитных карточек», которая делает жизнь актера намного легче. Несмотря на то что роль в «Джентльменах удачи» так и не сделала из эпизодника Муратова актера пусть не первого, но хотя бы второго плана, он по этому поводу особо не переживал, поскольку на жизнь ему, в общем-то, хватало. Ведь даже актеры-эпизодники, если у них есть работа, по части заработка не были обделены. Не шиковали, конечно, как актеры первого плана, но и не бедствовали. Например, за скромный эпизод в «Не может быть! А за роль Василия Алибабаевича в «Джентльменах удачи» Муратов и вовсе удостоился самого высокого в своей киношной карьере гонорара — 1912 рублей. Пусть и меньшего в два-три раза, чем гонорары его партнеров по фильму Леонов, к примеру, получил 5600 рублей , однако и этих денег Муратову, который жил один, вполне могло хватить даже не на месяцы, а на годы вперед. К тому же, он все еще состоял в штате Театра киноактера, где ему каждый месяц выплачивалась зарплата, и периодически выступал с концертами по линии Бюро кинопропаганды. Все это и позволяло Муратову не чувствовать себя обделенным по части заработка. Однако было одно обстоятельство, которое все же сильно влияло на материальное положение актера в худшую сторону: он продолжал просаживать большие суммы на ипподроме. И он это прекрасно знал, однако остановиться не мог, являя собой типичный пример больного человека из разряда тех, что описал в своем «Игроке» Федор Михайлович Достоевский. Как вспоминает его близкий приятель Владимир Протасенко он играл эпизодическую роль детдомовского друга героя Савелия Крамарова в фильме «Джентльмены удачи» : «Муратов всегда осуждал меня за нелюбовь к азартным играм. Я сразу понял: отговаривать его от этой страсти бессмысленно. Вся его жизнь была в игре. Это большая беда. Кстати, сам он понимал, что так жить невозможно, но ничего не мог с собой поделать…» Муратов проводил на скачках все свое свободное время, которого у него с каждым годом становилось все больше и больше — с середины 70-х в кино его приглашали сниматься все реже и реже. Иной раз, проигравшись в пух и прах, он не уезжал домой, поскольку денег не оставалось даже на метро, а устраивался спать прямо на ипподромовской скамеечке. Сторожа его не прогоняли — Муратова там все хорошо знали. Тем более что он был человеком незлобивым и абсолютно не пьющим. Среди ипподромщиков последнее качество было настоящей редкостью. В киношной среде с Муратовым практически никто не дружил, поскольку он сам всех распугал своим пагубным пристрастием: он систематически клянчил у друзей деньги на скачки. Единственный, кто долгое время был с ним дружен и выручал деньгами, был Георгий Вицин, с которым они вместе ездили выступать с творческими концертами в глубинку. На рубеже 80-х Муратов сменил место жительства — переехал из центра в однокомнатную квартиру в районе Нагатинской набережной. Но поскольку хозяйку к тому времени так и не завел, поэтому его новое жилье представляло из себя ужасное зрелище: кучи старых газет в коридоре, разбросанные по полу вещи, мебель, покрытая толстым слоем пыли. Но обращать на это внимание у Муратова не было ни желания, ни времени: дом продолжал служить ему только местом для ночлега, а все основное время он проводил на ипподроме. В 80-е годы Муратов снялся всего лишь в четырех фильмах, причем все были сняты на «Мосфильме», поскольку далеко уезжать из столицы Муратову не позволяло здоровье. Его последней ролью стал крохотный эпизод в фильме режиссера Михаила Швейцера «Крейцерова соната» 1987. После этого карьера Муратова в кино закончилась, хотя до его ухода из жизни было еще далеко — целых 18 лет. В 1986 году, после 35 лет работы в кинематографе, Муратов наконец-то дождался официального звания заслуженного артиста РСФСР.
Почему звезда «Джентльменов удачи» Раднэр Муратов не справился с зависимостью
Успех был ошеломляющим. В прокате фильм занял 1-е место, собрав на своих сеансах более 65 миллионов зрителей. С того момента имя Раднэра Муратова прогремело на всю страну. И хотя главных ролей он с тех пор больше так и не сыграл, однако в его актерском багаже отныне появилась та самая заветная роль из разряда «визитных карточек», которая делает жизнь актера намного легче. Несмотря на то что роль в «Джентльменах удачи» так и не сделала из эпизодника Муратова актера пусть не первого, но хотя бы второго плана, он по этому поводу особо не переживал, поскольку на жизнь ему, в общем-то, хватало. Ведь даже актеры-эпизодники, если у них есть работа, по части заработка не были обделены. Не шиковали, конечно, как актеры первого плана, но и не бедствовали. Например, за скромный эпизод в «Не может быть! А за роль Василия Алибабаевича в «Джентльменах удачи» Муратов и вовсе удостоился самого высокого в своей киношной карьере гонорара — 1912 рублей.
Пусть и меньшего в два-три раза, чем гонорары его партнеров по фильму Леонов, к примеру, получил 5600 рублей , однако и этих денег Муратову, который жил один, вполне могло хватить даже не на месяцы, а на годы вперед. К тому же, он все еще состоял в штате Театра киноактера, где ему каждый месяц выплачивалась зарплата, и периодически выступал с концертами по линии Бюро кинопропаганды. Все это и позволяло Муратову не чувствовать себя обделенным по части заработка. Однако было одно обстоятельство, которое все же сильно влияло на материальное положение актера в худшую сторону: он продолжал просаживать большие суммы на ипподроме. И он это прекрасно знал, однако остановиться не мог, являя собой типичный пример больного человека из разряда тех, что описал в своем «Игроке» Федор Михайлович Достоевский. Как вспоминает его близкий приятель Владимир Протасенко он играл эпизодическую роль детдомовского друга героя Савелия Крамарова в фильме «Джентльмены удачи» : «Муратов всегда осуждал меня за нелюбовь к азартным играм. Я сразу понял: отговаривать его от этой страсти бессмысленно. Вся его жизнь была в игре.
Это большая беда. Кстати, сам он понимал, что так жить невозможно, но ничего не мог с собой поделать…» Муратов проводил на скачках все свое свободное время, которого у него с каждым годом становилось все больше и больше — с середины 70-х в кино его приглашали сниматься все реже и реже. Иной раз, проигравшись в пух и прах, он не уезжал домой, поскольку денег не оставалось даже на метро, а устраивался спать прямо на ипподромовской скамеечке. Сторожа его не прогоняли — Муратова там все хорошо знали. Тем более что он был человеком незлобивым и абсолютно не пьющим. Среди ипподромщиков последнее качество было настоящей редкостью. В киношной среде с Муратовым практически никто не дружил, поскольку он сам всех распугал своим пагубным пристрастием: он систематически клянчил у друзей деньги на скачки. Единственный, кто долгое время был с ним дружен и выручал деньгами, был Георгий Вицин, с которым они вместе ездили выступать с творческими концертами в глубинку.
На рубеже 80-х Муратов сменил место жительства — переехал из центра в однокомнатную квартиру в районе Нагатинской набережной. Но поскольку хозяйку к тому времени так и не завел, поэтому его новое жилье представляло из себя ужасное зрелище: кучи старых газет в коридоре, разбросанные по полу вещи, мебель, покрытая толстым слоем пыли. Но обращать на это внимание у Муратова не было ни желания, ни времени: дом продолжал служить ему только местом для ночлега, а все основное время он проводил на ипподроме. В 80-е годы Муратов снялся всего лишь в четырех фильмах, причем все были сняты на «Мосфильме», поскольку далеко уезжать из столицы Муратову не позволяло здоровье. Его последней ролью стал крохотный эпизод в фильме режиссера Михаила Швейцера «Крейцерова соната» 1987. После этого карьера Муратова в кино закончилась, хотя до его ухода из жизни было еще далеко — целых 18 лет. В 1986 году, после 35 лет работы в кинематографе, Муратов наконец-то дождался официального звания заслуженного артиста РСФСР. Это давало пусть небольшую, но прибавку к заработной плате.
Однако вскоре Советский Союз развалился, и эту прибавку съела инфляция. Тогда же прекратил свое существование и Театр киноактера, в результате чего его актеры оказались на улице. Выживали кто как мог: кто-то перебивался эпизодами, кто-то концертными выступлениями. Муратову было тяжелее всех, поскольку к тому времени у него начала отказывать память. Он жил на скудную пенсию в той же квартирке на Нагатинской набережной, которая напоминала больше захламленный склад, чем жилье человека. Сын Муратова предлагал отцу свою помощь — хотел нанять дворничиху, чтобы та прибралась в доме актера — но тот отказался: он не хотел ничего менять. Из домашней еды он предпочитал только хлеб, плавленный сырок и минеральную воду. Но чаще всего он питался в столовой для неимущих на Люблинской улице, где его знал весь персонал и с удовольствием принимал в любое время.
Причем даже в эти тяжелые годы Муратов не изменял своим привычкам: никогда не просил помощи. Однажды пришел в столовую, а про то, что денег у него нет, забыл. Повара хотели накормить его бесплатно, но он наотрез отказался. В результате он дождался закрытия столовой, после чего одна повариха вынесла ему на служебный вход остатки еды, да еще дала ему с собой целую авоську.
На самом деле он не узбек, а татарин из Ленинграда. Муратов в своей самой известной роли Раднэр Муратов родился 21 октября 1928 года этой осенью ему могло бы исполниться 93 года. Его папа, Зиннат Муратов, на момент рождения сына учился в Ленинградском политехническом институте. Потом он окончил Институт красной профессуры и пошёл, ступенька за ступенькой, по партийной линии, со временем заняв крупный пост в Татарской АССР. Может показаться, что Раднэр - вполне себе типичное восточное, татарское имя.
Родители Муратова в преклонном возрасте Раднэр был старшим ребёнком в семье Зинната Ибятовича Муратова. Другие сыновья тоже "вышли в люди": Лир Муратов, родившийся в 1932 году, стал заслуженным тренером России и международным арбитром по шахматам, а Родэс Муратов, 1937 года рождения, достиг степени доктора физико-математических наук. Мы с уверенностью можем утверждать, что Раднэр был разносторонней личностью: он окончил казанскую специальную школу ВВС, а ещё, как и брат, занимался шахматами и заслужил звание кандидата в мастера спорта. Рассказывают, что он выигрывал у знаменитого шахматиста Василия Смыслова. В роли шахматиста-любителя в "12 стульях", изумлённого игрой Остапа Бендера Однако ни по авиационному, ни по шахматному пути он не пошёл, а решил посвятить себя актёрству. Вот что вспоминал о Муратове режиссёр Виталий Мельников, который учился с Раднэром во ВГИКе и пригласил его в свою студенческую постановку: - Я решил поставить отрывок из Марка Твена - тот, где простодушного Гека Финна охмуряет жулик, выдающий себя за особу королевской крови. На роль Гека я пригласил Радика Муратова. Впоследствии Муратов много и успешно снимался в комедиях. В наши же ранне-вгиковские времена Радик слыл у нас маменькиным сынком.
Правильнее сказать, "папенькиным сынком", потому что он был сыном первого секретаря ЦК Татарии. Сынок не всегда радовал папеньку. Радик был ужасающим неряхой и лентяем. Его частенько доставляли в Казань на самолёте, только для того, чтобы там отмыть и переодеть. Он раздавал приятелям деньги и кормил их обедами по лимитным карточкам в цековской столовой. Но постепенно Радик как-то темнел ликом и обтрёпывался. Он дичал особенно в те периоды, когда проигрывал на скачках.
Он родился в 1928 году, рос в 30-е, — тогда все мальчишки мечтали стать лётчиками, и Радик не был исключением. Он даже окончил лётную школу в Казани и намеревался летать. Но однажды ему на глаза попалось объявление: всем желающим предлагалось пройти конкурс во ВГИК. И без особого труда поступил в престижный институт, в мастерскую легендарного Михаила Ромма. Только вот доставались ему крошечные эпизоды, обычно его фамилия даже не упоминалась в титрах. Только через 20 лет после окончания ВГИКа ему выпал счастливый билет — съёмки в «Джентльменах удачи». Причём поначалу ему предложили очередной эпизод — роль начальника тюрьмы. Василия Алибабаевича должен был играть Фрунзик Мкртчян. Возможно, талантливый комедийный актёр справился бы с этой работой не хуже Раднэра — только это был бы уже совсем другой Вася. А Раднэр получил роль жулика после того, как выяснилось: Мкртчян не сможет прибыть на съёмки, потому что занят в другом проекте. Тогда Муратов решительно отказался от роли начальника тюрьмы и признался режиссёру Александру Серому, что очень хочет играть Васю. Серый решил рискнуть — и все выиграли, а в первую очередь — зрители. Он наслаждался славой, с удовольствием участвовал в концертах и творческих вечерах, отвечал на вопросы зрителей, рассказывал о съёмках в «Джентльменах удачи», повторял к восторгу окружающих свои коронные фразы... Словом, купался в своей популярности. А вот личная жизнь поначалу приносила больше разочарований, чем радостей. И она заинтересовалась колоритным студентом. Они стали встречаться, повсюду появлялись под ручку, Раднэр трогательно заботился о своей девушке.
Октябрь 2004 — Вышел из дома и пропал. Могила находится на Николо-Архангельском кладбище. Детей с Извицкой у Муратова не было. Позже она работала с ним в одном театре. Вторая жена — Елена Довлатбекова В 1956 году у них родился сын Леонид, продолживший дело родителей. Брак распался из-за чрезмерного пристрастия мужчины к тотализатору. Леонид Муратов сын Раднэр Зинятович отличался аналитическим складом ума. Имел звание кандидата в мастера спорта по шахматам, даже выигрывал у чемпиона мира Смыслова, с которым в 80-х годах вел популярную телепередачу «Шахматная школа». Умел рассчитывать выигрыши в лотерею и на скачках, часто выигрывал, но не мог остановиться и спускал на бегах полученные суммы. За несколько лет до смерти стал страдать от болезни Альцгеймера и зарабатывать выступлениями уже не мог. Терялся на улицах, не узнавал знакомых, но принимать помощь от сына отказывался. Близкому другу Владимиру Протасенко в конце жизни признался, что сдал в ломбард все вещи из однокомнатной квартиры, в которой жил один.
Жил как бомж и по ошибке попал в психушку: как умер звезда «Джентльмены удачи»
Теперь уже в ее распаде был виноват Муратов. В начале 60-х кто-то из коллег привел его на ипподром, совершенно не подозревая, во что это выльется. А вылилось это в настоящую болезнь. Чуть ли не сутками Муратов стал пропадать на бегах, просаживая там все свои деньги. Причем он оказался чрезвычайно удачливым игроком, но его подводил азарт. Муратов поименно знал каждого наездника, и ему очень часто удавалось выигрывать крупные суммы. Но он не умел остановиться: тут же ставил эти деньги в следующем забеге и обязательно проигрывал. А однажды он умудрился потерять целых 40 тысяч рублей — астрономическая сумма по тем временам. Выиграв эти деньги, Муратов пригласил всех своих друзей-«беговиков» в ресторан на Ленинградском проспекте, и там его так напоили а Муратов никогда до того не пил спиртного , что на утро он проснулся где-то под забором с измятой трешкой в руках. Это были все деньги, которые остались у него от фантастического выигрыша. Во многом из-за того пристрастия и распалась семья Муратова.
С тех пор он больше не женился. Причем преднамеренно: знал, что любая женщина может стать препятствием в его увлечении бегами. В 60-е годы Муратов снялся еще в добром десятке картин, но опять в одних эпизодах. Правда, именно тогда судьба послала ему встречу с режиссером Михаилом Швейцером, который снимет его подряд в двух своих фильмах: «Время, вперед! Больше всего Муратову приглянется роль в первом фильме, где он сыграет своего земляка — татарина, отлынивающего от работы на ударной стройке. А в 1970 году киношная судьба сведет Муратова с мэтром советской кинокомедии Леонидом Гайдаем. И тот снимет его в двух фильмах: «12 стульев» 1971 и «Не может быть! Причем в первом он сыграет шахматиста, и сделает это не случайно. Как мы помним, брат Муратова был чемпионом мира по этому виду спорта среди глухонемых, а сам Раднэр в молодости подавал большие надежды как шахматист, но предпочел карьеру летчика. Во втором фильме Гайдая Муратов сыграет милиционера.
Когда этот эпизод увидят члены худсовета «Мосфильма», то они найдут игру Муратова неудовлетворительной и потребуют от Гайдая заменить актера. Но тот этого так и не сделает: то ли по причине нехватки времени, то ли из-за того, что у него на игру Муратова был совсем иной взгляд. Однако самой звездной ролью Муратова в то десятилетие станет Василий Алибабаевич в комедии Александра Серого «Джентльмены удачи» 1971. Первоначально на эту роль претендовал совсем другой исполнитель — популярный армянский актер Фрунзик Мкртчян. Причем сам он поначалу тоже согласился сниматься. Однако затем ситуация изменилась. В ноябре 70-го в Армении проходили торжества, посвященные 50-летию образования республики, и Мкртчян, занятый в премьерном спектакле Театра имени Сундукяна, так и не смог вырваться в Москву на пробы. А затем и вовсе отказался от роли, видимо не пожелав променять роль в серьезном спектакле за нее ему обещали присвоить внеочередное звание на роль в пустой, как он тогда считал, комедии. В итоге Серый перепробовал на эту роль множество актеров с нерусской внешностью, но худсовет их всех забраковал. Теперь предстояло продолжить поиски.
А время поджимало — зимняя натура вот-вот могла сойти на нет. В этот момент на горизонте и возник Раднэр Муратов. До этого он уже попадал в поле зрения Серого, но тогда ему предлагали совсем другого персонажа — крохотную роль начальника тюрьмы. Но он от нее отказался, хотя прекрасно понимал, чем ему это может грозить — актеры Театра киноактера были людьми подневольными и обязаны были соглашаться на все приглашения сниматься по наряду. В противном случае им могли на полгода снизить зарплату. После отказа Муратова его немедленно вызвало к себе начальство. Актер позднее так вспоминал об этом: «Сижу я в коридоре и начинаю кумекать: все, полгода зарплаты не будет, что же делать? За эти полчаса я чего-то такое надумал, вхожу в самую главную дирекцию, на меня, естественно, покатили бочку: что это такое, вы тут катаетесь чуть ли не сыром в масле и отказываетесь играть. Начальник еще больше распалился. Мол, эти роли написаны специально под Леонова, Вицина, Крамарова и Мкртчяна.
Портретно под них. Полгода сценарий писали. И никаких проб нет. Он немного смягчился.
Она даже нашла психиатра по рекомендации знакомых. Но, вероятно, уже было слишком поздно — игра глубоко поглотила Раднэра. Елена ушла. Ей было необходимо думать о своем сыне — невозможно было приучить ребенка к азарту, находясь рядом с игроком. Но она все равно беспокоилась за бывшего мужа, не могла просто смотреть, как талантливый артист и добрый человек, которого она когда-то так любила, исчезает.
Источник фото: Фото редакции Вскоре после развода Муратов стал нищим. Он проиграл все, что у него было. Мебель из его квартиры забрали, и он спал на полу, на газетах. Единственное, что осталось у "Василия Алибабаевича", — это книги. Книги были неприкосновенными для него, его с детства учили, что книги — это святое.
Всего снялся в более чем 70 картинах. Самой известной ролью Раднэра Муратова стал Василий Алибабаевич из знаменитой ленты «Джентльмены удачи». Говорят, что на кастинг актер пришел с заявкой на очередную эпизодическую роль. Но режиссер Александр Серый решил попробовать артиста со столь характерной внешностью в качестве одного из главных героев.
И не ошибся. Роль удалась, а на Раднэра обрушилась необычайная популярность. Помимо появления на экране, Муратов активно работал в озвучке. На его счету более 10 работ. Младший брат Раднэра Лир Муратов 1932—2018 — заслуженный тренер Российской Федерации, международный арбитр по шахматам; сам Раднэр Муратов в молодости серьёзно увлекался шахматами, стал кандидатом в мастера. Впоследствии принимал участие в телевизионной учебной шахматной программе гроссмейстера Юрия Авербаха под именем Мурад Ферзиев. Постоянное сотрудничество с ведущими режиссерами страны, а также участие в большинстве популярных фильмов принесли свои плоды — Муратов Раднэр Зинятович получил звание Заслуженного артиста. Произошло это в 1986 году, когда возраст актера приближался к 60 годам. К сожалению, получение столь важной награды стало венцом творческой карьеры Муратова.
После 86 года он почти не появлялся ни на театральных подмостках, ни на экранах страны. Он очень любил лошадей.
В новелле "Преступление и наказание" комедии "Не может быть! А ведь Муратов мог её и не сыграть!
Дело в том, что актёра на роль Василия Алибабаевича искали очень долго. По разным причинам все они отпали. В конце концов внимание создателей картины привлёк Раднэр Муратов. Изначально он должен был воплотить на экране начальника исправительной колонии, где сидели подельники Доцента, но в итоге всё переиграли - и Муратов получил свою звёздную роль.
Раднэр играл и в "серьёзных" фильмах. Например, в военной картине "Щит и меч" У Муратова была популярность и довольно стабильная занятость в кино - он принял участие в создании и дубляже более 100 фильмов! Однако время никого не щадит. Вот что рассказывал о последних годах жизни Муратова артист Анатолий Яббаров, который сыграл в "Джентльменах удачи" бандита Митяя: - Он все время находился в состоянии прострации, не узнавал людей, с которыми проработал не один десяток лет.
Когда к нему обращались, ничего не отвечал, только растерянно улыбался в ответ. И все время говорил: "Я, наверное, скоро умру... Анатолий Яббаров в роли Митяя и в наши дни А всё потому, что у Муратова была болезнь Альцгеймера, которая медленно, но верно стирает у человека память. Из-за этого коварного недуга Раднэр Зиннатович частенько терял дорогу домой.
Последняя роль в кино. Кондуктор в драме "Крейцерова соната" в роли пассажира - Михаил Глузский В конце 2004 года патрульные милиционеры увидели на Преображенской площади столицы худого, пожилого, плохо одетого человека, которого приняли за бомжа. Мужчина сказал им, что не помнит, как его зовут. Узнать в нём советскую кинозвезду блюстители порядка не смогли.
Как результат - Муратова отправили в "психушку". Но уже по дороге туда он перенёс инсульт и впал в кому. Через несколько дней, 10 декабря 2004 года его не стало.
Актер из "Джентльменов удачи" умер в нищете
После расставания Раднэр Муратов женился на актрисе Елене Довлатбековой. фильмография, биография, возраст и другая информация. Полный список фильмов с участием актера. После окончания ВГИКа Раднэр Муратов некоторое время жил в гражданском браке с Изольдой Извицкой.
Раднэр Муратов. Взлет и падение Василия Алибабаевича
Тем не менее восходящая звезда отечественного кинематографа затем увлеклась актёром Эдуардом Бредуном и рассталась с Муратовым. Муратов познакомился, а затем и официально оформил свои отношения с актрисой Театра киноактёра Еленой Довлатбековой. У супругов родился сын Леонид род. Впрочем, семья просуществовала несколько лет. Раднэр Муратов увлекался игрой на скачках, из-за чего распался брак с женой Еленой. На ипподроме в районе Беговой улицы проводил всё свободное время. Жил в аскетических условиях.
Из материальных благ ценил только книги [3].
В браке у них родился сын Леонид. Но вскоре брачный союз распался. Елена Довлатбекова Муратова А причиной развода была одна пагубная привычка Раднэра. Но это был не алкоголь, как чаще всего случается. Раднэр Зинятович был очень азартным игроком. В перерывах на съемках любил сразиться в шахматы. Но главной страстью его стали скачки. Все свободное время он проводил на ипподроме на Беговой.
Туда же уходили все заработанные деньги, а когда денег не хватало, актер начал выносить вещи из квартиры.
Но это был не алкоголь, как чаще всего случается. Раднэр Зинятович был очень азартным игроком. В перерывах на съемках любил сразиться в шахматы. Но главной страстью его стали скачки. Все свободное время он проводил на ипподроме на Беговой. Туда же уходили все заработанные деньги, а когда денег не хватало, актер начал выносить вещи из квартиры. При этом Раднэр был интеллигентным, скромным, даже застенчивым. В конце 80-х закрылся театр киноактера, в кино его тоже больше не приглашали.
Жил он очень бедно.
Младший брат Раднэра, Лир Муратов 1932—2018 — заслуженный тренер Российской Федерации, международный арбитр по шахматам; сам Раднэр Муратов в молодости серьёзно увлекался шахматами, стал кандидатом в мастера. Впоследствии принимал участие в телевизионной учебной шахматной программе гроссмейстера Юрия Авербаха под именем Мурад Ферзиев. После 1987 года в кино не снимался.
Тем не менее восходящая звезда отечественного кинематографа затем увлеклась актёром Эдуардом Бредуном и рассталась с Муратовым. Муратов познакомился, а затем и официально оформил свои отношения с актрисой Театра киноактёра Еленой Довлатбековой. У супругов родился сын Леонид род. Впрочем, семья просуществовала несколько лет.
Раднэр Муратов увлекался игрой на скачках, из-за чего распался брак с женой Еленой.
Раднэр Муратов: последние дни жизни
Фильм о советском пароходе и происках капиталистов стал чуть ли не первым, где в титрах мелькнула фамилия Раднэра. Здесь пока нет отзывов к персоне Раднэр Муратов, хотите написать? Благодаря Раднэру Муратову в фильме появилась масса незабываемых нюансов.
Раднэр Муратов: последние дни жизни
Так что дебютировать в такой постановке даже в крошечной роли было престижно. Все они тут же были приняты в штат Театра киноактера, который пригласил в свою труппу только отличников. Правда, взамен приходилось выставлять на улицу такое же количество актеров, которые считались в числе отстающих. В том году, например, из театра уволили популярную актрису Валентину Телегину. Несмотря на ежегодные перетряски, труппа Театра киноактера была чрезвычайно раздута. В ней состояли более ста киноактеров, большая часть из которых в постановках театра занята не была по причине крайней скудости репертуара. Так что первые несколько лет Муратов почти ничего не играл, а если и выходил на сцену, то исключительно в массовке. Поэтому подтвердить свой диплом с отличием возможности у него не было. Впрочем, как и у остальных его однокурсников, которые тоже перебивались ролями в театральной массовке, да и в кино их тоже почти не снимали. Исключением стала только Роза Макагонова, которая начала сниматься уже через год после окончания ВГИКа и к середине 50-х была уже достаточно известной актрисой из плеяды молодых.
И все же счастье улыбнулось Муратову в 1954 году, когда ему удалось сняться сразу в двух фильмах. И если роль в фильме Бориса Барнета «Ляна» прошла незамеченной для широкого зрителя, то роль скромного и наивного солдата в комедии Анатолия Граника «Максим Перепелица» сделала лицо Муратова узнаваемым. А фраза «Никакой ты не командир», сказанная героем Муратова, стала с тех пор крылатой. Однако комедий в те годы в Советском Союзе снимали мало, поэтому достойного материала актеру не находилось. К тому же мешала его национальность: персонажей с такой внешностью и акцентом в тогдашних фильмах действовало мало, а то и вовсе не было. И Муратову даже приходилось играть иностранцев, как это было в комедии «Хозяйка гостиницы» по пьесе Карло Гольдони. Но это был единственный случай за те годы. А так Муратов чаще всего сидел без работы, поскольку и Театр киноактера решено было закрыть. За всю вторую половину 50-х он снялся всего в пяти эпизодических ролях в таких картинах, как «Поединок», «Звероловы», «Трудное счастье», «Хмурый Вангур», «Хлеб и розы».
Ситуация стала меняться в лучшую сторону в начале 60-х, когда был вновь открыт Театр киноактера. Муратов снова стал играть на его сцене, а в паузах сниматься в кино. Только в одном 1960 году он снялся сразу в трех фильмах. И хотя роли опять были эпизодические, однако гонорары за них стали существенной прибавкой к театральной зарплате актера. Правда, деньги эти у Муратова долго не задерживались. В те годы он уже сильно пристрастился к лошадиным бегам и спускал все деньги на столичном ипподроме. На этой почве даже распалась его семья. Еще в начале 50-х Муратов около трех лет жил с актрисой Изольдой Извицкой, с которой он познакомился во ВГИКе: Муратов уже его закончил, а Извицкая туда только поступила. Они жили вместе не расписываясь, но затем расстались.
Говорят, инициатива исходила от Извицкой, которая увлеклась молодым актером Эдуардом Бредуном и вскоре вышла за него замуж. Не долго ходил в холостяках и Муратов: он женился на своей партнерше по Театру киноактера Елене. Вскоре у них родился сын Леонид. Однако молодая семья просуществовала всего лишь несколько лет. Теперь уже в ее распаде был виноват Муратов. В начале 60-х кто-то из коллег привел его на ипподром, совершенно не подозревая, во что это выльется. А вылилось это в настоящую болезнь. Чуть ли не сутками Муратов стал пропадать на бегах, просаживая там все свои деньги. Причем он оказался чрезвычайно удачливым игроком, но его подводил азарт.
Муратов поименно знал каждого наездника, и ему очень часто удавалось выигрывать крупные суммы. Но он не умел остановиться: тут же ставил эти деньги в следующем забеге и обязательно проигрывал. А однажды он умудрился потерять целых 40 тысяч рублей — астрономическая сумма по тем временам. Выиграв эти деньги, Муратов пригласил всех своих друзей-«беговиков» в ресторан на Ленинградском проспекте, и там его так напоили а Муратов никогда до того не пил спиртного , что на утро он проснулся где-то под забором с измятой трешкой в руках. Это были все деньги, которые остались у него от фантастического выигрыша. Во многом из-за того пристрастия и распалась семья Муратова. С тех пор он больше не женился. Причем преднамеренно: знал, что любая женщина может стать препятствием в его увлечении бегами.
В фильмографии режиссера такие шедевры, как «Астенический синдром», «Три истории», «Настройщик». Портал «Культура. РФ» рассказывает о пяти значимых фильмах режиссера. Утвержденная на эту роль актриса Антонина Дмитриева заболела — и ее заменила Муратова. Он писал об этом жене Людмиле: «А на следующий день это еще пока в Одессе дали мне почитать еще один сценарий, режиссер женщина. Кира Муратова, хороший режиссер, хороший сценарий, хорошая роль, главная и опять в бороде фотография оттуда , сделали кинопробу, дали за нее денег. Посмотрели: хорошо я сыграл, хорошо выглядел, хорошо говорили ударение следует делать на слове хорошо ». Первый фильм Киры Муратовой вышел на экраны в июле 1967 года. Правда, его показывали только в киноклубах и небольших кинозалах, а потом и вовсе убрали на полку.
Надо сказать, что Муратов изначально пробовался лишь на эпизод в этой ленте. Но, получив крошечную роль, вдруг неожиданно для всех отказался от участия в картине. Когда режиссер Александр Серый спросил, в чем дело, Муратов сказал, что на самом деле он хочет играть в «Джентльменах» только одного персонажа — Василия Алибабаевича. И Серый, еще раз рассмотрев фактурную внешность татарского актера, решил рискнуть и дать ему одну из главных ролей. И не прогадал. Благодаря Муратову в картине появилась масса незабываемых моментов. Ты туда не ходи, ты сюда ходи, а то снег башка попадёт, совсем мёртвый будешь! Василия Алибабаевича изначально, кстати, должен был играть Фрунзик Мкртчян, но актёр во время съёмок оказался занят». Несмотря на то, что сегодня легендарная комедия режиссера Александра Серого вошла в золотой фильмофонд и пересматривается зрителями десятки раз, в свое время выход «Джентльменов удачи» был под угрозой. К сожалению, ни слава, ни звание заслуженного артиста, к которому так стремился артист, не удержали его от болезненной тяги к азартным играм. Его сын, тоже актер Леонид Муратов, рассказывал, что отец всё свое время проводил на московском ипподроме и все деньги спускал на скачках. Именно из-за этого и распалась семья известного артиста, женившегося на актрисе Театра киноактера Елене Довлатбековой.
Туда же уходили все заработанные деньги, а когда денег не хватало, актер начал выносить вещи из квартиры. При этом Раднэр был интеллигентным, скромным, даже застенчивым. В конце 80-х закрылся театр киноактера, в кино его тоже больше не приглашали. Жил он очень бедно. В его маленькой московской квартирке совсем не было мебели — спал он на снятой с петель двери. Но вместе с тем, гордость не позволяла ему принимать помощь от родных и друзей. В 2000 г. Муратов перенес инсульт. Затем у него стала прогрессировать болезнь Альцгеймера, актер стал терять память.
10 декабря – Раднэр МУРАТОВ
Раднэр Муратов, известный по роли в фильме «Джентльмены удачи», был настоящей звездой Советского Союза. Раднэр Муратов в фильме «Время, вперед!» В конце 50-х годов молодой артист начал сниматься в кино. У Муратова была популярность и довольно стабильная занятость в кино — он принял участие в создании и дубляже более 100 фильмов (!).
Татарское Дворянское Собрание Санкт-Петербурга
Раднэр Муратов — коренной ленинградец, родившийся 21 октября 1928 года в татарской семье. После окончания ВГИКа Раднэр Муратов некоторое время жил в гражданском браке с Изольдой Извицкой. Советский актер Раднэр Муратов был широко известен благодаря своей роли в комедии «Джентльмены удачи».