Путиловский завод в 19 веке был одним из крупнейших промышленных предприятий России. В середине 19 века под руководством бездарных управленцев завод был практически доведён до банкротства. Николай Путилов приобрел Путиловский завод в 1868 году. Кировский завод (с 1868 до 1922 года — «Путиловский завод») был основан в апреле 1801 года как чугунолитейное предприятие, выполнявшее заказы по производству артиллерийских боеприпасов. Революционер, рабочий Путиловского завода Тимофей Матвеевич Матвеев — дедушка Ю. А. Гагарина, жил на Богомоловской улице в конце XIX века[79].
Бери завод, пошли домой
- Путиловский завод в 19 веке: что выпускалось
- Путиловский завод в начале XX века.
- Продукция путиловского завода в 19 веке - 88 фото
- Что выпускал путиловский завод
- Какую продукцию выпускали крупные фабрики и заводы - id35472831 от рпипппит 18.04.2022 04:45
Кировский - Путиловский завод
Крыловым и Я. Перепелкиным Гершун принял самое активное участие в создании новых приборов и организации производства оптической мастерской. Была сделана попытка наладить производство оптического стекла, которое до этого момента было монополией трех фирм — Цейса в Германии, Ченс в Англии и Пара-Мантуа во Франции. Однако проведенные опыты оказались неудачными, и из-за недостаточного финансирования дело вскоре заглохло. В 1908 году указом императора Николая II за вклад в развитие русского флота заводу ОСЗ вместе с другими заводами морского министерства Ижорским, Балтийским, Адмиралтейским получил право иметь собственный флаг. Флаг Обуховского завода. Музей ОСЗ. В 1908 г. В ночь на 12 апреля 1908 г. Кроме того, временно прекращался выпуск артиллерийских орудий и затворов. В пушечной мастерской пожаром оказались уничтожены все станки и производственное оборудование, поэтому на ее восстановление было истрачено 995 тыс.
Только на закупку новых 150 станков израсходовали 450 тыс. Восстановление бронеобделочной мастерской обошлось в 222 тыс. Понимая важность Обуховского завода в деле выполнения важнейших военных программ, 28 мая 1908 г. Морское министерство обратилось в Государственную думу с просьбой выдать сверхсметный кредит в размере 1 млн 500 тыс. Закон о выделении данной сверхсметного кредита был принят Государственной думой и 1 июля одобрен Государственным советом и императором Николаем II. Одновременно с ликвидацией последствий пожара Правительство выделило дополнительные средства на реконструкцию. В 1909 г. В ходе модернизации в 1910 г. Электро-сталелитейная мастерская. В годы Первой мировой войны завод начал работать с гораздо более высокой интенсивностью, форсированными темпами наращивать производственные мощности и, соответственно, объемы выпуска.
Кроме этого, Обуховский завод изготовил 36 орудий калибром 305 мм для линкоров типа «Императрица Мария». Во время войны завод в большом количестве выпускал и 130-мм орудия для линкоров и крейсеров. Было возобновлено производство 8-дм орудий и сдано флоту 19 пушек. Рабочие и служащие Обуховского завода во время перевозки стального 12-дюймового орудия весом 2470 пудов с завода к железной дороге с помощью тележки, изобретенной поручиком Михайловым Для наращивания выпуска Обуховский завод должен был постоянно расширять свою производственную базу. Отечественная промышленность не могла удовлетворить существующие потребности, поэтому многие станки приходилось закупать за границей. Так, летом 1915 г. Ввиду крайней срочности 28 июля 1915 г. Каргополов с целью ускорения процесса получения станков, крайне необходимых для выполнения важного военного заказа. В сентябре 1915 г. Поездка осуществлялась при посредничестве и поддержке швейцарской фирмы «Инженер К.
Шинц», заключившей с Обуховским заводом договор на оказание посреднических услуг сроком на два года — до сентября 1917 г.
Были основаны крупные промышленные предприятия, такие как Путиловский завод и Русская броневая фабрика. Возникновение таких промышленных гигантов позволило городу значительно увеличить производство товаров и создать новые рабочие места. Изменение экономического ландшафта города произошло в первую мировую войну и революцию 1917 года. В это время сменяется экономическая модель развития. Вопросы промышленности стали приоритетными, появились и стали развиваться стратегические отрасли промышленности — авиационная и машиностроительная.
Сегодня Санкт-Петербург является одним из ведущих промышленных центров России. Город развивается в нескольких отраслях, таких как судостроение, машиностроение, энергетика и другие. Промышленные предприятия города являются важной составляющей экономики страны и ведут активную деятельность на международном уровне. Промышленность в мануфактурных временах Мануфактуры были ранней формой организации производства в Санкт-Петербурге и играли важную роль в развитии промышленности. В этот период основным принципом организации производства был деление труда, главным образом, по ремесленному принципу. Мануфактуры Петербурга занимались производством разнообразной продукции, такой как текстильные изделия, керамика, стекло, мебель и прочее.
Мануфактурное производство в этот период было в основном ручным, с использованием простых инструментов и ограниченной механизации. В мануфактурных цехах трудились обученные мастера и их ученики, выполняя определенные операции по производству товара. Разделение труда позволяло увеличить производительность и снизить стоимость продукции. Однако, в мануфактурных условиях производство было довольно маломасштабным, и они не могли обеспечить потребности быстро растущего населения Петербурга. Вместе с тем, именно мануфактуры положили основу для дальнейшего развития промышленности Санкт-Петербурга. Усовершенствования в производственных методах, внедрение паровых машин, развитие пароваренной промышленности и металлургии, а также строительство железнодорожных путей позволили перейти к новому этапу развития промышленности и созданию промышленных гигантов в городе.
Первые мануфактуры Мануфактуры были первыми промышленными предприятиями в Санкт-Петербурге, построенными во время правления Петра I. Он осознавал необходимость развития промышленности в городе, чтобы обеспечить экономическую независимость России и ускорить процесс модернизации страны. Она занималась производством стекла, которое в то время было одним из самых важных материалов для строительства и изготовления предметов повседневного использования. Важным этапом в развитии мануфактурной промышленности стала постройка в 1721 году Мануфактурного двора на Большой Невке. В этом здании производились различные товары: текстиль, фарфор, кожевенные изделия, ювелирные украшения и другие изделия высокого качества. Мануфактуры были организованы по гильдийскому принципу, в котором мастера объединялись в специализированные цеха и производили товары на продажу.
Процесс производства в мануфактурах был ручным и требовал большого количества рабочей силы. Мануфактуры стали основой для дальнейшего развития промышленности в Санкт-Петербурге. Они позволили создать не только рабочие места и увеличить экономическую активность города, но и повысить уровень жизни его жителей благодаря производству качественных товаров. Развитие текстильной промышленности Текстильная промышленность сыграла значительную роль в истории развития промышленности Санкт-Петербурга. Она стала одной из ведущих отраслей экономики города и имела значительное социально-экономическое значение. В начале XIX века в Санкт-Петербурге начали развиваться мануфактуры, которые специализировались на производстве текстильных изделий.
Этот период характеризовался ручным ткачеством и использованием простых станков. Благодаря высокому спросу на текстильные изделия, промышленность быстро развивалась. В середине XIX века с развитием технологий и внедрением механических станков, текстильные предприятия стали все более производительными. Массовое производство привело к снижению цен на текстильные изделия и увеличению доступности для населения. Одним из крупнейших текстильных предприятий в Санкт-Петербурге было Красная ткацкая мануфактура, основанная в 1798 году. Это предприятие производило широкий ассортимент текстильных изделий, включая ткани, одежду, постельное белье и другие товары.
Жалел ли он об этом? В конце жизни он сказал откровенно: «Я — человек труда: все, что имею, приобретено трудом… Все, что осталось, затрачивал в заводы, которым посвящена безрассудно вся жизнь моя, все помыслы мои…». Путилов все средства вкладывал в развитие новых проектов, деньги всегда были в обороте. Он не строил себе дворцов, не скупал бриллианты или недвижимость за границей… И, между прочим, оказался счастлив в личной жизни. Хотя и не сразу. Со своей будущей женой, Екатериной Ивановной, он познакомился еще в Кременчуге. Но тогда она была супругой его начальника, полковника Николая Печникова, имела двоих детей. О разводе тогда было нечего и думать, тем более что Путилову, в ту пору еще небогатому отставному чиновнику, не на что было бы содержать семью.
Он безропотно ждал одиннадцать лет. Только в 1857 году, спустя год после смерти мужа, Екатерина Ивановна приняла предложение Путилова. С того времени они никогда не разлучались… Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине. Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Действительный статский советник. По оценкам современников - знаменитый металлург, имя которого стоит в одном ряду с владельцами крупнейших мировых металлургических предприятий, «замечательнейший деятель русской промышленности». Википедия «Путиловский завод» был основан в апреле 1801 года как чугунолитейное предприятие, выполнявшее заказы по производству артиллерийских боеприпасов. С 1812 года завод начал развивать машиностроительное направление, приступив к изготовлению паровых машин. Одновременно было освоено художественно-литейное производство, завод участвовал в создании архитектурных ансамблей и монументально-скульптурных памятников Петербурга и пригородов. В ноябре 1824 года Санкт-Петербургский литейный завод был практически разрушен в результате наводнения. Четыре последующих десятилетия стали для предприятия периодом борьбы за выживание. Интересная история о Николае Путилове: Весной 1854 года в нескольких верстах от столицы, перед фортами Кронштадта, крейсирует британский флот.
Только что пришлось затопить Черноморский флот у входа в Севастопольскую бухту. Балтийский флот неприятель загнал в Маркизову лужу. Возникла реальная угроза захвата союзниками не только Кронштадта, но и столицы Российской империи. Необходимо было как-то организовать оборону.
От «Волхова» до «Урагана». История Путиловской верфи и ее кораблей
Путиловский завод был основан в XIX веке в Санкт-Петербурге и стал одним из ведущих промышленных предприятий Российской империи. Путиловский завод 19-20 века. Что выпускал путиловский завод в 19 веке. Путиловский завод в Петербурге до 1917. Какую продукцию выпускал Путиловский завод в 19 веке. Ответил 1 человек на вопрос: Что выпускали Путиловский завод и Трёхгорная мануфактура в XIX веке? В 19 веке Путиловский завод стал одним из ведущих промышленных предприятий России.
Основание и развитие завода в XIX веке
- Локация пользователя
- П.Н Столпянский — заводы Петербурга в 19 веке
- Завод в начале своей работы
- Какую продукцию выпускали выпускал Путиловский завод в XIX веке?
Что выпускает Путиловский завод в наши дни?
К началу XX века Путиловский завод стал безоговорочным лидером среди отечественных металлургических и. Путиловского началась в XVIII столетии. Путиловский завод был основан в XIX веке в Санкт-Петербурге и стал одним из ведущих промышленных предприятий Российской империи. В 1900 году Путиловский завод занял первое место по выпуску среди российских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии. Путиловский завод был основан в апреле 1801 года как чугунолитейное предприятие, выполнявшее заказы по производству артиллерийских боеприпасов. В этот период завод выпускал различные изделия по казенным военным заказам, металлические элементы многих архитектурных ансамблей.
СПРАВКА - Кировский завод в Санкт-Петербурге
Мы решили вспомнить самые знаковые модели техники, выпущенные «Кировским заводом» в 20-м веке. какую продукцию выпускал Путиловский завод в XIX веке? Кроме того, Путиловский завод производит локомотивы различной грузоподъемности и назначения, от внутризаводской железной дороги до главных железнодорожных магистралей. В 1900 году Путиловский завод занял первое место по объёму производства среди российских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии.
Два века Путиловского завода
Мюргедом, сначала собирал импортные машины и станки, затем наладил собственное производство паровых машин, подъемных кранов, резальных прессов, металлообрабатывающих станков. В 1914-17 выпускал боеприпасы, осенью и зимой 1941 завод выпускал снаряды. В послевоенные годы налажен выпуск металлорежущих станков собственных конструкций горизонтально-расточных, координатно-расточных, копировально-фрезерных, типа «обрабатывающий центр» и др. В 1962 на базе завода создано Станкостроительное объединение. В 2003 г. В 2005 г. К апрелю 1706 года было спущено на воду первое судно. Всего в петровское время на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер. За время существования верфи в Адмиралтействе на ней было построено 256 крупных кораблей.
В советское время на верфи осуществлялось множество оборонных проектов, в том числе выпуск атомных подводных лодок. Сейчас главное направление Адмиралтейских верфей — проектирование, производство и модернизация судов гражданского и военного назначения различных типов. В конце 2009 года был подписан российско-вьетнамский контракт на поставку Вьетнаму шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка», их строительство будет вестись на «Адмиралтейских верфях». В настоящее время завод строит подводные лодки и целую серию танкеров и научно-экспедиционных судов. Завод Карра и Макферсона - Балтийский завод Со дня своего основания 26 мая 1856 года Балтийский завод первым осваивал новые проекты судов и кораблей, которые в дальнейшем строили и другие предприятия отрасли. Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей крейсера типа «Победа», броненосцы. Подводные лодки типа «Барс», «Морж» ничем не уступали лучшим зарубежным образцам. Из отдела подводного плавания Балтийского завода возникло в впоследствии знаменитое ЦКБ «Рубин» 1938 год.
В начале ХХ века на Балтийском заводе построили линейные корабли «Петропавловск» «Марат» и «Севастополь» «Парижская коммуна» - первые российские дредноуты. Важным этапом в развитии предприятия в 60-е годы стало строительство серийных танкеров типа «Пекин» водоизмещение 40 тыс. За период с 1974 по 1992 годы на Балтийском заводе была построена серия атомных ледоколов второго поколения. Головной корабль носил имя «Арктика», который в 1974 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса. В 80-е годы прошлого столетия предприятие освоило строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан» : «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов». Последний корабль этой серии «Петр Великий», построенный на заводе в 1998 году, по составу оборудования и вооружения до сих пор не имеет аналогов в мировом флоте. В апреле 2004 года Балтийский завод завершил выполнение крупнейшего международного заказа в области надводного кораблестроения - строительство серии фрегатов для Военно-морских сил Индии. Эти суда стали первыми дизель-электрическими ледоколами, построенными в России за последние 30 лет.
Всего за 150-летнюю историю предприятия здесь построено более 500 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов. В 2009 году завод приступил к стапельной сборке плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» для первой в мире плавучей атомной электростанции. Этот проект, как и многая другая продукция Балтийского завода, не имеет аналогов в мире. Но такое может быть только в России: успешно действующий Балтийский завод — на грани исчезновения. Банкротство бывшего машиностроительного гиганта СССР предопределено, он может быть закрыт или перепрофилирован, - так считают не только эксперты, но и сотрудники БЗ, которым давно не выплачивают зарплату. Дело в том, что Балтийский завод и Северная верфь входят в ОПК — промышленную группу, подконтрольную частному лицу - экс-сенатору от Тувы Сергею Пугачеву. В 2010 году один из столпов группы — Межпромбанк — не смог выполнить обязательства перед клиентами и лишился лицензии. Вопрос пока висит в воздухе.
Очень узкий круг заинтересован в банкротстве Балтийского завода. Это те, кто хотел бы его снести и использовать его территорию под застройку. Сейчас цена земли на Васильевском острове под Балтийским заводом раз в шесть превышает стоимость его основных фондов. Хотят построить там элитное жильё. В противовес им существуют интересы государственной обороны, промышленной политики не только нашего города, но и Российской Федерации. Большинство сил направлено на то, чтобы сохранить завод. Вопрос - как сохранить? Формально, юридически БЗ пока еще принадлежит Пугачеву.
А Пугачев то ли в Монако, то ли в Париже. Этот вопрос был задан Путину на совещании в Череповце, и он сказал, «мы не дадим обанкротить Балтийский завод» Северная верфь» «Путиловская верфь», в советские годы — завод имени А. Жданова За многолетнюю историю на заводе было построено около 400 кораблей и судов различного назначения. Среди них около 170 кораблей для ВМФ России и СССР, оснащённых самыми современными для своего времени системами вооружения, в том числе: газотурбинные сторожевые корабли противолодочной обороны; большие противолодочные корабли; эсминцы. Основная номенклатура продукции завода включает боевые надводные корабли и коммерческие суда различного назначения. Верфь обладает большим опытом строительства крейсеров, эскадренных миноносцев, тральщиков, противолодочных и сторожевых кораблей. Со стапелей завода сошли научно-исследовательские и пассажирские суда, лесовозы, траулеры, контейнеровозы и ролкеры. Верфь располагает уникальным на Северо-западе России крытым отапливаемым эллингом с четырьмя построечными местами стапелями , длиной 165 и шириной 19,2 м каждое, где можно вести строительство независимо от погодных условий, и спускоподъёмным комплексом в составе плавучего дока грузоподъёмностью 10 000 т и трансбордера, позволяющим спустить судно с любого стапеля.
В 2011г. Энергомашиностроение Ленинградский Металлический завод Ленинградский Металлический завод" был основан в 1857 году, производство паровых турбин началось в 1907 году, гидравлических — в 1924, газовых — в 1956. К настоящему моменту на ЛМЗ изготовлено более 2700 паровых и свыше 780 гидравлических турбин. С 2000 года предприятие входит в состав ОАО "Силовые машины". В 1930 году при заводе был создан первый в стране ВТУЗ первый выпуск в 1932 году , ныне Санкт-Петербургский институт машиностроения. Сегодня ЛМЗ — крупнейшее в России энергомашиностроительное предприятие, входящее в состав ОАО "Силовые машины", и осуществляющее проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых и гидравлических турбин различной мощности. Завод динамомашин фирмы «Сименс-Шуккерт — Завод Электросила Завод был основан в 1898 году на базе электротехнической фабрики, созданной в 1853 году отделением берлинского завода «Сименс-Шуккерт». В советский период истории предприятие выпускало генераторы для электростанций, а также оборудование для Волховской, Днепровской и Рыбинской ГЭС.
Товарный знак "Электросилы" был известен во всём мире. Продукция завода приобретается металлургическими и горно-обогатительными комбинатами, судостроительными предприятиями, а также производителями железнодорожного транспорта. Завод тоже ужимается. Весной 2012 года в рамках проекта редевелопмента территории началась расчистка территории площадью 7 га, расположенной между главным зданием «Электросилы» Московский пр. По планам, здесь должны появиться жилые дома, коммерческие и торговые площади. Таким образом, Невский завод стал пионером современного военного судостроения в России. Впервые в России на территории Невского завода были сооружены два крытых металлических эллинга, в которых можно было строить сразу по 2 больших судна или 15-ти небольших судов. Всего до Октябрьской революции здесь было выпущено более 4000 паровозов и 174 судна различного назначения.
В 20-х годах ХХ столетия завод активно включается в реализацию плана ГОЭЛРО и меняет свой профиль на энергомашиностроительный, а в 30-х, во время индустриализации, становится производителем первой в России центробежной турбомашины для подачи воздуха в доменную печь. До 1941 года Невским заводом было выпущено около 100 машин 19 типов. В 1952 году построена первая в Советском Союзе газовая турбина, а с 1958 начато производство газовых турбин и газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов. Это определило основной профиль деятельности завода до настоящего времени. Современная продукция экспортируется почти в 30 стран. Завод реконструирован, оснащён высокопроизводительным оборудованием. Как стало известно из публикаций "ДП", более 30 га территории Невского завода будет отдано под общественно-деловую и жилую застройку. Уже разработана предварительная концепция редевелопмента.
Невский завод исторически занимал одну из самых больших территорий в квартале, располагаясь более чем на 60 га земли от Невы до ул. Завод «Я. Айваз» - Объединение Светлана 1911 г. Организовано акционерное общество «Я. Айваз» «…для производства разного рода машин и технических изделий». АО «Я. Айваз» приобрело патент немецкого инженера Вебера на изготовление электрических ламп накаливания с прочной вольфрамовой нитью и начало строительство нового корпуса для их выпуска. На заводе акционерного общества «Я.
Айваз» выпущена первая электрическая лампочка. На лампе отмаркирован товарный знак «Светлана». К началу первой мировой войны завод «Я.
КВЕ завод Воскресенск. Ликероводочный завод Петрозаводск. Ликеро водочный завод Петровский в Карелии. Хабаровский ликероводочный завод. Тверской вагонзавод в 1898 году. Вагоноремонтный завод Тверь. Калининский вагоностроительный завод. Первый вагоностроительный завод в Твери. Петровск-Забайкальский металлургический завод. Город Петровск Забайкальский завод. Петровский металлургический завод Забайкальский край. Петровский завод в Забайкалье. Чусовской завод 19 век. Чусовской металлургический завод в 20 годы. Пермский медеплавильный завод. Чусовой город завод. Завод пластик Узловая. АО пластик г Узловая Тульской области. Завод АДС Узловая. ОАО «пластик» Тульская область, г. Фабрика альфонса Ралле. Фабрика Ралле в Москве. Фабрика Ралле Свобода. Альфонс Антонович Ралле. Промышленность в 30 годы СССР. Красный октябрь. Сборочный цех фабрики. Станкоконструкция завод Москва. Кабинетский лесопильный завод 1895 г. Лесопильный завод 19 век. Архангельск лесопильный завод 19 век. СССР 1930 лесопильный завод. Московский газовый завод 19 век. Газовый завод в Москве в 19 веке. Московский газовый завод 1865-2002. Промышленная революция 19. Промышленная революция 19 века в России. Промышленная революция в России в 19 веке. Индустриальная революция 19 века России. Газовый завод в Москве 19 век. Заводы Москвы 20 век. Московский газовый завод старое здание Москва. Конвейер Форда 1913. Завод Генри Форда. Генри Форд конвейерное производство. Рот-фронт кондитерская фабрика в СССР. Фабрика красный октябрь в годы ВОВ. Кондитерская фабрика рот фронт история. ФЗО 1940. Школы ФЗО 1941. Константин Симонов в ФЗУ. Токарь на заводе 1941. Токарь СССР. Известные токари. Брянский сталелитейный завод. Мартеновская печь 1870. Моторный завод в годы войны Ярославль. Ярославский автомобильный завод 1933 год. Уральский дизель-моторный завод 1941. Ярославский моторный завод 1916. Военные заводы Германии во второй мировой. Военный завод Японии второй мировой. Заводы Германии после второй мировой войны. Промышленность СССР. Путиловский завод 1801. Кировский завод Путиловский.
Какие-либо признаки стремления навсегда убрать старое правление, таким образом, в существующем реально источнике отсутствуют. Грант же, кроме фантастического "приказа", якобы отданного начальником ГАУ Крылову, никаких свидетельств пристрастной "враждебности" Маниковского специально к Путиловскому правлению не приводит. Ничто не может освободить автора, пишущего о Путиловском заводе, от необходимости анализировать законы от 12 января и 22 октября 1916 г. Грант одной из задач своего труда ставил сравнительно- историческое рассмотрение условий существования бизнеса в России и передовых капиталистических странах. Вот где, казалось бы, поле для решающих сравнений. Можно ли отделаться лишь упоминанием о том, что и в других странах - Австро-Венгрии, Германии, Франции - правительство в определенных случаях изымало частные предприятия из управления владельцев и ставило своих управляющих с. Вопроса о том, как в подобных случаях обеспечивались интересы собственников, Грант не касается, хотя в нем-то и заключается суть предмета. Самой крайней мерой, угрожавшей собственникам в этих странах, являлась экспроприация, реквизиция- принудительное отчуждение у них имущества с возмещением хозяевам его стоимости, определяемой либо по соглашению, либо судебным путем особо решались дела с подданными враждебных держав. Формально дело сводилось к временному отстранению владельцев от управления, причем предприятие оставалось в их собственности, так что повода для требования о возмещении стоимости не создавалось. Зато и убытки, которые они могли обнаружить в своем хозяйстве, возвратившись к управлению, им надлежало принимать примерно как кару всевышнего за алчность и непослушание властям, путь же в суд перекрывали упомянутые законы. Получив назад свое предприятие после секвестра, владельцы могли, например, обнаружить, что за время секвестра новой администрацией уволены особенно ценимые выборным правлением доверенные коммерческие агенты, а вместо них приняты на службу специалисты, состоявшие или состоящие по какому-либо ведомству и зарекомендовавшие себя умением отстаивать денежные интересы государства. Могло также оказаться, что выгодные долгосрочные контракты, положенные владельцами завода в основу деловой стратегии, уже расторгнуты, причем от их же имени, и какие бы из этого ни вытекали бедственные для предприятия последствия, ответственность уже лежит на них, собственниках предприятия. Точно так же от их имени кто-то, управлявший предприятием за время секвестра это могло быть даже совершенно постороннее частное лицо, угодное ведомству , заключил новые договоры, настолько невыгодные, что само правление никогда бы на это не пошло; но теперь обязано их выполнять. В числе этих договоров могли быть, например, заказы различных ведомств, предоставленные предприятию на исключительно выгодных для казны условиях, таких, каких она не могла бы себе обеспечить в переговорах с любым другим предприятием. Как обобщал эту перспективу юрисконсульт Военного министерства, анализировавший закон 12 января 1916г. Лицо, поставленное ведомством, управляет "не только игнорируя" интересы хозяина, но "сплошь да рядом как раз обратно его желаниям и воле", считаясь только с директивами ведомства. И если казенные интересы требуют "чего-либо, что находилось бы в явном и резком противоречии с интересами собственника, то эти представители, не колеблясь, должны принять меру, как бы убыточна и вредна она для собственника ни была". Гранту все это может представляться ненужным и нехарактерным. С его точки зрения, лишь при поверхностном взгляде может казаться, "что самодержавие в своих интересах манипулировало правом собственности и другими правовыми гарантиями, необходимыми для предсказуемости и долгосрочных инвестиций" с. Наоборот, при глубоком взгляде ясно, что интересы акционеров при секвестре "были вполне обеспечены"; в России, где право частной собственности имело мало сторонников, гарантом его являлось самодержавное государство, которое не уважало и попирало все прочие права 42. В российском законодательстве до 1916г. Изготовленный же в ведомстве Кривошеина за полгода закон 12 января 1916 г. Шедевр казуистики, он вызвал понятное ликование юрисконсульта военного ведомства по поводу торжества казенного интереса над зарвавшимся купечеством. Установленные новым законом условия взаимоотношений государства с бизнесом не идут в сравнение с порядками ни реквизиции, ни вообще любой откровенно объявленной экспроприации- даже конфискации, когда собственник теряет все же только само имущество, переходящее к казне. Практика оказалась еще богаче новых юридических норм. Ссылаясь на полученное по закону 12 января право представлять интересы акционеров, выборное правление сразу после секвестра, 9 марта 1916г. Несмотря на многократные напоминания, согласие было получено только год с лишним спустя - уже при Временном правительстве 43 , а до того комиссия, стр. Военный юрисконсульт разглядел в новом законе целую программу ломки отношений собственности - такую, что она встревожила даже министра торговли и промышленности В. Шаховского, вовсе не склонного потакать заводчикам. Замечалось превращение секвестра "в чрезвычайно сильное и крайне острое орудие промышленной политики государства". Подрывая кредит промышленности, такой секвестр "есть мера для грядущего развития русской промышленности крайне опасная и прямо противоречащая задачам, настоятельно диктуемым современным экономическим и финансовым положением России". Шаховской предлагал "немедленно же приступить к пересмотру закона 12 января 1916г... Пусть историк бизнеса решает, сводилась ли линия, отраженная в новом законе и в практике секвестра , к "мобилизации промышленности" для нужд войны или преследовались более далекие цели. На первый взгляд, стремление Шаховского добиться пересмотра закона 12 января 1916 г. Совет министров принял постановление "Об изменении действующих правил о порядке заведования и управления секвестрованными предприятиями и имуществами". Журнал Совета министров утвержден царем 22 октября 46 открывался признанием того, что опыт применения январского закона показал "некоторые его несовершенства, сводившиеся главным образом к недостаточной обеспеченности прав и интересов владельцев и кредиторов". Заканчивался журнал выражением уверенности, что, "конечно", "наложение секвестра не может клониться к разорению предприятия путем возложения на него обязательств, явно для него убыточных". Тем не менее все изменения закона, направленные на смягчение произвола, не прошли. В частности. Совет министров "в уважение" к соображениям Крылова отклонил пункт, обязывавший назначаемых управляющих составлять опись секвеструемого имущества: эта мера была сочтена "практически трудно выполнимою, а потому и излишнею". Представитель ведомства юстиции потом об этом сожалел, потому что в "таком большом деле", как Путиловский завод, если растащат части оборудования и материалы, то нечем будет доказать, при возврате предприятия владельцам, что исчезнувшие предметы и материалы пропали до наложения секвестра, а не "в то время, когда собственник был устранен от всякого участия в деле". Но и он признавал, что "для указанного завода в настоящее время уже потерян момент для составления описи", теперь она "совершенно не соответствовала бы состоянию завода во время его приемки, бывшей около года тому назад". В ведомстве же финансов считали, что опись имущества собственнику была вовсе ни к чему, "так как он должен доверять правительственному правлению, являющемуся его [собственника] правопреемником" 47. Не удалось изменить ст. Министерство торговли и промышленности попыталось лишить "секвестраторов" права не платить по долгам, сделанным до секвестра, но против этого восстали представители министерств морского, военного и юстиции, опасаясь, что "никаких правительственных субсидий не хватит", чтобы выплатить такие долги. В результате Совет министров нашел, что нельзя допустить "возложение на казну значительных расходов по оплате срочных долговых требований", а потому можно "не платить никаких долгов, образовавшихся до наложения секвестра". Но многое и здесь зависело от обстоятельств: например, если из-за неуплаты предприятие рискует остаться без сырья, "то, конечно, такие стр. Было сведено на нет предложение запретить передачу секвестрованного имущества в аренду третьим лицам. Вообще, что касается "объема прав секвестраторов", то соответствующую статью "Совет министров признал предпочтительным сохранить в действующей ее редакции, в коей указывается, что секвестраторы пользуются по сему управлению всеми правами собственника, за исключением права отчуждения недвижимости или обременения ее залогом или иными вотчинными правами". Добиваясь юридической определенности отношений, Шаховской одновременно сам вел дело к колоссальному расширению применения секвестра. Он уже учредил в своем ведомстве наделенные правом секвестра отраслевые комитеты- по делам хлопчатобумажной, льняной и джутовой, кожевенной промышленности. Подготовлен был и общий законопроект, из текста которого следовало, что отрасли промышленности "и торговли", в отношении которых может потребоваться "применение изъясненных мер", "весьма многочисленны и разнообразны", речь шла не только о предприятиях, снабжавших вооруженные силы, но и об удовлетворявших "существенные нужды населения империи". Законопроект Шаховского "Об упорядочении отдельных отраслей промышленности и торговли" Совет министров утвердил 23 февраля 1916г. Увлеченно обсуждавшие формируемое новое учение о секвестре главы ведомств, подкованные в юридических вопросах, не стремились сопоставлять свои идеи о гарантиях собственности с понятиями законодательств других стран. Ни малейших попыток в этом смысле не сделал и Грант. Некоторые стороны дела, вызывавшие у них спор, свидетельствуют, что сам подход их к "интересам собственников и кредиторов" при секвестре лежал в особой плоскости, имевшей больше всего точек соприкосновения с положениями об опеке дворянских имуществ. Это выяснилось в полемике между министром финансов и юрисконсультом военного ведомства 49 из-за разного понимания задач, возлагаемых на правительственное правление. Помощник военного министра сенатор Н. Гарин недоумевал: "С кем же будет заключать договоры [правительственное] правление Путиловского завода, непосредственно подчиненное начальнику ГАУ? Договор предполагает равноправность договаривающихся сторон. Какая же равноправность между начальником и подчиненным? Ведь в таком случае нет "двух самостоятельных сторон", какие всегда подразумеваются при сделках, даже "отказаться от исполнения заказа... Вот тут-то и обнаружилось, что в финансовом ведомстве лучше знают особенности российского имущественного права. У нас "далеко не всегда лицо, управляющее чьим-либо чужим имуществом, делает это в качестве представителя" того, кто его назначил. Возьмите практику дворянской опеки: назначенного дворянским обществом опекуна "нельзя считать... Поэтому вопрос, "чьи интересы имеются в виду при заключении договора, совершенно безразличен". На взгляд Барка, таким образом, изгоняемые руководители Путиловского общества, поскольку они не уважают интересы государства, которому всецело обязаны своим благоденствием, и, следовательно, не понимают собственный коренной интерес, подобны спятившему помещику и столь же нуждаются в опеке. Неважно, если "бывшее правление предприятия" откажется от ответственности за ход дел при секвестре, ибо "не уполномочено собственниками, то есть акционерами, на ведение дела при условии секвестра". Не уполномочено - и не надо, это даже лучше, правительство само уполномочит, кого следует. Все равно у секвестрованного завода остаются его собственники, "и с этими собственниками, в лице их назначенных управляющих, казна, как и всякое третье лицо, может вступать в договорные отношения". Понимая практическую суть опасений военного ведомства, Барк разъяснял, как будут заключаться контракты: нет "никакой реальной опасности преувеличения цен... Разумеется, при желании и такую систему управления можно истолковать как воплощение "коммерческих начал", к чему и склоняется Грант, встречая в коварных источниках упоминания о прибылях и дивидендах в секвестрованном Путиловском заводе. Детальный разбор практики секвестра - работа, которую должен бы был проделать автор книги о Путиловском заводе, не держась за схему о достигнутых "предсказуемости" порядков и "правовой благоустроенности, необходимых корпоративному капитализму" с. В основу этой схемы Грант положил актуальную идеологическую легенду о процветании российских предпринимателей, усвоивших законы деловой жизни в условиях свободной конкуренции и умевших выработать и провести удачную "стратегию". Признавая существование различий между политико-правовыми структурами царской России и на Западе, Грант, однако, нащупывает определенную историческую закономерность: все-таки воздействие "рыночных реалий", придававшее поведению Путиловского общества "сходство с западными компаниями", оказывалось более мощным, чем противоположное воздействие самодержавия с. Самодержавию тоже ничего не оставалось, как отступать под натиском этих реалий- "объективных процессов капиталистической эволюции", сказал бы советский историк, - делая шаги по "пути превращения в буржуазную монархию" 52. Похоже, Грант рассматривает свою книгу как историческое руководство для туземных практиков. Как будто куда-то туда, в Пенсильванию либо Флориду, переместился некий "отдел науки", озабоченный ныне продвижением идеи о глубоких исторических предпосылках построения в России развитого буржуазного общества. Примечания 1. Big Business in Russia. University of Pittsburgh Press. Pittsburgh Pa. Далее страницы этой книги указываются в тексте. Объективные предпосылки Великой Октябрьской социалистической революции. Всеподданнейший отчет государственного контролера за 1884 год. Английские рельсы можно было получить по 75 коп. История народного хозяйства СССР. Путиловец в трех революциях. Государственный банк и экономическая политика царского правительства. Экономическое развитие Путиловского завода. Видлицкий доменный завод. Материалы по истории СССР. Особый журнал Совета министров ОЖСМ , 14 октября и 29 декабря 1911 года; Российский государственный исторический архив, ф. Докладная записка Продпаровоза и Продвагона, 1. Против некритического и произвольного использования архивных документов. Там же, д. Завод Нобеля, впрочем, получил отступное: "Механическая работа подъемных и поворотных механизмов к лафетам Путиловского завода будет выполняться заводом Нобеля", - указывал артиллерийский приемщик. Там же, ф.
Местом рождения Николая Ивановича разные исследователи называли деревню Ерюхино, город Боровичи и даже деревни Кириши и Путилово. Чтобы выяснить истину, пришлось обратиться к документам Российского государственного архива древних актов — планам дач генерального и специального межевания Боровичского уезда Новгородской губернии. Об отце Николая Путилова исследователи и журналисты сообщали, что он офицер, герой Отечественной войны 1812 года, израненный в боях, который вскоре после рождения сына Николая умер. Скорее всего, эта версия была придумана в советское время, чтобы скрыть происхождение Путилова. В документах департамента герольдии, хранящихся в Российском государственном историческом архиве, удалось обнаружить родословную и даже формулярный список, на основе которого получилось воссоздать биографию отца промышленника. Титулярный советник Иван Никифорович Путилов служил помощником полицмейстера водной полиции по Мстинской части Вышневолоцкого отделения. Семья не жила постоянно на одном месте, переезжала в зависимости от места его работы. Иван Никифорович не был героем войны 1812 года. Его не взяли в армию по состоянию здоровья, в 1812 — 1813 годах он исполнял обязанности заседателя Боровичского уездного суда и замещал земского исправника — начальника полицейской части уезда… Учебе Николая Путилова в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе в работах исследователей была посвящена только одна строчка. Недостающие данные удалось найти в Российском государственном военно-историческом архиве РГВИА и в рукописных воспоминаниях воспитанников корпуса. В Российском государственном архиве Военно-морского флота есть прошение отца Ивана Никифоровича о зачислении сына в Морской корпус. Что касается работы Путилова в Корпусе инженеров военных поселений: исследователям было известно лишь то, что он по состоянию здоровья перевелся в это ведомство из Морского кадетского корпуса и отправился служить на юг в более теплый климат. Получилась целая глава о работе в Кременчуге… Следом — служба в Морском министерстве. Как раз тогда, во время Крымской войны, Путилов и проявил свой организаторский талант. Весной 1854 года англо-французская эскадра блокировала Петербург с моря, готовилась к высадке десанта. Она состояла из паровых канонерок и десантных ботов, которым не могли противостоять парусно-гребные канонерки русского флота.
СПРАВКА - Кировский завод в Санкт-Петербурге
В апреле 2016 года исполняется 215 лет Кировскому заводу в Санкт-Петербурге, или бывшему Путиловскому с 1868 по 1922 год , «Красному путиловцу» с 1922 по 1934 год , как он назывался прежде. Основой казённого предприятия явился Кронштадский чугунолитейный завод, переведённый в Санкт-Петербург. Какие заводы есть в Санкт Петербурге? ОАО «Механический завод».
Он требовал дать рабочим «урок», «иначе пойдет такая эпидемия забастовок, с какой уже не справиться никакими силами»43. Взвесив ситуацию, военные и гражданские власти Петрограда пришли к мнению, что без локаута, чистки, арестов и террора сладить с рабочими не удастся, и 23 февраля с разрешения Совета министров45 завод был остановлен. Докладчик, «бравый морской офицер, специалист по кораблестроению, весьма искусный и знающий» А. Крылов , по свидетельству Милюкова, начал с того, что заявил: «Относительно качки корабля я могу рассчитать все в подробностях, а рабочим вопросом я никогда не занимался», «однако же, позвольте мне высказать свое мнение»46. Изложив последовательность событий, Крылов оправдывал действия заводской администрации и своего друга Меллера : «Правление не нашло возможным пойти навстречу рабочим, на том основании, что ряд состоявшихся с августа 1915 г. Гвоздева на заседании Комитета 3 декабря 1915 г. Гвоздев, по словам Крылова, считал обязанностью рабочей группы «отстаивать интересы рабочих классов против правящих кругов и капитализма», давая рабочим возможность использовать военно-промышленные комитеты для «правильной организации своих сил», и ставил целью созыв Всероссийского рабочего съезда.
В целом, подытожил Крылов, «отношение рабочих к войне отрицательное: настоящая война есть борьба правящих классов и противоречит интересам рабочих безотносительно к их национальности, так как интересы эти во всех странах — одинаковы»47. Взяв после него слово, Милюков опровергал утверждение докладчика, что стачка имеет революционную «подкладку» подстроена рабочей группой ЦВПК , и, оправдывая меньшевиков-оборонцев рабочей группы, доказывал, что социал-демократическое течение «отнюдь не выражает собою общего настроения рабочих. Даже крайние представители названного течения учитывают исключительность переживаемого времени и не чужды патриотическому чувству», а забастовка вызвана «патриотическими» настроениями рабочих, их «недоверием к администрации завода, подозреваемой в германских симпатиях»48. Умеренные настроения в рабочей среде могли бы окрепнуть и «создать опору для правительственных начинаний». Доклад начальника ГАУ генерала А. А, Маниковского помощнику военного министра генералу А. Лукомскому с требованием репрессий против бастующих путиловских рабочих. Помета Лукомского «Военному министру доложено. На закрытом заседании Думы, посвященном этому событию, он разъяснял реакционному большинству суть дела, призывая отличать социал-шовинистов от настоящих революционеров: «Это, гг. Без гвоздевцев рабочие — пыль; из них вы «веревки не совьёте».
Вот там, указывал Милюков, истинная опасность49. Кадетский лидер науськивал черную сотню на большевиков. В речи на заседании Особого совещания по обороне Милюков, в противоположность Крылову, указывал на корень зла: дело не только в примитивности полицейского подхода к рабочему движению, но и в чрезвычайной жадности хозяев предприятия. Если общая сумма прибавок составит несколько миллионов рублей, то несомненно также, что прибыли завода значительно увеличились за последнее время; благодаря этим прибылям многие лица из состава высшей администрации могли получать чрезвычайно крупные прибавки, которые, становясь известными рабочим, поселяют в них естественное раздражение». Его поддержал Н. Савич: «Раздражение рабочих в значительной степени питается теми чрезмерными окладами, какими пользуется ныне высшая администрация завода, причем именно секвестр является единственным средством устранить этот повод недовольства». Аджемов добавил: «По действующим законам, прибыль, ныне получаемая администрацией завода, сохранится за ней по-прежнему даже и при секвестре его; для того, чтобы лишить администрацию этой прибыли, следует сверх секвестра произвести конфискацию завода казной». Гурко, — то власть должна отыскать тех отдельных лиц, которые стоят во главе социалистических волнений на заводе, и устранить их». Его мысль развил лидер правых Н. Марков: преступления рабочих «должны быть незамедлительно и сурово покараны военным судом.
Что же касается до предупреждения забастовок в будущем, то для этого необходимо секвестровать завод, устранив прежнее правление, пересмотреть и повысить расценки рабочим, объявив им, что впредь все попытки нарушения правильной работы будут строго преследуемы». Гурко выразил сомнение в необходимости повышения расценок, но уж если на это придется пойти, сказал он, то нужно сделать «так, чтобы рабочие не усмотрели» в новых расценках «признака слабости власти». Лукомский напомнил, что в прежнее время секвестр вызывал опасения из-за неизбежной ломки управления. Назначение директоров Особым совещанием не устранило технических непорядков и не воспрепятствовало «появлению рабочих волнений». Переход же завода в полное распоряжение военных властей становился, по заключению Лукомского, «лучшим и единственным решением вопроса, тем более что он прекратит недовольство рабочих чрезмерной наживой акционеров». Перед тем как состоялось голосование, Гурко предложил «спросить членов правления завода от правительства», примут ли они на себя полное управление предприятием «без ущерба для его производительности», но совещание признало это излишним. Гурко удовольствовался личным заверением Кривошеина, что они с делом «справятся». Голосование было почти единогласным50. Таким образом, писал А. Сидоров, «несмотря на финансовую мощь А.
Путилова, ему не удалось отстоять знаменитые Путиловские заводы от государственного вмешательства и назначения правительственных директоров. То же самое было и со многими другими предприятиями»51. Секвеструя и милитаризуя Путиловский завод, правительство, конечно, не имело в виду идти «по пути социализма», как утверждал Путилов. Локаут, объявленный 23 февраля, дополнялся арестами. Активная часть рабочих понесла тяжелые потери. Число арестованных достигло 250, среди них оказались члены заводской большевистской организации, ряд работников Нарвского райкома. Там, прежде чем послать забастовщиков в окопы, их «перевоспитывали». По свидетельству путиловца, побывавшего в одном из таких батальонов, в с. Медведь, унтер-офицеры, в чье распоряжение попали репрессированные рабочие, отличались «особой жестокостью, выслуживаясь всеми способами, только бы не попасть на фронт», и всячески издевались над мобилизованными. Одним из способов воспитания покорности была порка, после которой истязуемого приводили в чувство, обливая водой, и затем сажали под арест52.
После локаута и секвестра Нарвский комитет большевиков обратился к путиловцам с призывом к стойкости: «Это не должно ослабить нашу боевую энергию в предстоящей борьбе с новым эксплуататором — правительством»53. Условия борьбы, однако, осложнились. Каждый военнообязанный а они еще до локаута составляли примерно половину рабочих постоянно чувствовал угрозу разделить судьбу своих товарищей. С фронта, из запасных полков, Кронштадтской крепостной артиллерии на завод прибывали тысячи замуштрованных, запуганных военно-полевыми судами солдат, которыми заменяли призванных в армию рабочих. Согласно распоряжению Маниковского от 1 мая 1916 г. Такой проступок приравнивался к неисполнению приказа ротного командира54. Сначала солдатам разрешалось селиться на частных квартирах, но разместить таким способом всех вблизи предприятия было невозможно, и в июне 1916 г. В управление делами Общества Путиловских заводов вступили А. Крылов, А. Гагарин, Г.
Кривошеин, В. Жандр от Министерства финансов, вместо Мебеса , А. Приселков от Государственного контроля. Директором завода был назначен профессор Артиллерийской академии, бывший сотрудник Особой распорядительной комиссии по артиллерийской части генерал Н. Дроздов, только что закончивший обследование строительства Царицынского орудийного завода. Первое впечатление, врезавшееся в память новому председателю правления, было полное отсутствие оборотных средств, почти полностью исчерпанный текущий счет в банке. Объяснение нехватки средств он видел в том, что «предыдущее правление, заранее ожидавшее секвестра», перекачало имевшиеся у завода средства в финансировавший Общество Русско-Азиатский банк Крылов по старой памяти назвал его Северным банком , так что, приняв дела, новые люди вдруг обнаружили, что «денежки-то тю-тю»55. По сохранившимся документам, обстоятельства рисуются в несколько ином виде. Отсутствие кредита в Русско-Азиатском банке не должно было удивить руководителей предприятия: к тому времени прошло уже четыре месяца с тех пор, как этот банк отказал Обществу в кредите не имея разрешения Министерства финансов превысить максимально допустимую по закону сумму , и правление, контролируемое инспекторами, включая Крылова, черпало средства лишь из казенных ссуд. Исчезновение собственных оборотных средств предприятия объяснялось тем, что их приходилось тратить не по назначению — на расширение производства.
Таким образом, текущий счет в Русско-Азиатском банке не мог послужить для перекачивания средств в этот банк. Тем временем искоренением крамолы на предприятии занялась уже и контрразведка, а не только сыскная и охранная полиция. Контрразведывательное отделение в штабе Петроградского военного округа имело «заводское делопроизводство», которое обзавелось собственной агентурой. Достаточно было ложного доноса провокатора, продававшего свои услуги контрразведке за 60 коп. Февральские события 1916 г. Агентов поощряли за доставление нужных данных, и сами они широко практиковали вымогательство. С марта по май продолжались попытки контрразведки убрать с завода начальника пушечной мастерской Б. Федорова, который во время февральской стачки назвал рабочим восьмерых доносчиков их тут же вывезли с территории завода на тачках 57. Контрразведка обвиняла Федорова в том, что он «охотно принимает вновь на работу лиц, уволенных с завода за подстрекательство к забастовкам». Ознакомившись с докладом контрразведки, начальник ГАУ усмотрел в попытках устранить Федорова происки владельцев завода, которые поставили целью любыми средствами «доказать, что секвестр Путиловского завода — мера...
Равноценного Федорову специалиста не найти, писал Маниковский военному министру, и если его убрать, то выпуск пушек сразу сократится. В «благонадежности» Федорова Маниковский обещал разобраться сам: «Ведь теперь я, а никто другой, полный хозяин и ответчик за Путиловский завод... Никто не должен вмешиваться в мои дела... Такое положение недопустимо и должно быть немедленно прекращено». Резкая реакция Маниковского на вторжения со стороны в дела Путиловского завода становится особенно понятной, если иметь в виду проблемы, возникшие как раз в это время при перестройке управления заводом. После этого в письме Маниковскому Крылов разъяснил действительную причину своего ухода. Эти пререкания доводят до исступления, так что в конце теряешь не только выдержку и самообладание, а даже приличие», вплоть до нецензурной брани. Но «такое управление может быть установлено лишь после перехода заводов в собственность казны». Маниковский получил письмо Крылова 20 апреля и в этот же день на заседании. Как гласит журнал заседания, «исходя из основных начал казенного управления заводом, предоставляющих владеющему им ведомству право полного распоряжения заводом, Совещание не встретило возражений против указанного порядка»61.
Одновременно приходилось сдерживать натиск и с другой стороны. Еще не успело Особое совещание разослать нотариусам запрещения на секвестрованное имущество Путиловского общества, как помощник военного министра получил заявление датировано 2 марта 1916 г. Это предложение не вызвало интереса. Кузнецова и Ко просто смешны, — доложил 5 марта военному министру Маниковский. Ясно, что эти гг. Их предложение, «как не сериозное, внимания не заслуживает»62. Приступившие к управлению заводом чиновники начали перестраивать его взаимоотношения с казной и частными контрагентами. Все важнейшие вопросы, касавшиеся деятельности Путиловского завода, обсуждались, как и раньше, в междуведомственных совещаниях, а решало их правительство. Специальное междуведомственное совещание изучало финансовое положение предприятия. Оно установило, что стоимость заводского имущества еще обеспечивает долг Путиловского общества казне, но о дальнейшей его кредитоспособности и даже жизнеспособности судить трудно.
На взгляд же Министерства финансов, тревожиться за устойчивость Путиловского общества не следовало: «Пусть в финансовом положении Общества имеются те или другие неправильности, пусть даже они грозят несостоятельностью Общества, — если они не отражаются на деятельности заводов, они должны быть сейчас безразличны» действительно, несостоятельность даже облегчила бы для казны операцию выкупа. В соответствии с законом от 12 января 1916 г. Шуваев утвердил представленный Маниковским список 40 расторгаемых контрактов64. Перечень открывался соглашениями 1912-1914 гг. Эти контракты, докладывал Маниковский, «направлены к парализованию конкуренции между заводами во вред казенному железнодорожному хозяйству» и поэтому правительственное правление «не считает возможным соблюдать» их65. О результате предпринятого шага можно судить по тому, что производство паровозов на связанном с Путиловским обществом Невском заводе, которое в 1915 г. Русско-Азиатский банк тоже «пострадал» при пересмотре договоров. После секвестра нужда в кредите от этого банка, а равно и в банковской гарантии, «отпадает», доложил председатель правления Крылов, поэтому завод прекращает платить банку проценты и комиссионные, «составляющие ныне лишний расход», и впредь казна будет расплачиваться с заводом без посредников67. Жестокий урон понес французский концерн. Порвалось звено, на котором держалась цепь соглашений Гранатного комитета68, уничтожались выгоднейшие контракты о поставке частей снарядов69 и о техническом содействии Путиловскому заводу.
Конечно, фирма не была поставлена в какое-то особенно невыгодное положение. Разрушив Гранатный комитет, ГАУ намеревалось лишь избавиться от «уплаты бесцельного комиссионного вознаграждения» Русско-Азиатскому банку, Обществу Путиловских заводов и фирме Шнейдер. С прямыми же исполнителями заказов — бывшими участниками Гранатного комитета — имелось в виду заключить новые договоры70, минуя посредничество финансовых групп.
Реклама завода, 1894 год. Реклама завода, 1902 год. Путиловская история успешной деятельности завода началась в 1868 году. Пайщики товарищества «Перун» не выполнили условия утверждённого устава, и кредиторы продали завод Н. Путилову , что позже было зафиксировано указом Сената от 7 19 марта 1869 года [15]. Завод начал поставлять рельсы для казны по цене 1 рубль 88 копеек за пуд , положив начало валовому производству рельсов в России. В 1870 году начал работать бессемеровский конвертер , с 1874 года введена в эксплуатацию первая мартеновская печь в Санкт-Петербурге [16].
В состав общества входили 5 заводов, 3 — в Финляндии, и 2 — в Санкт-Петербурге рельсовый и механический завод на Петергофском шоссе и завод «Аркадия» [18]. В 1874 году началось изготовление товарных вагонов, в 1888 году — пассажирских. После смерти Н. Путилова 1880 год на заводе началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев. С 1893 года начато производство паровозов, завод занял ведущее положение в этой отрасли. Завод производил станки, артиллерийские снаряды, инструментальную сталь, землечерпалки , землесосы , водные и сухопутные экскаваторы, драги для золотых приисков, подъёмные краны, дробильные машины и многие другие виды продукции. С выпуска лёгкой полевой пушки 1892 г. Пушка системы Путиловского завода образца 1902 года была признана лучшей в мире [19]. В 1896 году на Путиловском заводе был построен вагон-храм для работы на Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорогах. В 1900 году Путиловский завод занял первое место по объёму производства среди русских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии.
В январе 1905 года на Путиловском заводе началась забастовка , вызванная незаконным увольнением четырёх рабочих. Руководство забастовкой осуществляло « Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга » во главе со священником Георгием Гапоном [20]. После того как руководство завода в лице директора С. Смирнова отказало бастующим в удовлетворении их требований, забастовка была перенесена на другие предприятия города.
В последующем времени на территории революционной республики началась гражданская война, на её фронтах воевали рабочие Путиловского завода, их общее количество составило 10 тысяч человек. С наступлением 1922 года предприятие вновь переименовыли и оно стало называться «Красным Путиловцем». Спустя два года после окончания лихолетья гражданской войны, заводчане вывели на испытательный полигон первое детище советской республики — трактор. Его марка называлась, «Фордзоном-Путиловецем».
По завершению испытаний, данная тракторная модификация была запущена в серийное производство. За семнадцать лет советского производства на предприятии были построены двести тысяч тракторных единиц, включая и трактора марки «Универсал», выпускаемых с 1934 года. В этом же году, после убийства С. Кирова, завод снова переименовывается. С этого советского времени, предприятие стало называться «Кировским». Великая Отечественная война Переезд части завода на Урал Начавшаяся Великая Отечественная война заставила заводчан перепрофилировать своё предприятие и перейти на выпуск продукции для нужд фронта. Часть рабочих и специалистов уходит на фронт, другая часть вместе с основными заводскими мощностями отправляются в уральский город Челябинск. По прибытию на место, на основе шести передислоцированных предприятий создали, тогда ещё никому неизвестный завод «Танкоград», на котором сразу же после сборки цехов приступили к выпуску различных видов боеприпасов, броневых машин, САУ и ставшими именитыми — танки войны: Т-34. Предприятие по-прежнему считалось «Кировским», только теперь уже на челябинской земле, напрямую подчинялось Наркомату Советского Союза, постановление было утверждено 06.
Переоборудование завода на военную промышленность Другая часть заводской мощности осталась в родных стенах Путиловского завода, продолжая поставлять фронту тяжёлые танки КВ, осуществляя текущий ремонт броневой и таковой техники, но уже в тяжелейших условиях полной блокады родного города Ленинграда. К этому необходимо добавить, что бомбёжки и обстрелы заводской территории, практически, за всё блокадное время не прекращались. На цеха предприятия было сброшено семьсот семьдесят авиационных бомб, четыре тысячи шестьсот восемьдесят снарядов разорвались на заводской территории. Более двух тысяч пятисот заводских работников умерли голодной смертью, семьсот восемьдесят восемь путиловцев были ранены, сто тридцать девять человек на предприятии было убито. Возвращение к мирной жизни В 1948 году ранее эвакуированная заводская часть мощностей возвращается в родной город Ленинград, продолжая трудится на благо отечества с не меньшим упорством, чем в период войны. Из ворот предприятия стала выходить мирная продукция, появились гусеничные трактора модификации «КТ-12», выпускавшиеся в течение трёх лет. Большая заслуга путиловцев состоит ещё в том, что они быстро перепрофилировали мощности своих цехов, переходя на выпуск необходимой продукции. В 1957 году в заводских стенах создали первую в мире турбину, которая была установлена, опять-таки, на первом в мире атомном ледоколе «Ленине». Через четыре года первый советский газовый турбоход «Парижская коммуна» оснащается новым детищем путиловцев — газотурбинной установкой, модификации «ГТУ-20».
В середине шестидесятых годов в серийном производстве появилась, ныне именитая, тракторная модификация «Кировца». За все время трудового пути предприятие отмечалось и награждалось высокими государственными наградами. Создаются новые направления по выпуску продукции. Появляются новые дорожные машины, столь необходимые стране, где самые длинные в мире автомобильные трассы, но, к сожалению, плохого качества. Путиловские заводчане начали выпускать новые броневые автомобили «Ладогу» и «Онегу».
Что выпускал путиловский завод в 19 веке
В начале XIX века в Санкт-Петербурге начали развиваться мануфактуры, которые специализировались на производстве текстильных изделий. Этот период характеризовался ручным ткачеством и использованием простых станков. Благодаря высокому спросу на текстильные изделия, промышленность быстро развивалась. В середине XIX века с развитием технологий и внедрением механических станков, текстильные предприятия стали все более производительными. Массовое производство привело к снижению цен на текстильные изделия и увеличению доступности для населения. Одним из крупнейших текстильных предприятий в Санкт-Петербурге было Красная ткацкая мануфактура, основанная в 1798 году. Это предприятие производило широкий ассортимент текстильных изделий, включая ткани, одежду, постельное белье и другие товары. Оно было крупным работодателем и играло важную роль в экономике города. В конце XIX — начале XX века в Санкт-Петербурге начали появляться новые текстильные фабрики, которые были оснащены современными производственными линиями и механизациями.
Примером такой фабрики может быть Петербургская текстильная мануфактура, основанная в 1859 году. Она была одной из крупнейших и технически совершенных текстильных фабрик в России. В целом, развитие текстильной промышленности в Санкт-Петербурге было важным фактором развития города и способствовало формированию индустриальной базы. Она обеспечивала население города и других регионов России высококачественными и доступными текстильными изделиями. В это время город претерпел значительные изменения в своей экономической структуре и стал одним из крупнейших промышленных центров страны. Одной из основных отраслей промышленности в XIX веке в Санкт-Петербурге была текстильная промышленность. Здесь были построены большие текстильные фабрики, на которых работали тысячи рабочих. Производство текстиля значительно возросло, что привело к увеличению экспорта и укреплению позиций Санкт-Петербурга на российском и международном рынках.
Важным сектором развития промышленности в Санкт-Петербурге была металлургия. Были построены крупные металлургические заводы, где осуществлялось производство чугуна, стали и других металлических изделий. Развитие металлургии способствовало развитию машиностроения и судостроения, что дало развитию российского судостроительного промысла. Внедрение новых технологий и механизации процессов стало важным фактором промышленного роста в Санкт-Петербурге в XIX веке. Большие промышленные комбинаты использовали современное оборудование и инновационные методы производства, что позволило им эффективно конкурировать на рынке и увеличивать производство. В результате промышленного роста в XIX веке Санкт-Петербург стал одним из ведущих промышленных центров России и имел значительное влияние на развитие экономики страны в целом. Произошел переход от мелкого производства и ремесел к созданию крупных промышленных предприятий, которые стали гигантами в своей области. На территории города появились крупнейшие в России фабрики и заводы, специализирующиеся на производстве металлургической и машиностроительной продукции, текстиля, пищевой продукции и других отраслях промышленности.
Особенно важное значение в развитии промышленности Санкт-Петербурга имело создание крупных металлургических заводов. Они не только обеспечивали город и страну металлопродукцией, но и способствовали развитию смежных отраслей, таких как машиностроение и судостроение. Промышленные гиганты Санкт-Петербурга, такие как Пулковский завод, Петербургский трамвайный завод, Аккумуляторный завод и многие другие, совершенствовали технологии производства и внедряли новые методы организации труда. Это позволяло им стать лидерами в своей отрасли и конкурировать с промышленными предприятиями других городов и стран. Процесс перехода к промышленным гигантам продолжался на протяжении всего XX века. В Санкт-Петербурге развивались новые отрасли промышленности, такие как автомобилестроение, электроника, информационные технологии. Развитие металлургической промышленности Металлургическая промышленность имела огромное значение в развитии промышленности Санкт-Петербурга. В конце XVIII века в городе начали появляться первые металлургические заводы, которые выпускали различные металлические изделия, от инструментов до чугунных печей.
Завод был оснащен современным оборудованием и специализировался на производстве различных металлических изделий, включая литье и ковку. Оба предприятия выпускали различные металлические изделия, включая паровые машины и локомотивы.
Завод стал называться Санкт-Петербургским чугунолитейным, среди первых его руководителей — выходцы из Шотландии: Карл Гаскойн 1801—1806 , Адам Армстронг 1807—1818 и Матвей Кларк. В 1806—1807 годах заводом руководил А. Полторацкий, по его инициативе завод начал выпускать солдатские ружья. В этот период завод выпускал различные изделия по казенным военным заказам, металлические элементы многих архитектурных ансамблей.
Завод был переоборудован, на нем было дополнительно организовано котельное производство. После простоя в 1834—1839 годах завод был безвозмездно передан Обществу русских горных заводов для изготовления рельсов, их выпуск был начат в 1844 году. В 1847 году завод вернулся в казну, в 1851 году был передан генерал-адъютанту Н. Огарёву, который сдал его в аренду фирме петербургского купца 1-й гильдии Василия Хенлея «И. Эта фирма получила в 1858 году казенную ссуду на организацию производства, но не смогла ее эффективно использовать и довела завод до банкротства. В марте 1864 года Н.
С целью оздоровления производства и обеспечения возможности возврата казённого долга завода в сумме около 200 тысяч рублей, 30 сентября 12 октября 1866 года был высочайше утвержден устав Санкт-Петербургского товарищества железоделательного завода «Перун», которое должно было принять на себя все активы и обязательства завода. Путиловская история успешной деятельности завода началась в 1868 году. Пайщики товарищества «Перун» не выполнили условия утвержденного устава, и кредиторы продали завод Н. Путилову, что позже было зафиксировано указом Сената от 7 19 марта 1869 года.
Он не имел собственного не то что особняка, но даже и обычной квартиры. Иногда жил в особняке у Дашковой, так как это рядом с заводом. В одно время снимал шести комнатную квартиру на Большой Конюшенной, там есть мемориальная табличка. Любил принимать в подарок портреты великих людей. Это его вдохновляло на большие дела. Одним из таких дел было строительство морского канала, на которое он поставил всё, даже личные деньги.
Для него главное было дело, а не личное обогащение. Морской канал — мечта Путилова Раньше корабли не могли подплыть к Петербургу из-за малой глубины. Останавливались в Кронштадте, там перегружались в мелкие суда и те доставляли товар в Петербург. Идея Путилова состояла в том, чтобы прорыть судоходный канал и построить морской порт в Санкт-Петербурге. Это было его страстью, ведь это действительно очень выгодное предприятие как для страны, так и с точки зрения бизнеса. Он все четко просчитал, окупаемость реальна. На строительство нужно было 20 млн. Государство его поддержало лишь на 2 млн. Да и эти деньги выплатило не полностью, так как начались интриги и травля Путилова. А причин этому было две: Конкуренция со стороны Невских пристаней, которые потеряли бы свои доходы в случае запуска Морского канала.
Именно они доставляли товар из Кронштадта в Санкт-Петербург. Банкир Штиглиц имел железнодорожные активы в Ораниенбауме и хотел построить Морской порт там. Конкуренция была жёсткая. Заказывалась пресса с негативными статьями. Даже Некрасов писал про него пасквили. После всех этих скандалов государство прекратило финансирование и он вынужден был тратить деньги, которые выделялись на строительство паровозов, влезал в долги. За это его конечно критиковали, угрожали и всячески давили. Здоровье его не выдержало, он слёг и умер от разрыва сердца в апреле 1880 года. Извещение о смерти Путилова Морской канал и порт в Петербурге впоследствии всё-таки был построен. Идея себя оправдала и окупила практически сразу.
Но Путилов не дожил до этого момента. Завод гудел три дня после его смерти. Могилы нет. Говорят есть завещание, где он просил похоронить его на взморье у завода, там же похоронили и супругу. Место первоначального захоронения Путилова Впоследствии тела перенесли в Путиловскую церковь. После революции церковь была разграблена и перестроена. Гробы с телами пропали. Есть предположение, что они до сих пор лежат за бетонной стеной в подвале церкви. Чтобы проверить, нужно разобрать половину церкви, на это нужно большие средства. Продолжение традиций Путилова — Кировский завод После смерти Николая Ивановича Путилова завод был выкуплен его внучатым племянником и однофамильцем Алексеем Путиловым.
Николай Путилов с ним даже не был знаком. Все известные революционные события и бурлящие стачки на заводе были связаны именно со вторым Путиловым. Алексей Путилов был финансистом, совладельцем и Председателем Русско-азиатского банка. Завод был выкуплен за 19 млн. После революции завод был конфискован. С 1932 он стал танковым заводом. С 1934 стал именоваться Кировским заводом. Путиловский завод после революции Именно здесь стали производить танк КВ-85, который мог противостоять немецкому Тигру. В Автово на памятном пьедестале стоит последняя модификация танка КВ-85. Танк КВ, производившийся на Кировском заводе Трактора здесь стали делать при Хрущеве для освоения целины после того как он увидел подобную технику во время визита в США.
Экспозиция посвященная производству тракторов на Кировском заводе Не простыне времена настали для гигантского предприятия во время «перестройки». На тогдашнего директора Петра Семененко пала тяжесть конверсии. Не смотря на все противоречивые мнения, время показало, что его действия по скорейшему акционированию завода спасли предприятие. Много критики было, завод распался на 85 предприятий, но выстоял. Завод ни разу полностью не остановился и сейчас уже несколько лет работает с прибылью. Сейчас предприятие представляет собой большой холдинг, состоящий из нескольких дочерних предприятий. В целом всё сохранилось, холдинг занимает 200 Га территории. Военное производство здесь прекратилось после акционирования, танки больше не выпускали. Переименовать завод не собираются, ведь и с Кировым тоже много чего связано. Сейчас завод на подъёме и активно развивается.
В целом, Путиловский завод в XIX веке играл ключевую роль в развитии российской экономики. Он был символом индустриализации страны и стимулировал модернизацию других отраслей производства. Продукция завода экспортировалась во многие страны мира, что способствовало росту экспортного потенциала России и укреплению её позиции на мировом рынке. Завод начал свою деятельность как чугунолитейный мануфактурный предприятие, занимавшееся производством различных металлических изделий. Со временем Путиловский завод стал одним из крупнейших промышленных предприятий Российской империи. В 1827 году завод начал производство паровых машин, что стало прорывом в развитии российской промышленности. Постепенно ассортимент продукции завода расширился, и он стал выпускать паровые двигатели, локомотивы, суда, оборудование для текстильной, металлургической и других отраслей промышленности.
Путиловский завод был важным фактором развития экономики Российской империи. Его продукция использовалась не только внутри страны, но и экспортировалась за рубеж. Завод стал одним из крупнейших работодателей в России, предоставляя тысячи рабочих мест. Завод активно развивался в XIX веке, осуществляя модернизацию производства и внедрение передовых технологий.
Бывший Путиловский завод
Завод производил станки, артиллерийские снаряды, инструментальную сталь, водные и сухопутные экскаваторы, подъёмные краны и многие другие виды продукции. С выпуска лёгкой полевой пушки 1892 г. Пушка системы Путиловского завода образца 1902 года была признана лучшей в мире. На Путиловском заводе был разработан быстроходный эсминец типа Новик. Рабочие завода принимали активное участие в обеих революциях. В 1922 году завод получил название Красный путиловец, а в 1934 году, в связи со смертью Кирова — Кировский завод, хотя Сергей Киров никакого отношения к заводу не имел.
Город Петровск Забайкальский завод. Петровский металлургический завод Забайкальский край. Петровский завод в Забайкалье. Чусовской завод 19 век. Чусовской металлургический завод в 20 годы. Пермский медеплавильный завод. Чусовой город завод. Завод пластик Узловая. АО пластик г Узловая Тульской области. Завод АДС Узловая. ОАО «пластик» Тульская область, г. Фабрика альфонса Ралле. Фабрика Ралле в Москве. Фабрика Ралле Свобода. Альфонс Антонович Ралле. Промышленность в 30 годы СССР. Красный октябрь. Сборочный цех фабрики. Станкоконструкция завод Москва. Кабинетский лесопильный завод 1895 г. Лесопильный завод 19 век. Архангельск лесопильный завод 19 век. СССР 1930 лесопильный завод. Московский газовый завод 19 век. Газовый завод в Москве в 19 веке. Московский газовый завод 1865-2002. Промышленная революция 19. Промышленная революция 19 века в России. Промышленная революция в России в 19 веке. Индустриальная революция 19 века России. Газовый завод в Москве 19 век. Заводы Москвы 20 век. Московский газовый завод старое здание Москва. Конвейер Форда 1913. Завод Генри Форда. Генри Форд конвейерное производство. Рот-фронт кондитерская фабрика в СССР. Фабрика красный октябрь в годы ВОВ. Кондитерская фабрика рот фронт история. ФЗО 1940. Школы ФЗО 1941. Константин Симонов в ФЗУ. Токарь на заводе 1941. Токарь СССР. Известные токари. Брянский сталелитейный завод. Мартеновская печь 1870. Моторный завод в годы войны Ярославль. Ярославский автомобильный завод 1933 год. Уральский дизель-моторный завод 1941. Ярославский моторный завод 1916. Военные заводы Германии во второй мировой. Военный завод Японии второй мировой. Заводы Германии после второй мировой войны. Промышленность СССР. Путиловский завод 1801. Кировский завод Путиловский. Американский институт железа и стали. Липецкий металлургический комбинат 1950. Липецкий металлургический комбинат 1931. Металлургические заводы 19 века Липецк. Сахарные заводы в Российской империи. Первый сахарный завод в России 19 век. Сахарные заводы Российской империи 19 век. Первый завод сахара в России. Серовский металлургический завод в годы войны.
Трёхгорная мануфактура в Москве занималась производством текстильной продукции, такой как ткани, одежда и другие текстильные изделия. Производство текстильной продукции на мануфактуре осуществлялось в соответствии с традиционными технологиями текстильного производства, используя сырье, такое как хлопок, шерсть и лен. Таким образом, крупные фабрики и заводы Москвы и Петербурга в XIX веке выпускали разнообразную продукцию, отражая развитие металлургической, текстильной и других промышленных отраслей в тот период истории России.
Кирова, завод снова переименовывается. С этого советского времени, предприятие стало называться «Кировским». Великая Отечественная война Переезд части завода на Урал Начавшаяся Великая Отечественная война заставила заводчан перепрофилировать своё предприятие и перейти на выпуск продукции для нужд фронта. Часть рабочих и специалистов уходит на фронт, другая часть вместе с основными заводскими мощностями отправляются в уральский город Челябинск. По прибытию на место, на основе шести передислоцированных предприятий создали, тогда ещё никому неизвестный завод «Танкоград», на котором сразу же после сборки цехов приступили к выпуску различных видов боеприпасов, броневых машин, САУ и ставшими именитыми — танки войны: Т-34. Предприятие по-прежнему считалось «Кировским», только теперь уже на челябинской земле, напрямую подчинялось Наркомату Советского Союза, постановление было утверждено 06. Переоборудование завода на военную промышленность Другая часть заводской мощности осталась в родных стенах Путиловского завода, продолжая поставлять фронту тяжёлые танки КВ, осуществляя текущий ремонт броневой и таковой техники, но уже в тяжелейших условиях полной блокады родного города Ленинграда. К этому необходимо добавить, что бомбёжки и обстрелы заводской территории, практически, за всё блокадное время не прекращались. На цеха предприятия было сброшено семьсот семьдесят авиационных бомб, четыре тысячи шестьсот восемьдесят снарядов разорвались на заводской территории. Более двух тысяч пятисот заводских работников умерли голодной смертью, семьсот восемьдесят восемь путиловцев были ранены, сто тридцать девять человек на предприятии было убито. Возвращение к мирной жизни В 1948 году ранее эвакуированная заводская часть мощностей возвращается в родной город Ленинград, продолжая трудится на благо отечества с не меньшим упорством, чем в период войны. Из ворот предприятия стала выходить мирная продукция, появились гусеничные трактора модификации «КТ-12», выпускавшиеся в течение трёх лет. Большая заслуга путиловцев состоит ещё в том, что они быстро перепрофилировали мощности своих цехов, переходя на выпуск необходимой продукции. В 1957 году в заводских стенах создали первую в мире турбину, которая была установлена, опять-таки, на первом в мире атомном ледоколе «Ленине». Через четыре года первый советский газовый турбоход «Парижская коммуна» оснащается новым детищем путиловцев — газотурбинной установкой, модификации «ГТУ-20». В середине шестидесятых годов в серийном производстве появилась, ныне именитая, тракторная модификация «Кировца». За все время трудового пути предприятие отмечалось и награждалось высокими государственными наградами. Создаются новые направления по выпуску продукции. Появляются новые дорожные машины, столь необходимые стране, где самые длинные в мире автомобильные трассы, но, к сожалению, плохого качества. Путиловские заводчане начали выпускать новые броневые автомобили «Ладогу» и «Онегу». В канун двадцать первого столетия появляются новые трактора серии «К-744Р». Современное положение завода Минули первые двенадцать лет двадцать первого столетия, в портфеле заказов, теперь уже кировского завода, появился новый и основной вид рода деятельности. Кировское акционерное предприятие начинает сдавать внаём собственное нежилое недвижимое имущество. Выпуском энергетических и сельскохозяйственных машин, металлопрокатом, различных запасных частей и тракторов теперь осуществляется дочерним предприятием ОАО «ПТЗ». Другие дочерние предприятия производят выпуск машиностроительной, металлургической и другой продукции, оказывают услуги в энергетической сфере, создают оборудование для нужд атомной и газовой отраслей. Количество же работающих людей на современном, но теперь уже бывшем Путиловском заводе, по статистическим данным 2010 года, уменьшилось шесть раз и составляется всего шесть тысяч человек, тогда, как в начале 1917 года на предприятии трудилось тридцать шесть тысяч рабочих и специалистов.
Путиловский завод: промышленное наследие Путилова
В середине 19 века под руководством бездарных управленцев завод был практически доведён до банкротства. Некоторые факты Путиловского завода, который в 1868 году был приобретен известным российским инженером и предпринимателем Николаем Ивановичем Путиловым. Путиловский завод Трёхгорная мануфактура Какую продукцию эти предприятия выпускают в наши дни? и паровозостроение, артиллерию и судостроение.