Новости пост в среду и пятницу для мирян

Как правильно соблюдать пост по средам и пятницам. Да, хотя, открываешь некоторые статьи в интернете, а там написано: «что «строгий» пост для «мирян» чуть ли недозволителен, нужно спрашивать на него разрешения у своего «духовника», священника. Кроме четырех многодневных постов — Великого, Рождественского, Успенского и Петровского, Церковь установила для верующих однодневные посты в среду и пятницу в. В пятницу первой недели Великого поста в первый раз разрешается горячая растительная пища. В этот период литургию не служат в среду и пятницу, верующие отказываются от мяса, что позволяет им легче войти в Великий пост.

Пост в среду и пятницу — смысл, правила, особенности

Какие послабления для мирян в Великий пост предусмотрены церковью? Вместо отказа от пищи в первые и последние дни поста в Чистый понедельник, Страстную пятницу можно придерживаться сухоядения, то есть употреблять термически необработанную пищу. В Великую субботу можно не придерживаться сухоядения и вкушать вареную пищу; в виде исключения также разрешается растительное масло. В понедельник, вторник и четверг в виде исключения мирянам можно есть рыбу. Но даже те, кому разрешено не соблюдать Великий пост, могут поститься хотя бы в некоторые дни, например, в понедельник, среду и пятницу, отказавшись в это время от продуктов животного происхождения, сладкого и, конечно, полностью отказавшись на семь недель от просмотра развлекательных передач, посещения театра, цирка, кино. Послабления для мирян во время Великого поста касаются и времени приема пищи. В этот период рекомендовано однократное или двукратное употребление блюд, а современные люди привыкли питаться три-четыре раза в день. Поэтому верующие в дни поста едят как обычно, но исключают из рациона скоромные продукты.

Он говорит о смерти, которая приходит к человеку, когда уже поздно что-либо делать.

И жизнь кончилась, и Пост тоже кончился. Он говорит о том познании нашем, когда мы понимаем, что сами уже ничего не в состоянии изменить. Наступает ночь мира, когда никто ничего не может делать, только один Христос. Он вступает в Страстные дни, и мы будем приносить Ему ветви той чистоты, того добра, которые мы могли произрастить за время Поста, отпущенного нам. Наступает время Страстных дней, когда может делать один Господь. От нас зависит единственное — то, как мы прошли этот Пост, как подготовились к наступающим святым и великим дням. Осознаем ли мы свою мертвость до такой степени, что можем, каждый из нас, как в стихирах церковных, принести Ему молитву: «Как Лазаря четверодневного, мертвого грехами воздвигни меня, Господи». Да, в этом, оказывается, заключается все.

Такое приношение ждет от нас идущий на вольную Страсть нашего ради спасения Господь. Мы обычно воспринимаем «осанна» как восклицание приветствия. Но первоначально это был вопль о немедленном избавлении и помощи в день бедствий. Угнетенный и униженный народ взывает к своему Спасителю и Царю: «Осанна!

Спрашивает: Евгений Вопрос: Здравствуйте. Объясните пожалуйста , как правильно постится в среду и в пятницу? До скольки часов держать пост? Вопрос задан: На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов Ответ священника: Согласно православной традиции, суточный круг богослужения начинается с вечера предыдущего дня, и заканчивается вечером следующего например, воскресный день празднуется с субботы вечером, и завершается воскресной литургией.

В пятницу Христа распяли. По учению Церкви именно в этот день Спаситель мира умер за грехи всего человечества.

Благочестивый христианин должен помнить о той цене, которой ему досталось спасение. Поэтому пятница для православного - это время особого телесного и душевного воздержания. Необходимо отметить, что церковный устав обуславливает разную степень воздержания в среды и пятницы года.

Как правильно поститься по средам и пятницам: что можно есть

Почему был установлен пост в среду и пятницу? Некоторые люди воспринимают пост как диету, но это заблуждение: когда человек постится, он очищается духовно.
Еженедельные посты по средам и пятницам Во время Святок отсутствует пост в среду и пятницу, можно есть мясо каждый день.
Церковный пост по средам и пятницам: что можно есть А в другие дни святого поста, в понедельник, в среду и в пятницу не едим вареное.
Великий пост: рецепты на каждый день После окончания Петрова поста возобновляется пост в среду и пятницу.

Случайный тест

  • Почему в Церкви четыре поста?
  • Что такое сухоядение: особенности питания постящихся в эти дни: правила и рекомендации | MedAboutMe
  • Начался Великий Пост. Как правильно его соблюдать?
  • Пост среда и пятница, что можно есть - Православные иконы и молитвы
  • Начался Великий Пост. Как правильно его соблюдать?
  • Постные дни среда и пятница: что можно есть мирянам, разрешена ли рыба

Пост среда пятница. Короткий пост, однодневный пост. Что можно есть что нельзя

Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон пятницей и воскресеньем : во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года ; во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем. Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день т. Иудейский пост той эпохи был очень строгим — он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени. Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь. Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» 1Тим. Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» — возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов — мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» Мф. Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни. Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура.

В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня. Богословие традиции Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу.

В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» IV в. Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» militia Christi. Он говорит о том, что этот пост был исключительно добровольным делом, продолжался до 9 часа дня до 15 часов по нашему времяисчислению , и в эти дни происходили особые богослужения. Выбор 9 часа глубоко оправдан с богословской точки зрения — это время смерти Спасителя на Кресте Мф. Но если сейчас наши посты носят качественный характер, т. Действительно, в такой перспективе постящиеся христиане уподоблялись солдатам, находящимся на боевом посту, которые также ничего не вкушали, посвящая все свои силы и внимание несению своей службы.

Тертуллиан использует ветхозаветные военные сюжеты 1Цар. У него же мы встречаем и «военизированное» восприятие молитвы, которая в христианской традиции всегда была неразрывна связана с постом: «Молитва — крепость веры, наше оружие против врага, который осаждает нас со всех сторон». Важно, что этот пост был не только личным делом верующего, но включал в себя диаконическую составляющую: та трапеза завтрак и обед , которые не съедали верующие в постный день, приносились в церковное собрание предстоятелю, и он распределял эти продукты среди нуждающихся бедных, вдов и сирот. Тертуллиан говорит о том, что «statio должно прекращаться принятием Тела Христова», т. Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св. Василий Великий, говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, т. От добровольного к обязательному В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и, вероятно, такой же подход господствовал и в ранней Церкви.

Так, в Северной Африке Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его пост по своему собственному усмотрению». Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным. Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать. В «Канонах Ипполита» IV в. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» кон. IV — нач.

Из слов св. Епифания Кипрского видно, что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключением только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост».

Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св.

Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости.

А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного!

И ответ: «Господь простит, и я прощаю! Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело. Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы.

Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью. Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт. Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе. Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция. Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня.

Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона. Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу. Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом. Вечером читается третья часть Канона свт. Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается. Еще раз услышать его можно будет теперь только на пятой седмице поста во время особой службы — Стояния Марии Египетской , когда Канон прочитают уже «сполна», то есть не по частям, а полностью. Пятый Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч. Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день. Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан 361-363 гг.

Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо — пшеницу, вареную с медом. С тех пор в храмах в пятницу первой седмицы читается канон святому, после чего освящается коливо. Верующие подкрепляют им силы после богослужения. Во все дни первой седмицы поста Устав заповедует сухоядение, то есть невареную пищу. Верующие, могущие понести такой подвиг, воздерживаются от пищи, питья с утра до конца вечерней службы. Другие же постятся по силам, но все же стараются особым образом ограничить себя именно на эти дни. Торжество Православия 5 марта Первый воскресный день поста называется Неделей Торжества Православия, посвященной историческому событию — утверждению почитания Церковью икон. По окончании литургии служится особый Чин Торжества Православия. В некоторых храмах, монастырях следуют древнему предписанию — произносить анафему отлучение на не почитающих иконы, как это было установлено после VII Вселенского Собора.

Вторая седмица С 5 по 11 марта 2023 года Ее завершают особые воскресные службы, посвященные свт. Григорию Паламе, жившему в XIV в. Его трудами, живым примером утвердилась молитвенная практика, называемая «умным деланием», или непрестанным творением Иисусовой молитвы. Третья: крестопоклонная С 12 по 18 марта 2023 года Третий воскресный день Четередесятницы именуется «средокрестным»: это «преполовение», середина поста, когда для духовного укрепления постящихся на средину церкви торжественно износится Крест. Он напоминает о страданиях Господа, ободряет тех, кто начал изнемогать от постного подвига. Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль. Иоанн Лествичник, поминается Церковью на четвертое воскресенье поста. Святой — автор «настольной книги» большинства иноков, «Лествицы райской». Она описывает духовное восхождение на 33 по числу лет Христа ступени.

На вершине этой «лествицы» лестницы подвижник достигает святости. Пятая С 26 марта по 1 апреля 2023 года Вся седмица посвящена памяти прп. Марии Египетской. Бывши блудницей, она при Божией помощи обратилась от греховной жизни, более 40 лет прожила в пустыне, достигла святости. Ее жизнь — живое свидетельство о том, что, как говорил прп. Исаак Сирин, «нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Тот же святой прибавлял, что тот, кто проводит жизнь в покаянии, плача о грехах, выше даже того, кто воскрешает мертвых. В четверг этой седмицы служится Преждеосвященная Литургия, а накануне верующие стараются попасть на большую службу, именуемую «Марииным стоянием». Суббота этой седмицы именуется также «Субботой Акафиста», особой службы Пресвятой Богородицы.

Сам Акафист совершается накануне вечером. Во многих храмах его поют все собравшиеся на богослужение христиане. Шестая С 2 по 8 апреля 2023 года Она является уже подготовительной к Страстной Седмице. Пятый день седмицы — по традиции последний в Четыредесятнице. В субботу празднуется воскрешение Господом прав. Лазаря, затем — Вход Христа в Иерусалим. Как 2000 лет назад, радость о милости Божией уже соединяется со скорбью дней Его Крестного пути, который воспоминается на Страстной — последней перед Пасхой — седмице. Последняя неделя Страстная седмица С 9 по 15 апреля 2023 года Каждый из ее дней носит именование Великого, ведь это время — переживание самого главного, что случилось в человеческой истории — крестного пути Сына Божия, который идет на смерть ради людей. Именно поэтому, хотя Страстная — не часть Великого Поста, воздержание телесное и духовное соблюдается особенно строго.

Великий Понедельник 9 апреля Это память праведного Иосифа, именуемого Прекрасным. Его история, содержащаяся в Ветхом Завете — во многом прообраз земной судьбы Господа. Любимый сын праотца Иакова был из зависти продан братьями как раб. Даже имя брата, который предложил другим эту идею таково же, как у Христова Апостола — предателя: Иуда. Кроме того, Евангельское чтение этого дня посвящено первому дню по торжественном Входе Господнем в Иерусалим: тогда Христос, взалкав как Человек, увидел покрытое листвой смоковничное дерево, но плодов на нем не нашел. Тогда Господом сказаны страшные слова: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек! После этого дерево тотчас засохло. Пример этот — напоминание о том, что время человеческой жизни сокращается, а потому любой, проведший ее греховно, может услышать те же слова уже о себе. Впрочем, Господь сосредоточивает внимание учеников на ином, говоря, что каждому следует «иметь веру Божию», ибо просящий чего-либо с полным доверием Богу — тотчас получит.

Великий Вторник 11 апреля Чтение этого дня — притчи о мудрых и неразумных девах, встречавших жениха, а также о талантах серебре , данном господином своим слугам. Первый рассказ — о нерадении, когда девушки не позаботились, чтобы масла с их светильниках хватило до прихода жениха на брак. Второй — о том, как слуги распорядились серебром, врученным им господином: кто-то приумножил цену полученного, а один — зарыл талант серебра, так что он не принес пользы. Обе притчи напоминают о том, что мир — место трудов, скорбей, подвига. Здесь не может быть места нерадению, необходимо духовно бодрствовать, чтобы принести Господу результат своих собственных усилий — пусть даже малый — по приумножению данных Им даров. Великая Среда 12 апреля Последний раз в году служится литургия Преждеосвященных Даров. Скорбь этого дня — о предательстве Иуды, который именно тогда отправился к первосвященникам иудейским, получил от них деньги, обещая помочь взять Учителя. Великий Четверг 13 апреля До революции именно на этот день причащались абсолютное большинство христиан, по традиции приступавшие к Св. Тайнам только раз в год.

Материал: Дерево, темпера Размеры иконы: высота 41,5 см, ширина 83 см На службе воспоминается Тайная Вечеря, установление Евхаристии. Многие и сейчас стараются принять Св. Тайны из рук идущего на смерть Господа. В этот день вместо Херувимской песни за литургией поется молитва Причастия: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Великая Пятница 14 апреля Это, пожалуй, самый тяжелый день года — воспоминание Распятия. Он предваряется чтением 12 Страстных Евангелий — глав, рассказывающих о смерти Господа. Оно совершается накануне вечером. Многие верующие приходят на эту скорбную службу с небольшими лампадами, чтобы донести огонь свечи, горевшей во время чтения, до дома, зажечь от него лампаду пред домашними образами. В самый день Пятницы совершаются: так называемые Царские Часы утром ; вынос Плащаницы в час смерти Господа, девятый, что соответствует нашим 14-15 ч. Многие православные, занятые подготовкой к Пасхе, приготовлением куличей, закупкой продуктов к праздничном столу, пропускают литургию этого дня.

Между тем, на ней читаются пророчества о Воскресении Христовом. А во время службы духовенство переоблачается в белые ризы. Предчувствие радости пронизывает весь строй богослужения, прикоснуться к этой атмосфере зачастую намного важнее других, пусть даже продиктованных благочестием, забот. Священник выносит Чашу со Святыми Дарами для Причащения Что читается дома Устав не дает никаких особых рекомендаций, как лучше молиться во дни поста. При этом известно сказанное еще с древности: «Келия устава не имать», то есть домашнее молитвенное правило определяется желанием, возможностями самого молящегося.

В Евангелие от Марка есть один очень интересный отрывок, где Иисусу Христу задают вопрос о том, почему апостолы не соблюдают установленных ветхозаветных постов. На что Спаситель отвечает вопрошающим: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились.

Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. Этот ответ вносит некую ясность, однако, не отвечает на поставленный вопрос: почему именно среда и пятница? На самом деле, еженедельные посты, как и ежегодные, берут свое начало из евангельской истории. В среду пост был установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. На то, чтобы христианам поститься в среду и пятницу, установлено 69-е Апостольское правило, гласящее: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец во святую Четыредесятницу, то есть в Великий пост, и в продолжение всего года по средам и пятницам не постится, да будет извержен, если только не препятствует ему телесная болезнь: немощному позволено, по мере сил, вкушать масла и вина.

Если же мирянин не постится в определенное время , да отлучится».

Однако вкушать вечернюю трапезу полагается в теплом виде. Вино полагается на трапезе только в Воскресные и праздничные дни. В другие, даже непостные дни его употребление без особой нужды или немощи возбраняется. По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение, «кроме немощи и праздника» глава 33. За нарушение этого поста, как и Великого поста, мирянин подвергается отлучению от Причастия на время, священник же извергается из сана.

Подобает ведати: яко аще случится Христова рождества праздник, и святых богоявлений, в среду, или пяток, разрешаем на сыр и яица: миряне же на мясо. Аще ли случится рождество Богородицы, или сретение, или успение, в среду, и пяток, разрешаем на рыбу и вино. Праздник же преображения и введения, в кой день ни случится, разрешаем на рыбу и вино, и ядим дважды днем. Благовещение же, в кой убо день будет святаго поста до недели цветоносныя, разрешаем на рыбу и вино, ядим же единою днем, кроме субботы, и недели. В великую же неделю, аще случится до великаго четвертка, разрешаем на елей и вино. В великий же пяток, на вино точию. Праздник же предтечев, рождество и святых апостол Петра и Павла, и возлюбленнаго Иоанна богослова, аще случится в среду и пяток, ядим рыбу, и пием вино, дващи днем.

Пост для мирян: что можно есть, а что нельзя?

И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. Этот ответ вносит некую ясность, однако, не отвечает на поставленный вопрос: почему именно среда и пятница? На самом деле, еженедельные посты, как и ежегодные, берут свое начало из евангельской истории. В среду пост был установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. На то, чтобы христианам поститься в среду и пятницу, установлено 69-е Апостольское правило, гласящее: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец во святую Четыредесятницу, то есть в Великий пост, и в продолжение всего года по средам и пятницам не постится, да будет извержен, если только не препятствует ему телесная болезнь: немощному позволено, по мере сил, вкушать масла и вина. Если же мирянин не постится в определенное время , да отлучится». Это же подтверждают и Святые Отцы, например, священномученик Петр Александрийский в 15-м правиле покаяния говорит: "Мы должны поститься в среду и пятницу. В среду - по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу - потому что в сей день Он пострадал за нас". А святой Серафим Саровский говорил: «Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу».

Наконец, в случае продолжения засухи, строгость поста усиливалась: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом — как люди, на которых разгневался Вездесущий».

Образец благочестия Талмуд говорит, что «отдельные люди», упоминающиеся в начале данных предписаний, — это раввины и книжники «те, кого можно поставить руководителями общины» , либо особые аскеты и молитвенники, чья жизнь рассматривались как особо угодная Богу. Некоторые благочестивые раввины продолжали соблюдать обычай поститься в понедельник и четверг в течение всего года, независимо от погодных реалий. Этот широко распространившийся обычай упоминается даже в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом. Хотя евангельский текст и не говорит о том, что это за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что ими были именно понедельник и четверг. К примеру, св. Два из семи Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам о том, почему были выбраны именно два еженедельных дня поста. В иудейских текстах мы встречаем попытки позднейшего богословского обоснования: воспоминание восхождения Моисея на Синай в четверг и схождения в понедельник; пост о прощении грехов, вызвавших разрушение Храма и для предотвращения подобного несчастья в будущем; пост за плавающих в море, путешествующих в пустыне, за здоровье детей, беременных женщин и кормящих матерей и т. Внутренняя логика такой схемы становится более ясной, если мы взглянем на распределение этих дней в рамках иудейской недели. Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира.

Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон пятницей и воскресеньем : во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года ; во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем. Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день т. Иудейский пост той эпохи был очень строгим — он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени. Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь. Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» 1Тим. Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» — возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов — мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» Мф.

Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни. Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу.

По этой причине апостол говорит о соблюдении постов и целомудрии. Есть пост — есть целомудрие; нет поста — нет целумдрия. Пост стоит на страже нашего целомудрия, оберегает и сохраняет его. При этом надо понимать, что пост — это не только воздержание от пищи, а воздержание от помыслов, разговоров, рассуждений, зрелищ, которые могут во время поста вывести нас из состояни целомудрия. Блаженный Иероним писал, что воздержание от еды и питья охлаждает пыл человеческой похоти. Особенно надо стараться избегать излишних разговоров во время поста. Во-вторых, соблюдая пост, мы освождаем свой ум и сознание для созерцания небесных вещей. В связи с этим мы читаем о том, что пророк Даниил перед получением Божественного откровения пребывал в посте три седмицы дней. И мы должны пребывать в состоянии поста, чтобы созерцать духовное. Чисто физический пост не такой сложный. Человек довольно легко может ограничить и даже полностью исключить скоромную пищу, но при этом зрелища, разговоры, анекдоты, хохот. Пророк Даниил, который стремился получить от Бога откровения, видения, чтобы созерцать иную реальность, пребывает в строгом посте.

Покаянное богослужение с многочисленными земными поклонами, особенно значимое у старообрядцев. Монахи ограничиваются одним-двумя приемами пищи в день, миряне — три-четыре раза. Людям с тяжелым трудом, беременным, кормящим, детям, старикам и больным разрешается более щадящий режим. Священник и врач помогают верующим пройти через испытания поста. Разрешенные продукты. Каши, грибы, бобовые, овощи, фрукты, ягоды, морские водоросли, лаваши, макароны без животных компонентов, семечки, орехи, сухофрукты, постные сладости. Что нельзя делать Запрещается употребление скоромной пищи от древнерусского, скором — «жир, масло» , включая мясо, молочные продукты, яйца и спиртное.

Сухоядение и Великий пост: как не навредить здоровью?

Прихожанин - В пост главное не еда В среду и пятницу соблюдается пост до 9 часа (до 15 часов дня), потому что в среду предан Господь, а в пяток распят.
ПОСТНЫЕ ДНИ СРЕДА И ПЯТНИЦА ПО ТИПИКОНУ. После окончания П — православная социальная сеть «Елицы» По понедельникам, средам и пятницам придерживаются сухоядения — питания продуктами, которые не проходили термическую обработку.
Пост в среду и пятницу - смысл, правила, особенности | Православиум Все строгие правила питания в Великий пост установлены монастырским уставом для монахов, мирянам не обязательно их придерживаться.
Почему в Церкви четыре поста? В среды и пятницы, приходящиеся не на пост, вкушение рыбы разрешено.

6-я неделя Великого поста

Также люди, которые постоянно постятся, держат себя и свое тело в постоянном тонусе, ведь его можно сравнить с регулярной тренировкой. Пост в пятницу и среду: питание православных Если следовать церковным канонам, каждый верующий обязан постится в среду и пятницу. Эти однодневные посты считаются очень строгими. В эти дни необходимо отказаться: от яиц; от рыбы; от молока и кисломолочных продуктов. Такой постный день также может предполагать сухоядение , когда человек не употребляет в пищу еду, которая была приготовлена горячим способом. В современном мире существует аналогичный способ питания. Его называют сыроедение. При сухоядении верующим разрешается кушать только орехи, мед, фрукты и овощи. Как можно определить степень строгости воздержания во время однодневного поста? Она определяется вашим духовником любым православным священником и непосредственно вами.

Степень строгости обязательно должна учитываться с образом жизни верующего и его состоянием здоровья. Очень строго постится, не рекомендуется, а иногда и запрещено: кормящим женщинам; беременным; спортсменам в период подготовки к соревнованиям; работникам, которые трудятся на очень тяжелой и вредной работе им, как правило, разрешаются рыба и молочные продукты ; детям до 7 лет. Кроме того, на протяжении года есть недели, когда не нужно поститься в среду и пятницу. Пост среда и пятница, что можно есть? Лучшие рецепты На сегодняшний день часто слышны вопросы: как держать пост в среду и пятницу, о том можно ли есть рыбу, что и как можно готовить, что есть нельзя и всякое другое про постные дни. Для того, чтобы дать полные ответы на эти вопросы, лучше всего обратится к авторитетным православным источникам.

Пятый Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч. Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день. Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан 361-363 гг. Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо — пшеницу, вареную с медом.

С тех пор в храмах в пятницу первой седмицы читается канон святому, после чего освящается коливо. Верующие подкрепляют им силы после богослужения. Во все дни первой седмицы поста Устав заповедует сухоядение, то есть невареную пищу. Верующие, могущие понести такой подвиг, воздерживаются от пищи, питья с утра до конца вечерней службы. Другие же постятся по силам, но все же стараются особым образом ограничить себя именно на эти дни. Торжество Православия 5 марта Первый воскресный день поста называется Неделей Торжества Православия, посвященной историческому событию — утверждению почитания Церковью икон. По окончании литургии служится особый Чин Торжества Православия. В некоторых храмах, монастырях следуют древнему предписанию — произносить анафему отлучение на не почитающих иконы, как это было установлено после VII Вселенского Собора. Вторая седмица С 5 по 11 марта 2023 года Ее завершают особые воскресные службы, посвященные свт. Григорию Паламе, жившему в XIV в.

Его трудами, живым примером утвердилась молитвенная практика, называемая «умным деланием», или непрестанным творением Иисусовой молитвы. Третья: крестопоклонная С 12 по 18 марта 2023 года Третий воскресный день Четередесятницы именуется «средокрестным»: это «преполовение», середина поста, когда для духовного укрепления постящихся на средину церкви торжественно износится Крест. Он напоминает о страданиях Господа, ободряет тех, кто начал изнемогать от постного подвига. Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль. Иоанн Лествичник, поминается Церковью на четвертое воскресенье поста. Святой — автор «настольной книги» большинства иноков, «Лествицы райской». Она описывает духовное восхождение на 33 по числу лет Христа ступени. На вершине этой «лествицы» лестницы подвижник достигает святости. Пятая С 26 марта по 1 апреля 2023 года Вся седмица посвящена памяти прп. Марии Египетской.

Бывши блудницей, она при Божией помощи обратилась от греховной жизни, более 40 лет прожила в пустыне, достигла святости. Ее жизнь — живое свидетельство о том, что, как говорил прп. Исаак Сирин, «нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Тот же святой прибавлял, что тот, кто проводит жизнь в покаянии, плача о грехах, выше даже того, кто воскрешает мертвых. В четверг этой седмицы служится Преждеосвященная Литургия, а накануне верующие стараются попасть на большую службу, именуемую «Марииным стоянием». Суббота этой седмицы именуется также «Субботой Акафиста», особой службы Пресвятой Богородицы. Сам Акафист совершается накануне вечером. Во многих храмах его поют все собравшиеся на богослужение христиане. Шестая С 2 по 8 апреля 2023 года Она является уже подготовительной к Страстной Седмице. Пятый день седмицы — по традиции последний в Четыредесятнице.

В субботу празднуется воскрешение Господом прав. Лазаря, затем — Вход Христа в Иерусалим. Как 2000 лет назад, радость о милости Божией уже соединяется со скорбью дней Его Крестного пути, который воспоминается на Страстной — последней перед Пасхой — седмице. Последняя неделя Страстная седмица С 9 по 15 апреля 2023 года Каждый из ее дней носит именование Великого, ведь это время — переживание самого главного, что случилось в человеческой истории — крестного пути Сына Божия, который идет на смерть ради людей. Именно поэтому, хотя Страстная — не часть Великого Поста, воздержание телесное и духовное соблюдается особенно строго. Великий Понедельник 9 апреля Это память праведного Иосифа, именуемого Прекрасным. Его история, содержащаяся в Ветхом Завете — во многом прообраз земной судьбы Господа. Любимый сын праотца Иакова был из зависти продан братьями как раб. Даже имя брата, который предложил другим эту идею таково же, как у Христова Апостола — предателя: Иуда. Кроме того, Евангельское чтение этого дня посвящено первому дню по торжественном Входе Господнем в Иерусалим: тогда Христос, взалкав как Человек, увидел покрытое листвой смоковничное дерево, но плодов на нем не нашел.

Тогда Господом сказаны страшные слова: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек! После этого дерево тотчас засохло. Пример этот — напоминание о том, что время человеческой жизни сокращается, а потому любой, проведший ее греховно, может услышать те же слова уже о себе. Впрочем, Господь сосредоточивает внимание учеников на ином, говоря, что каждому следует «иметь веру Божию», ибо просящий чего-либо с полным доверием Богу — тотчас получит. Великий Вторник 11 апреля Чтение этого дня — притчи о мудрых и неразумных девах, встречавших жениха, а также о талантах серебре , данном господином своим слугам. Первый рассказ — о нерадении, когда девушки не позаботились, чтобы масла с их светильниках хватило до прихода жениха на брак. Второй — о том, как слуги распорядились серебром, врученным им господином: кто-то приумножил цену полученного, а один — зарыл талант серебра, так что он не принес пользы. Обе притчи напоминают о том, что мир — место трудов, скорбей, подвига. Здесь не может быть места нерадению, необходимо духовно бодрствовать, чтобы принести Господу результат своих собственных усилий — пусть даже малый — по приумножению данных Им даров. Великая Среда 12 апреля Последний раз в году служится литургия Преждеосвященных Даров.

Скорбь этого дня — о предательстве Иуды, который именно тогда отправился к первосвященникам иудейским, получил от них деньги, обещая помочь взять Учителя. Великий Четверг 13 апреля До революции именно на этот день причащались абсолютное большинство христиан, по традиции приступавшие к Св. Тайнам только раз в год. Материал: Дерево, темпера Размеры иконы: высота 41,5 см, ширина 83 см На службе воспоминается Тайная Вечеря, установление Евхаристии. Многие и сейчас стараются принять Св. Тайны из рук идущего на смерть Господа. В этот день вместо Херувимской песни за литургией поется молитва Причастия: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Великая Пятница 14 апреля Это, пожалуй, самый тяжелый день года — воспоминание Распятия. Он предваряется чтением 12 Страстных Евангелий — глав, рассказывающих о смерти Господа. Оно совершается накануне вечером. Многие верующие приходят на эту скорбную службу с небольшими лампадами, чтобы донести огонь свечи, горевшей во время чтения, до дома, зажечь от него лампаду пред домашними образами.

В самый день Пятницы совершаются: так называемые Царские Часы утром ; вынос Плащаницы в час смерти Господа, девятый, что соответствует нашим 14-15 ч. Многие православные, занятые подготовкой к Пасхе, приготовлением куличей, закупкой продуктов к праздничном столу, пропускают литургию этого дня. Между тем, на ней читаются пророчества о Воскресении Христовом. А во время службы духовенство переоблачается в белые ризы. Предчувствие радости пронизывает весь строй богослужения, прикоснуться к этой атмосфере зачастую намного важнее других, пусть даже продиктованных благочестием, забот. Священник выносит Чашу со Святыми Дарами для Причащения Что читается дома Устав не дает никаких особых рекомендаций, как лучше молиться во дни поста. При этом известно сказанное еще с древности: «Келия устава не имать», то есть домашнее молитвенное правило определяется желанием, возможностями самого молящегося. Общий благочестивый обычай — увеличить длительность молитв, чаще читать Слово Божие. Конкретные рекомендации верующему можно дать его духовник или приходской священник. Евангелие Считается, что в течение года следует читать по крайней мере по одной главе Евангелия за день, а также под одной главе из Деяний, посланий Апостолов.

Некоторые увеличивают количество читаемого Великим Постом, другие — оставляют правило без изменений, сосредоточиваясь на том, чтобы читать более внимательно, чем обычно, может быть, дополнительно читать толкования Слова Божия. Псалтирь На некоторых приходах существует благочестивый обычай совместного чтения Псалтири с поминовением живых и усопших, другие верующие читают ее дома самостоятельно. Книга имеет 20 частей кафизм , каждая из которых разделена на три части. Обычно на первой и второй «Славе» молятся о живых, на третьей — об усопших. На чтение Псалтири, как на другие прибавления к обычным молитвам, лучше взять благословение священника. Псалтирь Молитвы: утренние, вечерние Во время поста читаются обычные правила: вечерние молитвы и утренние, которые положены в другие дни года. Однако к ним стоит прибавить особую молитву Великого Поста, составленную прп. Ефремом Сирином в IV в. Читайте подробнее: «Молитва под магнитофон»: приватные вопросы по вечернему правилу О молитве Ефрема Сирина и ее текст Это краткое, но сильное по чувствам, эмоциям моление как бы рефреном повторяется за каждым богослужением во время Великого Поста. Верующий просит помощи Божией в изменении своей души, видении своих грехов, неосуждении ближнего.

О чтении акафистов в Великий пост Считается, что эти моления, обычно праздничные, радостные, неуместны во время сугубого покаяния. Однако, это не совсем так: по крайней мере два акафиста читаются в великопостные дни в храмах: Пресвятой Богородице «Суббота Акафиста» и Страстям Христовым четыре воскресенья, когда совершаются специальные службы, Пассии ; скорбеть постом можно верующим, но не святым, находящимся в Царстве вечной радости, поэтому обращение к ним с приветствием «Радуйся», которое повторяется в акафистах — уместно. Поэтому церковь не имеет ни предписаний, ни запретов на чтение акафистов дома. Решение об этом принимает сам верующий, смотря по желанию, возможностям, обстоятельствам жизни. В храме Церкви постного времени выглядят по-особому: меняется цвет облачений духовенства, во многих храма стекла лампад пред образами меняют на фиолетовые. Особым образом проходят сами службы. Богослужения Великого поста К числу их особенностей принадлежат: песнопения, каноны, которые можно услышать только в это время церковного года; молитва св. Ефрема Сирина, сопровождающая все службы; наконец, то, что по будним дням не служится полная литургия; лишь по средам и пятницам совершается особая великопостная служба, Литургия Преждеосвященных Даров, составление которой приписывают свт. Григорию Двоеслову; кроме того, Великим Постом также совершаются другие богослужения, характерные только для этого поста. Как читать канон Андрея Критского Это произведение свт.

Канон — беседа кающейся души с собой, сокрушение о немощах, грехах, горячая молитва о Божией помощи. В храме его читают: первые 4 дня поста — по частям; на 5 седмице Четыредесятницы — полностью. Многие верующие приходят с текстами Канона для лучшего понимания его текста. Кроме того, не все понимают содержание, ведь свт. Андрей упоминает множество эпизодов Ветхого Завета, праведников, грешников того далекого времени. Поэтому до начала службы тем, для кого церковно-славянский язык непривычен, стоит: найти переложение Канона на современный русский; поискать толкование наиболее сложных для понимания мест. Прекрасным толкованием части Канона 1 дня поста на современном языке является песня иеромонаха Романа Матюшина , созданная еще в 1980-е гг. Горько читаю твой святой канон. Что, душе, откуда плакать станем О прошедших окаянных днях? Возопий и сердцем и устами: — Боже, помилуй, не отринь меня!

Пал в раю и плакал без конца. Плачь, душе, и ты стоишь далече От своего Владыки и Творца. Уподобясь Еве впала в грех. Принеси же ныне покаянье Господу Богу и Владыке всех. Был изгнан достойно из Эдема За одну лишь заповедь Адам. О, душе, на что твоя надежда? Пост и плачь оружием возьми. Облеклась в раздранные одежды, В те, что исткал советом древний змий. О, душе, конец уж недалече, Воспряни, при дверях Судия. Нам с тобою оправдаться нечем, Что ж ты мятешься, о, душе моя?!

Надо мной опять сомкнулись воды, Жизнь проходит, как кадильный дым. Был Иосиф братиею продан, Ты же, душе, продалася злым. Пал Давид но покаяньем встал. Ты ж, душе, жила лукаво с детства, Делала злое, позабыв Христа. О, душе, душе моя, восстани, Близ конец, и не имеешь слез. Воззови и сердцем, и устами, Да пощадит тя Иисус Христос!

Если на постные дни выпадает средний праздник полиелейные и со славословием , то совершается две трапезы. В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу в монастыре — и понедельник Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9-й час 15. Следует помнить, что исполнение в полной мере указаний Типикона — удел монашествующих, миряне же могут соответствовать этому идеалу в зависимости от возраста физического и духовного , семейного положения, условий труда и учебы и т. Относительно того, насколько обязательно соблюдать пост в среду и пятницу, можно сказать следующее. Церковь никогда и никого силой ни к чему не принуждает. Впервые заповедь поста — не вкушать от древа познания добра и зла — была дана человечеству еще в раю, и, собственно, по причине ее нарушения прародителей Адама и Еву изгнали из рая. Но заповедь невкушения, по мысли святых отцов, более была связана не столько с добродетелью неядения, сколько с добродетелью послушания: Бог дает заповедь, казалось бы, вообще достаточно легкую и выполнимую — не есть только от одного дерева в раю, но человек и ее нарушает, причем вовсе не от голода и недостатка пищи.

Конечно же, нужно отказаться от алкоголя. Что можно есть? На самом деле, список разрешенных продуктов намного больше. Разрешаются овощи, ягоды и фрукты, зелень, орехи, мед, сухофрукты и грибы. Можно есть любые крупы и все виды бобовых культур. Хлеб и выпечка допускаются, если они приготовлены без яиц и молока. А растительное масло — в отдельные дни. Есть и послабления. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим 28 апреля разрешено употреблять рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем дозволяется рыбная икра. По субботам и воскресеньям, а также на Благовещенье допускается выпить 200 мл сухого вина. Но, если алкоголь для вас является привычкой, то на время поста лучше от него полностью отказаться.

Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть

Почему был установлен пост в среду и пятницу? Для мирян лучше всего обратиться к священнослужителям, которые дадут благословение на Великий пост 2023 с теми или иными послаблениями.
Как поститься в среду и пятницу В понедельник, среду и пятницу второй недели придерживаемся сухоядения.
Православные посты в 2024 году Наш Пост достиг вершины. Слово в среду 5-й седмицы Великого поста.
Петров пост - что можно кушать по дням (календарь мирянам): запреты :: Рецепты :: Клео.ру На исповеди подруге батюшка сказал, что если не соблюдаешь посты, то хотябы постись в среду и пятницу.

Календарь Великого поста-2023: первая седмица

Но в любом случае на послабление во время поста надо взять благословление у священника. Кому еще разрешены послабления во время Великого поста? Людям, имеющим проблемы с пищеварением, можно не следовать рекомендациям о сыроядении. А кому разрешается не соблюдать Великий пост?

Это дети до семи лет, беременные и кормящие женщины. Какие послабления для мирян в Великий пост предусмотрены церковью? Вместо отказа от пищи в первые и последние дни поста в Чистый понедельник, Страстную пятницу можно придерживаться сухоядения, то есть употреблять термически необработанную пищу.

В Великую субботу можно не придерживаться сухоядения и вкушать вареную пищу; в виде исключения также разрешается растительное масло.

Ниже дан календарь питания в дни постов 2024 года. Мы даём его в строгом варианте и в более упрощённом — для мирян. Строгий вариант поста 6 степеней используют монахи и глубоко воцерковленные люди, для мирян чаще всего допускаются некоторые послабления 3 степени. Православный пост в январе 2024 Год начинается с Рождественского поста, который продлится до 6 января 2024 года включительно. Нестрогий вариант поста для мирян 3 степени 3, 5, 6 и 18 числа 2024 года можно только растительную пищу. Но можно рыбу. Строгий вариант поста 6 степеней Что разрешено принимать в пищу в дни Рождественского поста: 1 января - горячая пища без масла 2 января - горячая пища без масла 3 января - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» 4 января - горячая пища без масла 5 января - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» 6 января - Рождественский Сочельник, строгий пост, рекомендовано сухоядение Крещенский Сочельник 18 января 2024 года Крещенский Сочельник. В этот день православные соблюдают строгий пост. До заката солнца рекомендуется только пить воду, после заката — «голодная кутья» на воде с сухофруктами.

Однодневные посты 17 января 2024 года, среда 24 января 2024 года, среда 26 января 2024 года, пятница 31 января 2024 года, среда В однодневные посты можно употреблять рыбу. Православный пост в феврале 2024 Нестрогий вариант поста для мирян 3 степени 2, 7, 9, 14, 16, 21 и 23 февраля 2024 года запрещены мясные и молочные блюда, яйца. Строгий вариант поста 6 степеней Что разрешено принимать в пищу: С 20 по 26 февраля 2024 года запрещается употреблять только мясо; можно кушать растительную пищу, молочную продукцию, яйца, рыбу. Однодневные посты 2 февраля 2024 года, пятница 7 февраля 2024 года, среда 9 февраля 2024 года, пятница 14 февраля 2024 года, среда 15 февраля - Сретение Господне, четверг 16 февраля 2024 года, пятница 21 февраля 2024 года, среда 23 февраля 2024 года, пятница В однодневные посты можно употреблять рыбу. Православный пост в марте 2024 18 марта 2024 года начало Великого Поста. Начинаются строгие ограничения. Полное воздержание от пищи — высшая степень строгости поста, отказ от употребления пищи. Рекомендуется совсем воздержаться от трапезы, пить только воду 19 марта - «хлеб и вода и сим подобная» 20 марта - «хлеб и вода и сим подобная» 21 марта - «хлеб и вода и сим подобная» 22 марта - «хлеб и вода и сим подобная» 23 и 24 марта 2024 года суббота и воскресенье — разогретая еда с добавлением растительного масла 25 марта - «хлеб и вода и сим подобная» 26 марта - горячие блюда без масла 27 марта - сухоядение 28 марта - горячие блюда без масла 29 марта - «хлеб и вода и сим подобная» 30 и 31 марта 2024 года суббота и воскресенье — разогретая еда с добавлением растительного масла Православный пост в апреле 2024 Нестрогий вариант поста для мирян 3 степени До конца апреля следует придерживаться строгих правил поста — только растительная пища.

А также воздержание от излишнего потребления пищи и лакомств, от увеселительных мероприятий и развлечений. Духовный смысл поста заключается в подчинении тела душе, в подвиге воздержания.

Человек это личность. И задача личности — овладеть своей природой. Если человек научится усмирять свое тело от объедения, закалит волю, то сможет и душу уберечь от греха. Первым упоминанием поста в Библии, по мнению Святых Отцов, является запрет Богом Адаму вкушать плоды с дерева познания добра и зла. И нарушение поста привело к искажению грехом природы человека. Постная пища Почему православные постятся в среду и пятницу Помимо четырех многодневных постов Рождественского, Великого, Апостольского и Успенского существует христианская традиция еженедельного воздержания. Это и есть пост по средам и пятницам. Пост в среду установлен в память о предательстве Иудой Иисуса Христа. В пятницу — в воспоминание о страданиях на кресте и смерти Спасителя. В 69-ом Апостольском правиле есть указание, что если церковнослужитель нарушал еженедельный пост кроме случаев телесной немощи , лишался сана.

Саввы предписывает: вкушать рыбу только на Благовещение если праздник не выпадает на Страстную Седмицу ; употреблять растительное масло, вино только по субботам, воскресеньям; полностью воздержаться от пищи в Великую Пятницу и до 9 часа дня Великой Субботы. Оба варианта телесного поста предписывают мирянам и монахам вкушение пищи не более 1 раза в день обычно после захода солнца. Высокое уважение к преподобному на всей Руси способствовало тому, что монашеские обычаи поста начали перенимать миряне. В XIV в. Саввы — также монашеский. Его вводят в богослужение, ему стараются следовать и по части соблюдения постов, прежде всего — Великого. Это делают не только монахи, но и миряне, ведь иночество продолжает быть духовным идеалом. Интересный факт При этом некоторые монастыри, даже целые местности продолжали соблюдать Великий Пост по уставу прп. Чаще всего выбор был вызван тем, что такие христиане жили в жестких условиях. Например, Студийского устава держались многие обители Русского Севера, так как при невозможности иметь достаточно растительной пищи — хлеба, круп, овощей холодное лето, невозможность заниматься земледелием , ничего не оставалось, как поддерживать силы рыбной пищей.

Согласно ему совершаются богослужения, на него же опираются при соблюдении поста телесного. Вместе с тем, согласно рекомендациям, собственную меру воздержания как монахи, так миряне должны согласовывать с духовником. Пост у католиков В первые века христианства традиции поста Запада и Востока отличались незначительно. К настоящему времени католики идут по пути смягчения требований к телесному воздержанию и акценту на духовное. К примеру: пост полностью исключен для детей до 14 лет, больных, беременных; существует термин «воздержание», который, однако, означает лишь запрет на мясо, тогда как молочная пища разрешена практически весь период поста. Поэтому соблюдение телесной аскезы у современных католиков все более остается «на усмотрение» верующих, что ведет ко все более легкому отношению к ней. Главное с чего следует начать: советы начинающим и опытным Современный человек к телесному воздержанию не привык, поэтому оно кажется ему чем-то невозможным. На самом деле требования Церкви, если следовать им без неразумной ревности, находятся в пределах возможностей любого среднего человека, они — плод тысячелетнего опыта, поэтому их не следует бояться. Куда сложнее другое. Многие опытные постники, особенно из числа святых отцов, предупреждают: постное делание будет сопровождаться искушениями, восстанием на человека помыслов, страстей.

Это вполне нормально, более того — полезно, ведь обнажает перед человеком его недостатки, требующие уврачевания. Какие правила Общие можно свести к следующим: начав с телесного воздержания, как самого простого делания, постепенно переходить к аскезе души; например, кроме скоромной пищи, следует воздерживаться также от мирских развлечений; самая же сложная форма аскезы — воздержание от страстей: например, пагубных привычек; сложнее же всего — «не есть людей», то есть не осуждать, не совершать дурных поступков в отношении ближних, прощать их немощи, нелюбовь, иногда — ненависть; отсюда, может быть, главное правило — не бороться только своими силами, предавать дело исправления себя Богу. Святитель Василий Великий о посте «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить». Что можно и что нельзя кушать Устав св. Саввы требует как от монахов, так и от мирян полного воздержания от пищи в определенные дни первой недели, а также Страстной Седмицы. Однако сейчас такое делание совершают немногие опытные подвижники в миру, а также священники, монахи, привычные к нему. В остальные дни в дореволюционные годы принято было вкушать один раз, однако и эту рекомендацию сейчас могут понести не все. Смысл воздержания — не в нем самом, не в «очищении организма» хотя благотворность ограничений признана медиками. Оно помогает душе сосредоточиться на главном — жизни с Богом.

А для этого стоит ограничить влияние на душу мирских страстей, удовольствий, в число которых входит также пища. Что приготовить Ограничение пищи касается не только ее качества и количества. Процесс создания постного, но сложного, требующего усилий блюда, отвлекает от духовного, «приземляет». Зачастую немало душевных сил отнимает поиск специфически постных продуктов, особых рецептов. Так достигается требуемый состав блюд, но страдает душевный настрой, нарушается мир, то есть не достигается основная цель. Поэтому важнейший принцип питания Великим Постом — простота блюд, которые лучше готовить из привычных, общедоступных продуктов, лишь исключив те, которые не благословляет Церковь на эти дни. Список продуктов Стоит также прислушаться к советам опытных подвижников, которые советуют, как аскетическое делание, соблюдать максимум однообразия питания, дабы не способствовать развитию «гортанобесия» страсти, представляющей собой стремление наслаждаться разнообразием вкусов блюд. У опытных мирян, давно живущих церковной жизнью, список покупок на Великий Пост хоть и не сводится к нескольким продуктам, но и не слишком велик. Разрешается Во время поста можно употреблять любую растительную пищу. Это могут быть овощи, фрукты, все виды круп, хлеб.

Источником растительного белка, необходимого человеческому организму, являются бобовые горох, чечевица, фасоль , а также грибы. Что касается напитков, то без ограничений можно пить чай, черный кофе. Выбирая продукты, опытные духовники нередко советуют основываться не только на их происхождении. Иногда и постная пища может стать душевредной, если принимается чрез меру, или же человек особенно, до развития страсти чревоугодия, любит тот или иной продукт. Наконец, многие воздерживаются от растительных, но дорогих или экзотических продуктов, употребление которых не запрещено, но кажется верующему не душеполезным. Именно из этих соображений многие русские крестьяне дореволюционных времен не употребляли во время поста мед как чрезмерно услаждающий вкус , сахар — бывший тогда достаточно дорогим для сельского жителя, к тому же купить его часто было сложно. Известен случай, когда к опытному духовнику пришел молодой человек, жалуясь на то, что его мать категорически против того, чтобы он соблюдал пост. Подумав, священник спросил, что из пищи нравится юноше больше всего. Как оказалось, это был горячий крепкий чай. И тогда батюшка назначил духовному чаду послушание — весь пост воздерживаться именно от него, пусть разрешенного, посчитав, что борьба со страстью будет более полезна душе, чем нарушение семейного мира ради Устава.

Не благословляется Это любая пища животного происхождения: яйца, все молочные продукты, мясо, а также содержащие их изделия. Вместе с тем, определяя качество своего питания Великим Постом, стоит знать также меру. Московский протоиерей Максим Первозванский в интервью от 6 марта 2009 г. Впрочем, есть, например, совершенно постная выпечка — некоторые виды печенья, сушек. А надписи на темном без молока шоколаде о том, что он «может содержать следы молока» нужны для тех, у кого аллергия, когда даже микродозы продукта могут вызвать серьезное обострение. Могут ли они духовно повредить постящемуся? Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь. Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости: «Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед.

И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: — Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми». Про кальмары, креветки и другие морепродукты Традиции поста по-прежнему различны в разных странах. Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской».

Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом. К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия. Рыба и икра По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять: на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу; в праздник Входа Господня в Иерусалим. В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой. Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью. Вино и масло Их устав разрешает по субботним, воскресным дням. Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас. Его принято было очень сильно разводить водой. Неразбавленноеже то, какое мы знаем сейчас пили только «варвары», язычники.

Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство — крепость разведенного напитка была чисто символической. Рецепты блюд на каждый день: Традиционная русская кухня предлагает массу блюд для постного стола, ведь у наших предков соблюдение воздержания было строгим. При этом большинство блюд были легкими для приготовления, не требуя усилий, отвлечения от других трудов. Кисель Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая чтобы не образовались комки , добавляли воду. Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом если оно было разрешено. Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок. Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев. Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла. Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу. Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу.

Блинчики Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой. Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку отсюда, а не от слова «грешник», название. Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час. Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра. А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде. Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар. Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться. Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует: приготовить смесь сухих «быстрых» дрожжей и теплой воды — пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль; постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки; добавить 5-6 ст.

Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества. Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома. Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св. Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями.

Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день. В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе.

Однодневные посты в других конфессиях и религиях

  • Что можно и что нельзя делать в Великий пост, приметы, традиции и молитвы
  • Календарь постов на 2024 год для православных
  • Пост в среду и пятницу - смысл, правила, особенности | Православиум
  • Великий пост: рецепты на каждый день
  • Пост в среду и пятницу - смысл, правила, особенности | Православиум
  • ИНФОРМАЦИОННЫЙ САЙТ ПРО ИКОНЫ, МОЛИТВЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ.

Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней

Какие послабления для мирян в Великий пост предусмотрены церковью? самый главный и самый строгий пост в году. Sputnik сделал подборку постного меню и вкусных рецептов на каждый день. В понедельник, среду и пятницу второй недели придерживаемся сухоядения. Посты по средам и пятницам: значение, почему необходимы ограничения, что можно и нельзя есть в эти дни, кому разрешены послабления. Все строгие правила питания в Великий пост установлены монастырским уставом для монахов, мирянам не обязательно их придерживаться. После окончания Петрова поста возобновляется ПОСТ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ.

Почему был установлен пост в среду и пятницу?

В среду и пятницу соблюдается пост до 9 часа (до 15 часов дня), потому что в среду предан Господь, а в пяток распят. Многих православных терзают сомнения по поводу того, нужно ли соблюдать пост в среду и пятницу. Чтобы Великий пост в 2024 году прошел в молитве, а не в мирских заботах, мы предлагаем уже составленный календарь питания по дням.

Пост среда пятница. Короткий пост, однодневный пост. Что можно есть что нельзя

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Среда и пятница – дни поста в православии: почему они и что можно есть – исчерпывающая информация. В среды и пятницы, приходящиеся не на пост, вкушение рыбы разрешено. Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. А в другие дни святого поста, в понедельник, в среду и в пятницу не едим вареное. В среду и пятницу Великим постом совершаются Литургии Преждеосвященных Даров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий