12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского (1823–1886), великого драматурга и писателя, основоположника современного. Михаил Успенский / РИА Новости. К писателю приезжали журналисты, литераторы, рабочие и общественные деятели. Незадолго до смерти Островского посетил французский писатель Андре Жид.
Сегодня исполняется 200 лет величайшему русскому драматургу Александру Николаевичу Островскому
Час интересного общения «Николай Островский – писатель, книги которого хочется читать и смотреть» | Лучшие и новые книги 2024 автора: Островский Александр Николаевич в интернет-магазине Лабиринт. |
Ему нет равных: фестиваль «Островский в доме Островского» стартует в Москве | В Калязине с Островским случилось несчастье: лошади взбесились и опрокинули повозку, которая своей тяжестью сломала писателю ногу. |
Алексей Островский - | один из основателей Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, созданного в 1870 году с целью защиты прав творческих. |
Путин дал поручение о подготовке к 200-летию писателя Островского
Но что бы ни происходило, он всегда свято верил в верность своих идей, он был силен духом и не сдался даже в самый тяжелый момент. В 1930 — 1970-е годы XX века книга Н. Островского «Как закалялась сталь» была одной из самых любимых настольных книг молодежи. С момента начала ее публикации в журнале «Молодая гвардия» прошло 90 лет. Роман называют частично автобиографическим.
Он входил в обязательную школьную программу, по нему организовывались конференции, писали сочинения и эссе. Многие критики считают роман «Как закалялась сталь» актуальным и сегодня. Образ главного героя романа — Корчагина был автобиографичен.
По дорогам Верхневолжья Островский провёл на тверской земле около четырёх с половиной месяцев.
В столице губернии писатель жил в гостинице Барсукова на Миллионной сейчас Советской улице, о чём напоминает мемориальная доска на доме, стоящем на пересечении улицы с Тверским проспектом. Александр Николаевич изучил исторический центр города, Заволжье, Затьмачье и Затверечье, познакомился с зарождающейся в Твери текстильной промышленностью, судостроением и рыболовством. Островский был разочарован бедностью в городе, у которого были все шансы стать процветающим. Писателя поразили чистота центральных улиц, которые постоянно мели по старой привычке, и их малолюдность.
Затем Островский выехал из Твери в Городню. Живописность села запала путешественнику в душу: "Долго любовался я видом с обрывистого берега от церкви. Под ногами Волга, синяя от пасмурной погоды и подёрнутая рябью… За рекой зеленел поёмный луг, который расстилался ковром вплоть до высокого тёмного соснового лесу.
Напомним, что один из авторов — протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, которому 13 марта исполнилось 79 лет. Примечательно, что сам отец Павел в своём комментарии в телеграмме откровенно саморазоблачается, показывая, что его интересуют вовсе не выяснение истины и не убеждения оппонентов, а как бы статья с критикой не была положена на стол его начальству и как бы он не пострадал за это, не потерял «тёпленькое местечко» в Москве. Попытка избежать гонений за правду — очень странная позиция для православного человека. Примечательны также и миссионерские методы, которые использует священник Павел Островский. Он откровенно кичится количеством сторонников, поддержавших его. Однако нам удалось ознакомиться с частью комментариев в его телеграмме, когда они были открыты, — многие из них звучат следующим образом: «Статью не читал, но Вам верю». Есть чем гордиться? Как это напоминает знаменитую фразу советского пролетария: «Пастернака не читал, но осуждаю». Редакция «Русской народной линии».
Островский жил и писал в родовой усадьбе в селе Щелыково, что в 20 верстах от Кинешмы. А потому кинешемцы по праву считают его своим земляком. Тем более, что он немало сделал для уездного города.
В 2023 году исполняется 200 лет русскому драматургу и писателю Александру Николаевичу Островскому.
«С этого дня, — говорит Островский, — я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание». Лучшие и новые книги 2024 автора: Островский Александр Николаевич в интернет-магазине Лабиринт. Полная биография, самые интересные факты из жизни и последние новости об авторе.
Драматургия вне времени: как Александр Островский изменил русский театр
«Вот мне приют…» Островский в Щелыкове | Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу. |
Драматургия вне времени: как Александр Островский изменил русский театр | Островский заговорил купеческим языком, как никто из наших писателей, потому что жил и вращался среди купцов с малого возраста». |
А. Н. Островский - великий драматург и писатель | Новаторство пьесы Островского ярко проявилось в постановке Малого театра, в частности, в исполнении роли Любима Торцова знаменитым актером Провом Садовским. |
Живой Островский - Новости | 26 апреля 2012 года Алексей Островский вступил в должность Губернатора Смоленской области. |
Алексей Островский
Алексей Островский Россия Общество 29 октября в 14:08 Смоленский губернатор продаст резиденцию ради помощи местным больницам. «Мы видели Александра Николаевича среди этих красот природы здоровым и жизнерадостным, — вспоминал частый гость Островского, писатель-этнограф Сергей Максимов. Островский заговорил купеческим языком, как никто из наших писателей, потому что жил и вращался среди купцов с малого возраста». Родные писателя подбирали их, складывали по порядку (писатель нумеровал страницы), а затем написанное переносилось в блокноты.
Алексей Островский
В доме было установлено два телефона (один в комнате у писателя); кстати, Островский был 28-м абонентом при переезде в Сочи. В 1845 году Островский начал работать уже в Коммерческом суде, где не только вел протоколы, но и принимал жалобы от людей. 12 апреля 2023 года исполняется 200 лет русскому драматургу и писателю Александру Николаевичу Островскому. Большевик и писатель Николай Островский родился на Волыни, в селе Вилия Острожского уезда, а жизнь и творчество его оказались наиболее тесно связаны с Шепетовкой.
Гений из Замоскворечья: об основоположнике национального театра Александре Островском
Островского Одно из важнейших событий 2023 года для российской культуры и всего мирового театрального сообщества - 200-летие со дня рождения выдающегося русского драматурга Александра Островского. Александр Николаевич Островский 1823-1886 — один из известнейших русских писателей, талантливый драматург, основоположник современного русского театра, член-корреспондент Петербургской Академии наук. С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. Островский воплотил в своём творчестве национальный дух и колорит театра, он сделал его особенным, злободневным, реалистичным и истинно русским. Любовь к устной поэзии, народной песне и обычаям заметна на всём протяжении его творческой жизни.
Мещерский, А. Островский, В. Кашперов, А. Майков, М. Он состоял в отношениях с Агафьей Ивановной и был женат на актрисе Марии Бахметьевой.
Здесь он провел значительную часть своей жизни.
Островский жил и писал в родовой усадьбе в селе Щелыково, что в 20 верстах от Кинешмы. А потому кинешемцы по праву считают его своим земляком.
С этих «Записок замоскворецкого жителя» и началось открытие этой «страны». В тридцати двух пьесах действие происходит в Москве, в Замоскворечье.
Жители Замоскворечья — купцы, мелкие чиновники, свахи — живут на улицах этого «благословенного уголка Москвы», с ними можно встретиться в пьесах «Свои люди — сочтемся» , «Семейная картина» , «Утро молодого человека» , трилогии о Бальзаминове, и других. Дочь богатого купца Большова, пустая и взбалмошная девица, озабоченная только одним — как бы поудачнее выйти замуж за «благородного». Единственный ребенок в семье, избалованное и капризное дитя недалеких родителей, привыкшее лишь принимать любовь других. Ее занимают лишь наряды и светские развлечения, она живет мечтами о том дне, когда, наконец, станет «барыней».
Подхалюзин, как настоящий артист, мастерски разыгрывает преданность хозяину, изображая нешуточную обеспокоенность судьбой его капиталов и его семьи. Когда Большов, желая увильнуть от кредиторов, для отвода глаз переписывает на него и дом и лавки, догадливому Лазарю приходит на ум просить руки хозяйской дочери, Липочки. Москва, 1997. Том II.
Москва, 2022. Богатый купец, владелец трех лавок, торгующих тканями, бакалейными и москательными товарами предметами бытовой химии, красками, клеем, мылом. Он женат на Аграфене Кондратьевне. У супругов есть единственная дочь Липочка.
Самсон Силыч прошел большой трудный путь из крестьян в купцы. Он упрям, эгоистичен, молчалив, когда выпьет ведет себя агрессивно. Он решает провернуть аферу: не желая выплачивать долги, решает объявить себя банкротом и чтобы власти не арестовали дом и лавки — переписывает все на своего приказчика Подхалюзина. Обожает свою единственную 18-летнюю дочь Липочку и боится мужа-самодура.
Малообразованная, мягкая, терпеливая женщина. Она хочет казаться строгой матерью, но на самом деле, не имеет на дочь никакого влияния. Избалованная Липочка неуважительно относится к своей матери, хамит и не прислушивается к ее просьбам. Частые ссоры с дочерью заканчиваются слезами и Аграфена Кондратьевна готова купить ей любые украшения, лишь бы та не плакала.
Иллюстрация П. Молодой самовлюбленный человек купеческого звания, мечтающий зажить «по-господски», с размахом. Стремясь подражать аристократам, он окружил себя роскошью, во всем ревностно следует моде, пытается учиться петь и писать стихи. Не зная иностранного языка, он все же выписал журнал на французском.
Но такой образ жизни с большим трудом дается глупому бездельнику... Брачные услуги Устиньи Наумовны востребованы в городе: целыми днями они ищет женихов и невест. Она гордо называет себя чиновницей 14-го ранга, имя в виду, что она жена коллежского регистратора —низшего гражданского чина в России. Хитра, умет польстить, войти в доверие.
Ради выгоды она готова обмануть клиентов и не сдержать обещание. Мелкий чиновник, большой мечтатель и романтик, по-детски добр, наивен и простодушен. Единственным талантом этого «никчемного», казалось бы, человека — это его замечательная способность улетать далеко от реалий и грезить. Белобрысый, худенький и невысокий Миша, в своих фантазиях видит себя полным, высокого роста брюнетом.
Робкий по натуре, он при любом строгом взгляде «вздрагивает и конфузится», но легко может представить себя бравым офицером и даже царем. Одна из его грез — женитьба на богатой невесте. Трижды он оказывается близок к исполнению желаний, и трижды судьба смеется над ним. Дородная, флегматичная, Домна Евстигнеевна представляет собой идеал купчихи.
Она окружена прихлебательницами и прибывая в состоянии безмятежной лени и скуки и даже говорит медленно, с расстановкой. Единственное развлечение — вкусно поесть, выпить и послушать местные сплетни. Она добродушна, наивна, неумна. Мечтая выйти вновь замуж, Белотелова обращается к свахе.
Долгожданным женихом оказывается Мишенька Бальзаминов, уже почти потерявший надежды на богатую женитьбу, и вот, наконец-то, сватовство состоялось!
Путин дал поручение о подготовке к 200-летию писателя Островского
Тэги: 200летие александра островского , творчество , литература , вера , православие , церковь , история , патриаршество , российская империя , духовность Ценными душевными качествами Островский, как правило, наделяет своих самых несчастливых героинь. Волков Б. Эскиз декорации к спектаклю «Гроза». Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Островского «Щелыково» 12 апреля исполнится 200 лет со дня рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. В богатом художественном мире его произведений нашла отражение и духовная жизнь России. Причем не только второй половины XIX века.
Островский обращался и к историческому материалу. Надо сказать, что у современников позиция драматурга вызывала вопросы. Журнал «Отечественные записки» критиковал его за выпячивание роли церкви в пьесах о Смутном времени. В журнале утверждалось: герои «точно выпущены из монастыря и в земском деле видят одно религиозное дело…» С другой стороны — характеристика, данная Островскому консервативным публицистом Константином Леонтьевым: «Демократ, ненавистник монашества и православия…». Драматург показал специфику российской духовности, степень усвоения россиянами идей христианства. Про купца Пузатова пьеса «Семейная хроника» сказано: «Каждый праздник он в церковь ходит, да придет-то раньше всех; посты держит, великим постом и чаю не пьет с сахаром… А если обманет кого, так что за беда!..
Еще одно оправдание порока — в пьесе «Свои люди — сочтемся». Говоря об обмане в торговле, о том, что немцы обирают покупателей, герой заявляет: «Мы не немцы, а христиане православные, да тоже пироги-то с начинкой едим». Самооправдание принадлежностью к православию предстает характерным явлением. Герой комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» мещанин Елеся, признавшись в хитрости и зависти, в то же время заявляет: «религия в нас настоящая». Не следует посыпать голову пеплом, считают персонажи и других произведений. И вправду молились.
Вот признание Катерины из «Грозы»: «До смерти я любила в церковь ходить! Упомянуты и бедные. Помещица Мурзавецкая комедия «Волки и овцы» о бедняках: «Их-то молитвы доходчивее». Девушка Лиза из пьесы «Пучина» взывает: «Бабушка, давайте молиться вместе! Трудно мне, трудно! Жизни я своей теперь не рада».
Горького, которым она руководила более тридцати лет. Вы знаете, как драматично это для неё обернулось. Но меня всё-таки не отпускают два вопроса. Первый: как в принципе могло такое произойти? И второй: а сделаны ли надлежащие выводы? Там работали в качестве приглашённых наши режиссёры, много ставили, в том числе Островского. А вот новый художественный руководитель по фамилии Бояков, назначенный вместо Дорониной, русскую классику полностью отменил. Когда же, по прошествии значительного времени, была объявлена премьера «Леса», это оказался просто ужас ужасный. Самая настоящая карикатура, в которой трудно было уловить хоть что-то от подлинного Островского! По телеканалу «Культура»!
Посвящена же она была 30-летию театрального фестиваля «Балтийский дом», обосновавшегося в Петербурге. Чем этот примечателен? Подводя итог за три десятка лет, они пришли к выводу, в чём состоит главная их заслуга. Оказывается, посмотрев очередной спектакль по классической пьесе, большинство зрителей уже перестали возмущаться, как раньше: «Да где же здесь Островский? Сколь бы ни был талантлив режиссёр, не имеет он права подменять собой классику, до неузнаваемости переделывать того же Островского, вложившего в пьесы свой гений. Раскрыть максимально глубину этого гения и донести его силу до зрителей — вот наш долг. Хотя вытворяемое им следует называть не культурой, а точнее — антикультурой. Борьба тут неизбежна? Она шла, идёт и, наверное, будет идти. Юбилей — тоже борьба.
И большая работа... Скажу вам, что несколько последних дней я провёл здесь, в этом вашем здании, немало узнал и увидел собственными глазами. Я поинтересовался в кассе, как с билетами, и в ответ услышал: «Аншлаг... А Островский, вы правы, у нас по-прежнему вне конкуренции. Сейчас в репертуаре Малого 14 постановок по его пьесам. Три из них — новые, подготовлены к юбилею: «Женитьба Бальзаминова», «На бойком месте» и «Горячее сердце». Хорошей идеей у вас стало проведение дневных экскурсий по Малому театру, и сколько же людей они привлекают! Не только москвичей. В одну из суббот я решил стать участником такой экскурсии. Прибыло, как оказалось, около двухсот человек из города Иваново, и Татьяне Юрьевне Крупениковой, которая возглавляет музейно-информационный центр вашего театра, пришлось разделить их на несколько групп.
Сама она вела экскурсию так интересно, что даже я заслушался и узнал немало нового, а гости потом дружно благодарили её от всей души. Наверняка вас познакомили и с нашей новой постоянной экспозицией под названием «Пространство автора». Выставка мультимедийная: можно в электронном виде пролистать на экране прижизненные публикации пьес Александра Николаевича, рассмотреть его рукописи. Но особое значение придаём работе, которая призвана способствовать дальнейшему утверждению творчества Островского в театрах нашей страны и повышению уровня этих спектаклей во всех отношениях. Вы помните, как в суровом 1993-м мы начинали у себя Международный фестиваль «Островский в Доме Островского»? В труднейший момент вы сумели отобрать действительно лучшие постановки пьес Островского в театрах России и других недавних советских республик. Показ их на фоне обострившегося стремления «покончить с Островским» воспринимался как убедительный вызов этому безумству, а вместе с тем приобрёл для участников конкретный учебный характер. Помню, как радовался Виктор Сергеевич Розов, ставший членом жюри... Для участия в нём было подано 78 заявок. В результате отбора взыскательной комиссией в московскую афишу фестиваля вошли 14 наименований.
Говорю о режиссёрской лаборатории «Постигая Островского». Постигать — очень важная цель, обозначенная в названии. Мы и поставили эту цель, чтобы помочь начинающим режиссёрам разных театров в освоении глубочайшего классика на основе драгоценного опыта Дома Островского. Назову ещё наш проект под названием «Реальные места вымышленных героев». У нас теперь есть своя киностудия, и мы намерены снять документальный фильм, в котором можно будет увидеть, где происходило действие ряда известнейших пьес Александра Николаевича. Рассматриваем такой фильм как часть нашей просветительской работы. Чем больше нынешние наши современники будут знать о жизненном и творческом подвиге писателя, тем надёжнее гарантия дальнейшего расширения численности его читателей и зрителей. Островского для нас особенный праздник.
Островский просто голову потерял. Он же для нее и с нее написал Катерину Кабанову в «Грозе». Что мужчина может подарить любимой женщине, если он — драматург, а его избранница — актриса? Островский подарил ей гениальную роль. В Катерине есть одно качество, и она сама про это говорит и это правда: «Обманывать-то я не умею; скрывать-то ничего не могу». Как не умеет? Каждый человек умеет если не солгать, то умолчать о чем-то. А Катерина — нет, ей это не дано. Такой была и сама Любовь Павловна. Ее женская история печальна — она влюбилась, и, естественно, не в того, в кого надо, он обобрал ее, жизнь семейная не сложилась. А в Островском какая-то заноза осталась. Через два года после смерти Агаши Александр Николаевич женился на Марии Васильевне Бахметьевой — актрисе не первого ряда, яркой, красивой, цыганистого облика, домовитой, отчасти властной, хозяйственной, и прожил с ней до конца жизни вполне благополучно. И все время торопился успеть — к началу сезона, к бенефису одного из любимых актеров или возникала нужда покрыть какие-то долги. Если говорить о процессе творчества, то Островский долго вынашивал пьесу и до тех пор, пока она у него вся не сложилась в голове, писать не начинал. Он должен был увидеть каждого персонажа, даже произносящего две-три реплики, — живьем, в красках, объеме, в цвете, в темпе, в характере, в ужимках, ухватках, привычках. Тогда он садился и очень быстро сочинял, иногда через две-три недели пьесу заканчивал. Так писал всю жизнь и написал 48 пьес — оригинальных. А он вообще-то знал пять иностранных языков и перевел для русского театра немало европейских пьес — Шекспира, Гольдони, Кальдерона, французов — и без словаря, с подлинника, а не с подстрочника. Это важный момент, потому что Островский, конечно, был русским европейцем — сложился к началу XIX века этот культурный тип в русской жизни, начинается он с Карамзина и Жуковского. Но то, что он пишет о своих впечатлениях от Европы, не сравнить ни с «Письмами русского путешественника» Карамзина, ни даже с «Игроком» Достоевского или «Вешними водами» Тургенева, которые описывали европейскую жизнь «в близкой оптике». Для Островского Европа — на расстоянии и дистанционно. Он будто чувствовал эту дистанцию и ее соблюдал. У него не распахивались глаза от восхищения, и он не писал гневных инвектив по поводу европейской буржуазности, как Лев Толстой или Достоевский. Как писателя Европа его не вдохновляла. У него в пьесах она присутствует только как деловое место промышленности и торговли, а для русских еще и отдыха. Для него важно только одно: преломление европейского культурного наследия в русской жизни, и это, главным образом, пересечение с Шиллером. Шиллеровские роли у русских актеров — особая страница истории театра. Он выезжал в Европу полномочным представителем русской истории и культуры и не забывал, что он — посланник Москвы, России, великой и мощной державы. И его исторические драмы: «Василиса Мелентьева», «Тушино», «Минин», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», гораздо менее востребованные современным театром, чем замоскворецкие сцены, картины и комедии, — свидетельствуют об этом со всей полнотой. Прозаик может в комментариях, в объяснениях, лирических отступлениях как-то себя проявить, а драматург такой возможности не имеет. Слева написано, кто говорит, справа — что говорит, а драматург как человек в своем произведении отсутствует. Он присутствует только своим талантом — в композиции пьесы, в системе образов, в организации конфликта. Из всех русских драматургов Островский — самый объективный: все внутреннее и экзистенциальное он из текста убирает. Личность Александра Николаевича остается неразгаданной — трудно распознать, каким он был, как тяжко догадаться про Шекспира, от которого ничего не осталось, кроме его пьес. Но по тому, какова основная интонация драматургии Островского, чувствуется, что он был хорошим человеком и простым. У автора тоже все шло гладко? Вспоминаем, к примеру, комедию «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Товстоногова или Захарова, и ахаем: «Какая пьеса! Один из критиков, не хочется даже упоминать его имя, написал об Островском статью, которая называлась ни больше ни меньше «Бессилие творческой мысли», а доказательством этого «бессилия» служила пьеса «На всякого мудреца довольно простоты». Сейчас в это трудно поверить, но это так. Или не сходящая со сцены более полутора столетий комедия «Банкрот, или Свои люди — сочтемся».
А сотрудники музея тщательно скрывают эти изъятые из переписки места. В письмах к Беренфус мы встречаем вдруг неожиданное признание Островского, что в 1920-ом он участвовал в усмирении 6-ой дивизии, восставшей против Советов при наступлении на Варшаву. Однако Островский пишет, что он в этом не хочет принимать участия, не желает кого-то «душить», в результате чего ревтрибунал приговаривает его к нескольким месяцам заключения. Вот она разгадка! Шестнадцатилетний Островский отказывается «душить». Он совершает некий поступок. Отказывается участвовать в расстреле? Что еще могло привести к трибуналу? Если верить автобиографии, в 1920-21 годах Островский продолжает работать помощником кочегара на электростанции, куда его устроил брат Дмитрий. Но это не вся правда. Он, конечно, был свидетелем отдельных событий Гражданской войны, но обо всем случившемся с ним тогда он предпочитал открыто нигде не упоминать. Он строит узкоколейку от станции Боярка и принимает участие во Всероссийском съезде комсомола. Для самого Островского комсомольская жизнь начинается в Шепетовке, где всего несколько десятков комсомольцев. Он активист уездного масштаба. В августе 1921-го шепетовская организация направляет Островского на учебу на вечернее отделение Киевского железнодорожного техникума. Киевский период — самый загадочный в его жизни. О нем не сохранилось никаких достоверных свидетельств. Лишь на основе воспоминаний близких Островского и его самого мы сейчас знаем, что учиться ему практически не пришлось. Ведь он несколько раз болеет тифом. А как же узкоколейка в Боярке? Был ли этот героический эпизод в жизни писателя? Сейчас в городе Боярка целых две мемориальных узкоколейки. Одну открыли в шестидесятые годы, другую — в километре от первой — в восьмидесятые. Обе посвящены той самой, что описана в романе. Об узкоколейной железной дороге в этом месте существуют лишь устные воспоминания, причем написаны они после выхода книги Островского. Никаких документальных свидетельств ее существования до сих пор ни в одном архиве не обнаружено. Даже в своих письмах Островский ни разу не рассказывает о строительстве, занявшем столь заметное место в романе. Скорее всего, эпизод с узкоколейкой вымышлен писателем, который обобщил опыт и воспоминания комсомольцев, участвовавших в Гражданской войне. В Киеве с Островским происходит роковое для него событие. В конце 1922 года он вновь пытается покончить с собой. Для многих коммунистов и комсомольцев это настоящая трагедия. Они считают, что их предали. Возможно, эти же чувства испытывает и сам Островский. Он стреляет себе в грудь, но остается живым. Начало 1923 года он проводит в материнском доме в Шепетовке. Потом уезжает к старшей сестре в Берездов, что неподалеку. Здесь он почти сразу становится освобожденным секретарем райкома комсомола. Это его первая серьезная комсомольская работа. Островского принимают кандидатом в партию и назначают политкомиссаром ЧОНа — части особого назначения, которая сражается с бандитами. После Польской кампании украинский Берездов является приграничным районом. Здесь в лесах и по деревням скрывается много недовольных советской властью. Со следующего года он из-за болезни уже теряет возможность работать в комсомоле. Ему двадцать лет. В отличие от Павки Корчагина комсомольская биография писателя заканчивается на районном уровне. У Островского над правым глазом шрам. Считается, что это след того ранения, которое он перенес на своего персонажа. Но в единственном сохранившемся медицинском документе о ранении — ни слова. Сам писатель утверждает в письмах, что первый раз болезнь дала о себе знать в шестнадцать лет, и это явилось следствием тифа. В результате начали болеть и опухать колени. Врачи в Шепетовке выносят диагноз: туберкулез суставов. И в 1922-ом они категорически требуют, чтобы Островский прошел курс санаторного лечения. Ему, восемнадцатилетнему, предлагают выйти на пенсию по инвалидности. Сегодня, когда медицинские документы писателя уничтожены, точно установить причину настигшей его страшной болезни невозможно. Но современные врачи на основании симптомов высказывают мнение, что у писателя могла быть болезнь Бехтерева, при которой разрушается скелетно-мышечная система. Симптомы обоих заболеваний — туберкулеза костей и болезни Бехтерева — схожи. Это дикие боли при любом движении. Именно боль не дает возможности двигаться. В 1924-ом году Островский вынужден отправиться на полтора года на лечение в Харьков. Один за другим теряют гибкость суставы. Ноги и руки постепенно перестают сгибаться. Через два года Николай уже с трудом передвигается на костылях, а еще через два он уже не поднимается с постели. Врачи не оставляют никакой надежды. Более того, предсказывают полную слепоту. Прикованный к постели, больше похожий на скелет, он все же пытается как-то себя реализовать. Ради нее он жертвует всем личным, посвящая себя без остатка борьбе за справедливость. В жизни же самого Островского чувства играли далеко не последнюю роль. Люсе Беренфус, своей первой девушке, он пишет трогательные письма. Жгучая, черноокая красавица. Дочь главврача бердянского санатория. Ей было пятнадцать лет, ему восемнадцать. Они больше никогда в жизни не встречались. Но первое испытанное им романтическое чувство Островский хранил всю жизнь. Именно письма к ней содержат самые сокровенные признания Николая о себе.
Великий летописец русской жизни
Его драмы являются одними из самых читаемых и часто исполняемых сценических произведений в России. Наиболее известные пьесы Островского: «Свои люди — сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Не всё коту масленица», «В чужом пиру похмелье», «Бедность не порок», «Светит, да не греет», «На каждого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Снегурочка», «Гроза», «Лес». Александр Николаевич Островский — писатель, зародивший великое понятие драмтеатра. Это человек, который сумел пройти сквозь множество осуждений известных личностей и правительства и внести огромный вклад в творческую историю России.
Островского Одно из важнейших событий 2023 года для российской культуры и всего мирового театрального сообщества - 200-летие со дня рождения выдающегося русского драматурга Александра Островского. Александр Николаевич Островский 1823-1886 — один из известнейших русских писателей, талантливый драматург, основоположник современного русского театра, член-корреспондент Петербургской Академии наук. С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. Островский воплотил в своём творчестве национальный дух и колорит театра, он сделал его особенным, злободневным, реалистичным и истинно русским. Любовь к устной поэзии, народной песне и обычаям заметна на всём протяжении его творческой жизни.
Это свидетельствует, как минимум, о том, что в чём-то отец Павел не прав.
Однако, судя по послесловию отца Павла, за собой он не видит никаких прегрешений, он прав, правы его фанаты, а вот его оппоненты — лжецы и обманщики. Отец Павел пишет, что не хочет публично отвечать своим критикам. Нет аргументов? Гордыня не позволяет вступать в полемику? К нам в редакцию частным образом обращался представитель Московской Патриархии, который предлагал РНЛ для объективности дать слово отцу Павлу, обращая внимания на то, что он — не злодей и не враг Церкви. Мы вняли этому предложению и предложили отцу Павлу опубликовать его ответ оппонентам и разъяснение своей позиции. Но он, как видим, высокомерно отказался. На наш взгляд, это лучше всего свидетельствует о неправоте священника Павла Островского.
И тогда он идет в городскую библиотеку и начинает читать. День за днем, книгу за книгой.
Но будет ли когда-нибудь литература для него источником средств к существованию? В сентябре 1926-го Островский внезапно все бросает и на костылях с трудом добирается до Москвы. Он впервые в столице. Только ей, истинной коммунистке, можно довериться, только с ней можно посоветоваться. А если она все-таки ответит взаимностью на его чувства… Преодолевая дикую боль, он с трудом поднимается на шестой этаж. Бледный, с крупными каплями пота на лбу — он стоит на пороге. Он никого не предупредил о своем приезде. Марта все понимает без слов. Вечером в квартире появляется мужчина. Он слишком откровенно обнимает Марту.
Островскому все становится ясно. Он решает покончить со своей душевной слабостью и делает вид, что все в порядке вещей. На следующий день он говорит Марте: «Я приехал лишь для того, чтобы ты мне помогла. Все остальное чепуха». Марта по достоинству оценивает проявленное мужество и в последующие дни подключает все имеющиеся у нее связи, чтобы познакомить Островского с нужными людьми: журналистами, издателями. Островский легко располагает к себе собеседников. С ним с удовольствием общаются, его слушают, и благодаря этому он заводит множество знакомств. Некоторые из новых знакомых — очень влиятельные люди. Позже они не раз ему сильно помогут, как помогла и направила Марта Пуринь. В начале октября Островский уезжает обратно в Новороссийск.
Ему нужна помощница. И он использует все свое мужское обаяние в отношении двадцатилетней младшей дочери Мацюков — Раисы. Через месяц Рая объявляет потрясенным родителям, что они с Николаем стали мужем и женой. С этого момента Рая становится для Островского всем: и женой, и сиделкой, и помощницей, и ходоком во все инстанции. Она очень нравится и матери Ольге Осиповне, а также брату Дмитрию. Через 10 лет после смерти Николая Островского Раиса по настоянию его матери станет женой Дмитрия. Островский продолжает жадно читать книги. Он понимает, что без этого писателем не станет. Библиотекари не выдерживают и отправляют его на книжный склад, где он сидит и продолжает читать. За полгода он прочитывает столько, сколько обычный человек за двадцать лет.
Ему очень нравится приключенческая литература. Он пытается хотя бы в мечтах прожить ту жизнь, которую отняла болезнь. Простых рабочих и крестьян, которым на основе их писем профессионалы помогают сделать статьи и очерки. Позднее Островский специально упомянет его в качестве того, кто предложил ему сразу создать роман или повесть. Вероятно, Костров также обещает профессиональную помощь в редактировании, как только Николай что-то напишет. Костров умрет в 1930-ом от туберкулеза, и Островскому будут помогать другие люди. Но после его смерти Островский с благодарностью вспомнит именно о Кострове. А за окнами уже другая жизнь. Гражданская война давно позади. Революция еще у всех в памяти, но для молодых она уже как предание.
В 1928 году Островский живет в Сочи, скитаясь по разным подвалам и углам. Ему приходится туго, ведь он практически недвижим и получает мизерную пенсию. Наступает слепота, и позарез нужен радиоприемник, чтобы не быть отрезанным от мира. Рая продает все его носильные вещи — Островскому они уже не понадобятся. Сама работает до глубокой ночи, но средств все равно не хватает. Новая добрая знакомая Жигарева втайне переводит из Ленинграда кое-какие деньги прямо Раисе. Работа над романом идет страшно медленно. Пока у Островского лишь одни наброски и фрагменты. Осенью 1929-го Николай приезжает на лечение в Москву. Внутренне он уже готов рассказать свою жизнь, как легенду, сочиненную им самим.
То, что пережил он сам, и то, что почерпнул из книг, надо сопрячь с полетом воображения и духовными ожиданиями миллионов будущих читателей. И он мысленно переплавляет все события своей жизни, приспосабливая их к задуманному. Именно поэтому Корчагин сыплет махорку в тесто священнику, сражается на Гражданской, получает тяжелое ранение, несколько месяцев строит узкоколейку в Боярке… Потом участвует в Союзном съезде ВЛКСМ, а не просто в районной конференции, как это было в жизни у Островского. После выписки из клиники не без помощи влиятельных знакомых Николай добивается получения комнаты в коммунальной квартире в Мертвом переулке. Писать роман важно именно здесь, в Москве. Тут больше возможности добиться его опубликования. Он пытается писать самостоятельно, но это почти невозможно. Руки не слушаются. Для того, чтобы строки не наезжали друг на друга, делаются специальные трафареты. Но и это не помогает.
Остается единственный выход — диктовать роман помощникам. Обстановка шумной коммуналки угнетает, она мешает сосредоточиться. Тишина наступает только по ночам. Островский пишет друзьям, что состояние его таково, что это может закончиться катастрофой. Все эти годы у него под подушкой револьвер. Начинается страшная депрессия. Врачи советуют Рае срочно вывезти мужа в Сочи. Новой попытки самоубийства удается избежать в последний момент. Через несколько месяцев у моря врачам удается вывести Островского из тяжелого состояния. И он вновь возвращается к роману.
Первая часть романа, несмотря на трудности, издается в 1932 году.
«В счастии человек делается добрее, благороднее»: 200 лет со дня рождения Александра Островского
Она убедительно рассказала, как Островский воссоздавал мир своих героев, используя жанр фольклора. Если проанализировать все поступившие доклады, то можно отметить, что были затронуты интереснейшие аспекты творчества и жизни драматурга. Почти все выступавшие отмечали, что Островский имел уникальную репутацию среди писателей: «То был человек большого и оригинального ума, признанного, кажется, всеми современниками». Смешно отозвался о нем А. Дружинин: «Умный до ужасающей степени».
Островский, до старости лет востривший и развивающий свой ум, ценил деятельность человеческого разума во всяких видах, но он понимал ум по-своему, соединяя с понятием «ум» понятия «гений» и «талант». При этом в нем не было суетливости, внешней позы и стремления к пышным речам: «Он избегал торопливых речей, ненужных слов, путаных дел, темных историй; политика и особливо болтовня о ней отвращала его — видимо, своей полной антихудожественностью; он всесторонне обдумывал людей и никогда не доверялся случайным собеседникам; он брал на свои плечи все, что взваливала жизнь, — и никогда и ни от чего не отказался, не увильнул, не схитрил. Он, своим разумом преображавший материю жизни в божественное искусство, будто стремился продлить сие благодетельное преобразование и далее». О широте кругозора Островского говорит и та разносторонность, с которой отбирал он пьесы для перевода.
Он переводил римских классиков: комедию Плавта «Ослы», «Свекровь» Теренция, отрывок из трагедии Сенеки. В то же время он сознавал свое место в русской литературе. Островский принес в русскую драматургию необычайно много нового, его имя называют среди столпов, на которых держится русский театр, наряду с Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. И конечно, он гораздо дальше прошел по пути создания национального и реалистического театра, чем каждый из предшественников.
О себе он как-то заметил: «Я и есть русский театр». И это не преувеличение: он не только написал для театра 47 пьес — целый репертуар!
По словам телеведущей, экс-главнокомандующего планировали назначить на пост посла в Лондоне, однако он подозрительным образом отсутствует в поле зрения общественности, его никто не видел в последние недели, передает РИА «Новости». Также высказываются предположения, что он якобы был убит вместе с несколькими высокопоставленными украинскими офицерами.
Как пишут «Военкоры Русской Весны» , беспилотник удалось сбить бойцу третьего батальона 91 отдельного стрелкового полка рядовому Хатамову из Узбекистана. Сообщается, что российские военные выполняли боевую задачу в Никольском. Когда шли эвакуационные мероприятия, они попали под обстрел, один из военных был ранен. Хатамов «возвратился за ним и был атакован FPV-дроном-камикадзе», но сбил беспилотник вещмешком — в результате у БПЛА были «повреждены лопасти», дрон «потерял управление».
Российские военные провели «успешную эвакуацию боевого товарища». В феврале российский военный сбил палкой преследовавший его FPV-дрон. Кондратьев сообщил в Telegram , что киевский режим предпринял попытку масштабной террористической атаки в Славянском, Северском и Кущевском районах, используя беспилотники. Никто не пострадал, «серьезных повреждений нет».
Он поблагодарил военных за «отражение атаки и уничтожение БПЛА». Глава района Роман Синяговский сообщил в Telegram , что «было девять атак на резервуарный парк и ректификационную колонну» на территории завода в Славянске-на-Кубани. Выстроенная система защиты не допустила повреждения резервуарного парка, но была повреждена ректификационная колонна. Возгорание ликвидировано, пострадавших нет, сообщил Синяговский.
Напомним, в марте в результате атаки на Славянском НПЗ произошел пожар. Как сообщил оперативный штаб Краснодарского края, «в момент атаки БПЛА один человек погиб », предположительно, от сердечного приступа. Он не исключил, что завод получил скрытые повреждения. По его словам, на месте происшествия работают пожарные и ремонтные бригады.
Ранее сообщалось, что российские военные подавили более десяти беспилотников, которые пытались атаковать НПЗ и объекты инфраструктуры в Краснодарском крае. Отмечается, что мужчины с ограниченной годностью к службе пройдут повторное медосвидетельствование, после чего будут разделены на четыре категории для определения места службы, передает ТАСС. Известно, что теперь обновлены критерии отбора.
Островского ставят и национальные театры России, то есть те театры, которые созданы для того, чтобы говорить со сцены на своих национальных языках. Не на русском. Но без Островского и национальные театры сегодня наши себя не мыслят.
И никакой тенденции на снижение интереса к Островскому нет», — говорит Манилова. По мнению ректора Высшего театрального училища имени Щепкина Бориса Любимова, особенность творчества Островского состоит в том, что автор всю свою жизнь посвятил драматургии. Именно он является основоположником русского театрального сценического языка. Его персонажи говорят совершенно фантастическим языком.
А «обкатывались» песни его женой Марией Васильевной, актрисой Малого театра. Да и сам Александр Николаевич, как уверяет одна из его современниц, «очень недурно пел». Если распахнуть двустворчатые двери гостиной, можно выйти на южную террасу, где хозяева и гости обычно вкушали вечерний чай, беседовали обо всём на свете, где Александр Николаевич читал вслух отрывки из своих новых пьес, а актёр Александринского театра Иван Горбунов веселил присутствовавших, представляя «в лицах» сценки из усадебной жизни. Кстати, в Щелыкове устраивались и полноценные спектакли, которые шли в сенном сарае на лугу за прудом или в риге. Играли в них гостившие актёры, Мария Васильевна и даже крестьянские парни и девушки. А зрителями были жители окрестных сёл и деревень, соседи-помещики. Но всё это вовсе не означает, что писатель проводил летние дни в праздности. В Москву осенью он всегда возвращался с практически готовой для постановки в новом театральном сезоне пьесой — её оставалось только «отшлифовать» и переписать набело. Причём далеко не всегда этот творческий процесс шёл гладко: «Сижу я как-то возле него на траве, читаю что-то, вижу, сильно хмурится мой Александр Николаевич. Подсчитано, что около половины из сорока семи оригинальных пьес А. Островского в той или иной степени были написаны в Щелыкове. Полностью — «Поздняя любовь», почти целиком — «На всякого мудреца довольно простоты», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Трудовой хлеб», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Горячее сердце», «Лес», «Богатые невесты», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Таланты и поклонники», «Красавец-мужчина», «Без вины виноватые»… И во всех этих пьесах в той или иной степени отразились щелыковские реалии, услышанные от гостей истории, наблюдения за соседями, родными, приятелями, в них звучат сочные народные словечки, почерпнутые из разговоров с местными крестьянами. Как отмечал старинный друг драматурга Владимир Минорский, даже пребывая в видимом ничегонеделании, Александр Николаевич внимательно следил «…за всем окружающим, и все его наблюдения с необычайной яркостью и точностью запечатлевались в его памяти…». А ещё в Щелыкове Островский ради дополнительного заработка много занимался литературными переводами произведений иностранных авторов — К. Гольдони, В.
Главархив Москвы опубликовал книгу об Александре Островском
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Кларк считала, что главным объектом имитации для советских писателей были жития святых воинов, однако в случае Островского это так лишь отчасти. В Киеве снесли установленный почти полвека назад памятник советскому писателю Николаю Островскому. До 16 апреля в Малом театре идет XIII театральный фестиваль «Островский в доме Островского».