Надежда Крупская родилась 14 (26) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование. Надежда Константиновна Крупская, так уж сложилось, ассоциируется больше с именем вождя революции Владимира Ульянова-Ленина. Крупская Надежда Константиновна в молодости, окончив гимназию, часто задумывалась о несправедливости, которая царила вокруг. Все, кто разбирается в истории, помнят – мужем Надежды Крупской был Владимир Ленин, главный архитектор Октябрьской революции 1917 г. и создатель Советского Союза.
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР
В юности Надежда Крупская была чем-то схожа с современной голливудской актрисой Скарлетт Йоханссон. Крупская Надежда Константиновна в молодости, окончив гимназию, часто задумывалась о несправедливости, которая царила вокруг. Надежда Крупская родилась 14 (26 по новому стилю) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье. Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени. Не так давно мы проводили опрос у памятника Надежде Константиновне Крупской и выяснили, что мало кто знает, кто она и чем занималась помимо того, что была замужем за Владимиром Лениным. Человек начинает искать Бога от одиночества — эта идея, высказанная Надеждой Константиновной Крупской, неоднократно повторяется в других ее статьях.
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина
В селах и деревнях не было ни детских садов, ни школ, возможностей для получения образования для детей крестьян практически не существовало. Ставя перед государством задачу организовать в сельской местности детские сады, Крупская обращала особое внимание на то, что дети в таких учреждениях должны быть обеспечены максимальными условиями для развития и образования. Надежда Константиновна не просто ставила такие задачи: она добивалась, чтобы они были реализованы по всей стране, а ведь это было время послевоенной разрухи! Среди идей Крупской были: совместное обучение девочек и мальчиков, бесплатное образование для детей из всех социальных слоев, трудовое образование. Когда же в двадцатые-тридцатые годы в школы решили не принимать детей священников, кулаков, дворян, Крупская встала на их защиту: она заявила, что «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил.
Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Бесплатное питание для школьников — это тоже предложение Надежды Крупской.
И не только питание: она говорила о том, что детям должны в школах бесплатно выдавать учебники и учебные пособия, а также школьную форму. Эти ее принципы до сих пор частично сохранились в системе образования. Фото: общественное достояние Организация детских летних лагерей труда и отдыха — тоже идея Крупской, правда, поначалу это называли «летними школами». В таких лагерях дети должны были на полном государственном обеспечении отдыхать, поправлять здоровье, заниматься спортом и проходить начальное трудовое обучение.
Он изучал кадры кинохроники, повторял перед зеркалом позы Ленина, тренировал его знаменитый прищур и даже старательно грассировал. Ему пришлось отрастить бородку, а также покрасить ее в рыжий цвет. И обновить гардероб: в нем появились «ленинская» тройка, пальто и кепка. Туфли Славкин взял на два размера больше, чтобы носки «по-ленински» загибались вверх. Но самое удивительное, что сходство было не только внешним. Славкин, как и Ленин, родился в провинции и имел еврейские корни. Напомним, что евреем был дед Ильича по матери. Оба они получили юридическое образование и оба стали адвокатами.
Со временем, кстати, Славкин настолько вошёл в образ, что время от времени звал Ванду Наденькой, а вредного соседа по коммуналке Иудушкой или проституткой Троцким. Открыл Славкина как натурщика Амшей Нюренберг. Поскольку партия и советский народ требовали от художников и скульпторов все новых произведений, увековечивающих образ вождя, востребованность Иосифа Славкина у творцов Ленинианы росла. Когда любимый художник Сталина Александр Герасимов представил общественности своё знаменитое полотно "В. Ленин на трибуне", они не скупились на похвалы, воздавая должное творческому методу мастера. Герасимов, писали критики, видел В. Ленина на трибуне Красной площади всего раз или два, находился далеко от места выступления и не мог рассмотреть черты лица с должной ясностью. Однако прямое использование фотографий Герасимов считал вредным для живописца, уводящим в сторону от задач искусства".
На самом деле Герасимову не за чем было пользоваться фотографиями. Ведь у него был Славкин. Но об этом звезда соцреализма, как, собственно, и другие художники, работавшие с «двойником», предпочитал особо не распространяться. Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Вдова вождя внимательно рассматривала работы, удивлялась новым для себя ракурсам и позам, а потом напрямую спросила художника, не пользовался ли тот услугами натурщика. Врать старой женщине а Крупская в тот же год умерла Васильев не стал и честно рассказал про Славкина и его бизнес ибо позировал «двойник», естественно, не бесплатно, а с учётом своей востребованности зарабатывал неплохие деньги. Крупская была очень расстроена.
Их политическая борьба стояла выше личного счастья. Инесса Арманд, 1914 год.
Фото: Public Domain Инесса Арманд умерла от холеры в 1920 году. Для Ленина эта смерть стала тяжёлым ударом, и пережить его помогла Надежда. В 1921 году тяжёлая болезнь сразила самого Ленина. Полупарализованного мужа Надежда возвращала к жизни, используя весь своей педагогический талант, заново обучая говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное — вновь вернуть Ленина к активной деятельности. Но новый инсульт свёл все усилия на нет, сделав состояние Владимира Ильича практически безнадёжным. Жизнь после Ленина После смерти мужа в январе 1924 года работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она много сделала для развития в СССР пионерской организации, женского движения, журналистики и литературы. В то же время она полагала вредными для детей сказки Чуковского, критически отзывалась о педагогической системе Антона Макаренко.
Статья по теме Тайны последних дней. Как и от чего умер Владимир Ленин Словом, Надежда Константиновна, как и все крупные политические и государственные деятели, была человеком противоречивым и неоднозначным. Беда была ещё и в том, что Крупскую, талантливого и умного, самодостаточного человека, в СССР многие воспринимали исключительно как «жену Ленина». Этот статус, с одной стороны, вызывал всеобщее уважение, а с другой — подчас пренебрежение к личной политической позиции Надежды Крупской. Значимость противостояния Сталина и Крупской в 1930-х годах явно преувеличивается. Надежда Константиновна не имела достаточных рычагов влияния, чтобы представлять для Иосифа Виссарионовича угрозу в политической борьбе. Смерть на юбилее Она продолжала работать, писала статьи по педагогике, воспоминания о Ленине, тепло общалась с дочерью Инессы Арманд. Внука Инессы она считала своим внуком. На склоне лет этой одинокой женщине явно не хватало простого семейного счастья, которого лишили её тяжёлая болезнь и политическая борьба.
Клавдия Николаева и Надежда Крупская в Архангельском, 1936 год.
После свержения самодержавия, возвратившись в Россию, Крупская работала в секретариате ЦК партии. Луначарским и М. Покровским подготавливала первые декреты по народному образованию, была одним из организаторов политико-просветительской работы. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, затем Ленинского комсомола и пионерской организации. В 1918 году избрана действительным членом Социалистической академии общественных наук.
С ноября 1920 года — председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. С 1921 года — председатель научно-методической секции Государственного учёного совета ГУСа Наркомпроса. Преподавала в Академии коммунистического воспитания. Была организатором ряда добровольных обществ: «Долой неграмотность», «Друг детей», председатель общества педагогов-марксистов.
Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская
Крупская стала главным идеологом советского образования, поставив во главу системы детей, их развитие и воспитание. Её называли «первым педагогом среди марксистов и первым марксистом среди педагогов». Как Надежда советской педагогики изменила страну через доступное образование, смотрите в нашем ролике.
Покровским подготавливала первые декреты по народному образованию, была одним из организаторов политико-просветительской работы. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. В 1918 году избрана действительным членом Социалистической академии общественных наук.
С ноября 1920 года — председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. С 1921 года — председатель научно-методической секции Государственного ученого совета ГУСа Наркомпроса. Преподавала в Академии коммунистического воспитания. Была организатором ряда добровольных обществ: «Долой неграмотность», «Друг детей», председатель общества педагогов-марксистов. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Ей принадлежат полные гордой уверенности слова: «Народ сбрасывает господство буржуазии, он освобождается от рабства, и ему нужна школа, которая воспитывала бы не господ и рабов, а свободных, сильных, умелых людей». Надежда Константиновна исходила всегда из высшего гуманистического принципа: человек должен быть счастливым, его физические и духовные силы должны гармонично развиваться и находить необходимое применение. Только социализм откроет эту возможность. И поэтому вся деятельность Н. Крупской в области просвещения была направлена к одному: подготавливать людей, способных строить социализм и творить при социализме.
Школа должна помочь ребенку, подростку выявить его вкусы, способности, одаренность. И она может это сделать, если правильно будет поставлено преподавание и воспитание в труде. Школа должна воспитывать человека всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, «способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать». Для этого школа в Советской стране должна стать политехнической. Крупская — автор многочисленных работ о В.
Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Ей присуждена степень доктора педагогических наук. Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Надежда Константиновна умерла 27 февраля 1939 года. Похоронена на Красной площади у Кремлёвской стены.
Эта партийная кличка досталась Владимиру Ульянову не из-за возраста на тот момент он был на год младше двадцатипятилетней Крупской , а из-за ранних залысин. Крупскую Ульянов заинтересовал. Они начали общаться, она даже ходила к тюрьме после его ареста во всяком случае, об этом рассказывала сама Крупская. Затем Ульянова сослали в Шушенское, а Крупскую приговорили к ссылке в Уфимскую губернию. И тут двое заключённых то ли сами решили пожениться, то ли им партия приказала. По официальной версии, Ульянов сделал Крупской предложение в одном из писем, а она ответила: «Женой так женой». Увлечение цензурой И в ссылке, и в последовавшей эмиграции Ленин и Крупская вели напряжённую совместную работу.
Надежда Константиновна взяла на себя роль секретаря, редактора, переводчика, организатора встреч, связиста и даже домохозяйки. На ней были и конспиративные связи, и шифровки, и выпуск журналов, и общение с оставшимися в России союзниками. Не удивительно, что после Октябрьского переворота никто не усомнился в её праве занять место в верхушке нового правительства. Крупская занялась вопросами коммунистического воспитания и образования. И едва ли не первым делом устроила в молодом государстве жёсткую цензуру. Крупская устроила жёсткую цензуру В 1920 году во все уголки страны были отправлены инструкции по изъятию из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей» литературы.
И этот постулат в вузовские программы заложила именно Крупская, которая была основателем институтов культуры в двух наших столицах. Сейчас библиотекарей для этой просветительской роли там не готовят. И это большая проблема. Государство никак не может понять, что оно хочет от библиотек. Ныне идёт их перепрофилирование в культурно-досуговые центры. В связи с этим я всем говорю, что вы можете поскакать здесь хоть зайчиком, но главное в работе любой библиотеки — это обращение людей к её информационным ресурсам. Сейчас идёт полная дискредитация библиотечного дела. В Архангельской области был случай, когда стали изымать из фондов даже произведения Толстого, Лермонтова, Пушкина… И такие вопиющие случаи из-за того, что во главе многих управлений культуры находятся неграмотные, непрофессиональные люди. А нынешний министр культуры? Я понимаю, что он не обязан во всём разбираться одинаково хорошо. Но почему в его многочисленном окружении нет ни одного специалиста библиотечного дела? Не понимаю, как можно строить культурную политику без профессиональных людей? Библиотека — это не место для развлечения. Увы, сегодня книга теряет свою былую сакральность, и саму библиотеку всё реже сравнивают с храмом. И ещё. В 1929 году вышла брошюра Крупской «Что писал и говорил Ленин о библиотеках». Увы, сегодня в учебных программах вузов культуры этой брошюры нет. Задавая этот вопрос, прежде всего хочется продолжить разговор о проблеме кадров. Ныне стали забывать, что Ленинградский институт культуры, как и многие библиотеки страны, носил имя Крупской. И сегодня, когда в библиотечном деле кризис, мы по-настоящему можем осмыслить, что сделала Надежда Константиновна Крупская — ведь большое видится на расстоянье. А это 350 тысяч только массовых библиотек, появившихся в некогда лапотной, безграмотной России всего за 20 лет. Я помню, как к нам в Ленинку, где я работала в советское время, приезжали коллеги из Западной Европы. Они были поражены созданной в нашей стране грандиозной сетью детских и юношеских библиотек. Такой не было нигде в мире! И то, что сейчас ломается эта система дифференцированного обслуживания, — трагедия не только для нас, профессионалов, но и для отечественного просвещения, для страны в целом. В то время в СССР при активном участии Надежды Константиновны Крупской и её соратников также были созданы уникальные институты, из которых вышли будущие академики, цвет советской науки. Коллеги, нам нужно чаще встречаться, чтобы обсуждать все наши проблемы. Это очень важно для нового поколения. Совсем недавно состоялась встреча молодых библиотекарей. И вот что я заметила. Оказывается, сегодня в библиотечное дело Москвы и Подмосковья пришло довольно много парней. И это очень хорошо. Но после их рассказов было ощущение, что при всём их желании проявить себя в нашем деле они вынуждены сегодня «изобретать велосипед». Потому что были утрачены связь времён, преемственность поколений профессионалов. Так что сегодня вместе с большой историей страны нужно возрождать и малую историю наших библиотек. Фёдорова: — Публичная библиотека обеспечивает человеку, нуждающемуся в актуальном знании, путь к этому знанию, предоставляет бесплатный доступ к книжным новинкам, художественным, научным, научно-популярным изданиям. Для этого, безусловно, необходимо широкое комплектование фондов. С комплектованием, особенно в регионах, ситуация зачастую катастрофическая. Всеобщая цифровизация — удобная отговорка для чиновников голословно утверждать демонстрируя вопиющую некомпетентность , что всё, мол, давно есть в интернете и бумажная книга устарела. Но плохое комплектование — это ещё полбеды. Другая беда — списания книг прошлых лет, зачастую проходящие без профессиональной экспертизы, что приводит к тому, что из библиотек исчезают добротные издания 1960— 1980-х годов, в том числе собрания сочинений, книги серий «Всемирная литература», «Жизнь замечательных людей», «Литературные памятники», научные и научно-популярные издания, энциклопедии. К сожалению, далеко не всегда книги списываются по причине «потрёпанности». Зачастую действует так называемый закон пятилетней неспрашиваемости. Между тем, списывая из библиотеки хорошие издания, которые в последние годы не берут читатели, стоит задуматься: а почему это происходит? И должны ли мы идти на поводу у малокультурного, малообразованного читателя, у современных тарзанов и эллочек-людоедок, убирая из фондов наших библиотек серьёзную литературу мол, ими она невостребована и им неинтересна , или наша задача — формировать культуру чтения, повышать образовательный уровень «человека читающего», чтобы он был не только читателем постов в интернете, популярных пабликов и лёгких книжонок, а понёс — и не с базара, а из библиотеки — Пушкина, Гоголя, Толстого, Шолохова, Маяковского, Платонова, Распутина и др. Не следует забывать и о том, что библиотека, как и её собратья музей и архив, является институтом памяти и наследия, обеспечивающим историческую и культурную преемственность, способствующим диалогу поколений. Когда родители, бабушки, дедушки имеют возможность познакомить своих детей и внуков с теми любимыми книгами, которые они читали в детстве, это создаёт необходимую почву для взаимопонимания и общения. К сожалению, из-за того, что в последнее время библиотеки, особенно в столице России, активно избавлялись от «старых» изданий, зачастую складывается ситуация, когда родители, приходя в библиотеку за книгой, которую когда-то в детстве читали сами, с удивлением узнают о том, что книги больше нет: она списана. Школьники и студенты, готовясь к занятиям, выполняя проектные работы и рефераты, не могут обратиться к научно-популярным и научным изданиям прошлых лет, а ведь многие из них не только выдержали проверку временем, но и стали классикой литературы non-fiction. Избавляясь от изданий советского времени, мы не только обедняем фонды библиотек, но и вместо преемственности формируем исторический, образовательный, культурный разрыв. Недалеко от библиотеки имени Тургенева, на Сретенском бульваре, стоит памятник Крупской, к которому мы сегодня положили цветы. Рядом и Чистопрудный бульвар, здание Наркомпроса, в котором Надежда Константиновна самоотверженно трудилась чуть ли не до последнего дня своей жизни. И, конечно, совсем недалеко ещё одно здание, где она бывала не раз. Это знаменитый Дворец пионеров имени Н. Крупской в переулке Стопани. Вчера я побывал там и, скажу прямо, разочаровался. Переулок теперь называется иначе: Огородная Слобода. Дворец пионеров превратился в Дом творчества детей и молодёжи «На Стопани», что уже нелепо, поскольку имя этого революционера-«искровца» из названия переулка исчезло. Как, впрочем, исчезло и имя Крупской с вывески этого детского учреждения, в создании которого она сыграла далеко не последнюю роль. Всё «завертелось» в начале 1938-го, а уже к декабрю того же года она была открыта. Инициатор создания нашей библиотеки Иван Григорьевич Семёнычев был хорошо знаком с Надеждой Константиновной. В связи с тем, что Объединённую библиотеку институтов красной профессуры, директором которой он был, ликвидировали, у него родилась идея создать крупную историческую библиотеку путём слияния фондов библиотеки красной профессуры с библиотекой Исторического музея. С этой мыслью он и пришёл к Надежде Константиновне. Она сказала, что мысль замечательная, однако со зданием, по всей видимости, будет трудно. И тогда Семёнычев, подкреплённый этим одобрением Крупской, написал письмо Сталину, в котором изложил концепцию организации новой библиотеки. И сразу ему звонок из аппарата ЦК партии: товарищ Сталин идею поддержал. Дальше все события развиваются стремительно.
Крупская Надежда Константиновна: биография, фото
85 лет назад умерла вдова революционера Владимира Ленина, замнаркома просвещения РСФСР Надежда Крупская. революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. Все, кто встречал Крупскую в Шушенском, в один голос восхваляли ее прелести, а революционер Лепешинский говорил, что от ее очарования у всех дух захватывало. Надежда Крупская родилась 14 (26 по новому стилю) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье. Итак, любопытные факты о Надежде Крупской, что много лет подряд так старательно утаивали советские историки.
Надежда Крупская. Женой так женой
Но об этом звезда соцреализма, как, собственно, и другие художники, работавшие с «двойником», предпочитал особо не распространяться. Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Вдова вождя внимательно рассматривала работы, удивлялась новым для себя ракурсам и позам, а потом напрямую спросила художника, не пользовался ли тот услугами натурщика. Врать старой женщине а Крупская в тот же год умерла Васильев не стал и честно рассказал про Славкина и его бизнес ибо позировал «двойник», естественно, не бесплатно, а с учётом своей востребованности зарабатывал неплохие деньги. Крупская была очень расстроена. Она взяла с Васильева обещание отказаться от этой порочной практики, использовать в работе только подлинные подсобные материалы и для верности пожаловалась в ЦК.
Практически одновременно жалобу на художников, «извращающих образ Ленина», написал директор Центрального музея им. Ленина Беляков. Ленина фото, портреты, рисунки и скульптуры с натуры , не изучают произведений В. Ленина, не знакомятся с биографической литературой о В. Ленине», - сетовал он.
А сам Славкин не только «носит одежду, похожую на ленинскую», но и занимается «восполнением недостающих документально ленинских поз». Директор также указал, что Славкин оставил работу в адвокатской конторе. И помимо позирования зарабатывает продажей своих фотографий в образе вождя. Кто мог покупать такие фотографии? Да кто угодно - от провинциальных художников, которым надо было продвигать Лениниану в массы, до домов культуры и обычных граждан, желающих повестить на стену «ленинский прищур».
В адрес Маленкова полетела депеша: «Надо немедля прекратить практику хождения портретов Славкина вместо Ленина», «Установить, кто это разрешил, ибо без помощи каких-либо коммунистов и государственных учреждений такие дела обычно не обходятся», и, наконец, «Обеспечить контроль государства Главлит над фотопродукцией, имеющей общественно-политический характер». Однако выполнить, похоже, удалось только последний пункт. Хотя картины, написанные со Славкина, действительно начали снимать с выставок жертвой пал даже портрет кисти самого Герасимова , полностью остановить тиражирование его образа не удалось. Да и как, особенно в провинции, разберёшь - Ленин это или все-таки Славкин? Впоследствии оказалось, что картины и скульптуры делались не только по фотографиям «двойника», но и по снятой с него гипсовой маски.
Ведь к подлинной посмертной маске Ильича простые смертные доступа не имели. По крайней мере, никаких сведений на этот счёт не имеется.
В 1901 году вынуждена была уехать в Германию, где работала секретарем в газете «Искра». В 1905 году вернулась в Россию, где была секретарем ЦК. Вторая эмиграция настигла ее после 1907 года. Работала Крупская под Парижем преподавателем. Помогала Ленину налаживать связь с партией в России.
В 1917 году возвращение в Россию. Подготовка к октябрьской революции.
К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности ВЧК ликбез , постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации. Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников.
К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев 6-8 часов еженедельно. Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность». Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники — дети, потерявшие родственников и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В СССР в 1922 году их было до 7 миллионов человек. Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты ликпункт.
Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями. Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых. Их стартовый уровень был практически нулевой.
В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической. Бабушка Надежда Крупская стала примером для многих молоденьких девушек, решивших посвятить свою жизнь педагогике. Честно скажу, о прошлом своём, особенно о детстве и самой ранней юности, бабушка распространяться не любила.
Это не от неё, а от мамы я узнал, что моя Мария Борисовна рано стала сиротой. Так или иначе, но ее маленькой девочкой взял к себе в семью некий архангелогородский священник, наградил своей фамилией настоящую я не знаю до сих пор и потом устроил в церковно-учительскую школу. Были и такие в Российской Империи. Принимались в них на основании вступительных экзаменов молодые люди и девушки в возрасте от 15 до 17 лет, окончившие второклассную школу или иное учебное заведение, курс которого был не ниже. Срок обучения там, как и во второклассной школе, составлял три года. В церковно- учительской школе преподавали церковные и общеобразовательные предметы: Закон Божий, церковную историю, церковное пение с обучением регентованию и музыке, церковно-славянский язык, «русский язык, словесность и историю литературы», всеобщую и русскую историю, всеобщую и русскую географию, математику арифметику, главные основания геометрии и землемерие , «сведения о природе, ее силах и явлениях», черчение и рисование, гигиену.
Освоение азов профессиональной педагогической деятельности осуществлялось в ходе изучения «дидактики и главных оснований педагогики». Для практической подготовки при церковно-учительских школах существовали двухклассные церковно-приходские школы, где будущие учителя давали свои пробные уроки. В церковно-учительской школе преподавали дополнительные курсы, например, иконописание, ремесло, рукоделие, сельское хозяйство. Факультативные занятия проводились в педагогических учебных заведениях при наличии квалифицированных специалистов. Воспитанникам, окончившим высшие учительские школы с отличием, выдавались аттестаты, а остальным — свидетельства, которые давали «право на звание учителя или учительницы начального училища». Бабушка окончила школу с отличием и была отправлена учить детей в Подмосковье.
Там и встретила Октябрьскую революцию.
Книга Н. Она становится одним из важнейших участников всех первых советских образовательных организаций: от Комитета просвещения до Главполитпросвета.
Крупская руководила множеством педагогических журналов и сама написала просто огромное количество статей и глубоких исследований об образовании. Политехническая школа Именно Надежда Крупская разработала систему политехнического обучения в школах. Но изучать основы научных и технических достижений детям, по мнению Крупской, надлежало не только в теории.
Исключительно важное значение, по мнению заместителя наркома просвещения Надежды Крупской, имела практика. А практика подразумевалась, в первую очередь, трудовая. Фото: музей-заповедник «Шушенское» Грубо говоря, Крупская была уверена: каждого советского ребёнка необходимо со школьных лет знакомить со всеми видами народного хозяйства.
Таким образом, человек, становясь взрослым, должен понимать устройство всей экономики страны с самых первых ступеней. Крупская против оценок и наказаний Интересный факт: супруга Ильича выступала против оценок в школах. Надежда Константиновна была уверена, что оценки разъединяют учеников, расслаивают школьное общество на успевающих и отстающих.
А это, по её мнению, было исключительным злом. Крупская была уверена: дети должны всё делать вместе и привыкать быть частью коллектива. Надежда Константиновна была также резко против телесных наказаний.
В одной из своих статей как вопиющий случай «буржуазных пережитков» она приводила пример некой школы, в которой действовала «целая система наказаний». За наиболее нехорошие проступки школьников даже били — а такого, резко заявляла Крупская, быть в демократической школе не должно категорически. Надежда Константиновна занималась и дошкольным образованием.
Бедная дворянка
- Десятилетнюю карьеру двойника Ленина разрушила Надежда Крупская
- Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки
- Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки
- Не пропустите самое важное
- Крупская Надежда Константиновна - Время СССР
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
Система Монтессори тем и нехороша, что она разъединяет, а не объединяет ребят. Страшно много может дать в смысле привычки сообща действовать игра. Тут нужен тщательный подбор игр, нужно культивировать игры, которые укрепляли бы умение действовать по правилу «все за одного, и один за всех», которые приучали бы действовать сообща, иметь в виду общие интересы. Все игры по команде, без внутреннего увлечения, стоят очень мало. Третья задача — развить наблюдательность, умение смотреть, проверять свои наблюдения наблюдениями других, точно их фиксировать, научить ребят искать причины явлений. Все это даст ребятам лучшую материалистическую закваску, чем что-либо другое. В общем, друзья, полезно перечитывать классику и не пытаться крепить пятое колесо к телеге.
Как писал Ленин, она угадывала каждое его слово. Часто говорят, что они поженились по партийному приказу. Предложение Владимир Ильич сделал перед отправкой в ссылку в Шушенское. Звучало оно так: «Не хотите ли вы стать моей женой? Вне брака она не могла жить с Ильичем под одной крышей. Кстати, в Российской империи положительно относились к браку заключенных: считалось, человек остепенится и уйдет из революции.
Повенчались Ленин с Крупской в Шушенском. До революции ее больше знали по партийным кличкам: Рыба, Минога, Онегина, Рыбкина... Но любой человек, который бывал в Шушенском, скажет, что завести там тайный роман невозможно. Любая отлучка - тут же находились местные крестьяне, которые докладывали куда нужно. За всеми политическими следили. Скажем, об охоте Владимира Ильича мы знаем больше, чем об охоте некоторых князей.
Куда ходил, что принес: если пришел с добычей, значит, на явке не был. В этих донесениях даже есть оценочные суждения: хороший охотник - ходил три часа, а трех глухарей приволок. Девушек из дворянских семей не учили кулинарии - на них возлагалось управление домашним хозяйствам: она знала, сколько ткани на шторы купить, как заготовить варенье... Тут, кстати, тоже есть спорный момент: когда они с Ильичем жили в эмиграции в Швейцарии, сохранилась интересная заметка, где Ленин говорит: «Наденька меня уже восьмым видом борща потчует». Но чаще, писала сама Крупская, они сидели на сухомятке. Это можно объяснить и тем, что, скажем, в парижской квартире у них не было кухни.
Питались в кафе, покупали то, что хозяйки готовили и разносили по квартирам. В Швейцарии они наняли кухарку. Второй источник - пенсия, которую получала Надежда Константиновна за отца: он умер, когда ей было 14 лет. И наконец, доходы от публицистической деятельности. За границей многие сочувствовали российским социал-демократам и вносили деньги в кассы взаимопомощи. Они были близки?
Между ними, бесспорно, были нежные чувства. В единственном дошедшем до нас письме Инесса Федоровна пишет о поцелуях, без которых «могла бы обойтись», но, подозреваю, ее отношения с Лениным были скорее платоническими. С должным уважением обеих сторон к Надежде Константиновне.
В этот период биографии она всячески поддерживала своего супруга. Она преподавала в партийной школе, редактировала статьи и занималась почтой. У нее было около десятка разных псевдонимов в числе которых Онегина, Минога, Фрей, Галилей и др. Затем Надежда неоднократно выезжала в европейские страны с разными партийными заданиями. В 1917 г, Надежда Крупская вернулась в Россию , где активно участвовала в подготовке Октябрьской революции. Потом она занялась развитием комсомола и пионерской организации. В том же году девушка стала членом Государственной комиссию по просвещению.
В 1924 г. Крупскую избрали членом в Центральный комитет партии, а спустя 5 лет она заняла пост заместителя наркома просвещения РСФСР. Кроме этого, супруга Владимира Ленина реформировала систему советского образования. Возможно по причине того, что у Надежды не было своих детей, она с таким усердием работала с ними, а также пыталась разными способами улучшить жизнь советских матерей. Интересен факт, что женщина крайне негативно относилась к Антону Макаренко и его системе воспитания , основанной на труде. Она критиковала известного педагога и публично заявляла, что в воспитании детей на первом месте должны стоять коммунистические ценности, а не труд. Общественная деятельность После кончины Ленина, Надежда Константиновна предприняла ряд попыток противостоять постановлениям Сталина и пыталась оправдать репрессированных товарищей покойного мужа. Однако вскоре она осознала свое бессилие. Изначально она поддерживала Зиновьева и Каменева, но потом изменила свои взгляды. В 30-е годы Крупская видела, каким репрессиям подвергались не только «враги народа», но и их детей.
В связи с этим она старалась как-то помочь им, но вновь потерпела неудачу.
То, что я не пишу об этом, не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти». Они переводят иностранные книги о рабочем движении, налаживают переписку с европейскими социалистами, обсуждают перспективу революции. В 1900 г.
Всё это время Надежда — главный помощник Ленина. К примеру, именно она занималась сложной шифровкой огромных объемов переписки с другими социалистами. Жизнь как служение Крупская всю жизнь страдала от болезни, которую в конце XIX — начале XX века не умели лечить: диффузного токсического зоба базедова болезнь. Среди симптомов этого наследственного аутоиммунного заболевания — «выпученные» глаза, постоянные боли и недомогания.
Из-за него же Крупская, любившая детей, была бесплодна. Современники вспоминают, что это причиняло ей огромные страдания. По предположениям многочисленных свидетелей, у Ленина и Арманд был роман, сохранились письма, где она признается ему в любви. Крупская воспринимала всё стоически, более того, стала подругой Арманд.
Ленин же в конечном счёте остался с женой — как предполагает историк Леонид Млечин, «любовь он счёл делом преходящим, менее значимым, чем прочные дружеские отношения с Крупской».
«Отравленный торт» от Сталина и другие шокирующие факты о Надежде Крупской
КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени. 70 лет назад, 27 февраля 1939 года, в день своего 70-летия, скончалась Надежда Константиновна Крупская, чье имя связано с созданием советской атеистической системы образования. Надежду Константиновну Крупскую многие воспринимают как супругу и верную соратницу вождя революции Владимира Ильича Ленина. Надежда Константиновна Крупская, так уж сложилось, ассоциируется больше с именем вождя революции Владимира Ульянова-Ленина.
Надежда Константиновна Крупская
После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК. Смотрите видео онлайн «Смертельная тайна Надежды Крупской. 70 лет назад, 27 февраля 1939 года, в день своего 70-летия, скончалась Надежда Константиновна Крупская, чье имя связано с созданием советской атеистической системы образования. В 1920-1929 гг. Надежда Крупская занимала должность председателя Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвета) Наркомпроса РСФСР.
Крупская, Надежда Константиновна
Вместе с супругом она прошла ссылку, эмиграцию, была его соратницей в революционной борьбе. Кроме того, Крупскую считают главным идеологом советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Она была автором книг и статей, где поднимала вопросы о роли женщин в социалистическом обществе. В 1887 году с отличием окончила частную женскую гимназию княгини Оболенской в Петербурге. Затем стала слушательницей Высших женских курсов и вступила в студенческий марксистский кружок.
Площадь Революции... Музей Ленина... Здание Исторического музея... Башня Кремля...
Красная площадь. Перед мавзолеем стоят сомкнутые ряды трудящихся столицы, воинских частей. Высоко вверх подняты портреты Надежды Константиновны. Первый весенний ветер колышет траурные знамена. В центре площади процессия останавливается. На трибуну мавзолея поднимаются товарищи Сталин, Молотов. Каганович, Ворошилов, Калинин, Микоян. От трудящихся Москвы и Московской области выступает тов.
От работников просвещения речь произносит тов. Траурный митинг окончился. Товарищи Сталин. Молотов, Л. Каганович, Ворошилов, Калинин. Микоян, Андреев, Шкирятов. Щербаков и другие поднимают урну и медленно несут ее к Кремлевской стене. Трижды гремит ружейный салют.
Заглушая мелодии похоронных маршей, раздается «Интернационал».
Одновременно с этим она активно занималась пропагандистской деятельностью, по причине чего была позже арестована. Знакомая Надежды познакомила ее с Владимиром Ульяновым. И хотя мужчина был невысокого роста и имел дефект речи, он поразил девушку своей харизмой и увлеченностью идеями Карла Маркса. Стоит отметить, что будущий вождь большевиков, также проявил к ней интерес. Революционерка В 1896 г. Крупская была арестована и сослана в Уфу. Тогда же Ульянов был выслан в село Шушенское. Он вместе с будущей тещей отправил множество писем чиновникам, чтобы те разрешили его невесте отбывать ссылку в Шушенском, по причине предстоящего брака. Фото Крупской в молодости Интересен факт, что, будучи убежденными атеистами, Владимир и Надежда узаконили отношения церковным браком в 1898 г.
В этот период биографии она всячески поддерживала своего супруга. Она преподавала в партийной школе, редактировала статьи и занималась почтой. У нее было около десятка разных псевдонимов в числе которых Онегина, Минога, Фрей, Галилей и др. Затем Надежда неоднократно выезжала в европейские страны с разными партийными заданиями. В 1917 г, Надежда Крупская вернулась в Россию , где активно участвовала в подготовке Октябрьской революции. Потом она занялась развитием комсомола и пионерской организации. В том же году девушка стала членом Государственной комиссию по просвещению. В 1924 г. Крупскую избрали членом в Центральный комитет партии, а спустя 5 лет она заняла пост заместителя наркома просвещения РСФСР.
Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети. Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни. Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма». Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем. И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды. Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив». Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей.