Потенциальный размер 100% лития в России, на основе 17 литиевых и комплексных месторождений оценивается в 1,65кк тонн (1,65 млн тонн 100% лития). По предварительным планам Росатома и «Норникеля», объем выпуска различных литиевых продуктов (гидроксидов и/или карбонатов) из руд Колмозерского месторождения может составить до 45 тыс. тонн в год в пересчете на карбонат.
Открытие крупнейшего в мире месторождения лития в США(13:09:2023)
Отдельное внимание приоритетному развитию электромобильной промышленности в рамках зеленой повестки уделяется в стратегических планах КНР. Так, в Плане развития индустрии автотранспорта на новых источниках энергии 2021—2035 от 2020 г. В «Белой книге» о зеленом развитии Китая в новую эпоху, опубликованной в январе 2023 г. Вместе с тем успех перехода Китая от двигателей внутреннего сгорания к электромобилям во многом зависит от способности Китая обеспечивать растущий внутренний рынок необходимым сырьем. Если раньше сырьем, необходимым для развития автотранспорта, была нефть, то сегодня им становится литий.
До луны и обратно: ценовые шоки на рынке лития КНР является лидером по производству литий-ионных аккумуляторов: в 2021 г. При этом, как и с большинством других минеральных ресурсов, собственная добыча лития в Китае не справляется с удовлетворением растущего внутреннего спроса на этот металл. Китай является лишь 4-ым по запасам 2 млн тонн и 3-м в мире по добыче лития 19 тыс. По данным за 2022 год, мировыми лидерами по запасам лития являются Чили 9,3 млн тонн , Австралия 6,2 млн тонн и Аргентина 2,7 млн тонн ; крупные месторождения имеются также в США 1 млн тонн , Канаде 930 тыс.
Лидером по добыче в 2022 году стала Австралия 61 тыс. Топ стран по запасам лития млн тонн В сложившихся условиях на развитии всей производственной цепочки по выпуску электромобилей в Китае сказываются ценовые шоки на глобальном рынке лития. В 2021—2022 гг. В июне 2021 года тонна лития оценивалась в 88,5 тыс.
Пик пришелся на ноябрь 2022 года, когда цена за тонну лития достигла исторического максимума — 598 тыс. Резкий скачок был связан с несколькими факторами: Рост спроса на электромобили со стороны китайских потребителей, что, в частности, связано с политикой государственной поддержки покупателей электромобилей в форме субсидий на их покупку или освобождения от уплаты налогов. Невозможность наращивания добычи лития при текущем уровне технологий на фоне несоразмерно растущего спроса. Климатические шоки, повлиявшие на обеспечение предприятий электроэнергией летом 2022 г.
На фоне экстремальной жары в провинции Сычуань предприятия были вынуждены экстренно приостановить производство, что затронуло и крупнейших китайских литиевых производителей, базирующихся в Сычуани. Политические риски. Так, в ноябре 2022 года правительство Канады обязало три китайские добывающие компании продать свои активы в канадском добывающем секторе, что, в частности, коснулось и литиевой добычи. Обоснованием для такого одностороннего решения стали опасения Канады в том, что присутствие КНР в стратегически важной отрасли якобы представляет угрозу национальной безопасности Канады.
Более того, в июне 2022 г.
Несколько иначе выглядит мировая «табель о рангах» в отношении геологических ресурсов лития, которые в глобальном масштабе оцениваются в 89 млн тонн. Наряду с упомянутыми странами — лидерами добычи лития, такими как Аргентина, занимающая второе место в мире по объему ресурсов лития 19 млн т , Чили 9,8 млн т; 3-е место , Австралия 7,3 млн т; 4-е место , Китай 5,1 млн т; 5-е место , ряд государств, не играющих роли на сегодняшнем рынке лития, располагают тем не менее внушительными ресурсами данного металла. К ним относятся, например, Боливия 21 млн т; 1-е место , Конго 3 млн т; 6-е место , Канада 2,9 млн т; 7-е место. Особая рыночная ниша, где продукция измеряется граммами и килограммами, — поставка стабильных изотопов лития. При этом 6Li является стратегическим сырьем и производится некоторыми государствами в основном для нужд военно-промышленного комплекса, а 7Li возникающий нередко как побочный продукт наработки 6Li рассматривается как сугубо товарный продукт.
Хотя принципиально апробировано несколько методов разделения стабильных изотопов лития, ведущим промышленным способом исторически и в настоящее время остается химобменный метод разделения, эффективный для ряда легких нуклидов. В случае лития он заключается в неравномерном распределении 7Li и 6Li между двумя содержащими этот элемент жидкостями — водным раствором где повышается концентрация атомов 7Li и амальгамой. Минус этого способа заключается в необходимости обращения с большими объемами ртути и ее паров, утилизации побочных продуктов производства, что сопряжено с рисками для здоровья людей и экологии; отдельной проблемой становится ликвидация наследия от производства, функционировавшего в некоторых странах много десятилетий. Наиболее широкомасштабное производство с использованием подобной технологии осуществлялось в США, где оно впоследствии было закрыто, а также в России, где оно сохранилось на Новосибирском заводе химических концентратов НЗХК. Таким образом, рынок 7Li характеризуется еще большей монополизацией, чем поставка металла природного изотопного состава. За последние 20 лет уровень цен на природный литий увеличился на порядок; его субпродукты подорожали до нескольких десятков раз.
Высокая концентрация производства этого металла и его стандартных соединений дополнительно усиливает чувствительность данного рынка к любым изменениям на стороне спроса и предложения. За прошедшие 10 лет литий опережал ряд других видов стратегического сырья по приросту цен и их волатильности; это относится в том числе к основным металлам таким как медь, никель, кобальт, алюминий , спрос на которые обеспечивается среди прочего в тех же рыночных нишах, что и на литий, — в секторе технологий энергоэффективности и электротранспорта. Стремительный рост рынка батарей, обусловленный, в свою очередь, все ускоряющимся распространением электромобилей и накопительных систем в энергетике, сам по себе увеличивает потребление лития; некоторые же технологические изменения на аккумуляторном рынке дополнительно подхлестывают спрос на этот металл. Потребление лития в этой нише растет опережающими темпами по сравнению с другими основными материалами, используемыми в батареях, — отчасти потому, что применение лития в них безальтернативно: существуют конструкции, например тяговых батарей, лишенные одного-двух обычных материальных компонентов никеля, кобальта, марганца или графита , но не лития. Более того, в ряде перспективных конструкций аккумуляторов литий находит дополнительное применение. Так, в распространенных сегодня батареях литий используется в катоде и электролите, основой же анода чаще всего служит графит; между тем уже нашли коммерческое применение конструкции аккумуляторов, использующих легчайший из металлов в аноде, например в форме титаната лития.
Речь идет о недавно вышедшей на рынок разновидности литийионных батарей, в которых применяется твердый электролит, а литий используется не только в катоде, но и в аноде, причем в последнем — в наиболее концентрированной металлической форме. Подобные технологии придают дополнительное ускорение рынку лития. Ситуация на нем, в свою очередь, оказывает обратное влияние на рынки аккумуляторов. За прошедшее десятилетие себестоимость литийионных аккумуляторов снизилась примерно на порядок — в основном за счет развития массового производства и совершенствования технологий, а не изменения стоимости материалов которая в целом росла. Это означает, что доля материалов в цене увеличилась, а следовательно, стала более жесткой связь цены батареи и материалов. Это служит умеренным стимулом для разработчиков батарей «экономить» литий.
Тем не менее потенциал дальнейшего роста спроса на литий в одном только секторе аккумуляторов огромен: в ближайшие десятилетия ожидается расширение рынков электромобилей и стационарных накопителей энергии на порядок. Сообразно этому должен расти и рынок лития.
Поиск новых месторождений лития набирает обороты, поскольку значительная часть мира остается недостаточно изученной. Bloomberg отмечает, что в 2022 году в мире насчитывалось 45 литиевых рудников, ожидается открытие еще 11 в этом году и еще семи — в 2024 году. Но даже с учетом нового открытия в США этот объем открытых залежей вряд ли удовлетворит быстрорастущий спрос на щелочной металл для электромобилей, не говоря уже о других видах применения батарей на основе лития в компьютерах и других устройствах. Ожидается, что цены на литий и возможности для его разведки останутся стабильными.
Однако добычу ископаемых могут начать Китай, Пакистан или Индия через сотрудничество. Однако именно разработка лития могла бы сделать Афганистан одной из самых богатых стран в мире и посоревноваться в Объединенными Арабскими Эмиратами. До функционального управления месторождениями минералов еще, видимо, очень далеко», — привел CNN слова специалиста по вопросам Азии в британской компании Verisk Maplecroft Джозефа Паркеса. Частные компании вряд ли, по словам эксперта, начнут инвестировать в разработку месторождений в Афганистане.
Чибис заявил о возможности РФ войти в топ-3 по запасам лития
В 2010 году военные и геологи США обнаружили, что страна, расположенная на перекрестке дорог Центральной и Южной Азии, располагается на месторождениях полезных ископаемых стоимостью почти один триллион долларов, которые могут кардинально изменить ее экономические перспективы. Об этом сообщил CNN. Реклама На территории страны огромные залежи меди, железа и золота. Но также в Афганистане одни из самых богатых месторождений лития.
Увеличение спроса на определенные формы лития требует адаптации производственной базы. В ряде случаев она происходит сама собой: так, упомянутое расширение рудной добычи лития в Австралии благоприятствует наращиванию поставок на рынок гидроксида лития, поскольку при этом типе добычи данное соединение получается по более короткой технологической схеме, чем при разработке рассолов минуя производство карбоната. По разным оценкам, при увеличении спроса на литий подобными темпами нынешних возможностей его добычи будет достаточно еще несколько лет; без масштабных инвестиций во второй половине текущего десятилетия может возникнуть дефицит лития. Еще раньше проявится нехватка литиевых соединений, таких как гидроксид.
Решить проблему может расширение добывающей и перерабатывающей базы. С середины 2010-х годов наблюдается существенный рост объема инвестиций в проекты по добыче лития, в том числе в сравнении с капиталовложениями в поставку ряда других ключевых металлов, используемых в энергетике. Ведущие поставщики реализуют проекты существенного расширения мощностей. Этих и еще нескольких крупных проектов, предполагающих ввод в эксплуатацию новых мощностей в течение ближайших трех лет, хватит для удовлетворения спроса на литий до конца нынешнего десятилетия при его росте примерно текущими темпами. Однако выполнение обязательств Парижского соглашения по климату, которые приняли почти все страны мира, требует ускорения темпов внедрения низкоуглеродных технологий, включая электромобили и накопители энергии. В случае ужесточения во многих странах мер климатической политики с целью наверстать отставание в реализации Парижского соглашения спрос на литий может дополнительно увеличиться, и тогда реализуемых сегодня проектов расширения производства может оказаться недостаточно. Выходом может стать реализация ряда других проектов, многие из которых пока находятся в стадии рассмотрения; некоторые из них предполагают освоение альтернативных нынешним видов природного сырья и внедрение новых технологий, способных повысить производительность.
К последней категории относятся среди прочего прямая экстракция лития из рассолов без их выпаривания крайне длительного процесса, занимающего больше года при нынешних технологиях ; освоение рапы геотермальных источников; извлечение лития из сырья с низким содержанием металла, например из глинистых отложений или отвалов добычи других полезных ископаемых. Имеется в виду, например, извлечение лития из отслуживших аккумуляторов, которое сегодня практикуется единичными компаниями в незначительных масштабах, прежде всего в США и Европе. Шансы на расширение «вторички» связаны, в частности, с ожидаемым накоплением огромной массы отработавших батарей по мере быстрого развития электротранспорта и практики аккумулирования энергии в электроэнергетических системах: в ближайшие 10, тем более 20 лет, объем бывших в употреблении батарей увеличится на много порядков, что неизбежно потребует создания полноценной индустрии их утилизации. К решению этой проблемы уже готовятся в ряде государств и регионов. Парадоксальным образом рынок лития, служащий развитию чистой энергетики, в то же время сам порождает ряд специфических проблем для экологии и климата. Необходимость утилизации батарей — лишь один из примеров такого рода. Причем отмеченный выше сдвиг в сторону рудной добычи увеличивает такие риски на порядок в силу технологических особенностей этого производства.
Далее, добыча лития из сподумена в несколько раз более энергоемка, чем из рассола считая затраты искусственных энергоисточников. Наконец, технологии получения лития и его соединений требуют больших объемов воды — более значительных по сравнению с производством ряда других стратегических материалов; при этом в силу необходимости на месторождениях Южной Америки или случайности в Австралии крупнейшие поставляющие литий предприятия расположены в крайне засушливых районах с ярко выраженным дефицитом водных ресурсов. Водоемкое производство в этих условиях дополнительно нагружает аридную экосистему. Нет нужды доказывать, что уже произошедший и ожидаемый в дальнейшем многократный рост объемов производства лития, в сочетании с описанными структурными изменениями его производственной базы, дополнительно усиливает все перечисленные проблемы. На фоне ужесточения природоохранного законодательства и норм по эмиссии парниковых газов во многих странах, ведущих, по существу, к дальнейшей монетизации экологических и климатических издержек, эти проблемы станут факторами повышения себестоимости продукции. Совершенно иные факторы будут определять развитие рыночной ниши изотопов лития, которая практически не зависит от изменения объемов и цен на рынке природного металла и его химикатов. Внедрение жидкосолевых реакторов в значимом масштабе увеличит глобальные потребности в 7Li на порядки, что потребует освоения более экологичных методов разделения изотопов лития.
Впрочем, и возможности побороться за экспортные рынки у нас есть, хотя бы просто демпингуя ценами. Себестоимость нашей добычи одной тонны карбоната лития из рудного сырья составляет примерно 5-8 тыс. По прогнозам иностранных аналитических агентств к 2025 году цена на карбонат лития может снизиться с 70 до 20-30 тыс. Даже в случае такого снижения цены разработка рудных месторождений в Мурманской области будет рентабельна. Компания работает системно, создавая зонтичный бренд. Создается полностью своя цепочка производства высокотехнологичного продукта с высокой добавленной стоимостью. Это покупка южнокорейского производителя литий-ионных батарей, строительство завода по производству литий-ионных ячеек и аккумуляторов в Калининграде, строительство завода по переработке литий-ионных аккумуляторов в Дзержинске, проекты по добыче лития в Боливии. Самое время заняться амбициозной задачей - восстановить добычу лития в России. Но здесь есть вопросы, связанные с экологией. Добыча полезных ископаемых сопряжена с большими экологическими рисками, особенно в ситуации с усложнением доступа к наилучшим доступным технологиям добычи с наименьшими экологическими последствиями , рассказал "Российской газете" директор Института экологии НИУ ВШЭ, заслуженный эколог России Борис Моргунов.
Особенно пагубно это может сказаться не на расширении существующих локаций добычи, а на территориях нового освоения", - рассказал Моргунов. Брызгунов считает, что главные экологические риски в вопросе добычи лития сводятся к тому, что в мире нет эффективной и безопасной переработки использованных литий-ионных аккумуляторов.
Как отметил глава региона, для реализации инвестпроекта нужна инфраструктура - и электросети, и железная дорога. Колмозерское литиевое месторождение расположено в Ловозерском районе Мурманской области. Оно считается крупнейшим в России и наиболее перспективным.
В мире начался литиевый кризис. Он еще сильнее ударит по автопрому
Добыча лития в Боливии Стратегический литий Увеличение потребления военной промышленностью лития неизбежно по многим причинам. В мире литий обычно добывается или из твёрдых минеральных соединений, или из так называемой рапы — концентрированных минеральных растворов в соляных озёрах. В 2022 году мировое производство лития выросло на 21,5% — примерно до 130 тысяч тонн. Одновременно с компанией «Полярный литий», основанной «Норильским никелем» и «Росатомом», лицензию на литиевое месторождение получила в этом году и компания «Арктический литий», ставшая результатом образования другого альянса.
Чибис заявил о возможности РФ войти в топ-3 по запасам лития
огромной впадине, образованной миллионы лет назад древним Йеллоустоуном. Если на восточных и южно-восточных частях прогнозируются коренные месторождения лития, то, минерализованные рассолы Аральского осадочного бассейна, по первичным сведениям, весьма благоприятны на литий. В свою очередь, запустить новое месторождение лития нелегко, процесс в среднем занимает около 10 лет без учета геологоразведки. В 2010 году ключевым потребителем лития в мире был сектор производства стекла и керамики, обеспечивающий 31 процент от общего спроса, который сам по себе был невелик.
Казахстан готов раскрыть потенциал по литию
Разведанных запасов лития в России достаточно для того, чтобы обеспечить и свои потребности, и экспорт, заявил глава Минприроды Александр Козлов. Роснедра планируют провести аукционы на месторождения дефицитных металлов 26 июня 2023, 04:19 "Запасов лития, которые у нас разведаны в стране, достаточно для того, чтобы обеспечить свою потребность и в том числе наладить поставки за рубеж", — сказал министр в интервью телеканалу НТВ. Козлов отметил, что для развития геологоразведки и добычи дефицитных металлов, в числе которых литий, были снижены налоговые ставки.
Во-первых, это само по себе дело не слишком экологичное. Но главное, что старых аккумуляторов пока попросту мало: тот гигантский объем, который выпускается прямо сейчас, выйдет из эксплуатации только через несколько лет. Достойных альтернатив литиевым батареям пока тоже не предвидится. Несмотря на множество различных технологий, именно литий-ионные аккумуляторы остаются самым оптимальным вариантом по балансу стоимости, емкости, долговечности и безопасности. Аналитики сходятся во мнении, что заметных подвижек в этой области можно не ждать как минимум ближайшие десять лет. Что все это значит Похоже, электромобильная революция если не отменяется, то может серьезно затянуться. Прогнозы показывают любопытную вещь: прямо сейчас спрос на литий примерно соответствует предложению, а меры по увеличению добычи на существующих мощностях должны привести даже к некоторому избытку в 2025-2028 годах. Но при заданных темпах развития электрического транспорта литиевая индустрия просто не успеет масштабироваться настолько же быстро, и уже с 2029-го может начаться дефицит ресурсов в размере 200-300 тыс.
Производство аккумуляторных батарей для электромобилей на заводе VinFast в Хайфоне, Вьетнам Фото: Shutterstock При этом сами добытчики, памятуя о крахе 2018-2020 годов, пока настороженно относятся к тому, чтобы инвестировать огромные деньги в свою отрасль — вдруг за текущим взлетом вдруг снова наступит падение? Поэтому в игру включаются автопроизводители: Tesla, Volkswagen, General Motors и другие начинают вкладываться непосредственно в месторождения и добывающие компании, чтобы гарантировать себе стабильный поток ресурсов. Но не факт, что даже это заметно повлияет на общую картину. По мере замещения автомобилей на углеродном топливе электрокарами литий будет становиться «новой нефтью» — а значит, непременно продолжит дорожать. Отставание реальных темпов производства от опубликованных планов выглядит неминуемым, причем вся затея, похоже, окажется еще менее «зеленой», чем декларируют экологи. Вряд ли это заставит весь мир передумать и совсем отказаться от перехода на электричество, но автомобили с ДВС точно останутся в строю и в 2030, и в 2035, и наверняка даже в 2040 году.
В Исламской Республике Иран обнаружено одно из крупнейших в мире месторождений лития. Об этом говорится в сообщении, опубликованном 27 февраля национальным телеканалом Ирана Press TV.
По словам высокопоставленного чиновника Министерства промышленности, шахт и торговли Ирана MIMT , месторождение может содержать около 8,5 млн тонн пригодного к добыче лития, что делает его одним из крупнейших в мире месторождений. Самое крупное в мире месторождение лития находится в Чили с запасами в 9,3 млн тонн.
В казну предприятие заплатит почти 1,72 млрд рублей стартовый платеж плюс один шаг аукциона , лицензия выдана на 20 лет. Сподумен — это силикат лития и алюминия. Подсчет запасов на основе геологоразведочных работ «Полярный литий» намерен завершить уже в конце 2024 года, затем нужно подать документы на утверждение в государственную комиссию по запасам. Кроме того, еще с июня 2022 года «Норникель» ведет консультации с общинами и хозяйствами коренного северного народа саами. Консультации необходимы для этнологической экспертизы. Больше года ситуация на рынке лития складывается в пользу продавцов: спрос высокий, цены тоже. По данным агентства Benchmark Mineral Intelligence, в январе этого года карбонат лития в Китае стоил в среднем 489,5 тыс.
Росатом вложился в разработку крупнейшего в мире месторождения лития
«Росатом» и «Норникель» получили лицензию на разработку крупнейшего в стране Колмозерского месторождения лития в Мурманской области за 1,56 млрд руб. Если на восточных и южно-восточных частях прогнозируются коренные месторождения лития, то, минерализованные рассолы Аральского осадочного бассейна, по первичным сведениям, весьма благоприятны на литий. В силу невысоких содержаний лития в рудах собственно литиевые месторождения нерентабельны.
США: открытие крупнейшего в мире месторождения лития в супервулкане
И Украина в этих планах занимает особое место, чем отчасти объясняется заинтересованность Запада в ее нынешней военной поддержке. Чтобы иметь собственные фабрики по производству аккумуляторов, еще в 2017 году Европейская комиссия основала Европейский аккумуляторный альянс. Европейская компания LMC Automotive прогнозировала, что к 2032 году Европе потребуется около 25 заводов по производству аккумуляторных батарей. Полная европейская производственно-сбытовая цепочка аккумуляторов, от обработки материалов до вторичной переработки, может достичь оборота в 250 миллиардов евро в год, прогнозировали в компании. Однако в понедельник, 19 июня, аудиторская палата Европейского союза заявила , что ЕС пока не может стать мировым лидером в производстве аккумуляторных батарей, так как доступ к сырью остается серьезной проблемой. В ЕС также прогнозируют, что расширения мощностей по производству аккумуляторов будет недостаточно для удовлетворения растущего спроса, поэтому ЕС может в конечном итоге не достичь своей цели по сокращению выбросов к 2035 году — к дате, на которую в Евросоюзе запланирован запрет на продажу бензиновых и дизельных автомобилей.
По мнению аудиторов, ЕС не следует становиться таким же зависимым от поставок аккумуляторов, как это было с российским природным газом. Что происходит в Кировоградской областиВ ночь на 16 февраля в Кировоградской области было попадание по объекту инфраструктуры в Кропивницком районе. Украинские минеральные запасы были изучены еще в советское время.
Подписанное Росатомом соглашение в литиевой сфере позволит России как важнейшему участнику мировых экономических процессов укреплять и наращивать связи с дружественными государствами, которые в свою очередь заинтересованы в развитии торговых и производственных отношений с нашей страной. Сегодня это одна из крупнейших в мире уранодобывающих компаний с диверсифицированным портфелем международных активов в Казахстане, Танзании и Намибии. Решая задачи развития минерально-сырьевой базы за рубежом, Uranium One реализует также перспективные неурановые проекты, в том числе в области цветных и редких металлов. Компания располагает всеми необходимыми технологиями и компетенциями в области высокоэффективной добычи лития из рассолов и производства высококачественной литиевой продукции. Являясь социально ответственной компанией, Uranium One придерживается самых высоких стандартов защиты окружающей среды, охраны здоровья и обеспечения безопасности своих сотрудников, а также долгосрочного развития сообществ в регионах присутствия компании.
Для сравнения: ресурсы Боливии оцениваются в 21 млн т, Аргентины — в 18 млн т, Чили — в 9,8 млн т. Австралия и Китай — на четвертом и пятом местах: их резервы могут составлять около 7,3 млн т и 5,1 млн т соответственно. Существует несколько способов добычи лития, применяемых в зависимости от вида залегания сырья. Наибольшая концентрация металла содержится в растворенном состоянии в природных солевых озерах солончаках. Его разрабатывают гидроминеральным способом — воду закачивают в бассейны и выпаривают. Из образующегося концентрата получают карбонат лития, который используется в производстве аккумуляторов. Кроме того, металл может содержаться в горных породах.
Его добывают рудным способом — посредством извлечения породы из шахт и переработки. Однако это дорого и менее эффективно. Также литий можно получать из отвалов отработанной руды и посредством переработки старых аккумуляторов. На фоне остановки поставок из Южной Америки металлургическая ком пания «Норникель» в апреле 2022 года объявила о намерении создать совместное добывающее предприятие с Рос атомом на крупнейшем в стране Колмозерском месторождении в Мурманской области. Аукцион на месторождение пройдет в 2023 году. Еще один проект по производству лития намерены запустить «Ирку тская нефтяная компания» и «Газ пром» — о ни хотят добывать металл из минерализованных подземных вод в Иркутской области.
По его словам, это уже дало результат. У нас есть проекты на выходе, которые планируется сделать в Тыве, Иркутской области", — добавил он. Совместное предприятие "Росатома" и "Норникеля" "Полярный литий" в феврале получило лицензию на разработку Колмозерского месторождения в Мурманской области.