Иеромонах Петр (Еремеев) был направлен в Хабаровск на послушание проректора новой семинарии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июне 2005 года. 25 апреля 2024 года, руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Мелекесской епархии иерей Вячеслав Еремеев посетил ПНИ "Союз" г. Димитровграда. Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Лаврентий (Полешкевич), уделив особое внимание жизнеописанию святителя Петра и его значению для истории нашего Отечества. В заседании принял участие игумен Пётр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ.
Игумен Петр (Еремеев). Призвание выше мотивации
Монашескую обитель здесь основали еще в начале XIV века. Изначально монастырь был деревянным. Руководил строительством итальянский архитектор Алевиз Новый, который тогда работал в России. Анатолий Оксенюк, Государственный музей архитектуры имени А. Щусева: «Постройка древняя и по-своему является уникальной.
Центрический храм, тип которого был к нам завезен из Италии. То есть это прямое итальянское влияние у нас в средневековой Москве. Не квадратная, не прямоугольная церковь, а именно вот итальянского типа — в виде ротонды с центрическим планом». Реставрация собора уже завершена.
На некоторых объектах закончить работы планируют в следующем году, когда в России будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра I, предками которого по материнской линии здесь было построено немало из того, что сохранилось до наших дней, а один из соборов монастыря даже стал усыпальницей рода Нарышкиных. В монастыре каждый камень хранит историю, говорят реставраторы, а если копнуть поглубже в буквальном смысле, то можно докопаться и до новых немых свидетелей событий многовековой давности.
Ярослав Команяк ответил Алесю Алесь , Ну а как нужно,по-вашему,реагировать,когда заходишь в группу с еле теплящейся и абсолютно инфантильной,понимаю надеждой посмотреть:а вдруг Андрей Вячеславович хотя бы временно вышел из делирия и,как в старые добрые времена,хоть что-нибудь "разумное, доброе,вечное" посеял,и попадаешь на вакханалию странных инфернальных существ, почему-то называющих себя верующими..? Это не агрессия,это называется,кажется, "праведный гнев",хоть и с элементами обсценной лексики.
И очень важно отметить, что сегодня все Курсы активно включены в работу по обсуждению и своевременной доработке учебно-методических комплексов и иных нормативных актов.
Чем является данный документ для курсов? Кто его разрабатывает и какова степень полезности данных комплексов для развития учебного процесса? Первоначально перед нами не стояла такая задача. Но Его Святейшество благословил нам начать эту работу с тем, чтобы обеспечить единообразие в реализации на местах Церковного стандарта курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих. Во исполнение благословения Святейшего Патриарха при нашей Комиссии был создан Научно-методический совет, который возглавил старший преподаватель Московской духовной академии и курсов базовой подготовки для монашествующих Переславской епархии, настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря Переславской епархии игумен Пантелеимон Королев.
К работе в Совете были привлечены как члены нашей Комиссии, так и представители ряда Курсов. За период с 2020 по 2022 год все УМК были разработаны и затем разосланы всем нашим коллегам для обсуждения. Мы получили отзывы, которые были учтены при доработке данных документов, после чего они были утверждены коллегией Межведомственной комиссии. Сегодня учебно-методические комплексы по дисциплинам, входящим в базовый стандарт, помогают решать стоящие перед Курсами задачи по достижению требуемого качества образования, являясь вспомогательным материалом, который обеспечивает доступность и простоту использования для преподавателей и обучающихся. Недавно мы издали все УМК приложением к журналу «Монастырский вестник», которое вошло в раздаточный материал Совещания игуменов и игумений, проходившего в сентябре в Москве под председательством Святейшего Патриарха.
Вполне возможно, что на определенном этапе, когда появятся новые учебные пособия, новая литература, данные комплексы необходимо будет доработать. Мы к этому готовы. Что касается работы Комиссии, то нам надлежало исполнить решения Священного Синода в части обеспечения открытия Курсов на местах. В 2020 и 2021 годах были открыты 23 Курса, обеспечивших доступ к базовому богословскому образованию монашествующим 42 епархий и одного ставропигиального монастыря. Также была проведена аккредитация двух Курсов.
Думаю, чем шире будет входить в жизнь Церкви такая форма приходской деятельности, тем больше будет желающих пройти специальную подготовку и посвятить свою жизнь церковному служению. И тогда встанет вопрос о подготовке значительного количества приходских работников. Сегодня в Российском православном университете существуют различные образовательные программы в этой сфере. Два года назад совместно с Синодальным отделом по делам молодежи мы начали готовить приходских работников Москвы в сфере молодежной работы и миссионерского служения. Есть методические разработки для работников церковных СМИ. При РПУ действуют курсы катехизаторов имени священномученика Фаддея, там уже почти 20 лет готовят для Москвы работников сферы религиозного образования и катехизации. Во всех случаях мы принимаем на обучение по этим направлениям подготовки при наличии рекомендации от приходского священника. Что могло бы, по-Вашему, заинтересовать молодых людей, выбирающих подобные занятия? Как Церковь могла бы повысить престиж такой работы? И каждый из наших ребят и девушек относится к этому очень трепетно, воспринимает свой труд как знак доверия к ним, мирянам, со стороны Церкви.
Может быть, дело в людях? Я вот не знаю, как можно мотивировать на служение в храме. Ведь чтобы служить Богу и людям, необходимо иметь призвание. При этом, безусловно, всегда должен решаться вопрос об оплате времени, затраченного на труды в храме. Ведь у каждого есть свои потребности - от коммунальных платежей и пропитания до оплаты за учебу или лекарства. И если отец семейства, к примеру, становится помощником настоятеля, от прихода требуется изыскать, чем оплачивать его труд. Это очень важно, об этом необходимо говорить, не стесняясь - трудящийся достоин пропитания. Помощники настоятеля — это ключевые фигуры самоорганизации приходской работы, и, конечно, приход должен финансово их поддерживать. В Положении о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности сказано: «Вариативный цикл обеспечивает профильную подготовку по направлениям церковного служения». Что это значит?
Важно учитывать, что большинство приходских работников, особенно те, кто не так долго живет церковной жизнью, нуждаются в богословском образовании — причем еще до того, как они получат квалификацию по своему направлению приходской работы. Так, мирянин, желающий подготовиться к церковному служению, прежде всего узнает основы веры. И после получения этих базовых знаний он выбирает определенный модуль специализации церковного служения. Причем нередко бывает, что, изначально предполагая заниматься одним направлением, человек в итоге выбирает совсем другое. Например, поступает кто-то на программу подготовки молодежных работников, но уже на предварительном этапе изучения богословия меняет выбор в пользу, скажем, миссионерского служения. Это и есть вариативность: каждый после богословского курса выбирает направление работы.
Наши новости
Последующий наместник Новоспасского монастыря, владыка Дионисий, ныне митрополит Воскресенский, почти на протяжении года возглавлял работу комиссии. Так что нынешние достижения во многом являются заслугой этих двух монастырей, которые подготовили почву для нашей деятельности. Вы упомянули, что существуют списки епархий, по которым выстраивается план открытия курсов базового богословского образования. По какому принципу формируется этот план? Список предлагает Синодальный отдел по монастырям и монашеству, а формируется он по принципу количества монастырей в епархии или митрополии — от большего к меньшему. Этот список рассматривает Священный Синод на заседании в конце года, и в декабре мы имеем план работы на предстоящий год.
В этом году, например, по решению Священного Синода в план по открытию курсов базового богословского образования для монашествующих вошли 9 митрополий и епархий Бурятская, Кузбасская, Курганская, Ставропольская, Удмуртская и Челябинская митрополии, Владикавказская епархия, Сыктывкарская и Якутская епархии. Также были перенесены в план этого года Оренбургская и Томская митрополии. А Донская и Архангельская митрополии сами изъявили желание открыть курсы для монашествующих вне плана. Таким образом, в 2023 году мы работаем над открытием богословских курсов в монастырях 13 митрополий и епархий Русской Православной Церкви. Есть ли такие епархии, где уже функционируют несколько площадок с курсами базового богословского образования для монашествующих?
Или сейчас работа строится таким образом, чтобы охватить максимум епархий и митрополий и открыть везде хотя бы по одной площадке? В одной епархии или митрополии может быть несколько точек, где реализуется программа базового богословского образования, но отвечает за их работу центральная базовая площадка. Именно она обеспечивает всю работу по подготовке, представлению курсов к открытию и последующей аккредитации. При этом члены комиссии посещают все места, где действуют курсы, везде проводят полноценную процедуру проверки, консультации. Например, в Великом Новгороде в рамках курса базового богословского образования для монашествующих действует несколько точек — в крупном монастыре и в удалённых обителях.
Такая же ситуация в готовящихся к запуску курсах в Донской митрополии. Всегда ли курсы базового богословского образования для монашествующих открываются на базе монастырей или духовных учебных заведений? Могут ли курсы открыться при каком-то светском учебном заведении? Изначально курсы богословского образования для монашествующих планировалось открывать только на базе монастырей. Спустя некоторое время работы комиссии мы внесли предложение о том, чтобы дать возможность епархиям открывать курсы не только на базе монастырей, но ещё и на базе духовных учебных заведений — семинарий и академий, а также на базе центров подготовки церковных специалистов, где обучают миссионеров и катехизаторов.
Для получения богословского образования монашествующими этого перечня площадок достаточно, нет необходимости обращаться к светским вузам. Но есть и другой аспект, который мы сейчас обсуждаем в Синодальном отделе по монастырям и монашествующим. А именно вопрос о том, как можно было бы расширить возможности насельников монастырей получить дополнительное образование по необходимым светским специальностям без отрыва от монастыря, от монашеского уклада жизни. В большинстве монастырей насельники и насельницы выполняют множество разных хозяйственных функций, в том числе выходящих за рамки их квалификации и компетенций. Один насельник может и на службе помогать, и убирать корпуса, и заниматься заготовкой корма для животных или отвечать за огород, за монастырский сад.
С ростом и развитием любого монастыря хозяйство стараются налаживать таким образом, чтобы оно выводило общину на самообеспечение. В каких-то монастырях занимаются огородничеством, садоводством, животноводством и так далее. На какие-то должности, в том числе по части подсобного хозяйства, приходится нанимать светских специалистов, а если бы были готовые работники среди насельников, необходимость нанимать кого-то со стороны отпала бы.
На заседании были заслушаны отчеты председателей выездных экспертных комиссий: — архимандрита Феофилакта Безукладникова , заместителя председателя комиссии, члена Научно-Методического совета; — иеромонаха Аполлинария Панина , первого заместителя председателя Учебного комитета, ректора Перервинской духовной семинарии; — иеромонаха Павла Черкасова , проректора по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
По итогам обсуждения Комиссией были приняты решения об открытии курсов с выдачей Представления на право осуществления базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви согласно действующим «Положению о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви» и «Церковному стандарту курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих Русской Православной Церкви» в: Оренбургской митрополии; Донской митрополии; Архангельской митрополии.
Епархиальный суд г. Москвы Русской Православной Церкви, заседая 08. Петр был ректором Российского Православного университета св. Иоанна Богослова.
Кто его разрабатывает и какова степень полезности данных комплексов для развития учебного процесса? Первоначально перед нами не стояла такая задача. Но Его Святейшество благословил нам начать эту работу с тем, чтобы обеспечить единообразие в реализации на местах Церковного стандарта курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих. Во исполнение благословения Святейшего Патриарха при нашей Комиссии был создан Научно-методический совет, который возглавил старший преподаватель Московской духовной академии и курсов базовой подготовки для монашествующих Переславской епархии, настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря Переславской епархии игумен Пантелеимон Королев. К работе в Совете были привлечены как члены нашей Комиссии, так и представители ряда Курсов. За период с 2020 по 2022 год все УМК были разработаны и затем разосланы всем нашим коллегам для обсуждения. Мы получили отзывы, которые были учтены при доработке данных документов, после чего они были утверждены коллегией Межведомственной комиссии. Сегодня учебно-методические комплексы по дисциплинам, входящим в базовый стандарт, помогают решать стоящие перед Курсами задачи по достижению требуемого качества образования, являясь вспомогательным материалом, который обеспечивает доступность и простоту использования для преподавателей и обучающихся. Недавно мы издали все УМК приложением к журналу «Монастырский вестник», которое вошло в раздаточный материал Совещания игуменов и игумений, проходившего в сентябре в Москве под председательством Святейшего Патриарха. Вполне возможно, что на определенном этапе, когда появятся новые учебные пособия, новая литература, данные комплексы необходимо будет доработать. Мы к этому готовы. Что касается работы Комиссии, то нам надлежало исполнить решения Священного Синода в части обеспечения открытия Курсов на местах. В 2020 и 2021 годах были открыты 23 Курса, обеспечивших доступ к базовому богословскому образованию монашествующим 42 епархий и одного ставропигиального монастыря. Также была проведена аккредитация двух Курсов. Все проверки прошли в очном формате. Члены Комиссии выезжали на места и, согласно действующему Положению, обеспечивали необходимые нормативные процедуры, соблюдая, конечно, и все требуемые санитарные меры.
В день своего 50-летия игумен Пётр (Еремеев) возглавил богослужение в Андреевском храме
КОМПАНИЯ. О проекте. Новости. Помощь. Рекламодателям. Игумен Петр (Еремеев). 700-летие Высоко-Петровского монастыря должно стать праздником для всей Москвы. Итог 2022 года и перспективы в 2023 году (митрополит Каширский Феогност, игумен Петр (Еремеев)). Представляя лишение сана игумена Петра результатом интриг и даже чистками, наподобие тех, которые имели место в 1930-е гг. – они пытаются увести внимание от реальных причин произошедшего. Игумен Петр (Еремеев) во время патриарших служений на Бутовском полигоне. Комментарий наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, сопредседателя Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете города Москвы, ректора Российского православного университета игумена Петра (Еремеева).
Куда подевалась «секта старца Сергия»
По благословению митрополита Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, в состав Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви от Синодального отдела включены иеромонах Матфей Мунтяну и игумения Елисавета Никишкина. Далее были заслушаны доклады руководителей выездных комиссий и приняты решения: I. Выдать Представление на право осуществления базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви Важеозерскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю Петрозаводской епархии. Аккредитовать с выдачей свидетельства об аккредитации Курсы базовой подготовки в области богословия монашествующих следующих соискателей: Санкт-Петербургская духовная академия,.
Представление, как начальный документ, является свидетельством того, что предлагаемая к открытию курсов учебная площадка на базе монастыря или духовного учебного заведения соответствует всем требованиям в отношении обеспеченности образовательного процесса учебными пособиями, должным педагогическим составом, бытовыми условиями. После получения соответствующего заявления в адрес Комиссии от епархии, наши представители выезжают на места и проводят там необходимую проверку. Второй этап нашей работы с уже действующими Курсами — это их аккредитация. Целью церковной аккредитации является обеспечение качества предоставляемой монашествующим богословской подготовки. Мы проверяем соответствие реализуемой на Курсах программы заявленным параметрам церковного стандарта, а также уровень ее усвоения слушателями. Эту работу также обеспечивает выездная группа, состоящая из членов нашей Комиссии. Из общего числа действующих курсов аккредитацию на сегодняшний день получили 19 курсов.
Я считаю, что данное взаимодействие, как на этапе открытия Курсов, так и в процессе их аккредитации, сыграло большую роль в популяризации самой идеи обеспечения доступного богословского образования для монашествующих нашей Церкви, способствовало ее развитию, а также расширению форм учебной работы на местах. И очень важно отметить, что сегодня все Курсы активно включены в работу по обсуждению и своевременной доработке учебно-методических комплексов и иных нормативных актов. Чем является данный документ для курсов? Кто его разрабатывает и какова степень полезности данных комплексов для развития учебного процесса? Первоначально перед нами не стояла такая задача. Но Его Святейшество благословил нам начать эту работу с тем, чтобы обеспечить единообразие в реализации на местах Церковного стандарта курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих. Во исполнение благословения Святейшего Патриарха при нашей Комиссии был создан Научно-методический совет, который возглавил старший преподаватель Московской духовной академии и курсов базовой подготовки для монашествующих Переславской епархии, настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря Переславской епархии игумен Пантелеимон Королев. К работе в Совете были привлечены как члены нашей Комиссии, так и представители ряда Курсов. За период с 2020 по 2022 год все УМК были разработаны и затем разосланы всем нашим коллегам для обсуждения.
В заседании принял участие игумен Пётр Еремеев , настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. В сообщении игумен Пётр поделился с участниками заседания Колегии результатами работы возглавляемой им Комиссии, рассказал о готовящихся проектах, а также от лица клира и прихожан храма Воскресения Словущего на Ваганьково поздравил настоятельницу Богородице-Рождественской обители игумению Викторину Перминову с днём тезоименитства. Справка Архиерейский Собор 2013 года, констатировав расширение практики получения насельниками и насельницами монашеских обителей богословского образования, постановил продолжить работу в данной сфере и поручил Синодальному отделу по монастырям и монашеству при взаимодействии с Учебным комитетом Русской Православной Церкви «разработать и представить на рассмотрение Священного Синода систему получения монашествующими богословского образования не только в ставропигиальных, но и в епархиальных монастырях с учетом их возможностей» см.
Более того, он был запрещён в служении. За что конкретно наложили прещения на отца Петра, не сообщается. Однако, с его именем был связан ряд скандалов финансового свойства, а также информация в СМИ о его падении в содомию. Так это или нет, похоже, должен был разобраться церковный суд. Но сам отец Пётр предпочёл не являться на его заседания, по данным СМИ, покинул страну, и в результате был извержен из сана.
Надгробия московских монастырей открывают тайны истории
Данное решение публикуется с целью дать возможность запрещенному игумену Петру (Еремееву) ознакомиться с ним в срок, установленный статьей 54 пунктом 2 Положения о церковном суде. НОВОСТИ, СОБЫТИЯ. Все новости Предложить новость. Игумен Пётр (Еремеев), настоятель Высоко-Петровского монастыря: «Совершенно разные постройки позволяют сегодня здесь увидеть и эпоху Рюриковичей, и эпоху ранних Романовых.
Завершилось церковное послушание игумена Петра (Еремеева) на Дальнем Востоке
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
Об этом говорится в указе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, опубликованном на сайте Московской городской епархии. Таким образом, патриарх утвердил соответствующее решение Епархиального суда Москвы по делу игумена Петра.
В 2006 году стал редактором созданного совместно со студентами семинарии информационно-аналитического портала «Православие на Дальнем Востоке», ежегодно побеждавшего на конкурсе информационных ресурсов дальневосточного рунета «Стерх». В 2009 году семинария первой в России прошла процедуру лицензирования программ высшего образования по государственному стандарту. По модели лицензирования Хабаровской духовной семинарии процедуру лицензирования и последующей государственной аккредитации прошли Смоленская семинария , затем Санкт-Петербургская духовная академия и Московская духовная академия. По истечении пятилетней командировки и решении поставленных задач игумен Пётр Еремеев был в марте 2010 года отозван патриархом Кириллом в распоряжение Учебного комитета РПЦ. Нормализация деятельности Российского православного университета святого Иоанна Богослова По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Пётр был назначен ректором Православного института святого Иоанна Богослова. Перед новоназначенным ректором института были поставлены следующие задачи: - получение государственной лицензии на образовательную деятельность и возобновление работы учебного заведения [11] ; - аккредитация образовательных направлений по новым образовательным стандартам; - предотвращение банкротства учебного заведения и создание условий для ликвидации всех имеющихся задолженностей [12] ; - возвращение первоначального наименования учебного заведения — «Российский православный университет св. Иоанна Богослова»; - обеспечение качества образовательной деятельности, соответствующей требованию к получению контрольных цифр приема бюджетных мест в Минобрнауке. В октябре 2021 года в университете проведена смена ректоров. Указом патриарха Кирилла приемником игумена Петра был назначен митрополит Крутицкий и Коломенский Павел. За период руководства вузом игумена Петра Еремеева образовательной организацией достигнуты следующие результаты: июнь - июль 2010 года - получение государственной лицензии на образовательную деятельность, возобновление работы вуза [11] ; январь 2011 года - создание религиозной организации "Российский православный университет" с переводом в данную образовательную организацию из АНО ВО "Православный институт святого Иоанна Богослова" программ религиозного образования [12] ; 2010 - 2012 года - капитальный ремонт основного корпуса Института по адресу: переулок Чернышевского 11а; 2010 - 2011 года - переход на новые стандарты высшего образования и получение государственной аккредитации; 2018 год - возвращение вузу первоначального статуса и наименования "Российский православный университет св. Иоанна Богослова" [19] ; 2018 год - победа в конкурсе на получение контрольных цифр приема Минобрнауки бюджетных мест. С этого года университет ежегодно побеждал в конкурсах на КЦП; 2021 год - преодоление переходящего дефицита бюджета и переход на планирование бюджета с учетом профицита в 2022 году. Возрождение Высоко-Петровского монастыря [ править править код ] 12 марта 2013 года решением Священного синода назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы [20]. Высоко-Петровский монастырь как монашеское братство был воссоздан решением Священного синода от 10 октября 2009 года [21].
Как известно, имя игумена Петра сопровождал шлейф скандалов, негативно влиявший на авторитет Русской Православной Церкви, поэтому решение Святейшего Патриарха выглядит весьма уместным». Если бы дело обстояло так, он был бы снят с должности еще по меньшей мере 10 лет назад, а скорее всего — просто не был бы назначен на нее. Дело совсем в другом.
Игумен Петр (Еремеев)
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. «Ведомости») игумен Петр (Еремеев) подлежит наложению на него канонического прещения в виде извержения из священного сана», – говорится в сообщении. Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ. Комментарий наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, сопредседателя Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете города Москвы, ректора Российского православного университета игумена Петра (Еремеева). Сегодня, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода, руководство Высоко-Петровским монастырем принимает на себя игумен Евфимий (Моисеев).
Игумен Пётр (Еремеев). Опять правило 25
Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».
Справка Архиерейский Собор 2013 года, констатировав расширение практики получения насельниками и насельницами монашеских обителей богословского образования, постановил продолжить работу в данной сфере и поручил Синодальному отделу по монастырям и монашеству при взаимодействии с Учебным комитетом Русской Православной Церкви «разработать и представить на рассмотрение Священного Синода систему получения монашествующими богословского образования не только в ставропигиальных, но и в епархиальных монастырях с учетом их возможностей» см. Во исполнение данного постановления Архиерейского Собора 29 апреля 2015 года на заседании Высшего Церковного Совета было разработано «Положение об образовательных курсах для монашествующих Русской Православной Церкви». По предложению архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назначил председателем Межведомственной комиссии игумена Петра Еремеева.
Однако через какое-то время в сети появились публикации о его причастности к созданию содомитского притона в Москве.
Причём, в этих публикациях весьма прозрачно намекалось, что это всё — утечка от спецслужб. Как бы то ни было, но осенью 2021 году без видимых причин игумен Пётр был освобождён от должности ректора РПУ и наместника Высоко-Петровского монастыря. Ходили слухи, что Патриарху положили на стол папочку о его похождениях. Любопытно, что на защиту Еремеева бросились представители церковных либералов.
Так, известный церковный релокант, бывший ответственный редактор Журнала Московской Патриархии и член Межсоборного присутствия Сергей Чапнин в своём тг-канале «Время Ч» опубликовал пространный комментарий , в котором предложил свою версию случившегося. Согласно Чапнину, Еремеев лишён сана в результате многолетней травли. Его история «иллюстрирует нравственное падение ключевых фигур в Моспатриархии». Еще одна «злодейка» — игумения Ксения Чернега , которая «захотела отжать храм», в конечном итоге ее «доносы, ложь, интриги» победили.
Петр решил не ходить на этот цирк, который по недоразумению некоторые продолжают называть церковным судом», — излагает свою версию «гонений на честнейшего и безупречного игумена Петра» Чапнин. Хотя Чапнину прекрасно известно, что его «солнцеликий друг» не пришёл на заседание суда, поскольку сбежал заграницу. Любопытно, что версию Чапнина без каких-то комментариев перепечатала его бывшая жена Ксения Лученко тг-канал «Боярыня Морозова». Несмотря на развод и разницу во взглядах на многие вопросы церковной жизни, бывшие супруги по данному вопросу сохраняют трогательное единодушие.
Не менее любопытно, что солидаризировалась с оценками Чапнина и Анастасия Коскелло автор тг-канала «Чёрное и белое» , несмотря на то что она порой шпыняет Чапнина, изображая из себя объективную журналистку, которой чужды как крайний либерализм Чапнина, так и крайний консерватизм Фролова. Но здесь опять же — полное единомыслие с Чапниным. Согласно ее оценке лишение сана игумена Петра Еремеева — совершенно беспричинное событие, «имитация бурной деятельности чисток, как в 1930-е годы в ВКП б ».
Как можно изменить эту ситуацию? И надо ли? За рубежом, как мы знаем, сегодня бытует практика, когда клирики, совершая богослужения в праздничные и выходные дни, в рабочую неделю трудятся по светской специальности, более или менее соответствующей характеру их жизни. Порой там можно наблюдать, как священник работает в нотариальной конторе, социальном или образовательном учреждении, юридической консультации и таким образом зарабатывает на хлеб насущный. Ведь небольшие приходские общины не могут содержать священнические семьи, зачастую многодетные. В условиях современной России, в том числе в Москве, очевидна другая проблема: духовенства катастрофически не хватает. Такова статистика, такова реальность церковной жизни.
Священнослужителю сегодня практически нельзя отлучаться от храма, и даже в редкие свободные минуты, когда любому священнику выделяется время для лечебного отдыха, он в любой момент может быть вызван на приход для окормления нуждающегося или богослужения. Вместе с тем случается, когда в связи с очевидной необходимостью правящий архиерей благословляет священника на светскую работу. Я помню, как в 90-е годы заместитель главы администрации Пятигорска принял сан, но при этом остался работать в прежней должности и, оставаясь работником администрации, служил в храме в праздничные дни, способствуя тем достижению общественного согласия. Или другой пример. Некоторое время назад я проходил церковное послушание в Хабаровске. В одном из окраинных городов Хабаровской епархии был священник, который наряду с пастырским служением работал учителем в местной школе - в силу того, что здесь были вакансии, а он имел высшее образование, позволяющее преподавать. Так он помогал местной школе, и вместе с тем, думаю, его труды положительно влияли на восприятие местными жителями церковной жизни. Если же говорить о ситуации в стране в целом, очевидно, что такое отвлечение священнослужителя от приходской жизни - это пока исключение из правила. Не потому что «нельзя», а потому, что для этого нет никакой возможности - в силу катастрофической нехватки духовенства на приходах. Кто может стать помощником настоятеля?
Возможны ли при выборе помощника неординарные решения? Святейший Патриарх Кирилл вскоре после назначения меня ректором Российского православного университета определил мне быть также настоятелем в московском Покровском храме в Покровском-Стрешневе. Тогда храм из приписного стал самостоятельным приходом, и встала необходимость организации с нуля всей приходской инфраструктуры. Понятно, что основная работа легла на плечи наших студентов и преподавателей. Они активно, в основном как волонтеры, работали на приходе по линии образования, молодежного и социального служения. Например, преподаватели и учащиеся факультета психологии проводили приходские психологические консультации. Другие занялись организацией различных образовательных конкурсов и программ для жителей ближайших районов. Тогда практически вся организация приходской работы, помощь настоятелю и нашим священникам осуществлялась студентами и преподавателями нашего вуза. Эта невероятная энергия и динамика помогла нам создать приходскую общину, в которой каждый нашел свое место - от священника до катехизатора и охранника.