Новости гротеск что такое в литературе

Гротеск, термин западной эстетики, который обозначает причудливые, смешивающие противоположное (низкое и высокое, обыденное и изысканное, смешное и. что это такое, как зародился жанр и какие произведения литературы могут служить его яркими примерами. Гротеск что это такое и каким языком говорит. Гротеск — это особый стилистический прием, который используется в литературе, изобразительном искусстве, а также в дизайне и рекламе. Замечу, что в Испании того времени была довольно развитая традиция ренессансного вольнодумия, увенчанная литературным гротеском эпохи барокко[52]. Вы будете получать письма о лучших книгах ЭКСМО, узнаете первыми о скидках, удивитесь литературным новостям и интригующим фактам из жизни писателей, насладитесь занимательными тестами.

Что такое гротеск. Гротеск в «Истории одного города»

Эренбурга, «Баня» В. Маяковского, «Голый король» Е. Шварца, «Вор в раю» Э. Де Филиппо и др. В названных случаях гротескное начало положено в основу произв.

Диккенса, Ф. При этом Г. Диапазон обобщаемого в Г. Так, «История одного города» Щедрина содержала обобщение тенденций рус.

Обобщенность и концентрация историч. Гротескный принцип типизации следует отличать от аллегорического, к-рому свойственны рационализм, заданная иносказательность. Гротескный план не допускает расшифровки каждой условной детали и в целом, в отличие от аллегории , выступает относительно самостоятельным по отношению к реальному плану.

Примерами эпитета могут послужить выражения: «уставшее сердце», «утраченные чувства». Синекдоха представляет собой подвид метонимии, суть этого приема заключается в том, что название общего переносится на частное или иногда с частного на общее. Для синекдохи характерен предмет с одним преобладающим признаком, то есть это признак является названием целого. Примером этого литературного приема являются выражения: «Что волнует современного читателя? Когда писатель использует выражение, содержащее понятие с помощью изображения его в виде живого существа, имеющего свойства этого понятия, это значит, что писатель прибегает к такому литературному приему как олицетворение. Часто писатели наделяют человеческими характеристиками и способностями элементы и явления природы. Замечание 1 Олицетворения особенно широко распространены в сказках, легендах , художественной литературе.

Примеры олицетворения — «О чем ты воешь, ветер ночной», «Нева вздувалась и ревела».

Гротескный образ стремится к крайнему обобщению, выявлению квинтэссенции времени, истории, явления, человеческого бытия. В этом гротескный образ сродни символу. Гротескная «Шагреневая кожа» была помещена Бальзаком над «нижним слоем» произведений - «Сценами нравов». Гоголевская «Шинель» - это не только и не столько защита «маленького человека», сколько квинтэссенция ничтожности его бытия.

По словам Салтыкова-Щедрина, «История одного города» возникла, чтобы вобрать в себя самую суть «тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною». Гротеск в литературе - художественное единство контрастов: верха и низа человеческою тела у Рабле , сказочного и реального у Гофмана , фантастики и быта у Гоголя. Бахтин, - характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления». Ученый показал амбивалентность гротескного образа народной культуры средневековья и Возрождения, в которой он одновременно высмеивает и утверждает в отличие от отрицающей сатиры нового времени. В гротеске эпохи Возрождения первостепенное значение имел контраст верха и низа человеческого тела, их взаимозамещение.

В реалистическом же гротеске контраст социален. В рассказе Достоевского «Бобок» сближаются социальные верх и низ. Комична в рассказе память могильного «общества» о прошлой реальной, «домогильной» иерархии. Гротескный контраст проникает в саму ткань произведения, выражаясь в резких перебивах авторской речи и речи героев. Реалистическое искусство приносит невиданную ранее «психологизацию гротеска» Ю.

В реалистическом гротеске расщепляются не только явления внешнего мира, но и само человеческое сознание, в литературе возникает тема двойничества, начатая еще гоголевским «Носом» ведь статский советник Нос - это двойник глупого, пошлого майора Ковалева. Развивается тема Достоевским в повести «Двойник» и в сцене «встречи» Ивана Карамазова с чертом. В гротескном произведении писатель многообразными способами «убеждает» читателя в возможности сосуществования самого невероятного, фантастического с реальным, привычным. Фантастическое в нем - это максимально заостренная реальность. Отсюда подчеркнутая пластическая достоверность в описании носа и переплетение невероятного со сценами обыденной пошлости в гоголевской повести.

Получается, что Милонов подчеркнул, что имеет ввиду не реальный расстрел рэперов, а выражение своего презрения к ним если бы их не было — было бы лучше. Гротеском может быть превращение части в целое, неодушевленное — в одушевленное и сочетания этого всего с реальными вещами, как в сатирической повести Гоголя «Нос». Ещё один пример гротеска — превращение героя в мерзкое насекомое в одноименном рассказе Кафки «превращение». В некоторых произведениях присутствует целое сочетание гротескных образов, например, в «Мастере и Маргарите» Булгакова погоня Бездомного за Воландом, бал Воланда, встреча главных героев или в «Мёртвых душах» Гоголя образы персонажей, с которыми встречается Чичиков.

Поделиться в соцсетях:.

Значение слова гротеск – что это такое в литературе

Она особенно наглядно разрушает привычные для нас связи» стр. Поначалу может показаться, будто данное рассуждение противоречит тому тезису, что приведен выше. На самом же деле они дополняют друг друга: причинность, нормы, закономерности жизни в гротеске не только «растворяются», но и выявляются. Нарушая одни жизненные связи и закономерности привычные, видимые невооруженным глазом , создатель гротеска стремится тем самым сделать явными, зримыми другие закономерности — более глубинные, характеризующие сущность определенных сторон действительности. В этом, собственно говоря, и состоит активно-познавательная функция гротеска, его содержательная сторона. Значительное место в работе Ю. Манна уделено художественным особенностям гротеска.

Этим вопросам посвящены главы «Фантастика и преувеличение в гротеске», «Гротеск и аллегория», «Комическое в гротеске», также содержащие немало интересного. Так, весьма плодотворным является предложенное исследователем деление гротеска на два основных вида: «В первом случае наиболее распространенном фантастика — это следствие каких-то обстоятельств или качеств героя. Во втором — условие, исходный пункт действия, фантастическое предположение» стр. Примером гротеска первого вида Ю. Манн считает пьесы Б. Брехта «Круглоголовые и остроголовые», «Человек есть человек» «Что тот солдат, что этот».

К гротеску второго вида автор относит «Клопа» и «Баню» В. Маяковского, «Остров мира» Е. Петрова и другие аналогичные произведения. В связи с анализом названных пьес исследователь высказывает любопытные соображения относительно своеобразия того или иного вида гротеска. Так, он справедливо отмечает, что фантастическое предположение не есть нечто произвольное и самоцельное. Оно обусловлено своеобразием изображаемого противоречия и призвано раскрыть его с наибольшей наглядностью и силой.

Манн, — единственно и незаменимо. Оно так же зависит от героев, темы и т. Оно не столько «форма существования» художественного произведения, сколько само это произведение, его плоть». Совершенно прав автор книги и в том случае, когда подчеркивает, что «сочетание гротескного с негротескным в рамках одного произведения тоже внутренне обусловлено» стр. А вот когда он утверждает, будто «в гротеске второго вида где фантастика — исходный пункт возрастает, так сказать, социально-обобщающая функция фантастики» стр. Думается, что социально-обобщающая функция фантастики зависит не от «вида» гротеска, а от того, как эта фантастика используется, выявлению каких противоречий подчинена.

Односторонним, чересчур категоричным представляется мне и такое утверждение автора книги: «То, что в гротеске выступает как необычное, взаимоисключающее, странное, отражает — через длинный ряд эстетических опосредствовании — реальную необычность, реальную «разорванность» стр. Да, необычное в гротеске может отражать и зачастую отражает реальную необычность, реальную «разорванность». Но нередко бывает и наоборот, когда оно отражает реальную обычность чего-либо, взрывая ее при этом изнутри, обнажая ее истинную сущность. В данном случае нет возможности остановиться на некоторых других, спорных вопросах художественной структуры гротеска это предмет особого разговора.

Так, гномы, вампиры, привидения или русалки могут быть иносказанием символом, аллегорией, одним словом, художественной условностью, - но могут быть и участниками сказочного повествования или страшного рассказа о необычайном. Кроме того, вероятностный характер современных чудес делает эту границу особенно легко преодолимой, удивительно облегчает превращение фантастики необычайного в формальный прием, допускает комическое ее переосмысление. В творчестве одного и того же автора мы зачастую сталкиваемся как с серьезной разработкой той или иной фантастической идеи, так и с использованием ее в качестве всего лишь условного приема. Понятия "фантастика" и "гротеск" явно находятся в тесном родстве.

Многие признаки гротеска, выделяемые современными исследователями, обнаруживаются и в фантастике. И принципиальный алогизм, и ощущение странного, "перевернутого" мира, и способность схватывать и выявлять основные противоречия действительности, суть явления - все это исследователи современной фантастики воспринимают как ее видовые признаки, а исследователи гротеска - как характерные его черты Ю. И все же у фантастики и гротеска общие корни, единая основа. Отличие фантастики и гротеска, на наш взгляд, состоит прежде всего в том, что для понимания фантастики определяющее значение приобретает гносеологический момент - отношения веры и неверия, для гротеска он оказывается несущественным. Но когда речь идет об эстетической сущности, о роли фантастики и гротеска в искусстве и о психологических их основах, тут их родство несомненно. Таким образом, в гротеске выразились основные творческие возможности фантазии, человеческого интеллекта и наиболее концентрированно выражена устремленность человеческого сознания не к отражению только, а и пересозданию мира: смешение, преувеличение или преуменьшение , умножение или уменьшение его элементов.

Кафки, М. Булгакова, М. Произнося в разговоре слово «Гротеск», человек подразумевает под его значением «странный, фантастический, эксцентричный или уродливый», таким образом, данное слово часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб их правильно называть гротесками или химерами, а не горгульями. Слово гротеск перешло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesgue — гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот то есть пещера небольших размеров или впадина , восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. Выражение появилось после обнаружения древних римских декораций в пещерах и похоронных участков в XV веке.

Гофмана, Н. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. Булгакова, М.

Гротеск - определение, значение и примеры в литературе

Таким образом, гротеск в литературе является мощным инструментом, позволяющим авторам выразить свое видение мира и вызвать эмоциональный отклик у читателей. Давайте разберемся, что такое гротеск в литературе, как он появился и почему не теряет актуальности на протяжении веков. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРОТЕСК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые, однако многие литературоведы, например, Алексей Бушмин, опровергли этот стереотип. Для того чтобы понять, что такое гротеск, нужно рассмотреть его примеры, представленные в литературе. Предлагаем разобраться, что означает понятие гротеск в литературе, каковы его отличительные черты и лексическое значение, рассмотрим примеры в статье.

Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы"

В мировой же литературой ярким примером может стать любое произведение Франца Кафки – он очень любил мрачный гротеск. Что такое гротеск в литературе В литературе гротеск представляет собой комический приём, сочетающий в себе ужасное и смешное, возвышенное и безобразное, то есть сочетает несочетаемое. Что такое литературный тип. что это такое, как зародился жанр и какие произведения литературы могут служить его. Что такое гротеск, насколько популярен данный прием среди писателей? Сочетание гиперболы, гротеска, иносказаний в каждом образе требует от читателя умения вчитываться в сатирический мир произведения.

Литература. 10 класс

Гротеск — это литературный прием, который основан на преувеличении, это преувеличение является фантастическим, так как то, что изображается не укладывается в рамки правдоподобия. В мировой же литературой ярким примером может стать любое произведение Франца Кафки – он очень любил мрачный гротеск. Гротеск в литературе это употребление противоречивых, реально-мистических, ужасно-комических и сюрреалистических приёмов, описание искажённой, извращённой и вывернутой наизнанку реальности. Гротеск — архитектурный декор и жанр в литературе: что такое гротеск, особенности, история возникновения. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРОТЕСК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. Гротеск стал популярным приемом и в литературе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий