1 сентября пароход «Челюскин» достиг мыса Челюскин, где судно покинуло несколько пассажиров. Больше месяца они спасали челюскинцев – экспедицию ледокола «Челюскин», который увяз и затонул во льдах Чукотского моря. Гибель студии Каролко. Сергей Николаев. 1K просмотров.
Экспедиции в Арктике впервые удалось заснять затонувший пароход «Челюскин»
Пароход "Челюскин" с отважными покорителями Арктики во Владивостоке затонул ровно 86 лет назад, 13 февраля 1934 года. В феврале 1934 года советский ледокол «Челюскин» был раздавлен посреди льдин и утонул в Беринговом проливе. На момент гибели он находился в морской экспедиции, возглавляемой академиком Отто Шмидтом. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.
Челюскин и пижма все точки над i
Совместную экспедицию на арктических архипелагах РГО и Северный флот проводят уже третий раз. В этом году она стартовала 5 августа и посвящена сразу нескольким памятным датам: 75-летию Победы, 175-летию Русского географического общества, 110-летию Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, 120-летию Русской полярной экспедиции и 145-летию со дня рождения Владимира Русанова. Напомним, в этом году на месте гибели парохода "Челюскин" также побывала подводно-поисковая экспедиция , организованная морской инженерной петербургской компанией "Фертоинг". Солженицына, а также РПЦ. С помощью эхолота им удалось не только уточнить координаты, но и сделать трехмерную модель парохода. Исследователи планируют создать общую электронную базу найденных кораблей, подводный интернет-музей, где "Челюскин" будет одним из главных экспонатов. Справка:Советский пароход "Челюскин" затонул 13 февраля 1934 года в Чукотском море в условиях полярной ночи и сильного сжатия льда после 86 суток плавания и более чем 100 суток дрейфа в арктических льдах.
Фауна более разнообразна: встречают на мысе и в его окрестностях леммингов, в водах у берегов — моржей, китов, косаток и белух, а в воздухе — полярных сов. Сами полярники именуют мыс «родильным домом для медвежат»: тут часто появляются белые медведи с потомством. Исходя из этого, посетить мыс Челюскин лучше всего в летнее время.
Однако стоит учитывать, что с июля по октябрь — период, в который выпадает больше всего осадков среднегодовое количество — около 205—210 мм. Тем туристам, которые хотят полюбоваться на северное сияние с самой северной точки Евразии, предпочтительнее планировать посещение мыса Челюскин на конец августа — начало апреля, но нужно быть готовыми к суровой погоде. Как добраться до мыса На вертолёте Наиболее безопасный способ посетить самую северную точку континента — на вертолёте из села Хатанга. До Хатанги можно долететь на самолёте из Красноярска и Норильска. Вертолёты доставляют туристов до мыса Челюскин и из посёлка Диксон, до которого можно добраться не только на самолёте, но и на поезде. Только оказавшись в аэропортах Хатанги и Диксона, можно узнать о намеченных рейсах на мыс: вылеты напрямую зависят от текущей погоды. На автотранспорте Добираться до мыса Челюскин на автотранспорте довольно рискованно. Путь пролегает по замёрзшему Енисею от посёлка Дудинка до Диксона, а далее — по западному побережью полуострова. Более безопасный наземный вариант — на снегоходах: для них до мыса проложено несколько трасс.
Но многие туристы, решившиеся на это, не достигали цели из-за отсутствия дорог и поломки техники, и им приходилось возвращаться. Достопримечательности мыса Челюскин Памятник первооткрывателям На мысе Челюскин приковывает внимание памятник первопроходцам Арктики. Высокая четырёхгранная колонна символизирует бревно, которое водворил здесь сам Семён Челюскин, обозначив своё открытие. На колонну водружена бронзовая дюбель-шлюпка «Якуцк», которой не суждено было дойти до мыса из-за льдов. На памятнике значится: «Оная экспедиция самая дальняя и трудная и никогда прежде не бывалая» пунктуация сохранена. Гурий Амундсена Ещё одна достопримечательность мыса Челюскин — гурий Амундсена. Гурии — это искусственные каменные сооружения, которые исследователи устанавливают в качестве ориентира. Гурий Амундсена сложен из сланцевых плит и находится на самом северном выступе берега. Экспедиция норвежца Руаля Амундсена, которого прозвали «Наполеоном полярных вод», воздвигла его в честь шведского изыскателя Норденшельда.
Полярная станция Главная задача гидрометеорологической станции имени Е. Федорова — это наблюдение за изменениями погодных условий на мысе Челюскин. Пролив Вилькицкого, омывающий мыс, является самой узкой частью Северного морского пути, а значит, для эксплуатации данной водной магистрали важно понимать, какая здесь ледовая обстановка.
Корабль с экипажем дрейфовал почти 5 месяцев. Вместе со льдами пароход вошел в Берингов пролив. До чистой воды, где льды не мешали бы идти, оставалось несколько миль, но судно утянуло обратно на северо-запад. Экипаж подозревал, что льды могут раздавить пароход, поэтому необходимый груз заранее подготовили для выгрузки. В том числе кирпичи и доски, из которых после удалось построить бараки. В 120 километрах от берега оказались 104 человека, в том числе 10 женщин и две маленькие девочки, которые родились во время плавания.
На дрейфующий лед сошло 104 человека - среди них 10 женщин и двое детей.
При высадке один человек погиб. В эфир ушла радиограмма: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов». На следующий день Москва создала правительственную комиссию по спасению. Сначала решили пробиться к льдине на собачьих упряжках, но это не удалось. Осталась надежда на авиацию. Мир не верил в спасение челюскинцев. Западные газеты писали, что люди на льду обречены, и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения.
Наши на «Челюскине»
Место гибели челюскина. Карта дрейфа парохода Челюскин. Дрейф Челюскина карта. Дрейф Челюскина в Чукотском море. Челюскин место гибели на карте. Льды, дрейфовавшие в северо-западном направлении, уносили «Челюскин» все дальше в Чукотское море, где судно, его команду и пассажиров ожидала зимовка. Происшествия - 24 сентября 2007 - Новости Санкт-Петербурга -
Краткий курс истории. Спасение челюскинцев
Ответ: пароход "Челюскин" затонул в Чукотском море. В 1934 году в Чукотском море затонул затёртый льдами ледокол «Челюскин», только что построенный в Дании. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Wikimapia Карта, создаваемая вами! Место гибели (затопления) парохода «Челюскин». Справка: Советский пароход "Челюскин" затонул 13 февраля 1934 года в Чукотском море в условиях полярной ночи и сильного сжатия льда после 86 суток плавания и более чем 100 суток дрейфа в арктических льдах.
Челюскин и пижма все точки над i
Кроме того, он снялся в спортивной драме «Начни сначала». На прошлой неделе стало известно о смерти актера Юрия Омельченко. Он скончался в больнице от повторного инсульта в возрасте 48 лет. Согласно информации на сайте компании, распространяемая информация не соответствует действительности, все торги по реализации авиационной техники проведены в соответствии с законодательством, при этом иностранные компании к торгам не допускались. Отмечается, что списанная техника ликвидируется и вывозится с территории предприятия только в виде лома цветных металлов. Ранее Австралия отказалась отдать старые вертолеты для ремонта и передачи Киеву и предпочла их утилизировать. Речь идет о не предназначенной к продаже символике на брендированной продукции группы, «где изображены древнеславянские символы в виде различных образов солнца с загнутыми по кругу лучами». Рунова отметила, что Троицкий вместе с остальными музыкантами был задержан и допрошен в гримерке ночного клуба «Ненависть», где «Коррозия металла» выступала в рамках гастрольного тура.
И в тот день, в ту ночь барак разорвало на две части», — рассказывает дочь участника экспедиции «Челюскин» геодезиста Василия Васильева Карина Васильева. Первыми о трагедии «Челюскина» узнали в Уэлене. Связь с поселком, после гибели судна, установил полярный радист Эрнест Кренкель. Все это руками, на морозе, нужно было собирать, проводки подвинчивать. Но спустя некоторое время радистка поселка Уэлен, Людмила Шрадер, его услышала. И вот так была установлена связь», — прокомментировал сын полярного радиста Эрнеста Кренкеля Теодор Кренкель. Ежедневно Кренкель связывался с большой землей и передавал координаты. Лагерь на льдине постоянно дрейфовал. Радиостанция, с помощью которой Кренкель передавал сигналы в Москву, выглядела, примерно, вот так по габаритам. И весит она около 100 килограммов. Но, до наших дней не сохранилась. Об этом мы можем судить только по архивным фотографиям. Зато, в музее имени Эрнеста Кренкеля вот такой интересный экспонат. Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли.
Ещё одним старым полярником был Эрнст Кренкель, зимовавший на Новой Земле и также летавший на немецком дирижабле "Граф Цеппелин" в рамках советско-германской научной программы. Кроме собственно моряков на пароходе находился персонал для базы на острове Врангеля — некоторые с жёнами и детьми, строители, учёные от геодезистов до зоологов и журналисты. Кроме того, на борт погрузили гидросамолёт с многоопытным лётчиком-полярником Михаилом Бабушкиным. Правда, на подготовку рейса было мало времени. На экипаж "Челюскина" давили не только проблемы затерянной в полярной глуши станции на Врангеле, но и штурмовщина, когда сверху требовали как можно скорее дать результат. Поэтому о том, чтобы лучше подготовить судно и выйти в путь в следующую навигацию, не могло быть и речи. Арктика — суровая хозяйка Неприятности начались ещё в Карском море. В трюме открылась небольшая течь. Капитан парохода "Челюскин" Владимир Иванович Воронин на мостике. Между тем подходил срок высадки на остров Врангель. Однако решить эту задачу не получилось: Воронин, уже освоивший воздушную разведку, вместе с Бабушкиным облетел маршрут и сделал очевидный вывод: льды слишком плотные, не пройти. Однако Чукотское море забито льдами. В середине сентября "Челюскин" пробивался сквозь торосы. Лёд вокруг корабля сжимался. Скорость упала до нескольких сот метров в сутки. В 20-х числах сентября корабль замирает в Колючинском заливе, зажатый льдами. Оказавшись у чёрта на рогах в плотном льду, Шмидт и Воронин не потеряли головы. Для начала они попытались взорвать лёд вокруг "Челюскина". Однако с тем же успехом можно было пытаться взорвать Луну. Аммонал оставлял на льду только небольшие воронки. Винт смёрзся. Льды дрейфовали и тащили обречённый корабль назад, затем ветра переменились — "Челюскин" мотало кругами. На помощь "Челюскину" пытался выйти ледорез "Литке", но ледовая обстановка ухудшалась день ото дня: попытки ледореза прорваться к "Челюскину" быстро стали опасны для самих спасателей, и операцию свернули. На "Челюскине" ввели режим жёсткой экономии. Выдачу угля сократили, сооружали кустарные печки, питавшиеся от машинного масла и отходов. Тем не менее температура в каютах упала до 10 градусов. Продовольствие и тёплую одежду выгрузили на лед на случай внезапной гибели корабля. Предстояло ждать июля будущего года. Восьмиметровая гора льда двигалась как живая. Шмидт и Воронин тут же распорядились о выгрузке с корабля людей и всего, что было необходимо для выживания. Работа ещё шла, когда льдина вдавила левый борт, и начала разрушать "Челюскин". Сначала разрушилась надводная часть корабля, но затем льды проломили пробоину и ниже ватерлинии.
До чистой воды оставалось несколько миль, однако судно отбросило на север в Чукотское море. Самому маленькому члену экипажа на момент крушения "Челюскина" было всего пять месяцев. Девочка по имени Карина родилась на судне, когда пароход был в Карском море. Не повезло только одному человеку — завхоз Борис Могилевич, который в последние минуты находился на судне. Он замешкался, на него упали бочки и мужчина затонул вместе с пароходом, пишет РИА Новости. Судно во льдах. СС0 Паники во время эвакуации с судна не было, говорится в книге "100 знаменитых катастроф". Челюскинцы успели выгрузить на льдину практически все, что могло понадобиться для зимовки — продовольствие, одежду, горючее, палатки, спальные мешки, научную аппаратуру, говорится в книге "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко. Экипаж обустроил на льдине лагерь, изучал суровые условия Арктики, слушал лекции по математике, космологии, сочинял стихи и даже выпускал стенгазету. Спасение экипажа парохода "Челюскин" Цитата из книги "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко: "Лагерь Шмидта верил, что Родина не оставит их в беде, и их надежды оправдались.
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
Возглавить экспедицию парохода «Челюскин» назначен Шмидт, а капитаном — Владимир Воронин. На борту было 112 пассажиров. Корабль во время движения отрабатывал и практические задачи для будущего. В трудных ситуациях предусматривалось участие ледоколов. Большая часть пути была преодолена благополучно, но всё изменилось в Чукотском море. Здесь дорогу преградили сплошные льды, ледокол был далеко и уже не мог помочь, да и на быстрое потепление тоже не приходилось рассчитывать. Начался беспримерный дрейф корабля, продолжавшийся пять месяцев.
Казалось, что самое страшное уже позади, до чистой воды Берингова пролива оставалось несколько миль, когда в результате мощнейшего сжатия пароход был раздавлен льдами и затонул. Гибель «Челюскина». Были также выгружены приготовленные заранее запасы продовольствия, палатки, спальные мешки и т. При разгрузке единственным погибшим оказался завхоз Б.
Советский пароход «Челюскин» в ходе полярной экспедиции в сентябре 1933 был заблокирован сплошными льдами и начал дрейф. Спустя пять месяцев, 13 февраля 1934 года, судно было раздавлено льдами и затонуло в течение двух часов. Перед этим экипаж и исследователи в составе 104 человек эвакуировались на лед, сняв с парохода необходимые грузы.
Получив повреждения, пароход вмерз в большую льдину и несколько месяцев дрейфовал с ней. Сильное сжатие льдов началось 13 февраля 1934 года, и буквально смятый «Челюскин» пошел ко дну. На дрейфующий лед сошло 104 человека - среди них 10 женщин и двое детей. При высадке один человек погиб. В эфир ушла радиограмма: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов». На следующий день Москва создала правительственную комиссию по спасению. Сначала решили пробиться к льдине на собачьих упряжках, но это не удалось. Осталась надежда на авиацию.
Второй раз добраться до лагеря экспедиции удалось только через месяц с лишним — 7 апреля. На двухместных самолетах пилоты вывозили по шесть человек, приспособив парашютные ящики для людей.
В последнем же рейсе забрали и восемь собак, которые жили вместе с экспедицией. Гибель парохода «Челюскин» подтолкнула правительство СССР к решению о строительстве ледокольного флота — несмотря на то, что пароход затонул, ему удалось достичь изначальной цели. А именно — доказать, что навигация грузовых судов по Северному морскому пути возможна, пусть и при обязательном сопровождении их ледоколами.
Петербургские исследователи уточнят координаты гибели парохода «Челюскин»
Семён Челюскин маршрут путешествия. Маршрут экспедиции семена Челюскина. Экспедиция семена Челюскина на карте. Мыс Челюскина на карте России.
Экспедиция Челюскина 1933. Отто Шмидт Челюскин. Экспедиция на корабле Челюскин.
Мыс Челюскин 1742. Мыс Челюскина Экспедиция. Станция мыс Челюскин.
Отто Юльевич Шмидт маршрут экспедиции. Отто Юльевич Шмидт карта. Шмидт Отто Юльевич Челюскин.
Крайняя Северная точка мыс Челюскин на карте. Северный мыс Евразии Челюскин. Мыс Челюскин и мыс Дежнева.
М Челюскин на карте России. Мыс Челюскина на карте Евразии. Гора Базардюзю крайняя точка.
Где находится мыс Базардюзю на карте России. Гора Базардюзю крайняя точка на карте. Где находится мыс Челюскин на карте.
Карта острова Большевик Северная земля. Крайняя Северная материковая точка России. Крайняя Восточная материковая точка России на карте.
Мыс Дежнева мыс Челюскин гора Базардюзю. Крайняя Северная материковая точка России на карте. Челюскин портрет.
Остров Челюскин. Пролив Вилькицкого. Челюскин Северная точка.
Крайняя Северная точка материка Евразии мыс Челюскин. Мыс Челюскин координаты. Вертолет Хатанга мыс Челюскин.
Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул. Торфяная, д.
Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г.
Команда притихла.
Руководитель экспедиции рассказал о полученной телеграмме, где говорилось, чтобы часть экипажа судна и экспедиция пересела на ледокол «Красин», а пароходу «Челюскин» предписывалось вернуться в Мурманск на ремонт. Шмидт спросил у команды о готовности идти дальше, на что получил согласие. За это время команде не раз приходилось выгружаться на лед.
Пароход был на грани крушения, но опасность отступала и «Челюскин» шел дальше. Когда до Берингова пролива оставалось две мили ледокол «Красин» ушел со сломанными гребными винтами на ремонт. Это был тот самый Его величество случай, но «Челюскину» не повезло.
Пароход неожиданно сковало льдами и понесло на север по Чукотскому морю. В каютах говорили о зимовке, а капитан знал, что судно не выдержит. Рядом был ледорез «Федор Липке», но Отто Шмидт отказался от его помощи, чем упустил второй шанс приблизиться к кораблю.
Корпус парохода «Челюскин» крепко врос в многометровую толщу льда, и в течение еще четырех месяцев дрейфовал по просторам Чукотского моря, пока не наступило 13 февраля 1934 года. Команда не спала, так как ночью тронулся лед и корпус заскрипел от сжатия, на котором после того образовалась трещина. К утру, она приняла чудовищные размеры, даже лед стал проникать внутрь.
Внезапно с ходового мостика позвали капитана, и он увидел огромный высокий ледовый вал. Торосы двигались прямо на пароход. Для «Челюскина» настал критический момент, и капитан отдал приказ об эвакуации.
Паники места не было. Каждый отвечал за свой участок работы. Пароход уходил под воду толчками, как бы корчился в предсмертных судорогах.
На снег полетели ящики с консервами, приборы, брикеты угля, листы фанеры, тюки с меховой одеждой, палатки, мешки с мукой и сахаром. Вскоре судно ушло под лед. Быстро темнело, экипаж «Челюскина» срочно ставил палатки для женщин и детей, плотники строили барак, повара разбирали провизию и обустраивали камбуз.
Эрнест Кренкель безуспешно возился с радиостанцией при свете фонаря. Наконец он услышал знакомые позывные, и в Москву сразу полетела первая радиограмма о гибели парохода «Челюскин». Его назовут съездом расстрелянных, ведь большинство бросивших вызов вождю закончат свою жизнь в подвалах Лубянки.
Но тогда Сталину нужна была поддержка. Великий комбинатор придумал гениальный ход.
Корабль во время движения отрабатывал и практические задачи для будущего. В трудных ситуациях предусматривалось участие ледоколов. Большая часть пути была преодолена благополучно, но всё изменилось в Чукотском море. Здесь дорогу преградили сплошные льды, ледокол был далеко и уже не мог помочь, да и на быстрое потепление тоже не приходилось рассчитывать. Начался беспримерный дрейф корабля, продолжавшийся пять месяцев. Казалось, что самое страшное уже позади, до чистой воды Берингова пролива оставалось несколько миль, когда в результате мощнейшего сжатия пароход был раздавлен льдами и затонул.
Гибель «Челюскина». Были также выгружены приготовленные заранее запасы продовольствия, палатки, спальные мешки и т. При разгрузке единственным погибшим оказался завхоз Б. Потерпевшие кораблекрушение смогли организовать в ледовом лагере чёткую дисциплину и порядок, благодаря чему удалось сохранить жизнь людей и создать условия для дальнейшей эвакуации. Трагедия в Беринговом проливе всколыхнула всю страну.
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
Дрейф и гибель «Челюскина». Фото © РИА Новости. К началу сентября "Челюскин" вышел на открытую воду, но здесь вместо таранящих судно льдин пришлось преодолевать жестокую качку. Интерфакс: Пароход "Челюскин", раздавленный льдами и затонувший в 1934 году в Чукотском море, обследовали участники арктической экспедиции, организованной Северным флотом (СФ) и Русским географическим обществом (РГО). И после гибели «Челюскина» это второе судно было якобы потоплено. Больше месяца они спасали челюскинцев – экспедицию ледокола «Челюскин», который увяз и затонул во льдах Чукотского моря.
Российские учёные впервые засняли затонувший пароход "Челюскин"
Место гибели легендарного парохода «Челюскин» изучили учёные и члены поисковой экспедиции, сообщает РИА «Новости». 23 сентября 1933 года, через два месяца плавания, «Челюскин» окончательно затерло льдами, а 13 февраля 1934 года льды раздавили пароход, и он в течение двух часов затонул. Отряд совместной арктической экспедиции Северного флота и Русского географического общества (РГО) обследовал пароход «Челюскин», раздавленный льдами и затонувший в 1934 году в Чукотском море. Wikimapia Карта, создаваемая вами! Место гибели (затопления) парохода «Челюскин».
Экспедиция в Арктике провела видеосъемку затонувшего парохода "Челюскин"
Об этом напоминает мемориальная доска на здании. Правда, сейчас здесь наполовину школа, наполовину детский сад. Историю "Челюскина" в этом посёлке помнит каждый. Представлено ООО "Фертоинг" Логистика экспедиции — очень сложная, словно на другую планету добираешься, но, по признанию участников, всё прошло гладко. И всё-таки маленькая неприятность, которая поставила под угрозу всё мероприятие, произошла… — В Анадырь наша команда прилетела в составе четырёх человек, — рассказывает Константин Богданов. К счастью, не самым популярным сегодня вирусом, а обычной простудой. Небольшая температура, насморк, отрицательный тест. В итоге руководитель экспедиции отправил водолаза домой. Так из запланированных двух пар под погружение осталась одна тройка. Если раньше могли погружаться по очереди, теперь у нас только тройка: в новых незнакомых условиях с плохой видимостью отпускать кого-то одного неправильно. Представлено ООО "Фертоинг" 9 августа 2020 года.
Погода благоволит, солнечно и без осадков, только достаточно сильный ветер. Но у дна всё может быть иначе, местные воды непредсказуемы, предупреждают специалисты, уже нырявшие в арктических морях. Сумеют ли участники экспедиции увидеть пароход "Челюскин"? Навстречу подвигу "Челюскин" отправился в рейс по Северному морскому пути в августе 1933 года. От Мурманска до Владивостока он должен был проскочить за одну навигацию и доказать всему миру, что Арктика — наша. Экспедицию возглавил географ, руководитель Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт. Пароход "Челюскин". Источник: wikipedia. Судно, изготовленное в Дании, предназначалось для ленских экспедиций и называлось "Лена". Это обычный пароход немного усиленной конструкции.
Не бумажный, конечно, но к такому подвигу он был не готов. Знаменитый полярник Владимир Визе написал тогда: "Набор корпуса недостаточно крепок, шпангоуты редкие и слабые, ширина парохода большая". Позднее историки писали, что "Челюскин" отправило не давление партийной номенклатуры и не мифические угрозы коллективного Сталина. Просто Отто Шмидт был по складу характера авантюристом и надеялся на удачу. Отто Юльевич Шмидт. Фото: wikipedia. Потомственный моряк, помор Владимир Воронин тоже долго отказывался принять командование, поскольку "Челюскин" "совсем не подходил по своей крепости, а также по своим морским качествам, для самостоятельного ледового плавания". И всё же Отто Юльевич уговорил Воронина: в Мурманске обещали найти капитана, который бы повёл "Челюскин" к славе, но смельчаков не нашлось. Всё предприятие стояло под угрозой срыва. Чтобы спасти честь своего товарища, Воронин согласился.
В поход отправились 112 человек. Помимо команды это учёные, журналисты, кинооператоры, художник Фёдор Решетников и поэт-конструктивист Илья Сельвинский. В успехе предстоящей экспедиции не сомневались настолько, что геодезист Васильев, к примеру, отправился в плавание с беременной женой. На путь через льды отважились несколько женщин и детей — семьи зимовщиков, которые должны были сменить команду на острове Врангеля, куда уже четыре года не могло пробиться ни одно судно. Запланированный успех обеспечивала проводка "Челюскина" ледоколом "Красин" в Карском море и ледоколом "Литке" в восточном секторе Арктики. Ледовую разведку обеспечивал гидроплан лётчика Михаила Бабушкина. И, в общем-то, всё бы прошло гладко, если бы не самоуверенность Отто Шмидта.
Ученые рассмотрят возможность поднять с затонувшего судна сохранившиеся артефакты, но о поднятии всего парохода речи не идет. Он отрабатывал схему доставки грузов по Северному морскому пути. В Чукотском море его заблокировали льды. Судно дрейфовало почти пять месяцев прежде чем затонуть. На лед высадилось 104 человека экипажа, включая 10 женщин и двоих детей.
С 5 марта по 13 апреля челюскинцев эвакуировали из лагеря на материк самолётами. После возвращения полярников наградили орденами Красной Звезды, а лётчики-спасатели стали первыми Героями Советского Союза. Судно ледокольного типа было предназначено для арктического торгового мореплавания. Пароход ушёл на дно за два часа. Завхоз экспедиции Борис Могилевич был придавлен палубным грузом и погиб.
И плывут, двигаясь в направлении ветра, ледяные горы — айсберги. Тихо в Карском море. Действительно, уже при входе в него «Челюскин» встречается с полями мелко битого льда. Многие участники экспедиции вооружены фотоаппаратами. Шмидт работает «лейкой». На рассвете 16 августа тревога: вахтенный матрос Миронов заметил у борта парохода белого медведя. Разбужены штурман Марков и завхоз Могилевич. Борис Могилевич быстро выскакивает на палубу. Несколькими выстрелами он убивает медведя. Это — первый охотничий трофей челюскинцев. У «Челюскина» повреждение — в носовой части обнаружены вмятины. Надо поднять нос, перебросив уголь из носовых трюмов на корму. Объявлен аврал. Уголь переброшен на корму, и нос «Челюскина» приподнялся. Вмятины над водой. Можно приступать к ремонту. Трое суток «Красин» берет с «Челюскина» уголь. В таком состоянии он может пытаться форсировать очень плотные ледяные поля и перемычки. Утром 24 августа туман рассеялся. На севере — неизвестный остров. Он оказался островом Уединения, неправильно нанесенным на карту. На остров выехали на двух шлюпках 16 человек. На острове челюскинцы соорудили гурий — пирамидальный столб из камня. Внутри пирамиды — бутылка с вложенной в нее запиской о времени и цели посещения острова. Прямым курсом на остров Врангеля ему идти не удалось. Пароход попал сначала в разреженные льды, потом в сплоченные. Отдельные поля крупно и мелко битого льда преграждали путь. Иногда попадались остатки торосистых льдов, не успевших растаять за короткое полярное лето. В Восточносибирском море несколько раз пришлось использовать воздушную разведку. При помощи паровой лебедки самолет опускается на воду. Обычно на разведку летали пилот Бабушкин и капитан Воронин. Летчик Бабушкин пошел на разведку, так как путь «Челюскину» преграждали льды. Самолет-амфибия конструкции т. Шаврова только что оторвался от воды, «Челюскин» ждет возвращения самолета-разведчика, который для спуска должен иметь полынью достаточных размеров. Плотный лед мешает быстрому продвижению парохода. Иногда «Челюскин» попадает в попутный дрейф. Тогда с небольшой скоростью двигается он, окруженный льдами, к заветной цели всего похода - к Берингову проливу. Капитан «Челюскина» Владимир Иванович Воронин-один из опытнейших полярных капитанов. Вместе с т. Шмидтом проделал все его полярные походы в качестве капитана ледокольных пароходов. Несколько дней «Челюскин» идет вблизи берегов Чукотки. Мало возвышенное побережье, редкие мысы, далеко выпирающие в море. Обычно такие мысы являются наиболее трудными участками пути, ибо к ним прижимает льды. Льды и скалистый берег — вот унылая, однообразная и вместе с тем величественная картина побережья Чукотки в осенние и зимние месяцы. Вторая половина сентября — конец навигации в восточном секторе Арктики. Наступают дни томительного ожидания и напряженной тревоги. Неужели зимовка? Неужели не удастся пройти остающиеся до Берингова пролива 350 - 400 километров? Руководство экспедиции решает все силы бросить на околку льда вокруг корабля. С 29 сентября по 5 октября идут работы по околке льда. Зарядами аммонала взрывают нагроможденный лед, пешнями и ломами обкалывают отдельные глыбы. Груды осколков, обломков и мелких кусков льда, тысячи тонн погружают на самодельные сани, отвозят в сторону... Наконец 5 октября лед начало разводить. Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда. Все усилия челюскинцев разбиваются о мощные ледовые преграды. Льды крепко обступили «Челюскина» со всех сторон. За октябрь, повинуясь воле меняющихся ветров, ледовое поле вместе с впаянным в него «Челюскиным» девять раз дрейфовало мимо мыса Сердце-Камень, то приближаясь к Берингову проливу, то отдаляясь от него. Вся надежда оставалась только на длительный попутный ветер, который сумел бы ледовое поле вместе с «Челюскиным» продвинуть в Берингов пролив и дальше — в Берингово море. По распоряжению командования снова производятся подрывные работы. Однако взрывы не дают результатов. Иногда удается разбить часть сплошного ледяного поля на отдельные куски. Тогда челюскинцы баграми пытаются отталкивать отдельные льдины к корме, очищая пространство около носа корабля. Значительное место в научных наблюдениях и исследованиях гидрография, гидрология, метеорология, геофизика занимали наблюдения над верхними слоями атмосферы, т. Эти наблюдения производились аэрологом Шпаковским при помощи радиозондов системы профессора Молчанова. Рекордный подъем радиозонда был 15 октября, когда радиозонд достиг высоты 23 километров. Не был в состоянии помочь ему и ледорез «Литке». Во второй половине ноября стало ясно, что зимовка «Челюскина» неизбежна. Снег покрыл снасти, палубу и все находившееся на ней. Предстояла тяжелая многомесячная зимовка. Все на корабле начало приспосабливаться для зимовки.