ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте «Спешу между прочим уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд». эта та территория, которую объезжал феодал для сбора себе налогов. Уезды Латвии (латыш. apriņķis) — единица административно-территориального деления 1-го уровня Латвии с 1920 по 1949 годы. Поселения в уездах носили разнообразные названия: городки, сёла, сельца, слободы, слободки, деревни, посёлки, административно их градация не определялась.
Что такое Уезд? Значение слова uezd, исторический словарь
В истории России существовало множество уездов, каждый из которых был административной единицей и обладал своими особенностями. На протяжении большей части российской истории уезды были административным делением второго уровня. - административно - территориальная единица в России до 1929 г. Несколько уездов составляли волость.
История уезда
В 1914 в Рос. империи насчитывалось 769 уездов, из них 83 – в Царстве Польском, 51 – в Вел. кн-ве Финляндском. История | Уезды простыми словами для чайниковУезды были территориальными единицами в Русском государстве XVI века. это территориально административная единица, которая существовала во времена Руси, а также в Русском царстве (позже империи). Сколько же было уездов в конце XVII — начале XVIII в. и сопоставима ли их территория? В истории 7 класса уезд является одним из понятий, которое помогает понять территориальное деление древних государств и империй.
Что такое уезд в истории
Уезд представлял собой определенную область, административно подразделяемую на несколько муниципалитетов. В основном, уезды формировались вокруг крупных городов или важных торговых путей, что способствовало их развитию и укреплению региональной иерархии. Однако термин «уезд» нашел свое применение и в других культурах. В средние века, когда Европа была разделена на феодальные государства, уезд стал основным административным и географическим подразделением. Законодательная, судебная и финансовая власть принадлежала графу уездному правителю , который был назначен королем или имел право наследовать свою должность. Граф своими полномочиями контролировал районные и городские представительства, управлял финансами и вел судебные процессы.
Что называется уездом? В древности уездом называлась совокупность всех волостей, примежёванная к известному пункту — городу или селу. Что такое волость история 6 класс? В настоящее время в ряде регионов России например, Псковской области волостями называются сельские поселения. Что такое уезд и волость?
Волость — это административно- территориальная единица, введенная в Российской империи в конце 18 века в правление Павла 1. Уезды объединяли несколько волостей.
Первоначально уезд представлял собой совокупность волостей , тяготевших к какому-либо центру. Повсеместно система уездов сложилась в 15-16 веках. Уезд управлялся княжескими наместниками, с начала 17 века — воеводой.
Крестьяне распределялись на сельские общества. За основу его создания были положены отдельное поселение и владельческая принадлежность крестьян.
Общества управлялись сходом в определённой степени законодательной властью и сельским старостой - исполнительной властью. Сход облагал членов общины местными сборами и налогами. Несколько сельских обществ должны были объединяться в административно-полицейскую единицу - волость. Её особенностью являлось объединение без каких-либо территориальных границ определённого числа сельских поселений без городов по вопросам, относящимся к проблемам самоуправления. По этой причине в состав волости могли входить не только группы близлежащих сёл и деревень, но и отдельные поселения, расположенные далеко в стороне от волостного центра. Лица других состояний и земли, этим лицам принадлежавшие, также государственные земли и земли различных учреждений, например, монастырей и приходских церквей, в состав волостей не входили и волостных повинностей не несли. В состав волости входили от 300 до 2000 душ мужского пола.
Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Власть волостного правления распространялась только на крестьянское население и на приписанных к волостям лиц городских податных состояний. Земства всему голова В январе 1864 г. По нему земства утверждались как всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Все землевладельцы, промышленники и торговцы, которые обладали недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды сроком на 3 года представителей они назывались по-тогдашнему «гласными» в уездные земские собрания. В последних председательствовал уездный предводитель дворянства. Собрания созывались ежегодно на короткий срок для решения местных хозяйственных дел.
Уездное собрание избирало из своей среды уездную земскую управу, состоявшую из председателя и нескольких членов. Управа являлась постоянно действующим административным учреждением. Подобный порядок управления был установлен и для губерний. Земства должны были играть роль своеобразного посредника между высшими этажами государственной власти и населением. В основе реформы лежали две идеи. Первая - выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями. Кроме того, эти органы были под контролем представительной власти.
Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности. В XIX в. В компетенцию земских учреждений входило решение всех местных хозяйственных дел в рамках губерний и уездов. Часть дел, таких как содержание тюрем, устройство и ремонт почтовых трактов и дорог, выделение подвод для разъездов государственных чиновников и полиции, являлись обязательными для земских учреждений. Другая часть, в виде страхования от пожаров, ремонт местных мостов и дорог, продовольственная и медицинская помощь населению, организация народного образования и т. Земские учреждения содержались за счёт обложения специальным налогом местного населения. Реформа местного самоуправления позволила, прежде всего, наладить медицинское обслуживание населения уездов и губерний, повысить уровень агрокультуры, приобщить рядовых жителей сельских поселений и городов к основам культуры и грамотности.
Революция местного самоуправления В советское время - с 1917 по 1924 гг. В ходе этой территориально-административной перестройки были уничтожены все старые границы губерний и уездов. Территория последних была разделены на сельсоветы. В течение 1921-1921 гг. В июне 1922 г. К нему были присоединены Хребтовская и Федорцовская волости Переславль-Залесского уезда. Из части Ботовской и Булаковской и Рогачёвской волостей была образована Шараповская волость.
Таким образом, в состав новообразованного Сергиевского уезда входили 11 волостей: Ерёминская, Константиновская, Озерецкая, Путиловская, Рогачёвская, Сергиевская, Софринская, Федорцовская, Хотьковская, Хребтовская и Шараповская. Органами административного управления были уездный исполком, 11 волостных исполкомов на 472 села, деревень, погостов, хуторов, фабрик, железнодорожных станций и платформ. В начале 1929 г. Летом этого же года она была переименована в Московскую область. В её состав вошли 10 округов, которые были разделены на 144 района. Спустя 7 лет её разделили на Московскую, Рязанскую и Тульскую области, а ранее 27 её районов были переданы в новообразованную Калининскую область. Загорском, убитом левыми эсерами в 1919 г.
В документах город с новым названием стал упоминаться с 1930 г. Тогда же, в 1929 г. В середине 1950-х гг. В 1957 г. Константиновский район был упразднён, его территория отошла к Загорскому бывшему Сергиевскому району. Северная граница района стала проходить по рубежам второй половины 1920-х гг. Загорск - центр городского округа В 1962-1963 гг.
Подмосковные города областного подчинения, в их числе Загорск, были переданы в подчинение Московского областного промышленного Совета депутатов трудящихся. Городским властям, в свою очередь, подчинялись Хотьково, Краснозаводск и рабочие посёлки. Загорский район как отдельная территориальная единица был ликвидирован, став частью Мытищинского района. В начале 1965 г. В объяснении очередной административно-территориальной перестройки указывалось, что она делается на основе экономического районирования для блага трудящихся и с целью максимального укрепления госаппарата и сближения его с народом. В Загорском районе отсутствовал районный Совет. Входившие в состав района поселковые и сельские Советы подчинялись городскому Совету депутатов.
Осенью 1991 г. Загорск был переименован в Сергиев Посад. В октябре 1993 г. В декабре 1993 г. Россия вернулась в целом к ситуации рубежа XIX в. В постперестроечное время начался этап нового приближения власти к населению. В 1996 г.
Целью его разработки и принятия было стремление «обеспечение развития Сергиево-Посадского района как целостного муниципального образования» на принципах организации местного самоуправления. В 2004 г. Дальнейшее социально-экономическое развитие страны и, в частности, Московской области, несомненно, найдёт отражение в появлении новых территориально-административных образований. На какой основе и с какой целью они будут организованы, покажет будущее. Владимир Ткаченко, заведующий историческим отделом Сергиево-Посадского музея-заповедника Еще в древние времена Киевской Руси существовало деление государства на административные единицы. Обычно мелкие наместнические хозяйства прикреплялись к городам, ведущим торговую жизнь. Ранее, до XIII века, волостями считались княжества, они постоянно делились и объединялись между собой.
Тогда властями было решено собрать все усилия в кулак, дабы объединить русские земли под одним началом.
Административное деление земель на Руси
Уезды на Руси[ править править код ] Уезд др. Название происходит от законного объезда «уезда» с целью установления его границ. Впервые упоминается в Уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича , данной в 1150 году Смоленской епископии [2] [3] : Село Дросенское, со изгои и з землею святей Богородици и епископу, и село Ясенское, и з бортником и з землею и с изгои, святей Богородици; и се есми дал землю в Погоновичох Моншинскую святей Богородици и епископу; и озера Нимикорская и с сеножатми, и уезд княж, и на Сверковых луках сеножати, и уезд княж, озеро Колодарское, святей Богородици. В Новое время уездом называлась совокупность мест, которые были уеханы заеханы и примежёваны к известному центру [4].
В XV—XVII веках патриаршая, митрополичьи, архиепископские и епископские кафедры, а также многие крупные монастыри владели большим количеством крестьян. Примерно треть всех частновладельческих крестьян в стране к концу XVII века находилась в руках церкви. Значительная часть церковных крестьян в XVII веке принадлежала главным храмам Москвы, Владимира и некоторых других городов.
У храмов были свои населённые имения. Они были обложены отнюдь не милостиво тяжелыми барщинами и оброками. Их образование было очень слабым, и вообще жизнь церковных крепостных была тяжёлой. Кстати говоря, это был один из аргументов Екатерины в пользу секуляризации церковных имуществ, может быть, фальшивый, а, может быть, и не совсем, ведь в молодости Екатерина была склонна проявлять человеколюбие, характерное для Европы XVIII века. После секуляризации церковных имуществ в 1764 году эти крестьяне, а это примерно два миллиона тягла, то есть два миллиона мужчин, и, естественно, примерно столько же женщин, стали называться «экономическими крестьянами», потому как первоначально они были переданы в Коллегию экономии, то есть, как мы бы сейчас сказали, — в министерство экономики. Потом они перешли в Казённое ведомство, а после, когда оно было создано, — в Министерство финансов.
Откуда вообще появились эти церковные крестьяне? Как правило, это было вложение на помин души. То есть помещик, желающий, чтобы после того, как он умрёт, его всегда поминали в какой-нибудь церкви, отдавал этой церкви или монастырю, деревню или некоторое количество дворов «на помин души». Таким образом, совершался переход людей от одного владельца к другому — крестьяне теперь несли тягло не в пользу помещика, а в пользу церкви. Вид Симонова монастыря, И. Лавров, 1810-е гг.
Церковные крестьяне были лично несвободны. На них могли возлагать тягло достаточно произвольно, и формально эти тягла не определялись, всё зависело только от человеколюбия управляющего или настоятеля монастыря. Но человеколюбия, как правило, было немного. Монахи, Дж. Аткинсон, Обзор манер, обычаев и костюмов обитателей Российской империи, 1803 г. Однако после перехода в Казённое ведомство к церковным крестьянам вернулась личная свобода, они были уравнены в правах с черносошными крестьянами.
Они были привязаны к земле, несли государственные повинности, вместо барщины на монастырь платили денежные оброки и, как и государственные крестьяне, несли некоторые натуральные повинности строительство дорог, строительство пристаней и так далее. Особую группу государственных крестьян составляли сибирские пашенные крестьяне. Ради освоения Сибири людям разных сословий, и городским мещанам, и даже обедневшим дворянам, но в первую очередь государственным крестьянам, было разрешено переезжать в Сибирь и получать там в собственность землю, с которой они могли жить и торговать. Гидрографическая и орографическая карта Сибири, Подробный атлас Российской империи, Н. В качестве уплаты за свою землю, они должны были обрабатывать ещё и казённое поле — рук в Сибири не хватало. С казённого поля сибирские пашенные крестьяне ничего уже не имели, с него брался продуктовый оброк — так называемый отсыпной хлеб, то есть зерно, которое вымолачивалось и отдавалось государству.
Это был уже просто налог трудом. С 1769 года натуральный оброк для сибирских пашенных крестьян был заменён денежной выплатой. По первой ревизии 1719 года, то есть в царствование Петра I им полагалось платить подушную подать в 71,5 копейки, а к концу царствования Александра она возросла более чем в десять раз и составила 7,5-10 рублей ассигнациями. Подушная подать — вообще очень большая проблема для Руси. Её были обязаны платить не все. Подушную подать платили податные сословия, в первую очередь крестьяне и мещане.
Купцы же платили налог с оборота, а дворяне и духовенство вообще не платили налогов. А податные сословия платили её с души мужского пола, а не с земли, и именно с этим потом будут связаны огромные проблемы — проблемы переделов земли. Почему же платили с душ, а не с земель? По очень простой причине — учёт земли был налажен плохо. А людей считать тогда всё-таки умели, поэтому удобней было брать подать не с земель, которые к тому же отличаются разным плодородием в разных губерниях и даже в одном уезде, а с людей, а земли переделять «по числу едоков». Эта, казалось бы, фискальная находка потом очень дорого обойдётся России.
Следующей и очень интересной группой государственных крестьян были однодворцы — военизированное сословие «ландмилицкие люди» , размещавшееся на окраинах государства. Во времена, когда Русь защищалась с запада и с юга от нашествий литовцев и крымских татар, на границах страны для её обороны было принято делать засечные черты. Так появились Белгородская засека, Тульская засека, засеки в районе Смоленска. Само слово «засека» означает оборонительное сооружение из срубленных деревьев, ведь так как на Руси лесов было много, то одной из форм обороны был не земляной вал, не стена, а срубленный лес. Через широкую полосу срубленных старых деревьев никакая конница не пройдёт, да и пехота идёт крайне медленно, а вся сила налётов тех же крымчаков заключалась в мгновенности. Позже просто подрубленный лес превратился в более сложные фортификационные сооружения, но название «засека» за ними закрепилось.
Засека в лесу, В. Гондиус, 1636 г. Людей для службы здесь нанимали, им платили. Часто на засечные линии приезжали селиться выходцы из небогатых дворян и государственные крестьяне. Последние имели право, как и дворяне, владеть крестьянами. Но постепенно границы государства раздвигались Россия, как вы знаете, имела тенденцию к росту , и эти засечные линии — Белгородская, Тульская — остались глубоко в тылу.
Территориальный рост Российской империи. Ильина, 1898 г. Военные функции жителей этих земель стали никому не нужны, но сами люди остались. Землю они уже получили, дворы построили, детям и внукам имущество передали. У кое-кого из них были крестьяне. Но количество крестьян у однодворцев было небольшим.
В 1830 году, во времена, когда однодворцы свои военные функции уже, естественно, не выполняли, миллион однодворцев а их был именно миллион владел только одиннадцатью тысячами крепостных. Итак, однодворцы размещались именно в тех губерниях, где когда-то были засеки: Тульская, Белгородская, Смоленская, Воронежская, Курская, Орловская, Брянская, Тамбовская, Пензенская и Рязанская. Они либо вообще не имели крепостных, либо имели один крепостной двор. Само слово «однодворец» имеет двойное объяснение. Одни говорят, что так однодворцев называли потому, что сами они имели только один двор. А другие говорят, что название пошло от того, что у них был только один двор крепостных людей, которые им подчинялись, то есть фактически одна небольшая семья, которая работала у них на правах частновладельческих крепостных.
Итак, однодворцы могли иметь крестьян. В отличие от всех остальных крестьян, и государственных, и частновладельческих, они не могли подвергаться телесным наказаниям. Даже шляхта Украины и Белоруссии, которая не смогла доказать своего дворянства, также причислялась к однодворцам, но в отличие от других однодворцев, не должна была подвергаться рекрутскому набору. То есть тот рекрутский набор солдат, который с Петра I стал нормой и который распространялся на однодворцев, на шляхту однодворцев Украины и Белоруссии не распространялся. Также украинские и белорусские бывшие шляхтичи сохраняли право доискиваться своего дворянства и, если доискивались, то, естественно, переходили в дворянское сословие с его привилегиями. Усадьба обедневшей шляхты, У.
Герсон, 1856 г. Когда была присоединена Бессарабия, то мазылы и рупташи - сословия, которые находились между бессарабским боярством и простыми крестьянами, с 1847 года тоже были причислены к однодворцам. Земельная собственность у однодворцев, хотя и облагалась налогом, таким же, как и у обычных государственных крестьян, могла передаваться по наследству. Это было так называемое право четвертного владения. То есть землю давали в семейное владение без права продажи, но с правом наследования или в случае приданого с правом перевода этой земли в другую семью, но тоже семью однодворцев. О четвертном праве вы можете прочесть работу Благовещенского, изданную в 1899 году, которая так и называется — «Четвертное право».
Четвертное право, М. У многих из них в избах хранились старинные грамоты о даровании им дворянства. Эта была такая же большая святыня, как и семейные иконы. Главный герой романа, князь Гаврила Чистяков, был однодворцем, и, рассказывая свою историю, он прекрасно изображает мир однодворцев, который мало изменился по сравнению с петровскими временами. Вспоминая свою молодость, он говорит: «Из таковых князей был почтенный родитель мой, князь Симон Гаврилович Чистяков. Будь трудолюбив, работай, не стыдясь пустого титула, и Бог умножит твоё имущество"».
Однодворец работал сам. Он был обычным крестьянином, но помнившим, что он был князем или дворянином, и потому очень высоко себя державшим. Нарежный, гравюра Ф. Алексеева с портрета работы неизвестного художника, «Русская старина», 1889 г. Далее повествуется о романе героя с хорошенькой дочкой соседа, тоже однодворкой и тоже, конечно, княжной, Феклушей. Я взял вёдры и донёс до дому.
Российский Жилблаз… Гос. Я напомню, что сословие однодворцев насчитывало миллион человек, и если учесть, что во всей николаевской России население составляло около семидесяти миллионов, то можно сделать вывод — однодворцы занимали довольно большой сегмент общества. Пётр I специальными указами требовал не учить однодворцев грамоте и счёту, чтобы лишить их дворянских амбиций. Эти люди были нужны как налоговое податное население и как рекруты в армию, тем более что в армии они ценились, поскольку имели традицию воинского служения. Но всё же, несмотря на эти требования Петра, которые, кстати, показывают, что неграмотность русских людей вовсе не случайная вещь, а, начиная с Петра Великого, сознательная политика имперского правительства, грамотность среди однодворцев была существенно более высокой, чем среди остальных категорий крестьян. Детей грамоте учили сами родители, а также нанятые дьячки или бродячие грамотеи.
Но учились грамоте дети, конечно, туго. Существовала традиция — после того, как учитель помог освоить и научил мальчика или девочку читать очередную книгу, например, Псалтырь, то переход к следующей книге всегда отмечался так называемыми деньгами на кашу. Родители ребёнка выносили учителю котёл каши и сверху сыпали монеты как правило, конечно, медные. Уже в ХIХ веке литературный критик Василий Петрович Боткин, проезжая вместе с поэтом Афанасием Фетом по деревням Ливенского уезда, до речки Тим, где у Фета была мельница, потом с восторгом писал Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Не могу не сказать о женщинах, или точнее - одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающими рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее замечательное слово, которое, конечно, образовано от provocative — А.
Василий Петрович Боткин был известен как большой ценитель не только художественной литературы, но и женской красоты. И он знал, что говорил. Боткин, из книги «Литературные воспоминания», П. Анненков, 1984 г. Женский костюм, фото с выставки «Феномен народного костюма. Одежда тамбовских переселенцев-однодворцев», г.
Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе. В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам. Одна из них заключалась в характерной русской двойственности. Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай.
А вторая причина была более социальной. Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже. Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих. Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений. Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными. Соответственно, их права расширялись, и помещичьи крестьяне всегда завидовали этим счастливчикам.
Казённые крестьяне и земли, на которых они жили, при Александре I и Николае Павловиче находились в распоряжении Департамента государственных имуществ в составе Министерства финансов. И неслучайно. Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль. Со стороны финансовой, органом управления казёнными крестьянами было хозяйственное отделение Казённой палаты, со стороны административной — земская полиция в лице земского исправника и заседателей, а с начала 1830-х годов ещё и становых приставов. Земская полиция взыскивала с казённых крестьян подати и недоимки. Взыскания эти сопровождались незаконными поборами и злоупотреблениями.
Поэтому в 1827 году в своей очень интересной «Записке по крестьянскому вопросу» Михаил Михайлович Сперанский, который, как вы помните, происходил из семьи сельских священников и в детстве постоянно проводил время вместе с детьми крестьян и прекрасно знал их жизнь, писал: «Сей род людей государственные крестьяне — А. Работы и повинности их также неопределенны. Земские исправники суть те же помещики, с тою разностью, что они переменяются, и что на них есть некоторые способы к управе. Но взамен того сии трехлетние владельцы не имеют никаких побуждений беречь крестьян, коих они ни себе, ни потомству своему не прочат». Сперанский, А. Варнек, 1824 г.
Об этих становых приставах в конце 1830-х годов ревизор, посланный Киселёвым, писал: «Люди сии большею частью необразованные и безнравственные, притом, облеченные большою властию, беспощадно обирают казенных поселян». Несмотря на то, что он был коммунистом и начал осуждать и реформы Киселёва, и крестьянскую реформу 1861 года, он всю жизнь посвятил теме государственных крестьян и реформе Киселёва. Его двухтомная книга «Государственные крестьяне и реформы Киселёва», первый том которой вышел в 1946 году, второй — в 1958, это ценнейший источник по жизни крестьян. Но читая его, надо отцеживать некоторые политические коммунистические суждения автора. Самоуправление крестьян Все русские крестьяне, независимо от того, какие они были, частновладельческие или государственные, имели самоуправление. Это были не бесправные картофелины в мешке.
Это были организованные и имеющие возможность самим решать свои проблемы, люди. Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам. Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян.
Крестьянский сход, кстати, имел право решать и даже малозначительные с точки зрения богатых людей преступления. Кража в размере до пяти серебряных рублей, а это сумма для крестьян немалая, решалась на местном уровне определённым образом самими крестьянами. Наказаниями, которые они предлагали за такое преступление, были и возвращение украденного, и пеня до полутора рублей, и даже наказание розгами до двадцати розог , и принудительные общественные работы. То есть крестьянская община повсюду сама управляла собой и сама выбирала своё руководство. Но у государственных крестьян эти права было намного легче осуществить, потому что государство во внутреннюю жизнь крестьянской общины вмешивалась сравнительно мало, хотя постепенно начало вмешиваться всё больше и больше [См. XIX века.
Сходка, гравюра В. Рыбинского, 1859 в. Традиционный крестьянский мир имел двухуровневое самоуправление. Первый уровень — это селения. Здесь был так называемый сельский выборный староста селения. Его не назначал помещик или чиновник, его выбирал народ.
И был десятский — представитель от каждых десяти дворов. Как правило, от каждых десяти дворов выбирались два человека. Эти выбранные составляли сельский сход в больших деревнях, а в маленьких деревнях сход составляло всё мужское население. Только сельского писаря, как правило, назначали из Министерства, потому что грамотных в деревнях почти не было, а всё делопроизводство селений должно было фиксироваться на бумаге. Поэтому сельский писарь был либо присланный мелкий чиновник, либо какой-то образованный местный человек, к примеру, сын дьякона, не принявший сан.
Волости имели особое значение в русском средневековом государстве, являясь основой для управления территорией и обеспечения правопорядка.
С течением времени и изменением границ и административной системы, роль волости стала менее значимой, но она все равно продолжает существовать и выполнять свои функции в настоящее время. Определение и история В данном разделе будут рассмотрены основные аспекты определения и истории волости, важного понятия в русской истории и административном устройстве. Изначально волость была частью древнерусской системы власти, которая функционировала уже на протяжении веков. Волость представляла собой административно-территориальную единицу, где управление осуществлялось местным земским собором или судом. Она служила для более эффективной организации управления на местном уровне и решения повседневных вопросов жителей. Читайте также: Сколько кабеля в бухте нужно - исчерпывающая информация о выборе и расчете Волость включала в себя несколько поселений или деревень, которые объединялись из-за общих интересов.
Главным административным органом в волости был волостной судья, который решал споры, назначал сбор налогов и выполнял другие важные функции. Волость также имела своего дьячка, который отвечал за сбор информации о населении и подачу ее вышестоящим органам власти. С течением времени роль волости в административной системе менялась. В XIX веке императорская власть провела реформы, направленные на централизацию управления. В результате волость стала одним из звеньев в системе губерний, краев и уездов. Узкоспециализированные обязанности волостных судей стали переходить к другим административным органам.
Однако, даже после проведенных реформ понятие волости сохранило свое значение и в дальнейшем играло важную роль в административном устройстве России. История волости является неотъемлемой частью русской истории и позволяет лучше понять организацию и функционирование государства на протяжении столетий. Административное устройство Издревле волости и уезды служили способом организации и контроля над территориями.
Уезды Эстонии эст. Территория Эстонии разделена на 15 уездов. Уезды Азербайджана азерб. Уезды КНР кит. Уезды Китайской Республики — административно-территориальная единица 2-го уровня в Китайской Республике Тайвань , где существует 18 уездов. Уезды Кореи кор.
Уезды Японии яп. По данным на апрель 2007 года в Японии существовало 398 уездов. В древней Руси — совокупность волостей, тяготевших к городу. В царской России и в СССР до районирования — административно-территориальная единица, входившая в состав губернии. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.
Что такое уезды в истории
- административно - территориальная единица в России до 1929 г. Несколько уездов составляли волость. Уезд, 1) в дореволюционной России ≈ административно-территориальная единица, сложившаяся в процессе образования единого Русского государства (15≈16 вв.). Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник.
Что такое уезд в истории 7 класс
С появлением новых административных структур, понятие уезда неспешно исчезает из российской истории, сохраняя свое значение в историческом контексте. Определение уезда Уезд представлял собой административную единицу, в которой осуществлялось управление государственными делами, судопроизводство, военное дело и другие вопросы. Уезд был подразделен на волости, которые, в свою очередь, включали в себя селения. Уезды в Российской империи имели различное число жителей и площадь, в зависимости от региона.
Наиболее крупные уезды находились в центральных и богатых областях страны, таких как Московская и Санкт-Петербургская губернии. В более удаленных и менее развитых районах империи уезды были меньшего размера. Уезд играл важную роль в истории России — он обеспечивал управление территорией, поддерживал правопорядок, осуществлял контроль над населением, собирал налоги, организовывал оборону и другие функции.
Таким образом, уезд в истории России был административной единицей, которая играла важную роль в управлении государством и развитии регионов. C введением уездов была проведена реформа, которая привела к более эффективной организации и управлению Российской империи.
Но несчастная смерть в 1824 году единственного их ребёнка, двухлетнего сына Владимира, наложила тяжкий отпечаток на их отношения, и супруги разъехались. Софья Киселёва Потоцкая , Й. Олешкевич, 1820-е гг.
Ольга Потоцкая Нарышкина , неизвестный художник, 1830-е гг. Какое-то время Киселев ухаживал за сестрой Софьи, Ольгой Потоцкой, а потом долгие годы прожил в гражданском браке с Александрой Алексеевной Балиано, урождённой княжной Багратион. От этого брака родились четверо детей. Дочь Елена умерла в детстве, а трое сыновей — Владимир, Константин и Александр — дожили до взрослого возраста и получили наследство по завещанию как воспитанники — тридцать тысяч рублей серебром. В старой России, поскольку возможности разводов были очень ограничены, родители усыновляли собственных детей, родившихся в незаконном браке, и дети эти получали имя воспитанников, на самом деле, являясь родными детьми.
Киселёв особо прославился, был замечен и отмечен Николаем Павловичем, когда он управлял Дунайскими княжествами. Вы уже помните из лекции о русско-турецкой войне, что он был назначен главным управляющим Молдовы и Валахии и являлся им с 1829 по 1834 год, пока турецкий султан не поставил там новых господарей. На этом новом посту он обнаружил блестящие государственные таланты. Совершенно расстроенное управление этих автономных от Порты княжеств генерал за пять лет привел в удовлетворительное состояние. С полного одобрения Николая Павловича под руководством Киселёва были приняты первые конституции — органические регламенты Валахия — 1831, Молдавское княжество — 1832 , остававшиеся в силе до 1859 года.
Регламенты давали личную свободу крестьянам и возможность перехода от одного землевладельца к другому, помещикам было запрещено выселять крестьян в том случае, если последние выполняли лежавшие на них обязанности, безземельные батраки должны были наделяться землёй. Было учреждено парламентское правление, при котором власть Господаря ограничивалась Общественным собранием Адунаря Обштяскэ , наделённым большими законодательными функциями. Господарь был главой только исполнительной власти. Судебные органы, согласно Регламенту, были отделены от административных, имея собственную организацию. Натуральные повинности были заменены единым денежным налогом.
Валашское издание регламента, 1832 г. Для нас это интересно вот почему. Вроде бы Николай Павлович после Польского восстания разочаровался в представительных учреждениях и наслаждался тем, что он абсолютный государь. Но это упрощённый взгляд. В Румынии он создавал именно представительное государство, которого там до этого не было.
Парламентаризм в Румынии был насаждён именно русской оккупационной властью в 1829-1834 годах, и благодарные румыны этого не забыли. До сих пор один из проспектов в Бухаресте, который во многом Киселёв, находясь во главе княжеств, и обустроил, носит его имя. К стыду нашего собственного государства, в Бухаресте улица имени Киселёва есть, а в России нет. Шоссе Киселёва в Бухаресте В результате, когда господарь Гика за полную бездеятельность был смещен боярами в 1834 г. Император Николай тоже был не прочь увидеть своего генерал-адъютанта на престоле в Бухаресте.
Но Киселев от престола отказался, сославшись на могущие возникнуть международные проблемы и на некоторые формальные препятствия. Но в действительности дипломатические напряженности несложно было урегулировать, а формальные препятствия легко преодолевались. Киселев был вызван в Петербург, где настоял на своем. Спустя несколько дней после «отречения», Императрица Александра Федоровна шутя спросила генерала на маленьком вечере во дворце «Итак, Вы не захотели царствовать? Киселев изящно ушел от ответа, но Государю наедине он сказал правду.
Дела княжеств оставались запущенными и для их приведения в порядок требовались многие годы полного самопожертвования и самоотвержения. Иначе решать дела Киселев не умел, но он хотел бы жертвовать собой ради русского народа, нищего, безграмотного и несвободного, чтобы помочь ему прийти к свободе и достатку, а не ради народа чужого и, к тому же более свободного и зажиточного, несмотря на иноверную и иноплеменную власть, чем народ русский. По возвращению в Россию, 3 июня 1834 года, Киселёв обедал с Вяземским, Давыдовым, Жуковским и Пушкиным, с которым давно уже был знаком. Александр Сергеевич в тот же день записал в своём дневнике: «Много говорили об его [Киселёва] правлении в Валахии. Он, может, самый замечательный из наших государственных людей, не исключая Ермолова, великого шарлатана».
Дневник 1833-35 гг. Поэт, Россия и цари. Однако будучи молодым, поэт, уже знавший Киселёва и по Бессарабии, и по его службе на юге России, относился к нему более скептически. Хотя это был всё же и скепсис, и вместе с тем похвала. В 1819 году в послании к Орлову Пушкин писал: На генерала Киселева Он очень мил, о том ни слова, Он враг коварства и невежд; За шумным, медленным обедом Я рад сидеть его соседом, До ночи слушать рад его; Но он придворный: обещанья Ему не стоят ничего.
Александр Сергеевич хотел служить в армии и просил Киселёва походатайствовать перед Императором о том, чтобы ему дали офицерский чин. Киселёв, видимо, обещал, что всё устроит, но Александр I просьбу не удовлетворил. Отсюда — разочарование поэта. Но вернемся к нашей теме. Освобождение крестьян было постоянной мыслью Павла Дмитриевича Киселева, его «идеей фикс».
Как вы помните, 27 августа 1816 года он подал императору Александру свою записку "О постепенном уничтожении рабства в России". В этой записке двадцативосьмилетний полковник-кавалергард, герой Бородинской битвы, предлагал Государю «распространить законную независимость на крепостных земледельцев, неправильно лишенных оной». Он считал, что крепостное состояние отвратительно и невозможно, и находил в Александре своего полного единомышленника. И в 1826 году, находясь в полуопале у Николая Павловича по подозрению в соучастии в мятеже, Киселёв составил записку по поводу крестьянских волнений, произошедших в Киевской губернии. Дело в том, что как раз в Киевской губернии находились имения его жены Софьи.
Супруги разъехались, но Киселёв помогал жене, управлял этими имениями и имел опыт отношений с крестьянами Украины, который и использовал при составлении записки. Он предлагает ввести инвентари, в которых определялись бы обязанности крестьян по отношению к помещикам: количество дней работы, соответствия её «силам и возможности человека» и качеству земельного надела. Подушное обложение он предлагал сменить на поземельное. Эта записка, а может быть и записка 1816 г. Произвел на него впечатление и разговор с Киселёвым после отказа его от «царского венца» в Дунайских княжествах.
Император произвёл его в 1834 году в генералы от инфантерии, то есть дал ему высшее генеральское звание, и 6 декабря 1834 года назначил членом Государственного Совета по Департаменту Государственной экономии именно по работе по крестьянскому вопросу. После беседы с Императором Киселёв был включен «для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий» в любимое детище Николая — Секретный комитет, который работал под председательством графа Иллариона Васильевича Васильчикова, вскоре ставшего председателем Комитета Министров и председателем Госсовета Империи. В то время, как я уже говорил, государственные крестьяне находились в ведении Министерства финансов. Министр Георг Людвиг Егор Францевич Канкрин получил указание Императора разработать проект преобразований, который обеспечил бы прекращение обеднения государственных крестьян. Министерство финансов представило свой проект, но он был отвергнут Сперанским и Киселёвым, а по их совету и Императором.
Основа проекта Канкрина — повышение экономической эффективности за счет создания крупных коллективных хозяйств. Фактически Канкрин исходил из идеи создания колхоза, то есть переведения государственных крестьян на состояние, пусть менее задавленных, более свободных, но частновладельческих крепостных. Канкрин, Военная энциклопедия И. Сытина, 1913 г. Канкрин не хотел торопиться, он был уже человеком немолодым и считал, что преобразования надо делать медленно, а сорокалетний Николай I желал быстрого результата, которого можно было добиться именно в деле с казёнными, а не с помещичьими крестьянами.
Сперанский и Киселёв предлагали перенести главный акцент реформы государственных крестьян с доходности для казны самой по себе, на человека-крестьянина и на обеспечение его благосостояния. Доход казны, объясняли они, будет результатом. Император согласился. Преобразование казённой деревни мыслилось как начало решения «общекрестьянского вопроса», «проблемы ликвидации рабства» Н. Дружинин , как пример для помещиков и их крестьян.
Мы с вами, дорогие друзья, до конца не понимаем всей важности этого решения. А это решение 1836 года было воистину историческим и судьбоносным. Хотя этого, наверное, не понимал тогда и Киселёв, и думаю, даже гениальный Сперанский. Дело в том, что Россия формировалась с ещё домонгольских времён как завоёванная страна. Славяне платят дань хазарам, миниатюра из Радзивилловской летописи, XV в.
Призвание варягов, миниатюра из Радзивилловской летописи, XV в. Варяги отвоевали Россию у хазар и держали славянский народ как податное сословие. Крестьяне могли быть в их прямом владении, могли быть — и большей частью были — вольными земледельцами, но их облагали налогом жадные до прибыли завоеватели. Ведь ещё Иван Грозный гордо называл себя в беседах с иноземцами немцем… Да и для немецких правителей России XVIII века и значительной части немецкой аристократии России русские крестьяне были лишь экономическими единицами. К ним можно было относиться хуже или лучше, здесь всё зависело от личного человеколюбия, религиозных взглядов того или иного помещика, но это состояние ума, возникшее ещё в варяжское время, что они — не сограждане, а источник благосостояния, наподобие природных богатств, пушнины и всего прочего, сохранялся.
Отсюда, в конечном счёте, и подушная подать. И именно потому, что крестьяне были лишь источником дохода, они были в ведении Министерства финансов, а до этого — экономического департамента. Они не были гуманитарной ценностью, они были ценностью фискальной, налоговой. Это повелось ещё с эпохи Рюрика и князя Владимира Святого. И в этом было различие между дворянами и податными сословиями.
Конечно, дворяне тоже служили, и их служба была в некотором роде тяглом, но ведь на самом деле дворяне не платили налогов, да и от службы были освобождены Петром III, что позже было подтверждено и Екатериной. А крестьяне и платили и служили солдатчину. Это были два разных мира — мир подневольный и мир свободных людей. Понятно, что эти два разных мира воспринимали жизнь по-разному. И помещики, и государство, и дворцовое ведомство воспринимали крестьян исключительно как источник дохода.
А теперь, с 1836 г. Конечно, здесь надо отдать дань романтической эпохе — появился этнический национализм, помещики и крестьяне увидели себя русскими людьми. Это изменение — и политическое, и нравственное, и культурное — носилось в воздухе. Стало понятно: крестьяне и дворяне — это один народ. И поэтому Николай доверяет новое решение крестьянского вопроса, решение гражданское, людям, знающим русскую деревню и ощущавшим кровное родство с русским народом, — Сперанскому и Киселёву.
Его начальником и был назначен Павел Дмитриевич Киселёв. Он получил право личного еженедельного доклада Государю. Преобразования предполагалось начать осторожно, с Санкт-Петербургской губернии, поэтому была учреждена Санкт-Петербургская Контора казённых имуществ, в которую из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах данной губернии. Этим докладом завершилась работа Комитета Васильчикова. Но Киселёв не ограничивается Санкт-Петербургской губернией.
Он добился права провести ревизию казённой деревни силами своих чиновников в четырёх губерниях: Московской, Тульской, Тамбовской и Псковской. Он сам лично знакомится с положением на местах, побывав сначала в Санкт-Петербургской, а затем в Московской, Тульской и Псковской губерниях в конце лета — начале осени 1836 года. Одновременно он даёт указания своим чиновникам разведывать неофициально и положение частновладельческих крепостных. Результатом этого «разведывания» явилась замечательная записка «О крепостном состоянии в России», написанная для его ведомства Андреем Парфёновичем Заблоцким-Десятовским, верным соратником и сотрудником. В результате ревизии были выявлены многочисленные злоупотребления чиновников Министерства финансов и общее «плохое управление», а директор департамента государственных имуществ Министерства финансов, которому непосредственно подчинялись казённые крестьяне, сенатор Николай Порфирьевич Дубенской 1779 г.
Об этом в ряде своих работ очень хорошо пишет и современный наш историк царствования Николая и проблем казённых крестьян Ирина Владимировна Ружицкая, работающая в Институте российской истории. В своей книге «Просвещённая бюрократия 1800—1860-е гг. Здание, в котором с самого начала размещалось министерство, сохранилось. Оно находится в Петербурге на Исаакиевской площади, дом 4. Ныне в нём располагается Всероссийский институт растениеводства, и это неслучайно.
Дело в том, что это Министерство государственных имуществ под разными названиями — Министерство сельского хозяйства и государственных имуществ, Министерство сельского хозяйства, Министерство сельского хозяйства и землепользования — существовало вплоть до 1917 года. И ему принадлежит главная роль великих крестьянских реформ, как шестидесятых годов, так и столыпинских. Всероссийский институт растениеводства, вид на здание со стороны реки Мойки В 1839 г. Киселев был возведен в графское достоинство. Деятельность его в качестве министра продолжалась 18 лет, до 1856 года.
В 1856 году уже немолодым человеком он был назначен императором Александром Николаевичем послом во Францию. Это было очень важное назначение. Только что закончилась Крымская война, надо было восстанавливать отношения с Францией. Киселёв был сторонником теснейшего политического союза с Францией. Он оставался послом до 1862 года и в 1860 году даже отклонил предложение Императора возглавить Государственный совет.
В 1862 году он ушёл с поста посла, жил в основном за границей, во Франции и в Швейцарии, и умер 14 ноября 1872 года в Париже. На его отпевание в русский храм на Дарю пришла вся русская община во Франции. Похоронен Павел Дмитриевич в Донском монастыре, и могила его, хотя и сохранилась, но, увы, находится далеко не в том состоянии, которое заслужил человек таких достоинств, как Киселёв. Но вернёмся к Министерству государственных имуществ. Его главные функции в Указе о создании Министерства формулировались так: «Управление государственными имуществами, попечительство над свободными сельскими обывателями, заведование сельским хозяйством».
Итак, крестьяне здесь названы «свободными сельскими обывателями», и это очень важно. Мы привыкли говорить о Николае Павловиче как о Николае Палкине, и где-то это совершенно правильно, но всё, дорогие друзья, намного сложнее. Факт свободы сельского обывателя — важнейший факт. И поэтому на первый план Министерство выставляет задачу не повышения доходов с души государственного крестьянина, а организацию местного самоуправления, то есть упорядочение и упрочение гражданской свободы крестьянина — того самого сельского обывателя. Михаил Михайлович Богословский, живший в Москве до 1929 года и успевший умереть до репрессий он уже был в списках подлежавших аресту НКВД по делу академиков, но, слава Богу, умер в 1929 году , писал в своей статье «Государственные крестьяне при Николае I», изданной в очень интересной книге «История России в ХIХ веке»: «Теперь фискальная сторона отступала на задний план и новая администрация должна была удовлетворять крестьянские интересы независимо от их отношения к казначейству.
Благосостояние государственных крестьян должно было стать самоцелью во взглядах и деятельности новой администрации. Самый план административного устройства отличался стройностью, напоминающей работы Сперанского». История России… Т. Павел Дмитриевич продолжал его дело, и чёткость его работы была действительно чёткостью Сперанского. Академик М.
Богословский 1863-1929 Во всех губерниях, где были государственные крестьяне, а были они практически во всех губерниях России, были созданы Палаты государственных имуществ во главе с управляющим. Ниже стояли окружные управления во главе с окружным начальником, тоже чиновником. Округ — это уезд или, если в уезде мало государственных крестьян, несколько уездов. Окружной начальник должен был быть носителем попечительской власти, покровителем и защитником подведомственных ему крестьян. Об окружном начальнике в Положении так и говорилось: «окружной начальник должен выслушивать терпеливо и с особую внимательностью все жалобы, приносимые ему государственными крестьянами» и «обязан охранять и защищать подведомственные ему волости, сельские общества и принадлежащих к ним крестьян от всяких притязаний, притеснений и злоупотреблений».
Специально указывалось, что он должен надзирать за законностью действий органов крестьянского самоуправления, но не должен командовать сельскими сходами. В 31 статье Положения о сельском управлении было написано: «Чиновникам палаты государственных имуществ и окружного начальства не дозволяется участвовать в совещаниях государственных крестьян на сельском сходе». То есть та картина советской деревни во время коллективизации, когда «десятитысячники» врывались на сельский сход, стучали кулаком, пугали крестьян, часто арестовывали, заставляя их вступать в колхоз, была немыслима. Да и до революции, уже при Александре III, уездные и волостные начальники из дворян вмешивались в жизнь крестьянского схода. Киселёвское же министерство требовало невмешательства, уважения к воле крестьян.
Окружной начальник должен был заботиться и об улучшении нравственности подведомственных крестьян, о заведении приходских училищ, о «врачебном благоустройстве», об обеспечении продовольствием и семенным материалом в неурожайные годы, о местных путях сообщения, об улучшении крестьянского хозяйства. А также, конечно, и о государственных нуждах — распределении рекрутской повинности, сборе податей и исполнении натуральных повинностей. Но самое главное — сам человек. Ниже окружного находилось волостное правление. Волостное правление формируется уже не назначением, а избранием самими крестьянами.
Оно образуется путём соединения нескольких сельских обществ с населением до шести тысяч ревизских душ. Волостное правление состоит из головы и двух заседателей. Волостной голова избирается на три года волостным сходом. Волостной сход составляется из выборных от сельских обществ по одному от каждых двадцати дворов и утверждается палатой госимуществ по представлению окружного начальника. Волостной голова может переизбираться и увольняться по жалобе крестьян.
Соловьева, происходит от способа размежевания, именуемого разъездом; межевщик назывался разъезжиком или заездником, а для самого межевания существовал термин разъезжать. По этому термину все количество земли, примежеванное к известному пункту, было уехано к нему, или заехано, являлось его уездом. Наоборот, все то, что было отписано, отмежевано от него, было отъехано, составило отъездные волости.
Иногда У. В правительственном отношении У. Населенные единицы У.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.
Уездные власти осуществляли контроль над сбором различных налогов, таких как земельный налог, подушный сбор и другие. Собранные деньги направлялись на нужды государства, включая содержание армии, постройку дорог и развитие экономики. Кроме того, уезды выполняли функции судебных органов на своей территории. В уездах проводились различные судебные заседания, на которых рассматривались уголовные и гражданские дела.
Уездные судебные органы обеспечивали справедливость и поддерживали порядок на территории уезда. Также уезды были ответственны за решение различных вопросов, связанных с охраной общественного порядка и безопасности. Уездные власти контролировали деятельность полиции и усиливали меры по борьбе с преступностью. Они также занимались обеспечением общественного порядка и разрешением конфликтов на территории уезда. Кроме того, уезды играли важную роль в организации социальной сферы. Они отвечали за организацию здравоохранения, образования и социальной помощи населению.
Уездные власти заботились о предоставлении медицинской помощи, строительстве школ и приютов для нуждающихся. Таким образом, уезды выполняли множество функций, важных для организации жизни на территории России. Они обеспечивали финансовое благополучие государства, поддерживали порядок и безопасность, и заботились о социальном благополучии населения. Управление и структура уездов В истории России уезды были административно-территориальными единицами, которые функционировали в разные периоды времени. Управление уездами осуществлялось уездной думой, которая была избираемым органом власти. Уездная дума состояла из двух сословий: дворянства и городской грамоты.
Каждое сословие выбирало своих представителей для участия в уездной думе. Дворянство выбирало дворянские маршалки, а городская грамота — городских предводителей. Управление уездом было местным и позволяло жителям участвовать в решении дел, касающихся их конкретной территории. Узаконение уездных управленческих структур произошло во время правления императоров Петра Великого и Екатерины II.