Биография Федора Достоевского. Федор Михайлович Достоевский – один из величайших литераторов в истории человечества, мыслитель, тонко и точно раскрывавший комплекс нравственных вопросов, противоречий и проблем человеческого бытия. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября н.с.) 1821 г. в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Фёдор Михайлович Достоевский — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка.
Федор Михайлович Достоевский: «Промерзал до сердца»
Федор Михайлович Достоевский — классик русской литературы XIX века, писатель-романист мирового уровня. Федор Михайлович Достоевский – кем он был в глазах современников? Как свидетельствует биография Федора Михайловича Достоевского, 1839 год уносит жизнь его отца. Федор Михайлович Достоевский учился в Военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге, где он изучал литературу и начал карьеру писателя после того как закончил академию в 1844 году.
Биография Достоевского
Благодаря этому, Федора Михайловича приняли в популярной «кружок Белинского», в котором его стали называть «новым Гоголем ». Следующим его произведением стал «Двойник». На этот раз успех не повторился, а скорее наоборот — молодого гения ждала разгромная критика провального романа. Интересен факт, что позже ее новаторский стиль написания был высоко оценен критиками. Вскоре участники «кружка Белинского» попросили Достоевского покинуть их общество. Это произошло из-за скандала молодого писателя с Тургеневым и Некрасовым. Однако на тот момент времени, Федор Достоевский уже имел достаточно большую популярность, поэтому его с радостью приняли в другие литературные сообщества. Арест и каторга В 1846 г.
Он познакомился с М. Петрашевским , который был организатором так называемых «пятниц». В частности, поднимались вопросы относительно отмены крепостного права и свободы слова в России. На одной из встреч Федор Михайлович познакомился с коммунистом Н. Спешневым, который в скором времени образовал тайное общество, состоящее из 8 человек. Эта группа людей выступала за осуществление переворота в государстве и за образование подпольной типографии. В 1848 г.
Им предъявляют обвинение в попытки государственного переворота. Около полугода Достоевского содержат в Петропавловской крепости, а осенью суд приговаривает его к смертной казни. К счастью, приговор не был исполнен, поскольку в последний момент казнь заменили восьмилетней каторгой. Вскоре царь еще больше смягчил наказание, сократив срок с 8 до 4 лет. После каторги писателя призвали на службу в качестве рядового солдата. Любопытно заметить, что этот факт из биографии Достоевского стал первым случаем в России, когда каторжнику разрешили состоять на службе. Благодаря этому он снова стал полноправным гражданином государства, обладая теми же правами, которые имел до ареста.
Годы, проведенные на каторге, сильно повлияли на взгляды Федора Достоевского. Ведь помимо изнурительного физического труда он страдал еще и от одиночества, так как простые арестанты поначалу не хотели с ним общаться из-за его дворянского титула. В 1856 г. На тот момент времени 35-летний Федор Михайлович был уже полностью сформированной личностью с глубокими религиозными взглядами. Расцвет творчества Достоевского В 1860 г.
Секут пять, десять минут, дальше, больше, чаще. Ребёнок кричит, ребёнок, наконец, не может кричать, задыхается: «папа, папа, папочка, папочка! Они били её, секли, пинали ногами. Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ней делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками к «Боженьке», чтобы Тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой Божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Взрослые согрешили. Съели «яблоко». Но дети невинны. И страдания их кажутся ему полнейшей «ахинеей», попранием самых элементарных требований правды. И вот, основываясь на всех этих чудовищных и бессмысленных страданиях, на этой неправде, он не хочет и не может принять ни Бога, ни мира, ни гармонии, — если бы они и существовали. Пока ещё время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. He стоит она слезинки, хотя бы одного только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слёзками своими к «Боженьке»! И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены. He хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим её сына псами! He смеет она прощать ему! Если хочет, пусть простит за себя, пусть простит мучителю материнское, безмерное страдание своё; но страданий своего растерзанного ребёнка она не имеет права простить, не смеет простить мучителя, хотя бы сам ребёнок простил ему! Лучше уж я останусь при неотмщённом страдании моём и неутолённом негодовании моём, хотя бы я был и неправ. Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. He Бога я не принимаю, Алёша, а только билет Ему почтительнейше возвращаю» 23. Но если пережить до конца, вместе с его героями их муку, как пережил её Достоевский, то не к отчаянию придёшь, а к «гимну», к осанне! Это не будет «самодовольная» религия обычного христианства, — это будет религия христианства голгофского. Гимн и осанна не будут приятно услаждать слух, — пройдя через «горнило сомнений», они будут подымать душу на великий жизненный подвиг. Пусть человек «из подполья» обозлился на жизнь и оплевал всё самое светлое в человеческом сердце. Пусть Раскольников пролил кровь, чтобы стать человекобогом, пусть Иван Карамазов «билет свой почтительнейше возвращает». Все они и десятки других, измученных и страшных героев Достоевского, взятые в целом, поют хвалу Богу, ибо в страдании их лучшее и неопровержимейшее свидетельство — о живом Боге. He задыхался бы от тоски человек, превративший мир в подполье, если бы не было в душе его бессмертной души; не измучила бы «преступника» Раскольникова совесть, если бы не было неправды в его гордом посягательстве на обожествление личности; не восставал бы на Бога, не «бунтовал» бы Иван Карамазов, если бы не любил людей и не верил в правду. Голгофским страданием своим поют они гимн Богу, думая, что хулят его. И их мученическая песнь сливается с светлой и радостной песнью других, светлых образов Достоевского: кн. Мышкина, старца Зосимы и Алёши Карамазова. А в общем получается гимн полнозвучный, получается именно то всеобъемлющее содержание, которое и должно быть в настоящем христианстве, где мука Голгофы соединяется с радостью Воскресения. И услышал эту великую песнь Достоевский, потому что как никто глубоко заглянул в человеческую душу. Об его творчестве можно сказать его же собственными словами: «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я конечно народен ибо направление моё истекает из глубины христианского духа народного , хотя и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему. Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т. Но ему хотелось не только разгадать душу человеческую, ему хотелось схватить судьбы человеческие в целом. Ему хотелось осмыслить ход мировых событий и уяснить, какая роль в них принадлежит русскому народу. Отсюда публицистика Достоевского, органически связанная с его общим религиозным миропониманием. Достоевского принято считать «консерватором». Какое грубейшее недоразумение! He в ту монархическую форму, какой она фактически является в истории, а в идеализованную, где между царём и народом, как между отцом и детьми, нет никаких «средостений». Эта вера в царя вытекла у Достоевского из религиозных начал и из желания согласовать свои взгляды с духом народным. А он убеждён был, что народ только такую форму правления и согласится признать. Но только эта идея и была в нём «консервативной». Все же остальные черты общественных идеалов, вполне ужившиеся в нём с монархизмом, до того резко расходятся с обычными консервативными взглядами, что, я думаю, уж скорей можно называть его «революционером», чем «консерватором». Хотя, конечно, Достоевский не был ни тем, ни другим. Недаром в «Дневнике писателя» он говорит о себе: «Вообще, скажу, что считаю себя всех либеральнее, хотя бы по тому одному, что совсем не желаю успокоиваться» 25. И действительно, «одного этого» было бы вполне достаточно, чтобы раз навсегда освободиться от нелепых обвинений в «консерватизме». Консерватор тот, кто хочет остановить жизнь в одном положении, кто хочет, чтобы она застыла, «консервировалась», потому что не верит в её движение. Достоевский же весь стремление вперёд. Перед ним рисовались такие широкие, такие несбыточные перспективы человеческого счастья, что ни одному, самому радикальному реформатору жизни без Бога, на почве социализма, и во сне не снилось. Посмотрим же, каковы были общественные идеалы «консерватора» Достоевского. Прежде всего Достоевского занимал вопрос религиозный. И вот что пишет он о «свободе совести»: «Полная свобода вероисповедания и свобода совести есть дух настоящего христианства. Уверуй свободно — вот наша формула. He сошёл Господь с креста, чтобы насильно уверить внешним чудом, а хотел именно свободы совести. Вот дух народа и христианства, если же есть уклонения, то мы их оплакиваем» 26. Едва ли хоть один из наших современных консерваторов подписался бы под этими словами! С глубоким и подлинно религиозным негодованием относился Достоевский ко всякому деспотизму, и тем более к деспотизму религиозному. Сожигающего еретиков я не могу признать нравственным человеком, ибо не признаю тезис, что нравственность есть согласие с внутренними убеждениями. Это лишь честность русский язык богат , но не нравственность. Нравственный образец и идеал есть у меня — Христос. Спрашиваю: сжёг ли бы Он еретиков? Ну, так значит, сжигать еретиков есть поступок безнравственный. Инквизитор уже тем одним безнравственен, что в сердце его, в совести его могла ужиться идея о необходимости сожигать людей» 27. Таким образом, «консерватор» Достоевский прежде всего требовал религиозной свободы. Но мало освободить совесть. Надо дать просвещение. И вот опять-таки Достоевский является, как и должен истинный христианин, самым передовым человеком. У него есть даже «набросок» плана первоначальной школы. Кто грамотен, тот уже двинулся, тот уже пошёл и поехал, тот уже вооружился, и увидите, как в несколько лет у вас уже сами собой явятся школы для крестьян повыше: потребность вырастет, охота родится и школы сами произойдут». Религиозная свобода, просвещение, — и третье, что нужно для народа, это — кусок хлеба. Надо, чтобы народ перестал голодать. И Достоевский говорит: «Облегчить народ... Где взять денег? Для этого непременно и неотложно обложить налогом высшие богатые классы и тем снять тягость с бедного класса... Аксиома, что там и благосостояние, где твёрдо стоит земледелие... He будет земледелия — не будет и финансов». He придут ли в ужас ото всех этих требований Достоевского настоящие консерваторы? Но это ещё не всё. Достоевский верил в народную правду. Он был убеждён, что настоящее, живое религиозное чувство живёт только у простого народа. А оно и есть высшая человеческая мудрость. Народ — вор, пьяница, груб, не развит, но в страданиях своих, в терпении своём, — он познал сердцем живого Христа. Достоевский призывал интеллигенцию выслушать эту народную правду. Трудно найти в нашей литературе что-либо более «демократическое», в смысле истинной любви и доверия к народу, чем эти замечательные строки из «Дневника писателя». Позовите серые зипуны и спросите их самих об их нуждах, о том, чего им надо, и они скажут вам правду, и мы все в первый раз, может быть, услышим настоящую правду. И не нужно никаких великих подъёмов и сборов; народ можно спросить по местам, по уездам, по хижинам. Ибо народ наш, и по местам сидя, скажет точь-в-точь всё то же, что сказал бы и весь вкупе,... Надо только соблюсти, чтобы высказался пока именно только мужик, один только заправский мужик. О, не из каких-либо политических целей я предложил бы устранить на время нашу интеллигенцию, — не приписывайте мне их, пожалуйста, — но предложил бы я это уж извините, пожалуйста из целей лишь чисто педагогических. Да, пускай в сторонке пока постоим и послушаем, как ясно и толково сумеет народ свою правду сказать, совсем без нашей помощи, и об деле, именно об заправском деле, в самую точку попадёт, да и нас не обидит, коли об нас речь зайдёт. Пусть постоим и поучимся у народа, как надо правду говорить. Я желал бы только, чтоб поняли беспристрастно, что я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которых никто ещё из нас не знает во всём объёме и величии их, — как в святыню верую, главное, в спасительное их назначение, в великий народный охранительный и зиждительный дух, и жажду лишь одного: да узрят их все. Только что узрят, тотчас же начнут понимать и всё остальное» 28. В чём же эта народная правда? Как понимал её сам Достоевский? Ответ на этот вопрос тесно связан с его всемирно-историческими идеалами. Идея католическая, идея протестантская и идея славянская. Сущность католической идеи, которая владеет всеми католическими странами и народами, как бы ни были они атеистичны, заключается в насильственности. Это основной нерв папства. И какие бы учения о «счастье человечества» ни возникали в католических странах, они отравлены этой католической идеей насильственного, принудительного благополучия. Какие бы свободы и равенства ни провозглашались, самая свобода и равенство будут вводиться и осуществляться принуительным способом. Какое бы «единение» ни проповедовал французский социализм — и единение это будет насильственным, принудительным. Другая идея протестантская, отрицательная. Она тесно связана с католической, ибо всё основано на протесте против католичества. Исчезнет католичество, исчезнет и протестантство, ибо не будет против чего протестовать. Носители этой идеи — германцы, которые твёрдо убеждены, что они призваны решать судьбы всех стран и народов. Немцу «смешно даже предположить, что есть хоть что-нибудь в мире, даже в зародыше только, что могло бы заключать в себе хоть что-нибудь такое, чего бы не могла заключать в себе предназначенная к руководству мира Германия». И наконец, идея славянская, только зарождающаяся, неясная, но явно несущая с собой нечто совершенно новое в мировую историю. О том, в каком смысле может славянство и Россия разрешить судьбы мировой истории и куда должна в дальнейшем направиться мировая жизнь, — со всей определённостью Достоевский высказал через несколько лет на пушкинском празднике в Москве. Это и есть ответ на вопрос, как сам Достоевский понимал народную правду. Разбирая произведения Пушкина, Достоевский доказывает изумительную способность русского гения «перевоплощаться», понимать дух и сущность самых чуждых России народностей. В «Дон Жуане» Пушкин настоящий «испанец», в «Пире во время чумы» — англичанин, в «Подражании Корану» становится мусульманином, в «Египетских ночах» — древним египтянином. В этой способности перевоплощаться, по Достоевскому, выражается самая основная черта русского национального духа: всемирность. И из неё вытекает историческая роль России. Эту роль бессознательно знает народ, и в этом его правда. Он знает, что «назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только... Вот какую широкую, захватывающую перспективу дальнейшего исторического призвания русского народа показывает Достоевский. Эти восторженные, пророческие слова произвели на слушателей, без различия «партий», беспримерное по силе своей впечатление. И какими маленькими и ничтожными кажутся «этикетки» — «либерализм», «консерватизм», когда теперь вчитываешься и вдумываешься в них. Я говорю... Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил благословляя» Христос.
В этот период писатель переводит на русский язык Бальзака и пишет свой первый роман «Бедные люди», который сразу же обращает на себя внимание критиков и публики. В 1849 году Достоевского приговаривают к смертной казни по делу Петрашевского. Однако казнь в последний момент была заменена каторгой. Эти впечатления легли в основу одного из монологов князя Мышкина, знаменитого романа «Идиот». Каторгу Достоевский отбывал в Омске и спустя четыре года отправился служить рядовым в Семипалатинскую крепость. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией Дмитриевной Исаевой. Через два года после женитьбы пара вернулась в Петербург.
Биография Федора Михайловича Достоевского рассказывает, что отбывание срока давалось литератору тяжело. Он сравнивает то время с погребением заживо. Тяжелая однообразная работа вроде обжигания кирпича, отвратительные условия, холод подорвали здоровье Федора Михайловича, но и дали ему пищу для размышлений, новые идеи, темы для творчества. После отбывания срока Достоевский служит в Семипалатинске, где единственной отрадой стала первая влюбленность — Мария Дмитриевна Исаева. Отношения эти были нежными, чем-то напоминающими отношения матери с сыном. Останавливало писателя от того, чтобы сделать женщине предложение, лишь наличие у нее мужа. Чуть позднее он скончался. В 1857 году Достоевский, наконец, добивается Марии Исаевой, они венчаются. После заключения брака отношения несколько изменились, сам литератор отзывается о них как о «несчастных». Достоевский снова пишет, с братом открывает журнал «Время». Брат Михаил ведет бизнес неумело, влезает в долги, погибает. Разбираться с долгами приходится Федору Михайловичу. Ему приходится писать быстро, чтобы получить возможность оплатить все накопленные задолженности. Но даже в такой спешке были созданы сложнейшие произведения Федора Михайловича Достоевского. В 1860 году Достоевский влюбляется в молодую Аполлинарию Суслову, совсем не похожую на жену Марию. Отношения сложились также иные — страстные, яркие, длились три года. Тогда же увлекается Федор Михайлович игрой в рулетку, много проигрывает. Этот период жизни нашел отражение в романе «Игрок». В писателе Федоре Михайловиче Достоевском будто что-то сломалось. Отношения с Сусловой сходят на нет, писатель чувствует себя потерянным, одиноким в мире. Он пытается бежать от самого себя за границу, отвлечься, но тоска не оставляет. Учащаются эпилептические припадки. Таким Достоевского узнала и полюбила Анна Сниткина, молодая стенографистка. Мужчина поделился с девушкой историей своей жизни, ему нужно было выговориться. Постепенно они сблизились, хотя разница в возрасте составляла 24 года. Анна приняла предложение Достоевского выйти за него искренне, ведь Федор Михайлович вызывал в ней самые светлые, восторженные чувства. Брак был воспринят негативно обществом, приемным сыном Достоевского Павлом. Молодожены уезжают в Германию. Отношения со Сниткиной повлияли на писателя благотворно: он избавился от пристрастия к рулетке, стал спокойнее.
«Величайший среди русских гигантов». 11 ноября родился Фёдор Достоевский
Федор Михайлович Достоевский – гениальный русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Происхождение По линии отца Фёдор Михайлович происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего своё начало с 1506 года. Полная и краткая биография всемирно известного писателя Достоевского Фёдора Михайловича. Как свидетельствует биография Федора Михайловича Достоевского, 1839 год уносит жизнь его отца. Биография и эпизоды жизни Федора Достоевского. Федор Достоевский окончил инженерное училище в звании инженера-подпоручика и отправился на службу. Фёдор Михайлович Достоевский — русский писатель, мыслитель, философ и публицист.
Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском
Биография Федора Михайловича Достоевского началась 11 ноября 1821 года. Классик русской литературы, писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года. Сегодня, 11 ноября все любители литературы и искусства отмечают памятную дату — 200-летие со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Федор Михайлович Достоевский – кем он был в глазах современников? Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни.
Биография Фёдора Достоевского кратко самое главное
В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди». Роман «Бедные люди», связь которого со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства». Лето 1845 как и следующее Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. Рассказ «Господин Прохарчин» 1846 и повесть «Хозяйка» 1847 , в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг.
Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский , осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи», цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений. В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией « Современника »: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей особенно Тургенева , Некрасова , резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии.
Тяготит писателя изнуряющий труд для « Отечественных записок ». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков , а постоянными участниками были А. Майков и А. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М.
Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Ф. Достоевский в ссылке Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 ; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев , виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «... По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторга Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга.
Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.
Первый брак В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной... Идеалистка была в полном смысле слова... Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге «сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского. В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.
Катковым , Некрасовым , А. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге , куда он приехал в декабре 1859 года. Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений.
Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть , только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий , ответил на этот крик сильною грубостью и вслед за тем, убоявшись этой грубости, крикнул: « Ребята , карачун ему!.. И с этим возгласом все крестьяне, в числе до 15 человек , кинулись на отца и в одно мгновенье, конечно , покончили с ним… — Из воспоминаний А. Достоевского » Кроме этого биографы приводят цитату из воспоминаний дочери писателя Л. Достоевской: «Мой дед Михаил обращался всегда очень строго со своими крепостными.
Чем больше он пил, тем свирепее становился, до тех пор, пока они, в конце концов, не убили его». Достоевский , ни Л. Достоевская не были свидетелями происшедшего. При этом достоевист Н. Наседкин считает, что «книга дочери Достоевского содержит немало фактических неточностей, ошибок и спорных утверждений, но, вместе с тем, содержит немало интересного и нового для исследователей творчества писателя». Тем не менее , версия убийства крепостными поддерживалась многими исследователями жизни и творчества Достоевского и, в частности, разделяется французским издательством словарей Ларусс: « Однажды утром 1839 года доктор Достоевский был обнаружен на обочине дороги, его тело было истерзано, вне всяких сомнений он был убит мужиками, которых сильно раздражала его жестокость ». Так или иначе , мотив отцеубийства в качестве публичного возмездия всплывает на страницах романа «Братья Карамазовы»: «Кто не желает смерти отца?.. Смерть отца произвела тяжкое и неизгладимое впечатление на юношу. Достоевская писала: «Семейное предание гласит, что с Достоевским при первом известии о смерти отца сделался первый припадок эпилепсии». Французский словарь Лярусс, ссылаясь на воспоминания писателя Д.
Григоровича, сообщает, что припадок эпилепсии случился через 2 месяца после смерти отца. Однако по собственным воспоминаниям Д. Григоровича следует, что он стал свидетелем припадка не падучей не в 1839 году, а гораздо позже — после «вторичного сближения с Достоевским», т. В своей известной статье Фрейд писал, что « ненависть Достоевского к отцу, желание смерти этому злому отцу» вытеснялась в Эдипов комплекс. Преодолевая вину при известии о смерти или убийстве отца, что совпадало с собственными наиболее тайными и невыносимыми желаниями, сын наказал себя первым эпилептическим припадком. В действительности нет достоверных источников, подтверждающих эпилепсию Достоевского ни в детстве, ни в юности. По свидетельству самого писателя первый припадок падучей он испытал в более позднее время — на каторге. Автор пятитомной биографии Достоевского Джозеф Франк оппонирует австрийскому психоаналитику: «В качестве доказательств Фрейд приводит «факты», в лучшем случае расцениваемые как сомнительные, а в худшем — как обычные заблуждения. История болезни Достоевского, выстраиваемая Фрейдом в попытке её «объяснения» психоаналитическими терминами, является фикцией». Точную дату смерти Михаила Андреевича Достоевского — 6 июня 1839 года — впервые определил Г.
Фёдоров в 1975 году. После исследования архивов Фёдоров обнародовал новые факты, удостоверяющие естественную смерть отца писателя, которая была зафиксирована двумя врачами независимо друг от друга. Слухи об убийстве крестьянами распространил помещик соседнего имения П. Поскольку эта версия разделялась родственниками Достоевского, некоторые биографы писателя утвердились в факте насильственной смерти Михаила Андреевича Достоевского. До сих пор биографы Достоевского разделены на два лагеря в зависимости от приверженности той или иной версии кончины отца писателя. Фёдор Михайлович договорился со старшим братом Михаилом о наложении табу на любые обсуждения смерти отца, о которой они впервые упомянули только через много лет после трагического события. Инженерное училище было одним из лучших учебных заведений своего времени, которое предоставляло не только узкоспециальное военное, но и широкое гуманитарное образование. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например , Некрасова, Панаева, Григоровича, Плещеева и даже самого Гоголя». Учёба в училище тяготила юношу. Он не испытывал никакого призвания к будущей службе.
Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам сочинял. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского составили литературный кружок , в который вошли И. Бережецкий, Д. Григорович, А. Бекетов и Н. По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель». Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда», и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом «Бедные люди ».
Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака. Перевод можно считать вольным переложением, поскольку он содержит некоторые ошибки, пропуски, неточности, но также и некоторые дополнения от самого Достоевского. Перевод «Евгении Гранде» осуществлялся с самого раннего издания, вышедшего в 1834 году, и поэтому в некоторой степени отдалён от окончательной версии оригинала. Впервые перевод Достоевского был напечатан в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди ».
В 1837 году переехал в Санкт-Петербург. В 1849 году был приговорён к смертной казни по делу петрашевцев, но позже, она была заменёна на четырёхлетнюю каторгу. В 1857 году женился на Марии Исаевой. В 1867 году женился на Анне Сниткиной, от которой у него было 4 детей. Умер 9 февраля 1881 года, в возрасте 59 лет. Похоронен на Тихвинском кладбище в Петербурге. Краткая биография подробно Фёдор Михайлович Достоевский — величайший писатель, один из самых значимых и влиятельных писателей и мыслителей в мире русской литературы. Он родился 11 ноября 1821 года в Москве, в семье потомственного дворянина и штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского. Помимо Фёдора в семье было ещё шестеро детей. Мать писателя, Мария Фёдоровна, умерла, когда ему было 16 лет. Сразу после этого события, Фёдор, вместе со своим старшим братом Михаилом, уехал в Петербург поступать в Главное инженерное училище. Через два года пришло известие об убийстве их отца крепостными.
С 1974 года статус музея республиканского значения приобрела усадьба Достоевских Даровое Зарайского района Тульской области, в которой писатель отдыхал в 1830-х годах. В мае 1980 года в Новокузнецке в доме, который в 1855-1857 годах снимала первая жена писателя Мария Исаева, был открыт Литературно-мемориальный музей Ф. В мае 1981 года был открыт Дом-музей писателя в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето. В январе 1983 года принял первых посетителей Литературный музей им. Достоевского в Омске. Среди памятников писателю наиболее известны скульптура Достоевского у Государственной библиотеки имени В. Ленина на углу Моховой и Воздвиженки в Москве, памятник Достоевскому в сквере Мариинской больницы у мемориального музея писателя в столице, памятник Достоевскому в Санкт-Петербурге на Большой Московской улице. Именем писателя в Москве и Санкт-Петербурге, а также в других российских городах названы улицы. В декабре 1991 года была открыта станция метро "Достоевская" Петербурге, в 2010 году — в Москве. Вдова писателя Анна Достоевская 1846-1918 после его смерти посвятила себя переизданию книг своего мужа и увековечению его памяти. Скончалась в 1918 году в Ялте, в 1968 году ее прах, согласно последнему желанию, был перезахоронен в могиле Достоевского. От первого брака с Марией Исаевой у писателя не было детей. Во втором браке у Достоевских родились четверо детей, из них двое — старшая Софья и младший Алексей умерли в младенчестве. Дочь Любовь Достоевская 1869-1926 стала писателем, автором книги "Достоевский в изображении его дочери"; скончалась в северной Италии. Сын писателя — Федор Достоевский 1871-1921 , окончив юридический и естественный факультеты Дерптского университета, стал крупным специалистом по коневодству.
Федор Михайлович Достоевский: биография, творчество, интересные факты из жизни, память
Хронология жизни и творчества Достоевского, даты и события, биография | Как свидетельствует биография Федора Михайловича Достоевского, 1839 год уносит жизнь его отца. |
Достоевский за 30 минут. Биография Ф. М. Достоевского (1821 – 1881) (Группа авторов) | Достоевский Федор Михайлович. Достоевского чуть было не расстреляли, но в последний миг помиловали. |
«Величайший среди русских гигантов». 11 ноября родился Фёдор Достоевский
Таинственная борьба Бога и дьявола и сердце человеческое как поле этой борьбы — вот что созерцал духовными очами своими Достоевский и вот что он раскрыл людям. Произведение каждого настоящего художника — исповедь. He в том смысле, что он «выводит себя» в действующих лицах своих произведений. Но все переживания писателя, его сомнения, его упования облекаются в образы, «оживают», становятся «живыми людьми». И если вдуматься во всех героев Достоевского и представить себе душу писателя, который мог их создать, представить себе всё, что он должен был пережить, — словом, принять его произведения как исповедь, — невольно почувствуешь в своём сердце желание сделать то, что сделал старец Зосима, увидав Дмитрия Карамазова: Поклониться в ноги безмерному его страданию 16. В произведениях Достоевского отразился весь оглушительный, разрозненный, адский гул современной мировой жизни. Все сомнения, все боли, весь ужас, все падения человеческие и в то же время разрозненные голоса эти звучат так, что, когда слышишь их крик, не врозь, а с высоты, объединённый в одно целое, из безумных разрозненных голосов слагается торжественный, победный гимн. He слова проклятия и отчаяния — а великое слово: Осанна! В своей записной книжке Достоевский писал: «Дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога... Им и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в «Инквизиторе» и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман... В виду этих глав могли отнестись ко мне хотя и научно, но не столь высокомерно по части философии, хотя философия и не моя специальность.
И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнения моя осанна прошла, как говорит у меня же, в том же романе, чорт» 17. И Достоевский глубоко прав. Действительно, большего сомнения, отрицания и «атеизма», чем Иван Карамазов, не было и нет и, может быть, никогда не будет дано в литературе. И человек, который написал Ивана Карамазова, то есть в живом лице воплотил собственные свои сомнения и отрицания, действительно, прошёл такое «горнило» сомнений, которое даёт право исповедовать свою веру. Прав Достоевский и в том, что ответом на все сомнения Ивана Карамазова служит весь роман в целом. Точно так же, как можно было бы сказать, что чудовищный хаос жизни, выражающийся в отдельных героях Достоевского, — разрешается божественной гармонией, если взять все его произведения в целом. Три героя Достоевского с особенной силой воплощают ужас души человеческой: автор «Записок из подполья», Раскольников из «Преступления и наказания» и Иван Карамазов из «Братьев Карамазовых». Герой «Записок из подполья», от имени которого ведётся рассказ, рекомендует себя так: «Я человек больной... Я злой человек.
Непривлекательный я человек» 18. И действительно, «Записки из подполья» — это исповедь человеческой злости 19. He той «злости», которая преследует какую-нибудь «злую цель», и не той, которая под влиянием минуты охватывает человека, — а злости для злости, постоянной, пронизавшей каждый изгиб души. Всё в нём вызывает злость — и радость, и горе, и добро, и зло, и люди, и природа, и весь мир, и злость эта доходит до какого-то исступления. В исступлении этом нет, разумеется, ни радости, ни наслаждения, в обычном смысле слова, нет, потому что нет самодовольства, но всё же оно вызывает в нём какое-то мучительное, тяжёлое упоение, доходящее до сладострастия. У человека из подполья целая философия, философия злости, которая рисует ему всю жизнь как бессмысленную каменную стену, об которую люди разбивают свои головы. Стена эта — «природные условия». Те неизбежные «законы», которые заставляют человека зачем-то родиться и зачем-то жить. Им надо подчиняться. Это ясно, как дважды два четыре.
Но человек из подполья иначе, с точки зрения вечности и добра, не может понять жизнь, — а «в каменной стене» не может найти «успокоения». Отсюда и вся «злость» его. О, нелепость нелепостей! To ли дело всё понимать, всё сознавать, все невозможности и каменные стены; не примиряться ни с одной из этих невозможностей и каменных стен, если вам мерзит примиряться; дойти путём самых неизбежных логических комбинаций до самых отвратительных заключений на вечную тему о том, что даже и в каменной-то стене как будто чем-то сам виноват, хотя опять-таки до ясности очевидно, что вовсе не виноват, и вследствие этого, молча и бессильно скрежеща зубами, сладострастно замереть в инерции, мечтая о том, что даже и злиться, выходит, тебе не на кого; что предмета не находится, а может быть, и никогда не найдётся, что тут подмен, подтасовка, шулерство, что тут просто бурда, — неизвестно что и неизвестно кто, но, несмотря на все эти неизвестности и подтасовки, у вас всё-таки болит, и чем больше вам неизвестно, тем больше болит! Да вы после этого и в зубной боли отыщете наслаждение! Тут, конечно, не молча злятся, а стонут; но это стоны не откровенные, это стоны с ехидством, а в ехидстве-то и вся штука. В этих-то стонах и выражается наслаждение страдающего... Какова философия — такова и жизнь. И во второй части Достоевский показывает, как живёт человек из подполья. Всё та же бессмысленная, самодовлеющая, до сладострастия доходящая злость.
Достаточно вспомнить главный эпизод этой «жизни». Человек «из подполья» приехал к проституткам. Пьяный, в угаре, после нелепой и дикой истории. Почти в беспамятстве. Он очнулся на постели и увидал около себя «два открытые глаза, любопытно и упорно» его рассматривающие. Ему «ярко представилась нелепая, отвратительная, как паук, идея разврата, который без любви, грубо и бесстыже, начинает прямо с того, чем настоящая любовь венчается». И вот он начинает разговор с этой «Лизой». Он расспрашивает её, кто она, откуда. И вдруг начинает рассказывать ей «истории»... Он видел, как хоронили проститутку, и подробно, точно не замечая впечатления, он мучает несчастную девушку, подробно и ярко рисуя ей будущность каждой «такой», как «она»...
И действительно, доводит её своими картинками до ужаса, а задушевным своим тоном трогает её сердце. Но это шалости злого паука. Лиза доверчиво приходит к нему на дом, как к человеку. И он надевает личину человека, и когда видит, что девушка готова окончательно ему поверить, он грубо и грязно сходится с ней, как с проституткой. После дикой сцены Лиза, вся уничтоженная, окончательно сбитая с толку, уходит домой, а подпольный человек до того зол и подл, что, для окончательного и безобразного её унижения, всовывает в руки пятирублёвую бумажку. Я вдруг подбежал к ней, схватил её руку, разжал её, вложил... Затем тотчас же отвернулся и отскочил поскорей в другой угол, чтоб не видеть, по крайней мере... Я хотел было сию минуту солгать — написать, что я сделал это нечаянно, не помня себя, потерявшись, сдуру. Но я не хочу лгать и потому говорю прямо, что я разжал ей руку и положил в неё... А когда Лиза ушла и он нашёл на столе «смятую синюю пятирублёвую бумажку», которую она успела выбросить, он побежал за ней на улицу, чтобы «упасть перед ней, зарыдать от раскаяния, целовать её ноги, молить о прощении».
Но вернулся назад. Он задал себе вопрос: «не лучше ль будет, если она навеки унесёт теперь с собой оскорбление? Хотя «чуть не заболел тогда от тоски». Ещё более страшную бездну души человеческой показал Достоевский в образе Раскольникова. Если в «Записках из подполья» человек превратил себя в жалкого червя, а весь беспредельный мир Божий — в подполье: забился в душную, смрадную «подпольную» яму — и замер в ней в своей сладострастной озлобленности, — то в «Преступлении и наказании» пред нами человек, захотевший своё я, свою волю поставить высшим законом мира, захотевший личность свою возвести на степень божества: жизнь и её правила и принципы — всё зависит от его желания. Он властелин её. Бог её. Раскольников — проповедник «человека-Бога». Но этот человек-Бог — не всякий человек. Он ещё должен явиться.
А для этого прежде всего надо захотеть. Надо «посметь» свою волю поставить выше всего. И Раскольников действительно убивает человека. He потому убивает, что хочет её «ограбить», а для принципа, из идеи. Чтобы «осмелиться». Учение Раскольникова о новом человеке, которому будет всё позволено, потому что он будет царь и Бог , имеет очень много общего с появившимся через несколько десятков лет после «Преступления и наказания» учением Ницше о «сверхчеловеке». Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь».
И всё это надо для того, чтобы наконец явился человек-властелин. Только для этой высшей цели имеет смысл существование всех обыкновенных, маленьких людей. Идейное, «головное», «теоретическое» убийство Раскольникова — противоречит его сердцу. И он страдает поистине голгофскими страданиями. И сердце, в конце концов, берёт верх. Он говорит о своём преступлении сначала любимой девушке, Соне, потом следователю и принимает наказание как искупление за свой грех. В Раскольникове до последних пределов, до ужасающих крайностей доведено поклонение перед «человеческой личностью». Достоевский никогда не останавливался на полдороге, всегда идею доводил до последней черты, не боялся заглядывать ни в какие бездны, которые за этой чертой открывались. И он показал со всей ужасающей реальностью — куда ведёт человеческую душу провозглашение себя, своего желания, своей воли высшим мерилом всего. Ведёт к преступлению.
К страшному надрыву, к безмерным страданиям человеческим. He только в русской, но и во всемирной литературе нет «такой силы атеистических выражений», как в Иване Карамазове. В Раскольникове Достоевский бесстрашно доводит до конца идею человека-Бога, в Иване Карамазове — идею отрицания. Перед отрицанием и неверием Ивана Карамазова — детским лепетом кажутся наши обычные «интеллигентские» «непризнавания» Бога. Иван Карамазов отрицает не по «недомыслию» и даже не по «неверию», а с точки зрения высшей правды. Здесь против Бога — Бог же. Добро и жизнь низвергаются своим же собственным оружием. Такое отрицание правды — во имя правды же, самое сильное, самое безнадёжное отрицание, какое можно только себе представить. Это не наивный атеизм «недоучек», не признающих Бога потому, что его «не видно», это самая высшая точка отрицания, отрицающая не по «внешним» соображениям, a по внутренней сущности. Иван Карамазов готов признать Бога, готов допустить, что когда-нибудь наступит рай на земле и вся тварь восхвалит Господа, он даже «вечную гармонию» признаёт в конце мировой истории, — и всё-таки ни гармонии, ни мира не принимает.
И не принимает в силу требований совести, а не по легкомыслию, опять-таки, и не по гордости. А именно во имя правды. Вот эти, воистину огненные, строки «Братьев Карамазовых»: Разговор происходит между братьями Иваном и Алёшей. Алёша верующий, «тихий» ученик старца Зосимы. Братья росли врозь и почти не знают друг друга. Они знакомятся. И вот тут-то Иван и признаётся в своём «бунте». Он рисует перед Алёшей целый ряд бессмысленных и чудовищных страданий детей. Маленький дворовый мальчик зашиб ногу любимой собаки генерала помещика. Мальчика взяли, вывели в поле.
Притащили и мать его. Затравили в глазах матери и псы растерзали ребёнка в клочки! Секут пять, десять минут, дальше, больше, чаще. Ребёнок кричит, ребёнок, наконец, не может кричать, задыхается: «папа, папа, папочка, папочка! Они били её, секли, пинали ногами. Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ней делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками к «Боженьке», чтобы Тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой Божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Взрослые согрешили. Съели «яблоко». Но дети невинны. И страдания их кажутся ему полнейшей «ахинеей», попранием самых элементарных требований правды.
И вот, основываясь на всех этих чудовищных и бессмысленных страданиях, на этой неправде, он не хочет и не может принять ни Бога, ни мира, ни гармонии, — если бы они и существовали. Пока ещё время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь.
Федор Достоевский родился 11 ноября 1821 года в городе Москва. Мальчик вырос в многодетной семье военного медика. В пятнадцать лет после смерти матери с братом Михаилом вынужден переехать в Санкт-Петербург. После завершения образования в пансионе поступает в Инженерное училище. В период учебы крепостные крестьяне убивают отца Достоевского. Впоследствии отказался от наследственных прав на это имение.
В 1843 году поступает на службу в корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде. В этот период писатель переводит на русский язык Бальзака и пишет свой первый роман «Бедные люди», который сразу же обращает на себя внимание критиков и публики. Судьбоносным для писателя стало знакомство с Михаилом Петрашевским в 1846 году. Революционер устраивал так называемые «пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие вопросы подобного плана.
Старая Русса. Интерьер, мебель в доме-музее Достоевского. Между ними вспыхнули чувства, но молодая женщина не готова была уйти из семьи, сохраняя верность мужу, пусть опустившемуся и жалкому. Мария Дмитриевна Достоевская. Фото: wikipedia Федор Михайлович и Мария Дмитриевна поженились в 1857-м, через два года после того, как умер ее муж они проживут вместе семь лет, но их брак не будет счастливым. В том же году в журнале «Отечественные записки» было опубликовано первое после заключения и опалы произведение Достоевского — рассказ «Маленький герой». В войну работала медсестрой: почему Агату Кристи не хотели печатать, и куда писательница пропадала после измены Феномен популярности книг Агаты Кристи так и не удалось разгадать. Ее романы по сей день выходят многомиллионными тиражами, режиссеры с удовольствием снимают сериалы и «большие метры» по мотивам книг знаменитой детективщицы. А ведь поначалу рукопись Агаты Кристи не приняли ни в одном издательстве. Вспомним, жизненный путь известной писательницы. Узнать подробности В 1859 году писатель с женой и ее сыном от первого брака вернулся в Петербург. Одни за другими начинают выходить из под его пера замечательные романы и повести, каждое из которых становится событием в литературной России: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот»… Достоевский с братом Михаилом начинают издавать собственные журналы «Время» и «Эпоха». Аполлинария Суслова: болезненные отношения Аполлинария Суслова 1867. Фото: wikipedia В 1860-е Федор Михайлович часто выезжает за границу: в Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, где проходит лечение от эпилепсии, обнаружившейся еще во время учебы в пансионе. И… увлекается рулеткой в казино, проигрывая баснословные суммы, постоянно нуждаясь в деньгах. Тогда же знакомится с «инфернальной» эмансипированной девушкой Аполлинарией Сусловой, с которых их свяжут сложные, болезненные отношения. Об этом периоде своей жизни Достоевский расскажет в романе «Игрок». Только в 1871 году, после крупного проигрыша, писатель навсегда завяжет с азартными играми. Фото: wikipedia В 1864 году после долгой болезни скончалась Мария Дмитриевна Достоевская, вскоре умер старший брат писателя Михаил. После смерти двух близких людей сознании Достоевского произошло переосмысление мировоззрения, что в дальнейшем отразилось в его лучших романах, названных «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Лучшие книги Шарлотты Бронте о сильных женщинах «Литература не может быть женским уделом, и так быть не должно. Чем больше женщина занята своими надлежащими обязанностями, тем меньше у неё будет свободного времени на неё, даже несмотря на образованность и должный отдых», — так ответил английский поэт-романтик Роберт Саути на письмо юной Шарлотты Бронте, которая рискнула выслать ему свои стихи. А она написала мировой бестселлер. Узнать подробности В 1867 году Федор Михайлович женился во второй раз — на своей стенографистке Анне Сниткиной, ставшей его верной помощницей и соратницей и родившей ему четверых детей. Благодаря Анне Григорьевне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте. Супруги прожили в любви и согласии 14 лет. Фото: Евгения Гусева Зимой 1881 года здоровье писателя сильно ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких. Лечение не принесло результатов, и 28 января 1881-го писатель скончался в возрасте 59 лет. Почтить память Достоевского собрались тысячи петербуржцев — ценители его творчества.
Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4]. При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94]. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ». Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Майков [104] [105]. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым [106] в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией « Современника » в лице Н. Некрасова [4] и стал публиковаться в « Отечественных записках » А. Краевского [107]. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика. В январе — феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова [108] , где познакомился с И. Гончаровым [109]. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями [110]. С конца зимы — начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея [111] и Николая , в который входили поэт А. Майков , критик В. Майков, А. Плещеев [112] , друг и врач писателя С. Яновский , Д. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Достоевский в 26 лет, рисунок К. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. Петрашевским [114] [115]. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Весной 1849 года Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Дурова [116] , состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам.
Родители. Детство. Воспитание.
1881) - Великий русский писатель, публицист и философ. Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве. Полная биография писателя Федора Достоевского. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «». Федор Михайлович Достоевский (1821–1881 гг.) – величайший писатель, классик русской литературы, мыслитель.
Биография Федора Достоевского
Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве в семье разночинца и купеческой дочери. Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского, великого писателяXIXвека, отличается своей самобытностью и уникальностью. Михаил Михайлович Достоевский (1820-1864), брат Федора Михайловича. Фёдор Михайлович Достоевский – русский писатель, публицист, мыслитель и философ.
Фёдор Достоевский
На их страницах появились роман Достоевского "Униженные и оскорбленные" 1861 , а также его повести "Записки из Мертвого дома" 1862 и "Записки из подполья" 1864. Летом 1862 г. Тогда же начался длительный период увлечения писателя игрой в рулетку, длившийся около десяти лет и поставивший его на грань разорения. В 1864 г. В 1866 г. Осенью того же года при помощи стенографистки Анны Сниткиной 1846-1918, в 1867 г. С весны 1867 г.
В 1868 г. Благодаря этому роману Достоевский смог погасить свои долги в казино и через несколько лет окончательно отказался от азартных игр. К 1869-1870 гг. Он не был осуществлен, однако идеи, которые писатель намеревался развить, нашли отражение в его последующих произведениях. Первым из них стал роман "Бесы" 1871-1872 , созданный под впечатлением от дела студенческого социалистического кружка Сергея Нечаева, участники которого в 1869 г. Летом 1871 г.
В 1873 г. Впоследствии "Дневник писателя" стал самостоятельным авторским изданием, выходившим вплоть до смерти Достоевского.
В те годы учить детей чтению было принято по «Библии». Мальчик настолько проникся мудростью, заключенной на ее страницах, что пронес это преклонение перед ней через всю свою жизнь и отразил во многих произведениях. Начиная с 1831 года, когда отец писателя получил в собственность небольшое имение, семья стала проводить лето в деревне. Здесь мальчик впервые познакомился с жизнью крестьянства и простой красотой русской природы.
Он жадно впитывал образы, которые впоследствии выплеснул на страницы своих книг. Юность Беззаботное детство писателя закончилось вместе со смертью его матери в 1837 году. Несмотря на то, что ему уже было 16 лет, он еще не сталкивался с разрушительными потрясениями. Здесь же на него обрушилась сразу целая глыба. Уход матери совпал с гибелью Пушкина, который был кумиром Федора и его старшего брата Михаила. Оба они зачитывали его стихи до дыр и мечтали пойти по стопам великого поэта.
Однако отец отправил их постигать науки в Главное инженерное училище в Петербург. Он полагал, что сочинительством сыновьям прокормиться не удастся. Несмотря на то, что учеба тяготила братьев, они старались и были на хорошем счету в училище. В 1839 году отец Федора Михайловича умер.
Особенно молодой Федор выделял учителя Билевича, который был образованным и умело подавал материал ученикам. Тот был также литератором, что вдохновило и мотивировало Достоевского стать писателем. В возрасте 16 лет Достоевскому пришлось по желанию отца поступить в Главное инженерное училище, хотя его сердце лежало только в литературе. Обучение в учебном заведении не доставляло ему удовольствия, и лишь чтение любимых книг поддерживало его настроение. Далее вы узнаете самое главное в биографии Достоевского.
Личная жизнь Федор Михайлович Достоевский встретил свою первую жену, Марию Дмитриевну Исаеву, в 1854 году в Сибири, в городе Семипалатинске, куда он был послан после отбытия каторжного срока. Они поженились в 1857 году, но их брак не был счастливым, и у них не было собственных детей. Однако Достоевский любяще относился к сыну Марии от её первого брака, по имени Павел. Трагически, Мария Дмитриевна умерла в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, которая помогала ему стенографировать его рукописи. С Анной Григорьевной он поженился в 1867 году. Несмотря на свой молодой возраст, Анна Григорьевна взяла на себя заботу о хозяйстве и финансах семьи, помогая ему выбраться из долгов. После смерти Достоевского она собирала его документы, рукописи и письма, готовя их к публикации. У Достоевского и Анны Григорьевны родились четверо детей, из которых двое умерли молодыми.
Их дочь Любовь Фёдоровна, как и отец, стала писательницей, а сын Фёдор Фёдорович также дожил до зрелого возраста. Потомки Фёдора Фёдоровича проживают в Санкт-Петербурге. Биография достоевского жизнь и творчество читай далее. Творчество Во время учебы в училище, Федор Достоевский предпринимал свои первые литературные попытки. Он написал драмы "Мария Стюарт" и "Борис Годунов", однако молодежные произведения писателя не сохранились.
Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией Дмитриевной Исаевой. Через два года после женитьбы пара вернулась в Петербург. Федор вместе с братом основал журнал «Время», который был запрещен спустя три года. В 1860-е годы Достоевский написал произведения «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях».
Склонность к азартным играм вскоре разоряет писателя, а в 1864 году умирают сразу и жена, и брат. Свое знаменитое «Преступление и наказание» Достоевский создает именно в этот трудный период. Писателю грозила долговая тюрьма, поэтому летом 1866 года ему пришлось заключить кабальный договор с издателем Федором Стелловским о продаже тому прав на публикацию полного трехтомного собрания своих сочинений и нового романа «Игрок» , который требовалось представить в весьма ограниченные сроки.