Старообрядцы Лыков Карл Осипович и его жена Акулина Карповна вместе с двумя детьми бежали в труднодоступную тайгу в Сибирь из-за гонений за свою веру. Вначале 60 – х умерла Акулина Карповна, а вначале 80 – х умерли оба брата Агафьи и сестра. В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства Акулина Лыкова — она умерла в 1961 году. Биография отшельницы Агафьи Карповны Лыковой: личная жизнь сейчас, строительство нового дома в тайге, съемки документального фильма.
Агафья Лыкова: живучая отшельница из таежного тупика
К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро – глава семейства Карп Осипович, сыновья Саввин, Димитрий и дочери Наталья и Агафья (Акулина Карповна умерла в 1961 году). В 1978 году заимку нашли геологи, мать Акулина Карповна к этому времени скончалась. Именно голод стал причиной смерти Акулины Карповны. Агафья Лыкова – единственная ныне живущая представительница семьи староверов Лыковых, которые обосновались в тайге и пребывали там в изоляции с 1937 года. Этот год стал очень тяжелым для Лыковых, мать семейства Акулина не пережила голодное время.
Как отшельница Агафья Лыкова готовится к Новому 2022 году
Акулина Карповна, жена старшего Лыкова умерла от голода зимой 1961 года. И последними ее словами были слова не о Боге, а о детях: "Как будете без меня? На мой взгляд, Акулина Карповна - из тех женщин, что описывал Некрасов, те, которым не страшны скачущие кони и горящие избы. Не потому, что очень сильная, отнюдь - лично мне она представляется маленькой и хрупкой. Но, сильная духом.
Агафья говорит, что она могла все: помогала мужу ставить сруб, тянула скарб вверх по реке на манер бурлаков, лазала по кедрам и копала картошку. А еще на ее плечах была готовка еды, изготовление одежды и, конечно, воспитание детей. В этих невероятно тяжелых условиях, Акулина Карповна смогла научить всех четверых своих детей читать и писать.
Все попытки Агафьи покинуть заимку оканчивались возвращением назад. После смерти отца, которого дети называли «тятя», Агафья Лыкова пыталась жить у родственников, также некоторое время после пострига, она провела в старообрядческом монастыре. Жизнь в цивилизации тяготила женщину, и она вернулась в привычное жилище. Вместо семьи и детей — выбрала монашество, в свое время не стала искать контактов с внешним миром. Родственники Агафьи в интервью для СМИ вспоминали, что отшельница очень полюбила детей, когда вышла в цивилизацию на время, спрашивала «что это за маленький человек? Сама Агафья была в семье младшей и других детей, кроме старших братьев и сестры, не видела. Навещать отшельницу без повода нельзя.
Врачи запретили посещать Агафью Лыкову без специального разрешения, с возрастом ее здоровье слабеет, а угроза бактерий и вирусов из внешнего мира по-прежнему остается актуальной. В 2019-ом году Агафье Карповне пытались найти помощницу , но сделать это не удалось. Условия жизни в Тайге суровы, желающих не было. Фотография обложки: mirea. У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Дело в том, что в верховье реки Абакан с помощью воздушной съемки были найдены залежи железной руды. В целях разведки ученые решили высадить небольшую группу людей, которая сможет своими глазами посмотреть на ископаемые, но место для посадки пришлось искать долго: пилоты часами кружили над рекой и близлежащими районами, чтобы понять, где лучше приземлиться. В это время летчики впервые приметили на одном из склонов нечто, отдаленно напоминавшее огород. Поначалу они не поверили своим глазам, поскольку в подобных безлюдных местностях знали даже заброшенные летом зимние хижины охотников, а тут — целое жилье. В итоги пилоты отметили загадочное место на карте и все же смогли найти в 15 километрах от него удачное место для приземления. Обо всех своих находках они рассказали геологам. Те вскоре приступили к работе: рудную залежь должны были исследовать четыре человека, включая руководительницу группы Галину Письменскую. Однако всем известно, что в тайге встреча со зверем безопаснее столкновения с незнакомым человеком, поэтому в первую очередь геологи отправились к тому самому таинственному огороду. Неподалеку от него обнаружилась небольшая хижина, а вскоре Письменская и ее группа лицом к лицу столкнулись с мужчиной, который жил вдали от цивилизации. И на свет божий, как в сказке, появилась фигура древнего старика. На теле латаная-перелатаная рубаха из мешковины. Из нее ж — портки, и тоже в заплатах, нечесаная борода. Всклокоченные волосы на голове. Испуганный, очень внимательный взгляд. И нерешительность. Переминаясь с ноги на ногу, как будто земля сделалась вдруг горячей, старик молча глядел на нас. Мы тоже молчали», — именно так описывает свою первую встречу с отшельником Галина в книге «Таежный тупик». Агафья Лыкова долгое время жила с отцом на фото справа и сестрой Натальей на фото слева Старик был лишен светских манер, но никак не гостеприимства. Вскоре геологи поняли, что живет он не один, а со своей семьей. Письменская увидела двух молодых девушек, которые с плохо скрываемым любопытством разглядывали ученых. Тогда исследователи, решившие перекусить неподалеку от хижины, предложили троим своим новым знакомым консервы, хлеб и чай. Однако те наотрез отказались, заявив, что им «не можно» такое есть. Оказалось, ни одна из дочерей старика ни разу в жизни не пробовала хлеб, да и сам отшельник ел его лишь в далеком прошлом. Спустя некоторое время он все же назвался, сообщив, что его зовут Карп Лыков, а двух своих дочерей представил как Агафью и Наталью. Предметом особой гордости Агафьи было то, что она отлично умела читать. Для демонстрации девушка даже сходила за какой-то книгой, разглядеть обложку которой не представлялось возможным, и прочла оттуда молитву. Правда, некоторые старинные слова из тех, что она употребляла, настолько давно вышли из употребления, что их значения приходилось угадывать. Настоящим удивлением для деда Карпа было то, что женщина — Галина Письменская — носила мужскую одежду и даже являлась руководительницей группы. Вообще вся беседа, как заметила позднее женщина, периодически прерывалась молитвами.
Журналист не скрывал факт своих атеистических воззрений и с предубеждением относился к любой религии. По мнению писателя, именно религия завела семью Лыковых в «таёжный тупик». В его публикациях легко было заметить иронические интонации по поводу «темноты», «обрядоверия» и «фанатизма» Лыковых. Несмотря на то, что Песков четыре года подряд приезжал на лесную заимку и провел многие дни и часы в гостях у Лыковых, он так и не смог правильно идентифицировать их религиозную принадлежность. В своих очерках он ошибочно указал, что Лыковы принадлежат к странническому толку, хотя на самом деле они относились к часовенному согласию толками и согласиями назывались группы старообрядческих общин, объединенных схожим вероучением — прим. Тем не менее очерки Пескова, впоследствии ставшие книгой, открыли миру историю жизни семьи старообрядцев Лыковых. Публикации Пескова не только помогли узнать обществу о жизни одной старообрядческой семьи, но и разбудили интерес в целом к старообрядческой теме. После книги Пескова Академия Наук и другие исследовательские институты организовали ряд экспедиций в Сибирь и на Алтай. Итогом их стали многочисленные научные и публицистические работы, посвященные истории и культуре старообрядчества восточной части России. О заимке Лыковых и других сибирских скитах, которые, как позже выяснилось, еще сохраняются в достаточном количестве в лесах Урала, Сибири и Алтая, был снят ряд фильмов, которые помогли создать положительный образ старообрядцев в СМИ. Безусловно, семья Лыковых и особенно Агафья Лыкова сегодня являются важным информационным феноменом. Феноменом, который сыграл и продолжает играть важнейшую роль в российском информационном пространстве. Журналисты и съемочные группы продолжают посещать некогда тайное убежище Лыковых, а кадры, снятые там, распространяются на множестве телевизионных каналов. Поисковые системы рунета устойчиво показывают высокий интерес к личности Агафьи Лыковой, а количество запросов на её имя превышает рейтинги любого старообрядческого деятеля современности. Непростой жизненный путь Лыковых Семья Лыковых, как и многие тысячи других семей старообрядцев переселялись на отдаленные территории страны главным образом по причине небывало длительных гонений со стороны государства и официальной церкви. Эти гонения, начавшиеся со второй половины XVII века, продолжались вплоть до начала 90-х годов века двадцатого. Христиане, отказавшиеся принять церковные реформы патриарха Никона и культурные реформы Петра Первого, оказались в ситуации крайней религиозной нетерпимости. Они подвергались жесточайшим казням, поражению в гражданских правах, фискальному гнёту. За внешнее проявление веры, так называемое «оказательство раскола», их ссылали и бросали в тюрьмы. Гонения то затихали, то возобновлялись с новой силой, но никогда полностью не прекращались. Сотни тысяч старообрядцев бежали за пределы российского государства. Сегодня их потомки составляют русские общины на всех континентах мира. Другие пытались спастись во внутренней эмиграции — селились в малодоступных и отдаленных местах Урала, Сибири и Алтая. К таковым относится и семья Лыковых. Их предки бежали из центральной России вскоре после церковного раскола, чтобы найти убежище на пустынных землях Урала и Сибири. По словам самой Агафьи, её бабка Раиса была насельницей одного из старообрядческих монастырей Урала, расположенного в селение Ялуторское, и, по преданию, основанном на месте «мученном». Правительственный отряд схватил старообрядческих священников, пытающихся скрыться в этих местах. Не добившись отречения от веры, их казнили страшной казнью: поместили их в бочку с гвоздями и спустили с горы. И в том месте, где остановилась бочка, впоследствии стал бить ключ. Когда после революции 1917 года в окрестностях деревни стали появляться отряды ЧОН части особого назначения, занимающиеся террором против «враждебных» элементов , Карп Осипович Лыков и его братья решили переселиться в более уединенное место. Через некоторое время у них родились дети. Вскоре случилась трагедия — на глазах у Карпа Лыкова сотрудниками спецслужб был застрелен его брат Евдоким. После этой истории семья Лыковых стала уходить всё глубже в тайгу. В конце 30-х в К. Лыков, забрав жену и детей, ушел из общины. Несколько лет их никто не тревожил. Однако осенью 1945 году на убежище старообрядцев наткнулся вооруженный отряд милиции, занимающийся поиском беглых уголовников и дезертиров. Хотя сотрудники правоохранительных органов не заподозрили Лыковых в каких-то преступлениях, однако же было решено немедленно перебраться в другое, еще более тайное место. Карп Лыков решил уйти туда, где можно было бы жить в полной изоляции от государства и цивилизации. В дальних урочищах реки Еринат и была основана последняя, самая удаленная колония семьи Лыковых. Здесь в самой полной мере и проявились их навыки жить в самых экстремальных условиях. Ученые, впоследствии исследовавшие быт Лыковых, выяснили, что сельскохозяйственные технологии, которые они применяли на своем участке, были передовыми, учитывая ограниченные для уединенного натурального хозяйства возможности. Культуры были высажены на склоне, имевшем кривизну порядка 45 градусов. Разделение на грядки было сделано с учетом особенностей вегетации. Семена картофеля, а он был главной пищевой культурой Лыковых, особым способом сушились и подогревались. Затем проверялась их всхожесть. Интересно, что пример Лыковых, употреблявших картофель, опровергает мифы о некоторых пищевых запретах. Зерновые культуры Лыковы смогли воспроизвести из одного единственного кончика ячменного колоса.
Как живет сейчас единственная из семьи староверов отшельница Агафья Лыкова
После посещения «Заимки Лыковых» в прошлом году представителями Первого канала вышла передача «Пусть говорят», где обсуждался вопрос по поиску помощницы Агафье Карповне. Агафья Лыкова родилась 17 апреля 1944 года в Хакасии Красноярского края в семье староверов часовенного согласия. Отец — Карп Осипович Лыков 1907-1988. Старший брат — Савин Лыков 1926-1981. Старшая сестра — Наталия 1936-1981. Старший брат — Дмитрий 1940-1981. Она была крещена в часовенном согласии старообрядчества и приучена к церковному уставу, бытовавшему на Руси до церковного раскола XVII века. Семья Агафьи происходила из староверов часовенного согласия.
Часовенное согласие в начале 1920 годов было присоединено к белокриницкой иерархии. Дед Агафьи был священником белокриницкой иерархии, его в начале 1920-х замучили до смерти безбожники, устанавливавшие в тех краях советскую власть: старика засунули в бочку с гвоздями на стенках и начали катать по земле, пока он не умер. Ее родители с конца 1930-х годов бежали в таежную глушь из-за гонений на веру. Семья жила в полной изоляции от цивилизации. После 1946 года постоянным местом жительства Лыковых стал берег притока Абакана реки Еринат. В своей семье Агафья была самой младшей и самой грамотной из всех, поэтому ей поручали ведение домашней церковной службы. Ещё на Info-Vsem.
Ru: Ваня Фокин новости сегодня,19. Агафья также отвергает многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся в России со времён императора Петра I и до наших дней. Однако некоторые запреты, существовавшие у старообрядцев-беспоповцев, Лыкова не признаёт. В частности, в семье Лыковых главным продуктом питания был картофель, употребление которого было строго запрещено в некоторых течениях старообрядчества. Несмотря на бегство из мира и отшельничество, Лыкова не признаёт беспоповское учение о царстве духовного антихриста и исчезновение священства церковной иерархии. Она отмечает, что «если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился.
Несмотря на то что Агафья родилась уже после ухода родителей от мира, она была наиболее грамотным членом семьи, и поэтому именно ей поручали проводить домашнюю церковную службу. После кончины отца ей удалось связаться со своими родственниками, но отношения с ними не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова приняла постриг в старообрядческом женском монастыре, но несколько месяцев спустя вернулась обратно на заимку, сославшись на нездоровье и «идейные расхождения» с монахинями обители. Последнюю отшельницу из рода Лыковых стали часто навещали самые разные люди — путешественники, журналисты, писатели, представители различных религиозных конфессий. Жили у нее монастырские послушницы, а также добровольные помощники по хозяйству. Однако никто из них долго не задерживался - уж слишком тяжелые на заимке бытовые условия, да и характер у младшей Лыковой не сахар, ужиться с ней непросто. Покровительство Лыковой оказывал губернатор соседней Кемеровской Области Аман Тулеев, неоднократно распоряжавшийся доставлять ей необходимые вещи и продукты, а также предоставлять медицинскую помощь. Перейти жить в более цивилизованные условия Агафья Лыкова отказывается наотрез. Она уверена, что именно здесь, в тайге, на просторе, вдали от соблазнов цивилизации, самая правильная с духовной точки зрения жизнь. Конечно, можно тут поспорить, но задуматься есть о чем.
Акулина Карповна, жена старшего Лыкова умерла от голода зимой 1961 года. И последними ее словами были слова не о Боге, а о детях: "Как будете без меня? На мой взгляд, Акулина Карповна - из тех женщин, что описывал Некрасов, те, которым не страшны скачущие кони и горящие избы. Не потому, что очень сильная, отнюдь - лично мне она представляется маленькой и хрупкой. Но, сильная духом. Агафья говорит, что она могла все: помогала мужу ставить сруб, тянула скарб вверх по реке на манер бурлаков, лазала по кедрам и копала картошку. А еще на ее плечах была готовка еды, изготовление одежды и, конечно, воспитание детей. В этих невероятно тяжелых условиях, Акулина Карповна смогла научить всех четверых своих детей читать и писать.
Угрюмые сопки, поросшие сибирской тайгой, засыпало свежим снегом, и вертолет временами пролетал над ними так низко, что сквозь заснеженные кедровые лапы можно было разглядеть следы зверей. Антон летит в гости к двоюродной тетке, которую никогда не видел. Сначала он почти двое суток ехал поездом, потом несколько часов на автомобиле, и вот вертолет. До тетки Антона добраться непросто, вертолет здесь нужен даже не рейсовый, а специальный. Ведь она женщина не простая, она — живой символ русского старообрядчества, всю жизнь живущая в глухой сибирской тайге отшельница Агафья Лыкова — на сотни километров от места, где она живет, нет ни души. Так мужчина и оказался в Горной Шории, Таштагольском районе Кузбасса, который много лет служит самой популярной точкой отправления для подготовки экспедиций к поселению Лыковых. Организовать вылет большого вертолета, способного доставить в тайгу и людей, и грузы — визит Антона к родственнице мы объединили с заброской ей припасов на зиму, — непросто, и в этом ТАСС оказал поддержку губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Родня по переписке Агафья Карповна — последняя представительница семьи старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу, когда коммунисты начали особо жестокие гонения на веру. Это было еще в конце 30-х годов, но обнаружили их сибирские геологи только в 1978-м. Лыковы обосновались у реки Еринат в Хакасии, соорудили несколько жилых и хозяйственных построек. Агафья, похоронившая тут мать, братьев, сестру и отца, не покидает родную землю. Она держит коз, которые у нее почему-то смирные и послушные, делит быт с несколькими дворнягами, а в жилой избе дает приют целому выводку любопытных пушистых котят. Будни отшельницы — это заботы по хозяйству, молитвы и написание писем, которые она передает с приезжающими. Те, уже вернувшись домой, складывают листы, густо исписанные аккуратным почерком, в почтовые конверты и отправляют адресатам — то в Кузбасс, то на Алтай, то в Хакасию. Антон — сотрудник пермского трамвайного депо, со своей родственницей познакомился как раз по переписке. Как-то, погрузившись в изучение истории своего рода, он понял, что и его предки, и предки знаменитой таежной отшельницы происходят из одного села — Лыково в Тюменской области. Старообрядцы, обосновавшиеся в горах Западной Сибири, ушли оттуда еще до революции — они и сегодня сохранили здесь крошечные уединенные поселения, жители которых не имеют даже паспортов. В самом же Лыкове, по словам Антона, о "старой вере" уже почти никто не помнит. Поняв, что с таежной отшельницей его связывает кровное родство, Антон почти два года назад написал ей письмо, передал его старообрядческому священнику, который похлопотал, чтобы письмо доставили Агафье с очередной экспедицией, и вдруг получил ответ. Я еще подумал: кто бы мне мог написать? Письмо было с Алтая, на конверте моя фамилия — Лыкову Антону, а внутри — ее рукой написанное письмо", — вспоминает Антон. Отчего там не жить? Известная в России горнолыжными курортами Шория исторически — край суровых таежников, охотников и рыболовов.
Лыкова Агафья Карповна.
Отшельница Агафья опять осталась совсем одна в хакасской тайге | К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро – глава семейства Карп Осипович, сыновья Саввин, Димитрий и дочери Наталья и Агафья (Акулина Карповна умерла в 1961 году). |
Таежная отшельница Агафья Лыкова | В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства – Акулина Лыкова, она умерла в 1961 году. |
Агафья Лыкова: Биография и история популярности отшельницы из Хакасии | Как живет сегодня героиня «Таежного тупика» отшельница-староверка Агафья Лыкова. |
Предыстория семьи Лыковых | Первоначально семья отшельников состояла из четырех человек: Карпа Осиповича, Акулины Карповны и двоих детей — Савина и Наталии. |
Как живет сейчас единственная из семьи староверов отшельница Агафья Лыкова - 1RRE | Акулина Карповна Лыкова (в девичестве Дайбова), родом из села Дайбово Республики Алтай (умерла от голода 16 февраля 1961 года). |
Агафья Лыкова: живучая отшельница из таежного тупика
Как отшельница Агафья Лыкова готовится к Новому 2022 году | Золотая Орда — интернет-журнал | В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства Акулина Лыкова — она умерла в 1961 году. |
Агафья Лыкова: живучая отшельница из таежного тупика | Агафья карповна лыкова последние новости. |
Агафья Лыкова - биография отшельницы, возраст, обычаи | Главная» Новости» Лыкова агафья последние новости на сегодня как поживает. |
– Здравствуйте, Агафья Карповна!
Карп Осипович и Акулина Карповна Лыковы происходили из общины староверов из окрестностей города Абазы. Биография отшельницы Агафьи Карповны Лыковой: личная жизнь сейчас, строительство нового дома в тайге, съемки документального фильма. Молодому Карпу Лыкову они не понравились, и он с женой Акулиной и маленьким сыном Савином подался вверх по Абакану. Карп Лыков умер во сне 16 февраля 1988 года, 27 лет спустя после своей жены, Акулины.
«Таежный тупик»: как семья Лыковых смогла так долго прожить в изоляции
Карп Осипович и Акулина Карповна Лыковы происходили из общины староверов из окрестностей города Абазы. Агафья Карповна Лыкова-единственная осталась в живых из большой семьи отшельников-староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. Умерла Акулина Карповна двадцать один год назад, от «надсады» (тяжело подняла) и от голода, доконавшего слабое тело.
Агафья Лыкова — биография
- Новости, события, экспедиции
- Агафья Лыкова: живучая отшельница из таежного тупика
- Первые старообрядцы в верховьях Абакана (Лыковы)
- Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана
- Агафья Лыкова биография, фото, последние новости, дом, сколько лет 2024 | Узнай Всё
…А еще Агафья Карповна серчает на медведя
Мама Агафьи Лыковой Акулина - YouTube | «Одна осталась сердешная»: отшельница Агафья Лыкова в свои 79 лет снова лишилась помощника, ждет поддержки с большой земли, пишет Агафья. |
…А еще Агафья Карповна серчает на медведя | Главная» Новости» Лыкова агафья последние новости на сегодня как поживает. |
Агафья Лыкова: от чего на самом деле умерла вся семья знаменитой отшельницы
Акулина Карповна Лыкова (в девичестве Дайбова), родом из села Дайбово Республики Алтай (умерла от голода 16 февраля 1961 года). Агафья Карповна Лыкова-единственная осталась в живых из большой семьи отшельников-староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. Первой в семье скончалась супруга Карпа Осиповича Акулина Карповна. Агафья Карповна Лыкова — сибирская отшельница, крестьянка, из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского.
Агафья Лыкова - последние новости на сегодня, 27.04.2024
Они отмечают, что у нее сложный характер и не покладистый нрав. Жить с ней очень трудно. В конце 2018 года Агафья Карповна вышла на связь с нынешним губернатором Кемеровской области по ранее подаренному ей спутниковому телефону и попросила оказать гуманитарную помощь. Сам чиновник лично посетил заимку и привез, как продовольственные товары, так и сено, корма для коз и кур. Женщина пожаловалась губернатору на больную руку и врач, прилетевший вместе с Цивелевым, осмотрел больную и выписал ей специальные мази. Он отметил, что здоровье у Лыковой крепкое и на данный момент никакая медицинская помощь ей больше не требуется.
Личная жизнь Вначале 60 — х умерла Акулина Карповна, а вначале 80 — х умерли оба брата Агафьи и сестра. Семь лет женщина жила вдвоем с отцом, который скончался в 1988 году. Оставшись одна, Лыкова списалась с родственниками и попробовала наладить с ними отношения, но ничего не вышло. Они приглашали Агафью переехать к ним и жить вместе, но женщина категорически отказалась. Когда отшельница осталась совсем одна, шествие над ней взяли сразу два региона: Кемеровская область и Хакасия.
Представители регионов проведывают женщину и помогают с продуктами. Лыковы Личная жизнь, как и биография женщины, были непростыми. После смерти всех членов своей семьи, она осталась совсем одна. Мужа у нее никогда не было. Агафья Карповна приняла постриг и переехала жить в монастырь.
Несмотря на то, что она жила в женском старообрядческом монастыре, ее взгляды на веру расходились с взглядами других женщин монастыря. Лыкова долго не смогла там находиться и вернулась в родную заимку. С годами отшельнице стало тяжело самостоятельно справляться с ведением хозяйства. Она с удовольствием принимает у себя гостей, оказывающих ей посильную помощь. Она поддерживает связь с чиновниками, которые всегда готовы помочь одинокой женщине с продуктами, лекарствами или привезти врача.
Соседом Лыковой многие годы был Ерофей Седов, который регулярно помогал ей управляться с хозяйством. Но, в 2015 году сосед умер.
Петру — проклятье. Он с ними шашни водил. Едак…» Заметили Лыковы сразу, как только были запущены, первые спутники: «Звезды стали скоро по небу ходить». Честь открытия этого записана в хронике Лыковых за Агафьей. По мере того как «скорых» звезд становилось все больше и больше, Карп Осипович высказал гипотезу, смелость которой Савином была осмеяна сразу: «Из ума выжил. Мыслимое ли говоришь?
Что «огни» не просто пускаются в небо людьми, а сами люди кружатся в них по небу, узнали Лыковы от геологов, но снисходительно засмеялись: «Это неправда…» Между тем самолеты, высоко и даже сравнительно низко над тайгой пролетавшие, они видели. Но в «старых книгах» было сему объяснение. Время текло тут медленно. Показывая часы, я спросил у Агафьи и Карпа Осиповича, как измеряют время они. А месяц — по месяцу видно. Вон, погляди, уже ущербился. День же — просто совсем: утро, полдник и вечер. Летом как тень от кедры упадет на лабаз — то полдник».
Счет времени по числам, неделям, месяцам и годам имел, однако, для Лыковых значение наиважнейшее! Потеряться во времени — они отчетливо сознавали — значит разрушить строй жизни с праздниками, молитвами, постами, мясоедами, днями рождения святых, со счетом своих тут прожитых лет. Счет времени самым тщательным образом берегли. Каждый день начинался с определения дня недели, числа, месяца, года по допетровскому счислению. И вел это дело он безупречно, не ошибаясь. Никаких зарубок, как это было у Робинзона, Савин не делал. Феноменальная память, какая то старая книга; проверка счета по рождению Луны и непременные коллективные определения утром «в какой день живем» были частями этого житейского календаря. Не отстали, не забежали Лыковы в хронике жизни ни на один день!
Это поразило геологов, когда они спросили при первой встрече: «А какое сегодня число? Это был день большой паники. Все вместе стали считать, сличать, вспоминать, проверять. Агафья, с ее молодой памятью, сумела схватить за хвостик чуть было не ускользнувшее Время. С нескрываемым удовольствием Агафья объяснила нам всю систему учета бегущих дней. Но люди, привыкшие к справочной службе, часам, отрывным и табельным календарям, ничего, разумеется, не поняли, чем доставили милой Агафье вполне законное удовольствие. О людях младшие Лыковы знали по рассказам воспоминаниям старших. Вся жизнь, в которой они не участвовали, именовалась «миром».
Людей надо таиться и бояться». Так их учили. Можно понять потрясение младших в семье, людей темных, но не лишенных способности размышлять, когда они увидели: люди, хоть и не молятся, а хорошие люди. Надо отметить, геологи отнеслись к Лыковым не просто внимательно, но в высшей степени бережно. Никакого оскорбленья религиозного чувства, полное уважение человеческого достоинства, помощь, какая только возможна, участие в их заботах. Не стану перечислять всего, что было подарено Лыковым для отощавшего их хозяйства. Даже кошек и прялку из Абазы привезли сюда вертолетом. У Лыковых появились искренние друзья.
Я попросил Агафью и старика их назвать. Назвали: «Единцев Евгений Семенович — золотой человек… Ломов Александр Иванович — помоги ему бог, тоже хорошее сердце имеет». Сердечным другом Лыковых был наш проводник Седов Ерофей Сазонтьевич. С ним старик и Агафья советовались, просили о чем то, уговаривали взять орешков. В числе друзей значится тут повариха геологов Надежда Егоровна Мартасова, которой Агафья исповедовалась во всем после смерти сестры, геолог Волков Григорий. Но очень скоро из молодых кто то робко предположил, что они «богом посланы». Савину и Карпу Осиповичу такое толкование событий понравиться не могло. На приглашение посетить лагерь не сказали ни «да», ни «нет».
Однако скоро пришли. Сначала, правда, вдвоем: отец и Савин — разведать. А позже и все заявились. И стали являться часто. С каждой встречей отношения все теплели. Было обоюдное жгучее любопытство. Геологи показывали «найденным людям» все, что могло их интересовать. Савин долго стучал по фанере ногтем, разглядывал ее с торца, даже понюхал: «Цё такое, доска не доска — вельми легкая и прочна».
Бензопила, понятное дело, повергла всех в изумление. Лодку с мотором оглядели, ощупали, проплыть не решились, но с интересом смотрели, как лихо летела лодка против течения Абакана. Хозяйственный Карп Осипович, все оглядев, оценив по достоинству, счел нужным дать начальнику экспедиции тайный совет: «Повара прогони. Картошку чистит, не сберегая добра. И много харчей собакам бросает». С собаками дружба не вышла у Лыковых. Добродушные, разноплеменные, готовые всякого обласкать, облизать, Ветка, Туман, Нюрка и Охламон никак не хотели признавать Лыковых, поднимали при их появлении лай несусветный. По этому лаю даже стали определять: не гости ли с гор?
Бежали за мостик глянуть. В самом деле, гуськом, босые, в занятных своих одеждах, с длинными посошками шли Лыковы. Необычный вид этих людей и запах, очень далекий, конечно, от ароматов «Шанели», собак возбуждали, и стихали они «вельми неохотно». В поселке есть хорошая баня. Топят ее почти ежедневно. Лыковым предложили попариться. Все наотрез отказались: «Нам это не можно». В беседах, проходивших обычно живо и даже весело, однажды дело дошло до момента неизбежно естественного.
Все примолкли и повернулись к Савину. Даже дед поднял брови. Более к разговору на эту тему не возвращались. Но визиты взаимные не прекратились. Отношения становились теснее и дружелюбней. Возле реки у нижней избушки Ерофей показал мне «пункт связи» — берестяной шалашик под кедром. В нем когда то геологи оставили глыбку соли с надеждой: возьмут. С тех пор шалашик служит для всяких случайных посылок.
Вверх по реке поднимается кто нибудь — в шалашик кладет гостинец. И в нем, в свою очередь, всегда находит берестяную упаковку орехов или картошки. Оставшись вдвоем, Карп Осипович и Агафья, по словам Ерофея, «совсем обрусели». Откровенно говорить стали: «Без вас скучаем». А когда дошел до них разговор, что участок геологов могут закрыть, погрустнели: «А как же мы? И далеко углубились, чтобы вернуться. Тут умирать будем». Наши с Агафьей и стариком разговоры были обстоятельно долгими и для обеих сторон интересными.
Вот любопытная часть разговора. В день, когда плотничали, старик спросил: — А как там в «миру»? Большие, я слышал, хоромины ставят… Я нарисовал в блокноте многоэтажный московский дом. Как же кормиться при такой жизни?! Были в общении и маленькие проблемы… Об отношении Лыковых к бане, к мылу и к теплой воде я уже говорил. В хижине возле дверей и на дереве, возле которого мы разложили костер, висят берестяные рукомойники. Общаясь с нами, старик и Агафья время от времени спешили к этой посуде с водой и омывали ладони. Не от грязи, а потому, что случайно коснулись человека из «мира».
Причем я заметил: мытья ладоней даже и не было, был только символ мытья, после чего Карп Осипович тер руки о портки чуть повыше колен, Агафья же — о черное после пожара платье. Были у нас с Николаем Устиновичем некоторые трудности с фотографией. Ерофей предупредил: «Сниматься не любят. Считают — грех. Да и наши их одолели сниманьем». Все дни мы крепились — фотокамеры из рюкзаков не доставали. Но в последний день все же решились заснять избушку, посуду, животных, какие ютились возле жилья. Старик с Агафьей, наблюдая за нашей суетливо вдохновенной работой в окошко из хижины, говорили сидевшему возле них Ерофею: «Баловство это…» Раза четыре «щелчки» случились в момент, когда старик и Агафья попадали в поле зрения объектива.
И мы почувствовали: не понравилось старику. И действительно, он сказал Ерофею: «Хорошие, добрые люди, но цё же машинками то обвешались…» Когда мы взялись укладывать рюкзаки, Карп Осипович и Агафья опять появились с орехами — «возьмите хоть на дорогу». Агафья хватала за край кармана и сыпала угощение со словами: «Тайга еще народит. Тайга народит…» Перед уходом, как водится, мы присели. Карп Осипович выбрал каждому посошок — «в горах без опоры не можно». Вместе с Агафьей он пошел проводить нас до места, где был потушен пожар. Мы попрощались и пошли по тропе. Глядим, старик и Агафья семенят сзади — «еще проводим».
Проводили еще порядочно в гору — опять прощание. И опять, глядим, семенят. Четыре раза так повторялось. И только уже на гребне горы двое нас провожавших остановились. Агафья теребила кончик дареного ей платка, хотела что то сказать, но махнула рукой, невесело улыбнувшись. Мы задержались на гребне, ожидая, когда две фигурки, минуя таежную часть дорожки, появятся на поляне. Они появились. И, обернувшись в нашу сторону, оперлись на посошки.
Нас видеть они уже не могли. Но, конечно, разговор был о нас. Тропинка довольно круто повела нас вниз, к Абакану. Год спустя И вот опять Абакан. Лечу, подмываемый собственным любопытством с наказом читателей, близко к сердцу принявших все, что было рассказано в прошлом году о семье Лыковых, с наказом: «Непременно там побывайте, мы ждем». Погода неважная. Вертолет скользит по каньону, повторяя изгибы своенравной реки. Вот уже «щеки» — две высоченные каменные стенки, между которых упруго льется вода.
Поворот от реки в гору, и мы уже над знакомым болотцем. Так же, как в прошлом году, кидаем из зависшего вертолета мешки, следом прыгаем сами. Знак рукой летчику — и привычный мир жизни вместе с утихающим грохотом исчезает. Находим тропу от болотца, идем по ней минут сорок. По случайному совпадению — тот же июльский день, что и в прошлый приход. Но начало этого лета было холодным. И там, где видели ягоды, сейчас пока что цветы. Запоздало пахнет черемухой.
Картошка на лыковском огороде только только зазеленела. Робко синеет полоска ржи. Горох, морковка, бобы — все запоздало ростом едва ль не на месяц. Возле хижины шаг замедляем… Перемены? Никаких совершенно! Как будто вчера мы стояли под этим вот кедром. Тот же дозорно настороженный кот на крыше. Та же птица оляпка летает над пенным ручьем.
Мои забытые кеды с подошвой из красной резины лежат под елкой. Окликать в этот раз хозяев нам не пришлось — в оконце увидели наш приход. Оба, как большие серые мыши, засеменили из темной норы навстречу. Но нет, приветствие прежнее — две сложенные вместе ладони возле груди и поклон. И сразу же оба захотели предстать пред гостями в незатрапезном виде. Карп Осипович тут же, скинув валенки, надел резиновые сапоги, затем нырнул в дверь, вернувшись в синей, помятой, но чистой рубахе, и, достав из под крыши, надел одну из трех нанизанных друг на друга войлочных шляп, доставленных кем то из щедрых дарителей. Из бороды старик вынул пару соломинок и придал ей двумя пятернями подобающий случаю вид.
Агафья Лыкова с отцом В момент открытия учёными хутора Лыковых семья состояла из пяти человек. В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи - Наталия. По одной из версий, скончались от голода, по другой - из-за болезни высказывались версии, что на их здоровье могло повлиять общение с геологами, которые занесли один из штаммов гриппа, к которому у живших изолированно от общества Лыковых не было иммунитета. В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» пострижения в монахини. Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с монахинями часовенного согласия. С этого момента Агафья практически безвыездно проживает на заимке Лыковых. За это время у неё побывало немало путешественников, журналистов, писателей, представителей религиозных общин разных конфессий. Также у Агафьи жили монастырские послушницы и добровольные помощники, помогавшие по хозяйству. Агафья состояла в переписке с местными властями и нередко просила о помощи. Бывший губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался доставлять отшельнице всё необходимое, а также оказать медицинскую помощь. В 2011 году Агафья Лыкова обратилась к предстоятелю русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию Титову с письмом, в котором просила присоединить её к РПСЦ, что и было сделано. Агафья Лыкова говорила, что считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. Агафья также отвергает многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся в России со времён императора Петра I и до наших дней. Правда, некоторые запреты, существовавшие у старообрядцев-беспоповцев, Лыкова не признаёт.
Она указывала: «если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия». Заимка Лыковой - не просто заимка, а практически монастырь, где она сама себе хозяйка. Некоторое время с ней на заимке жил Ерофей Седов умер в 2015 году. В 2015 году красноярские тележурналисты передали Агафье мобильный телефон. Просили не звонить по пустякам. Однако отшельница без конца набирала тревожную линию МЧС, и спасатели просто были вынуждены от нее отключиться. В 2016 году Агафья Лыкова лечилась в Таштаголе, потом вернулась к себе на заимку. В декабре 2018 года Агафья Лыкова сигнализировала о своем бедственном положении: она осталась без припасов на зиму. Женщина позвонила кинодокументалисту из Красноярска Андрею Гришакову, успела сказать успела лишь несколько слов о том, что у нее кончаются продукты, потом связь оборвалась. Детей не имеет. Всю жизнь прожила девственницей. Лыкова Агафья доверчивая как маленький ребёнок, гостеприимная, открыта для общения. Она практически всегда по доброму улыбается людям. Своему внешнему виду она никогда не уделяла внимания, так как больше заботится о духовном развитии.
Лыкова Агафья Карповна.
Как живет сегодня героиня «Таежного тупика» отшельница-староверка Агафья Лыкова. Агафья Карповна Лыкова — сибирская отшельница, крестьянка, из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского. Жена Лыкова Акулина Карповна очень хотела переехать на кордон, ближе к людям. последний ребёнок в семье старообрядцев часовенного согласия Карпа Осиповича и Акулины Карповны лыковых. Последняя представительница семьи староверов Агафья Лыкова по сей день проживает в таежном уединении.