Глава Чечни Рамзан Кадыров упрекнул митингующих ингушей в неуважении к руководителям двух республик. Что вытерпели чеченцы и ингуши?
НОВОСТИ. BEST:
- Содержание
- Definitioner
- Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию
- Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь -
- ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ. 73 года со дня депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года
«Чечевица-1944», или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 Февраля
Однако, повторимся, чеченцы на бытовом уровне 23 февраля праздником не считают. И не отмечают его. Глава Республики Рамзана Кадыров в этот день также всегда напоминает своему народу о трагических событиях 1944-го года. В соседней Ингушетии, чей народ разделил с братьями-чеченцами трагедию выселения 1944-го года, 23 февраля однако официальная скорбная дата. День национального траура ингушского народа. В Назрани сталинской депортации вайнахов посвящен целый мемориальный комплекс, что можно увидеть в Назрани. Например, тут можно увидеть теплушку, в которой людей везли в Среднюю Азию.
По распоряжению Евкурова в мечетях Ингушетии 23 февраля должны были читать траурные молитвы. При этом за год до этого Евкуров как генерал в отставке и Герой России торжественно отпраздновал «мужской день» и призвал к этому остальных ингушей. Всемирный конгресс ингушского народа — организация зарубежного происхождения, в ядро которой входят антироссийски настроенные ингуши из иностранных диаспор — является флагманом протестного движения в республике. Северо-Кавказская редакция EADaily.
В это время на фронтах находились более 21 тысячи ингушей, которые воевали вместе со всеми народами СССР против фашистских захватчиков, и после победы они возвращались не домой, с заслуженными орденами герои возвращались не в свой дом, к своим родным, а шли в ссылку вслед за своими близкими. Но мы все вернулись и смогли выстоять, сберечь себя, свою культуру, свой язык и возрождаем свою республику», — сказал на митинге в Назрани глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов. В столице Чечни Грозном также прошел митинг, посвященный 77-й годовщине выселения чеченского народа в Казахстан и Среднюю Азию. В нем приняли участие представители власти, общественные и религиозные деятели.
В этот день принято поздравлять мужчин, которые уже защищали страну, защищают в настоящее время и являются будущими защитниками.
Однако не все народы отмечают этот день — некоторые предпочитают не говорить об этом дне. Предпосылки Отношения чеченцев и ингушей к советскому правительству исторически были, мягко говоря, очень сложными. Это связано с карательными походами русских войск в 18 веке, восстанием чеченцев и ингушей в 1804 году, а также со вступлением войск Красной Армии в Грозный. Всего в период с 1920 по 1941 год произошло 12 крупных восстаний против властей. О меньшем и говорить не приходится - их было больше пятидесяти. Но это еще не все. Что касается населения, то советское правительство планировало переселить его в Казахстан, а также расселить по всей Средней Азии. Целью операции «Чечевица» была этническая депортация чеченцев и ингушей.
Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы?
Никогда там не было никакого предубеждения против России или русского языка. На заявления какого-нибудь ультраправого националиста обращали внимание и раздували проблему только российские СМИ. Даже в 2014 году украинцы без особой злобы восприняли потерю Крыма она прошла без крови. А вот захват Россией Донецка и попытки в Одессе и Харькове - вызвали стойкую негативную реакцию... Половина Украины уже была настроена против России. Тем не менее к русскому языку и россиянам, белорусам в частности отношение было нормальным был в Одессе через неделю после штурма Дома Профсоюзов - точно знаю...
Переселяли как по национальному признаку, так и по классовому. Операция, которая получила кодовое название «Чечевица», началась в самый разгар Великой Отечественной войны, сразу после того как Красная Армия отвоевала территории, оккупированные немецкой армией. Сталинский режим обвинил ингушей и чеченцев в массовом сотрудничестве с немецкими захватчиками, а затем 23 февраля 1944 года их массово депортировал. За восемь дней НКВД насильственно депортировал 350-400 тыс чеченцев и 91 250 ингушей. В официальных документах различаются точные данные о количестве депортированных и численности населения Чечено-Ингушетии. Военных заранее разместили на Северном Кавказе под видом фронтовых частей, отведенных на отдых и переформирование.
Чтобы подавить все оппозиционные порывы, сотрудники НКВД придумали хитрость. Однако никакого празднования не было. Вместо этого жители обнаружили солдат с автоматами, которые окружили и разоружили мужчин, а затем зачитали ошеломленным пленным указ об их принудительном изгнании. Депортируемым давали от часа до двух на сборы. Затем их погрузили в грузовики и отправили на вокзалы, откуда им предстоял длительный и тяжелый путь в товарных вагонах в ссылку. На фронтах Великой Отечественной войны сражалось множество ингушей и чеченцев, которые также были демобилизованы и отправлены в ссылку.
Те, кто сопротивлялся депортации и скрывался в горах Северного Кавказа, были либо убиты, либо арестованы, а затем высланы в Центральную Азию. Остаться в родных местах не позволили никому. После принудительного переселения народа Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ее территория разделена между соседними регионами — Ставропольским краем, Дагестаном и Северной Осетией. История чеченцев и ингушей была переписана, уничтожены почти все символические, исторические и материальные свидетельства вайнахской жизни, а в домах депортированных поселились русские, украинцы и северокавказцы. Депортация как акт геноцида и расовой дискриминации Многие советские и российские историки сходятся на том, что массовое дезертирство было причиной депортации чеченцев и ингушей.
Одна фактически защищает власть в ее решении. По мнению академика Александра Самсонова, причиной депортации стал частый бандитизм и сотрудничество народов с немцами. Существует легенда, согласно которой инициативные ингуши "подарили" представителям гитлеровской Германии некоего серебряного коня в знак своей покорности. О планах на чеченцев-коллаборационистов известно из переписки немецкого командования: На Кавказе, как нигде в другом месте России, адаты, мусульманские законы, шариат еще крепко держат в руках большую часть горского населения в повиновении. И это намного облегчает задуманную акцию. Горцы по натуре очень наивны и легкомысленны. С ними работать легче, чем с другими национальностями. Проблема этой теории в том, что немцам так и не удалось закрепиться на Кавказе, их буквально выбили со своей территории кавказские народы за считанные дни, поэтому вряд ли можно говорить о массовой поддержке населением немцев. Что же касается бандитизма, то ни в одном советском исследовании не указывается национальность совершившего уголовное деяние. Установить, являлись ли именно ингуши или чеченцы создателями бандитских группировок, не представляется возможным. Недружелюбному отношению центра к этническим общностям способствовали экономические трудности, не завершившаяся коренизация власти, неудовлетворенность степенью реализации лозунгов Революции на местах, выступления против Советов. На поверхность вытаскивалась общая оценка — "неблагонадежность". Война обострила это напряженное, "бифуркационное состояние", проявились такие институты, как дезертирство, уклонение от службы в Красной армии, - говорит научный сотрудник РАН Николай Бугай. Если говорить о второй теории, то здесь все кажется более очевидным. После раздробления территории Чечено-Ингушской АССР большая часть земель на самом деле отошла Грузии, а России — только те земли, на которых проживали русские. Депортация также способствовала снятию напряженности с Турцией, которая, по мнению советского руководства, подогревала мусульманское население на Кавказе к восстанию. Есть и третья теория, высказанная историком Эдиевым. По ней депортация чеченцев и ингушей стала результатом глобальной политической игры по поднятию утраченного в результате войны рейтинга НКВД. Берия страстно желал вернуть господство над страной, политически уничтожив видных военных деятелей, снискавших славу у населения военными успехами. Поэтому для депортаций и использовались военные силы. Сталину же эта идея, мягко скажем, не претила. Берия, Кобулов, Круглов, Серов и прочие организаторы репрессий в итоге были награждены теми же орденами орденами Суворова , что и главнокомандующие армий. Людей везли в товарных вагонах, предназначенных для зерна Операция "Чечевица" не встретила особых препятствий и ожесточенных споров. Вопрос был только в том, когда начинать - после освобождения Кавказа от немцев или сразу, как только в регион придет Красная Армия. Что примечательно, Молотов и Жданов в компании других членов ЦК ратовали за немедленную депортацию, а Берия и Сталин — за то, чтобы подождать. Оппонировал этим двум согласным друг с другом группам лишь один человек — Анастас Микоян. Естественно, активное выступление против вождя означало политическое и физическое самоубийство, поэтому Микоян пытался указать на то, как это будет воспринято на Западе. Его никто не послушал.
Несмотря на то что говорить о скором выселении населения солдатам запретили, те из них, кто жил в домах у чеченцев и ингушей, пытались разными способами донести до них, что их ждет. Вернувшись домой, так и не продав животное, он увидел недовольное лицо пожилого солдата, который жил у него дома. Зная о предстоящем выселении, военнослужащий понимал, что теперь у горца не будет на руках достаточно денег, а бычка придется оставить. Бывали случаи, когда военные все же проговаривались, выпивая с местными. За это их жестоко наказували", - рассказывает Муса Ибрагимов. Разлука с землей предков ценой в тысячи жизней Рано утром 23 февраля 1944 года оперативные работники начали вызывать мужчин на собрания в местные клубы и площади, посвященные якобы дню Красной армии. Там им объявили о том, что их выселяют. Некоторых из числа собранных отправили домой оповестить родственников, а остальных доставили к местам погрузки в эшелоны. Во многих случаях солдаты сами приходили за женщинами, стариками и детьми. Рано утром к нам постучались, и в дом вошли около восьми солдат. Строгим голосом они приказали нам быстро собраться и сообщили, что нас депортируют. В это время шокированная мать вскочила и натянула на себя кожаную куртку отца. Один из конвоиров отобрал куртку у матери - мол, она мужская. Однако мать вырвала ее из его рук. Дальше нас погрузили в грязные, старые и холодные вагоны", - вспоминает уроженка Старых Атагов Петимат Саидова. С 23 февраля до 15 марта 1944 года в Казахстан были отправлены 180 эшелонов. Также, по официальным данным,в пути во время депортации погибли полторы тысячи человек и родились 60 детей. Также более тысячи человек были госпитализированы. Один раз в день людям выдавали горячую пищу. Те, кто сумел взять с собой еду, готовили в пути", рассказывает Муса Ибрагимов. Однако взять с собой теплую одежду и запасы продуктов смогли не все. Чтобы хоть чем-то накормить детей, женщины разбавляли муку водой и поили их жидким тестом. Вы спросите: откуда мы брали воду? Конечно же, растапливали снег. Молодые парни во время остановок выпрыгивали с эшелонов и собирали снег. Бывало, что нам давали соленую воду, но лишь для того, чтобы хоть как-то успокоить детей", - вспоминает события 72-летней давности Совдат Н. В дороге не стало ее старшей сестры, и они остались одни с матерью. Через несколько дней от сильного стресса, холода и обезвоживания скончалась и мать. Как больно, что ты осиротела", - рассказывает 90-летняя женщина. Молодые мужчины и женщины даже перед лицом смерти не забывали о традициях и уважении к старшим. Поезд останавливался редко, и возможности сходить в туалет, кроме как в вагоне со стариками и женщинами, не было. Многие умирали в пути от разрыва мочевого пузыря. А всех умирающих выбрасывали из вагонов. Единственное, что могли сделать родственники, это засыпать их снегом. Это было очень тяжело. Для чеченцев и мусульман оставить непохороненными тела своих близьких- это тяжкое воспоминание на всю жизнь", - говорит историк Муса Ибрагимов.
Почему ингуши ополчились на чеченцев из-за границ внутри России?
23 февраля 1944 года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей — | В Ингушетии и Чечне 23 февраля прошли митинги в память о 77-й годовщине депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. |
На чечено-ингушской границе прошел неразрешенный митинг чеченцев: Россия: | В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. |
23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей
Чечня сегодня отмечает День защитника Отечества, каких-либо официальных мероприятий, посвященных 73-летию сталинской депортации чеченцев и ингушей, 23 февраля в республике проводиться не будет, сообщили в аппарате главы и правительства Чечни. Чечня сегодня отмечает День защитника Отечества, каких-либо официальных мероприятий, посвященных 73-летию сталинской депортации чеченцев и ингушей, 23 февраля в республике проводиться не будет, сообщили в аппарате главы и правительства Чечни. 73 года назад, 23 февраля 1944 года началась массовая депортация чеченцев и ингушей в Центральную Азию.
Всемирный конгресс ингушей: 23 февраля — позорная и мифологизированная дата
«Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. Как известно, 23 февраля 1944 г. чеченцы и ингуши были насильственно выселены в Среднюю Азию и Казахстан. Но их лишили не только родины: Сталин отдал приказ уничтожить всё, что могло напоминать о существовании этих народов, чтобы уничтожить даже саму память о них. 23 февраля 2002, 22:02. В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей. Командование федеральной группировки накануне этой даты не предпринимало особых мер безопасности. 23 февраля, на рассвете, в дома чеченцев и ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами и винтовками.
23 февраля 1944 года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей
Народ не бывает виноватым", - отметил глава Ингушетии. Он напомнил, что от сталинского режима пострадали не только репрессированные малые народы, но и миллионы русских. Мы выстояли. И сегодня, благодаря нашим старшим, их мужеству и несгибаемому духу, мы имеем свою государственность и созидаем.
Конгресс ингушского народа просит депутатов парламента Ингушетии перенести празднование с 23 февраля на 15 января — день издания декрета Совнаркома о создании Красной Армии. EADaily напоминает, что в 2018 году глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров «из чувства уважения к жертвам депортации вайнахов» отменил в республике праздничные мероприятия в честь Дня защитника Отечества. По распоряжению Евкурова в мечетях Ингушетии 23 февраля должны были читать траурные молитвы. При этом за год до этого Евкуров как генерал в отставке и Герой России торжественно отпраздновал «мужской день» и призвал к этому остальных ингушей. Всемирный конгресс ингушского народа — организация зарубежного происхождения, в ядро которой входят антироссийски настроенные ингуши из иностранных диаспор — является флагманом протестного движения в республике.
Однако он был, так сказать, молодым да ранним — между чеченскими войнами этот юный полевой командир ему не было и 25 успел прославиться самым скверным образом. Похищения людей, теракты, отдельной строкой — подготовка смертниц.
В этом качестве Цагараев успел отметиться историей, гадостной даже на общем фоне вооруженного подполья — он уговорил взрываться влюбленную в него шестнадцатилетнюю девушку. Школьница, к счастью, была ранена прямо в «шахидмобиле» бойцами комендатуры, которых пыталась убить, провела цветущие годы в колонии в Мордовии и за это время раздумала взрываться. Ну, а Цагараев воевал, и не так уж безуспешно. Цагараев Одной из приоритетных целей для боевиков всегда были чеченцы-лоялисты. Антидудаевская оппозиция сражалась против боевиков еще до официального начала контртеррористической операции 1994 года. Для террористов «национал-предатели» были серьезной проблемой: убийства милиционеров и функционеров администрации происходили регулярно. Вечером 21 июля 2001 года Магомед Цагараев с группой боевиков собрался устроить очередную карательную акцию. Его целью был немолодой милиционер из Заводского района Грозного Сайди Ташухаджиев. Он ужинал во дворе своего дома вместе с другом — тоже чеченским милиционером. В городе было темно и малолюдно, электричество в доме работало от генератора, найти нужный дом и подобраться к нему проблемы не составило.
Чеченцы и ингуши породнились с казахами и стали братскими народами. В Чечне и Ингушетии по сегодняшний день помнят об этом. Часто мальчикам дают имя - Казах, - говорит Руслан Баматгереев. Лишь через 12 лет после переселения, в 1956 году, после смерти Сталина с людей были сняты ограничения по передвижению, однако возвращаться на родину им не разрешалось. Несмотря на это, весной 1957 года в восстановленную Чечено-Ингушскую АССР возвратились 140 тысяч насильственно депортированных. Воспоминания чеченцев, переживших депортацию в Казахстан. Арапиев: «В переполненных до предела «телячьих вагонах», без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения...
Пошёл гулять тиф. Лечения никакого, шла война... Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда, в чёрном от паровозной копоти снегу, хоронили умерших уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте ». Селим А, 1902 г. Её расстреляли из автомата. Затем, завязав на шее стальную проволоку, выволокли на улицу, сломали изгородь и, обложив ею тело, сожгли. Закриев Саламбек и Сайд-Хасан Ампукаев похоронили её вместе с этой петлёй.
Она была сестрой моего отца... Адлоп Мальсагов: «В Казахстане нас выгрузили в открытое поле.
В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей
23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей | Отношения чеченцев и ингушей к советскому правительству исторически были, мягко говоря, очень сложными. |
23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ | 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. |
Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории
В этом качестве Цагараев успел отметиться историей, гадостной даже на общем фоне вооруженного подполья — он уговорил взрываться влюбленную в него шестнадцатилетнюю девушку. Школьница, к счастью, была ранена прямо в «шахидмобиле» бойцами комендатуры, которых пыталась убить, провела цветущие годы в колонии в Мордовии и за это время раздумала взрываться. Ну, а Цагараев воевал, и не так уж безуспешно. Цагараев Одной из приоритетных целей для боевиков всегда были чеченцы-лоялисты. Антидудаевская оппозиция сражалась против боевиков еще до официального начала контртеррористической операции 1994 года. Для террористов «национал-предатели» были серьезной проблемой: убийства милиционеров и функционеров администрации происходили регулярно. Вечером 21 июля 2001 года Магомед Цагараев с группой боевиков собрался устроить очередную карательную акцию. Его целью был немолодой милиционер из Заводского района Грозного Сайди Ташухаджиев.
Он ужинал во дворе своего дома вместе с другом — тоже чеченским милиционером. В городе было темно и малолюдно, электричество в доме работало от генератора, найти нужный дом и подобраться к нему проблемы не составило. Цагараев и его люди вошли во двор. Обоих милиционеров почти сразу убили из пистолетов с глушителями.
А помимо этого отец и знахарем был.
Однажды он вылечил какую-то простую болезнь, и про него слухи пошли, как про целителя и святого. Рассказывает Ахмед С. Я уже тогда работал учителем в Шатойской школе. Направили для ликвидации безграмотности. В мои шестнадцать лет у меня были ученики старше меня в 3, а то и в 4 раза.
То, что я был грамотным спасло меня и мою семью в Казахстане. Сначала я устроился на работу в поле. Потом устроился на работу в кузнице. Там было тепло. А это много значило для меня.
Тепло означало жизнь. Однажды я расписывался в каких-то документах, и проверяющий заметил мой подчерк. Он спросил:"ты грамотный? И тогда он предложил мне работу. Я должен был контролировать раздачу карточек на хлеб и другое питание.
В общем, работа была завидной. Тогда я этого не знал, и отказался. Мне хотелось работать в теплой кузнице. А этот человек мне сказал: "Ты дурак? Знаешь от чего отказываешься?
Ты же семью кормить сможешь! Ты же никогда голодным не останешься! Еды очень не хватало, и он научил меня держать "мертвые души". Карточки лишние тогда оставались, и по этим карточкам можно было получать хлеб, зерно, другие продукты. Мне выдали сапоги, китель, кожанную сумку для карточек.
Однажды я шел среди дворов и увидел одну старушку, которая костылем ковырялась в пепле недавнего костра. Я ее спросил, что она делает, а она ответила, что "иногда среди углей рыбьи головы встречаются, а в ним мясо чуть чуть бывает, вот и ковыряю". Мне ее стало очень жаль. Оказывается, у них не было кормильца. Люди помогали им чем могли, но и сами не жирно жили.
Я дал ей несколько карточек и рассказал куда надо идти и получить хлеб. За это меня могли расстрелять, или посадить. Но я об этом не думал. Да, я совершил тогда преступление, но большим преступление было то, что сделало государство с этой старушкой и мной, и тысячами других таких же. Семья этой старушки выжила.
Она сама уже давно умерла, но с ее потомками мы до сих пор поддерживаем связь. Они в Ведено живут. В горечи и радости мы с ними всегда были вместе. Они не забыли то, что я сделал. Да это и не такой уж подвиг, но они всегда меня благодарят.
Хотя подвиг был в том, что каждый из чеченцев тогда сделал.
В марте 1942 г. В 1943 г. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. В 6 утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты. Сначала забирали мужчин, после приходили за женщинами и детьми. На сборы давалось от 10 минут до 2 часов. Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия.
На семью формально разрешалось брать до 500 кг груза, но фактически большую часть вещей люди были вынуждены оставлять, так как в вагон загоняли по 45 человек для сравнения — при депортации немцев разрешалось брать по тонне вещей, которые транспортировали отдельно, а в вагон помещалось по 40 человек только с ручной кладью. Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте всё будет возмещено. Разумеется, никто ничего не возмещал и все оставленное имущество депортируемых расхищалось. Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей. Смертность была высокая. Умиравшие в дороге от голода и болезней, оставлялись незахороненными вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как отходить от эшелона запрещалось далее 5 метров. Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Задокументированы факты расстрелов не подчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом, «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» и т. Операция продолжалась до 9 марта 1944.
Было отправлено 180 эшелонов с 493 269 людьми. Только в ходе их следования родились 56 человек и умерли 1272. В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944. Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем «срывали график» депортации. По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо. Пытавшихся выбраться из охваченного пламенем строения расстреливали из пулемётов и автоматов. Формулировкой для массовой казни стали слова «ввиду нетранспортабельности». В 1991 году прокуратура возбудила уголовное дело по факту массового убийства людей. Судебно-медицинские эксперты исследовали останки жертв расправы, захороненные немногими избежавшими депортации жителями в яме, из которой прежде жители Хайбаха набирали глину, а также останки, оставленные под слоями золы и пепла на месте сгоревшей конюшни.
Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное "добро" и вернул вместо одного зарезанного барана двох - в знак благодарности, что не бросил меня там", - рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус. На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам. А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках. Чувства переполняли меня в этот момент. Один из тех чеченцев сказал, что отведет меня к тете, и мы пошли.
Всю дорогу я представляла себе радостное лицо тети, отца и долгожданную встречу с мамой. И вот мы дошли. Сначала она не поверила, что я - это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве. Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются. Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, - моя мама— умерла", - рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой. Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей. Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков. Хайбах — аул, которого нет Депортировать людей, проживавших в горных районах, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были разбросаны по обширной территории, и доставить жителей в пункты сбора, а далее к эшелонам не представлялось возможным.
Приказ от высшего руководства был однозначным — не оставлять на местах никого. Одним из известных и трагичных решений, по мнению кавказских историков, стал инцидент, когда якобы были сожжены и расстреляны 700 человек. И было принято решение их уничтожить. Людей согнали в большую конюшню, якобы переночевать. Попросили помочь утеплить ее сеном, чтобы ветер не дул, и после этого заживо сожгли всех этих людей. Поняв, что произошло, люди начали бежать к воротам, которые раскрылись под их натиском. Увидев это, Гвишиани, отвечающий за их выселение, отдал приказ открыть по ним огонь", - излагает одну из версий тех событий Муса Ибрагимов. Несмотря на многочисленные споры о реальности этого преступления, есть свидетели, которые детально описывали произошедшее и добивались наказания виновных. Это люди, которые в момент сожжения конюшни оказались на стойбищах высоко в горах или куда-то отлучились из дома. Им оставалось только наблюдать.
Это приказ Серова и Берии", - отмечает историк. Была создана комиссия, которая, выехав на место, обнаружила останки сотен людей. Однако протокол об обследовании не был обнародован. Несмотря на показания десятков свидетелей и найденные останки, статус Хайбаха не определен до сих пор. Некоторые историки, основываясь на документах тех лет, утверждают, что сожжение 700 человек в высокогорном Галанчожском районе— "историческая фальшивка". После принятия в 1991 года закона о реабилитации репрессированных народов их лишили наград.
«Помним и не забудем». Хабиб почтил память депортированных чеченцев и ингушей
В 1991 году прокуратура возбудила уголовное дело по факту массового убийства людей. Судебно-медицинские эксперты исследовали останки жертв расправы, захороненные немногими избежавшими депортации жителями в яме, из которой прежде жители Хайбаха набирали глину, а также останки, оставленные под слоями золы и пепла на месте сгоревшей конюшни. Однако дело прекратили в связи со смертью основных обвиняемых. Возвращение Изгнание народов первоначально было объявлено вечным, однако фактически продлилось 13 лет. Весной и летом 1957 года на родину вернулись около 140 тысяч человек. Только их дома уже были заняты переселенцами из других регионов СССР.
Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии. Люди хотели жить в тех домах, в которых они проживали до депортации, и большинству из них пришлось выкупать свои дома у людей, поселившихся в них после выдворения хозяев. По мнению большинства чеченцев, своим возвращением они обязаны Хрущеву. Его имя до сих пор носит площадь в центральной части Грозного. Действительно, Каганович, Молотов и другие сталинисты выступали против возвращения репрессированных народов на историческую родину.
Этих волков мы с трудом собрали из лесов, а вы хотите их вернуть…» Хрущев ответил: «И леса наши, и волки наши…» Чеченцы и ингуши в Великую Отечественную войну Во время Великой Отечественной войны многие вайнахи проявили себя с лучшей стороны. В защите Брестской крепости приняли участие от 250 до 400 выходцев из Чечено-Ингушетии. Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистов целый батальон. Ханпаша Нурадилов уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулеметов противника и лично взял в плен 12 фашистов. В апреле 1943 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Снайпер Ахмад Магомадов в боях под Ленинградом уничтожил более 90 фашистов. Снайпер Махмуд Амаев уничтожил около 190 фашистов. В связи с депортацией представленные к медалям и орденам в том числе Герои Советского Союза воины из Чечено-Ингушетии часто оставались без награды либо были награждены намного позже, зачастую посмертно. Всего в ВОВ погибли в боях около 2300 чеченцев и ингушей. Понравилась статья?
Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов.
Истина же, видимо, в том, что район Нашха представлял собой древний культурно-религиозный и сакральный центр, сложившийся, как минимум, в 1-м тысячелетии до н. В качестве символа единства чеченского народа в Нашхе, по народным преданиям, был изготовлен в древности огромный общечеченский котел, склепанный из вертикальных медных полос, на котором были выбиты тамги всех чеченских тейпов [20, c. Кроме того, каждый крупный чеченский тейп строил в Нашха свою боевую башню, в качестве символа принадлежности к единому чеченскому народу нахчи.
Их фундаменты сохранились здесь и сегодня. Еще в свое время профессор Н. Яковлев отмечал, что чечено-ингушская культура и язык сложились вокруг культурно-религиозного центра Нашха [24, c. Следует отметить, что культурно-религиозные центры, считающиеся священными, сакральными местами, как чеченский Нашха, были и есть у многих народов мира.
Это гора Сиону евреев в Палестине, гора Фудзияма у японцев, гора Арарат у армян и т. Как и в истории многих народов мира, крайне отрицательную и разрушительную роль в формировании чеченского народа сыграло нашествие на Северный Кавказ монголо-татар. В политической истории народов Северного Кавказа памятен 1222 г. Поход монгольских полководцев Джебе и Субэдея на Северный Кавказ привел к регрессу в общественно-экономическом и культурно-политическом развитии многих горских народов, в том числе чеченцев.
Шора Ногмов в своей работе рассказывает о героической совместной борьбе кабардинцев и чеченцев с войсками монголов, в которой они потерпели поражение. Результатом этого поражения стали огромные людские потери[16, c. По нашему мнению, нахи нахчи, нахчматьяне, нохчи — это один этнический массив, слова синонимы под давлением кочевников монголо-татар в Х111 в. Большая часть ушла в горные районы Аргунского и Галанчожского ущелий,а также Ичкерии, часть — в Ассинское и Джейрахское ущелья.
В течение этих четырех веков разные части единого до ХIII в. В результате появились различия в языке и некоторых обычаях. Основная масса нахов нахчматьян , проживавшая на территории Нохч-Мохк, сохранила свое старое название — нохчи чеченцы. Та часть нахов, которая ушла в горы Ассинского и Джейрахского ущелий, стала называться галгай ингуши.
Об этом говорят и народные предания. Так, в фамильно-родовом предании эхишбатойцев говорится, что предок их по имени Эхиши его брат Галгай были сыновьями легендарного Мааша, жившего в Нашхе. Возмужав, братья расселились в разные стороны: Эхиш поселился в междуречье Гудермеса и Хулхулау, а Галгай ушел в направлении рек Ассы и Фортанги [20, c. Третья часть, отступившая в горы на стыке Чечни и Грузии — бацбийцы цова-тушины.
Кобычев, — сравнительно единый до этого нахский этнос распался на три обособленные части: южных нахов самоназвание бацби , западных, или ингушей галгай и восточных, или чеченцев» [12, c. Вертепов: «Под именем ингушей, — писал он, — известна народность чеченского племени, состоящая из нескольких групп и обществ: джераховцы жили по обеим берегам Макалдона; кистинцы по рекам Ассе и Сунже; назрановцы — по верховьям рек Сунжи, Камбилеевки, Назрановки и по течению этих рек до впадения реки Яндырки в Сунжу и по Терской долине. Все эти названия придуманы русскими и даны каждому обществу по имени важнейших аулов, долин, гор или рек, на которых они обитали. Общее название все эти шесть обществ ингушей получили от большого аула Ангушт, который находился в Терской долине.
Они соседствовали на востоке с чеченцами, на западе с осетинами, на северо-западе и севере с кабардинцами, на юге с тушинцами, хевсурами и грузинами» [25, c. Огромную роль в возвращении чеченцев на плоскость сыграла борьба русского народа с Золотой Ордой, приведшая, в конце концов к ее разгрому. Именно это создало со временем условия для возвращения чеченцев на равнину и нового ее освоения и, соответственно, развития у них производительных сил и экономики. Как отмечал Самойлов, с 20—30-х гг.
ХVIII в. В I-м тысячелетии до н. Так, известный грузинский этнограф В. Гамрекели писал, что анализ грузинских письменных памятников позволяет утверждать, что в древности и в средневековье нахские племена населяли большую часть Центрального Кавказа, включая «Двалетию, Мегран-Двалетию и территорию, занимаемую ныне тушами и пшаво-хевсурами» [7, c.
Кобычев считал, что в глубокой древности вайнахи, по-видимому, обитали по обе стороны Главного Кавказского хребта и лишь со временем происходит постепенный отлив нахского этноса из Закавказья к северу [12, c. К этому периоду I-му тысячелетию до н. И, тем не менее, и сегодня сохраняется «общенахское самосознание, опирающееся на историческую память об общем происхождении и общей истории, сохранился — несмотря на образование диалектов, а затем и двух литературных языков чеченский и ингушский — общий культурный язык, осталось неизменным осознание этнополитической общности» [9, c. В древнеармянских источниках нахи известны как нахчматьяне: следовательно, современное самоназвание чеченцев — нахчи — своими корнями уходит в древность.
Выводы: — чеченцы нахи — один из древнейших, коренных народов Северного Кавказа; — археологический и фольклорный материалы, данные древнегреческих, древнеармянских и древнегрузинских источников доказывают, что предки современных чеченцев и ингушей нахи, нохчи, нахчиматьяне проживали на современной территории Чеченской и Ингушской республик, как минимум, с IV—III тысячелетий до н. Алексеев, Р. Мунчаев, В. Виноградов, Гумба, В.
Марковин, Ф. Тотоев и др. Гумба в своей монографии «Нахи: вопросы этнокультурной истории» отмечает, что в I-м тысячелетии до н. Список использованных источников и литературы Алексеев В.
Всесоюзная научная конференция. Тезисы докладов и сообщений. Шатой, 1991. Белозерская Н.
Берже А. Тифлис, 1984.
Вернуться домой вайнахи смогли только через пятнадцать лет... Можно сколь угодно обвинять чеченцев и ингушей в попытке восстания против Сталина. Однако вайнахские дети, женщины, старики депортированные в Казахстан и Киргизию тем февральским днем, уж точно не были ни в чем виноваты... Интересно, что в 1990-е и 2000-е годы 23 февраля в Чечне официально считалось Днем памяти и скорби. Но в 2011-м году эту дату власти внезапно перенесли на 10 мая день похорон Ахмата Кадырова. Также был демонтирован и частично перенес на новое место установленный в Грозном еще при Джохаре Дудаеве знаменитый памятник жертвам депортации работы скульптора Дарчи Хасаханова. Тот самый со знаменитой надписью Духур дац.
Митинги к 77-летию депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию прошли во вторник в Грозном и Назрани. Также в Чечне и Ингушетии были организованы благотворительные акции, чтение молитв и турнир по борьбе. Его участниками стали жители региона, старейшины, очевидцы, пережившие депортацию, представители власти и общественники, религиозные деятели. Перед началом митинга собравшимися была прочтена молитва по всем погибшим в годы ссылки. В это время на фронтах находились более 21 тыс. Но мы все вернулись и смогли выстоять, сберечь себя, свою культуру, свой язык и возрождаем свою республику", - сказал на митинге в Назрани глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов.
23 февраля депортация Ингушей и Чеченцев
Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию. 23 февраля 2021, 12:02. Самым трагичным днём в истории чеченцев и ингушей является 23 февраля. 23 февраля года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей — [HOST]. На рассвете 23 февраля 1944 г. началась самая массовая по численности и жестокости депортация ингушей и чеченцев. Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, для всех ингушей — день скорби, заявляет Всемирный конгресс ингушского народа (ВКИН) — международная организация, созданная в разгар митингов протеста в Магасе осенью 2018 года.